почему ингушам нельзя видеться с тещей
«Я ни разу не видел свою тещу и не разговаривал с ней»: почему на Северном Кавказе теща не общается с зятем
Странная традиция
Если услышите от черкеса или осетина, что он никогда не видел тещу, не разговаривал с ней даже по телефону, то не думайте, что между ними произошла ссора или был конфликт. Это говорит о том, что отношения между ними нормальные.
Но в жизни бывают различные обстоятельства, в силу которых контакт бывает необходим. В этом случае общение может показаться комическим. Во-первых, теща и зять не должны видеть друг друга. Если встреча происходит в доме, то они находятся в смежных комнатах, а на улице они должны стоять так, чтобы не видеть друг друга.
Во-вторых, они не называют друг друга по именам не только во время встречи, но и в любой другой ситуации. Для этого придумывают заумные словарные словосочетания, которые смогу объяснить собеседнику, о ком идет речь. Вместо имени зять может произнести: «Мать той, что живет в моем доме».
Сама встреча должна проходить только по инициативе тещи и ни в коем случае не зятя. Это не означает, что жена не может видеть свою мать или внуки бабушку. Табуированная теща может прийти к ним в гости в любое время, но зять в это время должен уйти из дома или находиться в изолированной комнате, чтобы избежать встречи с матерью жены. Запрещается теще и зятю находиться за одним столом и даже в одной комнате.
Какие причины привели к табуированию тещи?
Большинство жителей Северного Кавказа даже сегодня продолжают строго соблюдать старинные законы рода. Их нет в адатах горцев, в шариате. Это семейные традиции, существующие с древних времен, когда одна большая семья состояла из семей трех и даже четырех поколений. Строились такие кланы исключительно по мужской линии.
Большинство исследователей склоняются к тому, что в основе этой традиции лежит то, что на Северном Кавказе никогда не было примаков. Ни при каких обстоятельствах зять не пойдет жить в дом родителей жены. Это считалось позором, его несостоятельностью как мужчины. В этом доме он не может принимать самостоятельных решений, так как вынужден подчиняться старшим.
Выжить в суровых горных условиях можно было исключительно небольшой общиной. Поэтому долгое время на Кавказе сохранялись семейные кланы. Дочерей выдавали замуж в другой клан, а чтобы избежать недопонимания и ссор, появился древний обычай «избегания» зятем тещи. В доме сына мать имела неоспоримый авторитет, но он, как мужчина, не мог подчиняться теще.
Одна встреча
А вот насчет тестя таких жестких запретов нет. Правда, после свадьбы они стараются держаться подальше друг от друга, но спустя время могут свободно общаться. Однако зять должен оказывать отцу жены знаки почтения и уважения. Мужчинам всегда легче договориться друг с другом.
Тем не менее одна встреча тещи и зятя могла состояться. Она называлась у восточных черкесов «вводом зятя в дом». Ее инициаторами были исключительно родители невесты. Табу на тещу должно было соблюдаться не менее десяти лет. У западных черкесов не было и этого. Если жена из соседнего аула, то муж никогда не видел ее мать.
Почему ингушам нельзя видеться с тещей
Ингушетия и Ингуши ( Ислам Мусульмане ) запись закреплена
Почему в Ингушетии теща и зять даже не здороваются
В России едва ли найдется мужчина, который не знает или не слышал хотя бы одного анекдота про тещу. Их содержание сводится примерно к одному: она не дает жизни молодой семье, все время вмешивается в дела и, мягко говоря, недолюбливает зятя. И тот, кто хотя бы раз был персонажем подобного анекдота наяву, после прочтения этого материала наверняка захочет переехать в Ингушетию. Все это потому, что там теще и зятю не то что не хочется общаться, а прямо запрещено.
Согласно кавказским традициям, зять и теща не общаются. Более того, теща даже не имеет права приходить в дом к зятю ни при каких обстоятельствах. К слову, это же правило относится и к тестю.
Такая традиция сложилась по нескольким причинам. Во-первых, главный в семье — мужчина, и просто непозволительно, чтобы кто-то кроме него вмешивался в дела семьи. Во-вторых, на Кавказе очень развито чувство уважения к старшим. И если зять будет общаться с родителями своей жены, то в спорных вопросах он не сможет им перечить. А это приведет не только к неминуемым конфликтам, но и к подавлению его авторитета.
Можно ли жене общаться со своими родителями?
Несмотря на то, что муж ни при каких обстоятельствах не будет общаться с родителями жены, ей это общение не запрещается. Замужняя девушка в любой момент может навестить свою семью. А после родов многие молодые мамы даже уезжают в родительский дом на несколько месяцев, чтобы бабушка помогла с новорожденным.
Еще одна интересная деталь — когда жена хочет повидаться со своими родителями, муж даже не отвозит ее до нужного места. Это вместо него делают братья, дяди или другие родственники.
Почему родственники у чеченцев и ингушей избегают друг друга?
Откуда взялся знаменитый кавказский обычай избегания и в чем заключается его тайный смысл?
У чеченцев, как и у большинства народов Кавказа существует весьма интересный семейный обычай избегания. Заключающийся в том, что далеко не все члены семьи могут видеть друга и тем более, говорить друг с другом.
К примеру, жених не мог открыто появиться на свой свадьбе (да и сейчас не может). Родня невесты также на свадьбе не присутствует. Невеста не могла разговаривать с родней жениха и его друзьями до самого проведения обряда мотт бастар (развязывания языка).
Также жена и муж не могли называть друг друга по имени (только он, она, хозяин, хозяйка), жена не могла называть фамилию рода и т.д Обычай избегания накладывал определенные рамки на семейную жизнь. Например, мужчина не мог прилюдно ласкать или целовать своих детей. Или даже не мог находиться с ними рядом (на людях).
Сие отлично видно, к примеру, на старых чеченских фото. Обратите внимание, где стоят дети и жена Эльсахаджиева Джабраила из селения Махкеты (в центре). А также смотрите где, стоят дети и жена его брата (слева крайний).
Откуда же у кавказцев появился такой интересный обычай избегания?
Во-первых, избегание пошло из соображений уважения членов большого рода друг к другу. В конце концов, если муж и жена не виделись днем, страсть ночью между ними могла быть ярче. 🙂
Во-вторых, избегание нужно было из-за того, что в горах людям, словно космонавтам на МКС, приходилось долгое время часто жить рядом, плотно, скученно. И соответственно, важно было сохранять рамки личного пространства, не доводить до скандалов или свар. Особенно опасных в ситуации «закрытой комнаты» высокогорий.
В-третьих, младшие так почитали старших, не докучая им своими взаимоотношениями да проблемами. В-четвертых, не сюсюкаясь со своими детьми, горцы воспитывали по-настоящему суровых сыновей и дочерей. Плюс при высокой детской смертности считалось некрасиво играть со своими детьми, когда рядом могла вдруг оказаться недавно потерявшая малыша семья.
В-пятых, есть в избегании и мистический смысл: если родственники ведут себя на людях словно чужие, то им легче будет избежать сглаза, обмануть злых духов. Злыдни просто не поймут, что эти вот к примеру, любящие друг друга муж да жена, и им нужно срочно навредить!
Обычай избегания также берет свое начало в природной скромности, нежелании кавказцев выставлять напоказ свои семейные отношения и чувства. Кроме того, при избегании муж не лез в дела жены, жена не лезла в мужские заботы. Весьма практично!
Сегодня обычай избегания у вайнахов несколько ослаб. Но по-прежнему жив и соблюдается. Так, глава Чечни Рамзан Кадыров недавно жестко раскритиковал мужчину, пришедшего на свадьбу к собственной дочери и сделавшего с невестой фото.
А вы, дорогие читатели, что думаете об обычае избегания?
Десять ингушских «почему»
Иллюстрация: Даня Берковский
Чтобы понять ингушский менталитет, предстоит задать не одну тысячу вопросов. В этом убедилась журналистка Алена Захарова, которая уже два года живет в Магасе и изучает историю, быт и культуру этого народа. Накопившиеся за это время вопросы она задала специалистам: этнографу Зейнеп Дзараховой и публицисту Хаважу Накостоеву.
1. Почему в ингушском языке нет фразы «С днем рождения»?
З. Дзарахова: Дело в том, что ингуши никогда не делали особого акцента на дне рождения. Долгое время, пока не было письменности, запоминали только приблизительное время появления человека на свет: например, «ранней весной», «во время косьбы» или «после прополки» Уже позже это стало фиксироваться. К примеру, мой дед Адл Барахоев в XIX веке записывал день рождения детей на ингушском языке арабской графикой. Тем не менее отмечать этот день до сих пор считается не очень скромным, как и привлекать внимание к своей персоне, каких бы ты ни достиг высот.
Сегодня для поздравления, как правило, используется фраза Дала дакала волва/йойла хо, что значит «Пусть Бог благословит тебя / Пусть Бог наделит тебя чем-то благим». Хотя все чаще можно услышать и другое поздравление: Вача/Йача денца дакалвувц/дакалуц хо аз, что значит «Благословляю тебя с днем рождения».
Сейчас молодежь и люди среднего возраста в Ингушетии отмечают свои дни рождения — в кафе, дома, с друзьями, родственниками. Но люди старшего поколения по-прежнему этот праздник игнорируют, как и религиозная молодежь. В исламе отмечать его также не поощряется, считается, что в этот день человек просто становится на год ближе к смерти.
2. Почему при появлении старших нужно вставать и не садиться в их присутствии?
З. Дзарахова: Это дань уважения к старшим по возрасту. «Старшему — почести, младшему — заботу!» — говорят ингуши. Решая вопросы жизни семьи и общества, всегда принято считаться с мнением старших. Вставать при появлении старших независимо от национальности — и мужчин, и женщин — обязанность каждого ингуша. Не принято не только садиться, но тем более сидеть с ними, трапезничать за одним столом. Это проявление уважения и скромности. Исключение может быть одно: если младший по возрасту — ваш гость.
3. Раз в Ингушетии очень почитают старших, то почему никогда не обращаются к ним по отчеству?
З. Дзарахова: В ингушском языке отчество предшествует имени. Так, Адл Мохмад в русском варианте — Магомед Адлиевич. Однако в обществе не принято было обращаться по имени и отчеству друг к другу: не только к старшим — ни к кому. Это правило — напоминание о равенстве людей и ответственности за слова, дела и поступки.
У нас в народе говорят: «Все друг друга знают». Это не следует понимать буквально, но стоит человеку выделиться чем-то хорошим или, наоборот, совершить недостойный поступок, как его тут же назовут по отчеству. Это напоминание о высоком уровне ответственности. Впрочем, в современном обществе обращения по имени и отчеству стали распространены в государственных учреждениях и организациях.
4. Почему ингушские женщины (независимо от возраста) всегда уступают мужчинам дорогу?
З. Дзарахова: В былые времена, когда предки ингушей жили в горах, на пути всегда могла подстерегать опасность: узкие тропы, обвалы, звери. И мужчина, как защитник, шел впереди. Со временем это закрепилось в быту и получило скорее символическое значение: уступая дорогу мужчинам, женщины как бы перекладывают на плечи мужчин функцию защитника, в том числе и защитника родины.
Мужественность для ингушей значит очень много: никогда ингушка не позволит своему сыну заниматься женским трудом — уборкой дома, мытьем посуды — и будет с детства растить в нем мужчину. С малых лет в мальчике должно быть заложено чувство ответственности за семью, народ и отечество.
5. Почему теща и зять у ингушей никогда не общаются?
З. Дзарахова: Зять и теща действительно избегают встреч друг с другом. На свадьбе они не пересекаются, потому как в Ингушетии этот праздник проходит раздельно в двух домах: в доме невесты и в доме жениха. Да и после этого новые родственники никакого общения не поддерживают. При этом при необходимости зять вхож в родительский дом жены, но и для этого создаются специальные условия. Например, теща и тесть уходят в другое помещение, а зять учтиво и аккуратно проходит в дом.
Как бы там ни казалось, этот обычай говорит как раз о взаимном уважении. Теща является настолько почетным человеком для зятя, что их отношения нельзя заземлять до уровня бытовых. Наоборот, нужно ограничить возможность малейшего непонимания и недовольства друг другом. Нет такой зафиксированной нормы поведения, через которую зять мог бы выразить все уважение к теще, подчеркнуть ее высокий статус. Зять даже не может называть по имени тестя и тещу. Но при этом обязан быть внимательным к их нуждам и оказывать им поддержку.
Кстати, даже после развода мужчина будет избегать бывшую тещу, отдавая дань традиции. Все это — высокое уважение к женщине как хранительнице культуры народа. Поэтому в ингушском обществе никогда не было и не могло быть анекдотов о теще или о тесте.
6. Почему у ингушей «племянник никогда не стареет»?
З. Дзарахова: Если зять, как представитель другой фамилии, считается почетным родственником, и к нему относятся уважительно и бережно, то именно на его сына или на его дочь, которые являются кровными племянниками, ложится большая ответственность за помощь родственникам по материнской линии.
Даже в преклонном возрасте человек, зная степень родства, будет помнить всегда Со йиши воI ва (Я — племянник). Племянник никогда не сядет за один стол со своим дядей по матери. Где бы ни находился ингуш: в гостях, в другой стране или даже в поезде, узнав, что его собеседник — однофамилец или родственник его матери, он непременно уступит ему более почетное место. Племянники, не соблюдающие сложившийся этикет, вызывают неуважение к себе.
7. Почему при приеме гостей хозяин сидит на самом непочетном месте — у выхода?
З. Дзарахова: У ингушей есть свой кодекс гостеприимства. «Гость превыше всего», «Гость — от Бога», — часто говорят в народе. Подчеркнутое уважение к гостю проявляется в том, что его сажают на самое почетное место в комнате, которое как раз находится в максимальном удалении от входа. Даже если он младше по возрасту, чем глава дома, ему все равно достанется и почетное место, и всеобщее внимание домочадцев. А хозяин, сидя ближе ко входу, следит за соблюдением этикета по отношению к гостю.
8. Почему гостей встречают фразой «Пусть ваш приход будет свободным»?
Х. Настокоев: Через фразу Марша доагалда шо передан посыл: хорошо, что вы пришли к нам по доброй воле, а не по необходимости. Однако выражение также используют и в более общем смысле — например, в адрес человека, который в момент речи присоединился к компании. Уходящим же вслед говорят: Марша лелалда шо, что в смысловом переводе будет звучать так: «Пусть ваш уход от нас и жизнь в целом будут свободными».
9. Почему в Ингушетии нельзя просто так взять и выпить стакан воды?
З. Дзарахова: Отношение к воде у ингушей всегда было священным. Прежде чем сделать глоток, человек, находящийся в обществе, непременно предложит воду другим, сопровождая фразой «Хий молли оаш?» (Будешь воду?). Это часть этикета, проявление дружелюбия и заботы друг о друге. Издревле сохранился обряд, когда невеста, как новый член семьи, приносила воду из родника в свой новый дом, заливала ее в общим котел и угощала всех водой, получая с этого дня признание.
Х. Настокоев: Кроме того, вопрос Хий молли оаш? всегда сопровождается жестом — протянуть стакан. Так принято, что обычно воду обеспечивает младший по возрасту, а первыми ее всегда пьют старшие. Старший у младшего может взять стакан с водой, а вот младший у старшего — никогда. Он откажется, но когда старший завершит, то младший тоже может выпить воды.
Северный Кавказ сквозь столетия. Наима Нефляшева
Власть имущие? Северокавказские тещи
О семейном быте народов Северного Кавказа известно с древности. Античные интеллектуалы, арабские путешественники и географы, итальянские купцы, французские искатели приключений, английские политические агенты и русские кавказоведы писали об иерархии уровней и ролей в пространстве большой семьи, о разделении Мужского, Женского, Детского, о многочисленных обычаях избегания на Кавказе, в том числе и словесного (когда женщина не могла произносить вслух имени своего свекра).
В увлекательных описаниях прошлого есть вполне осязаемые образы мудрых седовласых старцев, главных мужчин в семье, есть «старшие женщины», матери семейств, от всевидящего ока которых не уйдет ничего, особенно когда это касается молодых невесток.
Есть, конечно, дети, окруженные вниманием и заботой и уже вовлеченные в строгую систему поведенческих табу.
В этих описаниях нет (или почти нет) только одной фигуры – Тещи. Тема Теща не присутствует ни в качестве бледной тени, ни в качестве едва заметного пунктира.
Теща неожиданно появляется на страницах очень интересной статьи Ярославы Смирновой «Семья и семейный быт народов Кавказа» (1968г.). В 1960-е гг., пишет автор, «совершенно новое явление современной семейной организации северокавказских народов представляют случаи включения в состав семьи тещи». А потом Теща также неожиданно исчезает…Во всяком случае, со страниц этого и аналогичных исследований…
Как обстоят сейчас дела с темой тещи на Северном Кавказе?
Мое небольшое телефонно-фейсбучное исследование привело меня к таким выводам. На одном полюсе находятся самые большие «консерваторы» – черкесы и ингуши, у которых зять и теща не видятся всю жизнь. На другом полюсе – самые большие «демократы», народы Дагестана, у которых зять почти что «ходит к теще на блины».
Черкес Тимур, адвокат, имеющий солидную практику в Новгороде, говорит, что «в Адыгее все по-прежнему, без перемен. Теща есть, но ее как бы нет.»
Рамазан, черкес, давно уже репатиировавшйся на родину, дополняет, что среди черкесов диаспоры такого обычая нет: «В диаспоре видятся с тестем и с тещей. Исходя из религиозных соображений. Ислам предписывает зятю посещать родителей и родственников своей жены».
У черкесов и в 19 веке, и сейчас теща находится на периферии большой семьи
Тебу де Мариньи. Внутренний вид черкесского дома. 1823.
В семье моих друзей-кабардинцев, а они живут в Питере уже лет 25, принято, что когда из Баксана приезжает теща, мама моей подружки, то зять уходит на несколько дней пожить к своим друзьям.
Обычай, предписывающий «не видеться с тещей», нравится черкесам, да и русским, живущим в Адыгее. Рамазан вспоминает: «В Майкопе у нас сосед был русский. так вот он моему отцу говорил: я бы хотел родиться черкесом только ради этого обычая. Не видишься с тещей и хорошо на душе.».
Лезгинка Альбина рассказала мне, уже на стадии знакомства и ухаживания за девушкой ее родители могут разговаривать с будущим мужем, что никаких ограничений в общении зятя и тещи у них нет. Официальное знакомство происходит уже после свадьбы – через неделю молодожены с родственниками со стороны жениха идут в гости к родителям невесты. Зятю дарят очень дорогие подарки – кольцо с бриллиантами, машину, квартиру.
У аварцев тоже существует обычай официального знакомства с зятем, значение которого можно перевести как «открыть дорогу». У лезгин он фактически превращается в мини-свадьбу, а у аварцев – это просто семейное событие, размах которого зависит от размеров «кошелька».
Мои собеседницы из Дагестана сказали, что не припомнят ни одного из народов Дагестана, где бы между тещей и зятем существовал обычай избегания. В Дагестане часто зять живет в доме тестя и тещи, и в обществе это не вызывает осуждения. Никаких ограничений в общении зятя и тещи нет и у ногайцев.
Чеченские зятья тоже почитают своих тещ. Лиза, чеченская певица, сказала, что у чеченцев есть поговорка: « Хороший зять (если необходима его помощь или в случае какой-то проблемы)приедет быстро, не будет задерживаться». Правда, у чеченцев не принято, чтобы теща ходила в дом своего зятя слишком часто. Да и зять не злоупотребляет посещением матери своей жены.
Насколько я поняла (если я не права, пусть меня поправят) отношения зятя и тещи у осетин вполне демократичны. На осетинской свадьбе ждут «прихода зятя». В определенный момент зять с другом должен выйти к женщинам, среди которых находится и его теща. Он преподносит женщинам конфеты, которые на утро раздаются соседям. После тостов с благодарностью молодые люди пьют за здоровье женщин и возвращают им бокалы, предварительно опустив в них деньги. Жених же возвращает свой бокал своей теще с предназначенным для нее подарком – каким-нибудь ювелирным украшением.
Надо сказать, что у всех народов Кавказа слишком активное участие тещи в жизни своей дочери осуждается.
Обычаи, сложившиеся веками и пережившие не одно поколение, не подлежат жестким оценкам современников. Кто прав в своем отношении к теще – «демократы» или «консерваторы»?
По-своему правы и те, и другие. Ведь почитать и уважать тещу, оказывать ей публичные знаки внимания – это значит проявлять уважение к женщине, которая научила их избранницу вести себя, принимать гостей, хорошо готовить, уступать в споре (а если надо – и отстоять свою позицию).
Правы и «консерваторы» – ведь даже не видя своих тещ никогда в жизни, они ежедневно видят их отражение в своих женах. Ведь именно тещи научили жен консерваторов вести себя, принимать гостей, хорошо готовить, уступать в споре (а если надо – и отстоять свою позицию).