почему бурятам нельзя пить алкоголь
Почему северные народы быстрее спиваются
Алкоголизмом страдают представители всех национальностей, но для северных народов эта болезнь стала настоящей национальной катастрофой. Российские ученые полагают, что на быстрое формирование алкогольной зависимости у коренных обитателей Крайнего Севера влияет целая совокупность факторов, включая генетическую предрасположенность, особенности режима питания и социальные проблемы.
Алкоголизм и генетика
Нейтрализация алкоголя проходит в печени, которая вырабатывает два фермента: алкогольдегидрогеназу (АДГ) и ацетальдегиддегидрогеназу (АЦДГ). Как только первая доза этанола попадает в кровь, организм начинает работу по его выводу. Спирт под действием ферментов расщепляется на безвредную уксусную кислоту и ацетальдегид – высокотоксичный элемент, который медленно выводится из тканей, разрушает внутренние органы и вызывает состояние похмелья.
Печень способна переработать не более 30 г крепкого алкоголя в час, оставшаяся часть попадает в кровоток и вызывает чувство опьянения. Переносимость алкоголя зависит от индивидуальных особенностей организма. Чем выше количество и скорость выработки расщепляющих ферментов, тем меньше этанол поражает головной мозг и ниже шансы возникновения зависимости от спиртного.
У северных народов склонность к алкоголизму тесно связана с их традиционным питанием. Обитатели тундры на протяжении веков употребляли пищу, богатую белком и жиром, что помогало им легче переносить низкие температуры, способствовало заживлению ран, формировало устойчивость к сердечно-сосудистым заболеваниям и раку. В то же время отсутствие в рационе углеводов повлияло на то, что расщепляющие алкоголь ферменты в организме жителей Крайнего Севера вырабатываются в недостаточном количестве.
У населения Италии, Франции, Испании, Закавказья наблюдается обратная картина. Обилие овощей, фруктов, а также богатая культура виноделия способствовали формированию высокой скорости расщепления алкоголя в организме, которая постепенно стала передаваться по наследству. На устойчивость к этанолу повлияло и отсутствие привычки к крепкому спиртному. К примеру, во Франции годовое потребление алкоголя в среднем на человека ненамного меньше, чем в России, но большую часть напитков составляют сухие вина.
Традиции употребления алкоголя в северных районах России
Алкоголь у северных народов долгое время не был в ходу. В исторических документах упоминается о традиции тунгусов и калмыков изготавливать кумыс из кобыльего и коровьего молока. Максимальная крепость напитка достигала всего 3% и, чтобы захмелеть, его нужно было выпить очень много. В любом случае кумыс вызывал лишь чувство расслабления и сонливости, а в связи с недостатком молока его производство было не так распространено.
Кумыс – традиционное сырье для приготовления спиртного у северных народов
Сохранились сведения об изготовлении народностями Южной Сибири Araki – молочной водки. Забродившее молоко наливали в плоский чугунок, закрывали деревянной крышкой и нагревали на костре. В результате получался алкогольный напиток крепостью около 20 градусов, который стекал через отводную трубку в подставленный сосуд.
Брагу из зерна ставили лишь в местностях, которые находились недалеко от русских поселений. Коренные жители Севера позаимствовали технологию у соседей и изготавливали хмельной напиток из проса либо дробленого ржаного или пшеничного зерна. Крепость браги была незначительна, а объемы производства крайне низкими.
Пьянство у народов Сибири в начале XVIII века было практически не распространено и носило сезонный характер. Летом кумыса делали больше, зимой же изготовление молочной бражки прекращалось. Торговля водкой среди коренных народов в этот период была строжайше запрещена. Сохранился сенатский указ, предписывавший экспедиции Витуса Беринга менять у жителей Камчатки водку на меха, но одновременно строго надзирать за тем, чтобы народ не переусердствовал с алкоголем и не напивался до смерти.
Торговля спиртным и масштабное спаивание местного населения началось в конце XIX века, когда стоимость двух бобровых шкурок стала приравниваться к бутылке водки. На спирт меняли рога и оленье мясо, причем алкоголь у чукчей пользовался большим спросом как платежное средство. Свой вклад в алкоголизацию Чукотки внесли и американцы, которые приплывали на торговых судах с Аляски и часто оставались на зиму, чтобы заготовить пушнину.
В советское время началось активное освоение Крайнего Севера. Внедрялись современные способы охоты и рыбалки, с материка доставлялись продукты питания и промышленные товары. Местное население работало в совхозах, которые занимались животноводством, заготовкой меха и добычей рыбы. Продажу спиртного стремились ограничить. В поселки со статусом «национальных» алкоголь завозили не более одного-двух раз в месяц, но за этими днями следовали массовые запои.
Социальные проблемы современности
За последние десятилетия алкоголизация жителей северных районов России достигла ужасающих масштабов. В 2014 году эксперты заговорили об катастрофическом сокращении малых этносов и об угрозе полного вымирания коренного населения целого ряда регионов. К примеру, количество зарегистрированных алкоголиков на Ямале достигло 7 тысяч человек на полмиллиона населения, что на 20% превышает общероссийские показатели.
Специалисты связывают такое положение с изменением образа жизни малых народностей. Если в советские времена большая часть населения была занята работой в рыбопромысловых и оленеводческих хозяйствах, то упадок экономики во времена перестройки привел к тому, что почти се колхозы перестали существовать. Произошел большой отток населения из мест коренного обитания в поселки, где возможностей для пьянства значительно больше.
Из-за особенностей обмена веществ у населения тундры почти моментально развивается привыкание к спиртному, а вред от неумеренных возлияний проявляется значительно сильнее. Наблюдается быстрый износ всех систем организма, развиваются нарушения психики. В результате смертность народов Крайнего Севера от алкоголя превышает показатели других российских регионов в 15–20 раз.
Опыт показал, что запреты на продажу спиртных напитков дают положительный результат лишь на короткое время и приводят к росту подпольного производства суррогатов. Наркологи считают, что решать проблему алкоголизма народов Крайнего Севера необходимо не только лечением, но и целенаправленной работой социальных служб и общественных организаций с учетом знания этнической психологии.
107. Бурятские обычаи распития спиртного
«И пусть побольше пишут обо мне»
(из песни Пугачевой)
— Городские пьют пиво.
— Ира, твои стихи интересны только тебе. Нет же, из тактичности они еще чуть ли не нахваливают. А мне потом неудобно. Что они на самом деле подумали?
Подошла художница Анжела Базарон (она же скульптор по бронзе), я при ней демонстративно начала «капать», она так пристально посмотрела, видимо, не так я «капаю», она-то выросла на Ольхоне, где любой русский без акцента говорит на бурятском, а я выросла в русско-украинской деревне, где чокаются гранеными стаканами и поют «Я по вышнэвому саду, хде соловейко шэбетав».
Вот приезжали Бахыт Кенжиев из Канады, Амелин из Москвы, Сумин из Тольятти, еще один поэт, который написал «Татарская княжна», забыла фамилию, еще один из Украины и многие другие на Фестиваль поэзии на Байкале.
Кто впервые очутился на бурятской земле, а поехали мы все на Ольхон, удивились, когда водитель автобуса останавливался возле каждого священного места, где на деревьях повязаны цветные ленточки, мол, надо «капать. Одно место проехали, не покапав, и автобус сломался.
Еще все поэты узнали, что такое позы, это как пельмени, только пять пельменей в одном, фарш в тесте, сделанный по форме юрты, а сверху дырочка, как в юрте для очага. Мясо всегда натуральное, только с чесноком и луком.
Один поэт со швейцарской фамилией (Александр Шперле)съездил в Улан-Удэ и говорит:
И он повел нас на улицу Ленина, носом натыкал в киоск возле Драмтеатра, купил нам шарбины и хушуры.
И правда, вкусно. И почему-то это с кока-колой надо есть.
Еще приехал к нам домой из деревни мой племянник, блондин с голубыми глазами, принес бутылку виски (почему-то) и сказал :
Тут пришли соседи, дети разных народов, судя по фамилиям, сбегали до магазина и дружно начали капать после каждого слова деревенского гуру.
Генетики: расовых различий по переносимости алкоголя нет!
Выпуск передачи Елены Малышевой «Жить здорово» от 15 декабря, посвященный теме потребления алкоголя в новогодние праздники, вызвал возмущение у представителей азиатских народов. Резонанс эта тема получила на сайте АРД.
Поскольку не только вводит в заблуждение массового зрителя (а ведь это Первый канал), но и, на наш взгляд, носит откровенно расистский характер.
Своим мнением по поводу грубейших ошибок, прозвучавших в передаче поделилась доктор биологических наук, генетик г.н.с. лаборатории анализа генома Института общей генетики им. Н.И. Вавилова Светлана Боринская.
— Какие ошибки прозвучали?
— С 7-й по 9-ю минуты в телепередаче множество ошибок.
С этой генетической особенностью может быть связано более раннее развитие нарушений функций сердца и печени у тех, кто злоупотребляет алкоголем. Мы изучали это у русских, есть данные зарубежных исследований. Но для якутов пока очень мало данных, надо изучать вопрос.
— Тогда на что влияют эти гены?
— Эти гены влияют не на то, хочется ли человеку выпить, а на то, как он себя будет чувствовать после выпивки. И их распространенность не связана с расой. Монголоиды разные, и северные монголоиды сильно отличаются от южных не только по культурным традициям, но и по генам.
Не удивительно, когда ошибки в объяснении научных данных тиражируют журналисты. Но странно, что в программе врача Елены Малышевой не пожелали разобраться в вопросе и успешно протранслировали еще раз эти неверные представления на всю страну.
— Откуда берет историю ошибка, на которой Малышева построила целое суждение?
— Северным народам приписали особенности китайцев.
В 1970-80-х годах выяснилось, что у китайце и японцев ферменты печени, перерабатывающие спирт в токсичный ацетальдигид и обезвреживающие этот токсин, отличаются от тех же ферментов у европейцев. Больше половины населения Китая и Японии плохо переносит алкоголь, потому что спирт в токсичный ацетальдегид у них превращается быстро, в 30-100 раз быстрее, чем у европейцев. А расщепление ацетальдегида идет очень медленно.
Результаты генетических исследований японцев и китайцев были перенесены на всех монголоидов, в том числе их особенности приписали северным народам России. При том, что ни чукчи, ни якуты тогда исследованы не были. А когда исследовали, оказалось, что северные монголоиды сильно отличаются от южных. У чукчей, кетов, ненцев сочетание ферментов метаболизма алкоголя такое же, как у европейцев. А вот у якутов каждый третий оказался обладателем фермента, ускоренно превращающего алкоголь в ацетальдегид.
— Часто приходится встречать утверждение, что у северных народов есть генетическая предрасположенность к алкоголизму.
Но в России почему-то все стали утверждать, что эти самые варианты генов, ускоряющих накопление ацетальдегида, у северных народов вызывают стремление к пьянству. То есть мало того, что им приписали китайские особенности генов, еще и заявили, что эти особенности предрасполагают северные народы к алкоголю.
— Кстати, недавно на НТВ вышел фильм Сергея Малозёмова «Ген пьянства», в которой как раз исследовался вопрос наличия такого гена пьянства.
— То есть это последствия безграмотности, которая продолжает тиражироваться?
— Ошибка опровергнута. Но уже устоявшиеся ошибочные взгляды об их «генетической предрасположенности» к пьянству трудно преодолеть.
— Чем она вредна?
— Считаю, что это ведет к стигматизации коренных северян, так как гены не изменишь, а социальные причины, с которыми связано пьянство, изменить можно.
История ошибки такова:
В печени алкоголь превращается в ацетальдегид под действием фермента АДГ (алкогольдегидрогеназы ADH1B). Ацетальдегид токсичен, и его быстрое накопление вызывает неприятные ощущения. В Восточной Азии и на Ближнем Востоке распространен «атипичный» вариант гена, повышающий скорость работы АДГ в 100 раз. У обладателей этого варианта после потребления алкоголя быстро накапливается токсичный ацетальдегид. Из-за этого они потребляют в среднем на 20% меньше алкоголя, чем те, у кого «обычный» вариант гена.
«Атипичный» вариант АДГ был обнаружен в 1970-х годах у японцев, китайцев, корейцев. Вариант был назван «атипичным» (т.е. отличным от того, который был ранее описан у европейцев). Широкой публике в России он известен под названием «азиатский ген» или «ген Чингисхана».
Проведенное нами и зарубежными авторами генетические исследования показывают, что по частоте «азиатского гена» чукчи не отличаются от северных европейцев (частота 1-3%), а среди представителей других северных народов (кеты, ханты) и вовсе «атипичный вариант» не встречается.
Параллельно с переносом характеристик японцев и китайцев на чукчей и якутов появилось странное толкование, что «азиатский ген» является причиной их подверженности алкоголизму. И это вопреки множеству исследований, показывающих, что вовсе наоборот, этот вариант гена защищает от чрезмерного потребления алкоголя!
Однако если носители «атипичного» варианта гена все же преодолеют неприятные ощущения и будут злоупотреблять алкоголем, у них быстрее развиваются нарушения функций сердца и печени из-за более сильной интоксикации (более высоких концентраций ацетальдегида после выпивки).
— То есть речь идет скорее о вреде здоровью?
— Поэтому у тех народов, где сочетается высокое потребление алкоголя с высокой частотой «атипичного варианта» гена АДГ (якуты, буряты, тувинцы, нанайцы) последствия потребления алкоголя могут быть более разрушительными для здоровья. Эту проблему необходимо исследовать, и мы готовы предложить проект по сотрудничеству с якутскими и тувинскими генетиками и наркологами.
— Что можете сказать по поводу интонации в самой передаче, как будто призывающей к расовой розни?
— Как генетик я могу прокомментировать научную адекватность высказываний, но не их политическую окраску. А по-человечески считаю, что не дело телеканала советовать своим зрителям, с кем им поднимать бокалы. Тем более по признаку расы. И тем более на основе ошибочных сведений о расовых различиях.
Ученые назвали причиной массового алкоголизма у коренных северных народов «мусорную еду»
Ученые из Сибирского отделения Института цитологии и генетики РАН три недели обследовали жителей поселка Гыда в Тазовском районе Ямало-Ненецкого автономного округа и сделали вывод о наличии взаимосвязи между питанием, устойчивостью к онкологическим заболеваниям и склонностью к алкоголизму у представителей коренных народов Севера.
Как уточняют «Новосибирские новости», выявленные особенности способствуют быстрому заживлению ран у северян, лучшей реакции на антибиотики, а также устойчивости к онкологическим заболеваниям. В то же время генетически сложившееся отсутствие углеводов в арктическом меню приводит к быстрому возникновению алкогольной зависимости.
Уровень алкоголизации коренных народов Севера наводит на мысли о вымирании
К 2014 году эксперты пришли к мнению, что коренное население Севера может вымереть от алкоголизма и «мусорной еды» значительно раньше, чем потеряет свою культурную идентичность. Как сообщала газета «Совершенно секретно», на данный момент на Ямале зарегистрировано более семи тысяч хронических алкоголиков. Для региона с численностью немногим более полумиллиона человек это значительная доля, на 20% превышающая средние показатели по России. А неофициальных алкоголиков может быть в разы больше.
На «Водочной карте России», составленной компанией «Финмаркет», в число самых пьющих регионов вошли не только Ямал, но и Таймыр, Якутия, Ненецкий автономный округ и Магаданская область. Поселок Тазовский занял четвертое место в стране по годовым тратам одного жителя на водку, а Нарьян-Мар вошел в пятерку по объемам продаж алкоголя в расчете на душу населения.
Российским северянам грозит судьба американских индейцев
Помимо генетической предрасположенности и особенностей рациона в алкоголизации коренных народов обвиняли и разрушение традиционного образа жизни. Так, у тех северян, которые не переехали в поселки, а продолжают жить на кочевых стоянках и разводить оленей, просто нет ни времени, ни возможности пить водку.
Нечто подобное происходило в индейских резервациях Соединенных штатов. Индейцы разучились вести традиционное хозяйство, и государство обеспечило им безбедное существование и возможность купить еду в ближайшем супермаркете. Это привело к тому, что, например, среди индейцев навахо около 70% страдают тяжелыми формами ожирения.
По ее словам, миф о том, что тюрко-монгольские и финно-угорские народы спиваются, потому что не расщепляют алкоголь, возник 30 лет назад, когда были обнаружены гены, которые на самом деле защищают от алкоголизма.
Почему якутам нельзя пить алкоголь
Наверное, многие слышали о том, что у коренных жителей севера – например, якутов, ненцев или чукчей – легко формируется алкогольная зависимость. Им, мол, достаточно выпить глоток водки или вина, чтобы «слететь с катушек»… Но откуда берется такая реакция на спиртное?
«Ген Чингисхана»
Существует миф о том, что у представителей всех монголоидных рас якобы не активен фермент, расщепляющий ацетальдегид – токсичное вещество, в которое превращается спирт, попадая в человеческий организм. Но это не совсем так. Такая особенность наблюдается примерно у половины жителей Китая, Японии и Кореи. А вот организм якутов и других коренных северян отличается высокой скоростью накопления ацетальдегида. За превращение спирта в ацетальдегид отвечает определенный ген. И соответствующая вариация этого гена (ее окрестили «геном Чингисхана»), снижающая устойчивость к алкоголю и повышающая его токсическое воздействие на организм, встречается больше всего у японцев и китайцев, у каждого третьего якута, араба или израильтянина, и у одного из десяти россиян.
Собственно, гены влияют вовсе не на склонность к алкоголизму, а на то, как человек будет себя чувствовать после приема алкоголя. В 70-80-х годах прошлого столетия ученые выяснили, что у некоторых представителей монголоидных рас печеночные ферменты перерабатывают спирт в ацетальдегид в 30-100 раз быстрее, чем в организме европейцев, а расщепляется этот токсин очень медленно.
Не знавшие вкуса алкоголя…
Почему же так происходит? Обратимся к истории. В Греции, Италии, Закавказье и других южных регионах культура виноделия развивалась тысячелетиями. Поскольку жители этих мест не только производили спиртные напитки, но и сами их употребляли, то со временем в их организме выработался соответствующий ген устойчивости к алкоголю. В дальнейшем эта особенность стала передаваться по наследству. Наверняка вы замечали, что южане способны выпить довольно много алкоголя и при этом не выглядеть сильно опьяневшими. Мало среди них и хронических алкоголиков.
Что же касается России, то виноделие у нас никогда не было так развито. В Древнюю Русь спиртное чаще всего привозили из далеких краев, или сами варили «бражку». Пили по праздникам или «по случаю»… Эта традиция сохранилась и по сей день. Но, поскольку «ген устойчивости» в организме россиян не такой «мощный», как у представителей южных стран и республик, то шансы спиться у русского человека, по словам специалистов, составляют примерно 50 на 50.
А вот северные народы – это совершенно отдельная история. Дело в том, что до знакомства с русскими они просто не пробовали спиртных напитков. Выращивать виноградники в северных краях проблематично, а получать алкоголь другими способами они как-то не додумались. Поэтому заветная вариация гена у якутов, эвенков и прочих коренных северян встречается редко.
Что же произойдет, если северянин без «гена устойчивости» попробует алкоголь? Конечно, кто-то, испытав потом на себе все прелести похмелья, больше не захочет притрагиваться к спиртному. Но кто-то, испытав эйфорию от опьянения, начнет требовать еще и еще, и не сможет остановиться.
Русские покорители севера, узнав об этой физиологической особенности аборигенов, принялись этим активно пользоваться. Бутылка водки в Сибири превратилась в твердую валюту. Местные охотно обменивали на спиртное меха и полезные ископаемые, они были готовы на все, чтобы заполучить вожделенную «веселящую воду»… Кстати, то же самое происходило и с индейцами во время колонизации Америки – а согласно некоторым этнографическим гипотезам, у них и русских северян общие предки…
Проблема на государственном уровне
За пару веков покорения Севера нужная вариация гена у многих аборигенов, увы, так и не успела сформироваться. Та же Якутия сейчас находится на первом месте в России по числу хронических алкоголиков. И вылечить таких людей практически невозможно. Это превратилось в проблему государственного масштаба и поставило всю нацию под угрозу вымирания. В 2013 году администрация республики Саха даже была вынуждена ввести существенные ограничения на продажу спиртного. Планируется, что в дальнейшем алкогольные напитки можно будет приобрести только в специализированных местах. Ведется активная профилактика пьянства и алкоголизма чуть ли не с раннего детства.
Но при этом нельзя утверждать, что абсолютно все якуты и представители родственных им народов предрасположены к алкоголизму, так как все-таки не каждый из них обладает роковым «геном Чингисхана».