почему нельзя играть в домино православным
Является ли грехом игра в домино?
Праздники церковные и светские, посильный молитвенный труд и время отдыха — жизнь людская течет во всем ее многообразии. Но остаются вопросы и сомнения у верующих и тех, кто начинает свой путь к вере. За ответами мы обратились к отцу Владимиру Скоробогатову, священнику храма-часовни св. Пантелеймона.
— Какие молитвы читать матери за сына в армии?
— Можно молиться своими словами, можно читать молитвы о детях из молитвослова, но главное, чтобы молитва шла от сердца и была подкреплена участием в церковных Таинствах, исполнением заповедей Божиих и добрыми делами.
— Является ли грехом игра в домино, если играешь не на деньги?
— Нет, не является. Если игра без денежного азарта, то можно уделить «потехе час».
— Можно ли охотиться в церковные праздники?
— Большие церковные праздники случаются в году не так часто, поэтому для охоты лучше подобрать другое время, а день праздника посвятить Богу.
— Важно ли для христианина, на кого он работает? Хорошо ли работать на очень богатого человека, который плохо относится к людям, обманывает?
— Мы все далеко не идеальны, у каждого из нас свои недостатки. Безгрешных людей нет. И что же? Поэтому теперь нигде и ни на кого не работать? Надо заниматься своим делом, молиться за обидчиков, самим подавать пример благочестия. Как говорится, «грехи других судить вы так усердно рветесь, начните со своих и до чужих не доберетесь!»
— Не запрещено ли церковью чтение романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита»?
— Можно читать с ознакомительной целью как художественное произведение.
— Можно ли в записках «за здравие» писать саму себя?
— Можно.
Подготовила Арина Родионова.
Кости, раскрывающие тайны будущего, или просто азартная игра: история появления домино
Церковь считает азартные игры грехом. Именно поэтому у священников под запретом находились любые праздные развлечения. Относились к ним и игральные карты. Однако монахи, особенно те, обителью которых являлись захолустные монастыри, порой не знали, куда себя деть от скуки. Именно поэтому они не переставали искать для себя такое развлечение, которое бы не навлекло гнев понтифика.
Китайские кости
Прекрасным выходом из этой ситуации оказалась игра, привезенная монахами-доминиканцами из Поднебесной. Интересно, что каждая католическая месса заканчивается тем, что верующие нараспев произносят версикул, который звучит так: Benedicamus Domino. Перевод этой фразы с латыни означает «Благословим Господа». Именно это и говорил тот католический монах, который должен был первым начать партию игры в «китайские кости». Так и был найден выход из сложившейся ситуации. Игра, которая впоследствии снискала огромную популярность у миллионов жителей нашей планеты, считается прославлением Господа.
Домино в СССР
В стране Советов также любили игры. При этом шахматы в СССР считались уделом интеллектуалов. В шашки же предпочитали играть те люди, которые были немного попроще. Что касается домино, то эта игра стала поистине народной.
Любил играть в «китайские кости» и сам Леонид Ильич Брежнев, занимавший пост Генерального секретаря ЦК КПСС.
История домино
Удивительные кости
С одной стороны, гадание с использованием табличек с точками может показаться мракобесием чистой воды. Тем не менее уже в 21 веке ученые выдвинули гипотезу о том, что в домино закодирован закон жизни. Эти костяшки включают в себя очень многое. Знающий человек может расшифровать по ним существующую систему мироздания, а также универсальный закон гармонии микро- и макрокосмоса.
Каждая кость несет изображение одной из семи цифр, находящихся в диапазоне от 0 до 6. Именно это и соответствует семеричному строению нашей Вселенной и семи направлениям бытия. С другой стороны, домино имеет черно-белый цвет. Такая раскраска символизирует вечную борьбу светлых и темных сил.
Домино в Поднебесной
Разумеется, если древние китайцы и догадывались об этом, то лишь на интуитивном уровне. К тому же кости, которые они использовали, были вовсе не черно-белыми, а цветными.
Элита этой процветающей империи жаждала интеллектуальных развлечений. И одним из них как раз и стал пупай. Очень любил эту игру император Сяо-цэун (1127 г. – 1194 г.). Этот представитель династии Сун был уверен в том, что комбинация фишек представляет собой зашифрованный закон жизни. Но стоит отметить, что пупай несколько отличался от современного домино. В этой игре было не 28 камней, а 32.
Правитель настолько увлекся игрой, что проводил за ней буквально все дни и ночи. Из-за этого ему не хватало времени управлять империей. В результате Сяо-цэун доверил свои полномочия влиятельным евнухам, а впоследствии и вовсе решил отказаться от трона, который перешел к его сыну. Эти годы правления, так же, как и при Брежневе в СССР, были застойными. В империи процветало казнокрадство и взяточничество.
Аналоги домино
Интересно, что игры, которые были очень похожи на пупай, были и у других народов, населяющих нашу планету. Фишки, аналогичные китайским, использовались эскимосами. С их помощью они играли в A ta zu lat. Правда, у этого северного народа камней было гораздо больше. Их количество доходило до 60-148 штук. Подобный факт позволяет ученым подтвердить те связи, которые существовали между народами Азии и Америки.
Протодомино можно было встретить у иудеев и эллинов. Предметы, которые классифицировали как кости для домино, были найдены даже в гробнице Тутанхамона.
Различные виды игры
К тому моменту, когда в Китае появились первые католические миссионеры, пупай претерпел серьезные изменения. Если поначалу эта игра предназначалась лишь для интеллектуалов и знати, то по прошествии столетий ее правила были значительно упрощены. Это и позволило домино завоевать любовь миллионов.
Кроме того, появилось 47 различных вариантов этой игры. Возникло и цветное домино, в котором та или иная раскраска кости указывала на ее достоинства.
Китайцы, оставшись верными себе, начали придумывать к этим вариантам игр довольно поэтичные названия. Среди них «прыжок газели», «войти в погоду», «гвоздики в тумане».
Вернувшись на родину, католические монахи (большинство из них принадлежало к ордену доминиканцев) привезли пупай в его первоначальном виде. Однако в монастырях эта игра была видоизменена. Было введено нулевое очко, которое называли «лысым», «голым» или «дуплем». Помимо этого уменьшили число костей. Вместо 32 их стало 28 за счет избавления от дубликатов. Изменился и цвет костей. Монахи сделали их черно-белыми. Ведь именно эти цвета и были преобладающими в одежде священнослужителей. Однако самые удивительные изменения коснулись названия игры. Монахи, которые начинали манипулировать костяшками после фразы Benedicamus Domino, начали именовать ее «домино». Позже эта игра была распространена по всей Европе. Произошло это благодаря бродячим артистам, которые переняли домино у монахов и, переезжая из города в город, коротали свое время, перебрасываясь костяшками.
Польза домино
Долгое время эта игра считалась занятием простолюдинов или каким-то детским развлечением. Ведь цифры в то время использовались только для проведения арифметических подсчетов. Но позже, благодаря развитию математики, на домино обратили внимание ученые. Именно они и определили, что эта игра не является такой уж и простой.
Так, в 1798 г. Французская академия наук представила труд, в котором указывалось на пользу домино. С этого момента название закрепилось за игрой официально. Росла и популярность домино, причем не только во Франции, но и в Нидерландах, и в Германии. Этой игрой развлекались на рынках, площадях и в светских салонах. С учетом того, что в названии развлечения присутствовало монашеское слово, в отличие от карт его никто не считал азартным. Именно поэтому игру в домино предпочитали пуритане. Использовали ее и цыгане. С помощью костяшек они обманывали простофиль, оставляя их без копейки в кармане.
Неожиданный эффект
С 1820 г. в Европе стали издаваться пособия по домино. В них рассматривались различные комбинации, а также способы выигрышей. Ученые в области математики указывали на то, что если рассматривать эту игру с точки зрения комбинаторики, то она значительно сложнее преферанса. Именно поэтому домино стали использовать при создании различных головоломок. Разработан был даже пасьянс под названием «Мексиканский поезд». В нем применяются кости от «0-0» до «12-12».
Проводимые математиками исследования домино дали толчок к развитию теории игр, а также к появлению целых разделов комбинаторики и логики. Тем не менее в начале 20 в. популярность этой игры начала идти на спад. К этому моменту появилось множество других интеллектуальных занятий. Среди них шашки, шахматы и покер. Помимо этого, в 1930-х годах широкой популярностью пользовался бридж, рулетка, а также экономическая игра под названием «Монополия». Последняя была особенно популярна в разгар Великой депрессии.
Однако в некоторых странах люди продолжали играть домино. Примером тому может служить французская Нормандия и испанская Андалузия. Но эту игру многие считали безыскусной и простой. Ведь в ней якобы нужно было просто ставить точки к точкам, не более. Но на самом деле домино способствует развитию математических способностей, умению мыслить стратегически, оказывая при этом положительное влияние на когнитивные функции, в числе которых находится память. Игра помогает бороться со стрессом, укрепляет иммунитет и коммуникационные навыки.
Свое второе дыхание домино получило в конце 20 в. В 1995 г. был проведен первый чемпионат мира по этой игре. С 1998 г. в Голландии стали праздновать «День домино». Для этого праздника в стране из миллионов костяшек создаются эффектные картины. А уже в этот день зрители становятся свидетелями «эффекта домино». Картины «раскрываются» и предстают во всей своей красе. Это зрелище намного эффектнее любых шоу и аттракционов.
Православная Жизнь
Отвечает протоиерей Владимир Пучков.
Вопрос, на первый взгляд, странный. В то время, когда шахматы столь же привычны, сколь, например, футбол или бокс, когда для детей и подростков действуют шахматные секции, когда шахматы – одна из любимых форм досуга для пенсионеров, когда, в конце концов, шахматные турниры проводятся на межприходском и межепархиальном уровне и даже в духовных школах? С чего бы почислять шахматы в разряд бесовских игр?
С того хотя бы, скажут нам противники шахмат, что на протяжении своей истории и Католическая Церковь, и Православная тоже неоднократно запрещала шахматы как единоличными решениями иерархов, так и определениями Соборов. Например, в XI–XIII веках отдельные католические епископы издавали указы о запрете шахмат для духовенства. На Руси шахматы были запрещены постановлением Стоглавого Собора. Последний, между прочим, ссылается на 50-е и 51-е правила Шестого Вселенского Собора. Так что, несмотря на странность, запрет на шахматы существовал и на Западе, и у нас. И, что немаловажно, решение Стоглавого Собора так никем официально и не отменено.
Что же теперь? Забросить шахматы в попытке выполнить запрет без малого пятисотлетней давности, да ещё и другим рассказать, чтобы неповадно было? Что ж, можно и забросить (тем паче время нынче такое, что в шахматы и играть-то умеет далеко не каждый), и ближних тоже можно постращать. Только нужно ли?
Разбирать аргументацию католических прелатов с кардиналами мы не будем. Мало того, что сейчас она десять раз неактуальна, поскольку уже в 1393 году Регенбургский Собор исключил шахматы из числа запрещённых игр, так ещё и для нас, православных, едва ли представляет интерес. А вот со Стоглавом будет, несомненно, поинтереснее. Итак, Стоглав, в обоснование своего решения, приводит 50-е и 51-е правила Шестого Вселенского Собора. Правила, касающиеся игр и зрелищ. Однако если Стоглав в перечне запрещённых игр упоминает шахматы, то Шестой Вселенский Собор о шахматах не говорит ни слова, что, надо сказать, совсем неудивительно: в 50-м правиле речь идёт об азартных играх. Иоанн Зонара, объясняя это правило, говорит, что оно говорит о том же, о чём и 42-е, 43-е правила святых апостолов. В толковании же на эти правила епископа Никодима Милаша мы встречаем вполне понятное объяснение: «под игрой, упомянутой в этих правилах…, нужно разуметь всякого рода азартную игру, при которой вообще человек стремится отнять от другого как можно больше денег, или же сам обрекает на гибель как своё имущество, так и имущество своей семьи». То есть недопустимыми для христиан являются не игры как таковые, а исключительно игра на деньги. Вы когда-нибудь играли в шахматы на деньги? Вот то-то и оно.
Впрочем, при определённом желании любая игра может стать азартной. Домино вот, например, несколько веков назад вообще было распространённой монастырской забавой. Католические монахи играли в домино чуть ли не повсеместно, с удовольствием и молитвой. Это, кстати, отразилось на знакомом каждому названии: садясь за игру, монахи привычно призывали Господа («Господи» по-латыни звучит как «Домини»). А теперь давайте представим себе, что кому-то захотелось поиграть в домино на деньги. Будет ли конкретно данный процесс «забивания козла» азартной игрой? Конечно, будет. Станет ли это основанием для того, чтобы зачислить домино в разряд азартных игр? Ни в коем случае не станет. Домино ведь придумано не для азартной игры и подобное его использование – далеко не норма. Шахматы, как и домино, никогда азартной игрой не являлись. Да и, что там говорить, представить себе игру, менее подходящую для подобных целей, более чем не просто. Так где же основания для почисления шахмат в разряд игр, запрещённых 50-м правилом Шестого Вселенского Собора? Не ищите подобные основания – их нет.
Но что же тогда Стоглав? Это ведь как-никак церковный Собор. Не могли же отцы Собора быть настолько некомпетентными, чтобы под одну гребёнку подмести картёжничество, и всякие там кости, и чисто интеллектуальную забаву каковой являются шахматы. Не обольщайтесь! Уровень образования епископа той поры не всегда дотягивал до уровня сегодняшнего выпускника семинарии. А иначе как бы могло родиться следующее правило: «аще кто двумя персты не благословляет, якоже Христос, или не воображает крестного знамения, да будет проклят, святии отцы рекоша» (глава 31). Дискуссия относительно правильности или неправильности двоеперстия здесь неуместна, но если кто способен полагать, будто изображение Христа на иконах с благословляющей десницей означает, что при земной жизни Спаситель благословлял крестообразно, то отчего бы ему не предположить, что раз азартные игры запрещены Вселенским Собором, то не лишним будет и вообще всякие игры запретить как непотребные. В том числе и шахматы. Ну а если без иронии, то Стоглавый Собор – явление неоднозначное и даже противоречивое. Отдельные его постановления нарушаются православными в быту уже веками. Вспомните об этом, когда будете бриться. Ведь Стоглав и бритьё бороды запрещает. И да, небезынтересным, полагаю, будет тот факт, что идейный вдохновитель и организатор Стоглава – Иван Грозный, умер, как известно, за игрой в шахматы.
Но всё-таки как не запутаться в обилии обязательных и необязательных правил? Полагаю, что ответ проще, чем вы думаете. Не нужно принимать за догматы постановления Соборов, касающиеся светской стороны жизни, быта, культуры. Они могли быть и, безусловно, были актуальными и важными для своего времени, как, например, запрет на благовонные масти для священнослужителей или на содержание собак крупных пород для епископов. Но времена меняются. И, как следствие, одни правила остаются на века в церковной жизни, а другие – на страницах Книги правил.
Так что играйте в шахматы со спокойной душой. Сегодня они всё что угодно: досуг, спорт, интеллектуальная забава, философия, тренировка мышления… Всё что угодно, только не грех и не «бесовская игра».
ДОМИНО, КОСТИ И ПРОЧИЕ ИГРЫ С ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРОЙ
На днях жизнь привела меня в карельскую глубинку агитировать за советскую вла… ой, за православную культуру. Знакомый батюшка, обложившись многочисленными циркулярами, пособиями, инструкциями и методическими рекомендациями на эту тему, аки Иов вздохнул, позвонил мне накануне и говорит: «Давай на родительское собрание съездим. Откуда скажешь — заберу, куда скажешь — после привезу. Запишу тебя в графу отчета типа «помощник священника по вопросу проведения родительского собрания по предмету «ОРКСЭ», ладно? Поехали!». Я родом из СССР, поэтому против гагаринского клича ничего не имею, тем паче, что словосочетание «православная культура» в образовательном контексте мне известно вот уже 16 лет. Да и дело благое, помочь отцу отчет заполнить — сам Бог велел, пусть и в другой терминологии.
Ладно. Начинается собрание. Встаёт учительница, ведущая как раз любимые православными гражданами свободной Карелии модули «Основы светской этики» и «Основы мировых религий» и звонким голосом вдруг начинает рассказывать всякие позитивности про «Основы православной культуры», что это такой модуль крутой вообще, и народ валом на него валит, а здесь еще и священник есть, который всё, что надо осветит (или освЯтит?), на вопросы ответит. Удивленный батюшка селянам о местной православной истории пару слов сказал да о духовном возрастании детей, потом мне слово дал.
Ну я и думаю, сидят передо мной истерзанные жители депрессивного региона, «заповедника коммунизма», которые наломались за день на своих работах, у каждого первого — печать социальных реформ на челе, а им еще тут собрание организовали на непонятную тему «ОРКСЭ», и слушай тут разных кандидатов педнаук, что б им… жизнь только мёдом казалась, парься тут… Поэтому речи типа «необходимо включение обучающихся в систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация народов России», это не корм в коня. Это цикута, Карл. Так что я им рассказывала, как сама модуль выбирала своей дочери и о чем он вообще. Причем на пальцах. Наподобие, «когда я иду за угол покурить, то мама не видит, а Бог видит, и в общем, неудобно как-то». В виду того, что батюшка меня не анафематствовал, а родители малость оживились, по крайней мере, на уровне одобрительных кивков головой, речь состоялась.
Уф, исполнили, с Божией помощью, все инструкции с рекомендациями. В полном объеме.
Потом там родителям еще понамекали про реализацию права свободного выбора, буддийскую культуру, иудейскую с исламской, мировые религии и светскую этику, попросили их озвучить «золотое правило этики», на что мрачный мужик за первой партой весомо сказал «Лучше помолчать!», ну и призвали делать тот самый выбор, зафиксировав его письменно в заявлении установленного образца.
А дальше произошло то, что возвращает нас из иллюзорного Эдема на суровую карельскую почву, где на квадратный метр земли пять вёдер спрятавшихся камней.
— Марьиванна! «Светская этика» каким уроком в расписании будет? Пятым? А православная культура? Шестым? Не, мы на этику записываемся, у Васи тренировка в два, он домой зайти не успеет.
— Мировые религии кто ведет? Федор Петрович? Это в десятом кабинете который? С плазменной панелью? Отлично, хороший кабинет, пусть Маша этикой займется!
— А православную культуру кто вести будет? Юлия Ивановна? Соседка, что ли, наша? Классно. Запишемся на православную культуру.
— Учебники можно посмотреть. Ты погляди, в православной культуре картинки красивые, а в светской-то этике смотреть совсем не на что! Так что православная культура-то лучше будет, интереснее.
Ну, вы поняли, что нам с пассажами про мир-дружбу-нравственность остается только бамбук курить. Батюшка заметил, что люди, как в домино играют. Ну да, или в кости. Подбросил вверх, посмотрел, что выпало. ОК. Значит, судьба моя такая. Еще думать об этом… Индюк вон тоже думал. Ничего хорошего не вышло.
Но это тема для следующих методических рекомендаций.
LiveInternetLiveInternet
—Цитатник
По брусчатке босиком. По брусчатке босиком на рассвете, только ты, только я – словно дети. Да.
Рамочка «Любовь. » Ваш текст. Ваш текст. Код рамочки без анимации В.
—Метки
—Рубрики
—Приложения
—Ссылки
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Трансляции
—Статистика
Чёрно-белые «кости бога».В домино закодирована сущность системы мироздания
Праздные развлечения, к числу которых относились игральные карты, для священников были запрещены Ватиканом. Тем не менее монахи, скучавшие в захолустных монастырях, искали, чем бы развлечь себя и не навлечь при этом гнев понтифика. Выходом оказалась игра, которую привезли из Китая монахи-доминиканцы.
В конце каждой католической мессы верующие обычно поют версикул Benedicamus Domino. В переводе с латыни это значит «Благословим Господа». То же самое говорил и католический монах, первым начинавший игру в «китайские кости». В итоге получилось, что игра, снискавшая популярность миллионов, является прославлением Господа.
Индикатор «эпохи застоя»
Стоит отметить, что игры, схожие с пупай, имелись и у других народов мира. Так, у эскимосов существовала игра а та zu lat, фишки которой схожи с китайскими. Правда, на севере их было больше — от 60 до 148 штук. Это дало ученым очередной повод заявить о связи Америки и Азии. Также протодомино были у эллинов и иудеев. А в гробнице Тутанхамона нашли предметы, которые тоже могли быть классифицированы как кости домино. К моменту появления в Китае католических миссионеров, игра в пупай претерпела серьезные изменения. Если поначалу в нее играли знать и интеллектуалы, то с течением веков она упростилась, став народной. Широкую популярность получили 47 различных вариантов игры в домино. Появилось цветное домино, где цвет указывал на достоинство кости. Китайцы были верны себе и придумали поэтичные названия играм: «гвоздики в тумане», «войти в погоду», «прыжок газели». Вернувшись на Родину, католические монахи (в основном из ордена доминиканцев) привезли с собой пупай. Но в монастырях его видоизменили: ввели нулевое очко («лысый», «голый» дупль), а число костей уменьшили с 32 до 28, убрав дубликаты. Цвет костей монахи свели к двум, которые предпочитали в одежде: черному и белому. Ну и самое удивительное — это название игры. Монахи начинали «забивать козла» после слов «Benedicamus Domino», так что и игру стали называть «домино». От них игру переняли бродячие артисты, колесившие по всей Европе. Во время переездов между городами они коротали время за бросанием костяшек. Так как в домино играли монахи, артисты и другие простолюдины, долгое время его считали недостойным внимания, даже детским. Ибо цифры тогда служили для арифметических подсчетов и не более. Но с развитием математики ученые присмотрелись к домино и увидели, что игра не так-то проста. В 1798 году во Французской академии наук представили труд о пользе домино, после чего название закрепилось официально. При этом народная популярность игры во Франции, Германии и Нидерландах постоянно росла. Домино развлекались как в светских салонах, так и на площадях и рынках. Учитывая, что европейцы видели в домино монашеское имя и происхождение, то, в отличие от карт, никто не считал игру азартным и богомерзким делом. Поэтому в домино играли даже пуритане. А также… цыгане, которые с помощью костяшек дурили простофилям голову и оставляли без денег.
Начиная с 1820 года в Европе появились пособия по домино, где рассматривались множество комбинаций и способы выигрышей. Математики вдруг осознали, что с точки зрения комбинаторики домино существенно сложнее преферанса. Игра стала объектом математических исследований и основой множества головоломок. Например, пасьянс из домино «Мексиканский поезд», где используют кости от 0-0 до 12-12. В свою очередь, «доминошные» исследования способствовали появлению теории игр и целых разделов логики и комбинаторики. В начале XX века популярность домино пошла на спад. К тому моменту уже появились новые интеллектуальные игры: шахматы, шашки, покер. В 1930-х годах в фаворе были бридж, рулетка и экономическая игра «Монополия». Правда, кое-где, например во французской Нормандии и испанской Андалузии, люди никогда не изменяли домино. Но большинство считало эту игру простой и безыскусной. Дескать, ставь точки к точкам — и все. На самом деле игра развивает арифметические способности, умение мыслить стратегически и положительно влияет на когнитивные функции, включая память. Ну и, помимо того, регулярное занятие домино укрепляет иммунную систему и коммуникационные навыки, а также помогает бороться со стрессом. Физиологи установили, что эффект происходит за счет увеличения количества выброса эндорфинов во время игры. Так что жажда мужского населения СССР эпохи застоя «забить козла» получила научное объяснение. Второе дыхание игра получила в конце XX века. В 1995 году состоялся первый чемпионат мира по домино, где фаворитами были (и остаются) граждане Германии, Швейцарии и Норвегии. И лишь в 2008 году чемпионом стал гражданин Исландии. А с 2002 года в Германии провели и чемпионат Европы по домино — Maria-Theresa-Cup. Как и в шахматах, здесь имеются балльная система уровней и звание гроссмейстера игры. Один из них — швейцарец Беат Мельхер — издает с середины 1990-х годов газету о домино — Das schwarze Auge («Черный глаз»). А в Голландии с 1998 года празднуют «День домино». Но этот праздник посвящен не самой игре, а развлечению с помощью костяшек. Наверное, все слышали про «эффект домино»? Так вот — на этом празднике создают эффектные картины из миллионов костяшек, которые «раскрываются» во всей красе в день праздника. И это зрелище покруче любых аттракционов и шоу.
Автор Алексей МАРТОВ
Журнал»Загадки Истории № 18 2019 года
Рубрики: | история вещей |
Метки: история вещей
Процитировано 2 раз
Понравилось: 5 пользователям