почему нельзя дуть на еду в исламе хадисы
Почему нельзя дуть на еду и питьё?
Дуем ли мы на горячую еду и питьё? Наверное, многие из нас совершают это действие по привычки. Но знаем ли мы о том, что подобное порицал сам Посланник Божий ﷺ? Подробнее об этом читайте в фетве, которую дал Ахмад Шариф ан-Наасан – муфтий региона аль-Баба, Сирия.
Вопрос: Можно ли дуть на еду и напиток?
Ответ: Хвала Аллаху, Господу миров. Наилучшее благословение и наиполноценное приветствие нашему господину Мухаммаду, его семейству и всем сподвижникам. Далее:
Подавляющее большинство богословов считают порицаемым дуть на еду и напиток из-за хадиса, переданного от Ибну Аббаса (да будет доволен им Аллах), в котором говорится: «Пророк ﷺ запретил дышать в сосуд/посуду или дуть в него». Хадис приводят Абу Давуд и ат-Тирмизи; ат-Тирмизи дал хадису оценку «хасан-сахих».
أنه نهى أن يُتَنَفَّسَ في الإناء أو ينفخ فيه
В хадисе, переданном от Абу Саида аль-Худри (да будет доволен им Аллах) говорится: «Пророк ﷺ запретил дуть на напиток. Тогда один человек сказал: “Но иногда я вижу в нём соринки”. Пророк ﷺ сказал: “Выплесни их”. Этот человек сказал: “Поистине, я не напиваюсь, сделав только один вдох”. Тогда Пророк ﷺ сказал: “Так отведи чашу ото рта”». Хадис приводит ат-Тирмизи с оценкой «хасан-сахих».
نهى عن النفخ في الشرب). فقال رجل: القذاة أراها في الإناء؟ قال صلى الله عليه وسلم (أهرِقها). قال: فإني لا أرْوَى من نفس واحد, قال صلى الله عليه وسلم: (فَأَبِنْ ـ أي أبعد ـ القدح إذاً عن فيك)
Это вершина благородных черт и чистоплотности. А Аллах знает лучше.
Не делайте этого, если не хотите растерять баракат вашей пищи
Приём пищи – это действие, которое совершает каждый человек, ибо жизнедеятельность любого живого существа зависит от питания. Однако в зависимости от того, что потребляет человек и каким образом проходит процесс употребления пищи, зависит многое. Также важен момент начала и завершение трапезы. Как известно, приём пищи следует начинать с упоминания имени Аллаха и заканчивать, также воздав хвалу Всевышнему и совершив дуа. Такая трапеза непременно принесёт человеку пользу, и вдобавок к этому ему запишется за это вознаграждение.
Однако некоторые действия во время трапезы могут лишить еду бараката. Крайне нежелательно брать пищу левой рукой, и об этом сказано и написано очень много. Поэтому здесь мы ограничимся только напоминанием о нежелательности этого действия.
Во время приёма пищи многие люди дуют на горячую еду или питье. Многие делают это неосознанно, ибо им не приходит в голову, что это может быть вредно.
Когда речь заходит о том, что является макрухом (нежелательным) при приёме пищи, то в первую очередь на ум приходит именно дутьё на пищу. Приступать к трапезе, когда еда горячая, считается не только макрухом, но и причиной уменьшения бараката этой пищи.
Аль-Хатиб Аш-Ширбини, перечисляя адабы приёма пищи в своей книге «Мугни аль –мухтадж», пишет следующее: «…не употреблять горячую еду, пока она немного не остынет».
От Асмаъ бинт Абу Бакр (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что она, когда готовила суп, накрывала его и оставляла, пока от него не прекратит идти пар, и потом говорила:
«Я слышала, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Поистине, в этом наибольшая благодать», имея в виду еду, которая перестала вариться». (Ибн Хиббан, 1344; Аль-Хаким, 4/118; Байхакъи, 7/280)
Также передаётся, что Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сказал:
لا يؤكل طعام حتى يذهب بخاره
«Не следует принимать пищу, пока от неё поднимается пар». (Байхакъи в «Аль-Ирваъ», 2038).
Также от Джабира (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
أبردوا الطعام الحار فإن الطعام الحار غير ذي بركة
«Остужайте горячую еду, ибо, поистине, горячая еда не благодатна». (Хаким)
Всё это относится не к обычной, в меру горячей пище, а к еде, которая не перестала кипеть, и от неё ещё поднимается пар; между ними есть разница, ибо та еда, которая перестала кипеть, не перестаёт быть ещё горячей.
Также в хадисах Пророка ﷺ говорится о запрете дуть в посуду или выдыхать в сосуд во время питья воды или других напитков. Запрет (нежелательность) дуть на посуду может быть связан с целым рядом причин: дующий может быть болен, что может негативно отразиться на тех, кто собирается пить после него, или же это вызовет отвращение у других к этой еде. В любом случае это считается неприличным поступком.
От Абу Са’ида аль-Худри (да будет доволен им Аллах) передаётся:
«Когда Пророк ﷺ запретил дуть на питьё, один человек сказал: «Но иногда я вижу в нём соринки«. Пророк ﷺ сказал: «Выплесни их«. Этот человек сказал: «Поистине, я не напиваюсь за один дух«. Тогда Пророк ﷺ сказал: “Так отведи стакан ото рта (то есть: отведи кубок ото рта и сделай вдох)«». (Имам Ахмад, 3/32; Тирмизи, 1887; Ибн Хиббан, 5327)
Также от Абдуллаха Ибн ‘Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся:
أَنَّ النَّبِيَّ — صلى الله عليه وسلم — نَهَى أَنْ يُتَنَفَّسَ فِي الْإِنَاءِ أَوْ يُنْفَخَ فِيهِ
«Пророк ﷺ запрещал дышать в сосуд или дуть в него». (Тирмизи, 1888; Абу Дауд, 3728; Ибн Маджах, 3428 и 3429)
Однако в любом случае мусульманину следует воздержаться от этого, ибо соблюдение адабов занимает очень важное место в Исламе.
Пусть каждый человек размышляет над тем, какую заботу проявляет шариат, чтобы научить мусульманина повседневным адабам, которые он должен соблюдать даже во время еды и питья. Как много внимания уделяется в книгах учёных-богословов вопросам адаба, гигиены и чистоты. Это всё лишний раз подтверждает истинность и совершенство религии Ислам!
Резюмируя, хотелось бы сказать: не следует есть очень горячую пищу, необходимо дождаться, когда она немного остынет. Посланник Аллаха ﷺ никогда не дул на еду и не дул в посуду, из которой ел или пил, и предостерегал других от этого, так как это не соответствует адабам.
Почему нельзя дуть на еду в исламе хадисы
Почему в исламе нельзя дуть на еду? (Источник фото: freepik.com)
Ислам регулирует все сферы жизни человека, даже самые бытовые и обыденные, как, например, прием пищи и употребление воды.
Исламская этика, основываясь на сунне, предоставляет верующим нормы и правила относительно того, как использовать и употреблять блага Аллаха наилучшим образом, как есть и пить так, чтобы обретать от этого баракат.
Согласно адабу приема пищи, дуть на еду является макрухом, то есть нежелательным. Сообщается, что Ибн Аббас (р.а.) говорил: «Посланник Аллаха (с.а.с.) никогда не дул ни на еду, ни на питье. И никогда не выдыхал в посуду» (Ибн Маджа).
Относительно напитков существует такое же решение: дуть на питье является нежелательным действием. В хадисе сказано:
«Если кто-то из вас пьет воду, то пусть не дышит в стакан. Если он захочет сделать еще один глоток, то пусть отдалит стакан ото рта (сделает выдох) и пьет снова» (Хаким).
«И пусть никто из вас не выдыхает в посуду, из которой он пьет» (Муслим). Однажды один человек спросил Пророка (с.а.с.), а что если в питье или еде будет соринка, Пророк (с.а.с.) ответил, что лучшим будет убрать ее или слить.
Сунной является не употреблять слишком горячую еду (или напитки), а подождать пока она немного остынет.
Согласно некоторым преданиям, употребление слишком горячей еды (или напитков) лишает пищу бараката. Асма бинт Абу Бакр (р.а.) после приготовления супа накрывала его и оставляла, пока от него не прекратит идти пар, потому что наш Пророк (с.а.с.) говорил: «Поистине, в этом наибольшая благодать» (Ибн Хиббан).
В другом хадисе сказано: «Не следует принимать пищу, пока от нее поднимается пар» (Байхаки).
Нежелательность данного действия поддерживается и светским этикетом. Дуть на еду – не культурно, так можно пролить еду, испачкать стол или обрызгать рядом сидящего, да, и в общем, выглядит это не очень красиво.
Согласно канонам общепринятого этикета, следует подождать, не применяя для этого никаких манипуляций, пока горячее блюдо немного остынет само.
С медицинской точки зрения, привычка дуть на еду также не сулит ничего хорошего. Выдыхание воздуха на пищу или питье становится причиной распространения вредоносных бактерий, которые, вместе с едой обратно попадая в организм, могут вызывать такие болезни ЖКТ, как язва или гастрит.
Кроме того, подобный способ остужения пищи может стать причиной распространения инфекционных заболеваний горла, легких, ЖКТ и ротовой полости.
Как правило, многие из нас подобным способом привыкли остужать еду для своих детей, чего врачи делать крайне не рекомендуют. Совершенно безобидная привычка может стать причиной передачи родительских болезней детям. Выдыхая воздух на пищу мы «подарим» своему ребенку все свои бактерии и инфекции, которые он благополучно употребит вместе с едой.
Употребление горячей пищи или напитков также вредно для организма и может вызвать ожог слизистой ротоглотки, пищевода или желудка.
Если постоянно употреблять горячую пищу высокой температуры клетки эпителия будут умирать, будут продуцироваться новые, этот процесс вызывает вероятность мутаций и вероятность злокачественных заболеваний.
Не будем углубляться в медицину и думать о плохом, только возьмем себе на заметку, что лучше для организма употребление пищи и напитков комфортных температур.
Почему нельзя дуть на еду в исламе хадисы
Статьи
Многие из нас имеют привычку автоматически дуть на горячую пищу или напиток, чтобы не обжечь свои внутренние органы ею (им). А наш любимый Пророк запретил нам делать этого. Почему?!
До сих пор считалось, что этот запрет из области культуры приема пищи, и уважения к дарам Всевышнего, к которым относятся еда и питье, а также гигиены приема пищи. Недавно ученые сделали открытие, которое дает право смело говорить о том, что Пророк (мир ему и благословение) ничего просто так не запрещал, и в этом запрете скрывается большое благо для нас с вами.
В организме человека существуют специальные полезные бактерии, с функцией борьбы с вредными микробами и противостоянию их вредоносным действиям. Бактерия находится примерно в горле человека, и когда мы хотим подуть на горячее блюдо, бактерия эта выходит наружу. Под действием горячего пара, полезная функция бактерии меняется на вредоносную. В последующем проникает с пищей обратно во внутрь и вызывает такие болезни, как гастрит и язва желудка. Есть и большой риск получить злокачественные новообразования в пищеводе человека.
Температура пищи не может превышать 36-38 градусов по Цельсию. Ну и организм человека не может перерабатывать высокотемпературную пищу. В противном случае, организм вынужденно работает с горячей пищей, допуская большие нагрузки, которые могут перерасти в хронические заболевания. Научно доказано, что распадение белка на микроэлементы производится под высокой температурой (около 48 градусов). При работе под высокой температурой слизистая оболочка желудка страдает и может привести к аутолизу. Что это значит? Желудочные кислоты начинают переваривать стенки желудка, тем самым вызывают язвы. Стенки пищевода обжигаются, и поврежденные ткани переходят на другие оболочки пищеварительного такта человека. Пищевод может вызвать отеки, нарушает процесс глотания.
Форум для мусульман
В Исламе, запрещено дышать в посуду и дуть в свой напиток.
В Исламе, запрещено дышать в посуду и дуть в свой напиток.
Аль=Шавкани говорил в Nayl Al-Awtaar (8/221): П осуда включает посуду как для еды, так и для напитков. Конец цитаты.
Аль-Хафиз Ибн Хаджар (да пощадит егто Аллах) говорил в Fath Al-Baari (10/92): Существует ряд хадисов, которые запрещают дуть в посуду; также запрещено дышать в посуду, потому что, возможно, это приводит к некоторому изменению благодаря дыханию, или, потому что дыхание из-зо рта имеет определенный запах из-за еды например, или, потому что если человек долго не использовал мисвак или не ополоснул его рот, или потому что дыхание выносит некоторые запахи из живота. Во всех этих случаях, дуть, даже хуже, чем просто, дышать. Конец цитаты.
Шейх ибн Усаймин говорил в Sharh Эр-Рияд Al-Saaliheen (2/454): Мудрость этого в том, что дыхание в посуду помещает в нее от того, кто собирается пить из нее после него. Некоторые болезни живота, легкого или рта, возможно, выгоняются с дыханием и слюной в посуду, или он, возможно, испытывает удушение, если он дышит в посуду. Отныне Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил дышать в посуду; скорее нужно трижды отдышаться, держа посуду далеко от рта каждый раз. Конец цитаты.
Это было передано от Абу Саид Аль-Худри (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил выдувание в свой напиток. Рассказано Аль-Тирмизи (1887), что сообщил: сахих хасан хадис. Это было также классифицировано как сахих Ибн Аль-Кайим в I’laam Al-Muwaqqi’een (4/317).
Шейх Ибн Усаймин (да пощадит его Аллах) говорил в Sharh Эр-Рияд Al-Saaliheen (2/457) : Это – так, потому что, если человек дует (в посуду), некоторые вредные вещи могут идти с воздухом, который выдохнут, такие как болезнь и т.п.. Но некоторые из ученых сделали исключение в случаях по необходимости, такой, как если напиток горяч, и он должен выпить его быстро. В этом случае некоторые ученые предоставили послабление. Но лучше не дуть на это, даже если это горячо. Если это горячо, и у него есть другая посуда, то он может перелить, часть этого в другую посуду и затем обратно, пока это не остынет. Конец цитаты.
Одна из причин для запрещения на выдувание воздуха или дыхание в посуду понимается учеными как аналогия со всем, это, возможно, приводит к загрязнению еды и напитков.
Аль-Шавкани говорил в Nayl Al-Awtaar (8/221): Так же, как нельзя дышать в посуду, также нельзя рыгать в нее. Конец цитаты.
Относительно постановления об обонянии еды или напитков, если ощущение запаха еды или напитка сделано таким способом, когда дыхание, идущее из носа, попадает на еду, в этом случае это не позволено. Но если ничто из дыхания не попадает на это, то скорее человек только хочет узнать из чего эта еда, как только почувствует ее запах, тогда нет ничего неправильно в этом. Но когда рот приближен к еде или напитку, он обычно сопровождается частью дыхания, которое выдыхается из носа. Следовательно некоторые из ученых расценили как макрух, обонять запах еды.
Об этом говориться в Radd al-Muhtaar, которая является книгой (6/340) ханафи: Еду нельзя съесть, когда она горячая, и нельзя обонять. Конец цитаты.
Об этом говориться в Mughni al-Muhtaaj (4/412), которая является книгой шафии.
Но если человек хочет чувствовать запах пара, исходящего из еды на расстояния, из-за потребности что-то сделать, и он старается избежать того, что ничто из его дыхания не достигнет еды или напитка, тогда нет никакого ограничения относительно этого, иншаАллах.
Мусульманин должен думать о том, как правильно с точки зрения Ислама научиться всему этикету быта, даже относительно его еды и питья. Он должен обдумать то, сколько в книгах наших ученых соотноситься с этикетом и чистотой, а затем увидеть, и продолжить ход мысли о том, что есть ли такая религия, в которая дает такое возвышенное обучение, как наша религия. Вся хвала Аллаху Господу миров.
И Аллах знает лучше всего.
Please Login or Register to see this Hidden Content