почему нельзя говорить салам алейкум
Можно ли давать салям лицам противоположного пола?
Приветствовать людей является одной из важных привычек мусульманина. Приветствие брата по вере является желательным деянием, но человек, совершивший это деяние, получает больше награды, чем человек, ответивший на приветствие, хотя отвечать на приветствие является обязательным.
От Абдуллаха бин ‘Амра бин аль-‘Аса (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся:
أنّ رجلا سأل رسول الله صلّى الله عليه وسلّم: أيّ الإسلام خير؟! قال: تُطعِم الطّعامَ، وتَقرأُ السلامَ على مَن عرفت ومَن لم تعرِف
«Один человек спросил Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Какое (проявление) Ислама является наилучшим?», на что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Лучшее состоит в том, чтобы ты кормил людей (раздавал милостыню неимущим, а также кормил гостей и угощал соседей) и приветствовал тех, кого знаешь и кого не знаешь». (Бухари, Муслим)
Передаётся также со слов ‘Аммара (да будет доволен им Аллах):
«В полной мере обладает верой тот, кому присущи три качества: справедливость, обыкновение приветствовать всех людей и расходовать свои средства, невзирая на бедность». (Бухари)
Этот же хадис передаётся в других источниках и от Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха).
Как указано выше, нам велено приветствовать людей. Однако в некоторых случаях это необходимо делать, в некоторых других обращаться с приветствиями не столь обязательно, а иногда приветствовать людей запрещается.
Если мусульманин не относится к числу общеизвестных нечестивцев или приверженцев нововведений, то он сам должен приветствовать людей, как и они должны приветствовать его. То есть ему следует приветствовать людей, а они должны отвечать на его приветствия.
Большие учёные нашего мазхаба указывали, что в этих случаях женщины по отношению друг к другу поступают так же, как мужчины поступают по отношению друг к другу.
Что же касается таких случаев, когда женщина приветствует мужчину, то об этом имам Абу Са‘д аль-Мутавалли сказал:
«Если она является его женой, служанкой или близкой родственницей (махрам), ей следует приветствовать мужчину так же, как это делают мужчины. Каждому из них желательно приветствовать друг друга, а на приветствие обязательно дать ответ.
Мужчине не дозволяется приветствовать красивую постороннюю женщину, из-за которой можно впасть в искушение, если же он приветствует её, то ей не разрешается отвечать на приветствие. Кроме того, такой женщине не следует первой приветствовать мужчину, и мужчина не обязан отвечать на её приветствие. Если же он ответит на её приветствие, то совершит нежелательный поступок (макрух).
Если речь идёт о старухе, и искушения можно не опасаться, ей разрешается приветствовать мужчину, и он обязан ответить на её приветствие.
Однако мужчине разрешается приветствовать группу женщин, так же, как и большой группе мужчин разрешается приветствовать одну женщину, если нет оснований опасаться, что кого-нибудь из них это может ввергнуть в искушение». («Аль-Азкар»; Имам Ан-Навави)
От Асмы бинт Язид (да будет доволен ею Аллах) передаётся:
مرَّ علينا رسولُ الله صلى الله عليه وسلم في نسوة فسلَّم علينا
«Однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха), проходивший мимо нас, когда мы находились среди других женщин, приветствовал нас». (Абу Давуд, Ибн Маджа)
Также от Сахля бин Са‘да (да будет доволен им Аллах) передаётся:
«Среди нас была одна женщина (в другой версии: одна старуха), которая нам варила похлёбку из корневищ сахарной свеклы, бросала их в котёл, потом молола ячменные зёрна, и когда мы расходились после пятничной молитвы, то приветствовали её, она же угощала нас приготовленной ею едой». (Бухари)
От Умм Хани Фахита бинт Абу Талиб (да будет доволен ею Аллах) передаётся:
أتيتُ النبي صلى الله عليه وسلم يومَ الفتح وهو يغتسلُ، وفاطمة تسترُه، فسلَّمتُ
«В день завоевания Мекки я пришла к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) в то время, когда он совершал полное омовение, а Фатима прикрывала его одеждой, и я приветствовала его». (Муслим)
Также известно, что и сподвижники (да будет доволен ими Аллах) приветствовали группу женщин. Передаётся, что когда Умар (да будет доволен им Аллах) отправился к группе женщин, чтобы взять у них от имени Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) клятву верности, то он приветствовал их, а женщины отвечали ему.
Имам Аль-Куртуби приводит в своем тафсире, что Абдуррахман Ибн Атийя передаёт от своей бабушки Умм Атийя (да будет доволен им Аллах):
لَمَّا قَدِمَ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ الْمَدِينَةَ جَمَعَ نِسَاءَ الْأَنْصَارِ فِي بَيْتٍ ثُمَّ أَرْسَلَ إِلَيْهِنَّ عُمَرَ بْنَ الْخَطَّابِ ـ رضي الله عنه ـ فَقَامَ عَلَى الْبَابِ فَسَلَّمَ عَلَيْهِنَّ، فَرَدَدْنَ السَّلَامَ
«Когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) прибыл в Медину, он собрал женщин ансаров в одном доме и отправил к ним Умара ибн Аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах). Он встал у входа и поприветствовал их, а они ответили на его приветствие». (Имам Ахмад)
Исходя из вышеприведенного, следует, что приветствовать (давать салям) женщин при соблюдении вышеупомянутых правил разрешается.
«Ас-саляму алейкум»: Почему в исламе запрещено так приветствовать немусульман?
Как передает Day.Az, об этом пишет russian7.ru.
Приветствие, как говорит Коран, является одним из ключей к Раю. Аббасидский богослов Муслим ибн аль-Хаджжадж, передавая слова Пророка Мухаммеда, писал: «Вы не войдёте в Рай, пока не уверуете, а не уверуете вы до тех пор, пока не станете любить друг друга. Так не указать ли мне вам на то, что приведет вас к взаимной любви, если вы будете делать это? Распространяйте мир между собой!».
Но бывают случаи, когда приветствие «Ас-саляму алейкум» произносить запрещено: если тот, к кому обращаются, совершает намаз, моется, ест или же совершает какое-либо греховное действие. Кроме того, мужчинам не следует так приветствовать незнакомых женщин.
Существует целый ряд ограничений при произнесении традиционного исламского приветствия в адрес тех, кто не верует в Аллаха, не важно, христиане это, иудеи или язычники. Мусульмане не должны таким образом первыми приветствовать немусульман.
Салафитский толкователь Корана Мухаммад ибн Салих аль-Усаймин пишет следующее: «Поистине, нам не дозволено приветствовать салямом тех из числа немусульман, которые прибыли к нам с запада и востока, поскольку Пророк сказал: «Не приветствуйте салямом иудеев и христиан первыми».
Если же вдруг у мусульманина возникла потребность обратиться к иноверцу, то следует использовать другие приветствия. Согласно исламскому ученому, шейху Абдус-Салям ибн Барджасу это могут быть следующие выражения: «Мир тому, кто последовал прямым путем» или «Доброе утро, как провел ночь?».
Чем же грозит обращение мусульманина: «Ас-саляму алейкум» к человеку, не исповедующему ислам? По мнению мусульманских богословов, это ведет к целому ряду нежелательных последствий. Во-первых, это нарушение заповеди, данной Пророком, во-вторых это проявление любви, благосклонности и внимания по отношению к неверующим, чего мусульманин должен избегать, в-третьих, это лишение немусульман зависти, которую они проявляют, когда магометане приветствуют друг друга «салямом».
А как реагировать мусульманину, если представитель другой веры обратился к нему: «Ас-саляму алейкум»? Коран призывает отвечать точно так же: «Когда вас приветствуют, отвечайте еще лучшим приветствием или тем же самым» (Ан Ниса 4:86).
Впрочем, ответ мусульманина зависит от того, как было произнесено приветствие. Если частица «лям» прозвучала четко, то ответ может быть полным: «Ва-алейкум ас-салям» или же сокращенным: «Алейкум». Но в том случае, если частица «лям» была произнесена невнятно или вовсе опущена, к примеру: «Ас-сам алейкум», то следует отвечать только: «Алейкум».
Именно так («Ас-сам ‘алейкум») приветствовали Пророка иудеи. Дело в том, что «Ас-сам» с арабского переводится как «смерть», другими словами, иудеи, не разбираясь в тонкостях арабского, буквально пожелали Мухаммеду смерти. Поэтому в дальнейшем Пророк на подобные приветствия повелел отвечать: «Алейкум» («и вам того же»).
Магистрант Исламского университета имама Мухаммада ибн Сауда Батраз Цорионов отмечает, что нужно обращать внимание на то, в каком тоне было произнесено приветствие немусульманином. Если к последователю Аллаха обратились искренне, без усмешки и злого умысла, то можно смело отвечать: «Ва алейкум салям!». Кроме того, Коран наставляет отвечать на приветствие немусульман аналогичным образом, так как это исходит из призыва Аллаха к добру и справедливости.
9 случаев, когда мусульманину запрещено давать салям
Когда нельзя произносить слова приветствия? (Источник фото: freepik.com)
Слово «Салям» является одним из имен Всевышнего. Приветствие считается благим деянием со времен Адама и Ибрахима (мир им) и является одним из первых адабов ислама, утверждающих человеческую мораль. Обоснование этого адаба приводится и в Священном Коране:
«Когда вас приветствуют [хорошим] приветствием, отвечайте лучшим [приветствием] или таким же. Поистине, Аллах потребует отчет обо всем» (сура «Ан-Ниса», аят 86).
В соответствии с шариатом, приветсвие следует начинать не со слов «здравствуйте», «добро пожаловать» или «как ваши дела?», а с саляма. В одном из хадисов про вознесение пророка Мухаммада (мир ему) передается, что Посланник (мир ему), минуя различных пророков, приветствовал их салямом, и они отвечали ему салямом, после чего говорили: «Добро пожаловать, благочестивый Пророк!» (Бухари).
Произносить слова приветствия следует громко, доброжелательно и приятным голосом, так как это является Сунной нашего Пророка (мир ему).
Давайте рассмотрим 6 случев, почему нужно давать «салям».
1. Когда входишь в чужой дом, обязательно надо поприветствовать домочадцев. В Коране Всевышний говорит:
«О, верующие! Не входите в чужие дома без разрешения, не поприветствовав салямом хозяев. Так [поступать] лучше для вас [чем входить в дом без разрешения]. Примите же наставление!» (сура «Ан-Нур», аят 27)
2. Входя в свое жилище, также следует произносить салям.
3. Первый, кто произнесет приветствие, приближается ко Всевышнему.
4. Салям – признак того, что человек, произнося это слово, выражает стремление к дружбе и заявляет о родственных чувствах.
5. Провозглашение саляма – повод к достижению Рая.
6. Приветствие тех, кто принимает ваши добрые чувства, и тех, кто к ним равнодушен, является признаком вашего благородства и святого намерения.
Если же на ваше приветствие было не услышано или проигнорировано, то следует принять его самому словами: «Ассалямугаляйна ва галяя гибадилляхис-салихин!».
Приветствовать каждого и отвечать на приветствие, несомненно, является одним из прекрасных адабов. Однако и у этого адаба есть некоторые нюансы. Произносить приветствие недопустимо:
1. В зале, где совершается правосудие.
3. В том месте, где читают Благородный Коран.
4. Во время меджлиса, когда произносят зикры.
5. В мечети, когда имам читает хутбу.
6. Считается макрухом приветствовать читающего намаз.
7. В то время, когда звучит азан.
9. В туалете или в ином месте во время исправления естественной нужды.
Шейх Усаймин: Этикет приветствия (саляма) в Исламе + ответы на вопросы по теме
Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословение нашему Пророку Мухаммаду, который является печатью пророков и предводителем богобоязненных, его семье, сподвижникам и всем, кто последовал за ними, совершая благодеяния, вплоть до Судного дня.
А затем, это наша сто сорок пятая встреча из серии встреч под названием “Лика аль-баб аль-мафтух” (открытая встреча), проводящихся каждый четверг. Сегодня второй четверг месяца Шабан 1417 г.х., и мы продолжаем толкование суры “аз-Зарият”. Последний аят, на котором мы остановились, это слова Всевышнего Аллаха: “Он сказал: “Какова же ваша миссия, о посланцы?” (Коран, 51:31).
Однако, прежде я хотел бы поговорить об этикете приветствия (саляма), которым ангелы встречали Ибрахима, сказав ему: “Мира тебе!”, а Ибрахим ответил им: “И вам мир!”. Как мы уже упомянули раньше, ответ Ибрахима был лучше приветствия ангелов, т.к. Ибрахим откликнулся в форме именного предложения, означающего утверждение и продолжительное действие, в отличие от приветствия ангелов.
Ответ на приветствие
Знайте, что ответ на приветствие является обязательным. Благословенный и Всевышний Аллах сказал: “Когда вас приветствуют, отвечайте еще лучшим приветствием или тем же самым. Воистину, Аллах подсчитывает всякую вещь” (Коран, 4:86).
В словах Всевышнего “Когда вас приветствуют” не говорится о том, кто приветствует, поэтому из этого выражения понимается, что, кто бы ни был приветствующим, обязательно отвечать ему в той же форме или даже лучшей.
Всевышний сказал: “Когда вас приветствуют, отвечайте еще лучшим приветствием или тем же самым”. Аллах начал с того, что лучше, потому что оно предпочтительней. Слова “…или тем же самым” означают подобное приветствие. Это относится также к иудеям, христианам, буддистам и прочим. Если они нас поприветствуют, мы ответим на их приветствие. Однако, мы не должны первыми давать им салям, т.к. Пророк (мир и благословение ему и его семье) запретил нам делать это.
Итак, приветствовать нужно следующим образом: “Ассаляму алейкум”. Именно так постановил шариат. Что же касается слов “добро пожаловать”, “здравствуйте”, “как ваши дела” и подобных им, то они не утверждены шариатом. В соответствии с шариатом разговор следует начинать с саляма. Так, в хадисе про “Мирадж” (вознесение) передается, что Пророк (мир ему и благословение), минуя различных пророков, приветствовал их салямом, и они отвечали ему салямом, после чего говорили: “Добро пожаловать, благочестивый Пророк!” (Бухари).
Поэтому начинай со слов “ассаляму алейкум”. Ответ должен быть таким же или еще лучшим – “алейкум ассалям”, или “ва алейкум ассалям ва рахматуЛлах”, или “ва алейкум ассалям ва рахматуЛлахи ва баракатух” – все это соответствует шариату.
Многие люди отвечают на приветствие “ассалям алейкум” словами “добро пожаловать” или “здравствуй”, тогда как эти слова не возмещают вашего приветствия. То есть, если даже много раз вам скажут «добро пожаловать», это не будет считаться ответом на ваш салям, потому что Всевышний Аллах сказал: “…отвечайте еще лучшим приветствием или тем же самым…” (Коран, 4:86).
Известно, что приветствующий кого-то словами “ассаляму алейкум” делает таким образом за него дуа, желая благополучия от любого недостатка, недуга, болезни души или тела. Поэтому недостаточно ответить ему “здравствуйте” или “привет” – необходимо сказать “алейка ассалям” или “ва алейкум ассалям”. Если же добавить к этому слова “ва рахматуЛлахи ва баракатуху”, то это будет даже лучше.
Младший первым приветствует старшего
Во-вторых, кто должен приветствовать первым? Сунна разъясняет нам это. Младший первым должен приветствовать старшего, потому что у старшего больше прав на младшего, нежели наоборот. Однако, если он не сделает этого, должен ли и старший оставить приветствие, потому что это его право (чтобы его приветствовали первым), или же он должен все-таки поприветствовать салямом, чтобы не оставить Сунну? Ответ – да, он должен дать салям сам, если хочет поступить в соответствии с Сунной.
Есть люди, которые говорят: “У меня право на то, чтобы меня поприветствовали первым. Почему он меня не поприветствовал?” Такой подход неверный. Да, это твое право по шариату, однако, если этого не случилось, то поздоровайся первым сам.
Пеший первым приветствует сидящего
Также пеший первым приветствует сидящего. Если человек проходит мимо того, кто сидит, то пусть поздоровается с ним, даже если он младше его по возрасту или положению. Передается в Сунне Пророка (мир ему и благословение), что он приветствовал ребят, когда проходил мимо них.
В данном действии есть большая польза. В частности, это показывает скромность человека, т.к. человек принижает себя, когда первым здоровается с тем, кто меньше него. Также в этом есть милость, потому что приветствие младшего является одним из признаков проявления доброты и великодушия.
Пророк (мир ему и благословение) сказал: “Аллах помилует проявляющих милость”.
В то же время мальчишки учатся приветствию салямом. Мальчик так и узнает, что обычаем мусульман является приветствовать друг друга салямом. Это оказывает влияние на его воспитание и нрав, от чего он получит пользу как в молодом возрасте, так и в преклонном.
Меньшая группа людей первой приветствует большую
В-третьих, кто здоровается первой – меньшая группа людей или большая? Меньшая группа приветствует первой так же, как и младший старшего. Т.е. если встречаются две группы, одна состоит из пяти человек, а другая из шести, то кто должен поздороваться первым? Группе из пяти человек следует поприветствовать группу из шести, т.к. у шести человек больше прав на это. Итак, меньшая группа приветствует большую. Если же этого не произошло, то пусть первой поприветствует большая группа, чтобы не оставить Сунну.
Это же касается наездника и идущего пешком. Если встречаются двое мужчин, один из которых пеший, а другой за рулем или на верблюде, кто в таком случае должен приветствовать первым? Сунна указывает на то, что наездник должен поздороваться первым, т.к. он находится выше идущего пешком.
Дальше, кто здоровается первым – поднимающийся или спускающийся? Поднимающийся должен первым поприветствовать спускающегося, если они встретились на лестнице.
В остальных случаях, если в Сунне нет указания на то, кто должен здороваться первым в том или ином случае, то нужно каждому торопиться приветствовать друг друга.
Пророк (мир ему и благословение) сказал: “Мусульманину не дозволено порывать связь со своим братом по вере дольше, чем на три дня. Так, что они встречаются друг с другом и отворачиваются. Лучший же из них тот, кто первым поприветствует другого” (Бухари, Муслим).
Слова “лучший из них” указывают на превосходство того, кто поприветствует первым. Это так и есть, потому что, когда вы приветствуете, вам записывается за это десять добрых дел, а когда ваш товарищ отвечает на ваше приветствие, ему также записывается десять добрых дел.
По какой причине ему записывается десять добрых дел? По причине того, что вы поприветствовали его. Если бы вы не поздоровались, он бы не ответил вам. Вы стали причиной того, что он сделал благое дело, поэтому вам записывается еще и его награда тоже.
Ученые сказали, что приветствие первым является сунной, а ответ на приветствие – обязательным действием. Затем они впали в разногласия при обсуждении следующего вопроса: “Что лучше, поздороваться первым или же в ответ?” Приветствовать первым лучше. Затем всплыл следующий вопрос: “Разве сунна может быть лучше обязательного действия?” Шариатское правило гласит, что наилучшим из деяний является совершение обязательного действия. Всевышний Аллах сказал в священном хадисе: “Наиболее любимым деянием, посредством которого Мой раб приближается ко Мне, является то, которое Я вменил ему в обязанность” (Бухари).
Ученые ответили на этот вопрос, сказав, что в данном случае обязательство основано на сунне, поэтому совершение этой сунны обязывает ответить того, к кому ее применили. Приветствующий первым получает награду благодаря личной инициативе, а отвечающий получает награду за выполненное обязательство.
Приветствовать следует отчетливым голосом
Некоторые люди при встрече приветствуют почти неслышным голосом, оставляя людей в сомнениях, поздоровался ли он. Так здороваться неправильно. Следует повышать свой голос при приветствии, чтобы показать свою радость от встречи с братом. Приветствовать следует не слишком громко, но и не совсем тихо.
Некоторые же люди, наоборот, приветствуют слишком громко. Религия призывает придерживаться середины между чрезмерностью и халатностью в речах. Мы советуем давать салям отчетливо, чтобы братья услышали вас, и проявлять при этом вежливость и уважение”.
Приветствовать с веселым лицом и открытым сердцем
Здороваться следует с улыбкой на лице и открытым сердцем – это также является этикетом приветствия. Ислам требует от вас приветствовать своего брата-мусульманина с веселым лицом, открытым сердцем и улыбкой на лице. Все это относится к благодеяниям. Таким образом, радуя своего брата по вере, вы совершаете желательное деяние, за которое получите вознаграждение.
Пророк (мир ему и благословение) сказал: “Каждое благодеяние – это садака (милостыня)”.
Виды распространенных приветствий и то, как на них следует отвечать
Если вам передают салям от другого человека, сказав, к примеру: “Такой-то передает вам салям”, то вы можете ответить: “Вам и ему салям (алейка ва алейхи ас-салям)” или же просто сказать: “И ему салям (ва алейхи ас-салам)”, т.е. тому, кто послал вам салям. Если же вас приветствуют в письменной форме, написав: “Ассаляму алейкум ва рахматуЛлахи ва баракатуху (мир вам и милость Аллаха и Его благословение)”, то ответьте ему: “Ва алейкум ассалям ва рахматуЛлахи ва баракатуху», когда будете посылать ответное письмо.
Многие люди не обращают на это внимания и при ответе пишут: “Ассаляму алейкум ва рахматуЛлахи ва баракатух”. Это хорошо, однако тот, кто поздоровался, ждет ответа, поэтому следует написать ему: “Ва алейкум ассалям ва рахматуЛлахи ва баракатуху. До меня дошло ваше письмо”, или же: “Я прочел письмо, понял его” и т.д., затем ответить на интересующие его вопросы. Таким должен быть ответ на письменное приветствие.
Хорошо, а что делать, если человек, пославший письмо, не ждет ответа? Например, если он написал, чтобы сообщить какую-то новость. Тогда можно сказать вслух “Ва алейкум ассалям ва рахматуЛлахи ва баракатуху” после прочтения письма. Я не говорю, что это обязательно делать, т.к. автор письма этого не услышит, однако это относится к желательному действию. Написавший письмо сделал за читателя дуа в его отсутствие, поэтому читателю, в свою очередь, необходимо сделать за автора дуа в его отсутствие. На этом я заканчиваю свою речь о приветствии (саляме) и перехожу, с дозволения Аллаха, к толкованию суры “аз-Зарият”.
Дополнительные вопросы:
Постановление относительно ответа на приветствие неверующего
Вопрос: “Обязательно ли отвечать на приветствие неверующего, и грешит ли тот, кто не сделает этого?”
Ответ: “Ответ на приветствие неверующего является обязательным действием. Всевышний Аллах сказал: “Когда вас приветствуют, отвечайте еще лучшим приветствием или тем же самым…” (Коран, 4:86).
Именно так следует понимать этот аят, а Аллах знает лучше. Он сказал: “Когда вас приветствуют…”. Всевышний не сказал “когда вы приветствуете друг друга” или же “когда вас приветствуют ваши братья”, Он сказал: “Когда вас приветствуют…”, поэтому ответ на приветствие является обязательным.
В таком случае возникает вопрос – нужно ли отвечать, если приветствующий скажет “здравствуйте” или “добро пожаловать”? Из коранического аята вытекает, что ответ на эти приветствия является обязательным, т.к. все эти фразы считаются приветствием (тахийя) с точки зрения обычаев людей, хотя и существует лучшее приветствие – “ассаляму алейкум ва рахматуЛлахи ва баракатуху”. Т.к. такие приветствия, как “здравствуй”, “добро пожаловать” или “дай Аллах вам долгую жизнь” вошли в обычаи людей и стали считаться приветствиями, в этом случае обязательно отвечать на них, как на то указывает Коран.
Правильно ли говорить вместо “Ассаляму алейкум” “Салам алейкум”, опустив начальные две буквы “алиф” и “лям” в слове “салям”?
Вопрос: “Мы уже поговорили о приветствии “ас-салям” и хотелось бы узнать про положение некоторых приветствий, основой которых является слово “ас-салям”. Некоторые вместо того, чтобы сказать “ассаляму алейкум”, опускают начальные буквы “алиф” и “лям” и говорят “салямун алейкум”, или же при ответе вместо “ва алейкум ассалям” говорят “салям ва рахматуллах”. Можно ли так делать?”
Ответ: “Нет ничего плохого в том, чтобы сказать “салямун алейкум”, т.е. поставить слово “салям” в неопределенную форму (т.е. без определенного артикля “алиф лям” в начале), однако выражение “ассаляму алейкум” лучше. Также нет проблем ответить на приветствие словами “салям ва рахматуЛлахи ва баракатух”, если под этим подразумевается “ва алейкум ассалям”. Разрешается в предложениях опускать как подлежащее, так и сказуемое.
Ибрахим (мир ему и благословение) ответил на приветствие ангелов, сказав “салям” (без “алифа” и “ляма” на начале). Он опустил сказуемое “алейкум” и сказал: “салям”, подразумевая “алейкум салям”.
Можно ли, зайдя в пустой дом, сказать: “Мир нам и праведным рабам Аллаха”?
Вопрос: “Если кто-либо зайдет в дом, в котором никого нет, может ли он сказать: “Мир нам и праведным рабам Аллаха”, и есть ли на это достоверный довод?”
Ответ: “Я не знаю об этом. Всевышний Аллах сказал: “О те, которые уверовали! Не входите в чужие дома, пока не спросите позволения и не поприветствуете миром их обитателей” (Коран, 24:27).
Однако, я не знаю, можно ли говорить что-либо, если в доме никого нет”.
Приветствовать знаком
Вопрос: “Можно ли приветствовать знаком, к примеру, поднятием руки?”
Ответ: “Человеку не дозволено приветствовать только знаком, т.к. Пророк (мир ему и благословение) запретил это. Однако, если человек, с которым здороваются, находится далеко, или если он глухой, то можно соединить эти два действия – поприветствовать вслух и знаком. Но нельзя посылать только знаки. В данном случае возможны три ситуации:
1. Приветствовать только знаком – это запрещено.
2. Здороваться вслух – это разрешено. Более того, это и является основой в приветствии.
3. Приветствовать одновременно и словами, и посылая знаки. Данное действие разрешается только если на то есть причина. К примеру, тот, кого приветствуют, находится далеко или же он не слышит. В таком случае можно воспользоваться как словами, так и знаками.
Что же касается приветствия, которое просят передать кому-либо со словами: “Передай от меня салям такому-то”, то если ты пообещал, ответив: “Да, с дозволения Аллаха, передам”, тогда ты обязан сделать это. Однако, если тебя попросят передать кому-либо салям, и ты скажешь: “Передам, с дозволения Аллаха, если только не забуду”, то эта оговорка защитит тебя от греха. В противном случае, как сказали ученые, если кто-то обязался передать салям, то он обязан сделать это.
Спрашивающий: “Многие люди у нас обещают передать салям, но иногда забывают сделать это”.
Шейх Усаймин: “Салям им всем”.
Приветствие нововведенца
Вопрос: “Можно ли здороваться с нововведенцем?”
Ответ: “Если он из тех, кто призывает к своему нововведению, и в бойкоте ему есть польза, то не следует с ним здороваться. Если же в бойкоте ему нет пользы, то здоровайся с ним. Если этот нововведенец из тех, кто в случае твоего бойкота начнет враждовать с тобой и настраивать людей против тебя, то твой бойкот не принесет пользы. Однако, если в его бойкотировании будет польза, как, например, если нововведенца будет бойкотировать знатный человек, имеющий вес в своем обществе, и это приведет к тому, что нововведенец начнет беспокоиться, тогда можно его бойкотировать. Это общее правило в данном вопросе: “Каждого грешника, грех которого не является неверием, дозволено бойкотировать, только если в этом будет польза”.
Шейх Мухаммад ибн Салих аль-Усаймин (да помилует его Аллах)
Подготовил: Рамин Муталлим
آداب السلام في الإسلام
الحمد لله رب العالمين، وصلى الله وسلم على نبينا محمد خاتم النبيين وإمام المتقين، وعلى آله وأصحابه ومن تبعهم بإحسان إلى يوم الدين.أما بعد
فهذا هو اللقاء الخامس والأربعون بعد المائة من اللقاءات التي تسمى: (لقاء الباب المفتوح) والتي تتم في كل يوم خميس من كل أسبوع، وهذا هو الخميس الثاني من شهر شعبان عام (1417هـ).نستفتح هذا اللقاء في الكلام على ما تيسر من تفسير سورة الذاريات، انتهينا إلى قول الله تعالى: قَالَ فَمَا خَطْبُكُمْ أَيُّهَا الْمُرْسَلُونَ [الذاريات:31]
لكني رأيت أن أتكلم على آداب السلام حيث أن الملائكة قالوا: سلاماً، فقال إبراهيم: سلامٌ، وذكرنا فيما سبق أن رد إبراهيم أحسن من ابتداء الملائكة؛ لأن رد إبراهيم جملة اسمية تفيد الثبوت والاستمرار، بخلاف سلام الملائكة
رد التحية
تسليم الصغير على الكبير
ثانياً: من المطلوب منه أن يسلم؟ جاءت السنة ببيان ذلك: يسلم الصغير على الكبير؛ لأن حق الكبير على الصغير أعظم من حق الصغير على الكبير، فيبدأ الصغير بالسلام على الكبير، ولكن إذا قدر أنه لم يسلم، فهل الكبير يدع السلام لأن الحق لـه، أو يسلم لئلا تفوت السنة؟ والجواب: يسلم، لئلا تفوت السنة
فكون الإنسان يقول: أنا صاحب الحق لماذا لم يسلم عليّ؟ هذا خطأ، صحيح أنك صاحب الحق، وأن المشروع أن يسلم هو عليك، لكن إذا لم يفعل فسلم أنت
تسليم الماشي على القاعد
يسلم أيضاً الماشي على القاعد، فإذا مر شخص بإنسان قاعد فليسلم عليه، ولو كان أصغر منه سناً أو قدراً، وقد كان من هدي النبي صلى الله عليه وسلم أنه يسلم على الصبيان إذا مر بهم وفي ذلك فائدة عظيمة
منها التواضع، أن الإنسان يضع نفسه إذا سلم على من هو دونه، ومنها الرحمة؛ لأن سلامك على الصغار، نوع من الرحمة، وقد أخبر النبي عليه الصلاة والسلام أن (الراحمين يرحمهم الله عز وجل) ومنها: تعويد السلام لهؤلاء الصبيان، يعني: أن الصبي يعرف أن شعار المسلمين أن يسلم بعضهم على بعض فيأخذ من هذا أدباً وخلقاً، ينتفع به في شبابه وبعد هرمه
تسليم القليل على الكثير
رفع السلام بصوت مسموع
انبساط الوجه وانشراح الصدر
أنواع السلام المحمول وكيفية الرد عليه
وإذا ورد عليك السلام محمولاً، فإن كان الحامل لـه شخصاً وقال: فلان يسلم عليك، فقل: عليك وعليه السلام، وإن شئت فقل: عليه السلام أي: على الذي حمَّله، أما إذا كان محمولاً في كتابه، أي: إنسان كتب لك كتاباً وقال: السلام عليكم ورحمة الله وبركاته، فإن كنت تريد أن تجيبه بكتاب فرد عليه الجواب
مثلاً كتب إليك إنسان كتاباً، وقال: السلام عليكم ورحمة الله وبركاته، عند الجواب تكتب ج/ وعليكم السلام ورحمة الله وبركاته، قرأت كتابك وفهمت ما فيه والجواب كذا وكذا، أكثر الناس لا يهتمون الآن بهذا، تجده يكتب الجواب ويقول في ابتدائه السلام عليكم ورحمة الله، هذا حسن، لكن الذي سلم عليكم يريد جواباً، قل: ج/ جواب: وعليكم السلام ورحمة الله وبركاته، وصلني كتابك أو قرأت كتابك وفهمت ما فيه، وهذا جوابه، وتجيبه بما سألك، فهذا إذا كان السلام مكتوباً فجوابه بالكتابة
حسن إذا كان لا يحتاج إلى جواب، مثل أن يكون شخص كتب إليك كتاباً يخبرك بخبر لا يحتاج إلى جواب، فهنا إذا قرأت الكتاب فقل: وعليك السلام ورحمة الله وبركاته، لا أقول وجوباً؛ لأن صاحبك لن يسمع، لكن على سبيل الاستحباب، رجل دعا لك بظهر الغيب فادع له أنت بظهر الغيب، وإلى هنا ينتهي الكلام على السلام وإن شاء الله تعالى نكمل تفسير ما تيسر من سورة الذاريات
حكم رد السلام على الكافر
السؤال: هل رد السلام على الكافر واجب ويأثم تاركه؟
الجواب: رد السلام على الكافر واجب، لقوله تعالى وَإِذَا حُيِّيتُمْ بِتَحِيَّةٍ فَحَيُّوا بِأَحْسَنَ مِنْهَا [النساء:86] وهذا هو الحكمة والله أعلم، لأن الله قال: وَإِذَا حُيِّيتُمْ ولم يقل: إذا حيا بعضكم بعضاً، ولم يقل إذا حياكم إخوانكم، فقال: وَإِذَا حُيِّيتُمْ فيجب الرد
لكن هل إذا قال المسلِّم، مرحباً بفلان، أهلاً بفلان هل يجب الرد؟ ظاهر القرآن الكريم أنه يجب الرد؛ لأن هذا يسمى تحية عرفاً وإن كانت التحية الفضلى أن يقول: السلام عليكم ورحمة الله وبركاته، ولكن مادام الناس قد تعارفوا بينهم أن قول أهلاً، مرحباً، حياكم الله؛ تحية، فإن ظاهر القرآن الكريم يقتضي أن ترد عليه
حكم قول القائل: سلام عليكم دون الإتيان بالألف واللام في كلمة سلام
السؤال: مر علينا الكلام عن السلام وهناك بعض الألفاظ تؤخذ من السلام، بدلاً من أن يقول السلام عليكم، يحذف الألف واللام، يقول: سلام عليكم، أو يكون الجواب أيضاً: سلام ورحمة الله، دون أن يقول: وعليكم السلام ؟
الجواب: لا بأس إذا قال: سلام عليكم أتى بها منكرة، فلا بأس، لكن التعريف أفضل السلام عليكم، وكذلك سلام ورحمة الله وبركاته، يريد وعليكم السلام لا بأس، يجوز حذف الخبر ويجوز حذف المبتدأ
إبراهيم عليه الصلاة والسلام قال: سلام حذف ماذا؟ حذف الخبر، أي: عليكم سلام
حكم قول القائل إذا دخل بيتاً وليس فيه أحد: السلام علينا وعلى عباد الله الصالحين
السؤال: إذا دخل أحد بيتاً وليس فيه أحد هل يقول: السلام علينا وعلى عباد الله الصالحين، وهل في هذا دليل صحيح؟
الجواب: لا أعلم عن هذا، الله تعالى يقول: وَتُسَلِّمُوا عَلَى أَهْلِهَا [النور:27] أما إذا لم يكن فيها أحد فلا أعلم في ذلك شيء
السلام بالإشارة
السؤال: هل الإشارة تكون مقام العبارة في السلام كالاقتصار على رفع اليد؟
الجواب: لا يجوز أن يقتصر الإنسان على الإشارة؛ لأن النبي صلى الله عليه وسلم نهى عن ذلك، ولكن إذا كان الإنسان بعيداً أو كان أصم فاجمع بين الإشارة والعبارة، وأما أن تقتصر على الإشارة فلا، فهنا ثلاث حالات
الأولى: أن تقتصر على الإشارة فقط، فهذا لا يجوز. الثانية: العبارة فقط، وهذا جائز وهو الأصل. الثالث: أن تجمع بين الإشارة والعبارة وهذا إذا كان هناك سبب، ككون الإنسان بعيداً أو كونه لا يسمع اجمع بين الإشارة والعبارة
وأما إبلاغ السلام لمن أوصاك به، فإن تحملت ذلك وقلت حين قال: سلم لي على فلان قلت: نعم إن شاء الله، فإنه يجب عليك أن تبلغ، ولكن في مثل هذه الحال، إذا قال لك سلم لي على فلان، تقول: إن شاء الله، ما لم أنس، قيد، من أجل ألا تخرج بإثم، وإلا قال العلماء: إذا التزم الإبلاغ وجب عليه الإبلاغ.السائل: عندنا كثير من الناس يقولون: نبلغك السلام وننسى أحياناًالشيخ: عليهم جميعاً السلام
السلام على المبتدع
الجواب: المبتدع إن كان داعياً لبدعته وكان في هجره مصلحة لا تسلم عليه، وأما إذا لم يكن في هجره مصلحة فسلم، صاحب البدعة إذا هجرته اتخذك عدواً وأثار الناس عليك، ولا فائدة من هجره، ولكن إذا كان في هجره فائدة بأن كان الرجل كبيراً في قومه وله منزلته، وصار هذا المبتدع إذا هجره هذا الرجل سوف يهتم بهذا؛ فلا بأس، وهذه قاعدة عامة، كل من كان على معصية ليست بكفر فلا يجوز هجره إلا إذا كان في ذلك مصلحة