почему нельзя фотографировать в храме христа спасителя
Почему нельзя фотографировать в храме христа спасителя
25.04. 2019 года, был в командировке в Москве. Решил доехать до Храма Христа Спасителя и прогуляться до Красной площади и Кремля.
Зашел в ХХС, походил, приложился к иконам и некоторым другим святыням. Возникло желание сделать фотографии, показать их людям, среди которых есть и те, которые возможно никогда там не побывают в силу тех или иных причин, но хотели бы.
Спросил у охраны разрешения поснимать на смартфон, при условии что никого из молящихся снимать не буду (понимаю что дело это сокровенное и лучше вообще не мешать в подобных делах). Службы в храме не было. В итоге услышал: «В храмах вообще фотографировать нельзя, так как это великий грех!» Конечно я поинтересовался, почему однако происходит съемка со стороны разных чиновников да и самих священнослужителей, например во время Пасхальных или Рождественских служб (того же Путина или Медведева фотографируют) или патриарха, епископов когда они участвуют в соответствующих службах. В ответ услышал вопрос не хочу ли я сейчас пообщаться с полицией, которую могут вызвать что бы выяснить цель моего нахождения в храме. Заниматься разборками в храме, да еще на страстной седьмице мне совершенно не хотелось, поэтому предпочел удалиться.
Мне члену Церкви, являющемуся таковым почти два десятка лет и не являющемуся давно духовным младенцем, знакомо множество подобных случаев, как лично так и происходившие с другими людьми. И это вызывает у меня непонимание и констатацию, просто как лицемерного поведения.
В некоторых храмах фотографирование запрещено, но если пожертвует денежку — уже разрешено.
В качестве причин запрета фотографирования, чаще всего часть священников и прихожане того или иного храма перечисляют следующие: не приятно, когда фотографируют во время службы, так как мешают молящимся; не хочется что бы фотографии молящихся, особенно без их согласия где-то появлялись; а вдруг сфотографируют ценные иконы, а потом обворуют храм; без благославения настоятеля фотографировать грешно, фотовспышка негативно влияет на краску старинных икон.
Часть причин связанных с тем что можно мешать молящимся на службе, или вообще фотографировать молящегося человека без его согласия — обоснованны.
Что касается угрозы кражи икон, это больше проблемы бедных сельских храмов и условий безопасности имущества, которое лежит на настоятеле, так как он должен обеспечивать сохранность мат/ценностей. Влияние фотовспышки на краску старинных икон чрезмерно преувеличено. Опять же большая часть икон в храмах это новоделы изготовленные типографским способом и помещенные на древесную и иную основу, либо написанные с использование современных красок и технологий защищающих изображение от жучков, вспышек, иногда даже от экстремальных изменений температуры. особенно, какой может быть вред от смартфона?
Что касается благославения настоятеля. То здесь есть большая проблема. С одной стороны, где мне было искать настоятеля в ХХС? Или представьте, если в течение дня тысяча человек в ХХС захочет взять у него благославения на съемку, на сколько это будет реально выполнимо? А какой настоятель даст благославение на съемку если дело проходит в маленьком городке, и он сам находится в отъезде?
Непонятно, какой-то хмырь, непонятно для чего хочет фотографировать в храме?
Мотивировка так же тем, что молящийся может попасть на фотографию (или вообще видео), при том что он не давал разрешения на съемку себя оправданна отчасти. Но кто спрашивает разрешения молящихся, во время например видеосъемки и фотографирования во время Пасхального Богослужения. Иногда камера на несколько секунд специально задерживает внимание зрителей показывая как тот или иной человек молится на службе? У этих людей кто спрашивал разрешение?
Часть прихожан, чаще всего из старых бабушек может быть против съемок в храмах еще и потому, что находятся в разных заблуждениях или просто являются суеверами-мракобесами. Например считают, что через фотографию можно сглазить, навести порчу или проклятие (венец безбрачия, наслать болезнь).
С другой стороны, а не слишком ли много предлагается мирянам в своей жизни брать благославений священников, таким образом ставя себя в зависимость от того или иного священника, делая себя людьми зависимыми от воли другого человека. пусть даже и пастыря, делая из себя духовного инфантила, незрелого человека? Батюшка благославите на то, да на се. Благославите на молочко в пост, благославите поехать туда то, сделать то-то. Благославите батюшка пойти учится на такую то профессию, или выйти за муж/жениться, сделать какое-то дело. Так может тогда стоит просить благославения вообще на все: сходить за хлебом в магазин или в туалет, свечку поставить к какой-то иконе, приложится к святыне, помочь бабушке перейти дорогу, спасти человеку жизнь (человек тонет, умею плавать. Но нет ой, дай лучше сначала благославение у духовника возьму, а то вдруг согрешу). Духовная незрелость, инфантилизм, желание переложить с себя ответственность на священника, сделать из пастыря с одной стороны некоего пророка и Бога принимающим на себя ответственность за выбор семейного статуса, профессиональной и иной деятельности пасомого, а с другой стороны и сделать в случае чего виновником, если что-то пойдет не так. Но такая игра, роли также нравится немалому числу духовенства.
А ведь фотографии храма, святынь, убранства выложенные в соц/сетях, которыми поделились это тоже форма миссионерства, благовествования Евангелия. А обязанность распространять благую весть лежит не только на духовенстве, но и на всех членах Церкви.
Ну вот давайте представим себе, а что будет если все-таки сделать фотографии без благославения священника? Что это за грех? Где о нем сказано в св. Писании или у отцов Церкви? Правильно, что нигде. Фотосъемки тогда не было с одной стороны. С другой стороны, а грех ли это вообще? Я вот думаю (мое субъективное мнение), что это просто высосанный из пальца фарисейский запрет. Просто часть граждан страдает «синдромом вахтера».
Вот казалось бы из-за пустяка написал большую статью. Однако подобные случаи весьма часты и не делают пользы для Церкви, а наоборот даже отталкивают часть людей. А учитывая, что год от года количество людей участвующих в Пасхальных и Рождественских службах неуклонно снижается, стоит признать что Русская Православная Церковь (МП) теряет свой авторитет перед гражданами в нашей стране и по сути совершает те же ошибки, которые привели Церковь к катастрофе в 1917 году.
Почему в церквях нельзя фотографировать
В церковь приходят не только помолиться и подумать о мирских делах, но и полюбоваться старинной архитектурой. Многие туристы посещают соборы в надежде сделать кадры внутреннего убранства, однако не везде это разрешено. «Рамблер» рассказывает, почему некоторые церкви запрещают фотографировать внутри помещения.
Как такового запрета на съемку в церквях в законодательстве нет. Однако администрации отдельных храмов и монастырей вводят самостоятельные ограничения. По большей части они связаны с удобством, а не с мистицизмом. Вот причины, по которым служители вынуждены это делать.
Это рушит атмосферу
Многие исторические церкви, внутри которых по сей день проходят службы, при входе отдельно сообщают о запрете на съемку. Например, на сайте Вестминстерского аббатства в Лондоне указано, что фотографирование «нарушает царящую в католическом комплексе атмосферу». Вспышка и звук щелканья затвора (как аналоговой камеры, так и смартфона) мешает посетителям заниматься тем, для чего церкви предназначены — молиться и думать о своем. Кроме того, вспышка может отражаться от металлических объектов и слепить глаза.
Это вредит фрескам
В старинных соборах (например, в Сикстинской капелле, поток которой расписывал сам Микеланджело) запрещена съемка со вспышкой. Яркий свет запускает химические процессы во фресках и рисунках, и те быстрее портятся и старятся.
Это мешает прихожанам и служителям
Не все люди хотят попасть в кадр во время молитвы — это все же интимный процесс. Особенно строго относятся к фотографированию в мужских и женских монастырях, ибо съемка нарушает покой насельников и служителей.
Почему в русских церквях нельзя фотографировать
Не передать словами, какая красота царит внутри церквей! Так и хочется запечатлеть на фото. Обычно никаких ограничений в этом плане нет, но все же в некоторых храмах можно увидеть табличку, запрещающую фотографировать. Объясняется это несколькими причинами.
Фотографирование нарушает атмосферу
На законодательном уровне запрет на фото в церквях не существует, но некоторые храмы могут самостоятельно устанавливать ограничения. И толкают их на это не какие-то личные причины, просто они не хотят, чтобы нарушалась особая атмосфера.
Просто представьте, вы стоите перед иконой, молитесь или раздумываете о чем-то, вы максимально сосредоточены, и вдруг ваши мысли прерывает звук затвора или яркая вспышка. Приятно? Мягко говоря, не очень.
Ведь люди приходят в церковь, ожидая, что там будет царить абсолютно спокойная и умиротворенная атмосфера, где никто никому не мешает. Поэтому это вполне весомая причина для запрета на фотографирование.
Съемка причиняет вред фрескам
Запретить делать фото в церквях могут по причине того, что это может негативно отразиться на состоянии старинных фресок и икон. Сам по себе процесс, конечно, никак не воздействует, но вот вспышка вполне способна причинить вред.
Несмотря на то, что импульс продолжается какие-то доли секунды, все равно попадая на поверхность, он запускает химический процесс, из-за которого объект начинает портиться быстрее. Поэтому в некоторых храмах действует запрет, к примеру, в Сикстинской капелле, известной удивительным потолком с циклами Микеланджело.
К счастью, сейчас техника шагнула далеко вперед, сделать отличные снимки можно и без вспышки. Поэтому шансов запечатлеть красоту стало гораздо больше.
Фотосъемка мешает священникам
Не только прихожане страдают от обилия желающих фотографировать каждый сантиметр в церкви. Священнослужителям это тоже мешает, особенно во время проведения различных мероприятий.
Люди, приходящие на церковную службу, начинают отвлекаться, испытывают негативные чувства, ведь не всем хочется оказаться в кадре в такие деликатные моменты. Все это мешает полноценной и спокойной службе.
Запреты на фотосъемку действуют далеко не везде, почти все храмы относятся к этому благосклонно. Но если хотите фотографировать, выключите звук затвора и не используйте вспышку, а также не забудьте предварительно уточнить у священника, можно ли в конкретной церкви делать снимки. Если нельзя, будьте добры соблюдать запрет, отнеситесь с уважением.
Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен и ставьте палец вверх!
Почему нельзя фотографировать в храме?
Приблизительное время чтения: 1 мин.
Отвечает Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград»
Часто в храмах можно увидеть объявление, запрещающее фотографировать иконы. Во многом этот запрет происходит из соображений благочестия: фотографирование во время богослужения отвлекает прихожан от молитвы. Именно поэтому на проведение фотосъемки лучше всегда заранее попросить благословение у священника.
Но иногда запрет на фотосъемку в храме объясняют тем, что это может повредить древним фрескам и иконам. Попробуем с этим разобраться. Как влияет фотографирование на старинные росписи и иконы? Можно ли таким образом испортить их? Иконы пишутся темперными красками или маслом. Фрески — темперой. Эти краски считаются относительно светостойкими. Самый опасный свет для них — прямой солнечный. А гораздо сильнее, чем свет, на сохранность влияет влажность и температура воздуха.
Фотографирование как таковое не приносит вреда произведениям искусства. Дискуссия ведётся лишь по поводу использования вспышки. Хотя импульс и длится доли секунды, вспышка может повредить красочный слой старинных росписей. Поэтому в храмах, где находятся уязвимые росписи, как в музеях, использование вспышки под запретом.
Впрочем, сегодняшняя техника позволяет делать хорошие фото и без вспышки: цифровые фотоаппараты могут давать хорошее изображение при слабом освещении.
Почему нельзя фотографировать в храме христа спасителя
В православных храмах строжайший запрет на съемку. Интересно, почему? Это я что, если сделаю снимок, благодать с икон украду (бытует такое мнение у бабушек)? Или совершу святотатство? Не могу понять смысл этого запрета. Может, кто разъяснит?
Я каждый год хожу к католикам на рождественскую мессу в костёл Непорочного зачатия (Москва).
Не пугайтесь, я не экуменист и хожу не для того, чтобы молиться вместе с ними на мессе. Мне нравится оргАн и я люблю наблюдать за людьми. Так вот, мне очень нравится католическое Рождество. Просто как праздник (еще раз повторю, что я православный). Мне радостно смотреть на то, как люди возвышенно встречают рождение Христа, как они поздравляют друг друга, и фотографируются в костёле, снимают дорогое для них событие на фото и видеокамеры. Безо всякого на то благословения. И знаете, это не портит праздник, а делает его еще более радостным! У нас же, в православных храмах, тебя сразу за руки начнут хватать, если ты сделаешь пару снимков (даже без вспышки!)
Я никак не могу понять, с чем связан подобный жёсткий запрет?
А в остальном. Мне иногда приходилось снимать в храме.
Соглашусь: если человек бегает по всему храму, щёлкает вспышкой у людей перед глазами, снимает молящихся без их на то желания, то это крайне неприятно.
Другой подход: я перемещаюсь так, что на меня никто не обращает внимания, вспышку не использую, и действую не как турист, который снимает «памятник истории и архитектуры», а как православный фотограф.
Это плохо? Я украду благодать с икон? Кому-то помешаю? Или что-то нарушу? Вот чего я не пойму никак.
Да, и по поводу «зала приемов»: на католическом Рождестве в храме снимаю все. и со вспышкой. Если бы вы, Виктор, это видели, то, не сомневаюсь, подтвердили бы, что атмосфера радости от этого не страдает ничуть.
Повторю то, что Виктору написал:
Соглашусь: если человек бегает по всему храму, щёлкает вспышкой у людей перед глазами, снимает молящихся без их на то желания, то это крайне неприятно.
Другой подход: я перемещаюсь так, что на меня никто не обращает внимания, вспышку не использую, и действую не как турист, который снимает «памятник истории и архитектуры», а как православный фотограф.
Это плохо? Я украду благодать с икон? Кому-то помешаю? Или что-то нарушу? Вот чего я не пойму никак.
Кроме того, запрещается снимать даже и не во время службы. А это с чем связано?
Так что венчание венчанию рознь.
Когда мы своим приходом бываем с паломническими поездками в других храмах, спрашиваем на месте разрешение снимать, и обычно снимать разрешают.
Другой подход: я перемещаюсь так, что на меня никто не обращает внимания, вспышку не использую, и действую не как турист, который снимает «памятник истории и архитектуры», а как православный фотограф. |
— Дак не столько вспышка отвлекает людей, сколько направленная на них камера. Человек молится, вдруг замечает что стал объектом внимания православного фотографа. Или просто слышит звук камеры (она же не бесшумно работает). Всё, молитвенный настрой прерван. Мы все грешные, и большинство из нас интуитивно станут распремлять плечи, «вбирать» животы и поправлять платочки.
Да, и как определяется православный ли фотограф? :smileley:
У нас с мужем пожизненное благословение на любые съемки у нас в храме. 🙂 Более того, в ответственных ситуациях мужа (хотя православным фотографом его в принципе назвать нельзя, ибо он не крещен) батюшки специально просят заснять какие-то важные моменты, потому что уверены в его деликатности и высоком качестве готовых снимков.
А вот когда на одну из пасхальных служб приходил фотограф из русской газеты, это произвело очень большое смущение. С одной стороны, камера у мужика была из разряда самых крутых, снимала без вспышки и вообще бесшумно. Но. Во-первых, ему очень хотелось заснять в фас лицо священника, кадящего храм на Светлой Заутрене. А батюшки же в этот момент чуть не бегом по периметру храма летают.
А потом появились снимки, частично в газете, частично в фотоальбоме этого репортера, расположенном на очень посещаемом сайте. И нехорошо получилось, он, в частности, втихаря фотографировал принимающего исповедь священника, его выражение лица. Не стоило это на широкое обсуждение выносить, на мой взгляд.
(В нашей школе деток снимают для газеты, для школьного интернет сайта и даже на общее классное фото только с письменного разрешения родителей.)
(В нашей школе деток снимают для газеты, для школьного интернет сайта и даже на общее классное фото только с письменного разрешения родителей.)
В школе и в летнем лагере у нас тоже так (в среде канадцев). А приход у нас чисто русский, родители не только не возражают, наоборот, сами просят, чтобы их детей снимали, а за готовые фотографии даже платить предлагают. 🙂
У меня просто муж действительно классный фотограф (Аня знает, например :)), поэтому родители наоборот довольны, если их ребенок в кадр попал, мы потом всем копии альбомов делаем и раздаем.
Просто в Церкви все надо делать по благословению тогда и фотки, кстати, будут лучше получаться 🙂
Нет, отче, там было крупным планом лицо священника, только что принявшего, судя по всему, очень тяжелую исповедь. Все-таки обычно священники стараются внешне никакие эмоции не выражать, правда?
А тут у батюшки на лице была целая гамма очень разнообразных чувств, явно не предназначенных для публичной демонстрации. И если бы не фотограф, сумевший сделать снимок с большого расстояния, то никто бы их и не увидел. А так получилось, что на люди вытащили нечто глубоко интимное, не предназначенное для широкого обсуждения.
Подпись к синмку тоже была крайне неудачная, в итоге в комментариях к снимку пошло натуральное глумление. Мы с еще одной знакомой вмешались в ситуацию, просили фотографа убрать снимок из альбома, но он нас проигнорировал. А батюшке он никакие из своих работ не показывал ни до, ни после публикации.
У нас в школах очень много детей из мусульманских семей, у многих из которых существует абсолютное табу на изображение лица человека. Во всяком случае, нам объясняли именно так. Представители других этносов и религиозных верований, вроде бы, не возражают.
А, вспомнила. Среди наших соотечественников сейчас буйным цветом расцвела боязнь сглаза, поэтому многие из-за этого возражают против фотографирования их самих и их детей. В ЖЖ как-то об этом разговор был, удивительно много людей признались в том, что даже в свойих журналах не показывают ни себя самих, ни детей именно по этим соображениям.