нельзя назвать экономическим благом
Нельзя назвать экономическим благом
Мы знаем, что экономика – это наука о выборе. Пришло время уточнить данное определение. Экономика – это наука о рациональном выборе в мире, где потребности людей выше возможностей по их удовлетворению. Это определение поможет рассмотреть причины, заставляющие нас осуществлять выбор – не самый, кстати сказать, приятный процесс. Кроме того, оно поможет нам освоить базовые экономические термины, без которых наш разговор об экономике обречен на взаимное недопонимание.
Потребности. Мотивы. Цели
Поскольку экономика придает особое значение анализу стимулов, экономисту важно понимать, что такое потребности, желания и цели. Потребности – это психофизиологическое ощущение человеком недостатка в чем-либо. Мы ощущаем голод, жажду, половое влечение и т. д. – все это потребности.
Американский психолог А. Маслоу обобщил потребности в иерархической системе, названной в его честь пирамидой Маслоу.
Согласно теории мотивации Выготского иерархия потребностей не такая жесткая и необязательно полностью удовлетворить предыдущую потребность, чтобы перейти к удовлетворению следующей. Удовлетворение потребностей разных уровней происходит не постепенно, а параллельно и независимо друг от друга.
Российский психофизиолог Павел Васильевич Симонов указывал на то, что потребности – это врожденно заданные поведенческие программы, за которые отвечают специализированные нейронные сети. Существуют области мозга, отвечающие за потребности. Если эти зоны повредить, потребности исчезают. Если активировать, потребности растут. Он предлагает при классификации потребностей отталкиваться от существующих нейросетей. Появляется еще одна классификация потребностей.
Задача. Должен ли производитель ориентироваться на потребности потребителя. Ответ по ссылке.
Ощущение потребности не означает возникновения четкого образа объекта, с помощью которого потребность можно удовлетворить. Возникновение потребности лишь запускает поисковую активность: что сделать, чтобы удовлетворить потребность, чтобы устранить ощущение неудовлетворенности? В ходе поисковой активности возникают мотивы, сужающие поисковую деятельность до определенного объекта.
Мотив – это конкретизированный объект, который согласно представлениям данного человека способен удовлетворить потребность. Мотив – это то, чего хочется. Поскольку голод удовлетворяется посредством пищи, потребность «голод» конкретизируется в мотив – получить пищу. Потребность «жажда» конкретизируется в мотив – получить питье и т. д.
В психологии личности разделяют три основные группы мотивов:
Хитрость в том, что могут существовать различные варианты конкретизации одной и той же потребности. Например, потребность «голод» может конкретизироваться в мотиве «поесть» или в мотиве «покурить» в зависимости от того, как мы исходя из нашего опыта представляем себе механизм удовлетворения потребности. Потребность в признании может конкретизироваться через мотив – стать умным или же через мотив – стать богатым. Разберитесь в мотивах, и вы сможете управлять людьми.
Когда американская ассоциация пенсионеров обратилась к юристам с просьбой о снижении оплаты юридических услуг для нуждающихся пенсионеров, юристы ответили отказом. Денежный мотив конкретизирует не только удовлетворение физиологических потребностей, но и, например, потребности в признании. Мне хорошо платят, значит, я – хороший специалист, моя работа необходима. Снижение оплаты снижает самооценку работника. Однако те же юристы согласились обслуживать пенсионеров бесплатно. Изменились мотивы. Бесплатная деятельность способствовала реализации потребностей в принадлежности и признании. Нередко люди «филонят» за деньги, но не жалеют здоровья, работая за переходящее красное знамя.
Когда мы осознаем и конкретизируем наши мотивы, они трансформируются в цели. Если в мотивах мы обычно не отдаем себе отчета, то цель всегда сознательна. При этом, когда перед нами появляется цель, мы не только ее осознаем, представляем ее конкретный объект, средства и результаты ее достижения, но и хотим ее достичь.
Цель – это осознанный сформированный образ желаемого результата. Цель нашего похода в ресторан – не просто поесть. Мы же не заказываем в ресторане «килограмм мужской еды», а заказываем котлету по-киевски и гарнир из картофеля с кунжутом. Потребность – голод, мотив – поесть, цель – котлета по-киевски. Действия побуждаются мотивом, но направлены на цель. Правильно поставленная цель в значительной степени определяет алгоритм действий, направленных на ее достижение, и является необходимым условием эффективной деятельности. Действие – процесс, подчиненный сознательной цели.
В западной традиции менеджмента цель – это некий конкретный, конечный результат, которого мы стремимся добиться.
Мы можем влиять на цели людей, воздействуя на их мотивы. Мотив – это то ради чего ставятся и достигаются цели. Понимание мотивов помогает направлять деятельность других людей в необходимое нам русло, мотивировать их на достижение необходимого нам результата. Мотивация – это процесс побуждения кого-либо к активной деятельности для достижения личных целей или целей организации.
В теории мотивации разделяют стимулы – внешние силы, побуждающие к активному действию, и мотивы – внутренние побудительные силы. Менеджер выступает в роли внешней силы, стимулирующей работников посредством воздействия на их мотивы. Сложность менеджмента заключается в том, что не существует однозначной связи между потребностями, мотивами и целями.
Результаты мотивационных действий могут по-разному действовать на разных людей. Например, психологи выделили две группы людей по восприимчивости к типу мотивации:
Если первая группа лучше мотивируется через всевозможные вознаграждения, то люди из второй группы выполняют задания из страха наказания. Распознать их несложно. Описывая на очередном собрании новые цели организации, вы, вероятнее всего, встретите одобрение тех, у кого преобладает мотивация на достижение успехов. Затем к разговору подключатся работники с мотивацией на избегание неудач, приводящие доводы против. Но не стоит избавляться от второй группы сразу после собрания. Возможно, они помогут вам уберечься от непростительных авантюр.
Однако стоит запомнить: следует мотивировать людей не так, как мы считаем нужным, а так, как люди сами этого хотят. Готовясь поймать рыбу, мы насаживаем на крючок червя, хотя и уверены, что клубника значительно вкуснее.
Блага. Ресурсы
Люди нуждаются в благах. Блага – это все, что способно удовлетворять потребности людей. Теплое жилье, вкусный сэндвич, таблетка аспирина, художественный фильм – все это примеры благ. Блага помогают нам удовлетворить потребности и становятся целью нашей деятельности.
Блага бывают экономическими и неэкономическими:
Предприимчивые люди научились переводить блага из категории неэкономических в категорию экономических, искусственно ограничивая доступ к ним: пляжи огораживают заборами и делают платными; воду называют «чистой» и продают в бутылях; преступники ограничивают доступ к кислороду с помощью целлофановых пакетов; непреступники торгуют воздухом из экзотических стран в консервных банках.
Экономические блага бывают:
Подобное деление – некоторое усреднение. Говоря, что шнурки и ботинки взаимодополняемые блага, мы утверждаем, что большинство людей зашнуровывают ботинки. Мы вовсе не утверждаем, что не появится странный человек, надевший ботинки без шнурков. Однако такая классификация объясняет, например, почему в отделе люстр выгодно продавать лампочки, а не тормозные шланги.
Есть еще одна интересная классификация, связанная с издержками определения качества благ:
При реализации исследуемых благ проблем определения качества не возникает: вы покупаете на рынке яблоко, пробуете и понимаете, устраивает оно вас или нет. С опытными благами сложнее: нанятая вами бригада сделала ремонт квартиры, вы полностью рассчитались, но проходит время и обнаруживается брак. Еще хуже дело обстоит с доверительными благами: вы можете годами получать медицинское обслуживание, но так и не узнать, как оно отразилось на вашем здоровье.
В зависимости от комбинации этих двух признаков различают:
Экономические блага — понятие, виды, характеристики, примеры
В процессе формирования представлений о комфортной жизни образовалось понятие экономического блага. Оно направлено на удовлетворение различных потребностей человека и выступает одним из основных двигателей хозяйственной и промышленной деятельности. В этой статье мы рассмотрим, что означает определение “блага” и какими признаками оно отличается от других ресурсов.
Что такое благо
Каждый человек в процессе жизнедеятельности сталкивается с различными нуждами и желаниями. Для обеспечения комфорта, отдыха, здоровья, безопасных трудовых условий и прочих потребностей людям необходимы ресурсы и материальные предметы.
Все то, что способно приносить пользу, удовольствие и решать повседневные проблемы, называется благом. Это понятие подразумевает под собой совокупность вещей и явлений, которые имеют ценность для человека или групп людей. Благо может оцениваться в денежных ресурсах и выступать предметом обмена и торговли. Иногда полезные и нужные явления не имеют рыночной стоимости. Получается, что благо — это нечто важное для человека.
Рис. 1. Определение термина «благо»
Все блага можно классифицировать на экономические и неэкономические:
Важно! Неэкономические блага во многом способствуют удовлетворению потребностей человека в отдыхе, удовольствии и сохранении здоровья. Но без экономических благ использование многих природных ресурсов будет либо невозможным, либо бесполезным. Например, поездка на море невозможна без участия транспорта, топлива и личных вещей человека. А наличие чистого воздуха не принесет пользы, если у человека отсутствуют жилье и пища. В совокупности природные ресурсы и результаты производства способны в полной мере удовлетворять многие нужды людей.
Экономические блага производятся для того, чтобы жизнь человека была более счастливой, комфортной и безопасной. Отдых, здоровье и решение повседневных вопросов являются целью, достигнуть которую можно с помощью различных ресурсов и продуктов.
Признаки экономических благ
Не все результаты труда и продукты обмена могут стать благом. Существуют основные характеристики, позволяющие назвать объект экономическим благом:
Чтобы предмет стал благом, требуется наличие всех этих признаков. Если вещь обладает ценными свойствами, но ее использование не решает проблему человека, этот объект не всегда может называться благом.
Важно! Встречается множество случаев, когда связь между пользой и ценностью неочевидна либо зависит от взглядов конкретного человека. Например, алкоголь является важным и ценным для одних людей, но совершенно ненужным и бессмысленным для других. А здоровое питание не перестает быть благом, даже если человек не осознает необходимости в данном ресурсе.
Если отделять экономическое благо от свободного, следует рассмотреть такие признаки:
Важно! Даже если человек получил какое-то экономическое благо бесплатно, оно не становится свободным. На выпуск и покупку объекта были затрачены трудовые ресурсы и материалы. Если на производстве выпустили очень много продукции, она все равно может являться благом, так как существует определенное исчерпаемое количество этих вещей.
Рис. 2. Виды благ
Классификации экономических благ
Поскольку экономические блага охватывают все результаты человеческого труда, существует множество видов этих полезных явлений и предметов. Для облегчения процесса изучения их принято классифицировать на группы, в зависимости от требуемых признаков.
Понятие блага с точки зрения вещественного содержания
Все экономические блага можно поделить на две большие группы:
Классификация по типу удовлетворения потребностей
Различают взаимодополняемые и взаимозаменяемые товары и услуги. К первому типу относятся объекты, которые выполняют схожую роль, но отличаются по свойствам и качеству. Это могут быть декоративные цветы, одежда или различная еда. К взаимодополняемым благам относят те продукты производства и потребления, которые не способны существовать отдельно для удовлетворения одной потребности. Например, шампунь бесполезен без наличия воды, а компьютер не сможет работать без электричества.
Важно! Взаимодополняемость также называют комплементарностью. Этот термин в экономике используется для обозначения взаимозависимых объектов и предметов.
Разделение благ по потреблению
Все предметы и объекты, необходимые для удовлетворения человеческих потребностей, можно разделить на:
Существуют и другие способы классифицировать экономические блага по специфическим признакам. Но эти перечисленные методы группировки являются одними из самых популярных в экономической теории.
Рис. 3. Классификация благ
Общественные блага
Этой категории полезных ресурсов в экономике уделяется особое внимание. Общественными благами может называться все то, что потребляется группой людей. Их отличие от индивидуальных (частных) благ в том, что общественно полезные объекты не могут использоваться только одним человеком.
В экономике общественные блага определяются совокупностью ресурсов, находящихся во владении государства. Эти ресурсы призваны служить для улучшения жизни граждан и предоставляются потребителю бесплатно. Примером общественных благ могут выступать образовательные учреждения, мосты, дороги, медицинское страхование населения. Они решают важные социальные проблемы и выступают показателем отношения государства к нации.
Важно! Государство должно предоставлять подобные блага для обеспечения комфортной и безопасной жизни людей. Некоторые блага, такие как льготы или программы муниципального характера, предоставляются только определенным слоям населения и называются исключаемыми. В то время как ресурсами, направленными на удовлетворение жизненно важных потребностей, обеспечивается все население.
Общественные блага отличаются специфическими особенностями:
Не все материальные объекты можно назвать благом. Многие предметы, необходимые людям в их повседневной жизни, выполняют важную экономическую роль и оцениваются в денежном эквиваленте. Разнообразие полезных товаров, услуг и социальных явлений обеспечивают комфортную, безопасную и счастливую жизнь человека.
Узнайте еще больше интересных фактов об экономических благах из предложенного ниже видео.
Конспект лекций по учебной дисциплине «Экономика»
Данный конспект лекций представляет собой общий курс экономики. Согласно проекту государственного стандарта специальности 080801 «Прикладная информатика (по областям)», в конспекте подробно освещаются основные вопросы экономики, изложены основные концепции всех существующих экономических школ, представлен обширный терминологический аппарат экономики. Данное учебное пособие состоит из 16 глав, в конце каждой главы приведены выводы и вопросы для самоконтроля. В конце пособия представлен обширный словарь основных экономических терминов – глоссарий.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Конспект лекций по учебной дисциплине «Экономика» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ, БЛАГА И РЕСУРСЫ
Хозяйственная жизнь общества зиждется на необходимости удовлетворять потребности людей в различных экономических благах. В свою очередь, эти блага производятся на базе экономических ресурсов, которые есть в распоряжении общества и его членов.
2.1. Экономические потребности и блага
У всех людей есть различные потребности. Их можно разделить на две части: духовные и материальные потребности. Хотя это деление условно (так, трудно сказать, к духовным или материальным потребностям относится потребность человека в знаниях), однако в большей части оно возможно.
Материальные потребности можно назвать экономическими потребностями. Они выражаются в том, что мы хотим различных экономических благ. В свою очередь, экономические блага — это материальные и нематериальные предметы, точнее, свойства этих предметов, способные удовлетворять экономические потребности. Экономические потребности — одна из основополагающих категорий в экономической теории.
На заре человечества люди удовлетворяли экономические потребности за счет готовых благ природы. В дальнейшем абсолютное большинство потребностей стало удовлетворяться за счет производства благ. В рыночной экономике, где экономические блага продаются и покупаются, их называют товарами и услугами (часто просто товарами, продуктами, продукцией).
Человечество устроено так, что его экономические потребности обычно превышают возможности производства благ. Говорят даже о законе (принципе) возвышения потребностей, который означает, что потребности растут быстрее производства благ. Во многом это происходит потому, что по мере удовлетворения одних потребностей у нас тут же возникают другие.
Так, в традиционном обществе большинство его членов испытывает потребности прежде всего в продуктах первой необходимости. Это потребности преимущественно в пище, одежде, жилье, простейших услугах. Однако еще в ХIХ в. прусский статистик Эрнест Энгель доказал, что существует прямая связь между типом покупаемых товаров и услуг и уровнем дохода потребителей. Согласно его утверждениям, подтвержденным практикой, с увеличением абсолютного размера дохода доля, расходуемая на товары и услуги первой необходимости, уменьшается, а доля расходов на менее необходимые продукты увеличивается. Самая первая потребность, притом ежедневная, это потребность в пище. Поэтому закон Энгеля находит выражение в том, что с ростом доходов уменьшается их доля, идущая на покупку продовольствия, и увеличивается та часть доходов, которая расходуется на приобретение других товаров (особенно услуг), являющихся продуктами не первой необходимости.
В конечном счете мы приходим к выводу, что если рост экономических потребностей постоянно обгоняет производство экономических благ, то эти потребности до конца неутолимы, безграничны.
Другой вывод — экономические блага ограниченны (редки, по терминологии экономической теории), т.е. меньше потребностей в них. Это ограничение связано с тем, что производство экономических благ сталкивается с ограниченностью запасов многих природных ресурсов, частой нехваткой рабочей силы (особенно квалифицированной), недостаточностью производственных мощностей и финансов, случаями плохой организации производства, отсутствием технологий и других знаний для производства того или иного блага. Говоря по-другому, производство экономических благ отстает от экономических потребностей из-за ограниченности экономических ресурсов.
2.2. Экономические ресурсы
Под экономическими ресурсами понимаются все виды ресурсов, используемых в процессе производства товаров и услуг. В сущности, это те блага, которые используются для производства других благ. Поэтому их нередко называют производственными ресурсами, производственными факторами, факторами производства, факторами экономического роста. В свою очередь, остальные блага называют потребительскими благами.
2.2.1. Виды экономических ресурсов
К экономическим ресурсам относятся:
− природные ресурсы (земля, недра, водные, лесные и биологические, климатические и рекреационные ресурсы), сокращенно — земля;
− трудовые ресурсы (люди с их способностью производить товары и услуги), сокращенно — труд;
− капитал (в форме денег, т.е. денежный капитал, или средств производства, т.е. реальный капитал);
− предпринимательские способности (способности людей к организации производства товаров и услуг), сокращенно — предпринимательство;
− знания, необходимые для хозяйственной жизни.
Еще Аристотель, а вслед за ним и средневековые мыслители считали труд одним из основных экономических ресурсов. Подобный подход разделяла и первая экономическая школа в мире — меркантилизм. Школа физиократов особое значение приписывала земле как экономическому ресурсу. Адам Смит рассматривал такие экономические ресурсы, как труд, земля и капитал. Однако наиболее четко теорию трех факторов производства сформулировал французский экономист Жан Батист Сэй (1767-1832). Английский экономист Альфред Маршалл (1842-1924) предложил добавить четвертый фактор — предпринимательские способности. Многие современные экономисты склонны полагать, что сейчас по значимости в качестве фактора экономического роста на первое место вышел фактор «знания», называя его по-разному — технология, научнотехнический прогресс, наука, информация.
2.2.2. Безграничность потребностей и ограниченность экономических ресурсов как основа экономической теории
Как уже отмечалось выше, в жизни мы часто сталкиваемся с тем, что экономические ресурсы ограничены. Также подчеркивалось, что экономические потребности безграничны.
Это сочетание двух типичных для хозяйственной жизни ситуаций — безграничность потребностей и ограниченность ресурсов — образует основу всей экономики, экономической теории. В сущности, это наука, «изучающая, каким образом общество с ограниченными, дефицитными ресурсами решает, что, как и для кого производить», или, говоря по-другому, она «исследует проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов или управления ими с целью достижения максимального удовлетворения материальных потребностей человека». Свести только к этому современную экономическую теорию.нельзя. Однако противоречие между безграничностью потребностей и ограниченностью ресурсов образует ту ось, вокруг которой вращается хозяйственная жизнь, и стержень экономики как науки. Домохозяйству, фирме, всей национальной экономике приходится постоянно делать выбор, на покупку или производство каких благ следует потратить свои ресурсы, которые почти всегда ограниченны.
2.2.3. Переплетение, мобильность и взаимозаменяемость экономических ресурсов
Ресурсы взаимопереплетены. Например, такой экономический ресурс, как знания, используется, когда природные ресурсы стремятся потребить более рационально на основе новых знаний (научных достижений). Знания являются важным элементом такого ресурса, как труд, когда его оценивают с качественной стороны и обращают внимание на квалификацию работников, которая зависит, прежде всего, от полученного ими образования (знаний). Знания (прежде всего технологические) обеспечивают повышение уровня использования оборудования, т.е. реального капитала. Наконец, они (особенно управленческие знания) позволяют предпринимателям организовывать производство товаров и услуг наиболее рационально.
Экономические ресурсы мобильны (подвижны), так как могут перемещаться в пространстве (внутри страны, между странами), хотя степень их мобильности различна. Наименее мобильны природные ресурсы, подвижность многих из которых близка к нулю (землю трудно переместить из одного места в другое, хотя и возможно). Более подвижны трудовые ресурсы, что видно из внутренней и внешней миграции рабочей силы в мире в заметных размерах. Еще более мобильны предпринимательские способности, хотя часто они перемещаются не сами по себе, а вместе с трудовыми ресурсами или/и капиталом (это связано с тем, что носителями предпринимательских способностей являются или наемные управляющие, или владельцы капитала). Наиболее мобильны два последних ресурса — капитал (особенно денежный) и знания.
Переплетение ресурсов и их мобильность отчасти отражают их другое свойство — взаимозаменяемость (альтернативность). Если фермеру нужно увеличить производство зерна, то он может сделать это так: расширить посевные площади (использовать дополнительные природные ресурсы), или нанять дополнительных работников (увеличить использование труда), или расширить свой парк техники и инвентаря (увеличить свой капитал), или улучшить организацию труда на ферме (шире использовать свои предпринимательские способности), или, наконец, использовать новые виды семян (применить новые знания). У фермера есть подобный выбор потому, что экономические ресурсы взаимозаменяемы (альтернативны).
Обычно эта взаимозаменяемость не бывает полной. Например, человеческие ресурсы не могут полностью заменить капитал, иначе работники останутся без оборудования и инвентаря. Экономические ресурсы заменяют друг друга вначале легко, а потом все труднее. Так, при неизменном числе тракторов можно увеличить число работников на ферме, обязав их работать в две смены. Однако нанять еще работников и организовать систематическую работу в три смены будет очень сложно, разве что резко увеличив им заработную плату.
Предприниматель (организатор производства) постоянно встречает и использует указанные свойства экономических ресурсов. Ведь в условиях ограниченности этих ресурсов он вынужден отыскивать наиболее рациональную их комбинацию, используя взаимозаменяемость.
2.2.4. Модель Кобба-Дугласа
Иллюстрацией к переплетению и альтернативности экономических ресурсов может быть простая, основанная только на двух производственных факторах модель Кобба-Дугласа (названа по имени двух американских экономистов). Она выглядит следующим образом:
где Q — объем производства; К — размер капитала; L — затраты труда (в стоимостном выражении); α и β — показатели эластичности производства Q по отношению соответственно к капиталу и труду (они показывают, на сколько процентов должно увеличиться Q, если или К или L возрастает на один процент); А — функция.
Понятие рынков ресурсов. В рыночной экономике каждый из экономических ресурсов представляет собой большой ресурсный рынок — рынок труда, рынок капитала и т.д., состоящий, в свою очередь, из множества рынков конкретного ресурса. Например, рынок труда состоит из рынков работников разных специальностей — экономистов, бухгалтеров, инженеров и т.д.
2.3. Производственные возможности. Предельные величины
Как уже отмечалось, на базе экономических ресурсов осуществляется производство экономических благ. При ограниченности (редкости) ресурсов приходится определять, какие именно блага производить и какие для этого есть производственные возможности.
2.3.1. Понятие производственных возможностей. Кривая производственных возможностей
Производственными возможностями называются возможности по производству благ (выпуску продукции). Необходимость постоянного выбора, какие ресурсы и в каких количествах использовать для производства благ, ярко демонстрирует модель под названием «кривая производственных возможностей».
Таблица 2.1. Производственные возможности страны по производству автомобилей и самолетов в год
Рис. 2.1. Кривая производственных возможностей
Упрощенно представим, что страна производит только два товара — автомобили и самолеты. Если она сконцентрирует все свои экономические ресурсы на выпуске только автомобилей, то сможет за год выпустить их 10 млн. шт. Если ей надо производить также 1 тыс. самолетов, то это возможно при сокращении выпуска автомобилей до 9 млн. шт. Для производства 2 тыс. самолетов придется сократить выпуск автомобилей до 7 млн. шт., а для производства 3 тыс. самолетов — до 4 млн. шт. При производстве 4 тыс. самолетов страна вынуждена вообще отказаться от выпуска автомобилей (табл. 2.1 и рис. 2.1).
Таким образом, для увеличения производства самолетов приходится отказываться от всё большего количества автомобилей. Можно сказать, что стоимость выпускаемых самолетов определяется тем количеством автомобилей, от производства которых надо отказываться.
2.3.2. Альтернативная стоимость
Альтернативная стоимость — это то, «от чего приходится отказаться, чтобы получить желаемое». Недаром альтернативную стоимость нередко называют издержками упущенных возможностей. Так, в рассматриваемом примере производство 4 тыс. самолетов означает отказ от выпуска 10 млн. автомобилей.
Конечно, в реальной жизни упущенные возможности не ограничиваются одним или даже двумя видами продуктов, от производства которых приходится отказываться, они многочисленны. Поэтому при определении альтернативной стоимости рекомендуют принимать во внимание наилучшую из упущенных реальных возможностей. Так, при учебе в дневном вузе после школы девушка упускает возможность работать в этот период секретарем (а не грузчиком или сторожем) и получать соответствующую заработную плату. Заработная плата секретаря и будет для нее альтернативной стоимостью (альтернативными издержками) обучения на дневном отделении вуза. Альтернативные издержки в России часто называют вмененными, а альтернативную стоимость — вмененной. Обратим внимание на то, что по мере увеличения производства блага его альтернативная стоимость возрастает. Так, в нашем примере производство 1 тыс. самолетов требует отказа от выпуска 1 млн. автомобилей, 2 тыс. самолетов — уже 3 млн. автомобилей 3 тыс. самолетов — 6 млн. автомобилей, а для производства 4 тыс. самолетов нужно вообще отказаться от выпуска автомобилей, т.е. для производства каждой дополнительной тысячи самолетов нужно отказываться от все большего количества автомобилей. Можно сказать, что альтернативные издержки первой тысячи самолетов равняются 1 млн. автомобилей, а четвертой тысячи самолетов — уже 4 млн. автомобилей. Говоря по-другому, для выпуска каждой дополнительной единицы продукта приходится жертвовать все большим количеством другого, альтернативного продукта. Причины роста альтернативных издержек заключаются прежде всего в неполной взаимозаменяемости ресурсов.
2.3.3. Закон возрастающих альтернативных издержек. Закон убывающей отдачи
Увеличение альтернативных издержек по мере выпуска каждой дополнительной единицы продукции является известной, проверенной и учитываемой в хозяйственной жизни закономерностью. Поэтому данную закономерность именуют законом возрастающих альтернативных издержек..
Еще более известен закон, тесно связанный с вышеуказанным, — закон убывающей отдачи (производительности). Его можно сформулировать следующим образом: непрерывное увеличение использования одного ресурса в сочетании с неизменным количеством других ресурсов на определенном этапе приводит к прекращению роста отдачи от него, а затем и к ее сокращению. Этот закон базируется опять же на неполной взаимозаменяемости ресурсов. Ведь замена одного из них на другой (другие) возможна до определенного предела. Например, если четыре ресурса: земля, труд, предпринимательские способности, знания — оставить неизменными и увеличивать такой ресурс, как капитал (к примеру, число станков на заводе при неизменном числе станочников), то на определенном этапе наступает предел, за рамками которого дальнейший рост указанного производственного фактора становится все меньше. Результативность работы станочника, обслуживающего все большее число станков, снижается, увеличивается процент брака, растут простои станков и т.д.
Допустим, что в фермерском хозяйстве выращивается пшеница. Рост применения химических удобрений (при неизменности остальных факторов) приводит к увеличению урожая. Рассмотрим это на примере (в расчете на 1 га):
Таблица 2.2 Зависимость увеличения урожая пшеницы от роста применения химических удобрений
Мы видим, что, начиная с четвертого увеличения производственного фактора, прирост урожая хотя и продолжается, но во все меньших размерах, а затем вообще прекращается. Иначе говоря, увеличение одного производственного фактора при неизменности других на том или ином этапе начинает затухать и в конечном счете сводится к нулю.
Закон убывающей отдачи можно интерпретировать и по-другому: прирост каждой дополнительной единицы продукции требует с определенного момента все больших затрат экономического ресурса. В нашем примере для прироста урожая пшеницы на 1 ц вначале требуется 0,2 мешка удобрений (ведь для увеличения урожая на 5 ц нужен один мешок), затем 0,143 и 0,1 мешка. Но потом (при увеличении урожая свыше 42 ц) начинается увеличение затрат удобрений на каждый дополнительный центнер пшеницы — 0,11; 0,143 и 0,25 мешка. После этого увеличение затрат удобрений вообще не дает прироста урожая. В такой интерпретации закон называется законом возрастающих альтернативных издержек (возрастающих затрат).
2.3.4. Предельные (маржинальные) величины
Под предельной (маржинальной, от фр. marginal — находящийся на краю чего-либо) величиной понимают прирост одной величины, вызванный приростом другой величины на единицу (при условии, что все остальные величины остаются неизменными).