михай мункачи кровавый ритуал
Олег Платонов. «Ритуальные убийства».
Картина Михая Мункачи «Кровавый ритуал», 1882-1887 гг.
РИТУАЛЬНЫЕ УБИЙСТВА, кровавый обряд религиозных изуверов-сатанистов, совершаемый с целью установления мистической связи с бесами и злыми духами для привлечения их на свою сторону. Ритуальные убийства известны среди разных народов, но особое распространение получили среди тайных иудейских сект. Русская Православная Церковь признает существование ритуальных убийств, совершаемых иудеями по религиозным мотивам.
В самом древнем собрании житий русских святых — Печерском Патерике — приводится житие прп. Евстратия (умучен в 1096), постника и мученика, «который продан был евреям, распят ими на кресте и прободен копием во время Пасхи за Христа».
В этом житии раскрываются подробности ритуального преступления, совершенного иудеями при обряде поругания Христа против православного христианина. Поэтому привожу его полностью:
И как в древности распяли Христа, так и этот праведник был пригвожден ко кресту окаянным жидовином и друзьями его и благодарил за то Бога. Без пития и пищи Евстратий продолжал жить уже 15-й день. Жидовин и прочие друзья его поносили распятого и говорили ему: «Вкуси ныне, безумный, законной пасхи, чтоб остаться живым и избегнуть проклятия. Ибо Моисей передал нам закон, который принял от Бога и сказал в книгах своих: «Проклят всякий, висящий на дереве». Преподобный отвечал: «Великой благодати сподобил меня днесь Господь. Он даровал мне милость пострадать за имя Его на кресте по образу Его Креста. Надеюсь, что и мне скажет Он, как некогда разбойнику: „Днесь будешь со Мною в раю“. Не нужна мне пасха ваша, не боюсь клятвы, ибо наша Пасха был закланный за нас Христос, Который разорил наложенное за преступление закона и за древо проклятие и ввел в благословение жизни древом крестным, на котором был пригвожден, будучи жизнию всех, как пророчествовал о том и Моисей: „Вы увидите Того, Кто есть жизнь ваша, висящим прямо перед глазами вашими“. О празднике же Пасхи говорит Давид: „Сей день, Который воздвиг Господь, возрадуемся и возвеселимся“. Но ты, распявший меня, и все твои евреи, плачьте и рыдайте, ибо постигнет вас отомщение за кровь мою и кровь других купленных вами христиан. Ненавидит Господь субботы ваши и преложит праздники ваши в сетование — приблизилось время убиения начальника вашего беззакония». Услышав это, жидовин распалился гневом, схватил копье и пронзил пригвожденного. И была видна только огненная колесница и огненные кони, и они несли на небо душу ликующего победоносного мученика, и был слышен голос, говоривший греческими словами: «Вот доблестный гражданин Небесного града!»
Прочие же жиды, видя страшные чудеса по кончине преподобного, уверовали поистине и крестились. А поработивший их Христу и по смерти своей добрый Его воин и победоносец — св. Евстратий — сподобился с бессмертным воинством небесным воспевать победную песнь и царствовать с Самим Победителем смерти Христом, с Которым он воинствовал, прославляя Его и благодаря с Безначальным Его Отцом и Животворящим Духом в бесконечные веки. Аминь».
Картина Сергея Иванова. «В Смутное время». 1908
Согласно соборному решению иерархов Русской Церкви, был канонизирован ритуально умученный младенец Гавриил Белостокский, родившийся 20 марта 1684 в Волынской губ. 20 апреля 1690, в первый день православной Пасхи, он был похищен иудеями и распят ими на кресте, затем прободен в бок и исколот в различных частях тела, пока не была выпущена вся кровь. Спустя 30 лет после его погребения мощи его были найдены нетленными и перенесены в Свято-Троицкий монастырь в Слуцке Минской губернии. Мощи младенца-мученика лежали в гробике совершенно открытыми. Обе ручки младенца охватывали маленький наперсный крест. Пальцы исколоты.
После того как Гавриила причислили к лику Святых, в службе ему Православной Церковью установлено читать: «Первее бо кров твою помалу изливше, еле жива тя оставиша иудеи, да множайшим мукам предадут твое непорочное тело, еже и смерти предавше конечным кровеистощанием, на ниву в день Святой Пасхи тое без студне извергоша, мы же, твоя безчисленные раны целующе, подвиги твоя тепле прославляем».
По всей России установилось всенародное почитание младенца-мученика. В день мученика-младенца Гавриила Белостокского — 20 апреля — повсюду собирались тысячи паломников.
В ряде приходов РПЦ, в том числе зарубежной, почитается как местночтимый святой (священномученик) Андрей Киевский (Ющинский), ритуально умерщвленный 12 марта 1911. Его мертвое тело со множеством ран было найдено в пещере на окраине города Киева. Экспертиза установила, что причиной смерти несчастного ребёнка «послужило острое малокровие от полученных повреждений с присоединением явлений асфиксии вследствие воспрепятствования доступа к воздухоносным путям». «В теле его осталось не более трети всего количества крови». Эта экспертиза была также подтверждена известным русским врачом, профессором Киевского университета П. А. Сикорским, который считал убийство Ющинского по его основным и последовательным признакам — медленному обескровлению, мучительству и затем умерщвлению жертвы — типичным в ряду подобных убийств, время от времени повторяющихся как в России, так и в других государствах. Обескровливания убиваемых, по мнению профессора Сикорского, вытекают из других оснований, которые, быть может, имеют для убийц значение религиозного акта.
Хотя факт ритуального убийства был установлен с полной достоверностью, М. Бейлис был оправдан за «недостаточностью улик», после того как в течение двухгодичного следствия были подкуплены и запуганы несколько следователей, отравлены трое детей, видевших, как Бейлис тащил Андрея Ющинского на кирпичный завод еврея Зайцева, где произошло убийство.
Несмотря на то что ритуальное преступление было совершено кучкой фанатиков-изуверов и вина за него никак не могла ложиться на всех иудеев, как, например, вина хлыстов-изуверов не могла очернить русский народ, весь иудейский мир России и зарубежья встал на сторону М. Бейлиса, огульно отрицая обвинения в его адрес, объявляя их «происками» антисемитов, «кровавым средневековым наветом» на «невиновных», «гонимых евреев».
Еврейская и либерально-масонская печать всей своей силой обрушивается на суд и общественное мнение, намеренно искажает факты, фальсифицирует материалы следствия.
Как писал прокурор по этому делу Виппер, «ведь русская пресса только кажущаяся русская, в действительности же почти все органы печати в руках евреев. Я ничего не хочу говорить против еврейства, но когда читаешь еврейские газеты, еврейские мысли, еврейскую защиту, то действительно выступать против евреев — значит вызвать упрек, что вы или черносотенец, или мракобес, или реакционер, не верящий в прогресс, и т. д. Евреи до такой степени уверены, что захватили в свои руки главный рычаг общественности — прессу, что думают, что никто уже не посмеет возбудить против них такое обвинение не только в России, но даже и в других странах. И до некоторой степени они правы: в их руках, главным образом, капитал, и хотя юридически они бесправны, но фактически они владеют нашим миром, и в этом отношении пророчество Библии почти на наших глазах сбывается: тяжело их положение, но в то же время мы чувствуем себя под их игом. На это я обращаю ваше внимание потому, что, как я уже сказал, никто не думал, что правительство поставит когда-нибудь это дело на суде, всем казалось, не риск ли это со стороны правительства, многомиллионный русский народ думает об этом риске. Да разве мы можем закрывать глаза на то преступление, которое совершилось в Киеве, хотя бы это и грозило нам неприятностями, мы должны раскрыть его; но, с точки зрения евреев, мы не имеем права на это, иначе мы — черносотенцы, мракобесы, реакционеры и желаем крови. Ведь это звучит почти обвинением. Ведь, в сущности, нас станут даже обвинять, что мы поставили процесс, что мы возбуждаем народ против евреев. Отнюдь нет. Меня даже удивляет следующее. Если бы евреи желали защитить Бейлиса, если бы они спокойно отнеслись к этому процессу, то сказали бы: пусть правосудие решит это дело, улик было немного, кроме соображений Красовского, которые я привел, и суд присяжных, которому они верят, увидя, что улик мало, мог оправдать, но евреи сами, сознавая, что Бейлис действительно виновен, вместо того чтобы сказать: пусть правосудие делает свое дело, — старались запутать это дело, помешать правосудию. И поэтому, когда Бейлис был привлечен, они были изумлены: что такое сделали с Бейлисом, как смели судить ритуального преступника в ту эпоху, когда существует Государственная Дума, когда начнутся разговоры и когда могут привлечь к ответственности ряд правительственных лиц. Но правительство посмело, и Бейлис был привлечен».
Общая картина заседания суда. Рисунок Владимира Кадулина
Евреи в мировой живописи ч.3
Карл де Прево, Karol (Carlo) de (di) Prevo (Prewot, Prewo), (1670, Тичино, Италия или Швейцария — 1737, Польша) — польский художник итальянского происхождения. В период 1708 — 1737 работал над оформлением Кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы в Сандомире. Создал изображения святых мучеников, в том числе картину ритуального убийства евреями христианских детей. Надпись рядом с картиной гласит: filius apothecarii ab infidelibus judeis sandomiriensibus occisus (сын аптекаря, убитого неверными евреями Сандомира). Картину заказал священник и ярый антисемит Стефан Жуховски, Stefan Żuchowski (1666 — 1716).
Историческим фоном были очередные кровавые наветы 1698 года и 1710 — 1713 годов против сандомирских евреев. В 1698 г. был казнён староста Сандомирской синагоги Александр Берк, по лживому обвинению в убийстве двухлетней девочки. В 1710 евреи Сандомира были обвинены в убийстве в ритуальных целях ребенка Георгия Красновского. Обвинялся прежде всего раввин Яаков Герц. Процесс длился 3 года – во время него сын обвиняемого, Абрам, перешел в католичество и дал показания против отца, уличающие Герца. Постепенно увеличивалось число обвиняемых, которые, наконец, в 1713 году были осуждены на смертную казнь. В 1712 король Август II Сильный издал указ об изгнании евреев из Сандомира.
«Ритуальное убийство» 1708 — 1737
Михай Мункачи (Michael Leo Lieb, 20 февраля 1844, Мункач (Мукачёво), Украина — 1 мая 1900, Бонн,Германия) — венгерский художник-реалист. Учился в Академии художеств в Вене, жил и работал в Австро-Венгрии, Германии, Франции. Считается важнейшим национальным живописцем Венгрии. Летом 1896 года здоровье Мункачи резко ухудшилось. Лечился в Баден-Бадене. Позже был доставлен в психиатрическую больницу в Энденихе близ Бонна, где умер 1 мая 1900 года. 9 мая был похоронен на кладбище Керепешы в Будапеште.
Михаю Мункачи приписывают авторство картины «Кровавый ритуал». Долгий и тяжёлый поиск в интернете не обнаружил доказательств того, что Мункачи действительно автор этой картины. Единственный серьёзный (научный) источник, где Мункачи назван автором, это этнографическая брошюра Светланы Амосовой «Наветные тексты и другие представления о еврейских праздниках у жителей Латгалии». Однако С.Амосова не историк живописи, а этнограф, и вполне могла ошибиться, доверившись сомнительным источникам.
Как бы то ни было, эта картина кем-то нарисована. Исторический фон для неё был таким:
Кровавый навет в Тисаэсларе
Оправдательный вердикт и освобождение заключённых, большинство из которых находились в тюрьме 15 месяцев, послужило сигналом к беспорядкам в городах Венгрии. Толпившиеся и скандалившие около здания суда во время заседаний оскорбляли заключённых и угрожали свидетелям и адвокатам.
Кровавый навет в Тисаэсларе был одним из наиболее заметных в Европе в конце XIX века. Он послужил оправданием кровавых погромов в Венгрии в 1919—1921 годах. В 1920-х — 1940-х годах его использовали венгерские и немецкие нацисты.
Мориц Даниэль Оппенгейм (Moritz Daniel Oppenheim, 7 января 1800, Ханау, Гессен-Кассель — 26 февраля 1882, Франкфурт-на-Майне, Германия) — немецкий живописец еврейского происхождения. Первый крупный художник, который родился евреем, остался евреем и сознательно выбирал темы из еврейской жизни.
«Возвращение еврея-добровольца после войны за независимость в семью, живущую согласно старым традициям». 1833
«Хедер» (начальная религиозная школа) 1878
Эдуард Саломон Франкфорт (Eduard Salomon Frankfort, 21 Июня 1864, Меппел – 19 Августа 1920, Ларен, Голландия) — Голландский художник еврейского происхождения. Получил ортодоксальное еврейское образование, затем изучал живопись в Королевской Академии искусств в Амстердаме и в бельгийской Королевской Академии искусств в Антверпене. Работал в Голландии и Южной Африке.
«Богословский диспут». 1888.
Николай Корнильевич Пимоненко (Микола Корнилійович Пимоненко; 9 марта 1862, Киев — 26 марта 1912, Киев, Российская империя) — украинский жанровый живописец, академик Императорской Санкт-Петербургской Академии художеств.
«Жертва фанатизма» — одна из наиболее известных картин Пимоненко — написанная в 1899 году, после того, как он прочитал в газете об избиении членами еврейской общины девушки-еврейки, которая полюбила кузнеца-украинца и перешла в христианство. Взволнованный этой заметкой, художник перед написанием картины посетил местечко Кременец на Волыни, где сделал много эскизов с натуры.
Самуил (Шмуэль) Давидович Гиршенберг (22 февраля 1865, Дрогобыч или Лодзь, — 15 сентября 1908, Иерусалим) — художник-реалист, польский еврей. Его произведения отличались мрачностью и депрессией. В 1907 поднялся в Эрец Исраэль, где преподавал в основанной годом ранее Академии художеств «Бецалель», писал портреты жителей и пейзажи окрестностей Иерусалима, здесь его творчество стало более светлым и жизнелюбивым, но через год он умер, похоронен на Масличной горе.
«Йешива» 1887
«Вечный жид». 1899. Представляет образ обездоленного, испуганного и жалкого еврея, скитающегося по миру в поисках пристанища. Почти две тысячи лет такой образ был актуальным. Картина подарена автором музею «Бецалель»
Два видных деятеля сионистского движения — основатель академии «Бецалель» профессор Борис Шац и философ и писатель Ахад hа-Ам, на фоне картины «Вечный жид», в созданном в 1906 году в Иерусалиме музее искусства. Фото 1911 года.
«Храмовая Гора, купол над скалой». 1907
«Йеменские евреи у Западной Стены» (Стены Плача) 1907-1908. Очень важный рисунок, встреча двух еврейских цивилизаций.
Владимир Дмитриевич Вучичевич-Сибирский (25 июля 1869, Полтава — 15 сентября 1919 года, Щегловск, Томская губерния) — русский художник-живописец, потомок сербов из Черногории. Сочувствовал и помогал русским революционерам-народникам, принял самое живое участие в революционных событиях 1905 года: ходил на демонстрации, печатал и распространял прокламации. Именно в это же время он пишет свою картину «Черносотенный погром в Томске (события 20 октября 1905 года)», в которой постарался воплотить тот ужас, который способна породить ненависть одних людей (черносотенцев) к другим (евреи). В дальнейшем намеревался, в виде художественной открытки напечатать и распространить эту картину среди общественности, но замысел не удался. Во время Гражданской войны трагически погиб вместе со своими детьми в результате бандитского нападения.
«Черносотенный погром в Томске 1905 года.»
Сальвадор Дали (11 мая 1904, Фигерас, Каталония, Испания — 23 января 1989, там же) — испанский художник, график, скульптор, режиссёр и писатель. Один из самых известных представителей сюрреализма.
«Алия. Возрождение Израиля». 1968 г.
«Стена Плача». Сальвадор Дали. 60 — 70-ые годы
Менора. Сальвадор Дали
Великий художник обратился к евреям с такими словами: «Вы, еврейский народ, избранные сыны Авраама, Ицхака и Яакова. Для вашей решимости поддерживать традиции, для радости освящения ваших празднеств я создал эту менору и «Стену Плача». Пока вы с непоколебимой верой молитесь вашим предкам, я хочу видеть в сиянии этих ясных и радостных огней уважение к вашему народу».
Выставка работ Михая Мункачи в Государственном Эрмитаже
С 24 апреля по 27 июля 2018 года в Государственном Эрмитаже в Николаевском зале Зимнего дворца работает выставка «Михай Мункачи», посвященная творчеству самого знаменитого венгерского художника XIX столетия. Масштабная ретроспектива включает более 60 произведений мастера.
Творчество Михая Мункачи (1844-1900) занимает уникальное место в истории венгерского и мирового искусства: художник гармонично сочетал различные направления и жанры. Торжественное достоинство монументальных работ, непринужденность салонных сцен, реалистичность портретов. Наследие Мункачи представляет художественную ценность, сравнимую с произведениями известнейших европейских художников. Его жанровые картины составляют мозаику сцен из жизни венгерских крестьян, в то время как салонная живопись, напротив, иллюстрирует идеальную беззаботную городскую жизнь.
Произведения Михая Мункачи высоко оценены критиками, коллекционерами и художниками. Илья Репин называл его великолепным колористом, критик Владимир Стасов отмечал «беспощадный реализм» художника: «Мункачи один из самых решительных, неукротимых реалистов в Европе. Он смел, резок, неправилен, но зато глубоко правдив и выразителен: создатели новых школ и направлений всегда таковы».
Переломным моментом в судьбе Михая Мункачи стало знакомство с бароном Анри-Эдуардом де Маршем и его супругой Сесиль Папье. Барон и его жена были настоящей опорой для художника, постоянно страдающего от сомнений в собственном таланте и от страха быть непризнанным. При их содействии в 1871 году Мункачи переехал в Париж, затем работал в Барбизоне. Под влиянием барбизонской школы были написаны его реалистические сцены и пейзажи.
Художник находился в постоянном поиске новых тем. Так, его заинтересовала история жизни английского поэта XVII столетия Джона Мильтона, в судьбе которого Мункачи находил параллели со своей собственной судьбой. В 1878 году была написана картина «Мильтон, диктующий дочерям поэму «Потерянный рай»». Благодаря удачному выбору сюжета, изяществу композиции, тонкой передаче характера персонажей и оригинальному живописному решению произведение принесло Михаю Мункачи всемирную славу. За эту работу он был награжден орденом Железной короны и получил от императора Австро-Венгерской монархии Франца Иосифа I дворянскую грамоту. На Всемирной выставке в Париже в 1878 году жюри присудило работе золотую медаль.
На протяжении всей своей жизни художник обращался к пейзажной живописи. Среди представленных на выставке пейзажей особое место занимает «Пыльная дорога II» (после 1874), где передан эффект солнечного луча, проходящего сквозь облако пыли, поднятой проехавшей крестьянской повозкой. Небо и земля сливаются, а клубы розовато-желтой пыли, плавно переходящие в полосу облаков на небе, преобразуют скучный пейзаж в чудесное радужное видение, напоминающее картины британского живописца Уильяма Тёрнера.
Одним из крупных проектов последних десяти лет творчества художника был заказ на роспись плафона парадной лестницы в Художественно-историческом музее в Вене. К огромному панно было создано большое количество этюдов, в том числе эскиз в цвете «Апофеоз Ренессанса» (1882-1886), представленный на выставке.
За сравнительно короткую жизнь Михай Мункачи успел сделать очень много. Преданность делу жизни требовала силы и отваги, однако сомнения в собственном таланте вынуждали художника постоянно доказывать его присутствие и порой делали жизнь невыносимо трудной. Эти противоречивые чувства проявляются в сочетании силы, простоты, эмоциональности и реализма его полотен, необычных для живописи того времени.
Как ученик столяра и круглый сирота стал всемирно известным салонным живописцем: Михай Мункачи
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Жизненный путь каждого художника всегда сложен и неоднозначен. Вот и Михай Мункачи, проходя по нему, испытал ошеломительные и взлеты, и падения. Но, как известно из истории, только сильные духом мастера, вступая в схватку с невзгодами и бедами, вопреки всем законам логики, закаляют свое искусство, придавая ему истинную крепость.
Немного биографии
Осиротев, мальчик оказался на попечении своего родного дяди, который не сильно-то жаловал своего племянника. Когда тому едва исполнилось десять лет, его отдали в ученики к столяру. Но от тяжелой работы мальчишка не на шутку заболел, и родственники были вынуждены забрать его домой.
Именно в этот период Михай начал рисовать, а немногим позже брать уроки мастерства у местного художника Элека Самоши. И хотелось бы отметить, что страсть к рисованию у подростка настолько была велика, что он не упустил ни единого шанса данного ему судьбой. Так, по рекомендации своего первого учителя Михай отправляется в Будапешт, где продолжил занятия, и заручившись поддержкой известного столичного художника, добился стипендии для учебы за границей.
В 1865 году одаренный юноша отправился в Вену, где в течение года учился в Академии художеств. Затем был Мюнхен и Париж, где Михай ознакомился с новейшими достижениями немецкой и французской живописи.
«Зевающий ученик»
Этот потрясающий этюд венгерский 24-летний мастер написал в 1868 году, а через год он создал картину «Зевающий ученик», в которой публика увидела не только реалистический портрет подростка и фигуру подмастерья во весь рост, а так же убогое жилище с неприбранной постелью. Кроме того, автор, как бы вспоминая свои страдания и лишения, с удивительным мастерством передал ту атмосферу, в которой жил этот подросток. В ней будто до сих пор слышны звуки подзатыльников и затрещин, грубая ругань мастера. Именно эта работа вывела Михая Мункачи в ряды реалистов XIX века.
«Осужденный на смерть» или «Камера смертника»
А вот это полотно, чаще называемое «Камерой смертника» — глубоко трагично и содержательно. На нем изображен последний день жизни приговоренного к смерти бетьяра — так звали в 19 веке Робингудов Венгрии. Справедливые разбойники из народа, вольнолюбивые и великодушные, они были устрашением для толстосумов. А когда же их удавалось поймать, то безусловно, они становились обреченными на казнь.
По закону тех далеких лет к смертникам в последний день их жизни допускались все, кто желал проститься с приговоренными. И сделано это было вовсе не из гуманных побуждений, а для устрашения, чтобы другим неповадно было. Поэтому и видим мы на картинной плоскости множество людей, в том числе рыдающую жену, прильнувшую к холодной тюремной стене, и в недоумении стоящую на переднем плане маленькую дочь, да еще немало зевак, пришедших ни то посочувствовать, ни то позлорадствовать. К слову, сам Михай в юности был не единожды свидетелем таких жутких сцен.
Сжав кулаки и отвернувшись от докучливых взоров, приговоренный Бетьяр сидит за столом. Тяжкие думы овладели им, но по всему видно, что вера в правое дело побеждает в нем страх перед неизбежностью.
Представленное полотно «Осужденный на смерть» в 1870 году в Парижском Салоне, принесло художнику золотую медаль и стало залогом его популярности. Известный французский критик писал в то время: «Реализм Мункачи может быть сравнен с реализмом Рибо и Курбе. По своим же чувствам он подобен русским реалистам…»
Салонная живопись Михая Мункачи
Однако самым переломным событием в судьбе Михая Мункачи стало знакомство с бароном Анри де Маршем и его супругой Сесиль, которые в дальнейшем стали настоящей поддержкой для молодого художника, постоянно страдающего от сомнений в собственном таланте и от страха быть непризнанным.
При содействии супругов де Маршей в 1871 году Мункачи основательно перебрался в столицу Франции, а его работы заняли достойное место в Парижском салоне. Более того, после неожиданной смерти покровителя барона де Марша его вдова вышла замуж за Михая Мункачи, как только окончился траур по супругу.
Эта женитьба кардинально изменила не только жизнь художника, но и сильно сказалась на характере его картин. Он начал писать жанровые сюжеты на бытовые темы, изображая в светлых, уютных интерьерах изысканно одетых изящных молодых женщин, детишек и их домашних питомцев. При этом изображая их за разговорами, чтением, рукоделием и музицированием. Одним словом Муканчи свое остросоциальное творчество перевел на салонную живопись, такую популярную и востребованную в то время в Европе.
Мункачи целиком посвящает себя салонной «шикарной» живописи, бездушной и фальшивой. Ведь жену, привыкшую к роскоши, нужно было содержать достойно. И бывший народолюбец Михай становится модным парижским художником, а его студия превращается в фабрику живописи.
Вдохновляемый супругой, художник постоянно находился в творческом поиске новых сюжетов. Однажды его увлекла история жизни английского поэта XVII века Джона Мильтона, в линии судьбы которого Мункачи нашел параллель со своей собственной судьбой. В 1878 году была написана картина «Мильтон, диктующий дочерям поэму «Потерянный рай». Трагичный образ слепого поэта до глубины тронул художника. И именно это полотно принесло художнику долгожданную мировую славу.
Удачно выбранный сюжет, интересный подход к композиционному построению, удивительная передача характера каждого персонажа, оригинальность живописного решения произвело на критиков и публику невероятное воздействие. За это произведение художник был награжден орденом Железной короны и получил дворянскую грамоту от имени императора Австро-Венгерской монархии Франца Иосифа I. На Всемирной выставке в Париже в 1878 году жюри присудило этому полотну золотую медаль.
Но после этих событий в жизни Мункачи происходят события, сыгравшие роковую роль в его судьбе. После выставки в Салоне «Мильтона» приобрел известный парижский перекупщик картин Зедельмейер, который и стал на длительное время злым гением художника. Затянув Михая на кабальных условиях договора в жесткие рамки, он на протяжении целого десятилетия начал диктовать темы для его работ. И полностью владея правами на живопись, возил творения мастера по Европе и Америке, зарабатывая на этом баснословные деньги. Ведь в то время автор был весьма знаменит, и его картины были обречены на успех.
Однако с годами он все больше и больше стал задумываться над тем, как жить ему дальше. Художника начала угнетать та жизненная ситуация, заложником которой он стал. В эти годы кризиса и раздумий еще одна беда подстерегла художника: коварный недуг — болезнь глаз. Живя в золотой клетке, художник очень переживал, тоска по родине глубоко засела в его сознании, а мысль о том, чтобы вернуться в Венгрию и начать жить и творить по-прежнему раздирала его душу. И частично это художнику удалось. После разрыва с Зедельмейером художник пишет полотно «После работы». Этим холстом он как бы продемонстрировал возвращение к себе, своим истокам, что было своеобразной победой духа художника.
Потомкам Михай Мункачи оставил целую галерею портретов своих современников, жанровые и исторические полотна, серию пейзажей и натюрмортов, которых насчитывается около 600 экспонатов.
К концу жизни Михая начало преследовать тяжелое душевное расстройство. Мункачи скончался весной 1900 года в психиатрической лечебнице под Бонном.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: