почему мусульманам нельзя жать руку женщине
Положение о рукопожатии посторонней женщины.
Вопрос: Запрещается ли мужчине рукопожатие посторонней женщины?
Ответ:
Рукопожатие мужчиной посторонней женщины является запретным. Доказательством этого служит хадис, переданный Макилом ибн Ясар, в котором посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если голову одного из вас проколют железной иглой, будет лучше для него, чем притронуться к запретной для него женщине». Этот хадис привел ат Табарани и Албани назвал его достоверным в сахих аль Джами, 5045.
Нет сомнения в том, что прикасание мужчины к чужой женщине является одной из причин соблазна, возникновения страсти и путей к запретному. И никто не должен говорить, что его намерения правильны и сердце чисто, потому что обладатель самого чистого сердца и самой целомудренной души посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) никогда не прикасался к посторонней женщине, и даже во время принятия присяги от женщин, он не притрагивался к их рукам, как он это делал с мужчинами, а принимал их присягу на словах. Аиша, жена пророка (да благословит его Аллах и приветствует) передала, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) испытывал женщин совершивших переселение (хиджру) аятом: » О Пророк! Если к тебе придут верующие женщины, чтобы присягнуть в том, что они не будут приобщать сотоварищей к Аллаху, красть, прелюбодействовать, убивать своих детей, покрывать клеветой то, что между их руками и ногами, и ослушаться тебя в благих делах, то прими у них присягу и попроси у Аллаха прощения для них. Воистину, Аллах — Прощающий, Милосердный». И кто из верующих женщин принимал это условие, той посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: » Я принимаю твою присягу на словах». Аиша говорит: » И клянусь Аллахом, его рука не притрагивалась к руке женщины во время присяги, он принимал их присягу словами: » Я принял твою присягу». (Бухари,4512) В другой версии: » Он принимал их присягу на словах…, и не притрагивалась кисть посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) кисти женщины никогда». (Муслим,3470)
Некоторые мусульмане чувствуют сильное стеснение, когда какая либо женщина протягивает им руку для рукопожатия. Более того некоторые заявляют, без нужды общаясь с женщинами, что они вынуждены здороваться за руку с учителями и ученицами в школе, в университете, или сотрудницами на работе, или на совещаниях и деловых встречах. Эти оправдания ложны. И обязанностью верующего является борьба со своим желанием и шайтаном, и стойкость в религии, не стесняясь истины. Верующий человек может красиво извиниться и объяснить, что он не желает унижения женщины, отказывая в рукопожатии, а исполняет веления своей религии. Обычно, это вызывает чувство уважения к нему у других, даже если вначале кто-то удивится, и возможно это послужит призывом к Исламу на деле.
Я не пожимаю руку женщинам
Фетва Шейха Хишама Бурхана
Вопрос: Что говорит Шариат о пожатии рук посторонним женщинам?
Ответ: Учёные единогласны в том, что рукопожатие при встрече это хорошая сунна, как об этом говорит имам ан-Навави (да будет доволен им Аллах).
В хадисе передаётся от Катадата:
عَنْ قَتَادَةَ قَالَ قُلْتُ لِأَنَسٍ
أَكَانَتْ الْمُصَافَحَةُ فِي أَصْحَابِ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ نَعَمْ
«Я спросил Анаса, пожимали ли руки сподвижники? Он ответил, да» (аль-Бухари, №5792).
Ибн Хаджар говорит, что исключение составляют рукопожатия с посторонними женщинами и с молодым красивым подростком, у которого ещё не выросла борода, потому что было установлено воздержание от этого (рукопожатия с ними) словом и действием.
От Айши (да будет доволен ею Аллах) передаётся, она сказала:
كَانَ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يُبَايِعُ النِّسَاءَ بِالْكَلَامِ بِهَذِهِ الْآيَةِ
قَالَتْ وَمَا مَسَّتْ يَدُ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَدَ امْرَأَةٍ إِلَّا امْرَأَةً يَمْلِكُهَا
«Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) принимал присягу у женщин на верность, чтоб не придавали Аллаху сотоварища в чём-либо. Айша сказала, что рука Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) не коснулась руки женщины, кроме как той, которой он владел» (аль-Бухари,№6674).
В другом хадисе говорится:
قَالَ إِنِّي لَا أُصَافِحُ النِّسَاءَ
«Я не пожимаю руку женщинам» (Ахмад,№27009).
В другом хадисе говорится:
لأن يطعن في رأس أحدكم بمخيط من حديد خير له من أن يمس امرأة لا تحل له
«Для мужчины лучше, чтоб ему в голову вонзилась железная игла, чем он прикоснётся к женщине, которая ему не дозволена!» (Канзуль-уммаль,№13065).
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Можно ли здороваться с противоположным полом за руку? Если нет, то, как правильно избежать этого?
Вопрос №90:
Вам известно, насколько привычно в нашей республике здороваться за руку с противоположным полом. Можно ли здороваться с двоюродными и троюродными сестрами, женами родных братьев и дядей и женами других родственников, а также с пожилыми женщинами? Если нет, то, как правильно избегать этих моментов?
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
У ученых есть несколько мнений по поводу рукопожатия мужчины с запретными для него женщинами. Все зависит от того, кем являются те, которым он пожимает руку, и каким образом это происходит.
Первая ситуация: правоведы единогласны в том, что является запретным рукопожатие мужчины с чужой женщиной, если при этом есть желание или страсть. Довод на это упоминает всем известный хадис, который привел имам Табарани, да помилует его Аллах, что Пророк ﷺ сказал: «Если кого-то из вас ударят железной палкой по голове, то это для него лучше, чем он дотронется до чужой женщиной»[1]. Но этот хадис является слабым.
Однако достоверно известно из сборника имама Муслима, да помилует его Аллах, что когда к Пророку ﷺ переселились женщины, то он брал с них присягу, не дотрагиваясь до них, то есть не пожимая рук[2]. Хотя в основе своей присяга подразумевает пожатие рук, и Пророк ﷺ, который является для них подобно отцу, несмотря на это, не дотронулся ни до одной из этих женщин. И отсюда ученые сделали вывод, что и для нас подобное деяние является запретным.
Также в хадисе, который привел имам Насаи e, в достоверности которого есть разногласия, Пророк ﷺ сказал:
«إِنِّي لَا أُصَافِحُ النِّسَاءَ»
«Я не пожимаю руку женщинам»[3].
Вторая ситуация: когда это рукопожатие происходит через ткань, либо через перчатки, и тому подобное. В этом отношении у ученых есть разногласия. Однако более сильное мнение заключается в том, что это также запретно.
Третья ситуация: это когда рукопожатия бывают со старыми женщинами, которые уже перешли возраст молодости и находятся в старческом периоде, и у ученых также есть разногласия на этот счет. Передается от Абдуллах ибн Зубайр ибн аль-‘Аууама[4], да будет доволен им Алла, что, когда он болел, нанял старушку, которая ухаживала за ним и дотрагивалась до его ног, то есть она была медсестрой, говоря сегодняшним языком. И некоторые ученые, исходя из этого случая, упоминают, что это является дозволенным, если женщина является пожилой и ей более 60–70 лет. Также подобное передается[5] от Абу Бакра, да будет доволен им Аллах и от ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах, как это передал Ибрахим ан-Наха’и. Таким образом, если женщина перешла в возрастную категорию 60–70 лет, то есть настала глубокая старость, то в этом они не видели большой проблемы. К примеру, если есть какая-то пожилая родственница, и было бы неуместно и некрасиво не поздороваться с ней, то за это не будет греха, если пожелает Аллах. Однако, несомненно, лучше стараться не делать подобных действий.
Что же касается всего остального, то человеку запрещается дотрагиваться до чужой женщины, и это является основой в этом вопросе, и то, что мы упомянули, — является подобно ответвлению и исключению.
Теперь вопрос: как выйти из этого положения? Если это касается чужих женщин, то в оставлении рукопожатия не должно быть проблем, надо поступить так, как должен поступать мусульманин, — отдалиться от запретного.
Если же это касается родственниц, которым ты не являешься махрамом, то для начала надо им объяснить о запретности этого деяния, и о том, что это не означает то, что ты поменял к ним отношение, перестал уважать и любить их, однако ты не имеешь на это права, исходя из религии. То есть нельзя в один день просто перестать с ними здороваться, не пожимая руки. Также можно сделать им подарки, чтобы они правильно поняли, что это вопрос религии, а не скверное отношение к ним.
Сообщается, что ан-Ну’ман ибн Башир, сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, говорил: «Поистине, дозволенное очевидно и запретное очевидно, а между ними находится сомнительное, относительно которого многие люди ясного представления не имеют. Остерегающийся сомнительного освобождается от него ради сохранения своей религии и своей чести, а занимающийся сомнительным придёт к совершению запретного, ибо он подобен пастуху, пасущему около заповедного места своё стадо, которое вот-вот окажется там. Каждый владыка обязательно имеет такое заповедное место, а заповедным местом Аллаха является то, что Он запретил людям. Поистине, есть в теле человека кусочек плоти, который, будучи хорошим, делает хорошим и всё тело, а будучи негодным, приводит в негодность и всё тело, и, поистине, кусочком является сердце»[6].
А Аллаху ведомо лучше.
Абу Ислам аш-Шаркаси
Эр-Рияд, Саудовская Аравия
5 Раби́’у ль-аууаль 1440 г. (13.11.2018)
[1] Му’джам аль-Кабир Ат-Табарани, хадисы № 486, 487; Шу’аб аль-Иман аль-Бейхакъи, хадис № 5455.
[2] Сахих Муслима, хадис № 1866, т. 6, с. 29; Сунан Абу Дауда, хадис № 2941, т. 3, с. 237.
[3] Сунан Ан-Насаи, хадис № 4181, т. 7, с. 149; Сунан Ибн Маджа, хадис № 2874, т. 4, с. 385; Муатта Малика, хадис № 2812, т. 2, с. 578; Муснад Ахмада, хадис № 27006, т. 44, с. 556.
[4] Насб ар-Райя Аз-Зейля’и, т. 4, с. 240.
[5] Смотрите предыдущий источник.
[6] Сахих Аль-Бухари, хадис № 52, т. 1, с. 20; Сахих Муслима, хадис № 1599, т. 5, с. 50.
Если Вы нашли ошибку, пожалуйста сообщите нам об этом по следующему адресу:
[email protected]
Компромисс, но с перегибом. Солдат отказался пожимать руку женщине и лишился работы
В Германии суд признал законным увольнение солдата со службы за то, что он отказался пожать руку коллеге-женщине. Судья увидел в действиях мусульманина признак «процесса радикализации на религиозной основе».
Карьера против принципов
Солдат служил в армии с 2015 года. В 2017-м, как сообщил Spiegel, мужчина принял ислам, а после изменил свою внешность и стал по-другому себя вести. Его начальники докладывали, что они заподозрили его в радикализации. В мае 2018 года мужчину уволили.
«Арабская весна» — версия 2.0. Радикальная молодежь разрывает Ирак
Как сообщил сайт Deutsche Welle, дело рассматривал Высший административный суд федеральной земли Рейнланд-Пфальц в Кобленце. Судья решил, что взгляды солдата противоречат основополагающему принципу равенства между мужчиной и женщиной.
«Указания истца на то, что его поведение в отношении женщин могло иметь другие мотивы, в свете его последовательного исповедования ислама стоит рассматривать как попытку выгородить себя», — сказал судья.
Он также заявил, что причиной этого решения стали не предрассудки в отношении мусульман. По мнению судьи, поведение уволенного со службы солдата свидетельствовало о недостатке уважения к сослуживицам, а это означает угрозу сплоченности и боеспособности армии.
Сам бывший военный заявил, что всегда хорошо работал с женщинами и проявлял к ним уважение. Он признался, что из-за религиозных причин не только не здоровается с представительницами прекрасного пола, но и не всегда протягивает им руку помощи. Солдат попытался подать апелляцию, но она была отклонена.
Оскорбительно для женщины
«Солдат-мусульманин, в особенности истово практикующий, не пожал руку, потому что считал, что это оскорбительно не для него, а для женщины. Он воспитан в таких нормах, что в него это с детства вколочено, что он не должен прикасаться к посторонней женщине», — объяснил «360» доктор исторических наук, член-корреспондент РАН Сергей Арутюнов.
Это (решение — прим.ред.) глупость. Ограниченные люди, которые не понимают естественные культурные различия
Но, видимо, естественные культурные различия не понимают не только в армии Германии. В Швейцарии мусульманской супружеской паре отказали в гражданстве после того, как они отказались пожимать руки лицам противоположного пола во время собеседования, сообщал «Би-би-си». Там же двум мусульманским семьям приостановили процесс получения гражданства после того, как их дети не стали пожимать руку учителю. По той же причине женщине из Алжира отказали в предоставлении гражданства во Франции.
Источник фото: flickr
При чем здесь Хабиб?
Увольнения уже тоже случались. В Норвегии учитель-мусульманин не получил продление рабочего контракта после того, как он отказался пожимать руку коллеге-женщине, писал NTB. Директор объяснил свое решение тем, что женщины жаловались ему на поведение коллеги и чувствовали себя оскорбленными.
«Проснись, идиот, роль женщины — это не только роль жены». Нурмагомедова вновь обвинили в сексизме
Кстати, в России тоже недавно был подобный случай, когда все обсуждали встречу Хабиба Нурмагомедова и Тины Канделаки. Боец не пожал руку телеведущей и вызвал волну критики среди тех, кто посчитал, что он тем самым оскорбил Канделаки.
«Почти по всем масхабам мусульманский мужчина не должен прикасаться к женщине. Если только это не его мама, бабушка, сестра или жена. Потому что в исламе считается, что даже прикосновение к руке интимно и может вызвать разные эмоции. Поэтому то, что Хабиб не стал пожимать мне руки, — это не знак неуважения, а лишь знак того, что он истинно верующий мусульманин», — объясняла тогда Канделаки.
Мусульманская Европа
Несмотря на постоянные сообщения о притоках мигрантов, мусульмане остаются относительно небольшим меньшинством в Европе, около 5% населения, сообщил Pew Research Center. Хотя их количество постоянно растет.
Не ущемить бы мусульман. Все «за» и «против» выходного в пасхальный понедельник
Больше всего мусульман во Франции и Германии. По состоянию на 2016 год, во Франции проживали 5,7 миллиона мусульман, что составляет 8,8% населения страны, в Германии — пять миллионов (6,1%). Если говорить о доле среди населения, то самая высокая плотность мусульманской общины на Кипре — около четверти, большинство из которых приехали из Турции.
Доля мусульман среди европейцев постоянно растет, и эта тенденция, как считают специалисты, продолжится и в будущие десятилетия. К 2050 году доля мусульманского населения континента может увеличиться более чем вдвое и составить 11,2% и даже больше. Этому способствует высокая рождаемость в мусульманских семьях, поскольку они заводят детей раньше христиан, да и семьи у мусульман обычно больше.
Кроме того, и этот фактор становится ключевым в последние годы, количество мусульман увеличивается за счет мигрантов. Среди них 2,5 миллиона мусульман прибыли в Европу для работы по найму или получения образования. Еще около 1,3 миллиона человек, исповедующих ислам, получили или находятся в ожидании статуса беженца, что позволяет им жить в Европе. Для всех этих людей пожать руку женщине в новинку. И здесь, считают эксперты, должны быть шаги навстречу и со стороны мигранта, и со стороны принимающего общества.
Источник фото: Wikipedia
«Мигранты должны обязательно осваивать и правовые нормы в том обществе, которое его принимает, и, если они собираются постоянно жить, язык изучать, и традиции какие-то основные, не изолироваться в своей собственной мигрантской среде, квартале или на рабочем месте. Но и общество, если оно пользуется услугами мигрантов, тоже должно с уважением относиться к этим мигрантам», — сказал «360» вице-президент Международного союза антропологических и этнологических наук Валерий Тишков.
Не только руки
Например, считает Тишков, если мусульманину нужно время на молитву, работодатель должен его предоставлять. Если человек не хочет есть свинину, не нужно его заставлять. В то же время он подчеркнул, что главные шаги по адаптации все-таки должны делать мигранты.
Принимающее общество не должно менять какие-то свои основополагающие нормы, традиции, установки. Хоть мы и говорим, что адаптация — двусторонний процесс, но все равно, прежде всего, он идет со стороны мигранта
И это касается, конечно, не только мигрантов и не только мусульман. В каждых странах своих культурные особенности. А в последнее время весь мир старается быть настолько политкорректным, что нередко перегибает палку.
Налоги не разговаривают. Латвия запретила русские школы и заставляет платить за чужие
«В США не станешь протягивать первым женщине руку. Если это чернокожий американец, я ему пожимаю руку как-то особенно дружелюбно, с потряхиванием, чтобы он не дай бог не подумал, что мое прикосновение к нему мне как-то неприятно. А с белым американцем могу небрежно, если он мне не особенно приятен. Японцу я не сую руку. Другое дело, что японцы знают о европейских обычаях. Хотя они сами этих обычаев не разделяют, но, встречаясь с европейцем, они радостно суют руку и трясут мою», — объяснил Сергей Арутюнов.
Он добавил, что с обычаями в Японии нужно быть особенно аккуратными. Например, в метро не принято спрашивать, можно ли пройти — все продвигаются к выходу молча и осторожно. Также не нужно уступать место, ведь за любую услугу японская вежливость предполагает отплату.
И все это нужно знать перед поездкой. Ведь общество, какое бы оно ни было дружелюбное, не обязано меняться из-за одного человека.
Ас-саляму аляйкум – приветствие мусульман
У каждого народа, в каждой культуре принято приветствовать друг друга, но нет такого универсального приветствия, которым бы приветствовали друг друга все люди. Форма приветствия зависит от обычаев разных народностей, религии, культуры и воспитания. К примеру, в доисламский период арабы приветствовали друг друга словами: «Хайяка-Ллах» (да продлит Аллах тебе жизнь).
Все слова приветствия хороши, но с приходом Ислама приветствие стало более красивым и совершенным. Как же прекрасны звучание и смысл слов «АС-САЛЯМУ АЛЯЙКУМ».
Значение и мудрость мусульманского приветствия
Слово «АС-САЛЯМ» с арабского языка переводится как «мир», «сохранность», «благополучие», «здравие». Оно является и одним из 99 прекрасных имён Всевышнего Аллаха, которое означает «Дарующий мир и сохранность», а также «Не имеющий никаких недостатков».
Приветствуя салямом, мы будто говорим: «Я желаю вам благополучия и здравия от Всевышнего Аллаха и защиту от всего плохого». Салям – это договор мусульман о том, что каждый из них воздержится от посягательства на жизнь, честь и имущество другого. В распространении саляма среди людей есть и разоблачение тех, кто замышляет плохое, тех, кто вышел из подчинения нормам Ислама. И каждый, кто даёт салям, требует от другого выполнения и соблюдения норм Ислама, таких как проявление любви, братства, взаимопомощи и т.д.
Достоинства исламского приветствия
Всевышний Аллах в Коране говорит:
وَإِذَا حُيِّيتُمْ بِتَحِيَّةٍ فَحَيُّوا بِأَحْسَنَ مِنْهَا أَوْ رُدُّوهَا
(смысл): «Когда вас поприветствуют (например, словами ас-саляму аляйкум), то поприветствуйте (ответьте ему) лучшим, чем это (например, сказав ва аляйкум ас-салям ва рахмату-Ллахи ва баракатух), либо подобным его приветствию (то есть ответьте также ва аляйкум ас-салям)» (сура ан-Ниса, 86).
Посланник Аллаха (ﷺ) часто побуждал своих сподвижников приветствовать друг друга салямом. В хадисе, переданном от Абдуллаха ибн Амра ибн аль-Аса (да будет доволен им Аллах), сказано, что некий человек спросил Посланника Аллаха (ﷺ): «Какой Ислам лучше (какое деяние считается наилучшим)?» Пророк (ﷺ) ответил: «Кормить нуждающихся и приветствовать салямом всех, кого знаешь и кого не знаешь» (Бухари, 5767).
Форма и порядок приветствия
Форм приветствия две: первая – АС-САЛЯМУ АЛЯЙКУМ, вторая – САЛЯМУН АЛЯЙКУМ, то есть без артикля определенности «аль»; однако первый вид приветствия достойнее второго.
Нежелательно приветствовать такой перефразировкой: «аляйка-с-салям» и «саляму Ллахи аляйка», потому что эти формулировки приветствия, как правило, употребляются в адрес покойных, а не живых. Согласно шафиитскому и ханафитскому мазхабам, сунна в приветствии не засчитывается, кроме как словами ас-саляму аляйкум и салямун аляйкум, то есть обращением с местоимением «кум» во множественном числе, даже если приветствуется только один человек.
Такая формулировка обусловливается тем, что мусульмане приветствуют не только брата по вере, но и приставленных к нему для записи его деяний двух ангелов.
Лучшим же приветствием считается, если к словам ас-саляму аляйкум добавить следующие слова: «ва рахмату Ллахи ва баракатух».
В тафсире Корана «Хазин» сказано: «Если скажет приветствующий: «Ас-саляму аляйкум ва рахмату Ллахи ва баракатух», то отвечающему следует сказать такими же словами (то есть ва аляйкум салям ва рахмату Ллахи ва баракатух) и не добавлять ничего».
Также сказано, что некий человек поприветствовал Ибн Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах), словами «Ас-саляму аляйкум ва рахмату Ллахи ва баракатух» и добавил еще что-то. Ибн Аббас ему ответил на приветствие и сказал: «Приветствие завершается на слове «ва баракатух».
Отвечать на приветствие является индивидуальной обязанностью (фарз-уль-айн), если поприветствовали одного человека, и коллективной обязанностью (фарз-уль-кифая), если поприветствовали нескольких человек. В последнем случае, если из всей группы на приветствие ответит лишь один человек, то обязанность ответить на салам отпадает от всех остальных членов, и тем самым никто из них не впадает в грех.
Отвечать на салям необходимо незамедлительно, откладывать же его без причины грешно. Ответ должен быть сказан так, чтобы приветствующий услышал его, в противном случае обязанность ответить на салям не отпадает. Если поприветствовавший – глухой, то на его приветствие надо ответить жестом, шевелением губ и тому подобным.
Желательно, чтобы слова приветствия были первыми словами при встрече, то есть именно салямом следует начинать разговор. Если оба встретившихся поприветствуют друг друга, то, согласно мнению Имама Ан-Навави, если приветствия были сказаны друг за другом, то приветствие второго будет ответом на первое. Если же приветствие обоих будет одновременным, то одному следует ответить на приветствие другого. Приветствовать желательно громко, так, чтобы тот или те, кому обращено приветствие, отчётливо его услышали.
Салям желательно давать и членам своей семьи, то есть приветствовать своих домочадцев каждый раз, когда заходишь в дом. При входе в пустой дом, в котором никого нет, желательно говорить «ас-саляму аляйна ва аля ибадилляхи-с-салихин» (мир и благополучие нам и праведным мусульманам от Всевышнего Аллаха).
Рекомендуется, чтобы младший первым приветствовал старшего, всадник – пешего, стоящий – сидящего, малая группа – большую. Даже если не соблюсти эту желательность, то есть если, например, старший поприветствует младшего первым, сунна считается осуществлённой и отвечать на такой салям обязательно, хотя и нарушается рекомендуемый Шариатом порядок.
Салям можно передавать и третьему лицу, и отвечать на него тоже обязательно. В таком случае отвечающему желательно начать с приветствия того, кто довёл до него салям, произнеся «ва аляйка ва аляйхи-с-салям». Обязательно отвечать и на салям, дошедший в письменном виде.
Имам ан-Навави сказал: «Если кто-либо поприветствовал человека, а потом спустя немного времени он снова встретил его, то желательно приветствовать и второй, третий и четвертый раз. В этом единогласны шафиитские ученые». В хадисе сказано:
إِذَا لَقِيَ أحَدُكُمْ أخاهُ فَلْيُسَلِّمْ عَلَيْهِ، فإنْ حالَتْ بَيْنَهُما شَجَرَة أوْ جِدَارٌ أوْ حَجَرٌ ثُمَّ لَقِيَهُ فَلْيُسَلِّمْ عَلَيْهِ
«Если кто-то из вас встретит своего брата, то пусть приветствует его салямом. Если между ними окажется дерево, стена или камень, а потом один снова увидит другого, пусть приветствует еще раз» (Абу Дауд, 5200).
Кого нежелательно или запрещено приветствовать
В шафиитском мазхабе мужчине порицается приветствовать молодую женщину, если та одна. Ей же при таких обстоятельствах запрещено как приветствовать, так и отвечать на приветствие мужчины. А если женщина не одна, а в сопровождении других мужчин или женщин, то приветствовать желательно. Имам Тирмизи передает хадис: «Пророк (ﷺ) прошел рядом с группой женщин, сидящих возле мечети, и поднял руку, приветствуя их».
Что же касается близких родственниц, с которыми ему запрещено вступать в брак (махрамы), то их желательно приветствовать так же, как и других своих домочадцев. Правила приветствия у женщин между собой такие же, как и между мужчинами.
Нежелательно приветствовать находящегося в бане, нагого, того, кто занят чем-нибудь, что может помешать ему ответить на приветствие. Нежелательно также приветствовать читающего Коран, даже если он читает его про себя, а также того, кто поминает Всевышнего, молит Всевышнего, читает намаз, ест или пьёт. Всем, кого нежелательно приветствовать, разрешается не отвечать на приветствие.
Мусульманину не следует приветствовать нечестивца (фасик), открыто совершающего грехи, если не существует реальной угрозы здоровью или жизни мусульманина. Если увидите людей, играющих во всякие игры, такие как шахматы, играющих на музыкальных инструментах, то их не следует приветствовать.
Приветствие детей
Детям, не достигшим половой зрелости, тоже желательно давать салям, дабы тем самым обучить их исламской этике. Однако несовершеннолетним детям необязательно отвечать на салям, потому что до достижения половой зрелости Шариат на них ничего не возлагает. Если ребёнок даст салям совершеннолетнему, то последний обязан ответить на салям ребёнка, но лишь в том случае, если ребёнок является мумайизом, (проще говоря, достиг 6-7-летнего возраста).
Если поприветствовали группу совершеннолетних мусульман, среди которых был и несовершеннолетний, и именно он ответит на приветствие, приветствие не засчитывается, ответить на приветствие обязан хотя бы один из совершеннолетних, в противном случае все впадут в грех (за исключением несовершеннолетнего).
Рукопожатие во время приветствия
Рукопожатие при саляме – одобряемое дело, относящееся к нормам исламской этики и её благородных атрибутов. Рукопожатие – действие, выражающее любовь и уважение между братьями по вере; посредством него пропадает злоба, зависть и неприязнь среди мусульман.
О желательности рукопожатия при встрече существует множество хадисов. Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Если два мусульманина, встретившись, пожмут друг другу руки, то Всевышний простит им их грехи ещё до того, как они разойдутся». (Абу Дауд, 4536).
Рукопожатие было довольно распространённым обычаем среди сподвижников Пророка (ﷺ). Каттада (да будет доволен им Аллах) рассказывает, что он как-то спросил Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах): «Пожимали ли друг другу руки сподвижники Пророка (ﷺ)?» На что Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) ответил: «Да, пожимали». (Тирмизи, 2653).
Имам Ан-Навави (да смилуется над ним Аллах), говорил, что все мусульманские учёные единогласно сошлись на том, что рукопожатие – это сунна.
Пожимать же руку посторонним женщинам запрещено. Один из хадисов Посланника Аллаха (мир ему и благословение) гласит: «Для мужчины лучше, чтобы ему в голову вонзилась железная игла, чем прикоснуться к женщине, которая ему не дозволена!» (Джамиуль-ахадис, № 18237).
Понравилась статья? Будем благодарны за репост!