почему мусульманам нельзя держать собаку в доме а кошку можно
Почему мусульманам нельзя заводит или даже гладить собак
Собака стала первым другом древнего человека, одомашненным помощником на охоте и охранником от диких зверей. Ее способность служить хозяину, ее преданности достойны восхищения. Не случайно сегодня они живут рядом с людьми наравне с кошками. Однако, последователям ислама их религия не рекомендует делить свое жилище с этим животным.
Фото: https://wallbox.ru/wallpapers/main/201529/04afd1a7b2eb507.jpg
Противоречия древние и современные
И приводят цитаты из этого сборника, который является своеобразным руководством для последователей пророка и считается источником шариата – исламского права. Там действительно встречается изречение имама Муслима, где говорится о необходимости несколько раз вымыть посуду, которую лизнула собака.
Предрассудки и здравый смысл
На основании этого изречения исламские богословы пришли к выводу, что собачья слюна – субстанция нечистая, то есть « наджис ». Некоторые считают нечистой и его шерсть. Другие религиозные деятели все сводят к церемонии намаза, которую живущее в доме животное может нарушить своим прикосновением, что будет страшным грехом.
Утверждения хадисов достаточно противоречивы. Чего стоит, к примеру, высказывание, что в дом, где рядом с людьми живет собака, ангелы не входят. В современной Англии мусульмане-водители выгоняют слепых с собаками-поводырями из общественного транспорта именно по этой причине – они верят, что тогда машину покинут охраняющие ее ангелы.
Здравомыслящие религиозные деятели выступают против таких предрассудков, ибо тогда в дом не вошел бы и ангел смерти. И люди специально держали бы их, чтобы жить вечно.
Что говорит Коран о собаках
Следующим популярным у мусульман предрассудком, ставшим поговоркой, является утверждение, что шайтанов и черных собак нужно убивать. Но в главной и священной для любого мусульманина книге Корана никаких указаний по этому поводу не содержится. Как раз напротив, верующим предписывается проявлять милосердие к животным.
Фото: https://www.1zoom.ru/big2/449/275314-werecat.jpg
Бить и обижать животных мусульманам нельзя – за такие деяния придется ответить, когда наступит Судный день. Коран не содержит никаких прямых запретов на их проживание в одном доме с человеком. Хотя собачка по кличке Китмир там присутствует в суре «Пещера». Это имя стало таким знаменитым и нарицательным, что его указывали на письмах для того, чтобы уберечь их от пропажи.
Суннитский ислам и позиция шиитов по содержанию животных
В представлениях классического суннитского направления ислама прямых запретов держать собак нет. Но авторитетные имамы ан- Нававий и аш- Шафии говорят, что просто так заводить это животное в доме ради удовольствия нельзя. Должна быть практическая польза. Например, охрана двора или охота.
В исламе шиитского толка больше строгостей на это счет. Возможно, связано это с тем, что сегодняшние шииты в основном жители Ирана. А в истории этой страны долгое время конкурировали две религии. С исламом соперничал зороастризм, последователи которого ценили их очень высоко.
Поэтому запрет на них стал частью борьбы с конкурирующей религией, а призывы проявлять жестокость к этим домашним животным – печальные последствия соперничества людей в сфере духовности. До сих пор там обозвать человека собакой или сравнить его вслух с этим животным – смертельное оскорбление.
Показателен случай, когда исламский суд приговорил 70-летнего пенсионера к 30 ударам плетью только за то, что он выгуливал свою собаку в мусульманском квартале Тегерана. А в парламенте этой страны время от времени всплывает законопроект, который должен объявить данных животных вне закона.
Арабские борзые
В современном мусульманском мире отношение к собакам останется неоднозначным. Мало кто решается поселить это животное под своей крышей. Но и грязной она не считается. Знаменитые охотничьи арабские борзые ценятся настолько высоко, что хорошо обученная может стоить десятки и сотни тысяч долларов.
На Аравийском полуострове до сих пор в ходу старая пословица, которая говорит, что быстрая борзая и конь вместе с хорошим соколом дороже двадцати жен. В древности к этой породе вообще относились трепетно. Арабским борзым шили роскошную одежду, а охотники возили их в седле рядом с собой и спускали, лишь завидев дичь.
Нарушенные запреты
Мусульмане других стран не видят ничего плохого в том, чтобы собака заняла свое место домашнего любимца. К примеру, казанские татары исламских запретов не соблюдают. И в Азербайджане стремительно растет количество любителей животного, которые считают своих питомцев полноправными членами семьи.
И утверждение о том, что они нечистые, толкуется совсем по-другому. С современных позиций никто не отрицает теоретическую возможность заражения от больного домашнего животного некоторыми инфекциями и гельминтозами. В частности, передаются человеку токсоплазмоз и бруцеллез, из глистных инвазий – токсокароз, эхинококкоз.
Но это никакой не грех, а вполне решаемая регулярными прививками и наблюдением питомца у ветеринаров проблема. При строгом соблюдении правил гигиены опасность заразиться чем-то от собаки практически равняется нулю.
Можно ли мусульманам держать дома собаку? Спросите имама
Можно ли держать собаку в качестве домашнего животного? Допустимо ли с точки зрения Шариата, держать собаку в местах, где живет человек? Почему важно хорошо относиться к животным? Отвечает имам Исторической мечети Москвы Рамиль-хазрат Садеков.
Содержание домашних животных – это отдельный раздел в исламском праве. Есть животные, которые, согласно Корану и Сунне, могут быть рядом с человеком, это относится к кошке, об этом есть описание в сунне пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), что кошка может быть рядом с человеком и о содержании собаки, есть хадисы пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). В них говорит о том, что тот, кто взял себе в дом собаку, не имея на это нужды, то каждый день у него за содержание в доме собаки, у него будет вычитаться один кырат благих деяний. Такой термин кырат, одному Аллаху известно, какова мера этих благих деяний.
За то, что он держит собаку без уважительной причины, просто для того, чтобы развлекаться, чтобы у него было дома животное, каждый день у него будет саваб, то есть награда, которую он заработал, может быть дал садака, может быть постился и молился, или еще что-то, вот потихонечку, понемножку, за то, что он держит животное, не соответствующее природе человека, не соответствующее чистоте быта человека, за то, что он животное держит с собой вместе, у него будет уходить награда.
Согласно нормам исламского права в том же хадисе пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) делает исключение для собак-охотников и, которые охраняют стадо, либо свои посевные площади. Собака хорошо приучается, слушает человека, верна человеку, поэтому часто люди используют их для охраны посевов, а также для профессиональной охоты. Вот такие люди имеют право содержать этих животных, но опять-таки, не в квартире, а в определенном месте, во дворе может быть или на территории двора. Это может быть будка для собаки или определенная псарня, в которой он будет ее содержать, но ни в коем случае не с собой в кровати, в своем доме, как живут некоторые, они с ними и спят, и едят, и собаки их лижут.
Посуда с которой ела собака
Более того, посуда, из которой держат кормят собак никак не подходит для использования человеком, то есть человек не может потреблять пищу через эту посуду. Если уж очень надо это сделать, то пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) посоветовал 7 раз ее промыть, да еще и с песком. В этом совете пророка (мир ему и благословение Аллаха), так называемый, ияуджаз, то есть такое чудесное предвидение пророка, действительно, в пищеварительной системе, в пищеводе собаки, в слюне собаки огромное количество болезнетворных микробов, которые вредны для человека. Они не вредны для собаки, но очень вредны для человека. Есть очень серьезные заболевания, которые могут передаться собакой, одна из самых опасных, наверное, это чума и другие, которые просто могут привести к летальному исходу.
Часто люди, которым очень хочется держать собаку, они говорят о том, что это их семейный друг, член семьи. Если вы так одиноки, что у вас кроме собаки друзей нету и не о ком заботиться, на содержание этих собак, я знаю, уходит огромные средства, я имею ввиду просто декоративные или просто домашние собаки, огромное, огромное количество средств, по подсчетам международных организаций, миллионы долларов тратя граждане золотого миллиарда на то, чтобы содержать своих питомцев, вот вы бы просто, в определенный ваш выходной поехали в один из отдаленных приютов, например, Подмосковья, пообщались с директором, поспрашивали, какие есть дети, какие ребята, что им нужно, пообщались бы с ребятами, они бы к вам привыкли, что приезжает такой-то раз в неделю, две недели. Лишний раз пообщаться, поговорить, что-то подарить им, посмеяться, похвалить.
Как сказал пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха), что погладив голову ребенка – это огромное благо, саваб большой. И опять я напомню хадис пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), вот всякий раз, когда мы содержим собаку только для развлечений, без уважительной причины, ни как служебную собаку, которая полезна, а именно для развлечения, как наш друг, член семьи, мы получаем грех и наш саваб улетучивается, кырат из саваба улетучивается.
Вот, а если мы найдем в себе силу воли сесть на электричку или в машину и поехать в какой-то один из приютов, и просто пообщаться час-два с ребятами, с девочкой, с мальчиком, с кем-нибудь, педагоги там сами подскажут, кому нужно такое общение, то вам будет огромнейшая, огромнейшая награда. И этот человек, если вы постоянно будете его посещать, да, может быть вы не можете его взять на содержание, это очень серьезный поступок – взять сироту на содержание и воспитать его, но хотя бы приезжать, и приезжать постоянно, вы же хотите собаку держать лет десять, пятнадцать она живет у хозяина, вы лучше проявите заботу о ребенке. Для вас больше будет саваба, больше награды. А собак, согласно сунне пророка Мухаммада ﷺ, дома держать без уважительной причины, запрещено.
Для регистрации в онлайн-академии «Медина», рекламу которой вы видели в этой передаче, пройдите по ссылке.
Кошки в Исламе
Всевышний Аллах создал животный мир разнообразным, и есть такие животные, которые вызывают у нас позитивные чувства, а есть такие, которые вызывают неприятные ощущения. Но для всех животных на земле Всевышний Аллах предписывает по Исламу хорошее обхождение и доброе отношение. Религия Ислама ценит абсолютно каждое живое создание, потому что каждое из них является творением Аллаха, и за доброе отношение к каждому живому созданию люди будут вознаграждены в Судный день.
Кошки являются любимыми домашними питомцами для огромного количества людей в мире, и мусульмане – не исключение, в истории сподвижников Пророка Мухаммада ﷺ можно встретить кошек и собак, но в отличии от собак д ержать дома кошек по исламу является дозволенным, при соблюдении определенных условий и требований.
Кошки в хадисах
Кошки в Исламе упоминаются и в связи с тем, что человек несет ответственность в День Суда за тех питомцев, которых берет в свой дом, и если человек притеснял своих питомцев, то он ответит за это перед Всевышним. В Судный день сами животные будут требовать ответа от тех людей, которые притесняли их при жизни, которые наносили им вред, и каждому в Судный день воздастся – человек ли это, джинн или любая живая тварь. В хадисе приводится история о том, как одна из женщин попала в Ад за то, что заперла кошку, лишив ее воды и еды, не позволяя ей найти себе пропитание.
Это интересно! Отличие кошек и других животных от людей в Судный день заключается в том, что после получения отчета о своих грехах, Всевышний обратит их в прах, за исключением тех животных, которых человек любил в своей мирской жизни и был к ним привязан.
Грязные ли кошки животные?
Кошки в Исламе – это животные чистые. По свидетельству Кабши бинт Ка‘б ибн Малик, когда к ней пришел Абу Катада, отец ее мужа, то она налила воды для того, чтобы он смог совершить омовение. К этой воде для омовения подошла кошка и стала пить эту воду, и тогда Абу Катада наклонил так сосуд с водой, чтобы ей было удобнее пить воду. На удивленный взгляд Кабши он сказал, что кошки нечистыми не являются: «Они одни из тех, кто ходит вокруг вас».
Относительно кошек у мусульман периодически возникают вопросы религиозно-правового характера, касающиеся присутствия на одежде человека кошачьей шерсти во время произнесения им молитвы дома или в мечети. Будет ли по Исламу принята молитва от человека, чью ритуальную чистоту нарушает кошачья шерсть на одежде, даже если он не находится в мечети? Для ответа на этот вопрос приводят слова Абу Катады, который сказал своей снохе, что кошка является чистым животным – эти слова приведены в достоверном хадисе, переданном Абу Даудом, Ат-Тирмизи, ан-Насаи и другими. По словам Ат-Тирмизи, хадис этот достоверный, и на нем основывается мнение многих ученых Ислама относительно вопросов присутствия кошачьей шерсти на одежде.
По словам Шейху-ль-ислам- Ибн Теймийа, волосы всех животных, и тех, чье мясо в пищу можно употреблять, и других, является чистыми. Это же относится ко всем видам волос, пуха, перьев и шерсти, независимо от того, живо ли это животное или мертво. Он говорил о том, что волосы по их жизненным процессам можно сравнить с растениями, поскольку волосы подобно им растут и питаются, но чувств у них нет, и по собственной воле они не движутся. И пока волосы не расстанутся с животным, они не относятся к нему.
Содержание кошек в доме
Мусульманам следует помнить, что если человек собирается держать дома кошку, то за ними нужно тщательно следить и ухаживать, поскольку их содержание может привести к тому, что распространятся всевозможные заболевания и паразиты, и следует хозяевам кошек постоянно предпринимать необходимые меры для профилактики.
Также у мусульман возникают вопросы о содержании в доме животных и отношении шариата к этому вопросу. Этот вопрос касается не только кошек – сегодня часто у каждой семьи в доме живут домашние животные, птицы или аквариумные рыбки.
Ислам поощряет все то, что способствует наблюдению за красочным и разнообразным миром, созданным Всевышним, размышляя над Его знамениями и Его могуществе. Но шариат рекомендует внимательно отнестись к своему желанию завести дома питомца, ознакомиться со всей информацией, касающейся его содержания, обо всех трудностях, которые могут возникнуть на этом пути, и после этого решить, стоит ли это того.
Шариат предписывает помнить о том, то клетка и аквариум не является естественной средой обитания животного или рыбы, и действия животного в них ограничены и полностью зависят от воли хозяина. Исламская религия позволяет человеку украшать свой дом тем, что ему нравится, но не является запретным. Содержать дома кошек, рыб, птиц и прочих животных, не является запретным по Исламу до тех пор, пока человек заботится о них и создает для них все необходимые условия, чтобы они вели нормальную жизнь.
Шариат запрещает при содержании животных прекращать заботиться о них и создавать тем самым угрозу для их жизни, а также допускать их гибель. По шариату человек, который взял к себе животное, обязан о нем заботиться, поскольку теперь это животное зависит полностью от своего хозяина. Поэтому мусульманин, если он берет в дом кошку или другое животное, должен не только обеспечивать его едой и питьем, но и заботиться о его здоровье, обращаться к ветеринарам при необходимости, оказывать медицинскую помощь.
При содержании животных в доме, и это касается и кошек, мусульманин должен помнить, что существует ряд болезней, которые могут передаваться от животных к человеку, и если врач выяснит, что животное чем-то болеет, то его в доме содержать запрещено, поскольку существует угроза, что здоровью человека может быть нанесен вред, а Шариат запрещает любое нанесение вреда самому себе или другому человеку.
Предписано даже совершать таямум или омовение землей, если нет никакой воды, кроме той, которая нужна для питья животных, и использовать эту воду не следует.
Шариат сурово осуждает владельцев и работников тех зоомагазинов и зоопарков, у которых животные содержатся в ненадлежащих условиях и о них недостаточно заботятся, и по наступлении Судного Дня им придется держать ответ за свои действия по причине того, что животные испытывали страдания. Приводят хадис из «Сахихуль-Бухари», в котором Посланник Аллаха ﷺ говорит о том, что к тем из людей, кто не проявляет милосердие к творениям Аллаха, и Аллах не будет проявлять милосердие.
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)
Собака в исламе
Разговоры о том, что в Исламе сформировалось особое отношение мусульман к таким животным, как собаки, периодически то стихают, то разгораются с новой силой, и большинство из них обязано своим появлением тем, что мало кто имеет более-менее четкое представление относительно того, что Ислам говорит об этих животных. Следует сразу заметить, что собаку по Исламу запрещено держать верующему мусульманину, кроме как для нужды.
Собака в Коране
В Священной Книге Коран трижды упоминается вопрос о таком животном, но ни разу это упоминание в ее отношении не имеет отрицательного оттенка, а дважды собаке воздается должное, поскольку она является спутником и помощником человека. Если обратиться к суре под названием «Аль-Маида», то там сказано о дичи, которая называется дозволенным благом для верующих, и на нее человеку по Исламу дозволяется охотиться при помощи обученных собак.
В суре под названием «Аль А‘раф» Всевышний Аллах обращается с упреком к человеку, которому были ниспосланы знамения, но этот человек последовал не знамениям, а своим прихотям. Человек, который так поступил, сравнивается с этим животным, поскольку собака высовывает язык, когда дышит, независимо от того, оставили ли ее в покое или прогоняют.
В Коране также упоминается история о юношах, которые были благочестивы и вынуждены были скрываться в пещере, а собака охраняла их.
Из всего этого можно сделать вывод, что в Коране нет негативного отношения к вопросу собак, и Священная Книга Коран такого отношения мусульманам не диктует. Но многочисленные перегибы и злоупотребления в процессе толкования Корана и вопросов исполнения религиозных предписаний Ислама, комментарии приводят к тому, что формируется устойчивые стереотипы относительно того, как трактуется собака в Исламе и каково к ней отношение среди мусульман.
Хадисы
Если читать хадисы, не опираясь на существующие в Исламе пояснения и толкования, то некоторые из них действительно могут внушить такую мысль, что вопрос отвращения к собаке в Исламе уходит своим корнями в их тексты. Но если взять на себя труд и углубиться в содержание ученых диспутов относительно их содержания и трактовки, которые возникают в Исламе, то можно увидеть, что более глубокое понимание содержания текстов может привести к совершенно неожиданным правовым выводам из них.
Нужно ли убивать собак по Исламу?
Существует ряд хадисов, которые имеют несколько смысловых вариантов. Переданный Тирмизи, содержит такие слова: «Если бы собаки не были общиной среди общин, я бы повелел уничтожить их, но убивайте среди них каждую черную», а затем в переданном Муслимом, говорится: что Абу Зарр задавал вопрос Пророку Мухаммаду ﷺ относительно того, чем отличается рыжая собака от черной, на что Посланник Аллаха ﷺ, ответил ему, что «Черная собака – это шайтан». Далее еще в одном хадисе, переданном Бухари, приводится пять вредителей, которых дозволено убивать, если человек в ихраме: «змея, скорпион, коршун, крыса и злобная (кусающаяся) собака».
Но существует и хадис, переданный Насаи, в котором Посланник Аллаха ﷺ запрещает убивать любое живое существо, если нет на то причин, говоря, что тот мусульманин, который убьет даже самого маленького воробья, не говоря уже о ком-то большем, обязательно должен будет отчитываться за это дело перед Всевышним в Судный день.
Маликиты считают, что последние хадисы отменяют предыдущие, то есть собак убивать запрещено, если они не опасны. Ученые Ислама дискутировали на эту тему довольно много и пришли к выводу, что в тот период времени, когда жил Пророк Мухаммад ﷺ, собаки представляли для людей существенную угрозу, и потому имели место такие рекомендации, но со временем эта проблема перестала быть актуальной. Что же касается рекомендации убивать именно черных, то данную мудрость Всевышнего Аллаха ученые Ислама не смогли трактовать.
Нужно ли брать омовение при соприкосновении с собакой?
Посуда из которой попьет собака
Приводятся слова Пророка Мухаммада ﷺ: «Если из посуды кого-либо из вас, попьет собака, пусть он вымоет эту посуду семь раз», и этот хадис имеет несколько вариантов трактования, и в одном из вариантов сказано, что сосуд следует почистить землей. На этот текст в Исламе опираются ханбалиты и шафииты как на доказательство того, что слюна собаки является нечистотами, как и тело ее. С этим утверждением спорят ханафиты, а также часть ханбалитов, к числу которых относится и ибн Таймия, которые считают, что данный хадис может служить доказательством того, что нечистотами является слюна собаки, но то, что ее тело является также нечистотой, он не говорит.
В хадисе, переданном Бухари приводятся воспоминания ибн Умара, который говорил, что, когда был жив Пророк Мухаммад ﷺ, собаки могли входить и выходить из мечети, мочиться рядом с ней, и люди места эти не поливали водой.
Захириты и маликиты в Исламе не делают вывод из первого примера о том, что любая часть тела собаки нечиста, в том числе и пасть ее. Их комментарии таковы, что собаки не могут считаться нечистыми, если нет такого доказательства.
Турция конец 19 века. Бродячие собаки Стамбула.
Маликиты считают, что во времена проживания табиинов в Медине, то есть первого поколения мусульман в мире, которое жило в Медине после смерти Пророка Мухаммада ﷺ, собаки нечистыми не считались. Их мнение таково, что представление о нечистоте этих животных в мусульманском мире происходит из хадисов, которые приведены выше, а также такое мнение могло возникнуть из суры «Аль Маида», в которой есть аят, в котором говорится о том, как использовались охотничьи собаки, и что они приносили в пасти свою добычу. Такое правило приняли в Медине, где имамом был имам Малик, учившийся в свое время у учеников сподвижников Пророка Аллаха Мухаммада ﷺ.
Ибн Рушд придерживается особого мнения, и его слова разъясняют все вопросы, которые могут возникать в связи с этими текстами.
Собака, как причина вхождения в Рай
В хадисе, переданном Бухари, приводится случай с человеком, который, следуя своей дорогой, хотел пить и напился воды из колодца, который нашел по дороге, спустившись к воде. Когда же он выбрался наружу, он увидел, как собака, высунув язык от жажды, ест влажную землю. Когда человек увидел это, он понял, что животное мучается от жажды, и тогда он снова спустился к воде в колодце, набрал воды в свой башмак, взял башмак в зубы и стал выбираться наверх, держа его все так же в зубах. Когда он поднялся наверх, он напоил водой собаку. За это Всевышний Аллах отпустил ему все его грехи. И когда Пророку Мухаммаду ﷺ задали вопрос, полагается ли верующему мусульманину награда за животных, Посланник Аллаха ﷺ ответил, что награда полагается за все живое.
Можно ли дотрагиваться до собаки?
Если же мусульманин принципиально придерживается дословной трактовки хадисов, то несмотря на это, большинство богословов придерживается мнения о чистоте собачьей шкуры.
Хотя некоторые ученые в Исламе не столь единодушны во мнении относительно остальных частей тела собаки, ее лап и шерсти. В текстах хадисов Посланника Аллаха ﷺ нет оговорок насчет шерсти и лап животного. Шафииты считают, что наджаса являются все части тела, так как животное очищает все свое тело и шерсть своей же слюной, которая является нечистой, что делает нечистым все животное, включая шерсть, лапы. Ученые считают, что этот факт указывает, хоть и косвенно, на то, что все части тела собаки нечисты.
Мусульманские ученые из ханафитов придерживаются мнения, что канонически нечистыми являются слюна животного, ее полость рта и язык, поскольку об этом в хадисе сказано прямо. Помет этого животного, ее экскременты тоже являются нечистыми.
Даже более строгое мнение ученых из числа шафиитов, не указывает достаточно четко на то, что одежда человека при соприкосновении с шерстью животного обязательно лишается ритуальной чистоты. Только в том случае, если на одежде человека остались следы, можно говорить о нарушении ритуальной чистоты: если остался след от шерсти животного на одежде, то его следует смыть соответствующим образом и только.
Если лизнет собака
Можно ли держать собаку дома?
В хадисе, переданном Бухари, говорится, что награда за дела человека, который держит собаку в доме, уменьшается ежедневно на карат, если собака, которую он держит, не предназначается для охраны скота или пашни.
Мусульманские богословы считают, что к предназначениям собак, из-за которых держать их дозволяется, можно добавить еще собак для охоты, собак-поводырей и собак-охранников. Можно сделать вывод из того, что сказано ранее, что запрещается мусульманину держать собаку ради развлечения, делая из нее домашнюю игрушку. Маликиты придерживаются мнения, что в данном хадисе речь идет не о запрете или «харам», а о нежелательности или о «макрух».
На эту тему есть еще один пример, который тесно связан с предыдущим. В хадисе, переданном Абу Даудом и Бухари, говорится, что в дом, где есть собака или изображение собаки, «не входят ангелы».
Из того, что говорится в первом и втором тексте, можно сделать однозначный вывод – мусульманин по Исламу не должен держать в своем доме собаку ради развлечения, а только с определенной, вполне конкретной целью, для охоты, охраны или помощи, в качестве повадыря, следопыта или езды в упряжке. С точки зрения Ислама, подобное использование собак допускается.
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)