о чем мантра шива
Мантра Шивы. Мантра Джая Шива Шамбо
М ногообразие качеств и аспектов Шивы представлены и отражены во многих его именах. Например, в «Шива Пурана» перечисляются 108 имён, в древнем эпосе «Махабхарата» приведены несколько списков с тысячью именами Шивы.
Его часто называют Махадева (Mahadeva) – «Великий Бог», «Бог Богов», Мритьюнджая (Mrityunjaya) – «Тот, кто побеждает смерть», Ишвара (Ishvara) – «Владыка», «Обладающий славой, присущей Божественному», а также одно из имён Шивы – Шамбху или Шамбо (Shambho), означающий «Великодушный», «Обитель радости» или «Приносящий счастье». Редкий и благоприятный аспект Шивы.
Jaya Jaya Shiva Shambho
Mahadeva Shambho!
Shiva Shiva Shiva Shambho
Mahadeva Shambho!
Джая Джая Шива Шамбо
Махадева Шамбо!
Шива Шива Шива Шамбо
Махадева Шамбо!
Шамбо (Shambho) – «Обитель счастья» или «Милосердный»
Махадева (Mahadeva) – буквально «Великий» (Maha) «Бог» (deva), часто переводят как «Всевышний».
«Слава Великому Шиве!
Слава Милосердному!
Слава тому, кто приносит
Счастье и Радость, которые живут в сердцах всех!»
Исполнение Мантры Шива Шамбо с искренним и благим намерением проясняет сознание, наделяет мудростью, воплощает сострадание и гармонию, помогает преодолеть препятствия на пути развития.
Скачать разные вариации исполнения мантры можно здесь.
Как правильно читать мантру Господу Шиве
Махадев входит в Триаду высших господ мироздания и являет собой разрушающую силу, дающую новый виток в развитии Вселенной. Мантра Шиве – самая мощная и почитаемая в Ведическом учении, имеет тысячелетнюю историю и упоминается в Яджурведе в гимне Шри Рудрам.
Особенности мантры Шиве
Шива олицетворяет первозданную природу.
Всемогущий Махадев отвечает за жизненный цикл человека. Обращаясь к нему, йогины просят очищения. Шива – разрушитель старого уклада, он олицетворяет первозданную природу бытия. Мантра Ом Намах Шивайя – одна из самых древних в индуизме. Последователи ведического учения считают, что она берет свое начало из центра вед, поэтому называют ее «сердцевина воспевания Господа».
Смысл и значение
В шиваизме существует множество трактовок мантры, т. к. санскрит допускает множественность толкования. Самое простое значение разъясняется как «Я поклоняюсь Шиве». Молитва состоит из 2 частей: Ом – классическое начало и «Намах Шивайя».
Без первого слога ее называют Панчакшара мантра, т.е. 5-слоговая. Добавление Аум делает текст сильнее, расширяет ее влияние. Поскольку Шива является самым почитаемым божеством, его еще называют Богом богов или учителем учителей, он несет в себе разрушающую силу, его молитву называют «мантрой бесстрашия».
Кому подходит
Практика с чтением священного текста нужна любому, кто хочет постичь созидательную силу Махадева. Песнопение допускается как мужчинами, так и женщинами, при этом практикующий не обязан быть посвящен в религиозное учение. Обращаться к мантре можно в тяжелый и спокойный периоды жизни. В трудные времена Шива окажет помощь, в добрые – поддержит это состояние.
Девушкам практика Ом Намах Шивайя поможет найти любовь или наладит трудные отношения, мужчинам раскроет коридор возможностей, выведет из затяжного кризиса. Шива ответит на тот вопрос, что вы ему зададите, направит свою силу в ту сферу, о которой просите.
Слова основных текстов и перевод
Биджа-мантра Ом Намах Шивайя – самая популярная в индуизме. Она состоит из 5 слогов, каждый из которых имеет свое значение.
Биджа-мантра является самой популярной.
Каждая религиозная школа имеет свою трактовку, но так отражаются разные философские подходы, противоречий здесь нет.
Другая трактовка делит мантру на слоги, связывая каждый с разными стихиями:
Шива разрушает материальный мир, человеческие пороки и бездуховность. Несложная молитва несет в себе глубокий смысл и сакральное значение.
Другой текст, посвященный Махадеву, носит название «Мантра, побеждающая смерть». Слова ее выглядят так:
СУГАНДХИМ ПУШТИ ВАРДХАНАМ
МРИТЬЙОР МУКШИЯ МАМРИТАТ».
Шива разрушает человеческие пороки и бездуховность.
Молитва состоит из 4 фраз, в каждой по 8 слогов. Сочетания этих фонем приводят разум в спокойствие, очищают сознание, исцеляют душу и физическую оболочку. Примерный перевод с санскрита: Ом! Почитаем Трехглазого, Благоухающего, Дарующего полноту и процветание подобно тому, как плод освобождается от черенка, освободи нас от смерти, но не от бессмертия.
Асаны для мантры для женщин
Один из способов психофизического развития – это шаданга-йога. Она состоит из нескольких частей.
Во время практики йог обращается к Шиве, пение молитв настраивает общение со Вселенной. После этого ритуала человеческая душа забывает о мирских страданиях, поднимается над бытием. Женское выполнение асан отличается поворотом стоп, величиной скруток. Связано это с расположением чакры Муладхара.
Она отвечает за физическое тело. Если у девушки тонкие волосы, ломкие ногти, проблемы с суставами, значит, эта чакра просит прокачки.
Правила прочтения
Мантра Шиве универсальна, нет четких установок по поводу проведения практики. Допускается чтение вслух или мысленно, разрешено просто прослушивать пение. Место и время суток тоже не имеют значения. Традиционно совершается 3 круга повторений, большее число должно быть кратно 3, максимально – 108 раз. Единственное правило – не произносить слова машинально, а наделять смыслом каждое звучание, чувствовать фонему сердцем и душой.
Такая поза называется Тадасана. Ноги поставьте вместе, втяните таз, спина прямая, плечи опущены. Не допускайте сжатия в грудной клетке, напряжения в шейном отделе, вы не должны испытывать дискомфорт. Руки опустите вдоль туловища, пальцы направлены вниз. Читать мантру нужно не менее 30 секунд.
Тадасана — одна из основных асан йоги.
Затем выходите в Падангустасану. Из прежнего положения опустите корпус вперед, пальцами касайтесь ног. Замрите на 20 секунд, повторяя мантру, и медленно выпрямляйтесь. Следите за дыханием, оно должно быть спокойным и ровным.
Из Падангустасаны переходите в Уттхита Триконасану. Ноги разведите на ширину плеч, руки в стороны. Поворачивайте вправо правую стопу, наклоняйтесь к ней, держа левую руку вверху. Взгляд направлен на вытянутую руку. Задержитесь в таком положении на 30 секунд, затем повторите то же в другом направлении.
Опуститесь на коврик, скрестив ноги в позе лотоса, руки тянутся вверх. Задержитесь в таком положении на 5-7 циклов дыхания и переходите к следующей асане.
Встаньте на колени, расставив их чуть шире плеч. Таз опускается между ног, стопы прилегают к ягодицам. Спина прямая, ладони положите на колени. Проговаривайте мантру в течение 30 секунд. После чего переходите в позу бабочки. Стопы сложите вместе, максимально придвинув к тазу. Колени старайтесь опустить к полу, но не допускайте болевых ощущений. Повторяйте молитву на протяжении 5-7 дыхательных кругов.
Асаны успокаивают нервную систему, благотворно влияют на мужскую и женскую силу, нормализуют репродуктивную функцию организма.
Мантра во время медитации с бусинами мала
Чтение молитвы с использованием Джапа Мала помогает лучше сконцентрироваться на словах текста, произносить звуки более осознанно. Четки состоят из 108 бусин, по одному перемещению на каждое повторение. Бусы лучше выбирать из натуральных материалов, в шиваизме традиционно используют четки из растения рудракша, такими пользовался сам Шива.
Медитация с бусинами мала помогает сконцентрироваться на мантре.
Практику поводят в позе лотоса. Джапу Мала нужно держать в правой руке, вращают бусины средним и указательным пальцами. Левую руку положите на колено, спина прямая. Во время медитации визуализируйте образ Махадева, текст произносите вдумчиво, а не механически. Чтобы добиться результата, мантру нужно повторить 108 раз ежедневно в течение 40 дней.
Эффективность священного текста: что дает регулярная практика
Систематическое прослушивание или пение мантры защищает практикующего от влияния темных энергий. Йогин получает божественную поддержку во всех сферах жизни. Практика станет более осознанной, йогин получит ответы на поставленные вопросы. Молитвы защищают от дурных влияний, земных искушений, направляют на истинный путь. Поскольку Махадев разрушает старое ради нового, он поможет вам избавиться от дурного влияния окружающей среды, создаст благоприятные условия для самопознания и самосовершенствования.
Результат практики будет зависеть от поставленных целей. Если намерения благие, Шива поможет человеку, окружит его заботой и защитой. Но если помыслы практикующего нечисты, Бог может наказать его. Усилят эффект мантры соблюдение поста, отказ от вредных привычек и совершение добрых поступков.
Преимущества мантры
Прочтение молитв оказывает такое воздействие:
Ом Намах Шивайя – самая почитаемая мантра в индуизме. Она помогает йогам уже на протяжении нескольких тысячелетий. Относитесь к Богу с уважением, и Шива ответит вам благодарностью.
Ом Намах Шивая Гураве – панчакшара мантра с продолжением
С огласно Ведам, Шива – божество, разрушающее Вселенную в конце временной эпохи. Спустя время, в положенный срок она будет создана вновь – созидающей волей Брахмы. Цикличность возникновения и прекращения жизни целой Вселенной, как и жизни одного проявленного существа, – это необходимая грань обучения душ в нашем мире. Всё, что имеет свой конец, обретает особую ценность. И Шива несёт на себе груз ответственности – завершить виток эволюции, чтобы однажды он начался вновь.
Махадеву 1 посвящено множество ведических гимнов, поэтичных славлений на санскрите, красивых мантр. И некоторые из них заставляют задуматься: «А точно ли Шива – разрушитель?» Такова мантра «Om Namah Shivaya Gurave», очень похожая на знаменитую панчакшара мантру «Om Namah Shivaya» («Ом Нама Шивая»), но имеющая продолжение.
Транслитерация: |
---|
oṃ namaḥ śivāya gurave |
saccidānandamūrtaye |
niṣprapañcāya śantāya |
nirālambāya tejase |
Перевод мантры Шиве:
Ом! Поклон Благому, Учителю,
Воплощению Бытия-Сознания-Блаженства,
Чистому, Мирному,
Самодостаточному (независимому), Сияющему!
Благой (śiva) – так переводится само имя Божества. Получается, что мантра Шиве с первых слов задаёт вектор для понимания энергии, стоящей за текстом. Эта энергия несёт благо, служит развитию, в ней есть необходимость.
Обращаясь к Шиве как к Учителю (guru), мы становимся в позицию ученика, прорабатываем гордость, взращиваем смирение и принятие уроков жизни – даже тех, которые, на первый взгляд, могут казаться «разрушительными», но, на самом деле, несут в себе сокрытое благо.
Слово «saccidānanda» состоит из трёх: «sat» – ‘бытие’, «cit» – ‘сознание’, «ānanda» – ‘блаженство’. Объединить все три слова в одно и осознать его смысл непросто. Мы можем предположить, что «saccidānandamūrtaye» – это воплощение вечного Бытия, божественного Сознания и одновременно – Блаженства. Важно отметить, что под «Блаженством» не стоит понимать расслабленное состояние отдыха и наслаждения от «ничегонеделания».
Значение слова «ānanda» лучше рассмотреть в контексте йоги – это равновесие, спокойствие и гармония, которые можно испытать в глубокой медитации. В этом состоянии мы не получаем сигналов от органов чувств, всё внимание направлено внутрь, на изучение сути, присутствующей в нас, но сокрытой под оболочкой материального тела.
Качества чистоты и мирности (niṣprapañcāya śantāya) говорят нам о том, что энергия Шивы сама по себе спокойна и не несёт воинственности. Согласно писаниям, Махадев порождал разрушение именно тогда, когда это было необходимо для благополучия других. Так поступают мудрые родители и наставники, когда юное создание не понимает по-хорошему, то есть не воспринимает мягкие советы и деградирует. О том, что Шива обладает мирностью, говорит и тот факт, что он передал миру знание о йоге.
Поклоняюсь Шри Адинатхе (Шиве), обучившему науке Хатха-йоги – лестнице, ведущей к достижению вершин Раджа-йоги.
Сватмарама, «Хатха-йога Прадипика», 1.1
Слово «nirālamba» означает ‘без поддержки’, т.е. ‘самодостаточный’ и ‘независимый’. Древние эпосы донесли до нас описания, что Боги не раз обращались к Шиве в периоды серьёзных испытаний, когда без его помощи было не обойтись. Порой только он мог разрешить проблему, нависшую над мирозданием. И при этом Махадев мог оставаться отрешённым и независимым.
Эпитет «Сияющий» несёт в себе важный контекст – способность дарить свет (tejas). Этим качеством может обладать только созидающая Душа, обладающая альтруизмом, в буддизме называемая Бодхисаттвой. Сияющие звёзды вместе со светом дарят тепло и саму жизнь. Они являются примерами самоотдачи и служения. В заключении мантры Махадеву Шиве говорится именно об этом – о светоносной силе Божества.
Образы пантеона санатана-дхармы 2 многогранны. Важно понимать, что Боги – могущественные энергии, способные принимать различные формы. И этим энергиям свойственны определённые качества, как те, что были перечислены в этой статье. Можно слушать мантру Шиве, можно практиковать её самостоятельно – концентрация на звуках санскрита и размышления об их значении со временем помогут нам стать на один шаг ближе к Сияющему.
Вовне мы видим лишь то, что есть у нас внутри. И если нам никогда не встречаются Боги, то лишь потому, что мы не приютили их в своём сердце.
Мантра Шиве Ом Намах Шивайя
В Индии верят, что вся Вселенная состоит из вибраций. Самые высокие вибрации образуют духовные миры, где обитают боги. Мир, где проходит жизнь людей, создан из плотных вибраций более низкого порядка. Но есть вибрации, которые могут связать эти миры. Имея божественное происхождение, они способны проявить себя как звук на материальном плане. Это мантры – древние священные стихи, которые дарованы людям богами. Мантру ОМ НАМАХ ШИВАЙЯ связывают с индийским богом Шивой.
Из истории
Шива принадлежит к числу трех главных богов индийского пантеона, которые управляют вечным циклом творения. Брама отвечает за создание мира, Вишну служит хранителем, а Шива разрушает старый мир, чтобы расчистить пространство для нового цикла.
Вместе с тем Шиву нельзя считать злым богом или некой темной силой вроде Сатаны в христианстве. Напротив, имя его в переводе с санскрита означает «благой» либо «милостивый». Он разрушает материальные миры, этим самым подчеркивая иллюзорность материи и вечность мира духовного.
Правильнее воспринимать это божество в единстве тримурти – триады индийских богов. В сущности, Шива – это лишь один из ликов Верховного Творца, который поддерживает божественный порядок во Вселенной. Некоторые ответвления индуизма рассматривают Шиву как изначального мужа и не видят разницы между ним, Брахмой и Вишну.
Шиву воспринимают как мужское начало Вселенной, а его супругу Шакти – как женскую созидательную ипостась. Кроме того, Шива известен как великий мастер йоги. Согласно древней легенде, он практиковал 330 миллионов асан. Немалую роль сыграл Шива и в возникновении практик медитации. Ему приписывают создание священной мантры ОМ и древнего языка санскрита.
Шива – один из трех главных индийских богов
Мантра ОМ НАМАХ ШИВАЙЯ – это молитва, обращенная к Шиве. В индийских религиях эта мантра пользуется особым почитанием. К тому же она принадлежит к числу древнейших сакральных текстов. Она входит в состав Яджур-Веды, древнего собрания мантр, гимнов и ритуалов. Ее называют Агхора-мантра, то есть мантра бесстрашия.
В этом видео представлена небольшая лекция о том, кто такой Шива:
Значение
Мантра ОМ НАМАХ ШИВАЙЯ состоит из двух самостоятельных частей. Универсальный звук ОМ и пятислоговая (Панчакшара) мантра. В индуизме и шиваизме существует множество школ, каждая из которых толкует значение священного стиха по-своему.
Начнем с буквального перевода. ОМ имеет смысл вечного божественного начала. НАМАХ подразумевает поклонение, уважение и почтение. ШИВА – милостивый Господь. ЙЯ указывает на единство индивидуальной души и универсального духа. Общий смысл стиха «О, великий Шива, моя душа поклоняется твоей милости!»
Есть расшифровка, которая вкладывает в каждый слог названия 5 элементов, составляющих мироздание:
Еще один вариант смысла открывается, если рассматривать три слова как три ипостаси единого Бога-творца (тримурти). В этом смысле ОМ НАМАХ ШИВАЙЯ воплощает весь процесс творения, в котором Шива играет важную роль. Также в трех словах можно видеть неразрывную связь Шивы, его женской половины Шакти и Дживы (так называют бессмертную субстанцию, или индивидуальную душу всех живых существ). Таким образом, произнося мантру, человек заявляет о своем единстве с Создателем.
Можно также говорить, что ОМ НАМАХ ШИВАЙЯ представляет собой формулу мироздания, великий Абсолют в проявленной и непроявленной форме.
Правила чтения
Для медитаций, которые привязаны к какой-либо мантре, существует традиция повторений, кратных числу три. Наиболее эффективный результат дает 108 повторений – это классический круг джапа-медитации. Хорошим подспорьем для практики послужат четки, которые в индийской традиции имеют название джапа-мала. Поклонники Вишну пользуются четками, изготовленными из дерева нима либо туласи. Однако у шиваитов другая традиция. Они считают, что четки должны быть из сухих плодов растения рудракши, потому что ими пользовался сам Шива. Такую джапа-малу можно всегда носить, как бусы, на шее. Также четки можно хранить в специальном мешочке.
Впрочем, если такие четки найти не удалось, подойдут четки из любого материала. Главное, чтобы они помогали вам придерживаться счета во время медитации.
Четки из плодов рудракши – атрибут Шивы
ОМ НАМАХ ШИВАЙЯ принадлежит к числу мантр, которые не требуют посвящения в духовную традицию. Ее разрешено использовать для медитации всем желающим, и не важно, какую религию исповедует человек.
Существует четыре вида практики для мантры ОМ НАМАХ ШИВАЙЯ. Ее можно:
Новичку на первых порах следует послушать разные исполнения мантры и выбрать наиболее созвучное собственной душе.
Через неделю переходите к громкому проговариванию или пению священного стиха. Старайтесь произносить текст выразительно и отчетливо, концентрируясь на звучании своего голоса. Представьте, что вибрации проникают в ваше сознание, заставляют откликаться все тело на сакральный звук.
Проговаривание в полный голос позволяется лучше сконцентрироваться на звуковых вибрациях и дисциплинирует ум, очищая его от посторонних мыслей. Другим подспорьем может послужить визуализация цветов, связанных с чакрами, либо сосредоточенность на Аджна-чакре («третьем глазе»).
Полный круг медитации состоит, как говорилось выше, из 108 повторений. За один раз нужно пройти круг целиком, не прерывая его на середине, иначе все ваши старания сведутся к минимальному результату. А вот общее количество кругов неограниченно. Было бы время и личное желание. На Youtube можно найти записи длительностью в четыре часа и более. Но есть и короткие записи.
Красивое исполнение мантры ОМ НАМАХ ШИВАЙЯ:
После того как освоили пение в полный голос и почувствовали, как воздействует мантра на вас, можно переходить к следующему этапу практики: повторению древней молитвы шепотом либо про себя. Это не совсем простая задача, поскольку в тишину начинает вторгаться поток непрошеных мыслей. Поэтому начинать можно вслух, а когда ум успокоится, переходить на шепот, а затем на молчание.
Петь или проговаривать мантру ОМ НАМАХ ШИВАЙЯ можно на прогулках. Желательно выбрать безлюдное место, чтобы никто не мешал вашей практике.
Что дает регулярное повторение
Древняя мантра ОМ НАМАХ ШИВАЙЯ обладает магическим свойством влиять на ум практикующего. Она останавливает поток неуправляемых мыслей, очищает сознание, выводя его на новый уровень восприятия. Сознание расширяется до пределов Вселенной, становится более тонким и ясным, поскольку греховные желания, мрачные мысли и негативные эмоции уходят прочь.
Этот священный стих неслучайно причисляют к разряду Маха-мантра («маха» на санскрите значит «великий»). Пять слогов обращения к Шиве несут в себе могущество всей триады верховных богов Индии, в них заложена энергия Творца в разных ипостасях.
Обращение к Шиве дает молящемуся великие возможности
Соединение сакрального звука ОМ и Шива-мантры многократно усиливает молитву. ОМ адресован Великому Абсолюту, который китайцы называют Дао. Он не имеет формы и находится вне времени и пространства. Это Всевышний в непроявленной форме, недоступной человеческому сознанию. НАМАХ ШИВАЙЯ – обращение к личности Шивы, который соединен с Шакти. Таким образом, мантра воспевает все аспекты Создателя, помогая постигать Бога на недоступном для нас высшем уровне. Поэтому ее можно назвать одной из самых действенных молитв.
Текст Шива-пураны («пурана» значит «древняя былина») утверждает, что мантра Шивы обладает таким могуществом, что в один миг может разрушить мир и столь же скоро вернуть его в прежнем облике.
Еще одной важной функцией мантры является защита человека от различных опасностей и неприятных ситуаций. Маха-мантре Шивы приписывают свойство оберегать душу человека даже в астральном мире или в сновидениях. Злые духи, услышав звуки мантры, непременно отступят и не станут причинять вам вред.
Регулярное повторение мантры Шивы дает такие результаты:
Послесловие
Мантра ОМ НАМАХ ШИВАЙЯ существует на Земле со времен глубокой древности. Возможно, она появилась на заре человечества. А значит, многие тысячи лет она помогала йогам в их духовной эволюции. Вы также можете взять на вооружение Шива Маха-мантру и с ее помощью не только трансформировать свою личность, но и коренным образом поменять судьбу. Главное – регулярно практиковать мантру и верить в себя.
Нужные слова и ваша вера – ключ к успеху в совершенном ритуале. Информацию я вам предоставлю, но ее реализация напрямую зависит от вас. Но не стоит переживать, немного практики и у вас все получится!
Здоровье и йога
ОМ НАМАХ ШИВАЙЯ – поклоняюсь Благому Господу, разрушающему иллюзии и дарующему освобождение!
ОМ НАМАХ ШИВАЙЯ в индуизме считается Махамантрой (т.е. Великой Мантрой), призывающей Махадева (Великого Бога) и связанной с Ним.
Шива – Бог недвойственности, вечно пребывающий в Самадхи, вне Сансары и свободный от двойственного восприятия реальности. Поэтому мантра Шивы (ее чтение и проникновение в суть дарования блага через разрушение) способна освободить от дальнейших перерождений.
Шива (в форме Рудры) разрушитель в Тримурти (Троице) Богов: Брахма (Создатель) – Вишну (Тот, Кто поддерживает) – Шива/Рудра (Тот, Кто разрушает). Поэтому чтение мантры Шивы и растворение в Нем разрушают все иллюзорные представления, ограничения личности, обусловленности ума, зависимости, привязанности, желания, захваченность кармическим видением мира.
Шива – Махайог – Великий Йог и Первый Гуру (Учитель), даровавший миру благо знания Пути Йоги, Тантры и Освобождения. Он – Агхори – аскет, отрешенный от мира и необусловленный влияние материальной вселенной. Поэтому мантру «ом намах шиваяй» называют также Агхори-мантрой (мантрой бесстрашия), дарующей стойкость, силу воли и силу духа, отрешенность и способность следовать Пути и своей Дхарме без страха, сомнений и отвлечений а, следовательно, без зависаний в мирах сансары.
Значение мантры ОМ НАМАХ ШИВАЙЯ
Шиваиты почитают Шиву как основу мира, Парабрахмана или Пурушу (Великий Дух, Абсолют), поглощающего проявленный мир в конце каждого цикла творения.
Эти элементы проявлены не только во всем Мироздании, но и в теле человека и пяти органах чувств. Поэтому начитывание мантры Шиве освобождает ум от власти органов чувств ( пратьяхара ), делая человека господином над своими чувствами (Госвами). А также очищает пять элементов в теле человека, приводя их в совершенную форму. И один из переводов мантры «ОМ НАМАХ ШИВАЙЯ» звучит, как «пусть элементы мироздания пребывают во мне в своем полном проявлении».
Сам процесс чтения мантры успокаивает ум и останавливает мысли ( дхарана и дхьяна ) и как мантра Освободителя и Разрушителя иллюзии ( Майя ) приводит к Самадхи и дарует освобождение (Мукти, Мокша ). В отличие от других мантр, дающих временные преходящие блага (богатство, процветание, сиддхи, любовь и т.д.), мантра Шивы дарует вечное благо – Сат Чит Ананда (бытие/истина, знание/сознание, блаженство) и освобождение.
Мантру Шивы также считают мантрой, исполняющей все желания. Но делает Он это, исходя из своей роли разрушителя иллюзий. Умы обычных людей наполнены разными противоречивыми желаниями и порывами. Человек, порой, сам не знает, чего хочет. Эти бесчисленные желания и холодного, и горячего одновременно сталкиваются друг с другом, и в итоге ничто не становится исполненным.
Разрушитель всего ложного Махадев Шива посредством мантры чистит ум от наслоений противоречивых стремлений и представлений, позволяя проникнуть в саму суть себя, увидеть себя настоящего, освобожденного от чужих мнений, идей, обусловленностей, правил, традиций, ограничений и т.п., проясняя истинные желания человека, его Дхарму и предназначение. Являясь смыслом воплощения и сутью самого человека, все его истинные желания исполняются.
С мантрой «ОМ НАМАХ ШИВАЙЯ» невозможное становится возможным, поскольку все человеческие возможности определяет ум. Чем ум чище от концепций, ограничений и обусловленностей ими, тем больше веры в человеке и тем больше возможностей предстает перед ним.
Преданные Шивы, идущие путем бхакти, истинной преданности в высшей форме самоотдачи, понимают мантру также как провозглашение своего отказа от себя и предание Воле Всевышнего: «Я покоряюсь Богу, ища в Нём убежища». ОМ – Вселенная, НАМАХ – не мое, Шива – Всевышний. Поэтому «ОМ НАМАХ ШИВАЙЯ» также значит как «все это – не мое, но Твое» или «да будет Воля Твоя, не моя». Отказываясь от временного, иллюзорного и ограниченного, они всецело посвящают себя и свою жизнь Богу, а через это обретают Бога внутри себя самих.
Повторяя «ОМ НАМАХ ШИВАЙЯ» такие преданные говорят: «все принадлежит Шиве – и мое тело, и моя жизнь». Поэтому в них нет страха и сомнений. Они говорят, что сами не действуют, через них Шива танцует Вселенную, играет свои Лилы и наслаждается, поэтому в них нет эгоистичных желаний, нет цепляний и нет страданий.
Для приверженцев адвайта веданты (учения недвойственности) в мантре «ОМ НАМАХ ШИВАЙЯ» заключен смысл нераздельности индивидуальной души (капли в океане) и Брахмана (Единого Океана Сознания/Энергии). «Намах» — индивидуальная душа, она ограничена и воспринимает себя отдельно от Абсолюта и всего Творения, поэтому, встречая Абсолют, Параматман – Шиву, она поклоняется, склоняет свою голову – эго перед Величием Всеединства. «Йя» — слог-связка, объединяющий индивидуальную душу и Параматман (Вселенский Дух), указывающий на связь части и целого, Бога как Абсолюта и человека (или любое другое ограниченное формой существо) как части Творения.
И парадокс заключается в том, что встреча целого и части происходит не во вне, а внутри, не на небесах, а в открытом сердце и чистом сознании самого человека, где отражаются уже не обусловленности и желания эго, а Бог, Всеединство, Брахман, Абсолют.
«Я думал, что капля растворяется в Океане, оказалось, Океан растворился в капле» (Руми).
«ОМ НАМАХ ШИВАЙЯ!» «Да пребудет с вами Сила и Благословения Махадева!»
Автор статьи — Сатья
Редактирование и публикация материала — Сергей Чернов