нельзя врачевать тело не врачуя души

Сократ: жизнь, философия, цитаты

нельзя врачевать тело не врачуя души. Смотреть фото нельзя врачевать тело не врачуя души. Смотреть картинку нельзя врачевать тело не врачуя души. Картинка про нельзя врачевать тело не врачуя души. Фото нельзя врачевать тело не врачуя души

Сократ: YouTube/ Студия Афина

Сократ — это древнегреческий мыслитель, философ с новаторскими взглядами. Он изменил вектор изучения природы, обратив внимание прежде всего на человека. Природные явления и всё, что окружает людей, не имеет значения до тех пор, пока человек не познает самого себя. Философия Сократа исследует природу человека, а ее объектом выступает личность.

Сократ: биография философа

Первый мыслитель, который искал ответы в собственной голове, родился в Афинах, примерно в 470 году до нашей эры. С тех пор утекло немало воды. Не удивительно, что некоторые не знают, кто такой Сократ. Наша познавательная статья кратко расскажет о судьбе философа.

Будущий гений родился в семье каменщика Софроникса и акушерки Фенареты. Сократ рос в семье не один, а со старшим братом — Патроклом. Родители позаботились о том, чтобы дети получили достойное по тем меркам образование. Так, будущий философ знал азбуку и умел писать, читал современные философские труды Анаксагора и ходил на лекции.

Служба в армии не отбила желания учиться. Сократ одинаково хорошо владел как копьем, так и словом, о чем быстро прознали в Афинах. В промежутках между службой и войнами философ часто возвращался в город домой. Тогдашняя молодежь любила слушать его размышления о личности человека. Однако не всем по душе оказалась новая философия.

нельзя врачевать тело не врачуя души. Смотреть фото нельзя врачевать тело не врачуя души. Смотреть картинку нельзя врачевать тело не врачуя души. Картинка про нельзя врачевать тело не врачуя души. Фото нельзя врачевать тело не врачуя души

Софисты и Сократ были жестоко высмеяны в пьесе Аристофана «Облака». В ней сам мыслитель изображен как плут и пустослов. Его изношенная одежда и грязные, босые пятки никак не вязались с теми учениями, которые пропагандировал философ. В итоге получился яркий персонаж сапожника без сапог, к тому же требующий за свои «мнимые» познания немалые деньги.

Сократ, годы жизни которого прошли в Афинах, был разочарован представлением. Будучи на одной из постановок «Облаков», философ поднялся на сцену и обратился к публике, предлагая сравнить образ с собой. Мыслитель прекрасно владел искусством риторики и всегда мог удивить слушателей. Оставалось только успевать записывать его умные мысли.

Сократ был дважды женат и растил сыновей после второго брака. Его окружали выдающиеся люди, которые сыграли большую роль в истории. Сократ посеял зерно сомнения в их головы: а так ли обстоят дела на самом деле, как им преподносят политики? Собственное мнение в Древней Греции с детства не было в чести.

Размышления в форме ответов на собственные вопросы кажутся праздным занятием, такой способ познания назвали «Сократовы парадоксы». Нам хорошо известно, как умер Сократ. Он погиб по вине своих жизненных принципов — не иметь никаких принципов. Даже когда он мог спасти себя на суде, заплатив штраф, философ принял казнь как неизбежность.

нельзя врачевать тело не врачуя души. Смотреть фото нельзя врачевать тело не врачуя души. Смотреть картинку нельзя врачевать тело не врачуя души. Картинка про нельзя врачевать тело не врачуя души. Фото нельзя врачевать тело не врачуя души

Сократ: философия

Биография Сократа дошла до нас в виде записей его известных учеников — Платона и Ксенофонта. Однако даже в их взглядах есть значительная разница:

В связи с этим школа Сократа разделилась на два течения — агрессивное и пацифистское. Объяснить такую пропасть во взглядах одного человека можно легко, зная его биографию. Судите сами:

Труды Сократа сохранились в основном благодаря записям его учеников. Сам он мало брался за письменные принадлежности и предпочитал устную речь. Идеей его учения было познание себя и поиск ответов не в окружающем мире, а в разуме. Ему было некогда заниматься внешностью и гардеробом: он ходил в отрепье на голое тело, без обуви и украшений.

Общая картина неопрятного, мощного увальня со светлыми мыслями и поставленной речью очень удивляла. Сократ считал главным злом не бедность, а невежество. Философ не вдалбливал в головы слушателей избитые факты, а хотел научить их мыслить самостоятельно. В глубокой задумчивости он мог простоять на одном месте целые сутки и не сдвинуться с места.

Суд над Сократом был проведен именно из-за его свободомыслия. Устоявшиеся принципы общества Древней Греции оказались под угрозой нового учения философа. Если бы правители потеряли контроль над народом, то судьба государства оказалась бы под угрозой. Смелые высказывания философа об античных богах дали повод начать судебный процесс.

Сократ обвинялся в «развращении молодежи (юношества) и богохульстве». В те времена семейные устои гласили, что юноши должны во всем повиноваться отцам. Когда философ проводил свои лекции всем желающим, молодые люди с жадностью слушали его рассуждения. В какой-то мере Сократ был нигилистом тех лет и нарушал законы Афин.

Во время суда Сократ защищал свои права сам без адвоката. Существует два труда, описывающие судебный процесс над философом:

В них подробно расписан суд и поведение мыслителя на нем. Также произведения описывают защитительную речь подсудимого. Сократа приговорили к казни через принятие яда. Так умер великий мыслитель древности.

нельзя врачевать тело не врачуя души. Смотреть фото нельзя врачевать тело не врачуя души. Смотреть картинку нельзя врачевать тело не врачуя души. Картинка про нельзя врачевать тело не врачуя души. Фото нельзя врачевать тело не врачуя души

Сократ: цитаты о смысле жизни

Высказывания о жизни философа бережно записаны его учениками и дошли до наших дней. Даже спустя много лет они не кажутся устаревшими.

Сократ поднимал вопросы, которые будут волновать людей вечно. Нет человека, который бы ни разу не задумывался над смыслом жизни. Наука до сих пор не знает, как правильно ответить на данный вопрос. Если отвечать с точки зрения биологии, то мы рождены, чтобы продолжить свой род. Однако, в отличие от животных, нам дан развитый мозг, чтобы понять свое существование.

Сократ, цитаты которого можно найти в огромном количестве в интернете, сам их никогда не записывал. Ему было некогда делать записи в процессе потока мыслей. Ему приписывают выдающиеся способности мыслить логически. Он все мог подвергнуть сомнению, всегда ища второе дно и то, что прячется от поверхностного взгляда.

нельзя врачевать тело не врачуя души. Смотреть фото нельзя врачевать тело не врачуя души. Смотреть картинку нельзя врачевать тело не врачуя души. Картинка про нельзя врачевать тело не врачуя души. Фото нельзя врачевать тело не врачуя души

Перечислим самые известные высказывания философа:

Я знаю только то, что ничего не знаю, но другие не знают и этого.

Одно только благо — знание, и одно только зло — невежество.

Лишь глупые люди ищут смысл во всем.

Высшая мудрость — это различать добро и зло.

Люди требуют свободу слова в обмен на свободу мыслей, которых у них нет.

Жизнь без испытаний — это не жизнь.

Кто хочет, тот ищет возможности, кто не хочет — ищет оправдания.

Я ем для того, чтобы жить, а иные живут, чтобы есть.

Мудрость — это осознание того, насколько мы мало знаем.

Пьянство не рождает пороков, оно их раскрывает.

Удивительно, что философа обвинили в дурном влиянии на молодых людей. Оцените сами, как Сократ выразился о вопросе отцов и детей:

Наша молодежь любит роскошь, дурно воспитана и не уважает стариков. Нынешние дети превратились в тиранов! Попросту говоря, они очень плохие.

Сократ прожил долгую жизнь и оставил после себя значительный след в истории. Его философские идеи до сих пор вдохновляют молодых людей на новые открытия. Попробуйте покопаться в себе и найти свой смысл в жизни.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Источник

Нельзя врачевать тело не врачуя души

Нельзя врачевать тело,
не врачуя душу.
Сократ

Несмотря на достижения медицины: продолжительность жизни увеличивается, смертность снижается, многие болезни, считавшиеся прежде фатальными, теперь излечимы – в XXI в. здравоохранение вошло с большим грузом нерешенных проблем. Продолжается рост частоты и омоложение сердечно-сосудистых, онкологических и других неинфекционных заболеваний. Возникла еще одна важная проблема – негативное отношение к медикам, и она никогда не была столь актуальна, как сейчас. К медицинским работникам стали относиться с подозрением и даже с враждебностью. Причина не только в том, что появились платные медицинские услуги и затраты на лечение увеличиваются, главное – медицина теряет свою духовную основу. Нарушен неписанный, соблюдаемый веками закон гуманного общения медика и пациента. Порой создается впечатление, что у медработников столь же низкая репутация, как во времена Экклезиаста (IV–III вв. до н. э.), который говорил: «Согрешивший перед Создателем да попадет в руки врачей…»

Врач уравнивается с медицинским оборудованием, призванным обеспечить выполнение услуги, потребителем которой является пациент. Морально-этические отношения заменяются медико-экономическими стандартами (протоколами), которые регулируют оказание медицинской помощи. Оказание медицинской помощи все больше удаляется от врачевания, которое начинается с необходимости слушать пациента, и подменяется безликой совокупностью симптомов, а то и просто набором лабораторно-инструментальных данных, что привело к закономерному сокращению общения медика с пациентом, его обезличиванию, деперсонификации. Игнорирование внутреннего мира больного человека приводит к ощущению заброшенности, одиночества и ненужности. Отсюда недоверие, а порой и боязнь врачей, которые испытывает почти половина тех, кто обращается за медицинской помощью.

Медицина тесно связана с судьбой человека, его здоровьем и жизнью, отсюда вытекают особые требования к личности и нравственному облику медицинского работника. Наиболее полно они выражаются понятием «гуманизм», составляющим этическую основу медицины. Без гуманизма медицина теряет смысл, ее научные принципы вступают в противоречие с основной целью – служить человеку. Сложность медицинской профессии заключается в том, что здесь, как ни в одной другой специальности, должны совмещаться профессионализм и психологическое мастерство. Многовековой опыт медицины свидетельствует о том, что хороший медик – это не только квалифицированный специалист в своей области, но и личность, глубоко разбирающаяся во всех тонкостях загадочной души пациента. Эффективность медицинской помощи в значительной степени зависит от стремления медика и пациента к эффективному диалогу. Только диалог способен сделать их единомышленниками, не теми, кто мыслит одинаково, а теми, кто думает об одном.

Если раньше в медицине господствовала личность врача, то теперь – упрощенное восприятие пациента, увлечение медикаментозной терапией и лабораторно-инструментальными исследованиями. В такой медицине медикам не обязательно запоминать лица больных, а пациентам – медиков. Диалог носит формальный характер и реализуется в основном через историю болезни, анализы и различные исследования. Установив диагноз, врач стремится быстрее выписать рецепт и «покончить» с очередным больным. Ирония судьбы – стетоскоп, созданный для того, чтобы «отделить» доктора от больного, сегодня оказался чуть ли не единственным средством, заставляющим врача физически прикоснуться к нему.

Пациент, обживая неуютные больничные пространства, все чаще ловит себя на грустной мысли, что отношения с медицинскими работниками утрачивают искренность, доверие, теплоту и душевность. Пациентам хотелось бы, чтобы все медики были святыми и бессребрениками, раз они доверяют им свою жизнь, а врачи и медсестры – обыкновенные люди. Как в любой профессии, среди медицинских работников есть и посредственные специалисты, и творцы от Бога, но вторых, как и в других специальностях, обычно немного. Поэтому здравоохранение всегда испытывало дефицит в Пироговых, Боткиных, Вишневских, Бурденко, Амосовых, Федоровых.

Надежда на встречу со своим единственным врачом начинает угасать, а больные все так же, как и во времена Гиппократа, ждут своего доктора Айболита. Они не желают, чтобы медработник отгораживался от них медицинской техникой, хотят видеть в нем человека, которому можно верить, чтобы на них смотрели, их слушали, с ними разговаривали. Ждут улыбки, ласковой строгости, хотят знать, что с ними происходит, быть не только потребителями, но и сотворцами своего здоровья. Именно в этом в большинстве случаев заключается причина недовольства и конфликтов. Жалобы, как правило, возникают не на качество оказания медицинской помощи, а на бездушие и формализм. И это нельзя объяснить невысокой зарплатой медиков, такая же ситуация складывается и в других странах.

Введение клинических протоколов в лечебный процесс, казалось бы, должно решить эти проблемы –
врач и пациент больше не попадают в поле отрицательного эмоционального взаимодействия, их отношения фактически определяет медико-экономический стандарт. Постановка диагноза с помощью неинвазивных инструментальных методик также должна сводить к минимуму конфликтные ситуации, уменьшив время непосредственного контакта обеих сторон лечебного процесса. И хотя в этой схеме нет места проявлениям яркого харизматического таланта врача, но нет и чрезмерной психологической нагрузки от физикального обследования пациента и сопереживания его состоянию. Однако оказалось, что сокращается не время общения, теряется сам факт общения. Перед врачом уже не больной, а абстрактный «образ болезни», и знать, кто за ним стоит, в ряде медицинских специализаций вообще не обязательно.

В результате произошедшей трансформации «неконфликтная» обезличенность ставит перед врачом и пациентом ряд проблем. Дело в том, что медиков благодарят не только за излечение, но и за душевное отношение, чуткость, то есть за качества, которые медико-экономическим стандартом не предусмотрены. Медицинские работники в свою очередь задаются вопросом, нормальна ли ситуация, когда вместо пациента перед ними его абстрактный образ, а иногда нет и такового. Это порождает конфликты, где по старинке начинается выяснение отношений с переходом на личности. Отсюда переходящая разумные пределы необоснованная требовательность пациентов и столь популярные обвинения медиков в равнодушии и халатности, что вызывает массу взаимных упреков. Медработникам рекомендуют повышать профессиональный и нравственный уровень, апеллируя к гуманности медицины. При этом не учитывается важнейший фактор: в обществе, находящемся в состоянии, изменяющем личностные характеристики его членов, стандартные рекомендации «работайте, как вас учили» все меньше работают, поскольку учили, опираясь на принципы, обществом стремительно утрачиваемые.

Дискуссия об изменении отношений медика и пациента не нова, однако нуждается в расширении дисциплинарного подхода и требует представления о социальных процессах, которые привели к такой конфигурации проблем медицинской этики. Развитие общества свидетельствует о том, что отношения врача, медсестры и пациента зависят не только от медицинского образования и качества оказания медицинской помощи, но и от изменения принципов функционирования межличностных отношений, вызванных глобальной трансформацией общественного устройства, которое называют состоянием (эпохой) постмодерна.

Исторически общество прошло долгий путь от состояния премодерна, для которого характерны иерархичность, религиозность, имперскость, этничность к эпохе модерна, опиравшейся на права человека, светскость, национальное государство и нацию. Современная общественная система постмодерна гораздо более размыта, чем предыдущие эпохи, что характеризуют отражающие ее категории: произвольность отношения с другим индивидуумом, индифферентность к религии либо принятие «своей» религии (личное мифотворчество), глобализация и космополитизм.

Эпоха постмодерна трансформирует общественное и личное сознание, заставляя общество развиваться в рамках агностицизма (истиной становится общепринятое мнение, особенно многократно отраженное в средствах массовой информации), прагматизма (единственное мерило успеха – деньги), эклектизма (главный принцип – цель оправдывает средства), анархо-демократизма (любое объединение, вплоть до государства, воспринимается как угнетающее личность). Если добавить сюда основные характеристики состояния постмодерна – нестабильность, случайность, дискретность, то главным отличием постмодерна от предыдущих эпох является отсутствие четкой границы между добром (есть только категория «лучше») и злом (категория «хуже»).
В различных ситуациях зло вполне может быть добром, и наоборот, все зависит от цели и обстоятельств. При этом исчезает главное, на чем базируется этика любой профессиональной сферы, – нравственность. Она, по сути, условна или вообще не нужна, она неудобна…

Полную версию статьи можно прочитать в №1 журнала “Медицинские знания” за 2021 год.

Источник

Нельзя врачевать тело не врачуя души

Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности.

Распаляется пламя ветром, а влечение близостью.

Высота горы, на которую ты поднялся определяется глубиной ямы, из которой ты выбрался.

В каждом человеке — солнце. Только дайте ему светить.

Когда слово не бьет, то и палка не поможет.

Помни, все человечество непостоянно, тогда ты не будешь, не слишком радоваться счастливой судьбе,
ни слишком печалиться из-за неудачи.

Бригада

Практически в каждой стране есть своя мафия, но только в России у мафии есть своя страна

/Что толку в странствиях, если ты повсюду таскаешь самого себя?/

Мир скучен для скучных людей.

Плох тот пастух, у которого стадо убывает, а еще хуже тот правитель, у которого народ умирает.

НЕЛЬЗЯ ВРАЧЕВАТЬ ТЕЛО, НЕ ВРАЧУЯ ДУШИ.

• Не от денег рождается добродетель, а от добродетели бывают у людей деньги и все прочие блага…

Из Книги «Всемирная История без комплексов и стереотипов, Том 1», Валерий Гитин

Все профессии — от людей, и только три — от бога: педагог, судья и врач.

Любовь — это тайна, пролегшая между двумя людьми, а не сходство двоих.

Злой человек вредит другим без всякой для себя выгоды.

Молодым людям следует почаще смотреться в зеркало: красивым, чтобы не срамить своей красоты, безобразным — чтобы воспитанием скрасить безобразие.

Нет ничего сильнее знания, оно всегда и во всем пересиливает удовольствия и все прочее.

Удивление есть начало всякой мудрости.

Не слушайся ничьих советов
В том числе и этого.

Источник

Сократ

Сокра́т (др.-греч. Σωκράτης, ок. 469 г. до н. э., Афины — 399 г. до н. э., там же) — древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека. Его деятельность — поворотный момент античной философии. Своим методом анализа понятий (майевтика, диалектика) и отождествлением положительных качеств человека с его знаниями он направил внимание философов на важное значение человеческой личности. Сократа называют первым философом в собственном смысле этого слова. В лице Сократа философствующее мышление впервые обращается к себе самому, исследуя собственные принципы и приёмы.

Прозвище «Овод», вероятно, является отсылкой к обличающему пороки афинян Сократу, которого Платон сравнивал c оводом, который жалит неторопливого коня, и тем побуждает действовать.

Содержание

Источники

Сократ излагал свои мысли в устной форме, в разговорах с разными лицами; до нас дошли сведения о содержании этих разговоров в сочинениях его учеников, Платона и Ксенофонта (Воспоминания о Сократе, Диалоги, Защита Сократа на суде, Пир, Домострой), и лишь в ничтожной доле в сочинениях Аристотеля. Ввиду большого числа и объёма сочинений Платона и Ксенофонта может казаться, что философия Сократа нам известна с полной точностью. Но тут есть препятствие: Платон и Ксенофонт во многих отношениях представляют учение Сократа различно. Например, у Ксенофонта Сократ разделяет общее мнение, что врагам надо делать больше зла, чем они могли бы сделать; а у Платона Сократ, вопреки общему мнению, говорит, что не следует платить обидой и злом никому на свете, какое бы зло ни сделали люди. Отсюда в науке возник вопрос: кто из них представляет учение Сократа в более чистом виде. Вопрос этот породил глубокие споры в философской литературе и решается совершенно различно: одни учёные видят в Ксенофонте самый чистый источник сведений о Сократовой философии; другие, напротив, считают Ксенофонта никуда не годным или мало годным свидетелем и отдают предпочтение Платону.

Философские взгляды Сократа

Используя метод диалектических споров, Сократ пытался восстановить через свою философию авторитет знания, поколебленный софистами. Софисты пренебрегали истиной, а Сократ сделал её своей возлюбленной.

Грань между присущими человеку духовными процессами и материальным миром, уже намеченная предшествующим развитием греческой философии (в учении Пифагора, софистов и др.), была более отчетливо обозначена именно Сократом: он акцентировал своеобразие сознания сравнительно с материальным бытием и одним из первых глубоко раскрыл сферу духовного как самостоятельную реальность, провозгласив её как нечто не менее достоверное, чем бытие воспринимаемого мира (монизм).

В вопросах этики Сократ развивал принципы рационализма, утверждая, что добродетель проистекает из знания, и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно. Ведь добро есть тоже знание, поэтому культура интеллекта может сделать людей добрыми.

Майевтика

Майевтика (др.-греч. μαιευτική — повивальное искусство, родовспоможение) — термин диалога Платона «Теэтет», означающий метод философствования, созданный Сократом.

Майевтика была создана Сократом как искусство извлекать скрытое в каждом человеке знание с помощью наводящих вопросов.

В ходе диалога Сократ вместо того, чтобы утверждать ту или иную истину, задает требующие последовательности вопросы, отвечая на которые, его собеседник формулирует дотоле неизвестные ему утверждения («рождает истину»). Отсюда и связь с повивальным делом: Сократ не делится истиной, а лишь помогает собеседнику самостоятельно создать её.

Суть этого метода состоит в противопоставлении внешнего софистического знания внутреннему философскому знанию, которое каждый носит в себе и может в себе открыть.

Как утверждает Сократ (в диалоге Платона «Теэтет»), он промышляет тем же, чем занималась его мать Фенарета, бывшая повитухой, с той только разницей, что он помогает разрешаться от бремени не женщинам, а мужчинам, и рождают они не дитя, а знание.

Себе он отводит скромную роль, уверяя, что сам он пуст и каждый производит с его помощью то, чем чреват сам.

Смерть Сократа

Высказывания Сократа

Я не афинянин или грек, я гражданин мира.

О душе

Загляните в свои собственные души и найдите в них искру правды, которую боги поместили в каждое сердце и из которой только вы сами сможете раздуть пламя. (сравнить 2:149)

Странно ли, что тебе нет никакой пользы от странствий, если ты повсюду таскаешь самого себя?

Проходя по базару, Сократ говорил: — Как же много на свете вещей, без которых можно обойтись! Люди покупают себе дорогие удовольствия на рынке, а я бесплатно добываю себе удовольствия из своей души.

Тот наиболее богат, кто доволен малым, ибо такое довольство свидетельствует о богатстве натуры.

Лживые слова не только коварны сами по себе, но также заражают душу злом.

Какой человек, будучи рабом удовольствий, не извратит своего тела и души.

О человеке

. хорошо было бы, чтобы человек осмотрел себя, сколько он стоит для друзей, и чтобы старался быть как можно дороже. В таком случае друзья не так бы ему изменяли.

Желание и любовь имеют объектами вещи или качества, которыми человек в настоящее время не обладает, но которых ему недостает.

Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам.

Ничто не способно повредить доброму человеку, ни в жизни, ни после смерти.

В каждом человеке есть солнце. Только дайте ему светить.

Если человек гордится своим богатством, он не заслуживает похвалы, до тех пор, пока не станет известно, как он использует его.

Это удивительно: всякий человек без труда скажет, сколько у него овец, но не всякий сможет назвать, скольких он имеет друзей, — настолько они не в цене.

Природа наделила нас двумя ушами, двумя глазами, но лишь одним языком, дабы мы смотрели и слушали больше, чем говорили.

Злой человек вредит другим без всякой для себя выгоды.

Человек не достигает счастья не потому, что он его не хочет, а потому, что не знает, в чем оно состоит.

Какой человек, будучи рабом удовольствий, не извратит своего тела и души.

Совершеннейшим из людей можно считать того человека, который стремится к совершенству; счастливейшим же из людей можно считать того, кто сознает, что он уже достигает своей цели.

Удивительно, что ваятели каменных статуй бьются над тем, чтобы камню придать подобие человека, и не думают о том, чтобы самим не быть подобием камня.

Чем больше узнаю людей, тем больше уважаю собак.

Бедный человек не тот, у которого нет ни гроша в кармане, а тот, у которого нет мечты.

Человеческая мудрость стоит немногого или вовсе ничего не стоит.

О знании

Я знаю только то, что ничего не знаю, но другие не знают и этого. см. (39:9)

Из вас, о люди, мудрейший тот, кто знает, что ничего-то по правде не стоит его мудрость.

Если с друзьями, просматривая сокровища древних мужей, которые они оставили нам в своих сочинениях, встретим что-либо хорошее и заимствуем, то считаем это великой прибылью для себя.

Если ты будешь любознательным, то будешь много знающим.

Об истине

Поменьше думайте о Сократе, но главным образом — об истине.

О мудрости

Из вас, о люди, мудрейший тот, кто знает, что ничего-то по правде не стоит его мудрость.

Быть ниже самого себя — невежественность, а быть выше самого себя не что иное, как мудрость.

Человеческая мудрость стоит немногого или вовсе ничего не стоит.

О разуме

О невежестве

Быть ниже самого себя — невежественность, а быть выше самого себя не что иное, как мудрость.

Непознанная жизнь не стоит того, чтобы быть прожитой.

Глупость собственного изобретения никогда не предпочитай дельному совету.

Только тупые люди ищут смысл во всём.

О воле

Есть много путей преодоления опасностей, если человек хоть что–то готов говорить и делать.

Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя!

О словах

Заговори, чтобы я тебя увидел.

Когда слово не бьет, то и палка не поможет.

Помните, что неподобающе делать, то также об этом неподобающе говорить.

Если вам ответили молчанием, это еще не значит, что вам не ответили.

Напомнило слова Людвига Витгенштейна: О чем невозможно говорить, о том следует молчать. (What we cannot speak about we must pass over in silence)

О лицемерии

Нетрудно хвалить афинян среди афинян.

Будь таким, каким хочешь казаться.

О жизни и смерти

Лучше мужественно умереть, чем жить в позоре.

Я ем, чтобы жить, а другие люди живут, чтобы есть.

Ничто не способно повредить доброму человеку, ни в жизни, ни после смерти.

Жизнь тела есть зло и ложь. И потому уничтожение этой жизни тела есть благо, и мы должны желать его.

Непознанная жизнь не стоит того, чтобы быть прожитой.

Невозможно жить лучше, чем проводя жизнь в стремлении стать совершеннее.

О добре и зле

Злой человек вредит другим без всякой для себя выгоды.

Не делайте другим того, что не нравится вам, когда это совершается по отношению к вам.

Брак, если уж говорить правду, зло, но необходимое зло.

О демонах

В ранней античности различие между терминами «даймон» и «бог» прослеживается не всегда, так же как не прослеживается связь даймонов исключительно с силами зла или добра. Считалось, что даймоны могли иметь любую природу, в том числе и смешанную, то есть могли в равной степени творить как зло, так и добро.

Основные сведения о даймонах (рим. «гениях», синоним христианских ангелов) в древнегреческой классике почерпнуты из «Диалогов» Платона «Послезаконие», «Пир», «Апология Сократа». Сократ в диалогах говорит, что им руководит «добрый демон» или гений, отвращающий ото зла, и направляющий к добру. Далее этот «демон Сократа» отождествляется с Богом Платона и неоплатоников. Апулей — древнеримский философ-платоник прокомментировал идею о «даймоне Сократа» в книге «О боге Сократа» (De deo Socratis). Это рассуждение о природе «даймона» у Сократа и о существовании промежуточных существ между богами и людьми.

В диалоге «Послезаконие» (984d-985) Платон называет даймонов разновидностью воздушных существ, имеющих в иерархии духов третий и четвёртый ранги и занимающих своё место после звёзд и богов. Даймоны, будучи чем-то средним между богами и людьми, исполняют функции посредников (между богами и людьми) и потому их следует особенно почитать в молитвах. Даймон (гений) приставлен к человеку от рождения и сопровождает его до самой смерти. Даймоны четвёртого ранга состоят только из воздуха и эфира и потому «как бы близко от нас они ни находились, они остаются неразличимыми». В то же время они относятся к роду «умеющему быстро учиться и обладающему хорошей памятью».

Всех даймонов Платон называет «толкователями и интерпретаторами всех вещей между собой и высочайшими из богов, учитывая то, что средний разряд созданий может легко парить над землёй и во всей вселенной». Даймоны «бесспорно должны существовать, когда речь заходит о верованиях отдельных личностей или целых обществ, имеющих происхождение в общении с некоторыми из них — через явление в ночных снах, оракулы и пророческие голоса, улавливаемые как больными, так и здоровыми, или через открываемое при конце жизни — и они были, и ещё будут впоследствии истоками многих распространённых культов». Таким образом, отдельные даймоны могут выступать в роли божеств различных культов.

Последователи Платона и стоики отождествляли с даймоном душу человека, возвращающуюся после смерти в свою стихию.

О правде и лжи

Лживые слова не только коварны сами по себе, но также заражают душу злом.

О счастье

Человек не достигает счастья не потому, что он его не хочет, а потому, что не знает, в чем оно состоит.

Обычная логика утверждает: если ты несчастлив, значит, у тебя нет счастья. А раз его у тебя нет, то иди и ищи. Парадоксальная же логика говорит: если ты пойдёшь искать счастье, то ты его потеряешь! Просто сядь и пойми, что оно у тебя есть.

Совершеннейшим из людей можно считать того человека, который стремится к совершенству; счастливейшим же из людей можно считать того, кто сознает, что он уже достигает своей цели.

О терпении

Однажды, даже получив пинок, Сократ и это стерпел, а когда кто-то подивился, он ответил: «Если бы меня лягнул осел, разве стал бы я подавать на него в суд?»

Лучше подвергаться несправедливости, чем самим совершать её.

Надо принимать даже насмешки комиков; если они поделом, то это нас исправит; если нет, то это нас не касается.

О несправедливости

Лучше подвергаться несправедливости, чем самим совершать её.

О браке

Лучший брак: когда женщина слепая, а муж глухой.

Брак, если уж говорить правду, зло, но необходимое зло.

Об отношении к родителям

Берегись также, чтобы люди, заметив твое непочтение к родителям, не стали сообща презирать тебя, и чтобы тебе не остаться вовсе без друзей, потому что, как только они заметят твою неблагодарность к родителям, никто не может быть уверен, что, сделав тебе доброе дело, получит благодарность.

О труде

Лучше работать без определенной цели, чем ничего не делать.

Это высказывание Сократа напомнило слова Рене Декарта:

Уж лучше совсем не помышлять об отыскании каких бы то ни было истин, чем делать это без всякого метода.

О богатстве и бедности

Тот наиболее богат, кто доволен малым, ибо такое довольство свидетельствует о богатстве натуры.

Всем известно, что за деньги можно купить туфли, но не счастье, еду, но не аппетит, постель, но не сон, лекарство, но не здоровье, слуг, но не друзей, развлечение, но не радость, учителей, но не ум.

Если человек гордится своим богатством, он не заслуживает похвалы, до тех пор, пока не станет известно, как он использует его.

Богатство и известность не приносят никакого достоинства.

Быть довольным — это наше природное богатство, роскошь — это искусственная бедность.

Бедный человек не тот, у которого нет ни гроша в кармане, а тот, у которого нет мечты.

Если бы я мог взойти на самое высочайшее место в Афинах, я бы возвысил голос и заявил: «Сограждане мои, почему вы переворачиваете и скребете каждый камень, чтобы скопить богатство, и так мало заботитесь о своих детях, которые в один прекрасный день унаследуют все это богатство?»

О желаниях

Желание и любовь имеют объектами вещи или качества, которыми человек в настоящее время не обладает, но которых ему недостает.

Чем меньше у меня желаний, тем ближе я к богам.

Жизнь тела есть зло и ложь. И потому уничтожение этой жизни тела есть благо, и мы должны желать его.

Какой человек, будучи рабом удовольствий, не извратит своего тела и души.

Кто хочет, тот ищет возможности, кто не хочет — ищет причины.

О высокомерии

У солнца есть один недостаток: оно не может видеть самого себя.

О любви

Желание и любовь имеют объектами вещи или качества, которыми человек в настоящее время не обладает, но которых ему недостает.

Завоевывай себе друзей не пустой ленью, а искренними словами любви.

Об излишествах

Как много есть на свете вещей, которые мне не нужны!

Тот наиболее богат, кто доволен малым, ибо такое довольство свидетельствует о богатстве натуры.

Быть довольным — это наше природное богатство, роскошь — это искусственная бедность.

О воспитании

В каждом человеке есть солнце. Только дайте ему светить.

Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами, они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохи.

Если бы я мог взойти на самое высочайшее место в Афинах, я бы возвысил голос и заявил: «Сограждане мои, почему вы переворачиваете и скребете каждый камень, чтобы скопить богатство, и так мало заботитесь о своих детях, которые в один прекрасный день унаследуют все это богатство?»

О дружбе

Друзья не те, кто хвалит все твои слова и поступки, а те, кто любезно обличил твои недостатки.

Берегись также, чтобы люди, заметив твое непочтение к родителям, не стали сообща презирать тебя, и чтобы тебе не остаться вовсе без друзей, потому что, как только они заметят твою неблагодарность к родителям, никто не может быть уверен, что, сделав тебе доброе дело, получит благодарность.

. хорошо было бы, чтобы человек осмотрел себя, сколько он стоит для друзей, и чтобы старался быть как можно дороже. В таком случае друзья не так бы ему изменяли.

Если с друзьями, просматривая сокровища древних мужей, которые они оставили нам в своих сочинениях, встретим что-либо хорошее и заимствуем, то считаем это великой прибылью для себя.

Это удивительно: всякий человек без труда скажет, сколько у него овец, но не всякий сможет назвать, скольких он имеет друзей, — настолько они не в цене.

Завоевывай себе друзей не пустой ленью, а искренними словами любви.

Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности.

О политике

. если человек, взявшись быть пастухом стада коров и убавляя и ухудшая их, не сознается, что он плохой пастух; но что еще более для него странно, если человек, взявшись быть начальником в государстве и убавляя и ухудшая граждан, не стыдится этого и не сознает, что он плохой начальник.

Тех, кто желает и сам иметь много хлопот и другим доставлять их, я поставил бы в разряд годных к власти.

Об искусстве

Скульптор должен в своих произведениях выражать состояние души.

О здоровье

Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам.

Я хочу при помощи гимнастики всего тела сделать его более уравновешенным.

Здоровье — не всё, но всё без здоровья никак.

О талантах

В каждом человеке есть солнце. Только дайте ему светить.

Об алкоголе

О путешествиях

Странно ли, что тебе нет никакой пользы от странствий, если ты повсюду таскаешь самого себя?

О науках

Логика

Обычная логика утверждает: если ты несчастлив, значит, у тебя нет счастья. А раз его у тебя нет, то иди и ищи. Парадоксальная же логика говорит: если ты пойдёшь искать счастье, то ты его потеряешь! Просто сядь и пойми, что оно у тебя есть.

Философия

Назначение философии не в умозрительных догадках и построениях картины мира, а в раскрытии того, как людям следует жить, чем руководствоваться, как оказывать воздействие на других и на самого себя. Повседневная жизнь человека – это искусство. Основное познание должно быть направлено на себя, на деятельность своей души по поиску истины и смысла жизни.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *