почему нельзя говорить ребенку что нет денег
Не говорите детям: «У меня нет денег!»
Р одители хотят правильного отношения детей к деньгам. А если и у самих родителей отношения с деньгами «натянутые», то учиться нужно вместе с детьми: начать, наконец, контролировать семейный бюджет, составить план доходов на месяц, год, вести ежедневный контроль расходов, расставить приоритеты покупок и трат и т.д. Если этот вопрос будет у вас под контролем, то вы сможете воспитать у ребёнка правильное отношение к деньгам.
Простое понятие «деньги» тянет за собой целый шлейф непростых вопросов. Разберём некоторые из них.
Не говорите детям: «У меня нет денег!»
Припомните, сколько раз вам приходилось говорить эти слова ребёнку в магазине. Это самая частая отговорка, когда мы не хотим что-то покупать или не считаем важным. Но фраза «У меня нет денег» – это ложь. Даже маленький ребёнок понимает: «Мы пришли в магазин покупать хлеб, противное молоко, ненавистный геркулес, а мама говорит, что нет денег? Что же она скажет на кассе?».
Правильно говорить: «У меня нет денег на эту покупку».
Объясняйте детям сложные финансовые понятия, поясните с уважением к их запросам, что «деньги мы с папой заработали, но распределили их на другие нужные вещи, а тебе купим на следующую зарплату». А если не купите, то объясните, почему. Обсуждайте семейный бюджет при детях, а когда станут постарше, то вовлекайте их в обсуждение. «Нужна стиральная машина, папе новые ботинки, маме пальто, кошке корм, братику подгузники, а ты хочешь куклу. От чего мы можем отказаться, чтобы у тебя появилась кукла?».
Для наглядности можно представить бюджет в виде круга с сегментами, обозначив каждый сегмент своим цветом: квартплата – зелёным, еда – красным, налоги – жёлтым, накопления на отпуск – голубым, крупные покупки – оранжевым, развлечения – фиолетовым. Когда ребёнок закапризничает и станет просить незапланированную игрушку или поход в аквапарк, дайте выбрать, из какого сектора он согласен забрать деньги.
Как трогательно услышать в магазине не капризный ор, а осторожный вопрос: «Мама, а у тебя сегодня есть денежки на этот кекс?».
Если ребёнку подарили деньги
Допустим, ваша дочь хочет куклу LOL. На день рождения она получила 1000 рублей. Можно на эти деньги купить дешёвую китайскую подделку. Но лучше вместе с дочкой изучить в интернете информацию, кто придумал и выпустил впервые такую куклу-сюрприз, какие куклы бывают, что они умеют, из чего и как их производят, сколько стоит оригинал. Будет интересно посмотреть видео, в которых распаковывают посылки с куклами, увидеть эмоции, впечатления. Потом можно подвести ребёнка к согласию накопить ещё, чтобы купить оригинал вместо подделки.
Так вы решите несколько задач: вызовете исследовательский интерес, покажете, что значит качество, оригинал и подделка, воспитаете вкус к хорошему, а заодно потренируете терпение, поможете найти пути, как заработать недостающую сумму.
Поощрение детей деньгами за домашний труд
Давать ли детям деньги за выполнение домашней работы – спорный вопрос. Но однозначно одно: нельзя давать детям деньги как плату за уборку или мытье посуды. Всё же это обязанность каждого живущего в доме, маме за приготовление еды никто не платит.
Одна мама ввела систему поощрения за каждое выполненное поручение в виде наклеек. За заработанные 10 наклеек выдавалась оговоренная сумма. Сначала было всё замечательно: мытьё полов и посуды, уборка и вынос мусора – всё выполнялось с энтузиазмом. Но вскоре пошли жёсткие разборки, какая работа дороже, какая труднее, «задёшево» никто работать не хотел. Начались истерики, когда забыли выдать наклейки, стали приписывать себе невыполненную работу и не выполняли просьбы, если не была назначена «плата». Маме очень не понравились эти товарно-денежные отношения. Эксперимент закрыли. Но если вы закалённый работодатель, то можете попрактиковать такое.
Только не совершите ошибку, которую допустил один отец. Когда семья сажала картошку, шестилетний сын попросил выделить часть огорода, где он решил сам вырастить урожай и продать его за настоящие деньги. Грядка была с энтузиазмом посажена, подсчитано, сколько денег можно заработать на картошке, ребёнок с интересом наблюдал первые всходы. Но жизнь внесла свои коррективы: когда в следующий раз семья пришла на огород, перед ними было жалкое зрелище: все листочки взошедшего картофеля обглодал колорадский жук. Отец проявил жёсткость начальника и сказал сыну, что раз урожая нет, значит, никаких денег он не получит. Горю и разочарованию мальчика не было предела, и с этих пор он упорно отказывался ездить на огород и помогать родителям, даже когда подрос.
Согласитесь, что здесь нужна гибкость, необходимо было поощрить маленького предпринимателя за инициативу и проделанную работу.
Игры в деньги
Игра в деньги призвана научить детей тратить и зарабатывать. Такой игре можно посвятить весь день, вовлечь в неё всех домочадцев.
Дети получают в начале игры небольшую сумму денег (фантиков или нарисованных купюр, главное, чтобы их было немного) и выбирают себе профессию. Всю еду, услуги мамы они должны оплачивать и «работать», чтобы получать откуда-то на это деньги. Например, один из детей – продавец, организует магазин с разными товарами, а второй – воспитатель в детском саду, куда продавец водит своего игрушечного «ребёнка» за деньги. Мама тоже может отдавать в детсад «своих детей» и делать покупки в магазине. Работа по дому в этой игре тоже оплачивается. Ребёнок может организовать концерт и заработать на билетах. Игра увлекательная и полезная, она помогает выбирать деятельность, даёт понимание, что за всё в этой жизни приходится платить. Это для младших детей.
Детей постарше обучать практической экономике и финансам с малых лет можно, купив настольную экономическую игру. «Монополия», «Менеджер», «Экономикус», «Рыжий кот» и другие – как же увлекательно и полезно можно провести время всей семьёй и с друзьями, по ходу узнавая самому и рассказывая детям о налогах, кредитах, активах и пассивах, акциях, инвестициях, игре на бирже и т.д. Играть в такие игры можно начиная с 5 лет. По ходу игры ребёнок учится считать, логически рассуждать, знакомится с терминами. Он может стать миллионером или банкротом, ростовщиком или меценатом. Словом, приобретёт бесценный опыт обращения с деньгами в максимально безопасных условиях. Настольные игры сплачивают семью, делают единомышленниками.
Найти детям возможности заработка
Да, трудно в городе найти подростку работу. И страшно. А вдруг случится что-то плохое, что-то пойдёт не так? В вопросе денег и заработка родителям не отвертеться от участия, выйдет себе дороже. Мальчишки и сами изобретательны в поиске заработка, но лучше, если инициатива будет исходить от понимающих родителей.
Например, мальчик двенадцати лет захотел электросамокат. За год накопил подарочных денег 10 тысяч рублей, но это была половина нужной суммы. Остальное отец предложил ему заработать. По заказу отца мальчик изготавливал фигурки из гипса, на весенних праздниках продавал цветы. Расходные материалы (гипс, краску) покупал на свои деньги, оплачивал бензин при поездке на оптовый рынок за цветами, цветы тоже покупал на свои. Бабушке и сестре за помощь и поддержку в продаже цветов заплатил шоколадками.
Вырученных денег опять не хватало на самокат. Тогда юный бизнесмен с подачи отца стал изготавливать магнитики на холодильник и брелоки с фотографиями на заказ. Продавал через интернет в соцсетях. Родственники во всём помогали, даже «болели» за увеличение накоплений на мечту, делали внеочередные взносы в копилку, но мальчик всё делал сам: договаривался с заказчиком, редактировал фотографии, закупал комплектующие… Сейчас 13-летний бизнесмен перемещается по городу на собственном транспортном средстве.
Учите детей финансовой грамоте
Из приведённых советов и примеров видно, что от вопроса «дети и деньги» никуда не спрятаться, эта одна из сторон повседневной жизни. Нужно «встраивать» ребёнка в товарно-денежные отношения мира, в котором они живут в соответствии с возрастом маленького человека. Для этого необходимо:
Обсуждать семейный бюджет с ребёнком, начиная с 5 лет
Играть с детьми 3-7 лет в «денежные» игры, моделируя профессии, выдавая «зарплату»
Приобрести и играть всей семьёй в настольные «денежные» игры
Не платить за домашнюю работу, но дать возможность заработать свои деньги
Используйте «собственные» деньги ребёнка для формирования правильного отношения, для обучения планировать покупки, ставить цели, копить и умножать сбережения
Научить обращаться с деньгами так же важно, как говорить, читать, считать. Американский психолог Алан Фромм считает, что «искусство пользования деньгами отражает наше умение контролировать свои желания», и учить этому искусству следует именно в детстве.
Как суметь не сказать ребенку “денег нет” и чем заменить бесполезные покупки игрушек
Часто ли вы обращаете внимание на свое поведение, на свою речь в отношении денег при детях? И не стоит думать, что это взрослые разговоры и ребенок ничего в них не понимает. Может, для него трудно представить, как зарабатываются деньги, на что и сколько тратится, но он, как губка, впитывает все ваши слова, в том числе, негативные денежные установки, которые вы небрежно бросаете в виде фраз “денег нет”, “мы не можем себе этого позволить”, “это слишком дорого”, “мы еще столько не заработали” и т.д.
Посмотрите на себя и ответьте на вопросы:
— Чего вы достигли?
— Сколько зарабатываете?
— Что имеете? Что можете себе позволить?
Да, ответы на все эти вопросы будут выражаться в денежном эквиваленте и финансовом благополучии. Ответы вроде: “У меня есть семья, и это мое главное богатство” не принимаются.
Сейчас речь идет именно о деньгах, и именно в них нужно измерить свою жизнь.
Наверняка, если вы говорите своему ребенку, что денег нет, то их действительно нет на то, что хотелось бы и вашему чаду, и вам самим. Ну, раз денег нет на “хотелки”, значит, сейчас не самая счастливая финансовая ситуация в вашей жизни. Но ведь вы, наверняка, хотели бы большего, лучшего, а получили то, что получили.
Почему так?! Вернитесь в свое детство. Практически все, кому сейчас 30+, жили по одному сценарию и слушали одно и то же от своих родных. Были сложные послевоенные времена, только зарплата и практически никакой другой возможности заработать в государстве. Вот и рождались фразы: “деньги достаются тяжелым трудом”, “надо экономить”, “чтобы заработать, надо много работать” и т.д.
Наши мамы и папы вообще некоторый период жили по талонам. Вы помните это время из своего детства?! Приходилось экономить, откладывать деньги, копить. Рождались фразы: “это нам не по карману”, “нужно жить по средствам”, “жить от получки до получки” и т.д.
Все эти утверждения мы слышали в своем детстве от бабушек и дедушек, от родителей. Их, конечно, нельзя в этом винить, а стоит отдать должное, что они достойно жили в сложных условиях.
А что теперь с вами?
Будучи ребенком, вы впитали всю негативную информацию о деньгах, исходящую от наших родных. Вы выросли, но продолжаете жить по их установкам. По чужим установкам. И вас в этом тоже нельзя винить, потому что вы не умеете по-другому, не знаете как, не привыкли иначе.
Но теперь вы знаете, что существуют такие установки, которые портят жизнь, знаете, что это можно исправить, и знаете, что не стоит внушать своим детям мысли, что денег все время нет.
Если вы хотите, чтобы ваши дети жили счастливой жизнью в финансовом плане, так помогите им уже сейчас. Заодно займетесь и своим денежным мышлением.
Да, проще отмахнуться и кинуть очередной раз “денег нет”, чем сделать над собой усилие и подумать, как обыграть ситуацию. Людям проще негативить, чем переключиться на хорошее. Самое отвратительное, что мы не только не работаем над своими ошибками, но и своих детей заставляем совершать такие же.
Как сказать ребенку “денег нет” иначе?
Для начала эта фраза из двух слов (которую даже писать лишний раз не хочется!) должна быть у вас самих под запретом. В первую очередь, вы сами не должны ее себе говорить, запретите и мужу. Объясните ему, что вы выросли с этой установкой и, в итоге, действительно, денег в вашей жизни нет. Вот и не хотите, чтобы ребенок в будущем тоже жил с финансовыми ограничениями.
Договоритесь обязательно! От родителей должно исходить одно и тоже.
Аналогичные утверждения типа “нам это не по карману”, “мы себе этого позволить не можем” тоже исключаем из своего лексикона. Да, это может быть сложно. Но вы ведь хотите счастливого будущего для своего ребенка?! Тогда делайте усилие над собой. К тому же, пока вы твердите эти установки, денег в вашем кармане не прибавляется.
1. Если вы все-таки оказались вместе в магазине и ребенок что-то хочет, а с финансами сейчас туго, скажите, что взяли денег только на продукты. Желательно, чтобы это в самом деле было так.
Естественно, детская смекалка сработает, и вам будет предложено взять дома еще денег и вернуться за покупкой.
Скажите, что все остальные деньги на карточке. А в этом магазине карточки не принимают.
А что бы немного скрасить ситуацию, предложите малышу купить маленькую шоколадку, сок, фрукт или что-то еще. Так запретных фраз удастся успешно избежать.
2. Если вам предстоит запланированный совместный поход по магазинам и вы не готовы к внезапным тратам на детские “хотелки”, составьте заранее список покупок, а в магазине устройте квест-игру по поиску всего необходимого. Сделать это нужно быстро, пока не кончились продукты (а на самом деле, чтобы внимание ребенка не рассеивалось). Можете даже историю какую-нибудь увлекательную придумать на этот счет. И не забудьте поощрительный приз малышу за помощь. Например, что-то маленькое и вкусненькое.
3. Если ребенку были подарены деньги кем-то из взрослых, пусть он сам выберет себе подарок в магазине. Да, выбор может пасть на самое дорогое, подаренной суммы окажется недостаточно. Не надо тут же бросать: “Это дорого стоит”, “Нам не хватит”. Предложите: “Давай я покажу, что можно купить на твои денежки”. Акцентируйте внимание, что вы можете купить, а не на дороговизне. Вы подчеркиваете возможности, а не нехватку.
Если варианты ребенку не подходят, предложите отнести денежки домой, чтобы они выросли. Периодически добавляйте к ним небольшие суммы для того самого роста. Если бабушка или дедушка собираются к вам в гости и спрашивают, что купить ребенку, объясните, что вы копите. Пусть эти пару сотен рублей потратят не на сладости, а добавят для роста денежек.
4. Часто можно увидеть рекламу очередной брендовой игрушки (на детских каналах и вовсе ролик за роликом идет, что названия запомнить не успеваешь). А фраза “собери всю коллекцию” может свести с ума любого родителя. Малыш показывает пальцем и говорит “хочу такую”, “купите это” и т.д. Естественно, что бренды всегда стоят дорого. Объясните, что в ваш город такие игрушки еще не привозили, вы их не встречали, но будете поглядывать в магазинах, вдруг попадется. Обычно от огромного количества рекламы разных игрушек, ребенок забывает ту, которую просил. А если все-таки что-то запало ему в душу, можно поискать подделку, которая будет стоить в разы дешевле.
6. Если ребенку около трех-четырех лет и он требует очередную игрушку, которую вы не хотите покупать (необязательно, что нет денег, может, просто не хотите превращать его комнату в свалку игрушек, но об этом ниже еще поговорим), то найдите, что ему понравится взамен. Например, мой ребенок соглашается на шарики для пинг-понга за 10 рублей вместо очередной машинки за 500р.
7. Если ребенку больше 5 лет, то скажите ему, что вы готовы купить ему желаемое, но надо совместно придумать варианты, как раздобыть нужную сумму. Так мы приучаем его искать решения. И себя заодно)
(Анна Быкова, детский психолог, приводила свой разговор с сыном, который просил приставку. Если коротко, она предложила купить приставку вместо планируемой посудомоечной машины, но взамен сын обязуется мыть посуду в течение полугода. Сын согласился, решил попробовать — и передумал насчет приставки).
8. Также можно выделять некий бюджет на месяц для ребенка (500р. например), чтобы он мог сам что-то выбрать на эту сумму. Или отложил бы на следующий месяц.
9. Все новые хотелки записываем в список с надписью «Купим позже». Когда наступит «позже», надо уточнить, точно ли он все еще это хочет.
И этот пункт очень важно внедрять, даже если все остальное пропустить!
Надо приучать ребенка не спускать деньги бездумно, учиться определять истинные желания.
Если обещаете купить что-то, то выполняйте. Если не можете конкретную вещь, то чем-то замените и объясните почему, но опять таки, без любимой песни, что денег нет.
Это всего лишь несколько примеров, чтобы вы понимали, что выход можно найти из любой ситуации и нормально донести информацию своему малышу. Включайте фантазию, что и как объяснить и контролируйте свою речь. Вы, как никто другой, знаете свое чадо от А до Я, поэтому обязательно выкрутитесь и найдете правильные слова. Так вы и ребенку не будете прививать “денег нет”, и сами сможете отойти от этой установки.
Как отказать в ненужной покупке и чем ее заменить, не используя фразу “денег нет”
А что, если деньги есть и вы можете позволить себе купить и дорогую, и более бюджетную игрушку, но понимаете, что она будет тысячной по счету, а через пару дней она уже станет не нужна, интерес пропадет и ваше чадо забросит ее в дальний угол?!
Итак, что можно предложить взамен бесполезной игрушки, чтобы все-таки не уйти с пустыми руками из магазина?
Игра может быть коллективная (Это отличный способ проведения времени с ребенком всей семьей, можно подключать гостей, чтобы расшевелить домашние посиделки) или же одиночная. Второй вариант хорош тем, что ребенок будет не просто играть один, а логически думать! Такой вариант будет полезен и для семейного сплочения, и для развития умственных способностей деток.
4. В интернете можно найти различные уроки рисования, лепки, аппликации, по созданию поделок, простые домашние опыты и еще много чего интересного. Заинтересуйте ребенка, предложите ему разные варианты и пусть он выберет, чем бы ему хотелось заняться. Естественно, вы должны уделить этому свое время и помочь во всем разобраться!
Когда у ребенка есть увлечение, игрушки будут отходить на второй план.
5. А еще можно предложить поменять покупку очередной игрушки на впечатления, например, на поход в аквапарк или в кино.
Не повторяйте ошибок своих родителей, не внушайте маленькому человеку “денег нет”, чтобы ваши дети и ваши внуки жили в достатке.
3 фразы родителей, которые программируют ребенка на нищету
По статистике, у 13,1% россиян зарплата — до 19 000 рублей, а у 17,9% — меньше 27000 рублей. Это значит, что треть населения постоянно испытывает трудности с деньгами и недовольство жизнью. Так формируется философия бедности — определенный образ мышления. Не поверите, но этой «бациллой» заражены и многие преуспевающие родители. Как не передать ребенку эстафетную палочку неудачника?
Мария Федоренко
Психолог клиники для детей и подростков «СМ-Доктор» в Марьиной Роще
«Нет денег»
У этого расхожего выражения — широкий спектр смыслов: от «нет денег на твои бесконечные желания» и «нет именно столько денег, сколько тебе надо» до «остался минимум до зарплаты, но разве это деньги?» По сути, это синоним слова «нет», и вовсе не безобидный. Почему? Потому что, делая акцент на отсутствии ресурсов, мы внушаем детям, что у них нет возможностей развиваться, учим их жить и мыслить с позиции человека, которому в жизни недодали.
Современные подростки нередко отличаются инфантильностью. Как одно из ярких ее проявлений — во время проговаривания цели они не описывают путь, по которому нужно пройти: труд, работа над собой, принятие решений, образование. Почему так происходит? Малыш чуть ли не с рождения слышит от родителей одну и ту же «песню» об отсутствии финансов и невозможности из-за этого (а не из-за собственной лени, нежелания выйти из зоны комфорта и тому подобного) достичь желаемого. Деньгам приписывается всемогущая роль волшебной палочки и умаляются способности человека. Естественно, повзрослев, он будет на 100% уверен, что без денег ему ничего не добиться в жизни.
Читайте также
Если действительно у вас не хватает денег для покупки или она не входит в ваши ближайшие планы, научитесь правильно отказывать. Говорите, к примеру, «у меня есть деньги в кошельке только на покупку еды», «мы вернемся к этому вопросу ближе к празднику» или «мы знаем, как для тебя это важно, но сейчас мы не готовы это приобрести, давай запланируем поход в магазин в следующие выходные».
Главное — донести до ребенка адекватную реальность, когда, к примеру, у него начинается истерика по поводу игрушки в магазине. Если вы говорите, что нет денег (без всяких объяснений), а сами покупаете полную корзину, у ребенка возникает искаженная картина действительности.
«Мам, а мы что, бедные?». Как объяснить ребёнку, что у вас нет денег
Даже если вы растите детей в концепции разумного потребления, не откупаетесь подарками, учите ценить нематериальные радости, рано или поздно они все равно попадут в социум — а там у других детей будут более дорогие и крутые игрушки, вещи, гаджеты. Психолог Марина Быкова размышляет, как объяснить ребенку, что у семьи на все это нет денег. И не расстроить его.
Начиная с 2–3 лет дети сравнивают себя с окружающими. Так они пытаются познать себя: я выше, моя футболка самая блестящая, у меня больше игрушек. Это звучит так, как будто ребёнок пытается отвоевать себе больше пространства в мире: обычно дети всегда хотят быть уверенными, что они лучше других.
В детском саду дело может дойти до настоящей ссоры: «Чья мама лучше?» или «Чей папа сильнее?» Лишь со временем ребёнок осознаёт: не все, что есть у него, лучшее, есть позиции, по которым он уступает другим. Конечно, все дети развиваются неравномерно, не все имеют одинаковые возможности — рано или поздно каждый ребенок замечает, что не может делать или иметь некоторые вещи, которые доступны другим.
К примеру, один ребенок легко может запомнить и рассказать короткий стих, а другому сложно дается заучивание или выступление на публике. Бывает, что ребёнок понимает, что не может высоко залезть или ровно отрезать — и в итоге отказывается это делать вообще. Уже в таком возрасте родителям стоит обращать на это внимание и поддерживать детей, но еще и объяснять: все люди разные, отличаться от других — нормально, в этом нет ничего стыдного и страшного.
Ближе к школе важными становятся не только физические различия, но и материальные. Здесь ребёнка ждёт новое открытие: если резать и лазить он мог научиться сам, то финансами управляют только взрослые.
Может возникнуть когнитивное искажение: если родители не покупают то, что я хочу, они просто не хотят мне это купить
Винить ребенка за это нельзя: очевидно, что в этом возрасте он не может сам осознать цену вещей, так как у него никогда не было опыта взаимодействия с деньгами.
Если родители хотят объяснить ребёнку, что и как устроено на самом деле, нужно быть готовым к тому, что разговор может быть не очень приятным. Будьте готовы ответить на любые вопросы честно, учитывая, что ребёнок не хочет вас обидеть, а просто мало пока знает об устройстве мира.
Что нужно объяснить младшему школьнику?
Первое. Как происходит процесс покупок и почему покупки не самое важное в жизни. В любом случае, даже если ребёнок все равно затаит обиду на то, что у него нет последнего айфона, со временем он поймёт вас, а вы от него не отмахнетесь.
Второе. Откуда берутся деньги и почему нельзя их распечатать побольше? В некоторых семьях принято постепенно приучать ребёнка планировать свои сбережения: дарить деньги на праздник или «оплачивать» помощь по дому. Это не единственный способ, можно просто рассказать настоящую историю появления денег. Как древние люди обменивали товары и услуги, как поняли, что нужна общая ценность, как добывали эту ценность. Психика отдельного человека в целом сохраняет логику развития логики всего человечества. И чтобы в будущем понять устройство фондового рынка, можно начать с историй про красивые ракушки и золото.
Как отвечать на неудобные вопросы детей о деньгах
До того как эти вопросы возникнут, полезно вместе с ребёнком подумать, на что тратятся деньги вашей семьи: продукты, одежда, транспорт. Не забудьте включить туда приятные траты, чтобы постепенно человек понимал, что каждая конфета равняется нескольким минутам работы. Если же ребенок спрашивает:
1. Почему ты не можешь заработать больше?
Не воспринимайте этот вопрос как упрек, даже если вас самих эта тема волнует. Ответить можно просто — каждая работа важна и сложна, даже если оплачивается по-разному.
Такие разговоры не должны привести к выводу «У тебя нет айфона, потому что мы не заработали». Более подходящий итог — «Мы работаем и тратим сейчас деньги на что-то более важное, без чего не можем обойтись». И ребёнку, и родителям полезно быть уверенными в завтрашнем дне своей семьи.
2. У меня нет всех игрушек из коллекции (гаджета, модной одежды), никто не будет со мной дружить!
Маркетологи детских товаров ликуют: чем больше героев и деталей в мультике, тем больше можно продать. Проблема в том, что дети довольно быстро забрасывают игрушки: несколько похожих собачек и машинки к ним могут стать ненужными через полгода. А потом проходит несколько лет — и повзрослевшие дети требуют дорогую одежду или новые гаджеты каждый сезон. Современная культура только подогревает интерес к потреблению, все хотят кроссовки как у любимого блогера — неважно, сколько они стоят. Соцсети буквально кричат: «Купи, ведь ты же хочешь это прямо сейчаc». Даже взрослым сложно устоять перед таким напором.
«Моя куртка стоит 120 тысяч рублей. Кроссовки — 70». 17-летний Валера — о том, зачем подростку брендовые вещи
Почти весь школьный возраст (от младшего до конца подросткового) детям важно принадлежать группе, иметь то же, что есть у всех. Нужно иметь силу, чтобы перенаправить фокус ребёнка на внутренние качества. Для начала подумайте, как вы сами это делаете. Поговорите с ребёнком: кто его друзья, за что он их ценит, почему с ними интересно. Для чего нужен последний айфон: чтобы вместе играть или чтобы просто класть на парту?
С раннего возраста учите ребенка видеть интересное в любом дне, даже если ты провёл время не на море или в крутом лагере, а у бабушки в деревне. Учите ребенка опираться на себя, не зависеть от вещей, чувствовать себя крутым без какой-то подпитки извне. Для этого не так важно убеждать его, что дорогие покупки не нужны — важнее то, что и с ними, и без них в жизни есть много веселого и интересного.
Можно пофантазировать, что такого дорогого и важного ребёнок хочет купить в будущем, какие эмоции это принесёт. Ребёнок постепенно осознает, что вещи — это всего лишь средства. И что друзья не перестанут быть друзьями вне зависимости от того, есть ли у них последний айфон или нет.
Как правильно объяснить ребёнку, что денег нет
В большинстве случаев родители сами переживают за свое финансовое состояние. Независимо от уровня заработной платы любой взрослый человек ограничивает себя в тратах, в большей или меньшей степени. Иногда родители неосознанно перекладывают обиду на ребёнка: денег на малышей тратится очень много, а от своих желаний приходится отказываться. Несмотря на то что ребёнок в принципе не может себя обеспечивать сам, он требует и бОльших, нерациональных трат. Так возникают всем знакомые фразы, которые ранят обе стороны: «Мы тебе не миллионеры, денег нет», «Я и так на тебя много денег трачу. У меня нормальной зимней обуви нет, а тебе игрушки подавай», «Заработаешь — купишь себе все что угодно». Знакомо?
Такие слова выглядят как соревнование с ребёнком: ты в моей власти, я решаю, что будет, твое мнение не важно
Ребёнок и так чувствует себя зависимым от родителей, а тут получается, что он в очередной раз теряет право голоса.
По закону родители обеспечивают детей до 18 лет, а в старости дети обеспечивают родителей. Но разве такой подход с подсчетом потраченных средств похож на тёплые семейные отношения? Ребёнок, который вырос в атмосфере «мы на всем экономим, ты должен быть благодарен и за это», не будет иметь здорового отношения к деньгам. Баланс «важное — приятное» может быть сильно перекошен в одну из сторон.
Что делать? С ребёнком всегда можно говорить честно. Объяснить, что на разных работах люди получают разную зарплату — и это нормально. Поговорить, как составляется бюджет: обязательные и необязательные траты, издержки вроде внезапного ремонта или болезни. Если вы не можете позволить себе отпуск на море, это тоже нормально, и в этом нет виноватых.
Одноклассницу забирает личный водитель, а меня — папа на «газели». Подросток — о жизни среди богатых друзей
Младшему школьнику об этом можно говорить просто как о фактах, без обиды на несправедливую судьбу (потерянную молодость, злого начальника или рождение ребёнка). С подростком можно посоветоваться, на что бы он потратил лишние деньги, что сейчас важно для семьи.
«Я знаю, что тебе хочется новый телефон, но сейчас мы не можем себе это позволить», «Ты знаешь, что в прошлом месяце у нас сломалась машина и мы никак не можем обойтись без её ремонта», «Ты знаешь, что я работаю много и хотел бы дать тебе все, что ты хочешь, но моя зарплата позволяет сделать чуть меньше», «Я бы хотел, чтобы мы все вместе поехали отдыхать, но раз пока не получается, давай подумаем, как интересно провести время здесь».
Важно не отрицать, что есть недоступные для вашей семьи вещи, но сместить акцент — мы делаем для тебя все, что можем.
Наше отношение к деньгам частично формируется в детстве. Это очень важный момент, который будет влиять на финансовое поведение в будущем. Вспомните родителей и подумайте, как вы тратите или экономите, как планируете покупки и как часто говорите: «Денег нет».
Безусловно, физические, моральные, материальные и другие условия у всех людей очень разные. Кроме того, они меняются с течением времени — и могут меняться очень даже стремительно. Однако уверенность в себе, своих силах и будущих возможностях — то, что родители могут воспитать в своём ребёнке вне зависимости от финансового положения семьи.