почему нельзя изображать бога отца на иконах
Изображение Бога Отца в Храмах.
Виктор Стрельников
Существует запрет на изображение Бога Отца на иконах, но почему под сводом в храме изображается Бог Отец?
Немного поясню, этот вопрос не для упрека. Этот тот вопрос который могут задать инаковерующие и мне очень важно дать правильный ответ. Заранее благодарю Вас!
протодиакон Сергий Шалберов
Тем не менее, в 1655г. на Великом Московском Соборе под давлением честолюбивого и одиозного реформатора патриарха Никона было принято решение об абсолютной недопустимости изображения Бога-Отца, поскольку «Бог есть Дух, которого никто не видел». Вскоре патриарх, породив трагедию раскола и национального геноцида, был лишен сана и низложен, однако патриарший указ остался в силе, но в действительности это решение много веков повсеместно игнорируется Русской Православной Церковью, хотя богословские споры продолжаются и в наше время. Так, существует точка зрения, что неоднократно описываемые в Ветхом Завете антропоморфные облики Божества были явлением второго Лица Троицы, Бога-Сына, предвозвещая грядущее Боговоплощение – поэтому над изображением Ветхозаветного Саваофа часто надписывается имя Иисуса Христа.
Об этом бессилии искусства отразить всё богатство духовных реалий прекрасно написал В.А.Жуковский, который дорожил тайной мироздания и, скорей, касался покрывала, чем пытался его приподнять:
Икона Бога
Вопрос об изображении Бога Отца на иконах является очень сложным и очень спорным. Он обсуждался и на Вселенских соборах, и на соборах православной церкви, в частности, на Стоглавом соборе в 1551 году и на Большом Московском соборе в 1666-1667 годах, которые постановили, что иконы Бога Отца неканонические. И все же почти в каждом православном храме такое изображение есть.
Почему нельзя изображать Бога Отца
Такие поборники почитания икон как св. Иоанн Дамаскин и св. Феодор Студит утверждали, что икона Бога не может быть написана, так как мы Его не видим, в отличие от Бога Сына – Иисуса Христа, у Которого было две ипостаси – человеческая и божественная, и святых, которые были людьми. Как сказано у Иоанна (1:18), «Бога не видел никто и никогда».
Святые отцы отвергали иконы Господа, так как это антропоморфный, то есть созданный по образу и подобию человека, образ Бога Отца. Богословы определяют Бога Отца как первую, начальную и причинную ипостась Святой Троицы.
Учение о триединстве Пресвятой Троицы
Триединство Пресвятой Троицы является основным христианским догматом. Она едина в трех лицах: Бог Отец, Бог Сын (Иисус Христос) и Бог Святой Дух (изображается в виде Голубя), которые в одно и то же время и не слитны между собой, и являются нераздельными проявлениями одной из сущностей Господа. Это так называемая Троица Ветхозаветная, лучшим воплощением которой в русской иконописи стала «Троица» Андрея Рублева.
На знаменитой иконе Андрея Рублева «Троица» явлено символическое воплощение Троицы в соответствии с каноном. Однако икона «Отечество», которую нередко именуют «Новозаветной Троицей», изображает Ее совершенно иначе, хотя три обличья Господа и должны символизировать Триединство Его.
Здесь Бог Отец предстает в виде величественного старца с седой бородой, восседающего на престоле; Бог Сын – в виде Христа Эммануила (Эммануил – обозначение Иисуса-отрока), а на груди Его, в сфере – Голубь, символизирующий Бога Святого Духа.
Икона «Отечество» очень древнего происхождения: первое из дошедших до нас датируется началом 11 века
Она была широко распространена и, несмотря на негативное отношение церкви, ее можно увидеть в иконостасе многих храмов. Как правило, ее помещают на иконостасе в верхний праотеческий чин, чтобы она как бы осеняла собой все пространство храма.
Крайне редко встречается икона «Бог Отец Саваоф». С формальной точки зрения это как бы изображение Новозаветной Троицы, так как в медальонах на груди Господа изображены и две другие ипостаси Троицы (Бог Сын и Бог Святой Дух), но основное внимание приковано к Лику Бога Отца.
Почему икона Бога нужна верующим?
Иисус учил: «Будьте как дети». Если спросить любого ребенка, как он представляет себе Бога Отца, то он наверняка скажет, что это добрый (или строгий, но справедливый) дедушка с большой белой бородой, который сидит на облаках. Если ребенок уже знаком с основами православия, он может добавить, что там сидит еще Иисус Христос и летает голубь Святой Дух (примерно, как на иконе «Сопрестолие»).
Это, конечно, очень примитивное и наивное представление, но простому человеку важно иметь перед собой зримый образ своего Небесного Отца, Который прозревает все наши мирские дела и способен защитить нас. Но и мы чувствуем свою ответственность перед Ним: создавая человека, Он наделил его свободой воли, поэтому только от нас зависит, выберем мы праведный путь или греховный. А богословские тонкости большинству верующих недоступны.
Храм святых Косьмы и Дамиана ст. Родниковская
По благословению ИГНАТИЯ епископа Армавирского и Лабинского
Можно ли изображать Бога Отца?
Можно ли изображать Бога Отца?
В последнее время все чаще приходится слышать мнение о неправомочности этого изображения. Так как падший человек сам по себе не может разобраться в том или ином церковном вопросе, то по совету священного писания: «Все подвергайте испытанию; держитесь добра» посл. к Фессан гл.5 ст.21, мы и попытаемся разобраться в этом вопросе.
Для православного христианина, есть три божественных источника, которые являются непререкаемым авторитетом: это
1) Священное писание
2) Священное предание
3) Святоотеческое наследие
по порядку, сперва обратимся к священному писанию Нового Завета.
В Евангелии от Иоанна гл.1 ст.18 сказано «Никто никогда не видел Бога. Только Бог – единственный Сын, пребывающий рядом с Отцом, — Он открыл нам Его».
Сам Господь Иисус Христос свидетельствует «Всякий, кто услышал Отца и у него научился, приходит ко Мне. Это не значит, что кто- либо видел Отца. Лишь Тот, кто пришел от Бога, один Он видел Отца.» Ев. от Иоанна гл.6 ст.45-46.
На просьбу апостола Филиппа показать Отца, Господь упрекает его: «Я столько времени с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Тот, кто видел Меня, видел Отца. Как же ты говоришь: «Покажи нам Отца? Иоанн гл. 14. ст.8-9 т.е. если хочешь увидеть Отца, то посмотри на Меня. Поэтому те, кто хотят увидеть Отца, пусть смотрят на икону Господа нашего Иисуса Христа.
Апостол Павел в послании к (Колос 1.15.) говорит: «Христос есть образ невидимого Бога. В послании к (Тимофею 1.17.) говорит: «Царю вечности, бессмертному, невидимому, единственному Богу честь и слава во веки веков! Аминь.» (к Тим. 6.16.); «Он живет в неприступном свете — Его не видел никто из людей и увидеть не может. Ему честь и вечная сила. Аминь.»
И так Священное писание Нового Завета говорит о неописуемости Бога Отца.
Обратимся ко второму источнику, к Священному преданию Церкви.
«Почему мы не описываем Отца Господа Иисуса Христа? Потому что мы не видели Его. А если бы мы увидели и познали Его, так же как и Сына Его, — то постарались бы описать и живописно изобразить и Его (Отца)…» (Деяния VII Вселенского Собора, Деяние 4) – говорят отцы этого Собора.
Стоглавый Собор, созванный в Москве в 1551 году, давая предписание иконописцам, определил в своем 43 правиле принципиальную неизобразимость Божества. Это же подтвердил Большой Московский Собор, собравшийся в 1666-1667 гг. В 43 главе деяний этого Собора, которая так и называется «О иконописцах и Саваофе», было дано вполне четкое постановление: «отныне Господа Саваофа образ не писать в нелепых и неприличных видениях, ибо никто Саваофа не видел во плоти, как и живописуется, то есть изображается по плоти, а не по Божеству. Господа Саваофа брадою седа и Единородного Сына во чреве Его писать на иконах и голубь между Ними, зело нелепо и неприлично есть».
Итак, антропоморфный образ Бога Отца св. отцами всегда отвергался, и изображать подобные образы они почитали за невежество. Более того, икона выполняет вероучительные функции, поэтому ложно понятый образ опасен, ибо несет в себе искаженную информацию и становится еретическим.
Отцы Большого Московского собора, давшие недвусмысленное предписание убрать из храмов и молелен не соответствующие православному учению образы.
Святейший Синод Греческой Православной Церкви в 1776 г. вынес следующее решение: «Соборно постановлено, что эта якобы икона Святой Троицы является новшеством, чуждым и не принятым апостольской, Кафолической, Православной Церковью. Она проникла в Православную Церковь от латинян».
К сожалению, даже в Законе Божием сказано, что Его, т.е. Отца видели в таком виде ветхозаветные пророки. Что ответить на это…?! Остается только обратиться к богослужебным текстам, которые, по утверждению священномученика Илариона (Троицкого), являются источником незамутненного, чистейшего богословия кафолической Православной Церкви.
«Ветхий деньми, Иже закон древле в Синаи дав Моисею, днесь Младенец видится и по закону, яко закона Творец, закон исполняя, во храм приносится, и старцу дается…» стихира на литии Сретения. « Днесь Симеон на руки Господа славы подъемлет, Егоже под мраком первее Моисей виде, на горе Синайстей скрижали дающа Ему. Сей есть, Иже во пророцех глаголяй и закона творец…» стихира на литии Германово Сретения.
«Ветхий деньми, младенствовав плотию, Материю Девою в церковь приносится Своего закона исполняя обещание…» Стихира на литии Сретения на и ныне. А вот ирмос 5-ой песни канона на Сретение привожу в русском переводе, что бы было понятней. «Когда Исаия увидел в прообразе Бога, превознесенного на престоле, окруженного торжественно Ангелами славы, то воскликнул: О я, несчастный! Я предувидел грядущего воплотиться Бога, обладающего незаходимым светом и миром».
«В пророцех виден был еси, якоже мощно бяше Иисусе, Тебе видети древле, но ныне, Божий Слове, плотию всему миру явился еси волею от Девы Марии, Христе, твое спасение всем сущим от Адама явил еси, яко Человеколюбец.» Стиха на стиховне Сретения.
«Бога человеком невозможно видети, на Него же не смеют чини ангельстии взирати; Тобою же, Всечистая, явися человеком Слово воплощенно, Его же величающе, с небеснуми вои Тя ублажаем.» ирмос 9 песни канона
Думаю этих текстов вполне достаточно, чтобы увериться, что все видения божественные ветхозаветных пророков относились ко Второй ипостаси Всесвятой Троицы, т.е. к Господу нашему Иисусу Христу.
А имя «Саваоф» значит «Бог сил» или «Бог воинств», относится ко всей Троице, а не к одному какому-то лицу (ипостаси) ибо сказано: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф…»
Теперь обратимся к третьему источнику, к святым отцам Церкви св. Иоанн Дамаскин, учит, что Бог изображается по плоти только в лице Иисуса Христа, родившегося от Присно девы Марии. Только в этом случае «неописуемое божество описуется по человечеству». Св. Кирилл Александрийский так пишет об этом: «Что значит «достиг Ветхого деньми» — пространственно ли? Это было бы невежество, потому что Божество не в пространстве, а все исполняет. Что же значит «достиг Ветхого деньми?»Это значит, что Сын достиг славы Отца».
Максим Грек отвергал эту икону, ибо ничего подобного «ни в коей земле» не видел и считал, что иконописцы этот образ от себя составили».
Св. Василий Великий учил. «Бог не имеет очертаний. Он прост. Не фантазируй на счет Его строения. Не замыкай Бога в свои телесные представления, не ограничивай Его мерой ума своего».
И так мы видим, что икона «Новозаветной Троицы» и в частности изображение Бога Отца в виде старца является еретической и не способствует спасению, а удаляет от него, потому что сказано, что еретики, Царствия Божьего не наследуют.
Мудро ли поступил Большой Московский Собор, наложив запрет на образ Бога Отца в виде Ветхого днями?
Мудро ли поступил Большой Московский Собор, наложив запрет на образ Бога Отца в виде Ветхого днями?
Как известно, традиция изображать Бога Отца в облике Седовласого Старца или, что то же, Ветхого днями сформировалась в христианской иконографии под влиянием ветхозаветных свидетельств.
Богом Древним Господь именовался уже со времен Моисея (Втор.33:27). Несколько столетий спустя Он открылся в образе Ветхого днями пророку Даниилу. Именно этот пророк и составил словесное описание данного визуального символа (Дан.7:9). Во времена Нового Завета образ Вседержителя, явившегося в подобии мужа с белыми, как волна, волосами созерцал Евангелист Иоанн Богослов (Откр.1:14).
Достойно замечания, что оба этих образа сближаются между собой и через общий эсхатологический контекст: как Даниил, так и Иоанн Богослов лицезрели Вседержителя в видениях, посвященных последним временами существования нашего мира.
Ко времени созыва Большого Московского Собора (1666-1667 г.г.) изображения Ветхого днями успели обрести широкую известность среди верующих и утвердиться в ряде иконографических направлений. Однако единогласного мнения о том, в каких именно случаях с Каким именно Лицом Пресвятой Троицы надлежит соотносить этот библейский образ, выработано не было.
При всей выразительности описания Божьего Откровения в Книге пророка Даниила контекст не только не объясняет, символ какого Лица созерцал праведник, но даже и не затрагивает вопроса, допустимо ли вообще идентифицировать это символ как образ одного-единственного Божественного Лица. В то же время Евангелист Иоанн Богослов ясно свидетельствовал, что в облике Подобного мужу с белыми волосами пред ним предстал Господь Иисус Христос (Откр.1:17-18).
Ввиду отсутствия строгой определенности по этому поводу, на некоторых композициях под образом Седовласого Старца изображался Отец, а на других — Сын. Общая иконографическая практика не препятствовала ни первому, ни второму варианту использования образа и допускала обе интерпретации Ветхого днями.
Одной из ближайших причин наложить на изображения Бога Отца в облике Старца суровое архиерейское табу служило недовольство не столько образом Ветхого днями как таковым, сколько использованием его в сложившейся к тому времени иконографии «Отечества», представлявшей (не по наименованию, а по сути) одну из вариаций иконографии Пресвятой Троицы.
В целом композиции этого плана создавались по следующему принципу. Центральное место всегда отводилось образу убелённого сединами Старца, символизировавшего Бога Отца. Причём, пространственно этот образ заполнял бóльшую часть плоскости изображения. На Его коленях воспроизводился восседающий Отрок Христос, а Святой Дух, в образе голубя, изображался или внутри сферы, поддерживаемой Отроком (и символизировавшей сияние Славы), или же над Его нимбом, на фоне груди Ветхого днями.
В некоторых случаях правая десница Седовласого Старца писалась сложенной в благословляющем жесте, тогда как Его левая рука изображалась держащей таинственный свиток. И хотя ничто не запрещало представлять со свитком образ Отца, в данном случае свиток сближал его с образом, явленным Евангелисту Иоанну Богослову и интерпретировавшемся как Единородный Сын. Более того, иногда даже и в нимб, обрамлявший голову Ветхого днями, вписывался Крест. Само собой понятно, что такие иконографические формулировки не способствовали однозначному и бесспорному восприятию этого образа как образа Отца.
Между тем в других вариантах Старец изображался благословляющим обеими, широко разведёнными руками, а в Его нимб вписывался не Крест, но два перекрещивающихся между собою квадрата, красного и коричневого цветов. Эти иконографические элементы вполне увязывались с положениями Православной Догматики.
Благословение символизировало не что иное как проявление Божественной воли, Божественного действия, а Источником любого Божественного волеизъявления, Божественного действия всегда является Отец.
Два квадрата дополняли эту идейную линию: красный цвет символизировал Божество (огонь Божества (Исх.24:17)), а коричневый — непознаваемость Отца. И это важно, ведь сильнейшим догматическим доводом в пользу запрета изображений Отца в облике Старца служило вероучительное положение о Его непознаваемости и невидимости. Ведь если Отца невозможно познать, — рассуждали участники Собора, — невозможно увидеть посредством телесных очей, то Его невозможно и изобразить в линиях и красках.
Следует отметить, что в отличие от Воплотившегося Сына Отец не имеет не только материального, вещественного тела, но и вообще никакого. Он — чистейший, неизмеримый, бесформенный, всё наполняющий, всесовершенный Дух. Следовательно, познать, Каков Он есть Сам в Себе, в Своём вечном бытии, мы и действительно не в состоянии, как и не в силах воспроизвести идентичный Его Лицу иконографический образ. Участники Собора так и установили: впредь не писать образ Господа Саваофа (Отца) «зане Саваофа (сиречь Отца) никтоже виде когда воплоти».
Однако, здесь есть на что возразить. Невозможность изобразить Бога Отца по Его существу (природе, естеству) отнюдь не означает, что Он совершенно не изобразим и не может быть представлен в символической форме. Согласиться без оговорок с таким утверждением, значит перечеркнуть весь многовековой опыт пророческих видений. Ведь будучи невидимым для телесных очей по Своей сущности, Бог способен являть Себя людям посредством энергий, особых сверхъестественных действий: при помощи создаваемых Им либо в пространстве, либо в сознании человека специальных символических образов.
И линия здравой, христианской, логической мысли не может не привести к заключению: коль скоро Древний Бог (Втор.33:27) открывал Себя в визуальных образах людям, и эти образы нашли словесное отображение в Священном Писании, то что препятствует отобразить эти символы линиями и красками? Опять же, если пророки, созерцая Божественный образ, усматривали в нём конкретные, вполне определенные контуры и цвета, и эта конкретика не нарушала собой правил Православной Догматики (ведь Источником Откровения был Сам Господь), то почему та же самая конкретика, воспроизведенная на иконе, должна априори считаться противоречащей догматам?
Другим важным мотивом запрета служило стремление представителей Собора оградить верующих от ложного понимания роли и достоинства Каждого из Божественных Лиц, изображаемых на иконах типа «Отечество», а также Их взаимных отношений.
Так, Единородный Сын изображался восседающим на коленях Старца, на фоне Его чрева. С одной стороны, это иконографическое решение могло подводить к пониманию, что Сын пребывает в Отце. Между тем при этом не учитывалось свидетельство Сына, что не только Он пребывает в Отце, но и Отец в Нём (Ин.14:10). Более того, согласно учению Церкви, и Святой Дух пребывает в Отце и Сыне, и Отец и Сын в Духе, чего не скажешь, всматриваясь в образ голубя, расположенного или в руках Отрока, или на уровне груди Ветхого днями.
Конечно, с другой стороны эту иконографическую формулировку можно было бы осмыслить и как символ рождения Сына Отцом. В этом отношении нельзя не увидеть формальных параллелей «Отечества» с иконами Пресвятой Богородицы, держащей на коленях рожденного Ею Христа. Но ведь от Матери Сын рождён по плоти, а от Отца — по Божеству. Каков образ этого предвечного рождения, нам неизвестно. Здесь мы можем довольствоваться аллегорией: оно подобно рождению от ума слова (Ин.1:1), от тумана росы (Пс.109:3). С этой точки зрения образ вызывал справедливые упрёки и негодования, резал глаз.
Кроме того, учитывая что в иконографии разность масштабности фигур нередко определяется разностью славы и достоинств представленных Лиц, образ Бога Отца, значительно превосходящий размерами фигуру Сына, мог давать повод думать, будто Отец и в действительности превосходит Его в славе, могуществе и достоинстве. А это противоречило даже самым натянутым толкованиям догмата о Пресвятой Троице. Ведь Сын ничем не отличается от Отца, за исключением личных свойств или образов бытия: Отец — безначален, ни от Кого не рождается и не исходит, Сын же вечно рождается от Отца.
В свою очередь образ Сына, более масштабный в сравнении с образом Святого Духа, мог давать почву для домыслов, будто в реальности Сын превосходит Святого Духа. И что ещё хуже, мысль о разнице в совершенствах между Отцом, Сыном и Святым Духом могла усугубляться на фоне того, что Первые два Лица воспроизводились в человеческом облике, а Третье Лицо — в образе голубя.
Опять же, образ Отца, как бы убеленного сединами старости, в контрасте с образом Сына, представленного в возрасте Отрока, мог способствовать формированию ложного впечатления, будто в действительности Отец древнее рождаемого Им Сына. Эта трактовка влекла к приложению к Богу категории времени, напрочь опровергая учение Церкви, согласно которому Сын хотя и имеет начало в Отце, однако не временнóе, а в смысле Причинности. Ведь Отец рождает Сына вне зависимости от условий пространства и времени: в вечности, вечно.
Наконец, к моменту созыва Большого Московского Собора Церковь уже имела в качестве признанного иконографического эталона образ Святой Троицы, созданный преподобным Андреем Рублевым. Будучи написана в тиши монашеского уединения, великим мастером и молитвенником, эта икона явила миру настолько трезвое, взвешенное и проработанное изображение, что даже и лучшие образчики «Отечества» не могли поставляться с ней в один ряд (см. подробнее: Что не так в толковании «Святой Троицы» преподобного Андрея Рублева?).
Во-первых, в её основе лежал исторический факт явления Бога Троицы Аврааму в образе трех странников (Быт.18:1-3), тогда как иконы Отечества представляли собой произвольный набор, авторский синтез Божественных образов, явленных при разных обстоятельствах, с разными целями, в разные исторические времена.
Во-вторых, в отличие от изображений Отечества «Святая Троица» Андрея Рублева ясно указывала на такие черты Божеских Лиц, как единосущие и равночестность (идея единосущия выражалась в схожести Ангелов между Собой; а идея равночестности — в равных пропорциях и масштабности Ангельских фигур, в одинаковости Ангельских жезлов).
В этой связи, мудрым следует признать то решение участников Большого Московского Собора, согласно которому в качестве образца для творческого подражания при написании икон Троицы поставлялась икона Рублева; иконография же Отечества признавалась не соответствующей православным канонам.
Что же касается запрещения изображать под видом Ветхого днями Отца вне зависимости от иконографических сюжетов, такое архиерейское требование не нашло всеобщего одобрения среди верующих. С этим архиереи явно перемудрили. Данное установление не было безукоризненным, отчего вызвало и продолжает вызывать до сего дня много вопросов и недоумений.
Примечательно, что даже и среди представителей русской иконописи нет единого взгляда на этот строгий запрет. Вопреки определению Собора образ Ветхого днями не канул в забвение, продолжая воспроизводиться в рамках различных иконографических композиций (Крещения Господня, Преображения. Страшного Суда и др.).
P. S. По большому счёту образ Ветхого днями представляет Единого Бога, ведь в данном случае ветхость, символизирующая древность, указывает на такое Божественное свойство, как вечность, а вечность есть существенное свойство Пресвятой Троицы, равно принадлежащее всем трём Божеским Лицам.
Леонов А. М. Преподаватель Догматического Богословия СПб ПИРиЦИ. Фрагмент пособия: Богословие иконы.
Существующие иконы Бога-Отца и можно ли изображать Господа, образ Саваофа
Икона для любого православного христианина является святыней, напоминающей о присутствии Господа в материальном мире. Существует множество образов с ликом Иисуса Христа, Богоматери, ангелов, святых людей. Но иконы, изображающие Бога-Отца, мало кто видел. Вместе с тем, любой верующий человек должен знать, можно ли рисовать Бога-Отца, не является ли это грехом, и как относится к таким иконам церковь.
Можно ли изображать Бога-Отца на иконах – мнение церкви
Тема нанесения на иконы лика Бога-Отца возникала еще с древних времен. Этот вопрос не раз обсуждался многочисленными Вселенскими Соборами. Еще в 787 году на 7 Вселенском Соборе иконописные образы с ликом Бога-Саваофа были отвергнуты святыми Иоанном Дамаскиным и Феодором Студитом. Объяснялось это тем, что Бога-Отца никто не видел во плоти, в отличие от Бога-Сына, рожденного Девой Марией. Соответственно, невозможно изобразить то, что не дано было увидеть человеческому оку.
В телесном виде разрешено было изображать лишь тех, кто был людьми и носил плоть – Иисуса Христа, Богородицу, святых. Стоглавый Российский Собор, собранный в 1551 году, вновь поднял тему об изображении Бога-Отца. Решением Собора было предписано иконописцам не писать Саваофа на образах.
Это же было подтверждено и Большим Московским Собором, состоявшемся в 1655 году. Святые отцы категорически отвергли антропоморфный образ Господа, велев убрать его из храмов и монастырей. Считается, что такой образ искажает информацию об Отце и, следовательно, опасен для верующих.
Представление Бога-Отца в виде седого дедушки, сидящего на облаках, является еретическим. Оно не приближает верующего к спасению, а отдаляет, так как еретики не смогут наследовать Царствия Божьего.
Подробнее о триединстве Пресвятой Троицы
Основой догматического учения христианской церкви является триединство Божественной Троицы. Она представлена тремя лицами:
Эти три проявления сущности Господа, не слитны между собой, но и не раздельны. Человеческому разуму сложно понять это, так как в материальном мире ничего подобного больше нет. Поэтому продемонстрировать троичность Бога можно лишь на отдаленных примерах.
Некоторые священнослужители проводят аналогии с водой, которая может приобретать три состояния: пар, лед и жидкость. Несмотря на то, что это три разных составляющие, они имеют единую природу и являются водой.
Единство Святой Троицы подтверждают следующие характеристики:
Бог-Отец действует через Бога-Сына с помощью Святого Духа. Разделять три ипостаси нельзя, так как ни одно из них не может существовать без другого. Божественная Троица является единой духовной сущностью.
Единство Пресвятой Троицы святыми отцами разъясняется на примере души человека:
Все три составляющие принадлежат одному человеку, но проявляются независимо друг от друга. В то же время мысли рождаются благодаря уму и существовать без него не могут. От ума исходит дух, рождающий мысли. Эти три ипостаси человека неразделимы, как и неразделим Господь Бог. К познанию сути Пресвятой Троицы должен стремиться каждый христианин. Только через познание этой тайны откроется перед верующими Божественная жизнь.
Неканоничные изображения Господа Бога-Отца
Несмотря на запрещение изображать Бога-Отца, некоторые иконописцы продолжали рисовать Его в образе «Ветхого днями».
Самой известной иконой с образом Бога-Отца является икона «Отечество». Бог-Отец представлен старцем, сидящем на небесном троне, руки подняты вверх. На голове у него нимб звездчатой формы, образующийся из двух пересекающихся ромбов. На коленях у Господа сидит младенец Иисус, над головой которого круг с голубем внутри, символизирующим Святого Духа. В одной руке Христа свиток, другая – поднята вверх. В нижней части иконы изображен образ Божьей Матери «Знамение».
Начиная с VI века, различные ипостаси образа Бога-Отца появляются на многих иконах:
Эти иконы не являются каноническими, так как не получили благословения церкви и считаются кощунственными. Использовать неканонические образы для молитв и церковных обрядов запрещается. Но, несмотря на это, их можно увидеть на росписях во многих православных храмах.
Уникальная икона Господа Саваофа
Один из самых древних и загадочных образов Бога-Отца – икона Господа Саваофа. Это одно из имен Всевышнего, упоминаемое в Библии и переводимое как «Воинство».
Под войсками Господа подразумевались:
На иконе Бог предстает в образе мудрого старца с длинными седыми волосами до плеч и бородой.
На одних списках седовласый мудрец восседает на троне, на других – ступает по облакам. Лик его находится в треугольном нимбе, от которого расходятся лучи света. Поверх белого хитона (нижней рубашки) наброшен зеленый гиматий (накидка). Приподняв обе руки, Всевышний благословляет свой народ. В медальонах, висящих у него на груди, изображены младенец Иисус и Святой Дух в виде голубя.
К еще одному списку с образом Бога-Саваофа относится икона «Отечество».
Есть еще образ Бога с изображениями святых апостолов. Справа от Господа находится Даниил, слева – святой Симеон. У подножия трона изображен Фома.
Но, чтобы быть услышанным Господом, совсем не обязательно лицезреть перед собой его зримый образ. Главное – по-настоящему верить в Него и придерживаться библейских заповедей.