почему нельзя говорить о себе в третьем лице

Я, то есть он: почему привычка говорить о себе в третьем лице делает нас мудрее

Когда мы слышим, что взрослый человек говорит о себе в третьем лице, как Голлум из «Властелина колец», нам кажется, что это одно из проявлений инфантилизма или нарциссизма. Однако ученые, взявшиеся всерьез исследовать, к чему приводит замена «я» на «он», выяснили, что на самом деле это может быть крайне полезным навыком. Читайте в нашем материале об их эксперименте и следующих из него выводах.

Сократу приписывают афоризм «Неосмысленная жизнь не стоит того, чтобы жить» и призыв «познай самого себя» — кредо стремящихся к мудрости. Но существуют ли на самом деле правильные и неправильные способы размышлять о себе?

Обычное ворошение мыслей, процесс проговаривания про себя своих забот — точно не вариант. От такого вы, скорее всего, только завязнете в привычных убеждениях и утонете в эмоциях, от которых пытались отстраниться.

Исследования показывают, что у любителей такого самокопания часто возникают проблемы с принятием решений в стрессовых ситуациях, а еще они гораздо больше расположены к депрессии.

Альтернатива — древний риторический прием, поклонником которого были Гомер и Юлий Цезарь: говорение о себе в третьем лице. Термин «иллеизм» для него придумал в 1809 году поэт Сэмюэл Кольридж, образовав слово от латинского ille — он, оно, то есть «не-я». Если рассуждать не о своей ситуации, а о проблеме условного друга, позиция «Дэвид был расстроен тем, что…» позволяет взглянуть на проблему с другой точки зрения и рассеять сгустившийся вокруг нее туман из эмоций.

Опубликовано множество исследований о пользе иллеизма; в свежей статье группы американских и канадских ученых под руководством Игоря Гроссмана также обнаруживаются долгосрочные позитивные последствия этого подхода: большая ясность мышления, лучшая эмоциональная регуляция.

Авторы полагают, что благодаря методу иллеистского дневника развитие мудрости становится простой ежедневной практикой.

почему нельзя говорить о себе в третьем лице. Смотреть фото почему нельзя говорить о себе в третьем лице. Смотреть картинку почему нельзя говорить о себе в третьем лице. Картинка про почему нельзя говорить о себе в третьем лице. Фото почему нельзя говорить о себе в третьем лице

Гроссман и его команда задались целью подвести основательную экспериментальную базу под исследования такого свойства, как мудрость, до сих пор не изучавшегося научно из-за расплывчатости его определения. В одном из предыдущих исследований ему удалось создать методику измерения мудрости, коррелирующую с цифрой IQ. Суждения подопытных измерялись по шкале, факторами которой были интеллектуальная беспристрастность, принятие во внимание других точек зрения, осознание неопределенности и способность находить компромиссы.

Гроссман обнаружил, что «показатель мудрости» значительно точнее, чем результаты тестов на интеллект, указывал на эмоциональное благополучие и удовлетворенность отношениями. Разрабатывая это направление, психолог и обнаружил силу отстраненного подхода: участники экспериментов вели себя скромнее и с большей готовностью принимали альтернативные взгляды, когда говорили о себе в третьем лице.

В следующем исследовании группа Гроссмана попросила триста участников фиксировать сложные для них социальные ситуации. Два независимых психолога оценивали их мышление по упомянутой выше шкале мудрости. Респонденты должны были на протяжении четырех недель вести дневник, описывая подобные ситуации, с которыми они сталкивались в повседневной жизни — например, спор с коллегой или плохие новости. Половину участников попросили делать записи от первого лица («сегодня я»), другую половину — от третьего («сегодня он/а»). Через месяц тест на мудрое мышление повторялся.

Итоги эксперимента оказались такими, как и предполагали ученые: контрольная «якающая» группа не показала сколько-нибудь значимой динамики, те же, кто практиковал иллеизм, стали более рассудительными.

Эти результаты удивительны, в частности, потому, что привычка рассуждать о себе в третьем лице в нашем обществе считается детской — или же воспринимается как проявление нарциссизма (явная противоположность мудрости). Кольридж считал иллеизм хитростью, призванной прикрыть эгоизм. Кстати, Дональд Трамп часто говорит о себе в третьем лице — что бы это ни значило.

В заключении группы Гроссмана говорится, что было бы полезным узнать, распространяется ли эффект иллеизма и на рассуждения о других вещах, а не только на волнующие участников эксперимента проблемы и конфликты. Вполне возможно, что отстранение помогает и там: раньше, например, было доказано, что внутренний монолог ведет к ошибкам при игре в покер, а успешность при игре на бирже зависит от умения владеть эмоциями.

Источник

ЛайфхакЛайфхак недели: Говорите о себе в третьем лице

Почему нужно чаще абстрагироваться от собственных переживаний

почему нельзя говорить о себе в третьем лице. Смотреть фото почему нельзя говорить о себе в третьем лице. Смотреть картинку почему нельзя говорить о себе в третьем лице. Картинка про почему нельзя говорить о себе в третьем лице. Фото почему нельзя говорить о себе в третьем лице

В рубрике «Лайфхак» Look At Me каждую неделю находит один способ улучшить жизнь и объясняет, почему он работает. На этой неделе рассказываем, почему иногда не стоит называть себя «Я».

Совет

почему нельзя говорить о себе в третьем лице. Смотреть фото почему нельзя говорить о себе в третьем лице. Смотреть картинку почему нельзя говорить о себе в третьем лице. Картинка про почему нельзя говорить о себе в третьем лице. Фото почему нельзя говорить о себе в третьем лице

Когда пытаетесь в чём-то разобраться, обращайтесь к себе по имени, на «ты» или в третьем лице

Все мы время от времени разговариваем сами с собой, особенно в сложных ситуациях. Это помогает сконцентрироваться и разобраться в проблеме. Обращаясь к себе, кто-то скажет «дорогой», кто-то «я должен. », но полезнее всего называть себя по имени, на «ты» или в третьем лице. Исследование, опубликованное в Harvard Business Review, показало, что так проще контролировать свои эмоции, страхи, мысли и поведение. Например, перед пятиминутной речью на публике люди, поговорившие с собой как с другим человеком, меньше волновались и выступили лучше тех, кто говорил: «Я должен успокоиться» или «Я сделаю всё хорошо». К тому же они меньше переживали после выступления и не анализировали каждое сказанное предложение, а значит, испытывали меньше стресса.

Но не только манера обращения к себе влияет на результат. Важно уметь дистанцироваться от собственного видения проблемы и разрешить «парадокс Соломона» — мудрого царя, который не мог справиться с личными трудностями. Учёные Университета Ватерлоо провели эксперимент: людям предложили написать об измене партнёра от первого или от третьего лица. Выяснилось, что, освободившись от собственного «я», личных эмоций и переживаний, участники эксперимента смогли рационально подойти к вопросу и лучше разобраться в ситуации. Всё-таки смотреть на проблему со стороны — лучшее её решение.

«Я подумала — а что если кто-то из боевиков придёт и просто убьёт меня? Я спросила себя: „Если он придёт за тобой, то что ты будешь делать, Малала?“. И ответила: „Малала, просто сними ботинок и кинь в него. Но если ты ударишь талиба ботинком, тогда не останется никакой разницы между тобой и ним. Ты не должна быть жестока и груба к другим, ты должна побеждать с помощью мира, диалога и образования“. Я решила: „Расскажу ему, как важно образование, и что я хочу, чтобы даже его дети получили образование“».

Источник

Почему человек говорит о себе в третьем лице

Содержание статьи

почему нельзя говорить о себе в третьем лице. Смотреть фото почему нельзя говорить о себе в третьем лице. Смотреть картинку почему нельзя говорить о себе в третьем лице. Картинка про почему нельзя говорить о себе в третьем лице. Фото почему нельзя говорить о себе в третьем лице

Иногда приходится общаться с такими людьми, привычки которых могут показаться необычными, а кому-то особенно чувствительному – даже неприятными. К числу таких индивидуальных особенностей, которые не всем приходятся по нраву, относится и привычка говорить о себе в третьем лице, то есть, не «Я пойду прогуляться», а, к примеру, «Антон пойдет прогуляться». Почему некоторым людям свойственно говорить о себе в третьем лице и о чем это может свидетельствовать?

Причины говорить о себе в третьем лице с точки зрения психологии

Так вот, если участник эксперимента говорит о себе в третьем лице – то есть, вместо местоимения «Я» использует «Он/Она» или называет себя по имени – ему становится как никогда легко шутить над собой. Кроме этого, такая форма донесения информации до собеседника позволяет максимально четко и искренне заявить о своих истинных намерениях и интересах. Дело в том, что, говоря таким образом, человек видит ситуацию как бы со стороны и не чувствует себя эмоционально вовлеченным в нее, оставаясь в то же время максимально собранным и сосредоточенным.

Почему люди говорят о себе в третьем лице – как они сами думают?

Окружающие людей, которые часто говорят о себе в третьем лице, нередко считают, что такая привычка свидетельствует о чрезмерно завышенной самооценке. Иногда это предположение не так уж и далеко от истины. Некоторые люди, которые говорят о себе именно так, действительно упиваются собственной важностью и значимостью, ощущая себя едва ли не всемогущими. Нередко это может быть свойственно высокопоставленным персонам; порой они говорят о себе не только в третьем лице, но и используют державное «Мы».

Однако в большинстве случаев то, что человек говорит о себе как бы со стороны, используется им именно для выражения иронического отношения к самому себе. Возможно, ему было бы неловко рассказать что-то от первого лица, тогда как говоря о себе, как о ком-то стороннем, он словно бы находится вне ситуации. Одновременно такая манера изложения информации о себе позволяет как бы снизить градус ответственности, словно перекладывая ее на другого человека, о котором идет речь. Таким образом, эта привычка может свидетельствовать и о неуверенности в себе и даже комплексе неполноценности.

В любом случае, люди несовершенны, и у каждого из них должно быть право на маленькие особенности характера, например, такие как привычка говорить о себе точно о ком-то другом.

Источник

Почему разговор с самим собой от третьего лица делает вас мудрее

почему нельзя говорить о себе в третьем лице. Смотреть фото почему нельзя говорить о себе в третьем лице. Смотреть картинку почему нельзя говорить о себе в третьем лице. Картинка про почему нельзя говорить о себе в третьем лице. Фото почему нельзя говорить о себе в третьем лице

Сократу приписывают высказывания о том, что «неисследованная жизнь не стоит того, чтобы жить» и что «познать себя» — это путь к истинной мудрости. Но есть ли правильный и неправильный способ такой саморефлексии?

Простые размышления чаще всего превращаются в обычное перемешивание мыслей, что приводит к образованию их рутины и появлению не очень приятных эмоций. Кроме того, различные исследования говорят о том, что люди, склонные к постоянным размышлениям, часто не могут качественно принимать решения, находясь под давлением времени или ситуации, а также подвергаются значительно большему риску депрессии, пишет ZZA.

Вместо того, чтобы постоянно прокручивать в голове разные мысли, научные исследования рекомендуют использовать древний риторический метод, который очень нравился Юлию Цезарю — иллеизм (говорить о себе в третьем лице). Термин «иллеизм» был придуман в 1809 году поэтом Сэмюэлем Тейлором Колериджем от латинского слова ille, которое означает «он, тот». Если вы попробуете рассмотреть какую-либо ситуацию, говоря о себе в третьем лице, вы сможете очистить эмоциональный туман и посмотреть на все без собственных предубеждений и стереотипов.

Такой тип общения с собой может улучшить процесс принятия решений, а в долгосрочной перспективе развить мышление и урегулировать эмоции.

Один из основных исследователей этой темы — психолог Игорь Гроссман из Университета Ватерлоо в Канаде — поставил перед собой цель создать сильную экспериментальную основу для изучения мудрости. В одном из своих ранних экспериментов он установил, что можно измерить разумные рассуждения и что, как и в случае с IQ, этот уровень имеет значение.

Гроссман попросил участников исследования обсудить вслух личную или политическую дилемму, которую он затем оценил по различным элементам мышления, которые долгое время считались решающими для мудрости, включая интеллектуальное смирение, принятие точки зрения других, признание неопределенности и способность искать компромисс. Гроссман выявил, что эти оценки разумного мышления были намного лучше, чем тесты интеллекта при прогнозировании эмоционального благополучия и удовлетворенности отношениями.

Работая с Итаном Кроссом в Мичиганском университете в США, Гроссманн также искал способы улучшить эти показатели с помощью нескольких поразительных экспериментов, демонстрирующих силу иллеизма. В серии лабораторных экспериментов они обнаружили, что люди, как правило, более скромны и готовы рассмотреть другие варианты, когда их просят описать проблемы от третьего лица.

Эти примеры описывают краткосрочное воздействие иллеизма. А что в долгосрочной перспективе?

Чтобы выяснить это, исследовательская группа Гроссмана попросила около 300 участников описать сложную социальную ситуацию, в то время как два независимых психолога оценили их по различным аспектам разумного мышления. Затем участники должны были вести дневник в течение четырех недель. Каждый день им приходилось описывать ситуацию, с которой они только что столкнулись, например, несогласие с коллегой или плохие новости. Половине было предложено сделать это от первого лица, в то время как другим было предложено описать свои проблемы с точки зрения третьего лица. В конце исследования все участники повторили тест разумного мышления.

Результаты Гроссмана были именно такими, как он надеялся. У участников контрольной группы результаты первого и второго теста были примерно равнозначны. У тех же, кто использовал иллеизм, улучшились показатели интеллектуального смирения, понимания перспектив и способности находить компромисс.

Дальнейшая стадия исследования позволила предположить, что эта вновь обретенная мудрость также способствовала лучшему регулированию эмоций и стабильности. После того как участники закончили вести дневник, их попросили предсказать, как их доверие, разочарование или гнев по отношению к члену семьи или другу изменится в течение месяца. Те, кто «общался с собой» от первого лица переоценили свои положительные эмоции и недооценили интенсивность своих отрицательных эмоций. Те же, кто говорил от третьего лица, были точнее. При ближайшем рассмотрении выяснилось, что их негативные чувства в целом были более приглушенными, и поэтому их прогнозы были более точными. Есть вероятность того, что их мудрые рассуждения позволили найти лучшие способы справиться с ситуацией.

Было бы интересно узнать, можно ли применять этот метод в принятии решений не только личных вопросов, но и рабочих, например. Скорее всего, так и есть. Ведь, например, в покере опытные игроки стремятся к эмоционально отстраненному отношению к игре. И на фондовом рынке чаще более успешными становятся брокеры, умеющие регулировать свои эмоции и смотреть на ситуацию со стороны.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

О себе в третьем лице

почему нельзя говорить о себе в третьем лице. Смотреть фото почему нельзя говорить о себе в третьем лице. Смотреть картинку почему нельзя говорить о себе в третьем лице. Картинка про почему нельзя говорить о себе в третьем лице. Фото почему нельзя говорить о себе в третьем лицеTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Third Person Person. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
«— Вы не знаете Паниковского. Паниковский вас всех продаст, купит и снова продаст.»
— Паниковский

Некоторые вымышленные персонажи и реальные люди имеют привычку выражаться о себе в третьем лице, как о ком-то другом (по-умному это называется иллеизм). В комиксах, голливудских фильмах и произведениях «лёгкого» жанра такой персонаж с вероятностью 99 % либо имеет уж очень завышенное представление о себе, либо сильно не дружит с головой (причём то и другое нередко сочетается). Бывает и противоположный вариант: самооценка персонажа настолько низка, а индивидуальность настолько задушена, что он просто не считает себя человеком и поэтому не может сказать «я». Это характерно, например, для рабов, которых с большой вероятностью накажут за такую дерзость, как употребление слова «я».

В реальной жизни (и в более продвинутых художественных произведениях), ВНЕЗАПНО, такая привычка может означать совсем иное: склонность смотреть на себя «со стороны», самоиронию и не слишком серьёзное отношение к себе. Поскольку восточная философия проповедует идею отказа от Эго, такая манера выражаться встречается у некоторых индуистских и буддийских святых и мистиков. Что интересно, психологические исследования подтверждают, что привычка думать и говорить о себе в третьем лице способствует развитию мудрости и эмпатии.

С четвёртой стороны, учёные отмечают подобные проявления у маленьких детей, а также у представителей первобытных племён; психологи связывают это с ещё не сформированным осознанием себя как отдельного человека, или неоконченной самоидентификацией (что частично перекликается с предыдущими случаями).

В японском и китайском языках такая форма звучит более естественно, поэтому в аниме и манге это встречается чаще, чем в западных произведениях. Обычно таким образом показывают либо наивность и мечтательность (у детей и юных девушек), либо наличие психологических проблем (у более взрослых персонажей), либо же скромность и учтивость (по традиции самураи и вельможи при обращении к вышестоящему называли себя в третьем лице).

Также манера говорить о себе (и о собеседнике) в третьем лице наблюдается у одесских евреев: в идише обращение к собеседнику в третьем лице является знаком почтения (особенно когда речь идёт о раввине или служителе синагоги), а возможно, накладываются и какие-то особенности менталитета (скажем, та же самоирония).

А ещё это может быть связано просто с тем, что персонаж весь из себя эксцентричный и неординарный, «не от мира сего». В особо тяжёлых случаях, когда ещё и грамматика хромает на обе ноги, это уже странный грамматика.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *