нельзя чтобы предметы изображенные на первом плане

Нюансы компоновки: чего следует избегать?

Компоновка — это размещение элементов композиции в формате. Другими словами — распределение предметов в листе. Она зависит от композиционной схемы, творческой задумки художника. Но есть такие комбинации или сочетания, которые вызывают неприятные ощущения при зрительном восприятии рисунка. Я решил сделать подборку этих нежелательных композиционных решений, чтобы начинющие художники могли наглядно увидеть, чего следует избегать. Рассмотрим шесть таких вариантов компоновки в станковой композиции.

Расположение головы в портрете ровно по центру листа

нельзя чтобы предметы изображенные на первом плане. Смотреть фото нельзя чтобы предметы изображенные на первом плане. Смотреть картинку нельзя чтобы предметы изображенные на первом плане. Картинка про нельзя чтобы предметы изображенные на первом плане. Фото нельзя чтобы предметы изображенные на первом плане

Если в портрете изображается голова человека в три четверти или в профиль, то будет более выразительно, если располагать её не посередине листа. Со стороны лица лучше оставлять чуть больше пространства, чем со стороны затылка. Тут, конечно, нельзя устанавливать правило. Бывают такие композиционные решения, когда нужно сделать всё наоборот. Однако, чаще всего в классическом портрете с изображением одной фигуры оставляют больше пространства с той стороны, куда повёрнуто лицо. Это объясняется тем, что, психологически, человеческий взгляд не может упираться в стену, он должен куда-то устремляться. Поэтому та сторона рисунка в которую направлен взгляд, должна быть больше.

Зрительное совпадение элементов композиции несовместимых по смыслу

нельзя чтобы предметы изображенные на первом плане. Смотреть фото нельзя чтобы предметы изображенные на первом плане. Смотреть картинку нельзя чтобы предметы изображенные на первом плане. Картинка про нельзя чтобы предметы изображенные на первом плане. Фото нельзя чтобы предметы изображенные на первом плане

Для иллюстрации этой проблемы я нарисовал человека, смотрящего в бинокль, а также прохожих на улице. Человек стоит на балконе и устремляет взгляд куда-то вдаль. Между ним и людьми на тротуаре приличное расстояние. Но если нарисовать их таким образом, что бинокль будет касаться силуэтов людей, то это создаст ощущение, будто бинокль «упирается» в прохожих. Это всего лишь иллюзия и мы понимаем, что их разделяет пространство. Однако, ощущение нелогичности остаётся.

Один предмет ровно под другим

нельзя чтобы предметы изображенные на первом плане. Смотреть фото нельзя чтобы предметы изображенные на первом плане. Смотреть картинку нельзя чтобы предметы изображенные на первом плане. Картинка про нельзя чтобы предметы изображенные на первом плане. Фото нельзя чтобы предметы изображенные на первом плане

Представьте, что Вы рисуете натюрморт с натуры. Предметы в нём расставлены ритмично и интересно. Однако, Вам досталось такое место, откуда открывается не самый лучший вид. Например крынка и плашка расположились ровно друг под другом. Этот ракурс вполне реален, но некрасив. Что же делать? В таких исключительных случаях можно не следовать натуре на сто процентов, а чуть сместить один предмет относительно другого. Когда предметы выстраиваются в ряд, композиция лишается ритма. Поэтому такую компоновку лучше избегать.

Когда контуры предметов касаются друг друга

нельзя чтобы предметы изображенные на первом плане. Смотреть фото нельзя чтобы предметы изображенные на первом плане. Смотреть картинку нельзя чтобы предметы изображенные на первом плане. Картинка про нельзя чтобы предметы изображенные на первом плане. Фото нельзя чтобы предметы изображенные на первом плане

Ещё один пример неприятной для глаза компоновки — это когда контуры предметов касаются друг друга. Намного лучше, если один предмет чуть закроет другой. Или же можно нарисовать их на некотором расстоянии друг от друга.

Расположение главного объекта композиции строго в центре листа

нельзя чтобы предметы изображенные на первом плане. Смотреть фото нельзя чтобы предметы изображенные на первом плане. Смотреть картинку нельзя чтобы предметы изображенные на первом плане. Картинка про нельзя чтобы предметы изображенные на первом плане. Фото нельзя чтобы предметы изображенные на первом плане

Следующий пример — это когда композиция симметричная и в ней присутствует только один объект, расположенный по центру. Дело в том, что существует понятие геометрического центра и оптического. В первом случае центр находится на пересечении диагоналей листа. Во втором — чуть выше. Это объясняется тем, что визуально, геометрический центр кажется ниже и его хочется чуть приподнять. Поэтому, если мы что-то рисуем в центре листа, этот предмет следует изображать чуть выше буквального центра. То есть, мы как бы создаём некий пьедестал под предмет. Это иллюзия, которая делает композицию цельной и уравновешенной.

Когда элемент рисунка касается края листа

нельзя чтобы предметы изображенные на первом плане. Смотреть фото нельзя чтобы предметы изображенные на первом плане. Смотреть картинку нельзя чтобы предметы изображенные на первом плане. Картинка про нельзя чтобы предметы изображенные на первом плане. Фото нельзя чтобы предметы изображенные на первом плане

В композиции есть как главные элементы, так и второстепенные. У каждого из них своя роль и соответствующее расположение. В зависимости от творческого замысла, какие-то из них художник может увести за края листа (холста). То есть часть предмета уходит за край, а другая его часть остаётся в поле видимости. Такой приём вполне допустим. Но когда предмет расположен на краю рисунка таким образом, что его край совпадает с краем листа, то это выглядит некрасиво, создавая ощущение тесноты, смещения композиции, её неуравновешенности (как будто предмет прилип к краям). К тому же, в классике художники оставляют по краям листа пустое пространство для того, чтобы взгляд зрителя «входил» в картину, будто в тоннель. Поэтому лучше, либо оставлять расстояние от изображаемых объектов до края листа, либо частично уводить их за пределы рисунка (если это оправдано с точки зрения творческого замысла).

Источник

6 класс. Правила линейной и воздушной перспективы.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

нельзя чтобы предметы изображенные на первом плане. Смотреть фото нельзя чтобы предметы изображенные на первом плане. Смотреть картинку нельзя чтобы предметы изображенные на первом плане. Картинка про нельзя чтобы предметы изображенные на первом плане. Фото нельзя чтобы предметы изображенные на первом плане

Описание презентации по отдельным слайдам:

А. М. Васнецов. «Крым». 1890.

Виды перспективы 1. Прямая линейная перспектива 2. Обратная линейная перспектива 3. Панорамная перспектива 4. Сферическая перспектива 5. Тональная перспектива 6. Воздушная перспектива 7. Перцептивная перспектива

Перспектива – система отображения на плоскости глубины пространства Передний план – все предметы воспринимаются объемно, цвет наиболее контрастен. Средний план – объем и цвет постепенно смягчаются. Задний план – все сливается в воздушной дымке. И. Шишкин. «Дождь в дубовом лесу».

Линейная перспектива – это точная наука, которая учит изображать на плоскости предметы окружающей действительности так, чтобы создавалось впечатление реальности. И. Левитан «Сокольники». Ф. Васильев «После дождя».

Основные понятия Точку, где рельсы или края дороги соединяются, называют «точкой схода» или «точка зрения «. Эта точка всегда лежит на линии горизонта. Слово «горизонт» всем конечно, знакомо. Этим словом мы называем линию, отделяющую видимое небо от видимой земли. Линия горизонта – это линия, которая находится на уровне наших глаз. Линия горизонта бывает высокой и низкой, это средство выразительности. Для передачи земных далей нужна высокая точка зрения, а когда линия горизонта расположена у нижнего края картины, мы видим просторы небес.

Схема определений линий горизонта Точка зрения – это взгляд из одной неподвижной точки. Линия горизонта – это линия, которая находится на уровне наших глаз. Картинная плоскость – это изображение видимых предметов в том порядке, в котором мы их видим.

Схема изменения высоты линии горизонта Средний уровень Высокий уровень Низкий уровень

Правила изображения линейной перспективы 1.По мере удаления от наблюдателя размер объектов уменьшается соответственно. 2.Параллельные прямые изображают непараллельными. Но пересекаются они не непосредственно на самом изображении, а в точке схода, т.е. их пересечение не является видимым (смотрим на рисунок с построением куба). Исключение в этом случае составляют линии, располагающиеся вертикально или идущие параллельно линии горизонта. 3.Перпендикулярные линии пересекаются не под прямым углом (опять же смотрим на грани куба: на самом деле они строго перпендикулярны, но в перспективе пересечение происходит под острым или тупым углом).

Воздушная перспектива – это изменение предметов под воздействием воздушной среды и пространства, изменение цвета, очертаний и степени освещенности, возникающие по мере удаления натуры от глаз наблюдателя. И. Шишкин. «Утро в сосновом лесу». Ф. Васильев. «Рассвет».

Понятие «ПЛАНЫ» Обычно принято говорить о планах – переднем (первом), среднем (втором) и дальнем (третьем). На переднем плане все предметы воспринимаются наиболее объёмно, их светотень и окраска наиболее контрастны. На втором – всё это несколько смягчается, на третьем – сливается в воздушной дымке. Передний план: все предметы воспринимаются объемно, цвет наиболее контрастен. Средний план: объем и цвет постепенно смягчаются. Задний план: все сливается в воздушной дымке.

И.К. Айвазовский. «Венеция». Правила изображения воздушной перспективы Первый закон: Все ближние предметы воспринимаются подробно, а удаленные – обобщённо. И.К. Айвазовский. «Бриг Меркурий».

А. К. Саврасов. «Грачи прилетели». Второй закон: Для передачи пространства надо делать контуры ближних предметов резче, а удалённых – мягче.

Ф. А. Васильев. «Мокрый луг». Пятый закон: Все удалённые предметы в завесе дымки воздуха приобретают фиолетовый, синий, голубой или беловатый цвета, для передачи пространства надо ближние предметы изображать ярко окрашенными, а удаленные – бледными.

И. И. Левитан. «Золотая осень». Шестой закон: Ближние предметы многоцветны, а удалённые – одноцветны.

Задание Выполнение композиции на тему: «Сельский пейзаж» Этапы работы 1. Простым карандашом создать контурный рисунок, соблюдая правила линейной перспективы. 2. Приступить к цветовому решению, применяя законы воздушной перспективы. 3. Начинать работу с неба, затем от заднего плана к переднему.

нельзя чтобы предметы изображенные на первом плане. Смотреть фото нельзя чтобы предметы изображенные на первом плане. Смотреть картинку нельзя чтобы предметы изображенные на первом плане. Картинка про нельзя чтобы предметы изображенные на первом плане. Фото нельзя чтобы предметы изображенные на первом плане

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

нельзя чтобы предметы изображенные на первом плане. Смотреть фото нельзя чтобы предметы изображенные на первом плане. Смотреть картинку нельзя чтобы предметы изображенные на первом плане. Картинка про нельзя чтобы предметы изображенные на первом плане. Фото нельзя чтобы предметы изображенные на первом плане

Курс повышения квалификации

Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС

нельзя чтобы предметы изображенные на первом плане. Смотреть фото нельзя чтобы предметы изображенные на первом плане. Смотреть картинку нельзя чтобы предметы изображенные на первом плане. Картинка про нельзя чтобы предметы изображенные на первом плане. Фото нельзя чтобы предметы изображенные на первом плане

Курс повышения квалификации

Современные методы арт-терапии: базовые техники

нельзя чтобы предметы изображенные на первом плане. Смотреть фото нельзя чтобы предметы изображенные на первом плане. Смотреть картинку нельзя чтобы предметы изображенные на первом плане. Картинка про нельзя чтобы предметы изображенные на первом плане. Фото нельзя чтобы предметы изображенные на первом плане

Номер материала: ДБ-1101949

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

нельзя чтобы предметы изображенные на первом плане. Смотреть фото нельзя чтобы предметы изображенные на первом плане. Смотреть картинку нельзя чтобы предметы изображенные на первом плане. Картинка про нельзя чтобы предметы изображенные на первом плане. Фото нельзя чтобы предметы изображенные на первом плане

55 российских школ остаются на карантине по коронавирусу

Время чтения: 0 минут

нельзя чтобы предметы изображенные на первом плане. Смотреть фото нельзя чтобы предметы изображенные на первом плане. Смотреть картинку нельзя чтобы предметы изображенные на первом плане. Картинка про нельзя чтобы предметы изображенные на первом плане. Фото нельзя чтобы предметы изображенные на первом плане

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

нельзя чтобы предметы изображенные на первом плане. Смотреть фото нельзя чтобы предметы изображенные на первом плане. Смотреть картинку нельзя чтобы предметы изображенные на первом плане. Картинка про нельзя чтобы предметы изображенные на первом плане. Фото нельзя чтобы предметы изображенные на первом плане

Стартовал сбор заявок на студенческую олимпиаду «Я — профессионал»

Время чтения: 2 минуты

нельзя чтобы предметы изображенные на первом плане. Смотреть фото нельзя чтобы предметы изображенные на первом плане. Смотреть картинку нельзя чтобы предметы изображенные на первом плане. Картинка про нельзя чтобы предметы изображенные на первом плане. Фото нельзя чтобы предметы изображенные на первом плане

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

нельзя чтобы предметы изображенные на первом плане. Смотреть фото нельзя чтобы предметы изображенные на первом плане. Смотреть картинку нельзя чтобы предметы изображенные на первом плане. Картинка про нельзя чтобы предметы изображенные на первом плане. Фото нельзя чтобы предметы изображенные на первом плане

Фальков поручил проверить знания студентов после нерабочих дней

Время чтения: 1 минута

нельзя чтобы предметы изображенные на первом плане. Смотреть фото нельзя чтобы предметы изображенные на первом плане. Смотреть картинку нельзя чтобы предметы изображенные на первом плане. Картинка про нельзя чтобы предметы изображенные на первом плане. Фото нельзя чтобы предметы изображенные на первом плане

Минобрнауки утвердило перечень олимпиад для школьников на 2021-2022 учебный год

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Нельзя чтобы предметы изображенные на первом плане

нельзя чтобы предметы изображенные на первом плане. Смотреть фото нельзя чтобы предметы изображенные на первом плане. Смотреть картинку нельзя чтобы предметы изображенные на первом плане. Картинка про нельзя чтобы предметы изображенные на первом плане. Фото нельзя чтобы предметы изображенные на первом плане

Как Вы думаете, какое правило устанавливается изображённым на рисунке знаком?

Напишите в ответе это правило и укажите место, где можно встретить такой знак.

1. Правило: здесь запрещается ловить бабочек.

2. Указание места: в заповеднике / ботаническом саду / национальном парке.

Задание НИКО №47661F. Внимательно рассмотри знак, который можно встретить, например, в книжном магазине.

Как ты думаешь, какое правило установлено этим знаком? Напиши это правило.

Знак отражает правило: Вход с мороженым (едой) запрещен

Задание НИКО №C5D6DE. Внимательно рассмотри знак, где можно встретить такой знак.

Как ты думаешь, какое правило установлено этим знаком? Напиши это правило.

Знак отражает правило: В этом месте запрещено фотографировать

Место: музей, магазин, метро

Задание НИКО №F8F090. Внимательно рассмотри знак, где можно встретить такой знак?

Как ты думаешь, какое правило установлено этим знаком?Напиши это правило.

Знак отражает правило: Запрещено кататься на роликах

Место: например, при входе в детскую поликлинику, в магазине

Задание НИКО №A05AC6. Прочитай объявление на двери зоомагазина.

Сможет ли Маша купить в этом магазине корм для своей кошки, если придёт в магазин в восемь часов вечера в четверг? Объясни свой ответ.

Маша не сможет купить корм для кошки,

потому что магазин в восемь часов вечера в четверг будет уже закрыт

Источник

Нельзя чтобы предметы изображенные на первом плане

Народная мудрость гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Это правило, как нельзя лучше подходит к методике обучения общественным дисциплинам в начальной школе. Не секрет, что детям младшего школьного возраста нельзя преподносить учебный материал только словесным методом, необходимо использование наглядного и практического методов, затрагивающих все виды анализаторов и опирающихся на различные виды восприятия. Использование наглядного и практического методов позволяет детям усваивать материал большей сложности, от простого воспроизведения переходить к выполнению заданий поискового, творческого характера. К сожалению, несмотря на то что эта истина уже давно известна, в школе часто господствуют вербальные способы подачи информации (речь учителя и учащихся). Тому есть несколько причин. Во-первых, нередко в распоряжении школ имеется очень мало наглядных средств, во-вторых, работа с наглядностью на уроках требует от учителя и интеллектуальной, и иногда большой подготовительной работы, более детального продумывания организации процесса обучения; третья причина — это недостаточное количество методических разработок по использованию наглядности на уроках с элементами обществознания. Кроме того, сейчас многие средства обучения морально и физически устарели. Например, это, к сожалению, относится к диафильмам, которые раньше активно использовались учителями. А новые технологии достаточно сложно входят в школьную жизнь. Компьютерами в основном и учителя, и ученики пользуются на уроках информатики.

Наглядность, с которой предстоит работать на уроках по темам компонента обществознания, подразделяется по характеру наглядного материала на 3 вида:

Работа с наглядностью на уроке строится либо как наблюдение и анализ содержания объекта, либо как практическая работа с ним. Привлекая на уроке истории наглядность, например, учебную картину, необходимо добиться, чтобы школьники не просто «взглянули на картинку», а действительно увидели, что там изображено, обратили внимание не только на общий план, но и рассмотрели бы детали, которые часто наиболее важны для исторического анализа. В традиционной методике такая работа может выстраиваться в ходе беседы или рассказа на основе сюжетно-образного повествования или художественного описания.

В то же время накоплен разнообразный опыт нетрадиционных приемов, который не менее, а иногда и более эффективен. Это и драматизация, и персонификация, и воображаемая экскурсия, и разнообразная тренинговая работа.

Перед каждым ребенком в детстве проходит множество разнообразных и красочных картин. Яркие книжки с картинками, детские журналы, комиксы, мультфильмы. Но если попросить ребенка описать картинку, рассказать об увиденном на ней, то, как правило, он не скажет ничего, кроме того, кто или что нарисован(о). Необходима специальная работа по формированию визуальной грамотности, умению анализировать изобразительный ряд, критично воспринимать картины и иллюстрации, извлекать из них информацию.

Для учителя важно различать типы учебных картин, среди которых можно выделить следующие:

Примерами таких картин являются: «Штурм Измаила» (худ. Е.В. Ванюков)

«Восстание на Сенатской площади» (худ. К.И. Кольман) и др.

«Конец Бородинского сражения» (худ. В.В. Верещагин)

«Военный совет в Филях» (худ. А.Д. Кившенко)

2. Типологические картины — воспроизводят многократно повторяющиеся исторические события или явления, типичные для изучаемой эпохи.

«Продажа крепостных крестьян» и др.

К этому типу относятся известные полотна художника В.И. Лебедева: «Полюдье»

нельзя чтобы предметы изображенные на первом плане. Смотреть фото нельзя чтобы предметы изображенные на первом плане. Смотреть картинку нельзя чтобы предметы изображенные на первом плане. Картинка про нельзя чтобы предметы изображенные на первом плане. Фото нельзя чтобы предметы изображенные на первом плане

3. Исторические картины — воссоздают облик города, населенного пункта или его части, интерьер жилища, знакомят учащихся с предметами быта, памятниками материальной культуры.

«Московский Кремль при Иване III» и др.

К таким картинам можно отнести известные полотна A.M. Васнецова «Московский Кремль при Дмитрии Донском»

4. Портреты — изображения исторических и политических деятелей, представителей науки и культуры.

Множество портретов, изображающих знаменитых людей, написано известными художниками, например, В.М. Васнецов «Царь Иван Васильевич Грозный»

Ф.С. Рокотов «Екатерина II»

нельзя чтобы предметы изображенные на первом плане. Смотреть фото нельзя чтобы предметы изображенные на первом плане. Смотреть картинку нельзя чтобы предметы изображенные на первом плане. Картинка про нельзя чтобы предметы изображенные на первом плане. Фото нельзя чтобы предметы изображенные на первом плане

В. А. Голике «Портрет Николая I»

Во многих учебниках представлены портреты А.В. Суворова

Е. Пугачева и др., они помогают сформировать у учащихся представления об облике того или иного исторического деятеля.

Необходимо заметить, что одно и то же произведение иногда можно отнести к разным типам в зависимости от того, на чем заостряет внимание учитель.

Приемы работы с изобразительной наглядностью

Главное, чему должен научить учитель школьников, — умению вглядываться в детали, замечать подробности, подчеркивающие исторические реалии, которые проявляются в процессе рассматривания. Это может быть некий инсайт, озарение. Но для того чтобы ребенок сам мог найти, обнаружить детали, учитель несколько раз должен показать ему образец такой работы, а затем помочь провести эту работу посредством специально сформулированных вопросов. Таким образом, важным приемом работы с изобразительной наглядностью можно назвать рассказ учителя.

Рассказ-описание по картине С.В. Иванова «Баскаки»

Нелегко жилось русскому народу под ордынским игом. Давайте познакомимся с жизнью русских людей, побывав в одном из русских городов XIII в. Мы видим дома под двускатными крышами, несколько дворов, маленькую церковь, ограду, сторожевые башни. Все построено из дерева. Площадь вокруг деревянной церкви запружена народом. Кругом шум, суета. Баскаки собирают дань. Со всех сторон только и слышишь слово, произносимое испуганным шепотом: «Баскаки». Это люди, назначенные ханом для сбора дани. Русские отдавали татарам продукты питания, деньги, вещи. Баскаки были безжалостны. У кого ничего не было, забирали жену, или детей, или родственников, или даже самого должника. На площади мы видим человека на коне, в войлочной шапке: на нем желтый халат и червленые сапоги с загнутыми мысами. Это и есть сборщик дани — баскак. По всему видно — он чувствует себя хозяином. Его совсем не тревожат страдания людей, собравшихся здесь. Мы видим, что повсюду над толпой возвышаются грозные монголо-татарские всадники с копьями и щитами в руках. Кожаный шлем, кольчужная сетка закрывает лицо, шею, плечи, доспехи прикрывают грудь. Баскак властным взором оглядывает окрестности. У ног его коня на разостланном на земле холсте сложены в одну кучу дорогие оклады икон, кошельки с деньгами, жемчужные ожерелья, кувшины и другие ценные предметы.

Мы слышим плач молодой плененной девушки, но это не трогает помощников баскака, стоящих сзади пленных. Они готовы поднять плети и наказать недовольных. С ненавистью смотрит на плеть чернобородый крестьянин в синей рубахе. Рядом один из сборщиков в цветном халате и войлочной шляпе мнет медвежью шкуру, определяя, годится ли она в качестве дани. В угодливой позе стоит княжеский тиун-переписчик. Он, делая записи о сданной дани, не смеет поднять глаза, боясь татарского гнева. Немного левее тиуна — повозка, в которую сложат собранное, а отданных в неволю погонят вслед. Жители города собрались проводить своих родственников и знакомых. Но несколько конных воинов не подпускают их близко, боясь беспорядков. Одна телега, доверху нагруженная мешками с хлебом, уже готова для отправки. Скоро, скоро тронется поезд из повозок с данью.

Преклонив головы, стоят перед баскаком старейшие жители города. Они ничего не могут сделать. Пробовали люди не один раз восставать, но тщетно — ордынцы жестоко подавляли все выступления. Слаба еще Русь. Народ не в силах дать отпор. Остается только покориться татарской воле.

(Примеры использования различных приемов по другим картинам — см. приложение 4)

2. Другим наиболее распространенным приемом работы с учебной картиной является беседа. Беседа по картине — это организация наблюдения посредством направляющих вопросов учителя.

Пример:

Эвристическая беседа по картине В.А. Малышева «Славянский поселок VIII века»

Посмотрите, перед вами картина «Славянский поселок VIII века». Наша задача сегодня: работая с этой картиной, понять, какими были наши предки — славяне, как они выглядели, где и как они жили, как одевались, чем занимались.

Что вы видите на картине? (небольшую деревеньку на берегу реки, огороженную забором, ее жителей)

Это славянский поселок. Мы видим, что славянский поселок находится на возвышенности и огорожен частоколом («часто» — «кол»). Как вы думаете, почему? (Ограда защищает от врагов, а также от диких зверей. С вершины холма можно заметить любого врага. На возвышенности дома защищены от сырости.)

А что делает человек на переднем плане? (пашет землю)

Посмотрите, какие орудия труда использовались в земледелии? (двузубая соха и борона-суковатка — обрубок суковатой ели). Земледелие у славян было нелегким делом. Надо было сначала вырубить все деревья и кустарники, сжечь их, смешать землю с золой, чтобы она была плодородной, а потом уже можно пахать. (Учитель может показать это посредством аппликаций.) Через несколько лет эта земля переставала быть плодородной, и нужно было расчищать новый участок. Такая система земледелия называется подсечно-огневой.

Что мы видим на переднем плане? (людей с оружием) Кто это? (охотники) Чем они вооружены? (копье, лук, стрелы, топор)

Посмотрите, в ворота поселка пастух загоняет животных. О каком занятии древних славян говорит этот факт? (о скотоводстве). Какой скот приручили древние славяне? (овец, коров, коз)

Посмотрите, что находится на столбах ворот? (черепа быков) О чем это может свидетельствовать? (о том, что славяне в тот период были по своим религиозным верованиям язычниками)

Мы видим на картине женщину с коромыслом. Как вы думаете, чем занимались женщины в поселке? (шили одежду, доили коров, ухаживали за домашней птицей, готовили пищу: в глиняных горшках варили уху, мясо, каши)

Давайте внимательно рассмотрим внешний вид древних славян. Как они выглядели? (Мужчины одевались в длинные свободные рубахи, подпоясанные кожаным поясом, и штаны из грубого холста, а женщины — в длинные платья или сарафаны. Голову украшали обручами. В холодное время на голову надевали войлочные или меховые шапки. На ногах у них были лапти, сплетенные из лыка, или туфли, сшитые из целого куска мягкой кожи.)

Итак, какие занятия древних славян вы можете назвать?

3. Персонификация — монолог от лица одного из изображенных на картине персонажей (предметов). Посредством этого приема предлагается рассказать историю с точки зрения какого-либо героя картины.

Пример:

Персонификация по картине Б.М. Кустодиева «Школа Московской Руси»

Давайте поговорим с одним из учеников. Вот что он поведал нам:

«Меня зовут Гордей. Когда мне было 8 лет, отец мой — стрелецкого полка сотник — решил, что мне уже пора учиться. Матушка плакала, причитала, жалея меня, отговаривала отца: «Пусть еще погуляет».

В школе строго, ошибется малец — розги или в угол на горох. Забьют дитя». Но отец настаивал: «Ничего, даже царские дети так учатся. Какое же учение без розог». Сговорились они с мастером Агафоном Никифоровичем о цене за обучение. Так я и оказался в школе. Детей было не много. Покажет мастер буквы: «аз, буки, веди», и мы хором повторяем. На следующий день «зады повторять», да еще новые буквы: «глаголь, добро, есть». Так прошли все буквы. Стали читать — вот тяжесть! Сообрази-ка быстро, что «добро, веди и аз» вместе — «два» значит. — Тут Гордей тяжело вздохнул, вспомнил, наверное, наказания и продолжил. — Книга у нас одна на всех. Мастер с ней в руках переходил от одного к другому. Все, что читали, нужно заучить наизусть. Нелегко дается учение. Не раз я розог пробовал. Но Агафон Никифорович говорит, что «за одного битого двух не битых дают».

4. Драматизация — это воображаемый диалог, который может происходить между героями, изображенными на картине. Персонажи картины становятся как бы действующими лицами маленького спектакля; слова за них могут придумать сами учащиеся с помощью вопросов учителя.

Пример:

Драматизация по картине В.А. Малышева «Славянский поселок VIII века»

Устало выглядит пахарь на первом плане. Он еле идет, да и лошадь тоже устала. Давайте послушаем, о чем пахарь спрашивает у возвращающихся охотников. (Как вы думаете, о чем они могут разговаривать?)

— Эй! Ну что, охотнички! Много дичи добыли? А то я уже очень устал и в животе пусто!

— Да хватит на пару дней! Вон малец-удалец двух зайцев подстрелил, да и мы постарались! Голодными не останемся! А ты совсем уставший. Да и лошадь еле идёт.

— Сегодня последний день пахоты. Завтра уже сажать. Смотрите: и рыбаки вернулись. Как-то удался им улов?

— Птицы распелись сегодня не на шутку — видно, к жаркому дню.

5. Воображаемая экскурсия — прием, с помощью которого дети мысленно переносятся в изображенную на картине историческую действительность и могут обойти каждый уголок нарисованной местности, пообщаться с каждым персонажем. Если в драматизации общение происходит между героями картины, то в воображаемой экскурсии — между «экскурсантами» и изображенными персонажами. И по форме, и по содержанию воображаемая экскурсия более свободна, она может включать в себя и драматизацию, и персонификацию. Воображаемая экскурсия выстраивается в основном из описательного материала, который вкладывается в уста персонажей картины.

Пример:

Воображаемая экскурсия по картине В.А. Малышева «Славянский поселок VIII века»

Давайте представим, что мы можем путешествовать во времени. Мысленно попадаем в далекий VIII в. Заглянем в славянский поселок, который изображен на картине. Место для такого поселка выбирали старшие мужчины. Необходимо, чтобы оно было рядом с рекой, лесом и земля подходила для земледелия. Жилища обнесли высоким забором, чтобы обезопасить всех жителей и от врагов, и от диких зверей. Сейчас на дворе весна. Посмотрите, в поселке каждый занят своим делом.

Мы решили поговорить с пахарем. Вот что он говорит нам: «Мы встаем с первыми лучами солнца. Чтобы вырастить хлеб, нужно трудиться до седьмого пота. Сначала надо было подготовить участок земли, вырубить на нем лес. Весь поселок поднимается на эту работу. Мужчины валят деревья, выкорчевывают пни, женщины и дети подсекают молодые деревья и обрубают ветки старых деревьев. Из некоторых деревьев получаются бороны-суковатки, которыми разрыхляют землю, остальные сжигают, а золой посыпают землю как удобрением. После этого можно пахать и сеять зерно, просить Перуна, чтобы он послал дождь. Если будет неурожай, то нас ожидает голод, ведь хлеб — наша основная пища». Рассмотрев нехитрое орудие труда крестьянина — соху, мы прощаемся с ним и идем дальше.

Чтобы осмотреть жилище славян, мы входим в ворота и приближаемся к небольшому домику. Стены его сложены из толстых бревен. Крыша дома покрыта толстым слоем соломы. Несколько ступенек — и мы оказываемся внутри дома. Пол в нем на метр углублен в землю. Здесь прохладно, сыро и темно. Слабый свет еле-еле пробивается сквозь небольшие оконца. Женщина, хозяйничающая в доме, рассказывает нам: «Когда холодно, мы закрываем окна досками или соломой, чтобы тепло не уходило». В углу мы видим печь, сложенную из камня. Мы замечаем, что она топится по-черному, т. е. дым из печи выходит через все отверстия, которые есть в доме. Около печи стоят глиняные горшки, в них готовят пищу. «Печь нас и греет, и кормит». Почти все свободное место занимают стол и три деревянных лавки. В углу несколько охапок сена, покрытых шкурами, они служат славянам постелями. Нам хочется поскорее выбраться к солнышку.

Жители славянского поселка одеваются просто. Мужчины носят просторные штаны и длинные — по колено — рубахи из грубой льняной ткани, подпоясанные кожаными ремнями. Женщины одеты в более длинные, чем у мужчин, льняные рубахи и платья очень простого покроя, которые иногда украшаются незамысловатой вышивкой. В прически женщины любят вплетать серебряные кольца самой разной формы (в каждом племени — особенной). На ногах — обувь из мягкой кожи, а также лапти из лыка или коры деревьев (липы, ивы, вяза, березы, дуба), а иногда из старых веревок, конского волоса и даже из соломы. Лапти служат рабочей обувью.

Мы выходим из дома, направляемся к воротам и видим пастуха, который загоняет скотину. Здесь и коровы, и козы, и овцы. Вот что он рассказал нам: «Меня зовут Ждан. Я с детства любил животных, играл с ними больше, чем с ребятишками. Мне кажется, что я зверей понимаю лучше, чем людей. И они мне платят тем же. Они слушаются меня лучше, чем кого-либо в поселке». Целый день пастух водит скот по лугам, а к вечеру возвращается домой. Дома женщины подоят коров.

Вечером все дети соберутся у костра, и старики будут рассказывать истории, которые слышали от своих дедов и прадедов.

Примечание. Выше приведен пример готовой экскурсии, которую проводит учитель по уже имеющемуся материалу, но возможны варианты воображаемой экскурсии с привлечением учащихся.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *