почему нельзя играть на интерес в карты
Игра на интерес
02.03.2012 | Стахов Дмитрий | № 07 (235) от 27 февраля 2012 года
Поль Сезанн. Игроки в карты. 1890–1892
Как карта ляжет. Много раз говорено: не садитесь играть в азартные игры с шулерами. И все равно — соблазн велик. Страсть к игре у многих в крови — что в политике, что в любви, что в банального «дурака». Откуда взялась карточная колода и как играть, чтобы не проиграть все — узнавал The New Times
Обуздать эту страсть немыслимо. Дело даже не в том, что нельзя взять под контроль все места, где можно сыграть в карты: парки, пляжи, следующие из города в город такси (любимое место разводки «лохов» бригадами карточных шулеров), даже общественные туалеты. Изгнанные из зданий вокзалов картежники сядут в электрички и поезда дальнего следования. Удаленные с пляжей перейдут на борт речных и морских судов. В конце концов, ведь можно играть сегодня у себя дома. Завтра — у партнера. Послезавтра — у другого. И менять местоположение каждый раз. Страсть к игре — в крови. И проявляется часто как наглядная иллюстрация к посылкам классического психоанализа: многие, даже мнящие себя хорошими игроками, на самом деле испытывают тягу к смерти и, проигрывая в карты, тем самым находят социально приемлемый способ для реализации своих подсознательных влечений. А уж те, кто выигрывает! А уж те, для кого карты — источник существования! Словом, карточная игра из изобретенных человечеством игр самая человеческая. И всему человеческому удовлетворяющая.
Наследие гуннов
Итальянская тарелка изображает игру в карты. Середина XV в. |
Лишь в начале второго тысячелетия, скорее всего, после Крестовых походов, китайские карты, но уже бумажные, вновь попали в Европу. Общее число карт, как и теперь, было 52, по числу недель в году, а четыре масти символизировали времена года.
Первые подлинно европейские карты, по преданию, сделал в конце XIV века придворный художник Жакомин Грингонер для развлечений слабоумного французского короля Карла VI. Современные названия мастей тоже принадлежат французам. У всех карточных картинок имелись ныне забытые старинные, реальные или легендарные, прототипы. Короли — это Карл Великий («черви»), царь Давид («пики»), Юлий Цезарь («бубны») и Александр Македонский («трефы»). Дама «червей» — Елена Троянская, «пик» — богиня войны Афина, дама «бубен» — библейская Рахиль, «треф» — Аргина, анаграмма латинского Regina (королева). Слово «валет» вначале означало слугу, позже — не всегда честного, но храброго искателя приключений. Ведь таковыми были реальные прототипы валетов — французский рыцарь Ла Гир по прозвищу Сатана («черви») и Ожье Датчанин («пики») — и легендарные герои эпосов — Роланд («бубны») и Ланселот Озерный («трефы»).
Европейская карта с единорогом. 1460 |
До XVI века и сами карты, и карточные игры были довольно сложными. Играла преимущественно аристократия, колоды расписывались вручную, а простой люд довольствовался игрой в кости. С наступлением Нового времени карты и карточная игра упростились. Унификация привела, во-первых, к созданию карт почти таких же, в какие играют и сейчас: три картинки и туз в каждой из мастей, «фоски» от двойки до десятки плюс два джокера, или шута. Во-вторых, сформировались два типа игр: международные (например, нынешний покер) и местные (например, немецкий скат). А карточное времяпрепровождение разделилось на игры, так сказать, коммерческие (где может присутствовать, хотя и необязательно, денежный интерес — например, бридж), азартные (в которые крайне редко играют без интереса — например, «очко») и так называемые «народные» (все разновидности игры в «дурака»), что, правда, не мешает игрокам просаживать немалые суммы денег.
В России карты появились при царе Федоре Иоанновиче. В Уложении царя Алексея Михайловича от 1649 года карточные игры квалифицировались как серьезное преступление, за которое полагалось клеймение раскаленным железом и вырывание ноздрей. Послабление произошло при царе Петре, но сам Петр карт не любил и играл в них очень редко, хотя и повелел открыть их производство на двух небольших мануфактурах в Москве: торговля игральными картами приносила в казну немалые доходы. Окончательно государственная монополия на производство игральных карт была введена при Александре I, причем доход шел на содержание ведомства императрицы, опекавшего детей-сирот. Бумага, из которой изготовляли карты, была низкого качества и поэтому предварительно натиралась тальком на специальных талечных машинах. Такие карты были гладкими, хорошо скользили при тасовании и назывались «атласными». Стоили они недешево: дюжина колод атласных карт в 1855 году стоила 5 рублей 40 копеек.
Кадр из фильма «И подбежали они» с Фрэнком Синатрой (второй слева) и Дином Мартином (в центре)
Золотой век русской литературы удивительно совпал с золотым карточным. В свою очередь, начавшимся тогда же, когда начался «золотой век государства российского».
При матушке Екатерине, по свидетельству историков, дворяне просиживали за картами часами, играли и мужчины, и женщины, и старые, и молодые. В начале XIX века страну захлестнула уже настоящая игромания. Появились и профессиональные игроки, причем из высшего сословия, часто — нечистые на руку. Если при царице-матушке таковые были наперечет (своим шулерским талантом славился, например, «старик» Державин), то когда, словами князя Петра Вяземского, карты в русской жизни стали «одной из непреложных и неизбежных стихий», шулеров появилось значительно больше. Все это нашло отражение в русской литературе. Вспомним хотя бы персонажей гоголевских «Игроков». Вот только Николай Васильевич, сам в карты не игравший, описывал в «Игроках», как и во многих других своих произведениях, не свой личный опыт, а то, о чем ему рассказывали люди знающие. Не исключено, что одним из рассказчиков был поэт-народолюбец Некрасов, живший долгое время за счет карточной игры и умевший вовремя с помощью шулерского приема сдать нужную карту.
Кадр из фильма «Казино «Рояль»
Да что Некрасов! Пушкин играл так увлеченно и страстно, что оставил после себя из общей суммы долгов в 60 тысяч — более половины карточных. Лермонтов, однако, как «гений сумрачный», в карты играл исключительно потому, что офицер не играть не мог, и переносил свои карточные фантазии на бумагу в «Маскараде» и «Тамбовской казначейше».
Но, пожалуй, самым страстным игроком «золотого века» был Лев Толстой, и проигрывавшийся чаще в пух и прах, и, бывало, выигрывавший немалые деньги, но игравший всегда безукоризненно честно. Известен эпизод, когда, чтобы посветить нагнувшемуся за десятирублевой ассигнацией Афанасию Фету (упавшие на пол деньги поднимать считалось неприличным, они уходили обслуживающим господ лакеям), граф поджег от пламени свечи сторублевую купюру. Поэтому и проигрыш Николеньки Ростова Долохову описан с таким же знанием дела, как и то, с каким трудом семейство Ростовых выплачивало бретеру долг чести.
Направо легла дама, налево туз. — Туз выиграл! — сказал Германн и открыл свою карту. — Дама ваша убита, — сказал ласково Чекалинский. Германн вздрогнул: в самом деле, вместо туза у него стояла пиковая дама. Он не верил своим глазам, не понимая, как он мог обдернуться. В эту минуту ему показалось, что пиковая дама прищурилась и усмехнулась…
Уникальную коллекцию игральных карт собрал иваново-вознесенский фабрикант Дмитрий Бурылин (1852—1924). Немецкие карты XIX в. |
Ловкость рук
Но даже во времена «золотого» карточного века шулер не был фигурой столь распространенной, какой он стал с развитием капитализма — не только в России, но и по всему миру. Причем профессионализм шулеров, или, по современной российской терминологии, «катал», вырос настолько, что многие из них могли дать сто очков вперед самым знаменитым фокусникам. Случай, когда на плывущем по Миссисипи колесном корабле встречаются два знаменитых шулера, тому подтверждение. Один предлагает сыграть и протягивает другому свою колоду. «Здесь не хватает одной карты!» — говорит тот, взвесив колоду на ладони. «Не может быть! — изумляется первый, забирает колоду и взвешивает ее в свою очередь. — Вы правы, сэр, не хватает девятки треф!»
Историю можно отнести к разряду красивых легенд, но однажды в юности автор этих строк, взятый в качестве «подсадного» на серьезную игру, на которой в его функции входило снабжение «основного» необходимой информацией по заранее оговоренной системе знаков, или «маяков», наблюдал нечто схожее. Тот, кого предполагалось обыграть, был с виду нежный, болезненный юноша с замотанным шарфом горлом. Юноша не удивился, что в игре будет участвовать третий. Не пресекал попыток «основного» передернуть. На чужой сдаче сидел прямо, поднося к глазам карты так, что даже сам мог видеть их только под определенным углом и только одним глазом. И по большей части пасовал. Зато на своей сдаче творил! Сдавал что хотел не только себе, но и двум своим неудачливым партнерам по игре. Это был тотальный, неуловимый контроль. Достижимый — это необходимо признать! — только годами изнурительных тренировок. Не помогала ни замена колоды, ни просьбы пересдать или переснять. Завороженным «основному» и «подсадному» (в просторечии — «мартышке») не оставалось ничего другого, как с тоской ждать окончания игры. После расчета юноша поблагодарил и предложил заходить еще. На улице «подсадной» попросил у «основного» рубль на порцию пельменей в кафе (ныне давно отсутствующем) на углу проезда Художественного театра и улицы Горького. «Основной» не дал: ему этот рубль был нужен на другой игре, он собирался «обуть» какого-то заезжего лоха и вернуться вечером к юноше отыгрываться. Аргументы «подсадного», что, мол, отыграться не получится, не слышал. И вечером проиграл, уже в игре один на один, всё.
Французские карты (верхние три), посвященные Жанне д’Арк. Первая половина XIX в. Из коллекции Дмитрия Бурылина, которая ныне находится в Государственном музейно-выставочном центре «РОСИЗО». Современные карты, как правило, выпускаются с традиционным рисунком: в каждой масти свои валет, дама, король |
Как считают профессионалы, настоящая азартная игра невозможна совсем без обмана. Что бы ни говорили сторонники игры честной, нет ни одного игрока, который бы отказался посмотреть в чужие карты. А это уже отход от честности. В таких играх все определяется по принципу «не пойман — не вор». Не поймал, проиграл — расплачивайся. Сам виноват! Вот если поймал, то выбор действий широк. Вплоть до удара канделябром. Впрочем, подавляющее большинство людей все-таки не любят проигрывать. Несмотря на толкуемое по Фрейду стремление к смерти. И уж тем более не любят отдавать проигранное. Слова «карточный долг — долг чести» ныне почти повсеместно превратились только в слова.
Если же вы по-настоящему (как тот Парамоша в исполнении Евстигнеева из фильма «Бег») азартны, излишне самоуверенны, готовы играть в азартные игры с малознакомыми людьми в сомнительной обстановке на большие деньги, если полагаетесь исключительно на свое умение и везение, то рано или поздно вы проиграете много. А если осторожны, знаете о шулерских приемах и в азартные игры играете лишь со знакомыми, если предпочитаете «коммерческие» по умеренной став-
ке или «народные» на щелчки по носу — то можно и попробовать.
Ну? Кто сдает?
Есть ли официальный запрет игры в карты в общественных местах?
Здравствуйте! Есть ли официальный запрет на игру в игральные карты (в дурака) в общественных местах? (Парк, школа) При условии что игра не на деньги.
Нет, официального запрета нет, если вы играете в карты или другие игры без интереса (не на щелбаны или отжимание), не на деньги и у Вас нет организатора пари, то это не будет считаться азартной игрой. И ни директор, ни сотрудник полиции не может Вам запретить это делать даже в общественном месте. Правда если в ЛНПА школы прописаны данные запреты, то в школе играть в карты не получится.
Согласно статьи 4 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ (ред. от 01.05.2016) «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»:
1) азартная игра — основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры;
2) пари — азартная игра, при которой исход основанного на риске соглашения о выигрыше, заключаемого двумя или несколькими участниками пари между собой либо с организатором данного вида азартной игры, зависит от события, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет;
3) ставка — денежные средства, передаваемые участником азартной игры организатору азартной игры (за исключением денежных средств, признаваемых в соответствии с настоящим Федеральным законом интерактивной ставкой) и служащие условием участия в азартной игре в соответствии с правилами, установленными организатором азартной игры;
4) выигрыш — денежные средства или иное имущество, в том числе имущественные права, подлежащие выплате или передаче участнику азартной игры при наступлении результата азартной игры, предусмотренного правилами, установленными организатором азартной игры;
5) организатор азартной игры — юридическое лицо, осуществляющее деятельность по организации и проведению азартных игр;
…
В статье 5 данного ФЗ:
1. Деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
2. Деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3. Деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», а также средств связи, в том числе подвижной связи, запрещена, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
.
Играть на интерес
Смотреть что такое «Играть на интерес» в других словарях:
ИНТЕРЕС — (фр. interet; этим. см. интересан). 1) выгода, польза, прибыль. 2) отношение к предмету, возбуждающему любознательность, занимательность. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ИНТЕРЕС 1) выгода, прибыть,… … Словарь иностранных слов русского языка
ИНТЕРЕС — ИНТЕРЕС, интереса, муж. (от лат. interest имеет чение). 1. только ед. Внимание, возбуждаемое по отношению к кому чему нибудь значительному, важному, полезному или кажущемуся таким. Слушать без всякого интереса. Проявлять интерес к делу. Не без… … Толковый словарь Ушакова
интерес — Играть на интерес (разг. устар.) играть в какую н. игру на деньги. Сыграем в дурака на интерес? … Фразеологический словарь русского языка
ИНТЕРЕС — Держать интерес. Обл. Интересоваться чем л. Мокиенко 1990, 104. Играть на интерес. Жарг. мол. Играть в карты на деньги, на вещи. Максимов, 160. Из спортивного интереса. Разг. Шутл. Из желания проверить свои способности, свое умение в чём л. БТС,… … Большой словарь русских поговорок
ИНТЕРЕС — ИНТЕРЕС, а, муж. 1. Особое внимание к чему н., желание вникнуть в суть, узнать, понять. Проявлять и. к делу. Утратить и. к собеседнику. Обострённый и. ко всему новому. 2. Занимательность, значительность. И. рассказа в его сюжете. Дело имеет… … Толковый словарь Ожегова
интерес (в чем) — ▲ фактор ↑ благополучие интересы кого факторы благополучия кого л. (иметь #. затрагивать #. преследовать свои #. соблюдать #. отвечать интересам. представлять интерес). в интересах чьих (это не в твоих #. в своих интересах). на потребу кому. в… … Идеографический словарь русского языка
Играть глазами — Экспрес. Бросать выразительные взгляды на кого либо с целью пробудить к себе интерес. Мсье Райский поэт, а поэты свободны, как ветер! заметила Полина Карповна, опять играя глазами, шевеля носком башмака и всячески стараясь задеть чем нибудь… … Фразеологический словарь русского литературного языка
В молчанку играть — Въ молчанку играть (иноск.) молчать (по принужденью), въ молчанку = молча. Ср. Мы потеряли рѣчь, Въ молчанку напивалися, Въ молчанку цѣловалися, Въ молчанку драка шла. Некрасовъ. Кому на Руси. Горькое время горькія пѣсни. Ср. Самъ Сусальцевъ въ… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
выть потихоньку — играть в карты под интерес … Воровской жаргон
ТРУБА МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ — ♥ Играть на трубе скоро у вас появится новый интерес, который принесет вам моральное удовлетворение и материальную выгоду. ↑ Представьте, как вы играете на трубе. Мелодия выходит красивая, замысловатая. Вам и всем окружающим нравится эта… … Большой семейный сонник
Почему нельзя играть в карты. Объяснение
Почему нельзя играть в карты. Объяснение
Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!
— В карты играть грех! — может сказать Вам любой просвещенный христианин, но не каждый пояснит – “почему?”
Но, даже, если кто-нибудь из Вас, наших читателей, знает, “почему”, все равно советуем прочесть эту статью для полного понимания этого тяжкого греха.
Картежные «масти» кощунственно изображают орудия страданий и крестной смерти нашего Спасителя:
“Кристи” ─ Крест Христов;
“Буби” ─ четырехгранные гвозди, пригвоздивши Его к кресту;
“Пики” ─ копье, которое пронзило Его ребро;
“Черви” ─ губка, на которой Ему пред смертью подали вместо воды уксус и желчь.
Игральные карты — порождение бесов, поругание крестных страданий Господа нашего Иисуса Христа. И по незнанию люди, перекидываясь, например, «в дурака», хулят Господа. Беря, к примеру, карту с изображением Креста Христова, коему поклоняется полмира, швыряют ее небрежно со словами: «трефа», — что в переводе с еврейского означает «скверный» или «нечисть»!
Картежная масть «вини» («пики»), хулит евангельскую пику Лонгина Сотника: «один из воинов (Лонгин) копьем пронзил Ему ребра» (Ин. 19, 34).
Масть «черви» изображает евангельскую губку на трости.
Как предупреждал о Своем отравлении Христос, устами царе-пророка Давида, что воины «дали Мне в пищу желчь, и в жажде Моей напоили Меня уксусом» (Пс. 68, 22), так и сбылось: «один из них взял губку, напоил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить» (Мф. 27, 48).
Масть «бубны» кощунственно изображает евангельские кованые четырехгранные зазубренные гвозди, коими были прибиты руки и ноги Спасителя ко древу Креста. Как пророчествовал Господь устами псалмопевца Давида, что «пронзили руки Мои и ноги Мои» (Пс. 22, 17), так и исполнилось.
Если знать, что игральные карты — это осквернение христианских святынь на радость бесам, то станет понятна роль карт и в «гаданиях» — то есть исканиях бесовских откровений.
Итак, христианин, зная об этом грехе, но играющий или хранящий у себя карты, становится хулителем крестных страданий Господа и уготовляет себе место в аду со диаволом и всеми его слугами.
АЗАРТНЫЕ ИГРЫ
Все игры сопровождаются огромным количеством неписаных правил и «примочек» (нюансов), которые нужно знать досконально. В затруднительных случаях играющие обращаются к авторитетному «катале», к «авторитету», вору в законе.
В карты никогда не играют просто так. И никогда не говорят: сыграем «просто так», ибо это выражение означает игру на то, что ниже спины. Говорят: играем «без интереса» или «под интерес».
В зонах же всегда найдется монопольная колода фабричного изготовления.
(В зоне забивают не «козла» а «барана). Все играют «под интерес», пусть и небольшой: сигаретки, конфетки.
Тюремные игры имеют богатую историю. Они были едва ли не основным развлечением. Профессиональный преступник не мог обойтись без холодка в своем животе, без которого не мыслилось ни одно серьезное преступление, и охотно переносил это ощущение азарта в камеру. Карточные игры вору сопутствовали всегда. Ими он не только зарабатывал на жизнь, но и гадал на фарт, проверял благосклонность фортуны и попросту развлекался.
Картежная игра, как эпидемическая болезнь, овладела уже всеми тюрьмами; тюрьмы представляют собою большие игорные дома, а селения и посты их филиальные отделения. Дело поставлено очень широко, и говорят даже, что здешние картежники-организаторы, у которых при случайных обысках находят сотни и тысячи рублей, ведут правильные деловые сношения с сибирскими тюрьмами, например, с иркутской, где, как выражаются каторжные, идет «настоящая» игра. В Александровке уже несколько игорных домов; в одном из них, на 2-й Кирпичной улице, произошел даже скандал, характерный для притонов подобного рода: застрелился проигравшийся надзиратель. Игра в штосе туманит головы, как дурман, и каторжный, проигрывая пишу и одежду, не чувствует голода и холода и, когда его секут, не чувствует боли, и, как это ни странно, даже во время такой работы, как нагрузка, когда баржа с углем стучит бортом о пароход, плещут волны, и люди зеленеют от морской болезни, в барже происходит игра в карты, и деловой разговор мешается с картежным: «Отваливай! Два с боку! Есть!».
Позднее, уже при советской исправительно-трудовой системе, карточным баталиям посвящались рифмованные творения. Это были и песни, и просто стихи. Вот некоторые из них, рожденные на Соловецких островах в середине 20-х годов:
После завтрака играют.
Вновь открылось казино,
Игроков везде хватает,
Игроков везде полно.
Тот за печкой притаился
И пыхтит как паровоз.
А другой в углу забился,
Четко мечет в чудный «стос».
Моментально карты лепят,
Если взводный их отымет
Наготове есть опять.
Вдруг, как кошки, разбежались:
«Шухер», братцы, мы горим!»
Два несчастные попались,
Захватил их командир.
Игра в буру азарт наводит
Играют триста, как один,
И карцер вечно заполненный,
И только виден черный дым.
За что сидят? А все за карты,
Ломают склад, тащат муку,
Администрация их ловит,
Сажает в маленьку тюрьму.
(Стенгазета «Труд» N 2, 18 марта 1926 года).
Обычно играют двое. Раздается на руки по три карты, остальная колода кладется рубашкой вверх и одна карта высвечивается козырем. Каждому игроку надо набрать тридцать одно (не меньше) очко взятками. Туз
Недостающие карты игроки берут из колоды, и игра продолжается. Кто взял взятку, тот и ходит опять. Карты из колоды берутся по одной. Одну карту берет один игрок, за ним берет одну карту другой. пока у каждого на руках опять не станет по три карты. Если же вдруг у игрока на руках сразу три козыря, то он объявляет: «Бура!». Игра заканчивается его победой. Он собирает и раздает вновь. Закончился как бы один кон.
Игроки могут договориться и каждый кон оценить в деньгах. Сыграв двадцать конов, они могут сделать взаимозачет и расплатиться друг с другом. Если на руки приходят не козырные все три карты одной масти, то игрок объявляет: «Молодка» и заходит вне зависимости от очередности хода. В середине игры каждый игрок вправе объявить: «Игра сделана». Тем самым он прерывает игру и подсчитывает очки, которые он набрал взятками (и с учетом сноса партнера).
В игре могут участвовать достаточно много человек. В самом начале игры определяется первый банкуюший
Раздача карт. Банкующий должен тщательно перетасовать карты, последней руке (тому, кто сидит от него справа) дать срезать колоду. Затем с верха колоды банкующий раздает по одной карте всем игрокам. Себе карту он сдает в последнюю очередь. Далее нижней картой он «зарезает» колоду (то есть отделяет свою карту, которую он кладет поперек колоды).
Если у игрока и банкующего окажется одинаковый по значению набор очков, выигрыш считается в любом случае за банкуюшим.
Если у игрока сразу выпал набор в двадцать одно очко, в этом случае он объявляет о своем наборе и банкующий не имеет права производить набор для себя.
Могут соблюдаться какие-либо дополнительные правила и налагаться штрафы на банкующего.
Самая жестокая ошибка банкующего следующая. Банкуюший раздал всем игрокам по одной карте, удачно сыграл с большинством игроков. но забыл самого последнего игрока, сидящего по правую руку (или даже двух игроков!). Вот банкомет объявляет «стук», собирает карты и начинает их тасовать. Но тут игрок, у которого осталась одна карта, спокойно спрашивает: «Хорошо тасовал?» «Ну да». «А это что такое?» Игрок показывает одну карту, которую банкуюший забыл потребовать в предыдушем коне.
Таким вот образом банкуюший страшно обидел игрока и не дал ему сыграть в предыдушем коне, возможно, и выиграть все деньги на кону. Банкующий обязан отдать весь банк этому игроку, а карты и право банковать переходят к следующему по очереди игроку. Если обиженных игроков больше, чем один, то они делят деньги банка в равных долях между собой.
Иногда право «примазаться» используют по договоренности в отношении постороннего, но очень нужного человека. Если игра происходит на квартире у катраншика или не было карт, но их кто-то принес, то для него могут сделать льготу.
При игре в «триньку» льготой могут быть фиксированные сборы с каждой крупной «свары». При игре в «очко» примазавшийся несет такую же ответственность, как и игрок, и они вместе принимают решение по выбору карт, иначе они могут «подставить» один другого специально, в пользу банкующего. А иногда, кстати, примазчики как раз и играют в пользу банкующего; проигрывая сами, они вовлекают в проигрыш и игрока.
Перед началом игры определяется сдающий, который сдает по пять карт и открывает козырь, кроме того, пять карт откладывает в «прикуп». В этой игре важно не оказаться сдающим карты, так как партнер в случае плохих карт может заменить их на «прикуп», а сданные «зарыть» в колоду. Если пришел козырной туз, то ходят с него обязательно, иначе игрок получает пять штрафных очков. Если туз лежит на «вскрыше», то есть обозначает масть, то ходят королем. Если на одних руках имеются козырные дама и король (марьяж, то обязателен заход с одной из этих карт. Нарушение этою правила тоже штрафуется пятью очками. Целью игры является списание 15 очков, которые записываются каждому игроку перед началом игры
Каждая взятка оценивается в одно очко. Если приходят два валета одного цвета, то списывается пять очков. Если у обоих партнеров соберутся по два валета одного цвета, то списывает очки тот, у кого есть козырной валет. По договоренности в таких случаях перед началом игры могут очки списывать оба партнера. Если одному из партнеров пришли 5 карт одной масти («рамс»), то он списывает 5, а партнер записывает себе 5 штрафных очков. Если «рамс» козырной, то эти очки удваиваются. Если в процессе игры партнер не взял ни одной взятки, то ему начисляется пять штрафных очков, и кроме этого, он должен уплатить заранее определенную сумму («прокат»). Выигрывает тот, кто списал ровно 15 очков. Если он списал больше, например, 17, то ему записывается 17 штрафных очков
Оба партнера имеют по колоде карт. Для того, чтобы определить, кто будет метать карты, партнеры договариваются, какая карта мечет. Если, например, произносится фраза: «Молодка мечет», то метать карты будет тот, кому выпала младшая карта. Если «Старший по стосу мечет», то метать карты будет тот, кому выпала старшая карта. Значение карт идет от семерки до туза. После растасовки колоды партнер своей картой «подрезает», т.е. разделяет, колоду противника. После подрезки он же выбирает любую карту из своей колоды и кладет ее отдельно, но не показывает противнику. Задача игроков: поймать выбранную карту, для чего мечущий карты открывает нижнюю карту из своей колоды («нечет»). Если она не совпала с отложенной, то открывает карту для партнера также из своей колоды («чет»). Ловля карт может быть цветной, полуцветной и простой. Если выпала карта одной масти и одного значения с отложенной, то выигрыш составляет 100% от ставки («цветная»), если выпала карта одного цвета, то выигрыш 2/3 ставки («полуцветная»), если выпала только одного значения, то выигрыш составляет 1/3 ставки. Выигрывает тот, на чью сторону выпала соответствующая карта. При игре «третями» используются следующие шулерские приемы:
1. «Кидать метлу». Если игра ведется картами малого размера, то при тасовке мечущий карты игрок оставляет скрытно в руке несколько разных карт. Когда «чет» и «нечет» он выбросил по несколько карт и они не совпали с ловленной, то он в «нечет», т.е. в свой ряд, выбрасывает одну из спрятанных карт, значение которой не совпадает с ранее выброшенными, т.е. вероятность совпадения с ловленной возрастает во много раз, так как всего может быть только восемь вариантов. Если и эта карта не совпала, то в ряд противника («чет») он бросает из спрятанных карту, совпавшую по значению с ранее выпавшими, т.е. не дает ему выиграть, а себе снова бросает карту, не бывшую в ходу.
Карты тасуются в произвольном порядке. Но обязательно надо «срезать» под правую от себя руку (если вы сдаете). После «срезки» надо тут же начать раздавать карты по одной слева направо. Каждому игроку раздается по три карты. Если в момент раздачи вдруг комуто «засветится» карта по вине сдающего, это не считается большой погрешностью. В этот момент сдающий обязан спросить: «Заменить?». А принимающий карты решает, оставить карту или попросить заменить. Но предыдущие карты свои он, конечно, не должен смотреть и видеть. Замена карт производится произвольным вытягиванием из середины колоды, а заменяемая карта подкладывается в самый низ колоды.
Когда все игроки по первому кругу отреагировали и сделали свои ходы, то только тогда могут в свои карты посмотреть и тот, кто «затемнил», и тот, кто «перетемнил». Теперь и они решают, что же им делать. Или «упасть» (выбросить карты), или продолжать играть, делая ставки. Ставки могут только повышаться и быть никак не меньше «затемненной» или «перетемненной» суммы. Игрокам, которые «затемнили» («перетемнили»), выпадет только одно преимущество. Они имеют право «скрываться» игроку под свою правую руку за «затемненную» («перетемненную») сумму, а остальные игроки «скрываются» только за удвоенную сумму этих значений.
Так игра проходит до тех пор, пока не останется самый последний игрок, который имеет на руках самое большое количество очков. Он и забирает банк, делает первым новую ставку, просит остальных тоже делать ставки, а затем вновь тасуют колоду, срезают и раздают выигравшим. Раздающий карты проверяет правильность внесения ставок в банк до раздачи карт. Если он начал сдавать карты, а банк оказался неполным, кто-то забыл поставить свою ставку и не признается в этом, то раздающий обязан выяснить это, и если добровольно никто не вспоминает о своей забывчивости, то он сам пополняет банк. Перед раздачей банк должен быть обязательно полным, то есть соответствовать сумме всех ставок играющих игроков.
Когда идет игра и игроки увеличивают ставки, то может быть и предельная сумма, т.е. «потолок», который нельзя перекрывать. Это делается в интересах малоимущих игроков, которые должны иметь шанс «открыться» и сравнить свои очки перед тем, кто хотел бы их деньгами «задавить» и бросает для этого крупные суммы в банк при очередном ходе. О таком «потолке» можно заранее договориться перед началом игры. Обычно этот «потолок» устанавливается в пределах 50-100-кратного повышения над обычной самой минимальной ставкой в банк. Если ставка по одному доллару, то «потолок» устанавливается обычно в сто долларов.
Очень часто «свары» делаются специально. Два игрока бросают большие ставки, вынуждая других «упасть», не «открываясь». Когда же они остаются вдвоем последними, то один из них может пригласить другого: «Варим?». Другой отвечает: «Давай заварим!». Они бросают карты в колоду, не раскрывая их значения. А затем идет обычная процедура. Сумма банка подсчитывается, делится пополам, и определяется «входная ставка» на «свару», равная половине данного банка. Чтоб теперь принять участие в очередном туре игры, каждый игрок доставляет новую ставку. «Заварившие» принимают ставки от игроков, бросают их деньги в новый банк. После этого двое заваривших определяют, кому из них сдавать. Они поднимают на «старшего». Каждый захватывает какую-то часть колоды, а затем уже высвечивает самую нижнюю карту. У кого по очкам «старшая», тот и имеет право на сдачу.
На «сваре», так принято большинством, нельзя «темнить» и делать то, что позволяется при этом. В момент «свары» (до раздачи карт) могут некоторые партнеры объединяться. Они друг друга спрашивают: «Набздем?» Это значит, что банк и шансы делятся пополам. Кто из них выиграет, тот делится половиной банка.
Вот и все классические правила в «триньке». В отдельных регионах, конечно, приняты какие-то небольшие отклонения. Где-то определяют, что самым высоким сочетанием надо принимать три шестерки, а не три туза. Где-то не устанавливают «потолок» при проходе и т.д. Но обо всем этом игроки договариваются перед началом игры, дабы устранить дальнейшие недоразумения и конфликты.
Камерная игра, в которой новичку завязывают глаза и заставляют на стуле имитировать действия водителя в определенных ситуациях. Скажем, кто-то кричит: «Красный свет!», и «шофер» обязан нажать ногой «тормозную педаль». В процессе игры ему объявляют дорожные знаки, моделируют различные транспортные ситуации, предлагают поломку автомобиля. Звучат окрики: «Поворот направо», «Въезд запрещен», «Обгон запрещен», «Старушка на дороге» и тому подобное. На команду «Легавый светофор» подопытный зек должен приложить ладонь к виску, мило улыбнуться и сделать неприличный жест. Если «хитрый шофер» допускает промашку, внимательная братва опрокидывает его в «кювет», скажем, в таз с водой.
Игра на деньги по сумме цифровых значений на денежных купюрах. Игроки договариваются, какая цифровая комбинация считается выигрышной: по общей сумме цифр, по числу четных или нечетных, по разнице чисел и тому подобное. Как правило, победитель забирает купюру проигравшего.
Это не столько игра, сколько игорная ставка. До недавнего времени в зонах пользовались успехом карточные игры, где проигравший выполнял желание победителя. Схожая ставка наблюдалась и при игре в домино «Двадцать четыре удовольствия». При ней проигравший также обязан выполнить любое желание выигравшего. Скажем, весь день он должен был отвечать на любой вопрос словами: «Крякни в тину». Особый конфуз при этом возникал, когда собеседником проигравшего зека становился кто-нибудь из сотрудников тюрьмы или лагеря. Вот живой пример, который произошел на Свердловской пересылке и лег в мемуары бывшего рецидивиста:
Иногда проигравший орет глупость с верхнего яруса. Или всю ночь спит на полу. Тюремная фантазия не знает границ. Один картежник доигрался до того, что в разгар трудового дня, ровно в полдень, как и требовал того победитель, вдруг вышел в центр заводского цеха и начал читать стихи:
Я маленькая девочка,
Я Ленина не видела,
В 30-е годы в Соловецких лагерях была в ходу ставка «100 тараканов» (1000 тараканов или что-то в этом роде): проигравшего обязывали отловить сотню барачных насекомых и предъявить их «счетной комиссии». Зек мог неделю ползать по бараку с банкой в руках, охотясь на тараканов. Игра имела и санитарный успех. Иногда охота за тараканами затягивалась на месяц. В зависимости от количества насекомых. Вместо тараканов могли фигурировать пауки или крысы.
Бывали случаи, когда проигрывали самих себя. Проигравший становился на день, неделю или месяц (а случалось, что и навсегда) рабом победителя. Академик Дмитрий Лихачев, отбывающий наказание в соловецких ротах, вспоминал:
В старое время обычными были случаи проигрыша «марух» (любовниц). Сейчас это уже постепенно выводится. Проигрыши самих себя или вообще «последнего» чаще всего происходят из так называемой «амбиции». Если «схлестнутся» двое, имеющих друг на друга злобу, или если играющие почему-то считают для себя позором проиграть, игра может зайти очень далеко. Проигрывают золотые зубы, которые после игры выдираются клещами или выбиваются молотком. Проигрывают пальцы, играют на ухо и т.п. Происходят своеобразные картежные дуэли.
В пятидесятых годах «пятым» стал даже Марк Бернес. Судя по всему, за то, что сыграл ссученного вора в новом фильме. Тогда МВД прессовало воровскую масть по высшему разряду, и советский послевоенный кинематограф не мог остаться в стороне от этого процесса. Выполнить волю братвы поручили рецидивисту по кличке Бурлак. В тот вечер он остался без копейки и в порыве азарта поставил на кон «жизнь пятого». Бурлак проиграл кон. Дальнейшую судьбу киллера и его провал я описал в книге «Антология заказного убийства».
Изначально подтасованная колода карт называется «материал». С нее шулер начинает сдавать карты на стол. Противникам сдается крупная карта, однако себе и своему партнеру шулер сдаст выигрышную комбинацию, которая часто отличается лишь на одно очко. Начинается азартный торг, в банк бросаются все новые суммы, но итог кона уже определен. Шулер может сдать себе и проигрышную карту. Например, если заметил подозрительность в поведении игроков. Проиграв, он благоразумно выходит из игры, завершая карточную встречу своим поражением.
«Стирами» называют игральные карты, как таковые, а также карты со стертыми или дорисованными значениями. Ими шулеры пополняют неполную колоду.
Шулерский прием, с помощью которого колода карт разделяется в нужном для игрока порядке, называется «Тевде». Например, в одну часть откладываются карты на «Т» (туз, тройка), в другую на «Д» (девятка, десятка, дама). Можно разделить на четные и нечетные или в ином порядке, имеющем закономерность, что позволяет шулеру манипулировать картами.
Далее большой палец немного отгибается, и опускается верхняя кучка, придержанная указательным пальцем и мизинцем, и в это же время надвигается на большой палец нижняя кучка карт. В этом положении нижняя кучка перешла наверх, и фигуры карт в обеих руках обращены вниз. Затем большой палец вынимается из промежутка между двумя кучками, он положен сверху карт, отодвинув обе кучки к основанию большого пальца так, чтобы они ровно закрывали одна другую и составляли как бы одно целое, то есть одну кучку. В указанном положении обе кучки еще отделены указательным пальцем и мизинцем. Теперь же остается лишь разогнуть эти пальцы и быстро вынуть их, чтобы все карты соединились в одну кучку.
— те карты, которые при подобной тасовке должны оставаться нетронутыми, слегка подрезались с угла вдоль карты так, что карта становилась немного уже. При тасовке вытаскивались только те карты, которые не подрезаны.
При игре в «стос» чрезвычайно важно знать, какая карта падает «в лоб» (первая), и правильно выбрать ее при подрезке. Для этой цели существует целый ряд способов. Например; из колоды выбираются все валеты и слегка сгибаются с углов. При подрезке стараются попасть под карту, на которой лежит валет. Теперь валет угадан.
Играющий приблизительно ориентировался в том, какая карта упадет «в лоб». В самодельных картах возможно «насыпное очко». В обычной семерке место, в котором в восьмерке должно быть очко, натиралось сальной свечкой и из него переводилось через трафаретку очко из сажи жженого белого хлеба. Получалась обычная восьмерка. Если необходимо сделать семерку, очко быстро стиралось. Однако клееное очко и «галантину» шулеры применяли редко, ибо эти приемы были слишком известны.
Многие шулеры имели свои личные наработки и производственные секреты, которыми поделиться не спешили. Партнер, заметив, что его «берут даром», имел право в любое время остановить игру: «Твой номер старый». В этом случае он должен был указать способ, каким его обыгрывали. Если он указывал его правильно, то выигрыш полностью оставался за ним.
— Мать продашь или в задницу дашь?
Но это только словесный экзамен. Гораздо хуже для новичка, если с ним начинают производить подозрительные манипуляции. Например, ему подавали нитку: «Перевяжи яйца и прыгни с верхних нар». Зек должен был снять штаны, обмотать ниткой мошонку, вскарабкаться на верхний ярус, закрепить конец нитки и сигануть вниз. Опытный арестант без боязни и стеснения проделывал эту хитрую процедуру: нитка обязательно должна была порваться. Новоприбывшему зеку могли приказать повторить «подвиг Гастелло» с третьего яруса. Опытный зек прыгал вниз головой и падал на руки братвы. Новичок робко отнекивался и в конце концов оказывался избитым.
Тюремный закон запрещал травмы при прописке. Но это было до недавнего времени. Неписаные блатные традиции еще сохранились в «черных» (воровских) зонах. Однако в «красных» зонах и камерах, где власть держат фраера (бандиты, убийцы, вымогатели и др.), прописка уже давно стала не столько экзаменом, сколько развлечением. Издевательство над зеком встречается там. где нет жестких тюремных обычаев.
Игра, в которой новичку предлагают выдергивать одну из трех спичек, зажатых в ладони. Если он вытянул самую короткую, то он с завязанными глазами должен угадывать, кто наносит ему удары. В большинстве случаев «спичечный шулер» изначально обрекает игрока на поражение. Все спички оказываются короткими.
Вот один из фрагментов игры в следственном изоляторе.
К новоприбывшему зеку, с опаской взирающему на всех и вся, подходят два человека:
— Не грусти, земеля. Давай сыграем.
— И я не хочу, и он не хочет. Но надо. Тебя нужно прописать.
Камерная игра, распространенная среди несовершеннолетних. Новичку предлагают закутать голову в пиджак и через рукав угадывать различные предметы. Зек послушно набрасывает пиджак, один из «окулистов» услужливо поддерживает рукав, чтобы испытуемый мог наблюдать через узкое отверстие за предметами, которые поочередно подносятся к рукаву. Из пиджака доносится глухое: «коробка спичек», «карандаш», «дуля» и так далее. В один из моментов, когда новичок немного расслабляется и действительно принимает все происходящее за игру, кто-то наливает в рукав воду. Случается, что перед рукавом снимают штаны и показывают «пациенту» половой член. Тот правильно называет этот предмет и тут же получает в глаз теплую противную струю.
Разновидностью этой игры может быть и такая ситуация, которую называют «Пропади, копейка». Трое зеков, среди которых и новичок, растягивают за края пиджак. В середину пиджака бросают монету, и ведущий, играющий роль фокусника, обещает незаметно похитить монету. Кто первый заметит пропажу монеты, тот и выиграл. «Фокусник» начинает громко бубнить: «Пропади, копейка. Пропади, копейка. » Новичок во все глаза наблюдает за копейкой, а в это время кто-то из игроков, поддерживая пиджак лишь одной рукой, расстегивает штаны и мочится на новичка. Тот замечает подвох, когда штаны полностью намокли. Он отбрасывает пиджак, но облегченный зек уже успел застегнуть штаны. Камера давится со смеху, а мокрый зек поспешно и с отвращением сдирает с себя штаны.