почему нельзя долго играть в компьютерные игры
Сколько можно сидеть за компьютером, сколько времени можно безопасно смотреть в экран: исследования и мнение врача
Люди проводят более четверти своей жизни в Интернете, представляете? В среднем, это 6-7 часов в день, а в выходные и того больше — не пропускать же новую серию любимого сериала! Подобный образ жизни не только портит зрение, но и вгоняет в депрессию — об этом говорят учёные. Так что, если ваш день начинается и заканчивается с телефоном в руках или у монитора компьютера, эта статья для вас.
Правда ли компьютер негативно влияет на зрение?
Первые исследования о негативном влиянии компьютера на здоровье человека появились в конце 1990-х — к тому моменту к сети подключились более 100 стран (тогда слова «Интернет» не существовало). В 1998 году в журнале CyberPsychology and Behavior был опубликован ещё один материал о вреде экранов. Тогда эксперты не называли конкретных цифр. И только в 2017 году исследователи рассчитали время, которое можно проводить у монитора без вреда для здоровья.
Вот что получилось: меньше шести часов — это норма, больше — можно, но есть риск заработать депрессию или другое психическое расстройство. Ещё через год эксперты увеличили «нормальный» диапазон до 7-8 часов.
С тех пор наука не сильно продвинулась в изучении этого вопроса, а исследования на эту тему уже устарели. Эксперты попросту не успевают за развитием технологий. Тем более что сейчас по-настоящему вредные мониторы уже не производят. По словам офтальмолога Натальи Ворошиловой, новые гаджеты действительно безопаснее, чем старые модели. Но это не делает их абсолютно безвредными.
По сравнению с предшественниками, у современных экранов частота мерцания меньше, то есть они излучают меньше синего цвета. Но длительная работа за компьютером, особенно на близком расстоянии, всё же негативно сказывается на зрении и может даже спровоцировать нарушение аккомодации (способность глаза фокусироваться на предметах).
Длительное воздействие синего спектра излучения может привести и к развитию близорукости, и к заболеваниям сетчатки глаза. Дело в том, что такие лучи имеют самую короткую волну и самую высокую энергию. То есть свет может проникать в кожу даже глубже, чем ультрафиолетовые лучи группы А и B.
Как снизить вред от компьютера?
В 2018 году Университет Пенсильвании провёл исследование: оно показало, что тайм-аут от экрана на 30 минут в день снижает вред для здоровья. Но «безопасное» время для каждого индивидуально и во многом зависит от возраста, отмечает офтальмолог.
Детей до двух лет вообще не рекомендуется допускать до экранов. До пяти лет можно смотреть около 20 минут, от пяти до семи лет — 40 минут. Школьники могут сидеть за компьютером около часа. При этом непрерывное время у экрана не должно превышать получаса. У взрослых же после четырёх часов работы за компьютером может развиться компьютерный синдром.
Чем это грозит? Ухудшением и расфокусировкой зрения, внутриглазным давлением, болями в глазах и шее, мигренями. Компьютерный синдром можно распознать по сухости и покраснению глаз, хронической усталости и снижению остроты зрения. Ещё одно последствие, с которым могут столкнуться любители «позависать» в телефоне, — это синдром запястного канала. Проявляется он онемением рук и болью в области пальцев. Всего этого можно избежать, если следовать несложным правилам.
Сократить время у экрана. Предсказывая ваши возмущения, сражу скажем: самые ценные советы — очевидные.
Следовать правилу 20-20-20. Его суть заключается в том, чтобы каждые 20 минут делать перерыв на 20 секунд. В течение этого времени нужно смотреть на точку в 20 футах от себя (около шести метров). Отговорки не принимаются — поставьте напоминание или будильник. Сделать это можно с помощью специальных таймер-виджетов, например, Minutes для macOS и WorkRave для Windows.
Делать гимнастику для глаз. Офтальмолог советует периодически выполнять упражнения, например, такое. Вытяните руку перед собой — посмотрите сначала на большой палец, затем вдаль, на горизонт. Удерживайте взгляд в каждом положении по 10 секунд. Повторите 10-15 раз. Кстати, игровые виды спорта вроде бадминтона и настольного тенниса хорошо тренируют зрение.
Использовать очки с фильтром синего цвета. Они поглощают яркость экрана и блокируют синий спектр. Производители утверждают, что такой аксессуар поможет сохранить зрение и улучшить качество сна.
Убирать телефон за час до сна. Как минимум не ложитесь спать со смартфоном в руках, если не хотите страдать бессонницей.
Проводить время с пользой. Вместо того чтобы бездумно скроллить часами ленту «Инстаграма», потратьте это время на изучение чего-то действительно важного. Автор книги Deviced! Balancing Life and Technology in a Digital World Дорин Додген-Маги утверждает, что время у экрана, проведённое с пользой, не навредит.
Следить за экранным временем. В большинстве смартфонов давно есть функция, которая отслеживает время, проведённое на сайтах и в приложениях. Отчёт можно посмотреть в настройках телефона в разделе «Экранное время».
Уменьшать яркость экрана с наступлением темноты. Свет препятствует выработке мелатонина — гормона сна, а это плохо сказывается на самочувствии. Дополнительно можно наклеить матовую пленку на экран: это уменьшит блики и воздействие синего цвета до 30%–60% синего света.
Перевести экран в монохромный режим. На iOS нужно зайти в настройки и в разделе «Адаптация дисплея» выбрать пункт «Оттенки серого». На Android можно скачать приложение Monochrome. В таком режиме всё отображается в чёрно-белом виде: картинки в этом случае становятся менее привлекательными. Это поможет меньше отвлекаться на девайс и сэкономить заряд батареи.
Держать телефон на расстоянии 30 см от лица. Монитор компьютера следует ставить не ближе, чем в 60 см от глаз, телевизор — в 300 см. Близоруким в этом случае можно только посочувствовать, но и для них есть выход — носить специальные очки для чтения. Аксессуар подбирается по рекомендациям врача и результатам обследования.
Доигрались: как распознать зависимость от компьютера и что с ней делать
Содержание
Содержание
Часами сидеть за этими своими играми — это все-таки плохо или нет? Где грань между увлечением и зависимостью и почему «ну еще пять минуточек» могут грозить неприятностями? В этом материале разбираемся, что такое компьютерная зависимость от игр и интернета и как ее победить.
Симптомы
Давайте с хорошего: если вы просто играете пару часов в день или больше, но у вас все хорошо в остальной жизни — проблемы нет. Вы все так же встречаетесь с друзьями, занимаетесь работой и другими хобби, а игры — только одно из ваших увлечений, но не единственное, которое замещает вам все на свете. Закройте эту статью и почитайте лучше про новинки игр ноября.
Но если вы испытываете тревогу, а по приходу домой первым делом бежите за компьютер и в любой неясной ситуации открываете любимую игру, то вот вам чек-лист игромана:
Почему так происходит
Можно рассмотреть погружение в игры с двух сторон. На одном полюсе то, что дают человеку игры как таковые, на другом — то, как здорово манипулируют нами геймдизайнеры.
С одной стороны, игры — действительно неплохое средство от тоски и тревоги. Об этом мы писали недавно в этой статье. Но нужно четко ощущать грань, когда помощь превращается в замещение и подмену понятий. В виртуальной реальности человек может легко и быстро сымитировать чувства и эмоции, которых лишен в реальной жизни. Например, если он по жизни чувствует себя неудачником и изгоем, то в игре ему очень легко заполучить роль героя и лидера. Ты победил босса — ты молодец. Ты прокачал уровни, ты уверенно идешь дальше — все отлично, у тебя супер получается! Нехватка общения в реальности легко компенсируется игровыми чатами, мульти-плеерными шутерами, онлайн-играми — там человек ощущает себя причастным к общему действию, нужным, интересным.
Яркая картинка, вовлекающий сюжет или стремительные баталии — все это здорово отвлекает и помогает забыть о том, что начальник дурак, а в семье проблемы. За игрой все это становится неважным, а решение можно отложить. Чем дольше играешь — тем меньше беспокоишься о том, что происходит по ту сторону экрана. И для некоторых людей такая быстрая, да еще и приятная «таблетка» становится настолько соблазнительной, что вовремя отказаться от нее не получается.
Одновременно с этим геймера всегда подстегивает «дофаминовая петля», которую грамотные геймдизайнеры раскладывают на каждом шагу. Чем больше удовольствия и наград получает игрок, тем больше он стремится к ним, подстегиваемый предвкушением. Сделай определенные действия и прокачай своего персонажа, открой золотой сундук, получи секретный предмет. Заработал поощрение — сделай еще вот это и получишь еще больше. В итоге круг замыкается, и человек попадает в петлю. Иногда на игрока выпадает какой-то особенно лакомый лутбокс, и дофамина выделяется еще больше. Появляется еще больше азарта и оторваться от игры невозможно. Именно поэтому особенно яростно косят геймеров онлайн-игры, в которых весь игровой процесс построен на чек-поинтах с наградами.
В сюжетных играх это может быть сценарная интрига, в экшенах — подкрепляемый адреналин. Крупные квесты всегда разбавляются мелкими, на прохождение которых уходит от силы полчаса. 30 минут — это немного, а радость от завершения квеста приятна. В итоге мы не замечаем, как проходит часов пять.
Это точно серьезно?
В последнюю редакцию Международной классификации болезней МКБ-11, которое вступит в силу в 2022 году, включено игровое расстройство. Но оно не диагностируется просто потому, что человек любит пропустить часок-другой за компьютером. О зависимости можно говорить, если в течение года у человека происходят ощутимые проблемы на работе, в учебе или отношениях с людьми из-за игр.
Конечно, на ВОЗ, которые и решили внести игровую зависимость в МКБ, сразу набросились. Игровой индустрии такой поворот вообще не на руку, а сообщество психотерапевтов объявили, что клиническое описание заболевания слишком скудное, и сделать на его основе достоверный диагноз невозможно. Но то, что проблема действительно существует, признают все.
При этом настоящее игровое расстройство — не такая уж популярная штука на самом деле. Все истории про то, как подростки бросаются с ножом на родителей или умирают от истощения — случаи скорее единичные, в то время как в игры играют около 80 % людей в мире.
В 2017 году группа британских ученых (настоящих!) провели исследование с участием почти 6000 американцев, предпочитающих компьютерные игры. Всерьез тревожились и испытывали объективные проблемы из-за своего увлечения только 0,3 % из опрашиваемых.
Чаще всего игровую зависимость рассматривают как симптом каких-то других психических расстройств, которые игры помогают заглушать и отвлекаться. Существенное снижение качества жизни — уже повод задуматься. Ставить диагнозы и вешать ярлык «психически больной» не обязательно, но вот работать с этим можно и нужно.
Что делать?
Можно выкинуть компьютер, отключить интернет и удалить аккаунт в стиме. Но вместо облегчения, человек быстрее получит серьезную депрессию, ломку, нервозность и агрессию.
Самый действенный способ лечения игровой зависимости — психотерапия, гештальт или когнитивно-поведенческая терапия. Они помогут разобраться не только с самой игровой зависимостью, но и с ее причиной, что гораздо важнее.
Самостоятельно контролировать все уловки геймдизайнеров и ловушки собственного мозга реально. Достаточно просто вовремя переключать деятельность с игр на что-то другое.
Для этого нужно вспомнить, что приносило удовольствие раньше и чем бы человек занялся, если бы компьютерных игр не было вовсе. Спорт, встречи с друзьями, прогулки в парке, вышивание, кулинария — подойдут любые варианты. Желательно, чтобы они были простые, доступные и понятные «встал и сделал».
Наш мозг — эволюционно очень ленив. Из всех возможных сценариев он охотнее выбирает тот, что проще, чтобы выстроить максимально прямые и короткие нейронные цепочки. Включил игру —уровень тревоги снижен. Не нужно выполнять никаких дополнительных условий, достаточно просто нажать на кнопку. Простая привычка развивается гораздо быстрее и прочнее. Чтобы ее поменять, придется выстраивать новые нейронные связи, которые будут закрывать те же потребности.
Начать можно с мелких отвлечений за счет игрового времени. Можно ставить будильник и делать буквально парочку упражнений зарядки — для начала достаточно присесть раз 10. Не стоит сразу пытаться прочесть книгу от корки до корки — хватит просто положить ее в кровать и хотя бы держать в руках перед сном. А другу для начала можно просто позвонить, а не встретиться.
Чем больше будет мелких и регулярных триггеров со стороны, тем лучше. То пять минут полистали книгу, то чуть-чуть порастягивались, то ненадолго выглянули в окно поглазеть на птичек. Задача — постепенно показать мозгу, что удовольствие можно получить другими способами и научить его получать эмоции из других источников. Поначалу никакого кайфа от этого не будет, но постепенно с осознанным и систематическим повторением это сработает. Важно окружить себя приятными событиями и моментами, которые докажут, что реальный мир тоже классный.
Итоги
Ну, а если у вас все в порядке, то не пропустите, например, новенькую Assassin’s Creed Valhalla. Или почему бы не пройти по второму кругу Ведьмака?
Опасен ли компьютер: как игры влияют на детей и сколько можно сидеть перед монитором
Все больше детей используют смартфоны, планшеты и ноутбуки для игр, чтения, просмотра мультфильмов и обучения. Родители сами определяют, как часто дети будут использовать технологии и что именно они будут делать. Кто-то опирается на исследования, кто-то на статьи в массмедиа, кто-то на жизненный опыт. Вместе с школой цифрового творчества «Кодабра» разбираемся, что говорят исследования о вреде и пользе компьютера и смартфона и как помочь ребенку использовать технологии без вреда для здоровья и поведения.
Читайте «Хайтек» в
Компьютер вредит не сам по себе: важны контент и время использования
Контролирующие организации часто пишут о вреде компьютеров. Роспотребнадзор считает, что постоянное использование компьютера детьми приводит к проблемам со зрением, ухудшению осанки и болезням спины и шеи, дерматитам и проблемам с дыханием, а также к вреду для психики. Организация не раскрывает, чем именно вреден компьютер для детской психики: скорее всего, имеют в виду влияние компьютерных игр и опасного контента на поведение детей и подростков.
Департамент образования Северной Ирландии называет примерно те же риски: проблема с осанкой, светочувствительную эпилепсию, бесконтрольное потребление контента. ВОЗ больше всего обращает внимание на то, что дети проводят время за компьютерами вместо того, чтобы больше двигаться и играть на свежем воздухе.
Зрение. Врачи долгое время считали, что мерцание экрана усугубляет близорукость, и рекомендовали работать за компьютером только с защитным экраном. Но исследования, проводившиеся 20 лет, показали, что компьютер не вредит зрению. На близорукость влияют наследственность и недостаток ультрафиолета. Поэтому ребенку важнее гулять на свежем воздухе, чтобы сохранить зрение.
Проблемы с мышцами спины и шеи. Исследователи опросили 400 с лишним детей в Нью-Йоркских школах и выяснили: спина и шея чаще болят у тех, кто больше сидит за компьютером. Исследование было небольшим, но те же данные приводятся в гайде Университета Хопкинса. Составители предупреждают, что у тех, кто долго сидит за компьютером, развиваются не только проблемы со спиной и шеей, но и травмы от повторяющихся деформаций, например, туннельный синдром. Чтобы избежать этих рисков, дети должны делать перерывы каждые полчаса и заниматься на удобных стульях.
Аллергические реакции. Роспотребнадзор считает, что заряженные частицы от компьютерных экранов приводят к проблемам с дыханием, но мы не нашли таких исследований. Напротив, обнаружили, что дети с астмой чаще сидят за компьютером, потому что родители боятся приступов и не дают им играть на улице. И это не усугубляет развитие астмы.
Также Роспотребнадзор пишет о дерматитах, но похоже, что доказанного вреда нет. Раньше считали, что для кожи вредно излучение от VST-мониторов. Но, во-первых, таких мониторов уже нет, а во-вторых, похоже, что и вред связан с другими причинами, например, особо чувствительной кожей.
Влияние опасного контента. Психологи часто говорят, что дети, которые играют в жестокие компьютерные игры или смотрят видеоролики со сценами насилия, ведут себя агрессивнее других. Ученые Дартмутского колледжа провели метаанализ таких исследований и увидели, что дети, играющие в жестокие компьютерные игры, чаще дерутся в школе и на улице, портят имущество, например, школьную мебель. Но данные исследования не говорят о том, что является причиной, а что следствием — возможно, изначально более агрессивные дети чаще других играют в жестокие компьютерные игры.
Похоже, что чем больше дети сидят дома, тем больше они сталкиваются с опасным контентом. В исследовании 2011 года ученые увидели, что дети редко используют интернет небезопасно, то есть редко заходят на сайты с опасным контентом и редко оставляют свои данные на сайтах, скачивают с них вредные программы. При этом в 2020 году Юнисеф сообщила, что из-за локдауна и перехода на дистанционное обучение риски опасного контента для детей возросли, и их нужно защитить.
Малая подвижность. Чем больше дети проводят за компьютером и за смартфонами, тем меньше они двигаются. Об этом сообщает Американская ассоциация детских педиатров и психиатров и считает это одним из главных рисков для развития детей. Движение важно для развития, например, ВОЗ считает, что время, проведенное за компьютером, вредно так же, как время, проведенное в коляске или кроватке для детей до четырех лет. К тому же именно движение на свежем воздухе снижает риски, связанные с болезнями зрения.
Игровая зависимость. Под игровой зависимостью нужно понимать, что ребенок не просто проводит много времени за играми, но не видит пользы и удовольствия в других занятиях. Просто время за игрой мало на что влияет. В лонгитюдном исследовании, проведенном на 11 000 британских школьниках, пришли к выводу, что разницы в поведении между детьми, играющими один час и три часа, нет.
Но если подростки сидят за играми дольше, то это сказывается в первую очередь на здоровье. В исследованиях Индийского университета говорится, что большинство подростков, которые увлекаются компьютерными играми, имеют высокое сердцебиение и кровяное давление из-за слишком большого волнения и стресса.
Компьютер помогает в обучении, социализации и самоконтроле
Эмоциональное благополучие. Исследователи из Оксфордского университета обнаружили, что у детей, играющих в компьютерные игры от часа до трех в день, меньше эмоциональных проблем и они больше удовлетворены жизнью, чем те, кто в компьютер не играет и чем те, кто играет в него постоянно. Видимо, часть негативных эмоций они способны проявлять в игре и избавляться от них. При этом те, кто играет много, видимо, больше устают и не так хорошо себя чувствуют.
Самоконтроль. В этом же исследовании оказалось, что дети, играющие от часа до трех в день, испытывают меньше проблем с самоконтролем, у них реже встречаются проблемы с гиперактивностью.
Помогают обучению. Исследование национального британского фонда грамотностипоказало, что дети от трех до пять лет получают больше удовольствия от электронных книг, чем от обычных. Видимо, это связано с тем, что с электронными книгами детям проще взаимодействовать.
Когнитивный психолог Хизер Киркориан подтверждает эти данные и говорит, что в самом использовании компьютеров и электронных книг нет ничего вредного для детей. Если дети играют в образовательные игры, изучают буквы и цифры, это только идет им на пользу.
Правда, есть ощущение, что это работает только для дошкольников и младших школьников. Исследователи спорят, есть ли разница в академической успеваемости между теми, кто занимается за компьютером и играет в игры и теми, кто это не делает. В 2013 году экономисты Фарли и Робинсон этой разницы не нашли, а в обзорном исследовании специалисты Калифорнийского университета ее обнаружили.
Социальные связи больше и крепче
Согласно тому же исследованию Фарли и Робинсона, доступ к компьютерам помогает детям налаживать социальные связи, причем не только в сети интернет. У них было больше социальных связей, причем не только виртуальных, но и реальных.
Согласно предварительным результатам, дети, случайно получившие бесплатный компьютер, регулярно общались с большим количеством друзей, чем студенты без компьютеров. Они также проводили больше времени, общаясь с этими друзьями лично. И не было никакой ощутимой разницы в опыте киберзапугивания.
К подобным результатам пришли исследователи, изучавшие дошкольников, использующих и не использующих компьютеры. Первые показывали больше социальных навыков и меньше проблем в поведении.
Помогает развивать критическое мышление
Исследователи из Университета Рэдбуд показали, что ролевые и стратегические игры помогают развивать критическое мышление и развивают рефлексию. То есть ребенок учится задавать правильные вопросы, отделять важное от несущественного — причем шутеры и другие экшн-игры никак не влияют на эти навыки. Но, конечно, игры не могут быть единственным источником развития критического мышления.
Как помочь ребенку правильно проводить время за компьютером
Чередовать активности. Чтобы у ребенка не было проблем со зрением и осанкой, ему нужно больше двигаться и делать больше перерывов меньше занятиями за компьютером. Проще всего в этом время заниматься спортом — не так важно, ходит ли ребенок на специальные тренировки, делает зарядку дома или бегает вокруг парка, главное, что он не все время сидит за компьютером.
Но если ребенку не нравится спорт, важно в любом случае разнообразить его день. Переносите то, что нравится ребенку в играх и мультфильмах, в реальный мир — рисуйте любимых героев, придумывайте истории о них, стройте сооружения и транспорт, которые есть в играх.
Больше свежего воздуха. Если ребенок больше трех-четырех часов проводит на улице, вред от компьютера будет не так заметен. Лучше, если ребенок будет не просто сидеть на лавочке, а играть в подвижные игры и вообще больше двигаться. Если у него нет компании для игр, а вам также трудно выделить на это время, стоит придумать спорт, интересный ему — бросать мяч в кольцо или ездить на велосипеде.
Контролируйте контент. Хорошо, если это получится хотя бы с дошкольниками и младшими школьниками — они могут натыкаться на опасный контент случайно. Не нужно следить за историей в браузере, достаточно знать, что смотрит ваш ребенок в данный момент. С подростками вряд ли получится настроить контроль, но с ними можно договариваться и обсуждать просмотренное.
Заниматься творчеством за компьютером. Исследования показывают пользу от компьютерных игр, но еще лучше, если ребенок будет не просто смотреть ролики или играть, а будет творить. Причем это можно делать даже в игровых средах, Minecraft или Roblox — там можно создавать персонажей, предметы и даже целые игровые миры, причем в процессе ребенок научится программировать на базовом уровне. Но чтобы понять, что именно делает ребенок — играет или творит, вам придется играть вместе с ним.
Если ребенок пока только потребляет контент, но хочет чего-то большего — помогите ему и найдите подходящее занятие. Можно найти онлайн- или офлайн-курсы, видеоролики о программировании или видеомонтаже. Но если вы соберетесь заниматься самостоятельно, вам придется изучить эти занятия до ребенка.
Играть с ребенком вместе. Это поможет и наладить контакт с ребенком, и контролировать то, во что он играет. У родителей может быть предубеждение к компьютерных играм, но стоит дать им шанс. Ребенку, скорее всего, будет интересно показать вам свои любимые игры и быть в чем-то сильнее вас.
Правильно оборудовать рабочее место. Это уменьшит вред компьютера для зрения и осанки. Прежде всего нужно обратить внимание на стул и местоположение компьютера за столом. Монитор нужно устанавливать прямо перед глазами на расстоянии 60–70 см от глаз. Высота стула должна быть такой, чтобы ноги ровно стояли на полу, а колени были согнуты под прямым углом.