нельзя не согласиться с мнением автора
Клише для сочинения ЕГЭ
– Какими должны быть отношения отцов и детей? Этой проблеме посвящен текст (ФИО автора)
– Что такое настоящая дружба? Над этой проблемой размышляет автор.
– В чем заключается доброта? Такова проблема, которую рассматривает автор.
– Автор поднимает проблему взаимоотношения поколений.
– В центре внимания автора проблема дружбы.
– (ФИО автора) помогает нам задуматься над проблемой проявления доброты.
– Автор обращается к собственному опыту и вспоминает….
– Писатель не случайно приводит слова (кого): «Цитата»
– Автор разделяет мнение (кого)…
– Публицист спорит (с кем)….
– Думаю, нужно обратить внимание на мысль о том, что…
– Особого внимания заслуживает мнение автора о…
– В центре внимания автора случай…
– Писатель изображает (кого/что)…
– Герой говорит: «Цитата»
– Стоит обратить внимание на мысли (слова, поступки) героя…
– Особого внимания заслуживает такая художественная деталь, как…
– Симпатии автора на стороне героя, который…
Пояснение к примерам
– Писатель хочет сказать, что…
– Этот пример показывает, что…
– Смысл этого высказывания в том, что…
– Эти слова убедительно доказывают, что…
– Я думаю, этим примером автор хотел показать…
– Приведенные слова содержат глубокий смысл…
– Автор не случайно обращает наше внимание на…
– Поступок героя показывает, что…
– Слова (мысли) героя позволяют понять…
– Я думаю, описанная ситуация заслуживает особого внимания, потому что…
– Эти события автор описывает, чтобы…
Смысловая связь между примерами
– Противопоставляя эти примеры (этих героев), автор показывает…
– Сравнивая эти примеры (точки зрения, героев), мы можем увидеть…
– Что стало причиной этих событий? Об этом автор пишет далее.
– Это рассуждение приводит автора к выводу о том, что…
– Несмотря на то что все убеждены в правильности…, герой (автор) думает иначе.
– Автор не выражает прямо свою позицию, но она прослеживается в логике текста…
– Авторское отношение к проблеме выражено в предложении: «…»
– Автор считает, что….
4. Собственное отношение к позиции автора
– Я согласен с автором и тоже считаю, что…
– Невозможно не согласиться с автором, потому что…
– Я полностью разделяю мнение автора, поскольку считаю, что…
Таблица-шаблон к сочинению по русскому языку на ЕГЭ-2020
Композиция сочинения | Содержание части сочинения | Возможные клише к сочинению |
1. Проблема, поставленная автором текста(К1) | Вопрос, над которым размышляет автор. | Автор текста (фамилия, инициалы) размышляет над проблемой(чего?)… |
Автор текста (фамилия, инициалы) предлагает своим читателям задуматься над проблемой(чего)…
В центре внимания автора текста (фамилия, инициалы) проблема(чего?)…
Проблемный вопрос. Такова проблема, которая привлекла внимание автора текста(фамилия, инициалы).
Проблемный вопрос. Этой проблеме посвящен текст автора(фамилия, инициалы).
Именно эта проблема привлекла внимание автора текста(фамилия, инициалы)
«…?»- такой вопрос ставит в своем тексте автор (фамилия, инициалы).
по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста(К2)
Первый пример + пояснение к примеру
Второй пример + пояснение к примеру
Связь между примерами (противопоставление, сравнение, причина – следствие, вывод, уступка)
Проблема раскрывается автором на примере…
Автор обращает внимание читателя на …
Не случайно автор изображает (кого, что?)…
Поступок героя свидетельствует о том, что…
В качестве примера автор рассматривает…
Пояснение к примерам:
Писатель убеждает читателя в том, что…
Этот пример показывает, что…
Этот пример убедительно доказывает, что…
Эти слова содержат глубокий смысл, который можно обозначить так…
Автор неслучайно обращает внимание на…
Эти события(факты, примеры) помогают понять…
АВТОР отмечает, описывает, подчеркивает, останавливается на…, опирается на мнение…, сопоставляет, подтверждает свои мысли…
Связь между примерами:
Размышляя над проблемой, автор противопоставляет….
Для сравнения автор обращается к …
Оба примера, дополняя друг друга, дают ясно понять….
Это рассуждение приводит автора к выводу о том, что…
Несмотря на очевидную правоту героя, автор думает иначе…
Объясняя причину поступка героя, автор приводит….
Автор подводит читателя к выводу о том, что…
Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу…
Позиция автора такова…
Автор убеждает нас в справедливости вывода о том, что…
«Цитата из текста, где явно звучит вывод автора»
Я согласен с мнением автора.
Нельзя не согласиться с мнением автора.
Безусловно, автор прав.
Моя точка зрения совпадает с позицией автора…
Трудно не согласиться с автором.
Я полностью разделяю позицию автора.
Обоснование собственной позиции:
Сама история человечества не раз доказывала справедливость этого…
Нужно вспомнить и тот научный факт, который еще раз подтверждает…
Когда-то и я впервые услышал о том, что…
Известный ученый/ политик/ спортсмен/ общественный деятель/писатель об этом говорил так…
Нельзя не вспомнить героя известного фильма/ романа…
Автор: Фурзикова Ольга Юрьевна, учитель русского языка и литературы.
Правила написания заключительной части сочинения
Что такое заключение в сочинении
Сочинение — рассуждение на заданную тему, подкрепленное аргументами на основе литературы или личного опыта, и записанное в определенной структурированной последовательности.
Заключение в сочинении — подведение итогов всей работы в отношении основной мысли, проблематики и темы, и дополнение ее личным мнением автора.
Любое сочинение состоит из вступления, где автор формулирует проблематику, основной части, где происходит раскрытие темы и подкрепление ее аргументами, и заключения.
Предметы ЕГЭ, где пишут сочинение или эссе:
Задача заключения
Главная задача заключения — подвести итог всего авторского произведения, будь то сочинение или эссе.
Важно подвести краткий вывод, не дублируя написанное выше, не используя новых данных.
Ошибки заключения, которые допускают в школьном сочинении:
Виды заключений в сочинении
Обладание знаниями о различных видах заключений поможет оперативно выбрать, как начать и завершить сочинение.
Нельзя не согласиться с мнением автора, что отношение человека к природе демонстрирует его отношение к себе. Герой рассказа бережно заботился о саде, посаженном его бабушкой, чтил семейные ценности и уважал себя и свое дело.
В заключение хочется сказать, что внутренняя гармония достигается и в бережном отношении к природе.
Мог ли Печорин избежать дуэли, отпустить ситуацию и уехать в другой город, забыв о Мэри? Два эгоиста, Печорин и Грушницкий, не способные на настоящую любовь и дружбу, встретились на страницах одного произведения. Их противостояние было продолжительным, болезненным для обоих, поэтому дуэль стала развязкой конфликта и освобождением друг для друга.
Автор произведения нас подводит к мысли, что литература — неисчерпаемый источник для наших знаний и жизненных ориентиров. Давайте читать классику, чтобы наполнять себя добром, мудростью и опытом.
Сергей Есенин пишет: «Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!», я скажу: «Не надо рая, дайте родину мою»». Я разделяю мысль, звучащую в строках этого стихотворения, что любовь к родине — это и есть счастье. И для человека нет лучше места, чем его родная земля.
Подводим итог в сочинении
Итог в сочинении — это завершение всего произведения. Логичное, стилистически верно написанное заключение говорит о том, что автор осознает написанное и позиция соответствует реальным ощущениям автора.
Структура и важные аспекты
Заключение должно соответствовать всему тексту автора. Оно не может вводить новые аргументы, темы для размышления. Это завершающая концовка, итог всего вышесказанного.
В структуре сочинения заключение может занимать порядка 15% объема всего авторского произведения.
Способы оформления
Как правильно оформить заключение? Начните его с нового абзаца. Возможны два варианта перехода к завершению текста:
Клише — типовая схема употребляемых словосочетаний, устойчивая конструкция, общие модели речевого поведения.
Примеры и клише
Для успешного написания заключения сочинения запомните несколько клише. Это поможет оперативно выбрать нужную конструкцию, определить правила расстановки знаков препинания, сэкономить время на написание и итоговую проверку работы.
Клише | Пример употребления |
Для заключения — обобщения | |
В заключение мне хотелось бы подчеркнуть, что язык и слово — огромное богатство народа. | |
Хочется верить, что уроки о доброте и человечности, полученные нами в детстве, станут большой опорой в будущем. | |
Для заключения в форме риторического вопроса | |
В который раз спросим себя: достаточно ли мы уделяем внимания родителям и семье? Безусловно, ответ мы не дадим, но сердце каждого человека откликнется, возможно, мы станем чуть внимательнее к родным. | |
Заключение — призыв к действию | |
В заключение хочется призвать людей к ответственности: давайте беречь природу для себя и для следующих поколений. | |
Заключение — цитата | |