обучение должно быть последовательным нельзя одновременно изучать разные вещи
История педагогики
Педагогические идеи В. Ратке
Одним из основоположников педагогики Нового времени в Германии был, несомненно, Вольфганг Ратке (1571-1635), известный также под латинизированным именем Ратихий, или Ратихиус. Он родился в небольшом городке Вильстер недалеко от Гамбурга, где окончил гимназию. После этого В. Ратке учился в лютеранском университете в Ростоке, изучая теологию и философию. Однако его интересы очень скоро сосредоточились на изучении иностранных языков и совершенствовании методов обучения им. Он стремился сделать обучение иностранным языкам легким и приятным для учащихся. От методов обучения иностранным языкам В. Ратке перешел к общим вопросам организации школьного дела и дидактики, высказывая нередко соображения социально-политического характера.
В 1612 г. во Франкфурте-на-Майне, где он тогда жил, В. Ратке обратился к съезду немецких князей и представителям местного городского магистрата с получившим широкую известность в разных германских княжествах «Франкфуртским мемориалом» (памятной запиской), в котором изложил свои реформаторские замыслы, касавшиеся школьного дела и даже проблем религиозной и политической жизни всех немецких государств того времени.
В своем «Мемориале» В. Ратке выделил три группы вопросов: реформа обучения в школе языкам, реформа всего школьного дела, реформа политической и религиозной жизни в Германии в целом.
В. Ратке выдвинул требование уделять в школах, по крайней мере, на первых годах школьных занятий, основное внимание обучению учащихся родному языку, сделав его языком преподавания всех других предметов. К обучению учащихся другим языкам он считал возможным приступать лишь после того, как они хорошо овладеют родным языком, сделав его базой для изучения и латинского, и новых языков. Поставив вопрос о приоритете в школах родного языка, В. Ратке предложил методику одновременного обучения чтению и письму, что было для того времени большим новшеством.
Эти идеи В. Ратке, по существу, выходили далеко за рамки простого школьного обучения: они были направлены против монополии церкви в школьном деле и создавали принципиальную основу для придания школам во всех немецких княжествах единого, национального характера.
Далее В. Ратке настоятельно предлагал сделать «немецкую школу» — школу родного языка — основой всей школьной системы, если о таковой в то время можно было вести речь. В этой школе должна была обучаться вся молодежь — мальчики и девочки, овладевая родным языком и изучая с его помощью все нужные «науки и искусства».
Наконец, в «Мемориале», говоря современным языком, затронуты вопросы взаимоотношений школы и общества. Здесь В. Ратке набросал в общих чертах как бы программу достижения национального, политического, культурного и религиозного объединения Германии: в едином государстве должны быть один общий язык (на основе верхненемецких диалектов), единое правительство и единая церковь (на основе лютеранской). Всему этому должна предшествовать широкая реформа образования во всех немецких княжествах.
Совершенно очевидно, что все эти идеи В. Ратке были встречены далеко не однозначно: они были благожелательно приняты в кругах высшего бюргерства, среди части людей науки и некоторыми прогрессивно мыслящими князьями, покровительствовавшими распространению просвещения; резко отрицательно отнеслись к ним по вполне понятным причинам церковные деятели большинства конфессий и основная масса князей, не желавших иметь мало-мальски образованных подданных.
Все это приводило к частым переездам В. Ратке с места на место, временами к острым конфликтам с правителями, к невозможности на практике достаточно систематически реализовать свои планы переустройства школы. Кроме того, современники В. Ратке отмечали его неуживчивость и подозрительность к окружающим, которые якобы могли украсть его идеи. Этим отчасти можно объяснить в ряде случаев чрезмерную сжатость его высказываний.
Свои общедидактические и методические идеи В. Ратке изложил в объемистой книге «Всеобщее обучение по способу Ратихия» (1619), дополнениях к ней, частью школоведческого характера, а также в ряде учебников новых языков, логики, метафизики, Священного писания и др. Во всех этих работах содержались предложения относительно как содержания образования с акцентом на реальные знания, так и новых методов обучения, новой организации школы в целом.
Несомненной заслугой В. Ратке было создание на немецком языке научных терминов, которые ранее использовались только в латинском варианте.
Из практики использования новых методов обучения родному и иностранным языкам В. Ратке сумел вывести важнейшие общедидактические принципы, которые практически одновременно с ним, но гораздо обоснованнее, сформулировал великий чешский педагог Ян Амос Коменский.
Эти общие принципы обучения В. Ратке сводятся к следующим основным положениям, которыми должен руководствоваться каждый учитель:
1) обучение должно протекать в соответствии с ходом природы, не нарушая его;
2) обучение должно быть последовательным, нельзя изучать одновременно разные вещи;
3) в обучении следует постоянно использовать повторение;
4) первоначальное обучение должно обязательно вестись
на родном языке учащихся;
5) обучение должно вестись без принуждения;
6) заучивать ученики должны только то, что ими понято;
7) в обучении следует идти от частного к общему, от известного к неизвестному;
8) в ходе обучения всегда нужно опираться на индукцию и опыт.
Последнее утверждение, или принцип, В. Ратке, по-видимому, вытекает из философских идей его современников Ф. Бэкона (1561-1626) и Р. Декарта (1596-1650), которые призывали не доверять силе авторитета, а опираться на достаточные доказательства и опыт, пропущенные через собственный разум.
Педагогические идеи В. Ратке получили заслуженную оценку много лет спустя после его смерти, в XIX в., и интерес к ним, как и всей его деятельности, возродился вновь к середине XX столетия.
Педагогические идеи Вольфганга Ратке
Свои общие дидактические и методические идеи В. Ратке изложил в книге «Всеобщее обучение по способу Ратихия» ( или «Всеобщее наставление» ) и дополнениях к ней, частью школоведческого характера, а также в ряде учебников по языку, логике, метафизике, Священному писанию и другим предметам. Во всех этих работах содержатся предложения относительно как содержания образования с акцентом на реальные знания, так и новых методов обучения, новой организации школы в целом. В. Ратке был сторонником природосообразного принципа воспитания.
Принцип предполагает тщательное изучение духовной жизни человека и согласования с ней всех педагогических воздействий. Этот принцип сыграл важную роль в разрушении схоластической системы воспитания, пришедшей из средних веков. Различные педагоги по-разному интерпретировали эту идею. В. Ратке трактовал природосообразность как дедуктивное движение от простого и известного к сложному и непознанному.
Дидактические взгляды В. Ратке, которые носили в значительной степени материалистический характер, соответствовали этой идее. Он был убежден в том, что разум ребенка при рождении подобен чистой доске, на которой в процессе обучения можно будет написать все, что угодно.
Исходя из материалистического мировоззрения и принципов природосообразности, В. Ратке выделял в процессе познания две ступени:
восприятие предметов и явлений внешнего мира,
умственная переработка этого восприятия.
Из сенсуализма гносеологических воззрений В. Ратке вытекали и его требования к организации обучения детей. В школьном обучении он считал необходимым широкое использование различных форм наглядности, следование от конкретного к абстрактному, систематическое проведение повторений и упражнений, поддержание у детей интереса к знаниям.
К обучению другим языкам он считал возможным приступать лишь после того, как дети хорошо овладеют родным языком. Был также поставлен вопрос о приоритете родного языка в школе. В. Ратке предложил метод одновременного обучения чтению и письму, что было для того времени большим новшеством. А также В. Ратке был одним из первых поборников звукового метода обучения на родном языке.
По существу, эти идеи В. Ратке выходили далеко за рамки простого школьного обучения, они были направлены против монополии церкви в школьном деле и создавали принципиальные основы для придания школе во всех немецких княжествах единого национального характера.
Из практического использования новых методов обучения родному и иностранному языкам В. Ратке сумел вывести важные общедидактические принципы, которые практически одновременно с ним, но гораздо обоснованнее, сформулировал великий чешский педагог Ян Амос Коменский.
Эти общие принципы обучения В. Ратке сводил к следующим основным положениям, которыми должен руководствоваться каждый учитель.
1. Обучение должно протекать в соответствии с ходом природы, не нарушая его.
3. В обучении следует постоянно использовать повторение.
4. Первоначальное обучение должно обязательно вестись на родном языке учащихся.
5. Обучение должно вестись без принуждения.
6. Заучивать ученики должны только то, что им понятно.
7. В обучении следует идти от частного к общему, от известного к неизвестному.
Несомненной заслугой В. Ратке было создание на немецком языке научных терминов, которые ранее существовали на латыни.
Наконец, В. Ратке волновали и вопросы взаимоотношений школы и общества. В своем «Мемориале» он набросал примерную программу достижения национального, политического, религиозного и культурного объединения германии: в едином государстве должен быть общий язык (на основе верхненемецкого диалекта), единое правительство, единая церковь (на основе лютеранской). Всему этому должна была предшествовать широкая реформа образования во всех немецких княжествах.
Придавая столь важное значение образованию в жизни общества, стремясь распространению школ для народа, В. Ратке большое внимание уделял методической и дидактической подготовке учителей, для которых готовил специальные пособия. Он считал, что учителю должно быть обеспечено хорошее материальное и общественное положение, государство и родители обязаны заботиться о поддержании авторитета учителя. В работе «Всеобщие наставления» В. Ратке, проводя мысль о создании демократических учебных заведений, подчеркивал необходимость педагогических знаний для каждого человека как условие счастливого существования.
Недостатком дидактики В. Ратке является недооценка роли активности самих учащихся в процессе обучения. Он считал возможным строить обучение в школе почти исключительно на лекционных формах, преподнося готовую информацию. Большинство правил обучения, сформулированных В. Ратке, близко к дидактическим правилам Яна Амоса Коменского, которые тот выдвинул и более глубоко обосновал почти одновременно с ним.
Педагогические идеи Вольфганга Ратке получили заслуженную оценку много лет спустя после его смерти, в девятнадцатом столетии, и интерес к ним, как и ко всей его деятельности, возродился вновь в веке двадцатом.
Обзор педагогических идей Вольфганга Ратке
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
«Педагогические идеи Вольфганга Ратке».
В 1603 – 1610 г.г. жил в Голландии. Оставив должность священника стал заниматься педаго-гической деятельностью, давал частные уроки. Исходя из опыта своей учительской практики, пришёл к выводу о необходимости рефор-мирования преподавания в городских школах.
В 1612 г. во Франкфурте-на-Майне, где он тогда жил, В. Ратке обратился к съезду немецких князей и представителям местного магистрата с получившим широкую известность «Франкфурт-ским мемориалом» (памятной запиской), в котором изложил свои реформаторские замыслы.
Реформа обучения в школе языкам. Реформа религиозной и политической жизни Германии в целом. Реформа всего школьного дела. В своём «Мемориале» В. Ратке выделял три группы вопросов:
Требования в школах На первых годах обучения основное внимание уделять родному языку. На базе родного языка изучение и латинского, и новых языков. Одновременное обучение чтению и письму (В. Ратке – поборник звукового метода обучения).
Общие принципы обучения В.Ратке сводил к следующим основным положениям. Обучение должно протекать в соответствии с ходом природы не нарушая его. В обучении следует постоянно использовать повторение. Первоначальное обучение должно обязательно вестись на родном языке учащихся. В ходе обучения всегда следует опираться на индукцию и опыт. В обучении следует идти от частного к общему, от известного к неизвестному. Заучивать ученики должны только то, что им понятно. Обучение должно быть последовательным, нельзя одновременно изучать разные вещи. Обучение должно вестись без принуждения.
В. Ратке большое внимание уделял методической и дидактической подготовке учителей, для которых готовил специальные пособия. Он считал, что учителю должно быть обеспечено хорошее материальное и общественное положение, государство и родители обязаны заботиться о поддержании авторитета учителя.
Педагогические идеи Вольфганга Ратке получили заслуженную оценку много лет спустя после его смерти, в девятнадцатом столетии, и интерес к ним, как и ко всей его деятельности, возродился вновь к середине двадцатого столетия.
Спасибо за внимание.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Организация образовательного процесса: воспитательная работа, дополнительное образование, внеурочная деятельность
Номер материала: 307642
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул
Время чтения: 1 минута
Почти все вузы в России открыли пункты вакцинации от ковида
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки разрешило вузам перейти на дистанционное обучение
Время чтения: 1 минута
Минцифры предложило разработать «созидательные» компьютерные игры
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
4. Педагогические идеи Вольфганга Ратке.
Свои общие дидактические и методические идеи В. Ратке изложил в книге «Всеобщее обучение по способу Ратихия» ( или «Всеобщее наставление» ) и дополнениях к ней, частью школоведческого характера, а также в ряде учебников по языку, логике, метафизике, Священному писанию и другим предметам. Во всех этих работах содержатся предложения относительно как содержания образования с акцентом на реальные знания, так и новых методов обучения, новой организации школы в целом. В. Ратке был сторонником природосообразного принципа воспитания.
Принцип предполагает тщательное изучение духовной жизни человека и согласования с ней всех педагогических воздействий. Этот принцип сыграл важную роль в разрушении схоластической системы воспитания, пришедшей из средних веков. Различные педагоги по-разному интерпретировали эту идею. В. Ратке трактовал природосообразность как дедуктивное движение от простого и известного к сложному и непознанному.
Дидактические взгляды В. Ратке, которые носили в значительной степени материалистический характер, соответствовали этой идее. Он был убежден в том, что разум ребенка при рождении подобен чистой доске, на которой в процессе обучения можно будет написать все, что угодно.
Исходя из материалистического мировоззрения и принципов природосообразности, В. Ратке выделял в процессе познания две ступени:
восприятие предметов и явлений внешнего мира,
умственная переработка этого восприятия.
Из сенсуализма гносеологических воззрений В. Ратке вытекали и его требования к организации обучения детей. В школьном обучении он считал необходимым широкое использование различных форм наглядности, следование от конкретного к абстрактному, систематическое проведение повторений и упражнений, поддержание у детей интереса к знаниям.
К обучению другим языкам он считал возможным приступать лишь после того, как дети хорошо овладеют родным языком. Был также поставлен вопрос о приоритете родного языка в школе. В. Ратке предложил метод одновременного обучения чтению и письму, что было для того времени большим новшеством. А также В. Ратке был одним из первых поборников звукового метода обучения на родном языке.
По существу, эти идеи В. Ратке выходили далеко за рамки простого школьного обучения, они были направлены против монополии церкви в школьном деле и создавали принципиальные основы для придания школе во всех немецких княжествах единого национального характера.
Из практического использования новых методов обучения родному и иностранному языкам В. Ратке сумел вывести важные общедидактические принципы, которые практически одновременно с ним, но гораздо обоснованнее, сформулировал великий чешский педагог Ян Амос Коменский.
Эти общие принципы обучения В. Ратке сводил к следующим основным положениям, которыми должен руководствоваться каждый учитель.
1. Обучение должно протекать в соответствии с ходом природы, не нарушая его.
3. В обучении следует постоянно использовать повторение.
4. Первоначальное обучение должно обязательно вестись на родном языке учащихся.
5. Обучение должно вестись без принуждения.
6. Заучивать ученики должны только то, что им понятно.
7. В обучении следует идти от частного к общему, от известного к неизвестному.
Несомненной заслугой В. Ратке было создание на немецком языке научных терминов, которые ранее существовали на латыни.
Наконец, В. Ратке волновали и вопросы взаимоотношений школы и общества. В своем «Мемориале» он набросал примерную программу достижения национального, политического, религиозного и культурного объединения германии: в едином государстве должен быть общий язык (на основе верхненемецкого диалекта), единое правительство, единая церковь (на основе лютеранской). Всему этому должна была предшествовать широкая реформа образования во всех немецких княжествах.
Придавая столь важное значение образованию в жизни общества, стремясь распространению школ для народа, В. Ратке большое внимание уделял методической и дидактической подготовке учителей, для которых готовил специальные пособия. Он считал, что учителю должно быть обеспечено хорошее материальное и общественное положение, государство и родители обязаны заботиться о поддержании авторитета учителя. В работе «Всеобщие наставления» В. Ратке, проводя мысль о создании демократических учебных заведений, подчеркивал необходимость педагогических знаний для каждого человека как условие счастливого существования.
Недостатком дидактики В. Ратке является недооценка роли активности самих учащихся в процессе обучения. Он считал возможным строить обучение в школе почти исключительно на лекционных формах, преподнося готовую информацию. Большинство правил обучения, сформулированных В. Ратке, близко к дидактическим правилам Яна Амоса Коменского, которые тот выдвинул и более глубоко обосновал почти одновременно с ним.
Педагогические идеи Вольфганга Ратке получили заслуженную оценку много лет спустя после его смерти, в девятнадцатом столетии, и интерес к ним, как и ко всей его деятельности, возродился вновь в веке двадцатом.
Ратке, Вольфганг
Содержание
Биография
Родился в городе Вильстер недалеко от Гамбурга, где окончил гимназию. Закончил лютеранский университет в Ростоке, где изучал теологию и философию. Однако его интересы очень скоро сосредоточились на изучении иностранных языков и совершенствовании методов обучения им. Он стремился сделать обучение иностранным языкам лег¬ким и приятным для учащихся. От методов обучения иностранным языкам В. Ратке перешел к общим вопросам организации школьного дела и дидактики, высказывая нередко соображения социально-политического характера. В 1612 г. во Франкфурте-на-Майне, где он тогда жил, В. Ратке обратился к съезду немецких князей и представите¬лям местного городского магистрата с получившим широкую известность в разных германских княжествах «Франкфуртским мемориалом» (памятной запиской), в котором изложил свои реформаторские замыслы, касавшиеся школьного дела и даже проблем религиозной и политической жизни всех немецких государств того времени. «В своем «Мемориале» В. Ратке выделил три группы вопросов: реформа обучения в школе языкам, реформа всего школьного дела, реформа политической и религиозной жизни в Германии в целом». [1]
Общие педагогические идеи
Дидактические идеи носили в целом материалистический характер. Впервые употребил термин «Дидактика». Считал, что разум ребёнка — чистая доска, на которой можно написать то, что необходимо. Процесс познания, по его мнению состоит из 2 ступеней: восприятия предметов и явлений внешнего мира и умственной переработки этих явлений. В обучении необходимо опираться на индукцию и опыт. Подчеркивал необходимость педагогических знаний для каждого человека как условие счастливого существования. Был поборником звукового метода обучения грамоте на родном языке. Стремился к распространению школ для народа. Ратовал за начальное обучение на родном языке. Основа обучения — религия, но выступал против монопольного права церкви открывать школы. Много внимания уделял методической и дидактической подготовке учителей. Учителям должно быть обеспечено хорошее материальное и общественное положение. Государство и родители обязаны заботиться о поддержании авторитета учителей. [2]
Дидактические принципы
Сенсуализм гносеологических воззрений определил разработанные им дидактические принципы: 1. Принцип природосообразности — обучение должно протекать в соответствии с ходом природы, не нарушая его; 2. Обучение должно быть последовательным, нельзя одновременно изучать разные вещи; 3. Следует постоянно использовать повторение; 4. Обучение должно вестись без принуждения; 5. Заучивать ученики должны только то, что ими понято; 6. В обучении следует идти от частного к общему. [2] Большинство правил обучения, сформулированных Ратке, близки к дидактическим принципам обучения Я.А. Коменского, которые тот выдвинул и обосновал почти одновременно с Ратке. [4]