почему нельзя играть едой
Почему нельзя играть с едой
С едой играть нельзя. Прописная истина. Или нет?
Кто рос во времена Советского Союза помнит, как в школьной столовой всегда висел плакат с надписью «Хлеб – всему голова!» ну или что-то подобное обязательно было. И нам, детям, всегда аргументировали это утверждение, — что с едой не играют, — примерами из Великой Отечественной войны. Блокадный Ленинград. Вот что вспоминается при этих разговорах про бесценный кусок хлеба. И в такой страшный период войны или голода происходит переоценка ценностей и люди готовы отдать за крошку хлеба любые ценности…
И когда ещё многие люди, свидетели ужасных условий жизни тех лет, были живы и помнили всё это, стыдно было перед ними хлеб на пол бросать или кашу по тарелке размазывать. И осталось с детства это ощущение, что неправильно, плохо это — играть с едой. И грех это большой. Хотя, люди не все верующие, но такое понятно всем.
А что происходит сейчас? Люди ради выгоды, а иногда и от скуки творят такие вещи… Посмотрите видео ролики на всем известном сайте. Там устраивают челленджи (слово то какое нашли) по поеданию несъедобных сочетаний в еде, будь то сосиски в шоколаде или огурцы солёные со сгущёнкой, смешивают тонны еды для забавы, а потом выкидывают. Давят колёсами машин куриные яйца, пакеты молока и сока, йогурты, фрукты, гамбургеры, круассаны, соусы. Ради прикола, — пранка, сейчас говорят, — ломтик хлеба приклеивают к тарелке клеевым пистолетом. Да Боже мой! Хорошо, что ветераны, которые ещё живы, (долгих им лет!) наверняка такое не увидят, я надеюсь…
Еда – это не только энергия, еда – труд огромного количества людей. И всё это в нашем подсознании есть. Оно помнит. Издревле, чтобы добыть пищу требовалось приложить немало труда. Будь то охота или рыбалка, собирательство. Потом, когда человек научился культивировать растения и выращивать себе еду – злаки, коренья, фрукты и овощи, тоже без труда никак. Это сейчас мы пошли в супермаркет и в любое время года купили любой продукт. Тогда весной, к примеру, питались скудно. Ведь запасов, оставленных с осени могло не хватить. Как потопаешь – так и полопаешь, что называется.
Напрямую зависела сытая и спокойная жизнь от количества вложенного труда. В основном, это летняя и осенняя пора. С раннего утра до заката трудились люди на полях и в огороде. А домашний скот? Сколько сил и времени нужно, чтобы содержать ту же корову, поросят, кур? И им тоже нужно было запасать еду на зиму. А потом нужно ещё не просто доить корову, но и делать из молока масло, сыр, творог. И хлеб тот же сначала вырастить, собрать, смолоть муку, а потом уже печь… И животных не убивали ради забавы. Всё это делалось, чтобы жить, питаться самим и кормить детей.
Наше подсознание помнит, какая цена хлебу. Ведь наши предки трудились ради того, чтобы мы могли жить.
И не простит жизнь такого неуважения к еде. Ведь кто-то и сейчас голодает. А тот, кто выкидывает в мусорное ведро блюдо лишь за то, что у него неправильный внешний вид, может быстро оказаться на месте голодающего. Он или всё потеряет и разорится или здоровье его пошатнётся. Ведь поступая так, он как будто насмехается над теми, у кого и крошки хлеба нет. Очевидно же, что такое до добра не доведёт…
Как отучить ребёнка играть с едой
Можно воспринимать игры с едой как нечто забавное. И даже видеть пользу для развития: мнёт кашу руками — значит, получает сенсорный опыт. Кладёт огурец в стакан с молоком — исследует мир. Но время идёт, ребёнок растёт и начинает воспринимать игры с едой как норму.
Это вряд ли поменяется само собой, и в будущем потребуется гораздо больше усилий для изменений. Поэтому лучше пресекать нежелательное поведение за едой в самом начале. А эксперименты и занятия для обогащения сенсорного опыта перенести на другое время.
Изменения начинаются с родителей
Если ребёнок балуется, а мы слишком эмоционально реагируем, ситуация только осложняется. Малыш либо подсаживается на эти эмоции, либо перестаёт обращать внимание. В любом случае отношения портятся, а крик родителя и детские истерики становятся обязательной частью процесса.
Перед очередным приёмом пищи постарайтесь привести себя в ресурсное состояние: выпить ароматного чаю, глубоко подышать или прочитать пару страниц любимой книги. Это поможет оставаться спокойным при установлении рамок.
Для детей до трёх лет очень важен порядок в поведении взрослых — когда в одних и тех же ситуациях они ведут себя одинаково.
Если вчера нельзя было играть с едой — значит, нельзя сегодня, завтра и вообще никогда. Когда же происходит наоборот, то малыш оказывается в расшатанном состоянии — ему сложно понять, почему всё постоянно меняется.
Поговорите папой, бабушками или нянями. Объясните, что именно сейчас закладывается правильное поведение и нормы, и будет сложно изменить привычки. Попросите не позволять ребёнку играть с едой.
Придерживаетесь единой линии поведения во время баловства. Только так малыш примет правило и почувствует облегчение: правило действует — нет такого, что мама говорит одно, а бабушка другое.
Обратите внимание на посуду и место — всё должно стимулировать к еде, а не к игре:
Нужны чёткие правила
Прежде всего убедитесь, что ребёнок действительно голоден. Понаблюдайте за ним, отбросив собственные стереотипы. Дети могут быть разные — некоторые едят меньше, но часто. А другим достаточно завтрака, обеда и ужина.
Проголодавшийся малыш будет охотнее есть, а сытый скорей всего захочет поиграть с едой.
Ребёнок следует за своими потребностями, но при этом действует в тех рамках, которые мы ему ставим. Когда он начинает баловаться с едой, важно сразу пресечь и предложить выбор: либо продолжает есть, либо он не голоден и может выходить из-за стола.
— Если хочешь есть, то ешь. Если наелся, можешь пойти поиграть или помочь мне убрать посуду.
— Хорошо, я вижу, что ты наелся. Можешь выходить из-за стола и идти играть.
И здесь придётся проявить терпение и настойчивость, ведь ребёнок может возмутиться и устроить истерику. Это его попытка проверить границы и убедиться в твёрдости правил: «Действительно ли мама не разрешает баловаться с едой? А если я покричу, потребую, поплачу?»
В следующий раз, когда придёт и скажет, что хочет есть, предложите полезную еду (а не печенье, перекус или сладкие напитки). Если откажется, напомните:
— Значит, ты не голоден.
Когда вы убедитесь, что голодный ребёнок с аппетитом ест полезную еду и будете последовательны, то всё получится. Дети, у которых нет медицинских случаев, никогда не будут действовать себе во вред. Привычка играть с едой — последствия уверенности, что рано или поздно дадут ту еду, на которой они настаивают.
Почему нельзя играть с едой
Кто рос во времена Советского Союза помнит, как в школьной столовой всегда висел плакат с надписью «Хлеб — всему голова!» или что-то подобное обязательно было. И нам, детям, часто говорили, что с едой играть нельзя. И аргументировали это утверждение примерами из Великой Отечественной войны. Блокадный Ленинград. Вот что вспоминается при этих разговорах про бесценный кусок хлеба.
И когда ещё многие люди, свидетели ужасных условий жизни тех лет, были живы и помнили всё это, стыдно было перед ними хлеб на пол бросать или кашу по тарелке размазывать. И осталось с детства это ощущение, что неправильно, плохо это — играть с едой.
А сейчас люди ради выгоды, а иногда и от скуки творят такие вещи! Ради удачного видео давят колесами машин продукты. Ради шутки ломтик хлеба приклеивают к тарелке клеевым пистолетом. Да, Боже мой! Хорошо, что ветераны, которые ещё живы, (долгих им лет!) наверняка такое не увидят, я надеюсь…
Еда — это не только энергия, еда — это труд огромного количества людей. И всё это в нашем подсознании есть. Издревле, чтобы добыть пищу требовалось приложить немало труда. Будь-то охота или рыбалка, собирательство. Потом, когда человек научился культивировать растения и выращивать себе еду — злаки, коренья, фрукты и овощи, тоже без труда никак. Напрямую зависела сытая и спокойная жизнь от количества вложенного труда.
А домашний скот? Сколько сил и времени нужно, чтобы содержать ту же корову, поросят, кур? И им тоже нужно было запасать еду на зиму. И животных не убивали ради забавы. Всё это делалось, чтобы жить, питаться самим и кормить детей. Наше подсознание помнит, какая цена хлебу. Наши предки трудились ради того, чтобы мы могли жить.
Ведь кто-то и сейчас голодает. А тот, кто портит продукты ради забавы, будто насмехается над теми, у кого и крошки хлеба нет. Очевидно же, что такое до добра не доведёт…
Можно ли разрешать ребенку игры с едой?
Нормально ли, когда малыш разбрасывает пищу, ест руками и пытается играть с едой, или все-таки стол не место для забав и экспериментов?
Наталья Лев
«Не играй с едой!», «Не суй пальцы в варенье!», «Ешь нормально!» – эти и другие фразы можно услышать в любом доме, на любой кухне, где есть маленькие дети. Наверняка вы и сами не раз грешили, одергивая свое чадо, которое, вместо того чтобы быстро справиться с обедом, уже двадцать минут размазывает картофельное пюре по тарелке. Почему же мам так беспокоит этот факт, что малыш играет с едой? Стоит ли так зацикливаться на этом моменте? Оказывается, эта тема волнует не только родителей, но и ученых. Великие умы ежегодно исследуют детскую психологию и тем не менее до сих пор не пришли к единому мнению по этому поводу.
Игры с едой: маленький экспериментатор
Одни педагоги и психологи, а вместе с ними и консультанты по прикорму, убеждены, что обеденный стол – это не место для забав. По их мнению, любые игры с едой отвлекают ребенка от главной цели – научиться есть «взрослую» еду самостоятельно. Специалисты советуют прекращать трапезу в тот момент, когда кроха начинает играть с едой. Строго? На первый взгляд, да, но смысл в этом, конечно же, есть. Все-таки процесс принятия пищи – это своеобразный ритуал. Очень важно, чтобы за столом собиралась вся семья, и ребенок мог наблюдать, как едят взрослые, и подражать им. В возрасте до полутора лет малыши обладают уникальной способностью «считывать» нужную им информацию, глядя на поведение взрослых. Если он видит, что родственники едят с удовольствием, не отвлекаясь, а за столом царит теплая и расслабленная атмосфера – скорее всего, у крохи сформируется правильное пищевое поведение. Психологи рекомендуют маме и папе быть терпимее, пока кроха осваивает нормы поведения за столом, не вмешиваться в этот процесс с придирками и замечаниями. Несколько советов.
Если малыш до 1,5 лет предпочитает брать еду руками – пусть делает это. Это вовсе не игра с едой, а абсолютно нормальная особенность, характерная для раннего возраста. Младенцы и годовалые дети активно изучают мир не только визуальным, но и тактильным методом. Им важно потрогать еду, ощутить ее консистенцию, температуру, понять цвет и вкус. Кроме того, в этом возрасте у детей формируется «пинцетный захват» пальчиками, и они пытаются все схватить и пощупать. Мама может помочь ребенку, нарезав кушанье мелкими кубиками, чтобы его было удобнее брать ручками.
Малыш также может брать еду руками и класть ее в ложку, или, наоборот, – брать еду ложкой, а потом доставать из нее кусочки и тянуть их в рот. Это тоже нормально. Так кроха экспериментирует! Скоро это закончится, а пока радуйтесь, что у ребенка развивается мелкая моторика.
Дети очень любят пить из трубочки, но очень часто, по мнению мам, начинают баловаться, пуская в напиток пузыри. На самом деле такая забава – неплохая дыхательная гимнастика. И возможность узнать кое-что новое и интересное: объясните ребенку, что пузырьки – это воздух, который он сам запускает в воду своим дыханием.
Принятие через игру
Существует и противоположная точка зрения, согласно которой игры с едой могут быть полезны. Пару лет назад группа зарубежных ученых провела эксперимент с участием нескольких десятков детишек, которые ранее недолюбливали фрукты и овощи. Малышам раздали целый набор полезной еды – огурцы, помидоры, брокколи, зеленый горошек, яблоки, голубику – и предложили делать с ними все, что хочется. Дети с азартом принялись мять и разламывать овощи, раскидывать их по столу, катать и подбрасывать. В завершение такого «праздника непослушания» испытуемым предложили попробовать любой из продуктов, но исключительно по доброй воле, а не в обязательном порядке. Что вы думаете – дети съели добрую половину еды, с которой до этого играли! Этот эксперимент в очередной раз подтвердил факт, что малыши гораздо эффективнее познают окружающий мир через игру и тактильное восприятие. Отсюда вывод: если ваш ребенок совершенно не признает какие-то виды продуктов, попробуйте дать ему их в качестве игрушек. Есть большая вероятность, что кроха сначала поиграет-поиграет «невкусным» сельдереем, а потом, глядишь, да и съест его. Особо увлеченным родителям можно порекомендовать такие игры для вкусного досуга:
Предложите ребенку сортировать овощи или фрукты по цвету и размеру. Такие занятия неплохо развивают логику;
Сравните форму и фактуру овощей и фруктов. Например: апельсин круглый, а слива овальная; помидор гладкий, огурчик колючий, персик бархатный, а кокос шершавый;
Поиграйте в игру «Угадай-ка». Мама завязывает ребенку глаза и дает попробовать порезанные на кусочки овощи и фрукты. Задача ребенка – угадать, какой продукт дала мама. При этом полезно проговаривать, какой ощущается вкус: сладкий, кислый, горьковатый и т.д.
Играть с едой: меньше критики, больше свободы
Многие родители уделяют слишком много внимания аккуратности ребенка во время трапезы и очень часто сокрушаются, что у крохи все «валится из рук» и вообще он «ест, как поросенок». На самом же деле это большая ошибка – требовать от малыша соблюдать правила этикета за столом. Во-первых, это чревато развитием невроза у мамы, потому что годовалый малыш вряд ли так быстро научится не крошить и не проливать воду. А во-вторых, такое поведение взрослых способно отбить у ребенка желание учиться есть самостоятельно. И потом не удивляйтесь, что чадо не притрагивается к ложке и воротит нос от некогда любимой каши! Психологи в один голос твердят, что еда ни в коем случае не должна ассоциироваться со стрессом. Поэтому задача родителей – сделать так, чтобы процесс принятия пищи проходил как минимум спокойно и без нервов, а как максимум – на позитивной волне. Если малыш во время трапезы в очередной раз с ног до головы измазался пюре или перевернул себе на грудь тарелку супа, не нужно делать скорбное лицо и тем более ругаться. Наоборот, радуйтесь, что кроха проявляет пищевой интерес и пытается есть без вашей помощи. Помните, что ваш малыш растет, и очень скоро все проблемы, связанные с аккуратностью за столом, станут не актуальны. Еще ни один ребенок не пошел в школу, не научившись есть «по-человечески», так зачем же сейчас тратить нервы себе и малышу? Тем более сегодня на помощь приходят достижения цивилизации: пластиковые нагрудники с карманами-ловушками для еды и небьющаяся детская посуда из безопасного пластика. Кстати, вы можете купить тарелки на присосках – идеальный вариант для активных малышей. Еще один лайфхак для мам: подстелите под стульчиком для кормления клеенку, и вам не придется каждый раз после еды мыть пол на кухне.
Как видите, вариантов облегчить себе жизнь, имея маленького ребенка, очень много!
А это – под запретом
Знакома ли вам такая картина: малыш сидит за столом перед планшетом или телевизором и, вместо того чтобы есть, увлеченно смотрит мультик, а мама тем временем сует ему в рот ложку за ложкой? К сожалению, этим сегодня грешат многие родители. Кто-то пытается таким образом накормить малоежку, кому-то не нравится, что ребенок играет с едой, поэтому отвлекают его мультиками. А кто-то просто экономит время, ведь самостоятельно кроха будет есть не меньше получаса.
Родители забывают, что планшет – это самый главный враг пищевого поведения. Сначала мы «подсаживаем» ребенка на гаджет, формируя связь «еда – мультик», а потом сокрушаемся, что без планшета ребенок отказывается есть.
Поэтому ни при каких обстоятельствах не включайте малышу мультик для того, чтобы его накормить.
Лучше на собственном примере покажите ребенку, что еда – это удовольствие, и тогда никаких проблем с пищевым поведением у него не будет.
Мнение эксперта
Людмила Работягова, педагог-психолог раннего развития
Мало того что творческий подход очень полезен для детей, есть большая вероятность того, что ребенок все-таки съест блюдо, которое он «приготовил».
Игры с едой: почему они раздражают взрослых и зачем они нужны детям
Ребёнок увлечённо размазывает по столу кашу, попадая и на стены рядом. Он бросает в суп кубики конструктора, а потом вытаскивает картошку, морковку, лук и раскладывает на столе в три кучки – всё по отдельности. Проводит линию в пюре, смотрит, как туда стекает масло, и восклицает:
– Смотри, река!
Мама не в восторге. Ей предстоит отмывать стол, пол, стену, ребёнка и кота, которого река-то как раз очень заинтересовала. Особенно, берег из котлеты.
Малыш не останавливается. Он бросает макароны в стакан с водой и высыпает все содержимое сахарницы в чашку с маминым чаем. Берет свежеиспеченный кекс и возмущённо говорит:
– Фу, изюм! Не буду есть изюм!
На этом этапе нервы нормальной российской женщины обычно не выдерживают. Мама ругается, мама кричит:
– Не играй с едой! Ешь, что дают! Сколько можно перебирать!
Потом она остынет и задумается. Откуда это в ней? Она никогда по-настоящему не голодала. Память подкинет воспоминания о 90-х годах, когда на столе почти всё время была только картошка. Но ведь была! И бабушка постоянно присылала банки с вареньями и соленьями. Где же голод, где то, что заставляет её сейчас трястись от необходимости выбросить столько еды, которую ребёнок превратил во что-то непотребное?
Обычно через время, анализируя, все понимают, откуда появились эти сильные эмоции. Настолько сильные, что сдержать их не удалось. Предки-то точно знают, что такое голод. Возможно даже бабушки и дедушки этого ребёнка вспомнят времена, когда не было даже картошки и закаток.
Тяжёлые годы ушли не так давно, память о них ещё не выветрилась. Но зачем передавать этот багаж современным детям, которые не растут в таком дефиците? Это, конечно, серьёзная психологическая работа. Однако знание о том, почему ребёнок просто обязан поиграть со своей едой, может помочь и взрослому спокойно воспринимать этот процесс.
“Работа” ребёнка – это игра
В Древней Руси был очень точно определён статус ребёнка и соответствующие возрасту занятия. До семи лет – время игр. Мальчишки и девчонки носили примерно одинаковую одежду и проводили время вместе под присмотром старших детей. Их главной задачей было познавать мир через игру. Они могли, конечно, помогать по хозяйству, но даже это происходило в игровой форме.
В семь уже происходило разделение – мальчики проходили обучение под руководством мужчин, девочки же оставались под крылом матери, но получали новые обязанности, связанные с ведением хозяйства, приготовлением пищи, рукоделием и пестованием малышей. Игры заканчивались.
Сейчас идея того, что до семи лет ребёнок будет только играть, вызывает чаще негативную реакцию. Многие убеждены, что начинать учиться нужно очень рано, пока мозг всё впитывает как губка. Но нет нужды оспаривать необходимость раннего развития детей. Это решает семья. Важно то, чтобы у малышей оставалось время на познание мира через игровую деятельность.
Именно игры способствуют развитию воображения, фантазии, они влияют и на творческий потенциал. Дети учатся проживать разные чувства. Играя вместе, они определяют своё место в коллективе, осваивают общение. Это своего рода репетиция будущей жизни.
Пока мама ругается, что ребёнок играет с едой, она упускает из виду тот факт, что он просто занимается своей ведущей деятельностью.
Тактильные ощущения, связанные с едой
Морковь – твёрдая. Манка – рассыпчатая. Булочка – мягкая. Гречка – отмывать надо сразу.
Трогая всё, что находится в его тарелке, малыш не “балуется”. Он занят. Его мозг напряжённо работает. Есть фраза, которая очень точно описывает этот процесс: “Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев”. Именно развитием головного мозга он и занимается, перебирая еду.
Процесс прикорма не заканчивается переводом на общий стол примерно к году. Он продолжается всё то время, что дети знакомятся с видом, вкусом, свойствами и текстурой еды. У некоторых это продолжается вплоть до подросткового возраста. Ребёнок имеет полное право знать, какова на ощупь его пища. А мамам лучше в это время чай попить – малыш занят, редкий шанс.
Знакомство с продуктами
Этот пункт следует из предыдущего. Природные защитные механизмы детей таковы, что им трудно воспринимать незнакомую пищу. Многие родители вспоминают примерно такие диалоги с ребёнком:
– Попробуй чизкейк! – предлагают они ему что-то общеизвестно вкусное.
– Нет, я его никогда не ел.
Он ещё не пробовал, но уже отказался. Потом, скорее всего, согласится откусить маленький кусочек. И, только познакомившись с новым блюдом, съест порцию. Качество на самом деле замечательное. Не съел что-то незнакомое – есть шанс, что таким образом избежал отравления.
Формирование вкусов и пищевых привычек
Основы здорового пищевого поведения закладываются в раннем возрасте. Вот здесь родителям хорошо бы проанализировать самих себя и подумать, как на них отразились те фразы, которые звучали в каждой семье:
– Пока не доешь, из-за стола не встанешь!
– Что ты там возишься? Ешь быстро!
– Ложечку за маму, за папу, за кошку… Как это – наелся? А за бабушку?
Не они ли наложили отпечаток на то, что сейчас взрослому человеку трудно встать из-за стола, не доев всё до крошки? Что трудно выкинуть детские объедки и их со вздохом доедают мамы или папы? Что любимое блюдо хочется есть, пока организм не отключится?
Сколько у каждого осталось в голове установок, связанных с едой! А их могло бы быть значительно меньше, если бы в детстве имелась возможность познакомиться со своими собственными предпочтениями. Впрочем, начинать никогда не поздно. Может, пока ребёнок копает реку в пюре, сделать для неё лодку из корочки хлеба?