почему нельзя брать кредит в исламе
Ростовщичество в Исламе (риба)
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Господь проклял поедающего проценты (живущего на проценты; дающего под проценты), берущего под проценты, свидетеля (обоих свидетелей) данного процесса и писаря [который фиксирует процентные взаимоотношения, ставки и сроки]»[1].
Риба (ростовщичество) в мусульманском богословии — любая прибавка (надбавка), прописанная в договоре и не имеющая (убедительного, конкретного, соответствующего канонам) обоснования (эквивалента, возмещения).
К примеру, человек или организация дали индивиду один миллион долларов на год и обязывают договором вернуть этот миллион через год с 10%-й надбавкой. Данная надбавка ничем не обоснована, кроме как предоставлением денег на определенный срок, а потому запретна и греховна. То есть риба (ростовщичество) — это возвращение большего количества денег ни за что (за одолжение этих денег), при обмене денег на деньги (при обмене одинаковых видов денежных единиц). Это — процент, указанный в договоре, когда взявший возвращает через определенный срок больше того, что взял[2]. Если человек возвращает больше того, что взял, из благодарности к тому, кто, например, помог ему в трудную минуту, учитывая, предположим, инфляцию, притом что ни письменной, ни устной договоренности между сторонами насчет того, чтобы вернуть большее, не было, тогда это не считается риба, это — лишь форма проявления внимания и благодарности. Такое не запретно.
Поэтапный запрет ростовщичества в Исламе
Введение запрета на ростовщичество в Исламе, подобно введению запрета на употребление спиртного, происходило поэтапно, по мере ниспослания строк Священного Писания:
«Все то, что вы передали в качестве риба (дали под проценты), чтобы это росло, находясь в деньгах других людей, оно не будет расти пред Всевышним [такая форма достатка не будет иметь Божественного благословения]» (см. Св. Коран, 30:39);
«[И были наказаны они (иудеи) Богом] за то, что занимались ростовщичеством (брали проценты), а это было запретно для них; за то, что они незаконно поедали (забирали) имущество других. Безбожникам из их числа Мы [говорит Господь миров, указывая на Свое величие] уготовили болезненное наказание» (см. Св. Коран, 4:161);
«О верующие! Не поедайте [запретную прибыль] ростовщичества, многократно удвоенную, и бойтесь Аллаха (Бога, Господа) [не берите проценты, не живите на проценты], возможно, вы будете счастливы. [Стремитесь же к счастью, делая то, что способствует этому]» (Св. Коран, 3:130);
«Бог разрешил [людям] торговлю [различного рода финансовые взаимоотношения], но запретил [все виды] ростовщичества» (см. Св. Коран, 2:275).
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Допуская у себя [в местах проживания; распространяя, развивая] ростовщичество и прелюбодеяние, люди сами подвергают себя наказанию Аллаха (Бога, Господа) [проблемы различного характера будут пропорционально развитию и распространению этих двух грехов в обществе лишь увеличиваться и нарастать]»[3].
Суть вопроса о процентах, думаю, каждому ясна: человек не имеет морального права жить на проценты. Позиция верующего — активный образ жизни, при котором имеет место быть как накопление, сохранение, так и инвестирование, вложение денежных средств в бизнес, в интеллектуальные или научные проекты, в ценные бумаги, в недвижимость и т. п.
На сегодняшний день кредитование возможно только в вынужденных и жизненно необходимых ситуациях[4]. Лучше будет воспользоваться схемой оплаты, когда стоимость изначально завышена, но предоставляется беспроцентная рассрочка платежа.
Всевышний запретил ростовщичество. А как тогда в мусульманских странах работает банковская система, которая предполагает кредитование под процент?
Разрешается ли воспользоваться услугой банка по предоставлению кредита на покупку квартиры в рассрочку? Примерно такая схема: я плачу 30% от стоимости квартиры, а остальные 70% платит банк. В течение 5 лет я расплачиваюсь с банком равными долями плюс за кредит 10% в год.
Процентные взаимоотношения запрещены в Исламе, и это всем хорошо известно. Однако есть мнение ученых, что из этого правила можно делать исключение в тех случаях, когда система денежных взаимоотношений основана на процентах и люди волей-неволей вовлечены в нее. Это исключение касается неисламских государств. Но, к огромному сожалению, сегодня такая система существует практически во всех государствах, в том числе и в мусульманских.
Мы должны избегать процентных отношений и получения доходов с них независимо от нашего места пребывания, так как Коран явно запрещает это. Однако если вы вынуждены по стечению обстоятельств оплачивать процент, на выплату которого вы дали документальное согласие, то, возможно, Всевышний не накажет вас за это. Вера — это не усложнение жизни, а облегчение. К тому же взятые на себя обязательства, особенно письменные, мусульманин должен выполнять.
Кредитование допустимо только в вынужденных ситуациях[5]. Наиболее правильным будет воспользоваться схемой оплаты, когда стоимость изначально завышена, но предоставляется беспроцентная рассрочка платежа.
Суть данного запрета в том, что человеку непозволительно заниматься накопительством и жить, бездействуя, на проценты с накопленного за счет других.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Хадис от Ибн Мас‘уда и др.; св. х. Ахмада, Абу Дауда, ат-Тирмизи, Ибн Маджа и др. См., например: Ахмад ибн Ханбаль. Муснад [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 2002. С. 297, хадис № 3725; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 446, хадис № 7256, «сахих»; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 2. С. 92; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 376, хадис № 1209, «хасан сахих»; Ибн Манзур. Лисан аль-‘араб [Язык арабов]. В 18 т. Т. 1. С. 171.
[2] Богословских определений у слова «риба» немало, здесь приведено основное его смысловое значение.
Подробнее см., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-исламиваадиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 5. С. 3697–3764; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 2. С. 102–109. Му‘джамулюгати аль-фукаха’ [Словарь богословских терминов]. Бейрут: ан-Нафаис, 1988. С. 218; аль-Му‘джам аль-‘араби аль-асаси [Фундаментальный толковый словарь арабского языка]. Министерство воспитания, культуры и наук: Ларус, [б. г.]. С. 503.
[3] Хадис от Ибн Мас‘уда. См.: Ахмад бин Ханбаль. Муснад ахмад ибн ханбаль [Свод хадисов имама Ахмада ибн Ханбаля]. Бейрут: Рисаля, 1998. Т. 6. С. 358, хадис № 3809; Ахмад ибн Ханбаль. Муснад [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 2002. С. 303, хадис № 3809.
[4] Подробнее см., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 2. С. 108, 109, 408–410.
В Коране, например, сказано: «Воистину, запретил вам [Господь] мертвечину, кровь, мясо свиньи и то, что заколото не с именем Бога. А кто будет вынужден, не являясь при этом преступником и грешником (не совершая при этом преступления или греха), то Аллах (Бог, Господь) Всепрощающ и Всемилостив» (Св. Коран, 16:115).
[5] Подробнее см., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 2. С. 408–410.
Кредит в исламе является харамом (запретный)
В современном мире широко распространено использование таких банковских услуг, как кредит и рассрочка. О том, какое отношение к ним в исламе, корреспондент ИА «Грозный-информ» узнала в Духовном управлении мусульман ЧР.
Фото с сайта: quasa.io
«Брать кредит в банке или где-то еще является запретным в исламе. Если при оплате необходимо выплачивать дополнительные проценты к сумме взятого кредита, то такой кредит является харамом, риба. Также если человек даёт деньги в долг с условием, от которого он получает выгоду, то это является ростовщичеством. В хадисе, переданном Табарани, говорится, что Посланник Аллаха (мир Ему и благословение Аллаха) сказал:
قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ : » كُلُّ قَرْضٍ جَرَّ مَنْفَعَةً فَهْوَ رِبًا
Относительно ростовщичества в хадисе Пророка (мир ему и благословение Аллаха) сказано:
«Я видел во сне, как два человека привели меня на чистую землю и мы подошли к кровавой реке. Один человек был в кровавой реке, а другой стоял на берегу перед грудой камней. Когда первый человек пытался выйти из реки, то второй бросал в него камни, чтобы тот не мог выйти. Летящие в него камни всегда попадали в рот. Каждый раз, когда он пытался выйти, другой забрасывал его камнями, и он снова падал в реку. Я спросил: «Кто этот человек, которого я увидел в реке?» Тогда мне ответили, что это человек, пожирающий плоды ростовщичества» (Бухари).
Торговля в рассрочку – это вид торговли, при котором товар переходит во владение и пользование покупателя в момент заключения договора, а выплата стоимости за него откладывается либо полностью, либо частично, по оговорённым частям в условленные временные промежутки. В настоящее время этот вид торговли получил широкое распространение, как среди отдельных лиц, так и на уровне крупных торговых компаний. Так, организации, компании и банки покупают товары у поставщиков за наличные средства и затем продают их своим клиентам в рассрочку, например, автомобили, станки и оборудование, недвижимость и тому подобное.
Брать под проценты в кредит или рассрочку нельзя. Единогласное мнение в исламе, что это риба, харам.
Зулихан Ахматукаева при содействии ДУМ ЧР
Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА «Грозный-информ» обязательна.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter
Почему нельзя брать кредит в исламе
Можно ли мусульманам брать кредит?
Сегодня множество людей, обманувшись мирским, ввязались в кредиты, желая, как им привиделось, благополучной жизни. Многие из них считают себя верующими, знают о запретности таких денег и имущества. Но когда напоминаешь им об этом, они, оправдывая своё положение, пытаются сделать его для себя халялем, подстраивая ислам под свои интересы.
Не смотря на аят: «О те, которые уверовали! Принимайте Ислам целиком и не следуйте по стопам сатаны. Воистину, он для вас – явный враг» (сура «Аль-Бакара», аят 208), берут из религии то, что выгодно, и отрицают невыгодное для них. Но в действительности положения шариата остаются неизменными!
Аллах не меняет Своей Милости к нам, пока мы сами не поменяем её, начав совершать запретное. Вера в Аллаха включает в себя веру в предопределение, и верующий понимает, что больше того, что ему предопределено, он не получит. Аллах лишь повелевает искать этот предопределенный удел дозволенным способом. И он непременно придёт в наши руки с благодатью, спокойствием и нескончаемым чувством удовлетворённости.
Но торопливость человека, его страстное желание мирского заставляет разум помутнеть. Подобно изнывающему от жажды в пустыне, он верит в обманчивые миражи, которые видят его глаза, но при приближении к ним его постигает жгучее разочарование.
Люди, пытавшиеся опередить Аллаха и насильно взять у Него желаемое, уже знают горечь разочарования: купленная в кредит мебель износится быстрее, чем будет выплачен кредит, а жизнь в большой квартире, но впроголодь, не придаст жизни ожидаемых красок и, возможно, толкнёт на следующий греховный поступок.
Радости от материальных благ, полученных неверным путём, хватает не надолго, ведь в них нет благословения самого Всевышнего. Но есть Его гнев и недовольство. Поступая так, человек бунтует против Создателя и проявляет невежество в отношение Него, как бы говоря «Я и без Бога смогу хорошо жить!». Он словно крадёт у самого Аллаха Субханаху ва Тагаля, а потом всю жизнь живёт подобно преступнику, испытывая моральные страдания. Отсюда постоянная злость, депрессия, стресс. Начинают одолевать мысли, что самые лучшие годы жизни проходят в беспокойстве.
Ситуации бывают разные, но это не повод отворачиваться от Аллаха, придаваясь отчаянию, ведь Он говорит, что «Отчаиваются в милости Аллаха только люди неверующие» (сура «Йусуф», аят 87).
Когда начинает казаться, что без кредита не обойтись, знайте: это испытание для нашей веры от Всевышнего, ибо сказано в Коране: «Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей» (сура «аль-Бакара», аят 286).
Войдите в ОК
Я занимаюсь бизнесом, поэтому хотел бы узнать – будет ли дозволено брать кредиты в банках или иных финансовых организациях, с целью развития бизнеса, строительства домов и тому подобное. Мы слышали мнение, что, поскольку имам Абу Ханифа разрешал процентные сделки в Даруль-харб (землях, где живут немусульмане), нам можно пользоваться кредитами. Правда ли это?
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!
Подобное мнение (которое вы привели) является точкой зрения имамов Абу Ханифы и его ученика, имама Мухаммада (да помилует их Аллах) (1). Однако, имам Абу Юсуф (другой ученик Абу Ханифы), а также три других имама-муджтахида – имамы Малик, Шафии и Ахмад ибн Ханбаль (да помилует их Аллах) считали, что процентные сделки недопустимы даже в этой ситуации. Ханафитские ученые придерживаются второго мнения (2).
Ниже приведен подробный разбор этого вопроса (который сделал муфтий Абрар Сахиб, хафизахуллах):
В Коране Всевышний Аллах дал указания верующим совершать определенные действия и воздерживаться от других. Однако, вряд ли мы найдем более серьезные предостережения, чем предостережение против заключения процентных сделок, где Аллах объявляет войну лично от Себя и от Своего Посланника (мир ему и благословение) тому, кто будет в них участвовать.
Несмотря на такое строгое предупреждение, которое содержится в Коране и хадисах, некоторые люди утверждают допустимость этих сделок в современных немусульманских странах. Важно понять причины, лежащие в основе такого решения и его достоверность, чтобы люди не вступили в греховные сделки, которые влекут за собой гнев Аллаха.
Допустимость процентных сделок в Даруль-харб
Утверждение о дозволенности таких сделок в немусульманских странах выводится из расхождения во мнениях между учеными, дозволены ли процентные сделки (риба) в «Земле войны» (Даруль-харб). Ханафитские ученые расходились во мнениях по этому вопросу со времен Абу Ханифы.
По мнению имама Абу Юсуфа, между мусульманами и немусульманами в Даруль-харб допустимы только те сделки, которые разрешаются между мусульманами (то есть, сделки риба запрещены). По мнению имамов Абу Ханифы и Мухаммада процентные сделки между мусульманами и немусульманами дозволены в Даруль-харб (4).
• Даруль-харб – это территория, где мусульмане живут в страхе притеснений от немусульман;
• Земля находится под контролем немусульманских правителей, и где соблюдаются их законы;
• Земля находится под контролем немусульман, ни один закон шариата не может соблюдаться, и мусульмане не могут чувствовать себя в безопасности;
• Земля, где соблюдаются немусульманские законы, и эта территория граничит с другим таким же государством (Даруль-харб), и между ними двумя нет ни одной территории Даруль-Ислам (земли мусульман);
• Земля, где соблюдаются немусульманские законы, мусульмане не могут жить в безопасности, независимо от того, граничит ли это государство с другим Даруль-харб или нет.
Одной из причин многочисленных определений Даруль Харб является разногласие между имамом Абу Ханифой и его двумя основными учениками, имамами Абу Юсуфом и Мухаммадом об условиях, которым должна соответствовать территория, чтобы называться Даруль-харб. По мнению имама Абу Юсуфа и имама Мухаммада, с того времени, как немусульмане установят свои немусульманских законы в стране, страна будет классифицироваться как Даруль-Харб. Имам Абу Ханифа, с другой стороны, перечислял три условия: [8]
1. Законы немусульман соблюдаются открыто, и ни один из законов шариата не соблюдается;
2. Эта территория граничит с другой территорией Даруль-харб;
3. Ни один мусульманин не остается в безопасности, которой он пользовался до того, как немусульмане взяли власть (над данной территорией).
Кроме того, целью определения какой-то территории как Даруль-ислам или Даруль-харб является определить, могут ли мусульмане чувствовать себя в безопасности на ней или нет. Таким образом, если мусульмане пользуются равными правами с другими людьми в государстве и не боятся притеснения, то данная территория не может называться Даруль-харб (9).
Принимая во внимание, что насчет определения Даруль-харб существует множество противоречивых определений, человеку, живущему среди немусульман, нужно воздерживаться от заключения процентных сделок из богобоязненности (10). Тем более, что в большинстве немусульманских стран мусульмане не живут в страхе притеснения (что является одним из условий Даруль-харб), наоборот, они пользуются свободой исповедовать свою религию и могут участвовать в избрании представителей власти.
Кроме того, несмотря на то, что такое мнение (о дозволенности риба) существует в ханафитском мазхабе, большинство факихов, в том числе такие великие ученые как имам Абу Юсуф, имамы Шафии, Малик и Ахмад, придерживались мнения о недопустимости риба даже в Даруль-харб (11). Поэтому обычному человеку не следует рисковать своей участью в будущей жизни ради ничтожной прибыли в этом мире и не совершать ничего такого, что может вызвать гнев Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение).
А Аллах знает лучше.
Асим Патель, студент Даруль-Ифта,Венда, ЮАР.
Проверено и одобрено муфтием Ибрагимом Десаи
[1] (قوله ولا بين حربي ومسلم مستأمن) احترز بالحربي عن المسلم الأصلي والذمي، وكذا عن المسلم الحربي إذا هاجر إلينا ثم عاد إليهم، فإنه ليس للمسلم أن يرابي معه اتفاقا كما يذكره الشارح، ووقع في البحر هنا غلط حيث قال: وفي المجتبى مستأمن منا باشر مع رجل مسلما كان أو ذميا في دراهم أو من أسلم هناك شيئا من العقود التي لا تجوز فيما بيننا كالربويات وبيع الميتة جاز عندهما خلافا لأبي يوسف اهـ (رد المحتار، ج 5، ص 186، سعيد)
[2] عزيز الفتاوي، ج 1، ص 623، دار الاشاعت
أحسن الفتاوي، ج 7، ص 20-21، سعيد
[3] فَإِنْ لَمْ تَفْعَلُوا فَأْذَنُوا بِحَرْبٍ مِنَ اللَّهِ وَرَسُولِهِ وَإِنْ تُبْتُمْ فَلَكُمْ رُءُوسُ أَمْوَالِكُمْ لَا تَظْلِمُونَ وَلَا تُظْلَمُونَ (البقرة: 279)
[4] قال رحمه الله: ذكر عن مكحول عن رسول الله صلى الله عليه وسلم قال: «لا ربا بين المسلمين وبين أهل دار الحرب في دار الحرب» وهذا الحديث وإن كان مرسلا فمكحول فقيه ثقة والمرسل من مثله مقبول وهو دليل لأبي حنيفة ومحمد رحمهما الله في جواز بيع المسلم الدرهم بالدرهمين من الحربي في دار الحرب وعند أبي يوسف والشافعي رحمهما الله لا يجوز (المبسوط للسرخسي، كتاب البيوع: 14/98؛ الفكر)
إذا دخل المسلم دار الحرب بأمان أو بغير أمان وعقد مع حربي عقد الربا بأن اشترى درهما بدرهمين أو اشترى درهما بدينار إلى أجل أو باع منهم خمرا أو خنزيرا أو ميتة أو دما بمال قال أبو حنيفة ومحمد ذلك كله جائز وقال أبو يوسف لا يجوز من المسلم وأهل الحرب في دار الحرب إلا ما يجوز من المسلمين (المحيط البرهاني، كتاب الصرف، الفصل العشرون: 10/489؛ إدارة)
قوله (ولا بين الحربي والمسلم ثمة) أي لا ربا بينهما في دار الحرب عندهما خلافا لأبي يوسف (البحر الرائق، كتاب البيوع، أبواب السلم: 6/147؛ المعرفة)
قال رحمه الله (وبين الحربي والمسلم ثمة) أي لا ربا بينهما في دار الحرب وكذلك إذا تبايعا بيعا فاسدا في دار الحرب فهو جائز وهذا عند أبي حنيفة ومحمد وقال أبو يوسف والشافعي لا يجوز (تبيين الحقائق، كتاب البيوع: 4/97؛ دار الكتب)
ولا ربا بين المسلم والحربي في دار الحرب عند الطرفين خلافا لأبي يوسف والشافعي (مجمع الأنهر، باب الربا: 3/127-128؛ العلمية)
وعلى هذا الأصل يخرج ما إذا دخل مسلم دار الحرب تاجرا فباع حربيا درهما بدرهمين أو غير ذلك من سائر البيوع الفاسدة في حكم الإسلام أنه يجوز عند أبي حنيفة ومحمد وعند أبي يوسف لا يجوز (بدائع الصنائع، كتاب البيوع، شرائط جريان الربا: 4/416؛ ديوبند)
قال (لا بين المسلم والحربي في دار الحرب) خلافا لأبي يوسف والشافعي (الهداية، كتاب البيوع، باب الربا: 3/86؛ شركة علمية)
دخل مسلم أو ذمي دار الحرب بأمان أو بغيره وعقد مع الحربي عقد الربا بأن اشترى درهما بدرهمين أو درهما بدينار إلى أجل معلوم أو باع منهم خمرا أو خنزيرا أو ميتة أو دما بمال فذلك كله جائز عند الطرفين وقال القاضي لا يجوز بين المسلم والحربي ثمة إلا ما يجوز بين المسلمين (الفتاوى العالمكيرية، كتاب الصرف، الباب الخامس، الفصل السادس: 3/248؛ رشيدية)
[5] ولو دخل مسلمان دار الحرب فتبايعا درهما بدرهمين أو غيره من البيوع الفاسدة في دار الإسلام لا يجوز (بدائع الصنائع، كتاب البيوع، شرائط جريان الربا: 4/417؛ ديوبند)
[6] هذا الاختلاف فيما إذا اشترى منهم درهمين بدرهم أما إذا اشترى منهم درهما بدرهمين فلا يجوز بالاتفاق كذا في المحيط (الفتاوى العالمكيرية، كتاب الصرف، الباب الخامس، الفصل السادس: 3/248؛ رشيدية)
[7] (فتاوى محمودية، كتاب البيوع، باب الربوا: 16/352-356؛ فاروقية)
[8] (لا تصير دار الإسلام دار حرب إلا) بأمور ثلاثة (بإجراء أحكام أهل الشرك وباتصالها بدار الحرب وبأن لا يبقى فيها مسلم أو ذمي آمنا بالأمان الأول) على نفسه (الدر المختار، كتاب الجهاد: 4/174-175؛ سعيد)
اعلم أن دار الحرب تصير دار الإسلام بشرط واحد وهو إظهار حكم الإسلام فيها قال محمد رحمه الله تعالى في الزيادات إنما تصير دار الإسلام دار الحرب عند أبي حنيفة رحمه الله تعالى بشروط ثلاثة أحدها إجراء أحكام الكفار على سبيل الاشتهار وأن لا يحكم فيها بحكم الإسلام والثاني أن تكون متصلة بدار الحرب لا يتخلل بينهما بلد من بلاد الإسلام والثالث أن لا يبقى فيها مؤمن ولا ذمي آمنا بأمانه الأول الذي كان ثابتا قبل استيلاء الكفار للمسلم بإسلامه وللذمي بعقد الذمة (الفتاوى العالمكيرية، كتاب السير، الباب السادس: 2/232؛ رشيدية)
واختلفوا في دار الإسلام أنها بماذا تصير دار الكفر قال أبو حنيفة إنها لا تصير دار الكفر إلا بثلاث شرائط أحدها ظهور أحكام الكفر فيها والثاني أن تكون متاخمة لدار الكفر والثالث ألا يبقى فيها مسلم ولا ذمي آمنا بالأمان الأول وهو أمان المسلمين وقال أبو يوسف ومحمد رحمهما الله إنها تصير دار الكفر بظهور أحكام الكفر فيها
(بدائع الصنائع، كتاب السير: 7/130؛ العربي)
[9] وجه قول أبي حنيفة رحمه الله أن المقصود من إضافة الدار إلى الإسلام والكفر ليس هو عين الإسلام والكفر وإنما المقصود هو الأمن والخوف ومعناه أن الأمان إن كان للمسلمين فيها على الإطلاق والخوف للكفرة على الإطلاق فهي دار الإسلام وإن كان الأمان فيها للكفرة على الإطلاق والخوف للمسلمين على الإطلاق فهي دار الكفر والأحكام مبنية على الأمان والخوف لا على الإسلام والكفر فكان اعتبار الأمان والخوف أولى (بدائع الصنائع، كتاب السير: 7/130-131؛ العربي)
[10] (إمداد الأحكام، كتاب الربوا والقمار: 3/469؛ كراتشي)
[11] (فتاوى محمودية، كتاب البيوع، باب الربوا: 16/277؛ فاروقية)
Деньги под проценты – один из семи грехов, которые приносят человеку неудачу и погибель
В наше время многие берут кредит, ипотеку, отдают под банковский залог свою квартиру, дом, закладывают в ломбард свои драгоценности, автомобили, занимают друг у друга под проценты и так далее. Как показывают практические наблюдения, кредиты берут даже тогда, когда в этом нет особой необходимости, когда этого вполне можно было бы избежать и не обременять себя кредитной кабалой.
Кроме этого, принимали от своих клиентов вклады в качестве депозита и обещали им ежемесячное вознаграждение 30-40 процентов от суммы вклада. И люди в погоне за сверхприбылью, не задумываясь, отдавали мошенникам квартиры, автотранспорт и личные сбережения.
Но в середине февраля руководители этих ТООшек кинули своих клиентов и вкладчиков и скрылись с похищенными деньгами, чего и следовало ожидать… Как выяснилось в ходе проверки, они заключили договоры с более чем 40 тысяч человек, сумма ущерба предварительно оценивается почти в 5,5 миллиардов тенге. По данным фактам возбуждено 22 уголовных дела, арестованы 13 человек, в межгосударственный розыск объявлены 9 подозреваемых.
Мировые религии осуждают взимание и предоставление ссудных процентов в какой бы то ни было форме, будь то залог, ломбард, ипотека, кредит или депозит и так далее, у них к таким вещам отрицательное отношение, это считается очень тяжким грехом. По религиозным канонам запрещается не только предоставлять ссуду под проценты, но и возвращать долг с процентами, даже если это и происходит по обоюдному согласию.
Что же говорят о ростовщичестве ведущие традиционные религии в Казахстане – ислам и христианство?
Канатали Такиров, главный имам алматинской мечети «Али Мухаммед»
Риба – в переводе с арабского языка означает «прирост», «ростовщичество», «увеличение». Современная трактовка, основанная на канонах шариата, это – сделка, дающая одной из сторон прибыль без какого-либо труда, потраченного на ее получение. Известный ученый-исламовед Аль Матуруди говорил: «Риба (ростовщичество) в никаких истинных писаниях, которые были ниспосланы всему человечеству, не были дозволены».
Однажды Билял пришел к посланнику Всевышнего и показал ему два хороших финика и сказал: «У меня было четыре плохих финика, и я обменял их на два хороших». Пророк Мухаммад ответил: «Больше не поступай подобным образом, ведь ты совершил ростовщичество. В следующий раз сначала продай финики, обладающие плохими качествами, после чего на вырученные деньги приобрети хорошие финики» (Бухари, Муслим).
Заметим, относительно ипотечного кредитования Духовное управление мусульман Казахстана и представители отдела фетвы во главе с Верховным муфтием выработали свои заключения, которые опубликованы на официальном сайте fatua.kz. Согласно шариату, ипотека тоже тяжкий грех.
Многие считают, что риба – это торговля. Они правы, но здесь нужно добавить: торговля неправедная. Риба стала греховной еще во времена Пророка Мухаммада. По преданию, мугириты из мекканского племени не выплатили проценты племени таифов Бану Сакиф клана Амра ибн Умайра. В результате они стали смертными врагами.
Кораном разрешена торговля, но торговля честная.
В Священном Коране весьма подробно говорится о рибе и ее запрете в рамках общественных и личных отношений. Так, например, в суре «Аль-Бакара» сказано: «Люди, которые занимаются лихоимством (ростовщичеством), подобны тем, кого дьявол заставил не повиноваться своим прикосновением. Это связано с тем, что они приравнивали ведение торговли с ростовщичеством, лихоимством. Но ведь Всевышний творец дал разрешение вам на ведение торговли, но запретил занятие ростовщичеством. Те люди, которые после получения предостережения о запрете ростовщичества откажутся от него, будут прощены, и их дело будет находиться в распоряжении Аллаха. Те же, кто продолжает таким образом творить бесчинства, окажутся в аду, где будут обитать вечно» (2:275).
Там же можно найти еще более серьезное предостережение Творца относительно ведения людьми ростовщической деятельности:
«О те, кто уверовал, не берите себе проценты. Если же вы не внемлете этому призыву, то совсем скоро Всевышний Аллах станет вашим врагом. Если вы покаетесь, то сохраните свой изначальный капитал. Если вам действительно кто-то должен вернуть деньги, то не берите у него процента, ведь это не справедливо по отношению к должнику. Но и не возвращайте меньшую сумму, потому что иначе вы рискуете остаться обиженными» (2:278-279).
Для полноты описания незавидного положения ростовщичества в иерархии действий, которые может предпринимать человек по своему незнанию или злому намерению, необходимо также привести хадис Пророка Мухаммада (мир ему!). Передается от Абу Хурайры:
«Необходимо сторониться семи дел, которые принесут человеку неудачу и погибель: ширк (придача Всевышнему сотоварищей, принижение Его положения), занятие магией и колдовством, убийство человека (не касается ситуации, когда оно исполняется на основе реализации наказания за общественно опасные деяния в рамках Уголовного кодекса), ростовщичество, посягательство на имущество сирот, предательство на поле военной брани, клеветнические нападки на целомудренных женщин» (Муслим).
Получение выгоды без труда приравнивается к «прикосновению сатаны». Хадис имама Хакима говорит, что риба влечет за собой 70 наказаний. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Допуская у себя [в местах проживания; распространяя, развивая] ростовщичество и прелюбодеяние, люди сами подвергают себя наказанию Аллаха (Господа)…».
Ислам призывает своих последователей к бескорыстной помощи братьям по вере. Запретов на действия, приносящие пользу, нет. Но риба наносит вред занимающему и этим нарушает одну из главных заповедей. К тому же ростовщичество отдаляет людей друг от друга. Когда одному тяжко и некуда деваться, другой должен бы ему помочь без желания извлечь из ситуации выгоду. А выгода извлекается.
Суть вопроса о процентах, думаю, каждому ясна: человек не имеет морального права жить на проценты. Позиция верующего — активный образ жизни, при котором имеет место быть как накопление, сохранение, так и инвестирование, вложение денежных средств в бизнес, в интеллектуальные или научные проекты, в ценные бумаги, в недвижимость и т. п.
Таким образом, мусульманам следует более пристально обращать внимание на отношения купли-продажи и обмена товаров. Ведь в этих процессах можно натолкнуться на подводные камни, которые могут привести к тому, что человек совершит большой грех по собственному неведению либо невнимательности.
Евгений Иванов, протоиерей Русской православной церкви Казахстана
Ростовщичество — тяжелый грех, который обесценивает и дискредитирует труд людей, являющийся священной обязанностью всякого человека.
При сотворении первого человека Адама Создатель заповедовал ему возделывать и хранить Рай (Книга Бытие, 2 глава, 15 стих), а после грехопадения определил людям в поте лица трудиться, чтобы есть хлеб (Книга Бытие, 3 глава, 19 стих).
В Евангелии Христос говорит: «Трудящийся достоин пропитания» (Евангелие от Матфея, 10 глава, 10 стих). Благосостояние общества складывается благодаря труду людей самых разных профессий.
А если какая-либо организация или человек дает деньги под проценты, то они наживаются на чужом труде. Нередко к такой алчности примешивается прямой интерес в разорении людей, потому что в случае разорения можно потребовать от должника продать бизнес, квартиру, даже органы тела.
Священное Писание неоднократно запрещает давать деньги под проценты и получать прибыль от процентов. В книге Исход говорится: «Если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста» (Исх., 22 глава, 25 стих).
Этот же запрет повторяется в книге Левит: «Если брат твой обеднеет и придет в упадок у тебя, то поддержи его, пришлец ли он, или поселенец, чтоб он жил с тобою. Не бери от него роста и прибыли и бойся Бога твоего; чтоб жил брат твой с тобою. Серебра твоего не отдавай ему в рост и хлеба твоего не отдавай ему для получения прибыли» (Лев., 25 глава, 35-37 стихи).
«Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдавать в рост; иноземцу отдавай в рост, чтобы Господь Бог твой благословил тебя во всем, что делается руками твоими, на земле, в которую ты идешь, чтобы овладеть ею» (Второзаконие, 23 глава, 19-20 стихи).
В Новом Завете тоже есть наставления, косвенно относящиеся к ростовщичеству. В Евангелии от Матфея говорится: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф., 5 глава, 42 стих).
Библия однозначно осуждает ростовщичество, понимая под ним предоставление заимодавцем ссуды заемщику на условиях уплаты за это вознаграждения. Размер вознаграждения при этом значения не имеет.
Этот же запрет вошел и в церковную традицию. Святые Отцы запрещали заниматься ростовщичеством. Например, святитель Григорий Нисский (4 век) пишет: «И по Божественному Писанию, к числу возбраненных дел принадлежит лихва и ростовщичество, и приобщение к своему стяжанию чужого, чрез некое преобладание, хотя бы то было под видом договора».
Святитель Иоанн Златоуст (4 век) отмечает, что «ростовщик обогащается за счет чужих бедствий, несчастие другого обращает себе в прибыль, требует платы за свое человеколюбие, и как бы боясь показаться немилосердным, под видом человеколюбия роет яму глубже».
Верность Божьим Заповедям, в том числе и заповедям, которые запрещают лихву и ростовщичество — это не только условие личного спасения верующего человека от духовной гибели, но и один из верных путей укрепления нравственного здоровья жителей нашей страны.
Апостол Павел, пишет: «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение, и в сеть, и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие» (1 послание к Тимофею 6 глава, 8-10 стихи).