народные приметы чтобы ребенок заговорил
Как самостоятельно научить ребенка разговаривать
Чтобы помочь ребенку заговорить, родителям понадобится найти и прочитать методические рекомендации логопедов, ведь в развитии речи малыша взрослым отведена самая активная и ответственная роль.
Основные этапы развития речи у ребенка
Ребенок вслушивается в речь взрослых, запоминает и пытается воспроизвести звуки человеческой речи. Он отличает один голос от другого, но при этом звуки воспринимаются как мелодия.
Постепенно появляется больше разных интонаций и эмоций, которые слышны в его речи.
Первые звуки для ребенка —гласные: а, у, о, я. Затем в 1.5 месяца добавляются к, г, х, отсюда и появляется «гуление» – сочетание всех этих звуков.
Ребенок часто и активно воспроизводит звуки, повторяет отдельные слоги в виде лепета и пробует выговаривать самые простые слова из нескольких слогов. В это время чаще всего родители слышат долгожданное «ма-ма» и «па-па».
Малыш подражает взрослой речи, учится выражать свои желания. Слова ещё очень упрощенные, но словарный запас активно пополняется. Обычно к году ребенок активно использует около 10 слов.
В это время малыш пробует строить длинные осмысленные предложения так, чтобы его понимали окружающие.
Проявляется заметный прогресс в речевом развитии. Ребенок постоянно взаимодействует с миром, начинает задавать вопросы «когда» и «почему», использовать разные части речи а также множественное и единственное число.
Когда учить ребенка разговаривать
Дети не начинают говорить одномоментно, как по «мановению волшебной палочки». Некоторые быстро схватывают новые слова и начинают разговаривать уже до одного года, у кого-то это занимает намного больше времени, так как у всех свой темп развития.
Нормальными считаются ситуации, когда ребенок не очень хорошо говорит в 2.5 или 3 годика. Если видно, что малыш осваивает новые слова и конструкции, просто делает это медленнее, чем некоторые его сверстники – всё в порядке. Если вас беспокоит этот вопрос, то всегда можно проконсультироваться с педиатром и логопедом, а не мучить себя вопросами, а ребенка непомерной нагрузкой в освоении речи.
Как научить ребенка говорить: пошаговое руководство для родителей
Даже новорожденные детки реагируют на голос родителей и затихают именно потому, что эти звуки для них близкие, родные. Нельзя ждать года, чтобы начинать активное обучение речи. С первых дней дети хорошо воспринимают речь, пение, улюлюканье, мимими и прочие звуковые взаимодействия. Важно следить за собственной артикуляцией и интонированием.
Читайте ребенку сказки или готовьтесь к своим делам, зачитывая ему отрывки из статей и книг – «синхрофазотрон» и «мишка косолапый» будут одинаково незнакомы и непонятны малышу, поэтому главную роль на этом этапе играет ваша дикция.
Все дальнейшие советы помогают научить ребенка говорить в 2 — 3 года, а описанные упражнения можно усложнять по мере освоения.
От того, как часто и помногу вы будете разговаривать с малышом будут зависеть его успехи в освоении речи. Нужно постоянно говорить, а также давать возможность ему отвечать. Это позволяет малышу не только понимать интонирование и ритм речи, но и потихоньку осознавать смысл.
Сопровождайте все ежедневные заботы с малышом словами. Например, называйте предметы одежды, когда переодеваете маленького; когда купаете, поглаживайте и проговаривайте, как называются части тела.
Уже в течение первого полугодия малыш всегда будет внимательно прислушиваться к разговору взрослых. Поэтому ваша задача – следить за своей речью. Дети очень чувствительны к интонациям. Поэтому старайтесь в присутствии ребенка всегда говорить спокойно, не допускайте споров на повышенных тонах! Малышей тревожат слишком громкие звуки.
Хорошо, если во время игры вы организуете прослушивание сказок, записанных на аудиокассеты или диски, которые сопровождаются музыкой, детскими песенками, стихами или просто речью актеров.
Можете и сами подражать голосу животных. Мяукать, лаять, кукарекать лучше, чем молчать! Все это звукоподражание развивает речевые органы ребенка.
Не стесняйтесь выглядеть глупо, когда тянете гласные: губы трубочкой, округлый рот, утрированная артикуляция помогает понять, как произносятся звуки и попробовать это на себе.
С 1,5 лет можно говорить с обычной артикуляцией и не ограничивать себя в словах: не просто одежда, а уже платье, штанишки, косынка и тп. Не бойтесь использовать сложные и необычные слова, вроде жирафа, если он встречается в книжке или на картинках один раз. Всё это тоже тренировка и помогает отличать один предмет от другого.
От 2-х до 3-х лет малыш активно развивается физически, поэтому важно, чтобы и слова он запоминал в связке с действиями. Пускай сначала это будут очень простые сокращенные глаголы из одного окончания. Но вы не должны поддаваться и выучивать этот детский язык сами! Говорите нормальными взрослыми словами и старайтесь приучить к этому ребенка. Потом все должно плавно перейти к изучению свойств предметов – формы, цвета, структуры. Это помогает ребенку заговорить, так как он начинается тянутся к вашему уровню в речи.
Важный момент: не используйте только глаголы, нужно создавать связь между словами и использовать разные части речи: кошка пьет, собачка бежит, жучок летит и тп. Хорошо работают противопоставления – собака/кошка, бежит/лежит.
Возьмите за правило при разговоре с малышом быть на одном с ним уровне, а не говорить свысока. Присаживаясь к ребенку, вы покажете, что вам приятно с ним говорить, а его болтовня для вас многое значит. Давайте также понять, что вы не согласны с его мычанием или тыканием пальчиком. Повторяйте за ним его слова, пускай еще не совсем понятные, одновременно проговаривая их правильно, как должны они звучать.
Пение песенок, просмотр и прослушивание мультиков и детских песенок положительно сказываются на ребенке. Игры в слоги, поиск синонимов, да и просто описание действительности – всё можно представить в виде игры. Вы можете придумывать развлечения не зависимо от того едете ли вы в автобусе или сидите в парке.
Вопрос «что это» или «на что похожа эта тень» тренируют фантазию, память, речь и помогают взаимодействовать с миром.
Игры с пальчиками и ладошками – ладушки, сорока-ворона и многие другие так же способствуют развитию речи. Предметы разной фактуры и разного размера так же помогают в этом деле. Не бойтесь дать ребенку фасоль, макароны или фрукты – под вашим наблюдением всё это может быть отличной и безопасной игрушкой.
Не забывайте разминать малышу пальчики, делать массаж.
Может показаться, что очень сложно разобраться в том, как научить ребенка разговаривать, и обязательно упустишь какие-то тонкости. Да, даже в рамках одной семьи обучение речи детей проходит по-разному. Вы сами будете учиться, пробовать рекомендованные специалистами способы и вырабатывать свои уникальные методики, которые подойдут вашему ребенку.
Учим ребенка говорить отдельные буквы: л, ш, ж, р
Многие родители задаются вопросом, как научить ребенка говорить буквы «р», «ш» и другие, так как из-за недостаточно развитой артикуляции дети заменяют более сложные процессы на простые и понятные.
Дополнительные советы:
Полезные книги:
Елена Янушко «Помогите малышу заговорить. Развитие речи детей 1-3 лет.
Эта книга отличное руководство для родителей, которые хотят больше понимать о речевом развитии ребенка.
Полезные видео
Дефекты в речи: когда необходим логопед
Если в три года ваш малыш не говорит или заикается, это повод обратиться к логопеду за консультацией и дальше уже под контролем профессионала выстраивать коррекцию. Если ребенок неожиданно прекратил разговаривать, то это тоже вопрос, который необходимо решать при помощи специалиста. Даже если причиной молчания стало какое-то травмирующее событие, помощь логопеда (а в отдельных случаях психолога) будет наиболее эффективным и быстрым способом восстановиться.
В нашем клубе «Детство» развитию речи у малышей уделяется большое внимание. Если вы хотите поддержать и ускорить текущее развитие, хорошо подойдут занятия по логоритмике. Также в нашем клубе работают логопеды-дефектологи, которые помогут скорректировать произношение или лексику, а также проработать любые моменты, связанные с задержкой речевого развития или общего недоразвития речи. Обращайтесь к профессионалам!
Как помочь ребенку заговорить?
Содержание статьи
Сколько слов должен знать ребенок в год и что делать, чтобы ребенок заговорил – распространенные вопросы у родителей подрастающих детей. Вопрос этот очень индивидуальный, некоторые малыши начинают активно пополнять словарный запас еще до года, а кто-то упорно молчит до 2 лет. Задача родителей заключается в том, чтобы помочь ребенку в освоении нового и такого важного навыка.
Рекомендации для речи
Пальчиковые игры
У новорожденных малышей, да и у большинства деток вплоть до 3 месяцев повышен тонус мышц-сгибателей. Следовательно, мышцы нужно расслабить. Для этого сначала погладьте ручки легкими движениями от запястья к плечу и обратно, аккуратно потрите кулачки друг о друга, легонько постучите ими по своим ладоням или по столу. Когда мышцы расслабятся и кисть раскроется, пальчики перестанут сжиматься – можно начинать игру.
Расположитесь так, чтобы удобно было и вам, и вашему малышу. Сядьте на диван так, чтобы спина имела под собой твердую основу. Кроху положите себе на колени на спинку. По очереди массируйте каждую ручку крохи. Легкими поглаживающими движениями пройдитесь от запястья к локтю, сначала по внешней, а потом по внутренней стороне. Помните, что направление движения всегда строго – от кисти к локтю.
Чтобы ребенку было весело и приятно, сопровождайте упражнение улыбкой и потешкой:
Гладим ручку от ладошки,
Гладим мы ее, как кошку!
Гладим ручку малыша,
Возьмите малыша на руки, либо положите на пеленальный столик или диван перед собой. Поиграйте с каждой ручкой крохи отдельно. Перебирайте пальчики, нежно расправляя и поглаживая их и разминая.
Положите ребенка на пеленальный столик или диван на спину. Обхватите его запястья своими руками. Постучите малышковыми кулачками друг об друга, затем нежно об стол. Когда ладошка раскроется, продолжайте постукивать по ней уже своей, так же раскрытой ладонью.
Приговаривайте с улыбкой:
Мой малыш так хлопает,
Сильно, громко хлопает,
Это очень важное упражнение. Дело в том, что такая игра прекрасно тренирует выводить большой пальчик из сжатого кулачка. А это в свою очередь предпосылка к формированию важного навыка – захвата предметов, а в дальнейшем и развития речи.
Расположите малыша, чтобы комфортно было вам обоим. Сначала погладьте кулачки малыша. После этого аккуратным движением выведите большой пальчик поверх сжатой ладошки. Погладьте его, подвигайте в разных направлениях, помассируйте.
Народные приметы чтобы ребенок заговорил
Вместе с тем определить точную дату появления первых слов ребенка не так-то просто. Дело в том, что по времени появления речи и по объему своего активного словаря дети так сильно различаются между собой, что средние данные никак не отражают реальной картины. Есть дети, которые уже в 11-12 месяцев говорят до 110-115 слов, а бывают случаи, когда и до двух с половиной лет ребенок упорно молчит, несмотря на нормальное в целом психическое развитие.
Получается, что сроки и темпы овладения речью во многом зависят от индивидуальных особенностей ребенка и от того, по какому пути идет его речевое развитие.
Рассмотрим, как могут родители помочь ребенку заговорить.
Суть речевой задачи заключается в том, чтобы побудить ребенка к активному использованию определенного слова в качестве единственно правильного средства воздействия. Первоначально у малыша нет никакой потребности назвать предмет словом. Такая потребность должна возникнуть, и научить его этому может только взрослый.
В процессе овладения словом можно выделить три основных этапа, каждый из которых имеет свой смысловой центр для ребенка.
Важно подчеркнуть, что малыш сначала ориентируется в общем смысле ситуации. Он начинает понимать, что, для того чтобы обратиться к взрослому, нужно использовать конкретное слово, которое и становится средством обращения. Таким образом, восприятие и воспроизведение слова происходит, как мы уже говорили, на основе уже открытого смысла речевого общения и сотрудничества со взрослым. Без достаточно развитой потребности в общении со взрослым и совместной с ним игре первые слова появиться не могут.
Полностью развернутым процесс порождения слова бывает только вначале. В последующем этот процесс свертывается, ребенок сразу переходит к произнесению нового слова, к его артикуляции. Вместе с тем важно подчеркнуть, что речевая задача, т. е. задача передать что-то словами, впервые ставится перед малышом именно взрослым. Дети начинают активно произносить слова только под влиянием настойчивых воздействий взрослого, когда он превращает слово в центр внимания ребенка.
Однако благополучным и своевременным появление речи бывает не всегда.
Почему заговорить бывает трудно
В последнее время явное недоразвитие или вообще отсутствие речи у 3-4-летних детей становится все более серьезной проблемой для родителей и педагогов. Попытаемся рассмотреть основные, наиболее типичные причины таких проблем у детей 2-3 лет и, соответственно, способы их преодоления.
Первой и главной причиной отставания в речевом развитии является недостаточное общение ребенка со своими родителями. В последнее время многие родители ввиду своей занятости и усталости не имеют времени и желания общаться со своими детьми. Главным источником впечатлений (в том числе и речевых) служит для детей телевизор. Состояние молчания членов семьи в повседневной жизни и перед экраном телевизора оборачивается драматическими последствиями для овладения речью маленьким ребенком. Уже давно бьют тревогу врачи, которые в силу своей профессии имеют дело с нарушениями речи и слуха в детском возрасте. Еще в середине 90-х годов прошлого века немецкий врач Манфред Хайнеманн при помощи новых методов обследования наткнулся на неожиданно большое количество детей 3,5-4 лет, нуждающихся в лечении. В среднем у 25% детей было обнаружено нарушение развития речи. А сегодня в среднем каждый четвертый ребенок дошкольного возраста страдает замедленным развитием речи или его нарушением, независимо от уровня образования родителей или их принадлежности к определенным социальным слоям.
Но, казалось бы, малыш, сидя перед телевизором, постоянно слышит речь, причем громкую, разнообразную и выразительную. Что ему мешает усваивать ее? Дело в том, что речь, слышимая ребенком с экрана телевизора, не оказывает на него должного воздействия и не играет значимой роли в речевом развитии. Она не воспринимается детьми раннего возраста как адресованная им лично и не включена в их практическую активность, а потому не имеет для них никакого значения, оставаясь лишь фоном мелькающих на экране зрительных стимулов. Доказано, что маленькие дети не выделяют отдельных слов, не понимают диалогов и не вслушиваются в экранную речь. Даже самые лучшие телепередачи или видеокассеты не могут заменить общения родителей со своими детьми! Еще раз подчеркнем: только непосредственное воздействие взрослого и его участие в практической деятельности малыша способны обеспечить нормальное речевое развитие. Следовательно, для преодоления отставаний в развитии речи необходимы по крайней мере два условия:
— включенность речи в активную деятельность ребенка;
— индивидуальная адресованность речи, которая возможна только в живом непосредственном общении.
Для малыша, которому предстоит освоиться с миром речи, ни в коей мере не безразлично, кто и как произносит слова. Ведь только благодаря обращенному к нему слову он и может стать человеком в истинном смысле. Причем в первую очередь здесь подразумевается не передача информации, а нечто совсем иное, имеющее гораздо большее значение: взгляд в глаза, заинтересованное внимание, ответная улыбка, эмоциональная выразительность. Все это может дать ребенку только близкий взрослый.
Однако иногда отставание в речевом развитии связано и с избыточным пониманием близких взрослых. Взрослые, хорошо осознавая значение автономной речи ребенка, вместе с тем не стимулируют у него обращения к нормальной человеческой речи и не ставят перед ним речевую задачу, угадывая малейшие его желания. Они хорошо понимают, что хочет сказать ребенок, и удовлетворяются его «детскими словами» типа «бу-бу», «нюка», «люка» и т.п. При этом и сами родители с удовольствием используют детские слова в разговоре с малышом, поскольку такой детский язык (его иногда называют языком мам и нянь) выражает особую нежность и умиление перед ребенком. Но этот язык уместен только для младенца, поскольку он еще не вникает в значение слов. После года, когда начинается интенсивное усвоение речи, «детские слова» могут стать серьезным препятствием для развития нормальной человеческой речи, и ребенок надолго застрянет на этом этапе, довольствуясь несколькими «детскими словами». Если малыш до 3-4 лет остается на стадии говорения исключительно «детских слов», то впоследствии в его речи возможны различные нарушения, связанные с неполным овладением звуками родного языка, заменой звуков, их смешением и др. В начальной школе такое неправильное произношение может вызвать грубые ошибки в письме, поскольку «как слышится, так и пишется».
Итак, основных причин застревания ребенка на стадии автономной детской речи две. Во-первых, это ситуации, когда окружающие близкие взрослые охотно используют в общении с ребенком тот самый детский язык, повторяя его звуки и предлагая аналогичные свои слова типа «бибика», «ням-ням», «пи-пи» и пр. Во-вторых, это случаи, когда родители и бабушки, хорошо понимая не только своеобразный язык ребенка, но и все его желания, угадывают их буквально с полуслова и полувзгляда. В таких условиях у ребенка не возникает никакой потребности в настоящих словах. Соответственно для преодоления подобных проблем необходимо неукоснительно соблюдать два правила.
1. Не заменять разговор с ребенком языком «мам и нянь», т. е. не говорить с ним с помощью различных «бу-бу» или «пи-пи». Малышу необходима правильная человеческая речь, естественно, понятная ему. При этом, обращаясь к ребенку, следует четко и ясно произносить отдельные слова, привлекая его внимание к их артикуляции и добиваясь от него внятного произношения.
2. «Не понимать» автономных слов и невнятных вокализаций ребенка, побуждать его к правильному произношению и называнию нужных ему вещей и, таким образом, создавать речевую задачу. Необходимость, а затем потребность в человеческой речи возникает только в общении с близкими взрослыми.
В этой связи вспоминается известный анекдот про мальчика, который до пяти лет молчал, и родители уже считали его глухонемым. Но вот однажды за завтраком он сказал, что каша недостаточно сладкая. Когда изумленные родители спросили малыша, почему же он до сих пор молчал, мальчик ответил, что раньше все было в порядке. Так вот, до тех пор, пока тебя понимают без слов, никакой необходимости в них нет, и поэтому можно молчать или объясняться нечленораздельными звуками.
Серьезным препятствием для развития речи может также стать повышенная импульсивность ребенка и нечувствительность к словам взрослого. Такие дети чрезвычайно активны, подвижны, они несутся куда глаза глядят и ни на чем не могут сосредоточиться. Они как бы не слышат обратившегося к ним взрослого и никак не реагируют на его слова. Даже свой протест они выражают как-то особенно: кричат, глядя в пустоту, а не обращаясь ко взрослому. Отсутствие необходимых связей со взрослым проявляется и в стремлении все делать самому: взрослый как партнер и как образец совершенно не нужен. Индивидуальные игры ребенка с предметами хотя и освобождают взрослых от назойливости детей, но никак не стимулируют речевого развития ребенка. В таких условиях заглушается сама потребность малыша в общении со взрослыми: он перестает обращаться к ним, погружаясь в стереотипные действия с предметами. В результате задерживается психическое развитие ребенка вообще и речевое в частности.
В подобных случаях нужно прежде всего вернуться к играм и занятиям, в основе которых лежит эмоциональный контакт с малышом. Это может быть ласковое поглаживание по головке, называние его по имени, простые младенческие игры типа «Ку-ку» или «Сорока-ворона». Важно установить контакт с ребенком, поймать его взгляд и получить ответную реакцию. Большое значение имеет и то, как именно взрослый вводит в жизнь ребенка различные предметы и игрушки. Всем предметным действиям следует по возможности придать «человеческий» характер: жалеть или укладывать спать куклу, посадить водителя в машинку и вести ее в гараж, лечить обезьянку и т. д.
Количество игрушек лучше сократить. Очень полезны игры, в которые нельзя играть одному, например катать мячик. Если ребенок не проявляет интереса к сотрудничеству, попробуйте организовать в его присутствии общую игру с другим партнером. Например, папа и мама могут катать друг другу мячик, по-детски ликуя и радуясь. Скорее всего, малыш захочет занять место одного из них или присоединиться к этому занятию. Полезны также игры с имитацией. Вы говорите в присутствии малыша за разных зверюшек, а ребенок, заражаясь общей обстановкой, повторяет вслед за вами. Все эти занятия направлены на то, чтобы остановить бессмысленную беготню ребенка и привлечь его к содержательному общению.
Еще одной, достаточно распространенной сегодня проблемой является стремительность речевого развития. Этот вариант нарушения нормального развития речи противоположен всем предыдущим. Он отличается тем, что первые слова детей не только не задерживаются, но, наоборот, опережают все возрастные сроки речевого развития. Ребенок в 1 год и 3 месяца вдруг начинает говорить почти развернутыми предложениями, с хорошей дикцией, используя совсем не детские слова. Сколько гордости вызывает у родителей их говорящее чудо! Как приятно продемонстрировать знакомым необыкновенные способности малыша! Поначалу возможности малыша кажутся безграничными. С ним постоянно разговаривают, его учат, ему рассказывают, ставят пластинки, читают книжки и т. д. И он все понимает, все с интересом слушает. Казалось бы, все идет прекрасно. Но вдруг такой ребенок начинает заикаться, трудно засыпает, его мучают беспричинные страхи, он становится вялым и капризным.
Как помочь малышу заговорить
Советы родителям
«Действительно, многие дети начинают говорить после 2,5-3 лет. Подобная задержка сама по себе уже должна насторожить: значит какие-то, пусть минимальные, но изменения в развитии есть. Какой-то малыш легко встанет на ножки и побежит сам, кому-то приходится специально формировать походку. Так же и с речью. Таким детям нужно помочь, — считает логопед Елена Перова.
Что можно сделать?
Чтобы ребенок захотел разговаривать
«Не нужно требовать от детей речевой активности: настойчивым „скажи“ можно отпугнуть их. Можно посоветовать применять различные игры с игрушкой, заинтересовавшей ребенка. Игры типа: „Делай, как я“ (покачай куклу, покатай мячик, поставь машину в гараж) вызывают его на безречевое, а впоследствии — на речевое подражание», — советует логопед.
Следующий этап — привлечение к занятиям. Сначала малыш учится понимать речь и выполнять простейшие инструкции: «Дай ручку», «Покажи носик».
Затем побуждаем его к речи через ситуации, которые эмоционально заинтересовывают ребенка. Здесь применяются различные виды пряток: ищем игрушку, часть тела, самого ребенка. Плюс рассматривание семейных фотографий.
Вызываем у малыша ориентировочный рефлекс: «Что это?», «Что там?». Используются книжки-раскладушки, игрушки в сухом бассейне, в коробочке, в завернутой бумаге. Главное — привлечь внимание, вызвать эмоциональную реакцию, выраженную междометиями (ой, ай, ух), расположить к речевому подражанию, повторению наряду с лепетными словами также и общеупотребительных слов («ля-ля» и «кукла»).
Когда ребенок готов заниматься, можно учиться произносить отдельные звуки, которые обычно появляются в речи первыми (гласные: а, о, у, и, э, согласные: м, б, п, г, к, д, т, х). Развиваем речевой слух и внимание, формируем у него умение передавать простейшие ритмы, уточняем и расширяем пассивный словарь по темам («Мы играем», «Покормим Мишку», «Собираемся на прогулку»). Также необходимо развивать сенсорную базу малыша, то есть познакомить его с понятиями цвета, формы, величины, количества.
Когда уровень мотивации к речевому общению становится достаточным, начинается работа по развитию словарного запаса. Прежде всего, малыш осваивает существительные и глаголы. Потом они станут основой для построения фраз. Еще на уровне лепетных и звукоподражательных слов строится фраза: «биби бах» — машина упала, «ляля бай» — кукла спит.
«Интересно, что на фоне лепетной речи вдруг может появиться нормально произносимое слово. Обычно дети очень радуются такому успеху, несколько дней демонстрируют его окружающим», — рассказывает Елена Перова.
Есть и еще один небольшой лайфхак для родителей неговорящего малыша: освоить речь поможет домашний театр. У крохи появляется уверенность в себе, ему нравится выступать перед родителями, бабушкой и дедушкой и даже перед любимой игрушкой.
Но не стоит забывать, что все эти рекомендации носят вспомогательный характер. Если появление речи заставило себя ждать слишком долго, сначала нужно обратиться к специалистам.