почему нельзя долго смотреть в воду с корабля

Легенды моря: эксперт рассказал, каким приметам верят моряки

почему нельзя долго смотреть в воду с корабля. Смотреть фото почему нельзя долго смотреть в воду с корабля. Смотреть картинку почему нельзя долго смотреть в воду с корабля. Картинка про почему нельзя долго смотреть в воду с корабля. Фото почему нельзя долго смотреть в воду с корабляпочему нельзя долго смотреть в воду с корабля. Смотреть фото почему нельзя долго смотреть в воду с корабля. Смотреть картинку почему нельзя долго смотреть в воду с корабля. Картинка про почему нельзя долго смотреть в воду с корабля. Фото почему нельзя долго смотреть в воду с корабля

Военнослужащий на набережной в Севастополе

МОСКВА, 4 июл — ПРАЙМ. Какие традиции до сих пор чтут моряки, почему нельзя выходить в рейс в понедельник и о других морских приметах РИА Новости рассказал начальник отдела безопасности мореплавания департамента безопасности и качества филиала ПАО «Дальневосточное морское пароходство» (головная компания группы Fesco) в городе Владивосток Геннадий Варгузин.

День работников морского и речного флота традиционно отмечается в первое воскресенье июля, в этом году — 4 июля.

Традиция празднования Дня работников морского и речного флота зародилась в СССР в 1980 году, и отмечают его все, кто связан с водным транспортом.

ИМЯНАРЕЧЕНИЕ И ШАМПАНСКОЕ О БОРТ

Первый рейс с туристами в рамках чартерной программы прилетел на Сахалин

«Если разбилась — к удаче, нет — плохая примета. Осколок горлышка бутылки остается на судне, вывешивается на переборке (стенке – ред.) в «красном уголке». Еще одну бутылку разбивают в случае перестройки или реконструкции судна. Так, в транспортной группе Fesco есть теплоход «Уссури», о борт которого разбивали две бутылки: первую — при постройке судна, вторую — при модернизации», — рассказал Варгузин.

Еще одной известной традицией является имянаречение судна, и экипаж уверен, что в экстремальных случаях имя поможет уберечь судно. Зачастую название пишут на английском и родном языках. Первоначально названия имели только военные корабли, поскольку это помогало во время боевых действий отслеживать его перемещение, узнать затоплен ли он или выиграл сражение. Тем не менее, в середине 19-го века давать имена стало возможным и для гражданского флота. У моряков существует поверье, что смена имени судна сулит беды и неудачи.

ВИДНО В ПОНЕДЕЛЬНИК ИХ МАМА РОДИЛА

«В советское время у моряков было дурной приметой начинать рейс в понедельник, тем более, если понедельник выпадал на тринадцатое число месяца. В этом случае капитан мог отложить отход суда, чтобы «несчастливое число» не могло повлиять на судьбу рейса. Сейчас, конечно же, такого нет», — рассказал собеседник агентства.

Предположительно, такая примета зародилась еще 200 лет назад в Англии по легенде о капитане по фамилии Monday, что означает «понедельник». Моряк боролся с этим предрассудком, поэтому однажды в первый же день недели нанялся на службу, набрал команду, сумел отыскать судно, спущенное на воду именно в понедельник, и после этого вышел в море. Согласно поверью, в первый же понедельник судно попало в шторм и затонуло, унеся жизни всех членов экипажа.

Источник

28 Морские запреты

Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

28. Традиционные морские запреты. Севастопольская Морская школа ДОСААФ. 28 мая 1971 года.

Конечно, этому перечислению «представителей» штабов и руководства мы не поверили и не поддались. Скорее всего, кто-то из «руководства» захотел под видом «ревизорской» проверки проехаться-прогуляться по разным крымским морским школам и центрам ДОСААФ. Вряд ли кто-то всерьёз заинтересовался нашей группой, которая к этому времени редела каждый день всё больше и больше. Кто-то из ребят откровенно «сачковал», кто-то срочно «заболевал», а кто-то уже начинал потихоньку учиться по стародавнему принципу «моряк спит – служба идёт». Вот почему я всё чаще и чаще получал за свои красочно разрисованные и оформленные рабочие тетради и конспекты тычки и тумаки от моих товарищей-друзей. Чтобы неповадно было…

Мне нравилось читать историю про независимого, профессионально образованного врача, воспитанного, достойного, обладающего хладнокровным характером, умом и разумом, сильной волей и умением находить свою роль и место практически в любой обстановке и ситуации. Мне нравился «капитан Блад» ещё и потому, что он как-то умел сохранять свою честь и достоинство даже в очень конфликтной ситуации, в драке, в бою, в смертельной схватке или на дуэли.

С утра пятницы 28 мая 1971 года все и всё в Севастопольской Морской школе ДОСААФ завертелось, закружилось, забегало и заработало в режиме «аврала». Все помещения срочно освобождались от лишнего и поломанного оборудования и мебели, от мусора, от бросающихся в глаза изъянов в наглядной агитации. В коридорах и на подоконниках вдруг появились комнатные цветы, а в аудиториях даже целые «горки» из подставок с экзотическими растениями. В здании запахло краской, новой мебелью, карболкой, мылом и хлоркой. Особенно чисто стало в туалетах и в столовой…

Естественно, что мы приняли в подготовке к визиту «московских ревизоров» самое деятельное участие. Только в самом конце длинного рабочего «учебного дня» уставший начальник Морской школы, наш многоуважаемый «Учитель» и не менее уважаемый преподаватель по корабельным устройствам «Капитан», в форме «задушевной беседы» рассказали, как нам, салагам, вести себя на кораблях военно-морского флота СССР.

Мы, будущие рулевые-сигнальщики военно-морского флота, сидели и слушали этих бывалых моряков, затаив дыхание, открыв рты и почти, не мигая…

Тут мы его дружно прервали и почти хором сказали: «Это может быть пособничеством врагу!»…

— Пособничество врагам! – дружно сказали мы, ободрённые терпеливой реакцией наших командиров.

— По трапу бегом! – дружно взревели мы и все рассмеялись…

Мы расходились по домам уставшие, но довольные. Завтрашние «московские начальники-ревизоры» нас не пугали, а вот запреты военно-морской жизни нас тревожили.

Как-то всё там сложится? Как это будет? Будет или не будет? А-а-а. Будь, что будет!

Фотоиллюстрация из архива автора: Титульные и первые страницы рабочего блокнота курсанта-слушателя Севастопольской Морской школы ДОСААФ Суворова Александра Сергеевича, выпуск 1971 года. Источники данных: Багрянцев Б. И., Решетов П. И. Учись морскому делу. — 2-е изд., доп. — Мл ДОСААФ, 1986, — 175 с, ил, 8 л. ил.

Источник

Топ 10 морских суеверий и примет

Работа в море сильно изменилась за последние сто лет. Больше нет кораблей месяцами затерянных в необъятных морских просторах. Моряки пользуются преимуществами спутниковой связи, метеорологических сводок, радаров; регулярно заходят в порты и общаются близкими при помощи интернета.

Но представьте себе жизнь на борту всего пару столетий назад: у вас нет специального оборудования, а навигационные знания являются привилегией избранных. В отсутствие более твердой основы люди цеплялись за суеверия и счастливые приметы, чтобы создать иллюзию контроля над враждебной и непредсказуемой стихией. Обрывки этих верований можно найти на борту даже сегодня. Мы собрали Топ-10 морских суеверий и примет, а также их происхождение.

1. Торжественный спуск на воду и присвоение имени кораблю

Традиция праздновать спуск на воду нового судна имеет давние корни. Впервые ритуал стали проводить в древнем Вавилоне еще в 3-м тысячелетии до н.э. Там, чтобы боги оберегали корабль и его обитателей, в жертву приносили быка. Древние греки и римляне также праздновали рождение нового судна пышными гуляньями и жертвоприношениями своим богам.

Позже, традиция смазывать стапеля кровью возобновилась во времена викингов. Они привязывали своих пленников к слипам, и драккары проливали кровь, едва соскальзывая в воду. Это должно было принести им удачу в боевых походах.

С распространением христианства этот ритуал трансформировался в разбивание бутылки вина о борт корабля. Вино или шампанское символизируют кровь, но никто уже не помнит мрачных истоков доброй традиции.

Существует также множество суеверий, связанных с крещением судна:

То же самое относится и к убеждению, что смена названия судна – плохой знак. Коммерческие суда, меняющие имя при смене судовладельца – обычная практика в наше время.

2. Женщине на борту не место?

Женщина на судне – к беде. В старину это суеверие имело логическое объяснение. Наличие на борту представительниц прекрасного пола привело бы к ссорам среди моряков, и без того вынужденных месяцами делить тесное пространство корабля. Однако, как ни странно, это суеверие живо даже сегодня, когда женщины все чаще занимают офицерские должности не только на мостике, но и в машинном отделении.

почему нельзя долго смотреть в воду с корабля. Смотреть фото почему нельзя долго смотреть в воду с корабля. Смотреть картинку почему нельзя долго смотреть в воду с корабля. Картинка про почему нельзя долго смотреть в воду с корабля. Фото почему нельзя долго смотреть в воду с корабляImage Credits to Pinterest

Между тем, как это часто случается с мифами и легендами, в ситуации с дамами на борту все не слишком логично, потому что рождение ребенка, особенно мальчика, на судне определенно считается удачей. Более того, все остальные приметы, связанные с женщинами и морем – хорошие, особенно если дамы обнаженные и фигуристые. Во всех культурах было принято вырезать или изображать женские фигуры на своих судах, чтобы защитить их в море.

Настоящий расцвет носовых фигур наступил в 19 веке, когда каждый парусник был украшен изображением нежной греческой богини, воинственной королевы или просто дочери или жены судовладельца. Они летели впереди корабля, успокаивая море и принося удачу морякам.

3. Рыбаки – чемпионы по морским суевериям

В то время как моряки покоряют водную стихию, рыбакам нужно перехитрить еще одно явление природы – косяки рыб. Даже, несмотря на GPS, эхолоты и радары, многое в рыбной промышленности зависит от удачи, поэтому неудивительно, что рыбаки оказываются еще более склонными к различным морским суевериям и приметам:

4. Татуировки и серьги приносят удачу морякам

В старину моряк получал право проколоть ухо, когда пересекал экватор или огибал земной шар. Однако серьга служила не только знаком уважения в морском сообществе. Золото всегда оставалось ценностью и могло выручить своего владельца из беды, если он проиграл или растратил все свои деньги. Таким образом, ношение сережек постепенно стало синонимом безопасности и превратилось в суеверие.

То же самое касается и счастливых татуировок. Они не только приносили положительные эмоции владельцам, но и служили для облегчения идентификации после их смерти, поэтому остались в памяти народа как добрый знак.

5. Несчастливые дни

Оказывается, раньше существовал целый список дней, когда не стоило начинать морское путешествие. Возглавляла его пятница, предположительно, из-за того, что Иисус был распят в этот день. В морском фольклоре даже сохранилась интересная, хотя и неправдоподобная история о британском военном корабле, HMS Friday, который, чтобы преодолеть популярное суеверие, был заложен, спущен на воду и назван в честь пятницы. Поговаривают, что он пропал в своем первом плавании.

Между тем, сегодня графики движения судов составляются без оглядки на эти захватывающие библейские и мифологические события; к счастью, без каких-либо катастрофических последствий.

6. Бананы приносят неудачу морякам

Существует несколько версий происхождения этого мифа. Во-первых, предубеждение против бананов могло появиться из-за ядовитых пауков, которые скрывались между гроздей и кусали моряков. Другое объяснение состоит в том, что бананы были запрещены на борту, потому что при брожении они выделяют этилен, портя остальные продукты; ведь холодильников в те времена на судах еще не было.

Еще одна теория гласит, что плавающие гроздья бананов обычно видели в местах кораблекрушений, поэтому бананы стали ассоциироваться с морскими катастрофами.

7. Альбатросы – священные для моряков птицы

Другие морские суеверия, связанные с животными:

8. Знаки Судьбы

Помимо анималистических, морское сообщество разработало целый ряд счастливых и несчастливых примет, которые помогали им ориентироваться в океане повседневности. Так, например:

9. Оставьте лишнее на суше

Моряки всегда старались рассчитаться с долгами перед выходом в море. Люди понимали, что могут не вернуться из путешествия, поэтому нужно было уладить все свои дела, прежде чем подняться на борт.

Постепенно, известная практика превратилась в убеждение, что моряки, не рассчитавшиеся с долгами, повинны во всех штормах и несчастьях, с которыми сталкивалась команда. Поэтому должника вполне могли выбросить за борт.

10. Бермудский треугольник

Удивительно, но в эпоху спутниковых технологий, автономных судов и робототехники люди по-прежнему очарованы загадками Бермудского треугольника. Печально известная область простирается между Флоридским проливом, Багамскими островами и вокруг всей территории Карибских островов до Азорских островов. Христофор Колумб первым отметил, что компас отказывает в этой зоне; и с тех пор десятки кораблей и самолетов исчезли в «дьявольском треугольнике».

Среди теорий, объясняющих загадочные исчезновения: вихрь времени, инопланетяне (портал НЛО, если быть точнее), затерянный город Атлантида, комета, правительственные испытания и много других захватывающих гипотез.

Между тем, сегодня подтверждается, что Бермудский треугольник – не единственное место на Земле, где наблюдается магнитная аномалия; и аварии прошлого, скорее всего, связаны с человеческим фактором, отказом техники или плохими погодными условиями, а не с мистическими свойствами этого места.

Источник

Морские приметы и суеверия

почему нельзя долго смотреть в воду с корабля. Смотреть фото почему нельзя долго смотреть в воду с корабля. Смотреть картинку почему нельзя долго смотреть в воду с корабля. Картинка про почему нельзя долго смотреть в воду с корабля. Фото почему нельзя долго смотреть в воду с корабля

Наверное, самые суеверные люди на свете — моряки. И это легко объяснить. Ведь когда-то им приходилось на хлипких, по сегодняшним меркам, судёнышках отправляться неведомо куда и неизвестно — надолго ли? На кого или на что можно было положиться моряку в неведомых морских далях? Только на собственные силы и соблюдение разного рода примет и обычаев. Итак, какие же приметы были и до сих пор есть в морской среде?

Жертвы понедельника

почему нельзя долго смотреть в воду с корабля. Смотреть фото почему нельзя долго смотреть в воду с корабля. Смотреть картинку почему нельзя долго смотреть в воду с корабля. Картинка про почему нельзя долго смотреть в воду с корабля. Фото почему нельзя долго смотреть в воду с корабляМорские волки терпеть не могут понедельников. Этот день недели вообще мало кому нравится. Но, скажем, офисный работник, у которого голова после «отдыха» раскалывается, может как-то себя заставить работать в понедельник или его начальство заставит. А вот моряк в понедельник такие серьёзные дела, как постройка судна или выход в море, постарается не начинать. Мало того, его руководство всячески его в таком «не начинании» поддержит.

Эта примета появилась в Англии лет 200 назад. Существует легенда о некоем капитане по фамилии Мандей («Понедельник»), который всячески пытался бороться с этим предрассудком. Борьбу свою он повёл следующим образом: нанялся на службу в понедельник, в понедельник же набрал команду, и даже специально отыскал себе судно, которое было спущено на воду в этот «роковой» день недели. После чего вышел в море. Когда? Разумеется, в понедельник.

На этом моменте британские морские волки, излагающие легенду, замолкают и неторопливо раскуривают свои британские трубки, а салаги ёрзают на месте от нетерпения, желая узнать, что же дальше случилось с капитаном Мандеем.

А дальше — всё просто! В ближайший же понедельник судно Мандея попало в шторм, напоролось на скалы и затонуло. Никто не выжил. Теперь всем понятно, что такое понедельник?

Забавно, что британские морские офицеры, очевидно, для того чтобы молодые матросы на всю жизнь вбили в себе в голову, что понедельник — худший день недели, проводили по понедельникам экзекуции, то есть наказывали провинившихся за прошедшую неделю моряков.

О международном положении

Из британского флота нелюбовь к понедельникам перекочевала в своё время и в российский флот. Более того, традиция всячески избегать серьёзных начинаний в этот «чёрный» день недели сохранялась даже в советское время, хотя тогда-то с суевериями боролись, как могли. Правда, попытка искоренить данное суеверие чаще всего предпринималась сухопутными властями. Те же, кто по праву носил морскую форму, на словах всячески выступали против «мракобесия» и «тяжёлого наследия царского режима». А на деле…

В конце концов, установился некий паритет: по понедельникам на советском флоте стали проводить политические занятия. Вроде, как и моряки заняты полезным делом, и традиции все соблюдены — никаких выходов в море, учебных стрельб и других серьёзных начинаний.

Таблица Тихо Браге

Помимо понедельника у моряков существовали и другие «нехорошие» дни недели, в том числе и привязанные к датам.

почему нельзя долго смотреть в воду с корабля. Смотреть фото почему нельзя долго смотреть в воду с корабля. Смотреть картинку почему нельзя долго смотреть в воду с корабля. Картинка про почему нельзя долго смотреть в воду с корабля. Фото почему нельзя долго смотреть в воду с корабля

В плане соблюдения примет и традиций нелегко приходилось мусульманским морякам. У них несчастливыми днями считаются вторник, четверг и суббота. Считай — половина недели пропадает зря!

Но ещё печальнее всё выглядело, когда немецкий философ и астролог Тихо Браге составил таблицу так называемых «несчастливых дней». Это было в XVI веке, но кое-где на данную таблицу ориентировались вплоть до начала XX века. А выглядела она следующим образом: согласно исследованию Браге касательно «хороших» и «плохих» дней, кораблям было запрещено выходить в море 1, 2, 4, 6, 11 и 18-го числа в январе, 3, 17 и 18-го — в апреле, 7-го и 8-го — в мае и так далее. И это помимо понедельников, пятниц, 13-х чисел, дней смерти Иуды, казни Христа, разрушения Гоморры и прочего. Хоть вообще в море не выходи!

Разумеется, встречаются и исключения. Например, португальские и испанские мореходы ничего не имеют против пятницы. Ведь именно в этот день Колумб отправился на поиски нового пути в Индию и в результате открыл Америку. Так что в пятницу можно смело отправляться в море под португальским или испанским флагом. Главное, чтобы это было не 13-е число.

Вино и крестовые булочки

Помимо понедельников и пятниц в морской среде имеются и другие традиции, чьё появление уже давно никто не сможет объяснить. Например, в том же британском (а затем и в русском) флоте было запрещено разливать алкоголь, передавая бутылку по ходу солнца. Позже в советском флоте эту странную примету искоренили, но в британском она сохранилась, хотя, повторяем, никто не знает, откуда эта традиция пошла и что она означает.

почему нельзя долго смотреть в воду с корабля. Смотреть фото почему нельзя долго смотреть в воду с корабля. Смотреть картинку почему нельзя долго смотреть в воду с корабля. Картинка про почему нельзя долго смотреть в воду с корабля. Фото почему нельзя долго смотреть в воду с корабля

В британских морских семьях до сих пор пользуются популярностью булочки, на которых изображён крест. Считается, что такая выпечка с крестом спасает корабль от бури. Матери и жёны выпекают их и тщательно хранят все время, пока их сыновья и мужья находятся в море. По возвращении булочка не съедается (к тому моменту она уже превращается в сухарь), а хранится дальше. А после ухода моряка в очередное плавание выпекается новая булочка.

Известно, что на кораблях с трудом терпят присутствие женщин. Помимо женщин, моряки также не особо приветствуют в своей среде и священников. Почему-то всегда считалось, что священник на судне — к несчастью, равно как юрист и моряк с разноцветными глазами. Читать Библию тоже считалось не самым полезным занятием для морского волка, а вот обмахивать её страницами лицо заболевшего моряка очень даже полезно — скорее выздоровеет.

Хлипкие судёнышки постепенно сменились гигантскими мощными линкорами и сухогрузами, а многие приметы до сих пор сохранились. И кто знает, может быть, не напрасно. Во всяком случае, соблюдающим их морякам ходить в рейсы спокойнее, а это — главное.

Источник

Морские суеверия и приметы

почему нельзя долго смотреть в воду с корабля. Смотреть фото почему нельзя долго смотреть в воду с корабля. Смотреть картинку почему нельзя долго смотреть в воду с корабля. Картинка про почему нельзя долго смотреть в воду с корабля. Фото почему нельзя долго смотреть в воду с корабля почему нельзя долго смотреть в воду с корабля. Смотреть фото почему нельзя долго смотреть в воду с корабля. Смотреть картинку почему нельзя долго смотреть в воду с корабля. Картинка про почему нельзя долго смотреть в воду с корабля. Фото почему нельзя долго смотреть в воду с корабля

почему нельзя долго смотреть в воду с корабля. Смотреть фото почему нельзя долго смотреть в воду с корабля. Смотреть картинку почему нельзя долго смотреть в воду с корабля. Картинка про почему нельзя долго смотреть в воду с корабля. Фото почему нельзя долго смотреть в воду с корабля почему нельзя долго смотреть в воду с корабля. Смотреть фото почему нельзя долго смотреть в воду с корабля. Смотреть картинку почему нельзя долго смотреть в воду с корабля. Картинка про почему нельзя долго смотреть в воду с корабля. Фото почему нельзя долго смотреть в воду с корабля

Моряк-профессионал формируется как таковой под влиянием многих причин: это и поверья (в общежитии называемые предрассудками), и морские легенды, обычаи, и своеобразный уклад жизни, и весьма выразительный, ядреный морской язык; песни, игры и прочее. Все это очень интересно, и можно было бы составить целую книгу. Здесь мы коснемся этого безусловно важного вопроса.

Поверья возникали в результате наблюдения над разными явлениями природы моряками всех наций с первых дней мореплавания. Многое стало предрассудком в силу совпадения момента проявления скрытых сил природы с каким-либо несчастьем на судне или с членом экипажа. Много чудесного порассказано и в силу свойственного человеку желания преувеличить, особенно когда бывалый соленый моряк повествовал о долгих походах и происшествиях.

Тома написаны о морских предрассудках, начиная с похода аргонавтов, легенды сложены о плавающей скале-острове, о Летучем голландце. Такие чисто морские явления природы, как водяные смерчи, фосфоресценция воды, огни святого Эльма, ветры, штормы, морские чудовища не могли не породить большого числа легенд, поверий и обычаев, помогавших избежать ужасных явлений.

Было в обычае русского флота при проходе траверзе южного Гогландского маяка бросать Нептуну мелкую монету как дань за благополучное дальнейшее плавание, в особенности если корабль шел в дальний вояж.

— В судовом журнале заранее не обозначается порт, в который следует корабль, пока он в него не прибудет.

— Нельзя выходить на верхнюю палубу без головного убора.

— Кошка, особенно черная, считается у моряков счастливым животным. Однако кот, который в море начинает резвиться, «несет на хвосте ветер» и предвещает скорый шторм.

— Неудачи будут преследовать корабль с мертвецом на борту, вот почему тело усопшего стараются побыстрее предать волнам.

— Неудачи будут преследовать судно, сменившее название, поэтому моряки с неохотой нанимаются на такие суда.

— Есть поверье, что души погибших в море перевоплощаются в морских птиц. Поэтому, бывалые моряки стараются не обижать чаек и другую летающую над водой живность. Также очень уважаемым животным на море является кит. Считается, что встреча с ним приносит удачу.

— Самым почитаемым святым у русских моряков считается святой Никола Морской. Они верили, что только их Покровителю «Божья милость вперед дарована», то есть в критической ситуации он может помогать самостоятельно, не согласовывая свои действия с Богом.

— Первый гвоздь в киль корабля нужно забивать через подкову. Гвоздь желательно должен быть золотым (или монеткой золотой).

— Кораблю с килем из брусьев ясеня, рябины, кизила будет сопутствовать благополучное плавание.

— Корабль с килем из краденого дерева сгорит во время первого же выхода в море, если кража будет обнаружена. Если кража не будет раскрыта, то корабль ночью будет идти быстрее, чем днем.

— Подкова, прибитая к мачте, защищает корабль от беды.

— Хвост акулы, прибитый к бушприту, способствует увеличению скорости корабля.

— Преждевременное оглашение имени корабля крайне нежелательно.

— Нельзя менять имя корабля.

— Несчастье ожидает тех, кто использует вещи утонувших моряков или приносит на борт цветы перед выходом в море.

— Съемка с якоря в понедельник, особенно 13 числа, сулит беду (на русском флоте).

— Признание неприкосновенности сундука или чемодана.

— Признание превосходства кормы корабля перед его носом.

— Нельзя убивать чаек или вообще всякую морскую птицу (души погибших моряков переселяются в них).

Морские легенды и мифы

— Согласно мифологии древних греков у повелителя ветров Эола были четыре помощника – северный бурный ветер Борей, восточный Эвр, южный Нот и западный Зефир. И чтобы не разгневать Эола с его помощниками, моряки обращались к повелителю ветров с молитвами и делали ему подношения. Но такие подношения и молитвы существовали не только в Европе, до сих пор в странах юго – восточной Азии моряки возносят молитвы своим древним богам, зажигают благовония и приносят дары, причем делают это с восточной щедростью и почтением, кидая в море серебряные или даже золотые монеты и украшения.

— Интересна и история происхождения праздника Нептуна, отмечаемого и в наши дни на всех кораблях, пересекающих экватор.
Нептун считался у древних римлян богом морей. Но так было не всегда – сначала он почитался как божество рек и источников, а также «курировал» осадки и был покровителем лошадей. Уже намного позже под воздействием эллинских верований Нептун приобрел черты, характерные для древнегреческого бога морских стихий Посейдона, и мифологические сказания передали ему такой атрибут Посейдона как трезубец. Нептун стал почитаться как владыка морей и океанов, и именно с этого момента моряки стали просить у него разрешения на пересечение экватора, точнее даже не экватора, а определенной зоны, отмечаемой на картах в качестве границы между различными полушариями земли, так как само понятие «экватор» появилось только уже во времена Великих географических открытий. С этих времен дошло до наших времен и первое упоминание о празднике Нептуна в том виде, в котором он празднуется и поныне.

— Отдельное место в морских легендах и преданиях занимают таинственные и ужасные обитатели морей и океанов и особенно их глубин. В древности те или иные те или иные опасные для мореплавания места также связывали с какими-то сверхъестественными существами. Классическим примером могут служить Сцилла и Харибда, мифические существа, которые, как гласят древнегреческая мифология и «Иллиада» Гомера, обитали по обеим сторонам узкого пролива (как полагают ученые, Мессинского) и губившие проплывавшие корабли.
Подобные морские чудовища являлись персонажами и других древних мифов, откуда они несколько позже перекочевали и в Библию. Однако большая часть мифов и легенд о морских чудовищах передавалась устно из поколения в поколение мореплавателей.

Суеверие у моряков-подводников

Большинство подводников уверено, что везение или невезение лодки закрепляются за ней вместе с номером. Отмечено, что трагедии часто случаются с субмаринами, оканчивающимися на «девятку».

В 1970 году атомная подводная лодка Северного флота К-69 столкнулась с неустановленной АПЛ ВМС США.

В том же году на АПЛ К-329, строившейся на заводе «Красное Сормово» в г. Горьком, произошел неконтролируемый пуск реактора, после чего возник пожар и последующий выброс радиоактивности.

В начале 1983 года атомная подводная лодка Северного флота К-449 столкнулась с неустановленной АПЛ ВМС США.

В том же году 24 июня АПЛ Тихоокеанского флота К-429 затонула около побережья Камчатки, в бухте Крашенинникова. После подъема поставлена на ремонт. При окончании ремонта снова затонула у стенки завода. Погибли 2 человека. 6 октября 1986 года атомная субмарина Тихоокеанского флота К-219 с двумя реакторами и 15 баллистическими ракетами на борту затонула в Саргассовом море около Бермудских островов вследствие взрыва в ракетной шахте. 4 члена экипажа погибли.

Приметы и суеверия у моряков

— Все моряки верят в примету относительно крыс, покидающих корабль, ибо им прекрасно известно, что крысы не терпят сырости, а потому, если грызуны бегут, это означает, что на корабле открылась течь.

— Женщина на борту традиционно считается дурным предзнаменованием для судна. Однако ребенок на корабле – к счастью.

— Одни из самых древних морских суеверий связаны с татуировками. С помощью них моряки пытались снискать расположение богов и благополучно вернуться домой. Удачу приносили изображение моря (символ надежды), черной кошки, клевера с четырьмя листками и подковы. У многих моряков распространены татуировки с изображением звезды между указательным и большим пальцами рук. Так, в американском ВМФ считается, что человек, на левой стопе которого изображены свинья и петушок, никогда не утонет.

— В каждом порту знают, что указывать пальцем на судно, выходящее из него, значит обречь его на гибель.

Поморы в ожидании попутного ветра заговаривали имена всех ветров,делая при этом засечки на специальной палочке. Её кормчий бросал через голову в море, говоря ласковые слова жене нужного ветра и ругая жену противного.
Шведы в таких случаях произносили молитву, где просили помощи у всесильного духа короля Эрика. По преданию, он мог направлять ветры в ту сторону, куда направлял козырек своей шапки.
Такой ветер называли «шапочный», а головные уборы фасона «как у Эрика»были обязательным атрибутом одежды каждого уважающего себя шкипера-шведа. У новозеландских моряков бытовал обряд «кормления» нужного ветра.

Шло время, раковинами пользоваться перестали, однако обычай «высвистывать» ветер продолжал жить, распространившись по всем морям и флотам. У русских моряков есть пословица: «Не посвистишь, так и ветра не будет». Но свистеть надо было с умом. Для этого у капитанов и боцманов имелись специальные «заговоренные» свистки, которые хранились в молитвенных шкатулках и использовались лишь в крайнем случае.

«Высвистывали» ветер мелодичными трелями, повернувшись в ту сторону, откуда ждали его прихода. Количеством посвистов определялась сила ветра и его продолжительность. Простое бездумное посвистывание на судне строго каралось, так как, по мнению моряков, могло привести к непредсказуемым бедам.

Впрочем, на «высвистывание» ветра полагались не все мореходы. Наиболее предусмотрительные принимали надлежащие меры еще до выхода в море. Например, древние греки перед длительным плаванием обривались наголо, как бы отдавая свои волосы в дар богу северного ветра Борею.
Финны приобретали в портовых лавках чудодейственные веревочки с тремя заколдованными узлами. В нужный момент, развязывая определенный из них, можно было вызвать легкий ветерок, хороший крепкий ветер или злую бурю. Кто был победнее, мог купить простой амулет в виде медальона с изображением судна, идущего под парусами.

У соленых бродяг были и другие «проверенные» средства. Например, считалось, что приносило ветер бултыхание швабры за боротом судна, царапанье мачты ножом, обливание парусов водой, привязывание к вантам ботинка или выбрасывание за борт какого-нибудь предмета в дар морским богам.
Правда, бывало, что все эти действия, вместе взятые, так и не вызывали ни малейшего движения воздуха. Тогда оставалось последнее средство. хорошенько выпороть сопливого юнгу, да так, чтобы он визжал на весь океан.

ЛЕСТНИЦА ИАКОВА (ЛЕСТНИЦА АНГЕЛОВ)

Считалось, что во время штиля, чтобы вызвать ветер нужно царапать мачту ножом, причем с той стороны с которой необходим ветер.

Если в море штиль, то чтобы появился ветер и паруса наполнились ветром, их обливали водой.

Древние мореходы Индонезии представляли противный ветер в виде разгневанной женщины-бури. Лучшее средство избавиться от ее козней. раздеться всем морякам догола. И тогда смущенная «ветреная дама» обязательно сворачивала в сторону.

Серьга в правом ухе оберегает от ревматизма и ослабления зрения. Большую золотую серьгу, носили моряки прошедшие мимо мыса Горн.

У русских моряков самым почитаемым святым, считается святой Никола Морской. Он не только «защищает бедных и неимущих», но и может оказать помощь судам, терпящим бедствие, прекратить шторм, исцелить матроса, упавшего с мачты, и прочее. Николу Морского называют «скорым помощником».
В рукописном памятнике «Устьянский правильник» этому дается следующее объяснение. Оказывается, все святые, кроме Николы, могут оказывать помощь молящимся только с разрешения всевышнего. Покровителю же моряков «вперед Божья милость дарована», то есть в критической ситуации он может действовать самостоятельно, не согласовывая свои действия с Богом. В морских условиях, когда порой была дорога каждая минута, такая помощь очень высоко ценилась.

У португальцев-католиков защитником моряков считается Святой Антоний. Моряки с благоговением относятся к нему, но вот с его образом в виде статуэтки обращаются довольно бесцеремонно. Во время бури ее привязывали к мачте, все туже и туже стягивая узлы, или купали на веревке в море, или же совсем выбрасывали за борт.

Кто не знает смелого и предприимчивого морехода Одиссея, героя многих древнегреческих мифов? В одном из них повелитель «бушующих и легковейных» ветров Эол подарил сыну Итаки попутный ветер и огромный мех с другими ветрами, запретив открывать его десять дней. Дарованный попутный ветер надувал паруса корабля, и, казалось, ничто не могло помешать морякам вернуться на родину. Однако их мечтам не суждено было сбыться. Любопытные спутники Одиссея развязали мех. Спрятанные там ветры, вырвавшись на волю, соединились в страшную бурю.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *