памятник природы что нельзя делать
Памятники природы: охрана и правовой режим. Памятники природы России
Наша природа чрезвычайно богата и разнообразна. Подобно талантливому скульптору, создающему монументальные изваяния из гипса или мрамора, она создала для нас тысячи «живых» памятников, которые поражают своей красотой, неповторимостью и непревзойденностью. Далее речь пойдет о том, что такое памятники природы. Фото некоторых из них также представлены здесь.
Так как существует живая и неживая природа, то можно условно выделить «неживые» (скалы, горные вершины, водопады и т.д.), а также «живые» памятники природы (отдельные деревья или популяции конкретных видов рыб, к примеру).
Происхождение термина
А вот в России данный термин появился лишь в конце 20-х годов ХХ столетия. Немного позже эта природоохранная категория была введена в Советском Союзе официально.
Охрана памятников природы
Такие объекты, как правило, охраняются государством. Причем правовой режим памятников природы в каждой из стран свой, индивидуальный. В целом ценность этих объектов довольно высока и приравнивается по строгости к заповедникам.
Большой проблемой в нашей стране является тот факт, что многие природные объекты не внесены в соответствующие списки и не имеют охранного статуса. Более того, многие памятники природы существуют только «на бумаге»: никаких реальных мероприятий по их охране не ведется.
В зависимости от уникальности и ценности конкретных объектов выделяют несколько уровней их охраны. Так, бывают природные памятники:
Учетом и охраной последних занимается международная организация «ЮНЕСКО», составляющая и обновляющая так называемый «Список всемирного наследия». На данный момент в этом списке находится 128 природных объектов, которые расположены в 118 странах нашей планеты. Шесть из них находятся на территории Российской Федерации.
Использование природных памятников
Способы и варианты возможного использования таких объектов строго регламентированы и прописаны. При этом очень часто присутствуют сезонные или какие-либо иные ограничения по их эксплуатации. Существует несколько возможных вариантов использования памятников природы. Среди них:
Классификация природных памятников
В современной классификации принято выделять:
К гидрологическим относятся реки, озёра, системы озёр, лиманы, водохранилища, водопады или же отдельные участки водных объектов, отличающиеся уникальными особенностями.
К гидрогеологическим относят различные источники и гидротермальные комплексы.
Широко и разнообразно представлены ботанические памятники природы. Это могут быть целые лесные массивы или же отдельно расположенные уникальные представители флоры.
К зоологическим памятникам природы могут относиться места гнездования птиц или ареалы обитания редких видов животных.
Также существуют и комплексные памятники, объединиящие в себе сразу несколько компонентов природного ландшафта.
Памятники природы России
На территории Российской Федерации существует на данный момент 39 памятников природы федерального значения. Общая площадь занимаемой ими территории составляет около 28000 гектаров.
Ленские столбы
В 1994 году на базе памятника был создан природный парк. А в 2012 году ЮНЕСКО внесла Ленские столбы и в свой Список всемирного наследия.
Каракольские озёра
Эта система живописных озёр на Алтае относится к гидрологическим памятникам природы. Семь горных озёр раскинулись на склоне хребта Иолго. Именно здесь находится исток речки Туры. Примечательно, что дороги с твердым покрытием к озерам нет, а ближайший поселок расположен в 30 километрах.
Каракольские озёра имеют статус гидрологического памятника природы регионального значения с 1978 года. Сюда часто приезжают экскурсанты и туристы, а по территории объекта проложены тропы для конных прогулок.
Опоки
Еще один удивительный геологический памятник природы нашей страны расположен в Вологодской области, в 65 километрах от города Великий Устюг. Это грандиозное скальное обнажение на левом берегу реки Сухоны. Статус природного памятника этот объект получил еще в 1963 году.
В обнажении ровными разноцветными пластами перемежованы мергели и глины. Рядом находится и один из опаснейших порогов этой реки. Геологическое обнажение имеет высоту 60 метров, а крутизна его склонов достигает 70 градусов.
Дуб Пугачёва
Дубы издревле были символом русской культуры. Они присутствуют в сказках, легендах, стихотворениях. В разных уголках России есть представители этого уникального дерева, которые прожили уже не один век. Есть такой дуб и в республике Марий Эл, в пределах национального парка «Марий Чорда».
Существует популярная легенда, что Емельян Пугачёв во время Крестьянской войны 1773-1775 годов осматривал с этого дуба горящую Казань. Однако иследователи ставят под сомнение такую возможность, ведь в то время этот дуб еще не мог быть таких огромных размеров. Вполне возможно, что Пугачёв осматривал Казань с какого-нибудь другого, более старого дуба в этом же лесу, который до наших дней не сохранился.
Заключение
Правила отдыха на природе в России, которые нельзя нарушать. Про них никто не знает, но штрафы получают регулярно
С каждым годом количество ограничений в нашей стране возрастает: даже привычные места получают новые юридические категории и соответствующие им ограничения использования.
Впрочем, многие из них существуют уже множество лет. Просто в эпоху межвременья некому было следить за их исполнением. Сейчас пришло время наверстывать, поэтому социальные сети и новостные ленты пестрят сообщениями о неожиданных для простых граждан штрафах. Иногда в довольно крупных размерах.
Достаточно лишний раз выйти в лес, пройтись по берегу реки или заглянуть в соседский двор.
1. Подъезд к воде
Где прописано: Статьи 8.42 КоАП, 65.15 Водного кодекса
Наказание: от 4,5 тысяч рублей для физических лиц, от 200 тысяч рублей — для юридических
Штраф за стоянку в водоохранной зоне — самый частый и самый неожиданный. Водный кодекс прямо запрещает «движение и стоянку транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твёрдое покрытие, в границах водоохранных зон».
В отсутствии того и другого действуют водоохранные границы: для рек и ручьёв протяжённостью до 10 километров, озёр и водохранилищ — 50 метров от воды; рек и ручьёв длиной от 10 до 50 километров — 100 метров; при 50 километрах и более водоохранная зона распространяется на 200 метров; водоохранная граница моря составляет 500 метров.
Наказать за нарушение могут как водные, так и дорожные спецслужбы, а когда речка течет через лес — ещё и лесничие (зафиксировав и вызвав полицию).
2. Мытье машины в водоемах
Где прописано: Статья 65.15 Водного кодекса
Наказание: от 1500 до 4500 тысяч рублей
Мыть машину в реке в соответствии с тем же Водным кодексом тоже нельзя: при поимке подобного субъекта речные службы незамедлительно штрафуют перепутавшего водоем и мойку автовладельца.
Аналогично нельзя стирать или мыть другие крупногабаритные вещи: за это наказывают штрафом от 1500 до 2000 рублей.
Интересно, что слив грязной воды — тоже нарушение. Поэтому если машина была вымыта за пределами водоохранной зоны, а воду попытались слить в водоем — за это тоже штрафуют на 1,5-2 тысячи. Проще на автомойку сходить.
3. Прогулки по заповедникам и заказникам
Где прописано: ФЗ № 33, ч. 30 № 69
Наказание: от 3000 рублей
Существующие государственные нормы снова заставляют людей внимательно изучать местность проживания и отдыха. Далеко не в каждый лес можно войти: заповедники требуют для посещения письменный пропуск, а сама прогулка должна проходить в присутствии гида-сотрудника.
Иногда человек может не догадываться, что попал в особоохраняемую зону, поскольку в них не обязательны знаки и заборы. И это никак не отразится на довольно суровом наказании: Федеральный закон № 33 не допускает поблажек нарушителям. Причем сам факт посещения карается отдельно, а все дополнительные действия суммируются.
Ходить в заповедниках можно только по экологическим тропам, без животных, горючих материалов и снаряжения, хоть как-то приспособленного для рыбалки, охоты или сбора грибов-ягод.
Штраф могут выписать даже за сломанную ветку, не говоря о других нарушениях. Ходить в туалет и оставлять какой-либо мусор после себя тоже строго запрещено: для отдыха, разведения огня и личных нужд на тропах созданы стоянки.
Впрочем, для них тоже имеется множество ограничений: например, можно использовать только валежник, костры разводить только на месте старых, и снова — никакого мусора после себя, урн там нет.
В национальных парках чуть проще: посещать их можно без разрешений. Но точно так же, как в заповеднике, мусор после себя придется убрать, а костер разводить по правилам.
К слову, прогулка в ближайшем лесу тоже может обернуться денежными потерями: во время установления особого противопожарного режима, установленного согласно части 30 Федерального закона № 69 “О пожарной безопасности” посещать леса можно только по работе. Частным лицам придется ограничить себя парковыми зонами.
4. Сжигание мусора в лесах
Где прописано: Статья 20.4 КоАП
Наказание: 3000 рублей
Не считая собственно разведения костров, карается и сожжение любого (!) мусора, в том числе природного происхождения, в лесных и парковых массивах, заказниках, заповедниках. Даже если это сделать на специально отведённом для костров месте.
За сжигание мусора придётся ответить по статье 20.4 КоАП: такое нарушение обойдётся в 3 тысячи рублей штрафа.
Кроме того, сам факт розжига открытого огня могут квалифицировать отдельным нарушением, с основными положениями которого мы ознакомимся чуть позже.
5. Выброс мусора
Где прописано: Статья 8.1 КоАП
Наказание: Штраф 2000 рублей
Хотя население России привыкло оставлять мусор на месте отдыха или перевозить его на обочину дороги, делать этого категорически нельзя, поскольку законодательство требует непременную утилизацию мусора на свалку или до ближайшего мусорного контейнера.
В противном случае, даже если просто оставить его в ближайших кустах, можно «попасть» на штраф в 2000 рублей. Особенно актуальна тема для жителей Москвы и Подмосковья: здесь уже не первый год планируют отслеживать «грязнуль» с помощью камер фотофиксации.
Обычные выброшенные в окно фантики или окурки не осуждаются федеральным законодательством, однако распространены в Замкадье.
Штраф за нежелание довезти мусор до урны при этом колеблется от 5 до 10 тысяч рублей в зависимости от региона.
6. Курение на пляже и в лесах
Где прописано: Cтатьи 6.24 КоАП, 20.4 КоАП
Наказание: от 500 до 1500 рублей
Поскольку пляж (а равно парк, заказник, заповедник и многое другое) является общественным местом, курение здесь подчиняется статье 6.24 КоАП и может караться штрафом. О том же говорит ФЗ № 15 «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».
С лесами все ещё более запутанно: формально, курить здесь можно. Поэтому формально полиция наложить штраф не может.
Если лесничий или другая служба не обратит внимание на нарушение «Правил пожарной безопасности в лесах», которые прямо запрещают «бросать горящие спички, окурки и горячую золу из курительных трубок, стекло (стеклянные бутылки, банки и др.)».
Штрафы за это варьируются в зависимости от установленного на данный момент в лесу режима и стартует от 1000 рублей. При нарушении особого режима счет сумма кратно увеличивается, как и при появлении малейшего урона лесу.
7. Прогулки с животными на пляже
Где прописано: Статья 13 ФЗ N 498, Приказ МЧС № 732
Наказание: только удаление с пляжа
С 1 января запрещено брать с собой на пляж собак, кроме собак-поводырей. При этом на последних должны быть оформлены соответствующие документы. До 2021 года запрет был региональным, теперь это федеральная норма, утвержденная законом «Об утверждении правил пользования пляжами в Российской Федерации».
Впрочем, касается она именно официальных зон для купания, законодательно оформленных пляжей. Гулять с собаками вдоль берега никто не запрещает.
Кроме того, ответственность за нарушение нового пункта про животных пока не установлена в Кодексе об административных правонарушениях и не облагается штрафом.
Кстати, теми же актами выгул собак запрещен на территории кладбищ, детских площадок, образовательных объектов и медучреждений, где находятся дети, учреждений культуры, спорта, мест массовых мероприятий.
8. Нудизм
Где прописано: Статьи 20.1 КоАП РФ, 135 УК РФ
Наказание: штраф от 500 до 1000 рублей, арест до 15 суток
Формально в российском законодательстве нудизм не запрещен, но в российской практике есть случаи, когда нудистов привлекали к ответственности за явное неуважение к обществу и мелкое хулиганство.
Согласно КоАП РФ за такие статьи полагается штраф от 500 до 1000 рублей или арест на срок до 15 суток.
Если на пляже присутствуют дети, наказание может оказаться серьезней: отдых в обнаженном виде могут трактовать как развратные действия по отношению к малолетним (Статья 135 УК РФ), что влечет за собой штраф до 300 тысяч рублей или тюремное заключение.
9. Сбитое животное
Где прописано: Приказ Минприроды № 948
Наказание: от 200 до 80 тысяч рублей
Даже самое маленькое животное на дороге нужно пропускать. В случае столкновения с животным, на место инцидента необходимо вызвать сотрудников ГАИ и сообщить о произошедшем в страховую компанию.
Если вина транспортного средства не будет доказана, владелец сможет возместить повреждения за счет ОСАГО (в пределах 400 тысяч, поскольку животное считается имуществом). Иначе придется заплатить значительный штраф, размер которого зависит от вида зверя: сбитый волк оценивается в 200 рублей, белка — в 500, а лось уже 80 тысяч.
Покидать место ДТП, чтобы уйти от штрафа крайне нерационально, поскольку тогда водителю грозит дополнительное наказание за оставление места ДТП.
10. Алкоголь на пляжах и в лесах
Где прописано: Статья 20.20 КоАП
Наказание: штраф от 500 до 1500 рублей
Пляжи, парки, заповедники и многое другое — общественные места. Поэтому употреблять алкоголь там нельзя точно так же, как на улице.
Больше того: нельзя и появляться на пляже в состоянии опьянения, даже если отдыхающий выпил в другом месте.
11. Разведение костров и установка мангалов
Где прописано: Статьи 20.4 КоАП, 30 ФЗ №69 «О пожарной безопасности»
Наказание: от 1000 до 200 000 рублей
Костры в лесу разрешены только на площадках, отделенных противопожарной минерализованной (то есть очищенной до минерального слоя почвы) полосой шириной не менее 0,5 метра, причем после «завершения сжигания порубочных остатков или использования с иной целью костер должен быть тщательно засыпан землей или залит водой до полного прекращения тления».
Для мангалов так же должна быть оборудованная площадка. В том случае, если таковой нет — разводить костер или устанавливать устройство для барбекю официально запрещается Правилами противопожарной безопасности и статьей 20.4 КоАП.
Стоит иметь ввиду так же правило «в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова в лесах запрещается разводить костры», а так же оставлять любые горючие предметы, включая промасленную бумагу. Даже охотиться с пожароопасными пыжами запрещено!
Следует отметить, что при объявлении высокой пожарной опасности в лесах (по условиям погоды) и введении особого противопожарного режима пользование любыми источниками огня в лесу запрещается. Кроме того, запрещается и посещение лесов человеком без рабочих нужд.
Под строжайшим запретом и разведение костра на пляже. Готовить можно на мангале, но только в оборудованных руководством пляжа местах, согласованных с властями региона.
12. Сбор грибов и ягод
Где прописано: Статьи 8.39 КоАП, 228 УК РФ
Наказание: штраф от 3000 рублей
В 2021 году в федеральное законодательство внесли поправки касаемо сбора привычных жителям грибов и ягод: если собирать их для продажи, требуется арендовать определенную площадь леса. В противном случае может грозить административная и даже уголовная ответственность.
Сбор подобных продуктов на территории природоохранных и заповедных зон статьей 8.39 КоАП «Нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях» строго запрещен и карается штрафом от 3 до 4 тысяч рублей, с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.
13. Нарушение частной территории
Где прописано: Статья 139 УК РФ, 1064 ГК РФ
Наказание:
Частных лесов в России пока не существует. Но то, что кажется лесом, вполне может оказаться частной территорией, прилегающей к жилью, турбазе, гостинице или другому объекту.
С одной стороны, проникновение на частную территорию описано в статье 139 Уголовного Кодекса РФ. Однако, согласно сложившейся практике и текущей формулировке закона, противоправное проникновение в жилище рассматривается отдельно и является более тяжким нарушением.
По сложившейся практике, проникновение на частную собственность без злого умысла практически не несет за собой наказания, если при этом не произошла порча личного имущества, которым может быть газон, деревья и другие насаждения.
В таком случае нарушителю придется возместить причиненный имуществу вред согласно статье 1064 Гражданского Кодекса РФ. За сам факт проникновения наказания обычно отсутствуют.
14. Купание в неподготовленных местах
Где прописано: локальные ФЗ
Наказание: штраф от 500 рублей
Многие из читателей будут удивлены, но в России существует запрет на купание в неподготовленных местах — отдых на диких пляжах, тихих берегах и необитаемых островах может обернуться небольшой денежной потерей.
Федеральное законодательство на этот счет молчит. Но почти в каждом регионе ежегодно обновляется закон «Купание в запрещённых местах». Уже с 2018 года ряд областных центров ввел запреты на «купание в запрещенных местах, ныряние в воду с неподготовленных для этого сооружений».
Штрафы заметно отличаются — видимо, по активности нарушений. Так, в ЯНАО сумма штрафа составляет всего 500-1500 рублей. В Краснодарском крае за тоже самое придется заплатить от 3 до 10 минимальных оплат труда. В столице нарушение правил на воде может понести за собой потерю 2,5-5 тысяч рублей.
15. Полеты без разрешения
Где прописано: Постановление № 74, 137 УК РФ
Наказание: конфискация летательного аппарата, штраф до 200 000 рублей
Владельцам разнообразных беспилотных средств стоит учитывать, что разрешения на полеты обычно реально получить над государственной собственностью в пределах городской черты или в сельской местности при удалении от аэродромов на 5 километров.
Полеты над охраняемыми природными зонами (заказники, национальные парки, заповедники) и над частной собственностью (дачи, частные дома, фермы) категорически запрещены для дронов любой массы и габаритов.
Кроме того, стоит учитывать, что существующие полетные карты с доступными для полетов зонами не включают в себя ограничения, связанные с охраняемыми государственными зонами. Диспетчеры и администрация населенного пункта при согласовании плана полета так же может пропустить или не иметь информации о таких местах.
Если несогласованный полет обходится штрафом до 40 тысяч рублей, второй инцидент приводит к неприятным последствиям. В которых конфискация отснятого материала по соглашению сторон — лучший исход.
Фото- и видеозапись над частной территорией тоже может принести определенные неприятности: действие можно квалифицировать по статье 137 УК РФ как незаконное распространение или сбор сведений о личной жизни людей без их согласия. Наказание в данном случае может достигать 200 тысяч рублей.
Как часто и кто наказывает
Исходя из судебной практики, опубликованной в онлайн-базах системы ГАРАНТ, штрафы на отдыхе за описанные выше нарушения стали повседневной реальностью.
Наиболее неожиданной для жителей России оказывается встреча с Рыбнадзором, который не только следит за выловом рыбы, но и охраняет водную территорию, в том числе пруды, ручьи и водохранилища.
Тем не менее, большая часть нарушений фиксируются патрульно-постовой службой при во время патрулирования общественных мест — парков, пляжей и других официальных зон отдыха. Ещё чаще эта служба оказывается на месте нарушения по вызову местных работников или других отдыхающих.
Особоохраняемые природные зоны находятся в ведении Федеральной службы лесного хозяйства. И, хотя встретить лесника во время простой прогулки маловероятно, стоит разжечь костер или взять с собой собаку — ждать долго не придется. Задерживать не станут, но они имеют полное право выгнать нарушителей и сообщить о нем в полицию.
Стоит помнить, что большинство указанных в статье штрафных санкций входит в федеральную юрисдикцию, поэтому могут с одинаковой вероятностью применяться практически любой службой, напрямую или через вызов ответственных с полномочиями на задержание.
Частота и строгость наказаний серьезно варьируется в зависимости от региона, а так же конкретного расположения мест. Разве что нарушение запретов на посещения заповедников гарантированно станет проблемой, чуть реже — нарушение водоохранных зон.
Остальные скорее применяются практически в случайном порядке скорее для острастки, хотя с каждым годом случаи наказаний заметно увеличивают свое число.
Сохраните себе список и постарайтесь не нарушать. Это не так сложно, как может показаться.
Приложение. Положение о памятниках природы федерального значения в РФ
Приложение
к приказу Минприроды РФ
от 25 января 1993 г. N 15
Положение
о памятниках природы федерального значения в Российской Федерации
ГАРАНТ:
О памятниках природы см. также:
Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ
Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ
См. справку о памятниках природы
2. Памятниками природы не могут быть объявлены природные объекты и комплексы, находящиеся на территории государственных природных заповедников, заповедных зон национальных природных парков, памятников истории и культуры, а также входящие в состав природных комплексов, уже объявленных памятниками природы.
II. Цели объявления объектов памятниками природы
3. Основной целью объявления природных объектов и комплексов памятниками природы является сохранение их в естественном состоянии.
III. Основные категории памятников природы
4. Памятниками природы могут быть объявлены участки суши и водного пространства, а также одиночные природные объекты, в том числе:
участки живописных местностей;
эталонные участки нетронутой природы;
участки с преобладанием культурного ландшафта (старинные парки, аллеи, каналы, древние копи и т.п.);
места произрастания и обитания ценных, реликтовых, малочисленных редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе на границах их ареалов;
лесные массивы и участки леса, особо ценные по своим характеристикам (породный состав, продуктивность, генетические качества, строение насаждений и т.п.), а также образцы выдающихся достижений лесохозяйственной науки и практики;
небольшие дендрологические парки;
природные объекты, играющие важную роль в поддержании гидрологического режима;
уникальные формы рельефа и связанные с ними ландшафты (горы, группы скал, ущелья, каньоны, ледниковые цирки и троговые долины, моренно-валунные гряды, дюны, барханы, карровые поля, группы пещер, гигантские наледи, гидролакколиты и т.п.);
геологические обнажения, имеющие научную ценность (опорные разрезы, стратотипы, выходы редких минералов, горных пород и полезных ископаемых, известные в крайне ограниченном числе);
геолого-географические полигоны, в том числе классические участки с особенно выразительными следами сейсмических явлений, а также обнаружения разрывных и складчатых нарушений залегания горных пород;
местонахождения редких или особо ценных палеонтологических объектов;
участки рек, озер, водно-болотных комплексов, водохранилищ, морских акваторий, небольшие реки с поймами, озера, водохранилища и пруды;
природные гидроминеральные комплексы;
термальные источники, месторождения лечебных грязей;
береговые объекты (косы, перешейки, полуострова, острова, бухты, лагуны и т.п.);
отдельные объекты живой и неживой природы (места гнездования птиц, деревья-долгожители и имеющие историко-мемориальное значение, растения причудливых форм, единичные экземпляры экзотов и реликтов, вулканы, холмы, ледники, валуны, водопады, гейзеры, родники, истоки рек, воклюзы, скалы, утесы, останцы, проявления карста, пещеры, гроты и т.п.).
IV. Порядок объявления природных объектов памятниками природы
5. Природные объекты и комплексы в соответствии с законодательством Российской Федерации объявляются памятниками природы Федерального значения Правительством Российской Федерации по представлениям специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, согласованным с исполнительными органами власти республик, входящих в состав Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
6. Объявление природных объектов и комплексов памятниками природы производится, как правило, без изъятия земельных участков, на которых они расположены, у собственников земли, землевладельцев и землепользователей. Отвод земельных участков для заявленных целей допускается лишь в исключительных случаях с соответствующим обоснованием его необходимости в установленном порядке.
7. В целях защиты памятников природы от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках суши и водного пространства могут создаваться охранные зоны с регулируемым и контролируемым режимом хозяйственной деятельности.
V. Обеспечение режима охраны памятников природы
8. На территории расположения памятников природы и их охранных зон, а также в отношении самих памятников запрещается всякая хозяйственная и иная деятельность, угрожающая состоянию и сохранности охраняемых природных комплексов и объектов.
9. Режим охраны природных объектов и комплексов, объявление которых памятниками природы сопровождалось изъятием занимаемых ими земельных участков, обеспечивается специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, которым эти земельные участки передаются в бессрочное (постоянное) пользование.
10. Режим охраны природных объектов и комплексов, объявление которых памятниками природы не сопровождалось изъятием занимаемых ими земельных участков, обеспечивается непосредственно собственниками, владельцами, пользователями и арендаторами этих земельных участков, или, по согласованию с ними, иными физическими или юридическими лицами.
11. Передача памятника природы под охрану предусматривается в решении об объявлении природного объекта или комплекса памятником природы, принимаемым по согласованию с физическими или юридическими лицами, под охрану которым передается памятник природы, что закрепляется в паспорте памятника природы.
13. В паспорте памятника природы указываются:
наименование памятника природы;
местонахождение памятника природы;
краткое описание памятника природы;
описание границ памятника природы и его охранной зоны;
площадь, занимаемая памятником природы и его охранной зоной (раздельно);
режим охраны, установленный для памятника природы;
допустимые виды использования памятников природы;
установленный режим охранной зоны памятников природы;
наименования и юридический адрес собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков, на которых расположен памятник природы и его охранная зона, а также наименование и юридический адрес физических и юридических лиц, взявших на себя обязательство по охране памятника природы и обеспечению установленного для него режима.
фотографии размером не менее 9 х 12 см, иллюстрирующие на момент составления паспорта состояние памятника природы и его наиболее ценных участков или отдельных объектов;
карту-схему, позволяющую ясно представить границы и местонахождение памятника природы и его охранной зоны;
14. Копии паспорта памятника природы должны храниться собственниками, владельцами, пользователями и арендаторами земельных участков, на которых расположен памятник природы и его охранная зона, физическими и юридическими лицами, взявшими на себя обязательства по обеспечению установленного режима охраны памятника природы, местной администрацией и специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды.
15. Памятники природы и их охранные зоны обозначаются на местности предупредительными и информационными знаками по периметру их границ. Информационное содержание этих знаков согласовывается со специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды.
16. Все памятники природы и их охранные зоны в обязательном порядке учитываются при разработке планов и перспектив экономического и социального развития, территориальных комплексных схем, схем землеустройства и районной планировки.
17. Расходы по обеспечению установленного режима памятников природы и их охранных зон возмещаются за счет федерального бюджета, а также внебюджетных государственных и общественных экологических фондов.
VI. Использование памятников природы
18. Использование памятников природы допускается в следующих целях:
научных (мониторинг состояния окружающей природной среды, изучение функционирования и развития природных экосистем и их компонентов и т.п.);
эколого-просветительских (проведение учебно-познавательных экскурсий, организация и обустройство экологических учебных троп, снятие видеофильмов, фотографирование с целью выпуска слайдов, буклетов и т.п.);
реакреационных (транзитные прогулки);
природоохранных (сохранение геофонда видов живых организмов, обеспечение условий обитания редких и исчезающих видов растений и животных и т.п.);
иных, в том числе производственных, целях, не противоречащих задачам объявления данных природных объектов и комплексов памятниками природы и установленному в их отношении режиму охраны.
19. Допустимые виды использования каждого памятника природы устанавливаются в зависимости от его характера и состояния и указываются в паспорте памятника. Режимом охраны памятника для допустимых видов его использования могут быть предусмотрены сезонные и иные ограничения.
20. Разрешения на использование конкретного памятника природы в тех или иных целях выдаются специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, осуществляющими контроль за соблюдением установленного режима охраны памятников природы.
VII. Государственный учет памятников природы
21. Государственный учет и инвентаризация памятников природы, а также выявление природных объектов и комплексов с целью их последующего объявления памятниками природы осуществляется специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды.
VIII. Контроль за соблюдением режима охраны памятников природы
22. Контроль за соблюдением установленного режима охраны памятников природы и их охранных зон осуществляется специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды.