люди которых нельзя трогать

Гаптофобия и можно ли ее определить тестированием

люди которых нельзя трогать. Смотреть фото люди которых нельзя трогать. Смотреть картинку люди которых нельзя трогать. Картинка про люди которых нельзя трогать. Фото люди которых нельзя трогатьЧеловеку всегда было свойственно бояться, так как страх является базовой эмоцией, составляющей инстинкта самосохранения. Именно он помог хомо сапиенсу выжить во враждебной ему окружающей среде и развиваться.

Развивается такой страх у жителей больших городов, где люди чаще ждут подвоха от многочисленных окружающих. В небольших населенных пунктах так не бывает: здесь рукопожатия и похлопывание по плечу является проявлением доброжелательности, так как все друг друга знают.

Нельзя путать эту фобию с аллодинией – гиперчувствительностью к прикосновениям, вызывающим не страх, а физическую боль.

Симптомы

Страдающие гаптофобией люди, когда их кто-то касается, вздрагивают, испытывают тревогу. У них меняется мимика, начинает кружиться голова, дрожат конечности. Может быть тошнота, нехватка воздуха, сердечные спазмы, озноб и даже истерика, паническая атака. Если кто-то пожал больному руку, то он сразу хватает салфетку, чтобы вытереть, или старается побыстрее вымыть с мылом. Пребывание в помещении, где много людей, вызывает приступ депрессии.

Гаптефобы испытывают неприятные ощущения от таких прикосновений, бросающих в дрожь и горячих, как клеймо (по их словам).

Страх и его неприятные проявления ведут к минимизации контактов, трудностям адаптации человека в обществе, утратой связей, отсутствию секса. Больной стремится уединиться, ему уютнее одному, а не среди людей, так как в этом случае он уверен, что к нему никто уж точно не притронется.

Типичный гафефоб очень дорожит своей так называемой зоной комфорта, устанавливая ее границы и не подпуская чужаков к себе. Некоторые больные на страх реагируют агрессивно, могут оттолкнуть и даже ударить человека, который до них дотронулся. Свои действия в этот момент они не осознают и потом не помнят, что сделали.

Зинчафобы не любят ездить в общественном транспорте, стоять в очередях. Стремясь избежать прикосновений к голой коже, на людях они всегда, даже летом, носят одежду, закрывающую ее. Такому человеку приходится подготавливать себя к встрече с друзьями, с которыми придется обниматься, ведь не хочется, чтобы они заметили, как ему неприятно.люди которых нельзя трогать. Смотреть фото люди которых нельзя трогать. Смотреть картинку люди которых нельзя трогать. Картинка про люди которых нельзя трогать. Фото люди которых нельзя трогать

Окружающие, видя такую негативную реакцию, недоумевают, обижаются, считая это брезгливостью и плохим отношением к себе. Так рвется дружба, отношения, деловые связи и т.д.

Все это отравляет жизнь, ухудшает ее качество. Поэтому правильнее всего поскорее избавиться от тактилофобии, воспользовавшись помощью психолога, так как самостоятельно это сделать не получится.

Причины развития

Боязнь прикосновений может возникнуть в силу внешних и внутренних факторов. К первым относят:

Диагностика и лечение

люди которых нельзя трогать. Смотреть фото люди которых нельзя трогать. Смотреть картинку люди которых нельзя трогать. Картинка про люди которых нельзя трогать. Фото люди которых нельзя трогатьЕсли страх искажает восприятие всего, произошедшего за день, негативно влияет на личную жизнь и профессиональную деятельность, но необходимо обратиться к врачу.

Гаптофобию невозможно определить с помощью опросника, как не существует тест на гомофобию, клаустрофобию и ряд других патологий. Выявляют ее в ходе беседы с психологом, психотерапевтом. Диагноз ставится, если в течение полугода пациент испытывает такие симптомы:

Лечение афенфосмофобии происходит с помощью психотерапии и лекарственных препаратов. Последние (антидепрессанты и бета-антиблокаторы) снимают тревожность и гасят панику.

Основная задача психолога или психотерапевта такова: больной должен уметь справляться с беспокойством и, в конце концов, перестать боятся прикосновений. Для этого используется разговорная терапия и разные методики психотерапии:

Кроме этого, пациенту советуют заняться командными видами спорта, танцами – такие виды деятельности позволяют научиться радоваться и получать удовольствие от близкого контакта с людьми.

Быстро и успешно справиться с гаптофобией можно при условии взаимной заинтересованности в выздоровлении и тесного сотрудничества врача, больного и его родственников.

Источник

8 проблем людей, которые ненавидят, когда их трогают

люди которых нельзя трогать. Смотреть фото люди которых нельзя трогать. Смотреть картинку люди которых нельзя трогать. Картинка про люди которых нельзя трогать. Фото люди которых нельзя трогать люди которых нельзя трогать. Смотреть фото люди которых нельзя трогать. Смотреть картинку люди которых нельзя трогать. Картинка про люди которых нельзя трогать. Фото люди которых нельзя трогать люди которых нельзя трогать. Смотреть фото люди которых нельзя трогать. Смотреть картинку люди которых нельзя трогать. Картинка про люди которых нельзя трогать. Фото люди которых нельзя трогать

Что такое гаптофобия?

Психическое расстройство, выражающееся в виде панической боязни физических прикосновений, называется гаптофобией. Название болезни происходит от греческого ἅπτω – «прикасаюсь» и φόβος – «страх». Существуют и другие названия: афефобия, гафофобия, гапнофобия, гаптефобия, тиксофобия. Все они означают одно и то же – боязнь прикосновений.

Психологи говорят, что гаптофобией чаще всего страдают жители крупных городов. Сельское население, воспитанное в другой культурной среде, меньше подвержено этому расстройству. В деревнях объятия и поцелуи при встрече настолько распространены, что никого не пугают и не удивляют.

Жители коммунальных квартир и общежитий тоже мало подвержены страху прикосновений. А вот люди, обитающие на отдельной жилплощади, привыкают держать дистанцию между собой и окружающими. У некоторых эта дистанция настолько велика, что даже обычное рукопожатие становится неприемлемым. В этом случае можно говорить о гаптофобии.

люди которых нельзя трогать. Смотреть фото люди которых нельзя трогать. Смотреть картинку люди которых нельзя трогать. Картинка про люди которых нельзя трогать. Фото люди которых нельзя трогать люди которых нельзя трогать. Смотреть фото люди которых нельзя трогать. Смотреть картинку люди которых нельзя трогать. Картинка про люди которых нельзя трогать. Фото люди которых нельзя трогать люди которых нельзя трогать. Смотреть фото люди которых нельзя трогать. Смотреть картинку люди которых нельзя трогать. Картинка про люди которых нельзя трогать. Фото люди которых нельзя трогать

Как побороть фобию?

Лечение гаптофобии включает в себя несколько этапов. Главным методом борьбы с недугом является использование психотерапевтических приемов.

При отсутствии результата или замедленной тенденции избавления от фобии, возникает необходимость коррекции психоэмоционального состояния специальными препаратами.

В некоторых случаях справиться с гаптофобией удается самостоятельными усилиями с помощью определенных упражнений. Определить необходимость применения конкретной тактики терапии фобии может только квалифицированный специалист (психолог, психотерапевт).

Лекарства

Гаптофобия в большинстве случаев становится последствием определенных нервных расстройств.

Медикаментозная терапия данного фобического состояния является неотъемлемым этапом лечения.

Разница заключается в видах необходимых препаратов и степени из воздействия на психику пациента. В тяжелых случаях пациенту может быть показана госпитализация.

При лечении гаптофобии используются следующие виды медикаментов:

Психологическая помощь

Использование психотерапевтических и психологических методик является основным способом лечения гаптофобии.

Список определенных процедур, частота их проведения и длительность курса определяются специалистом на основании общего состояния гаптофоба и причин, которые спровоцировали психическое отклонение.

Терапия может занимать длительное время, но в большинстве случаев прогнозы являются благоприятными.

Психотерапевтические приемы при гаптофобии:

Упражнения самостоятельно

С тяжелыми формами гаптофобии справиться самостоятельно невозможно. Помощь специалиста является обязательным условием терапии.

Однако при первых признаках фобического состояния можно воспользоваться несколькими приемами, которые помогут не только стабилизировать психику, но и исключат риск дальнейшего прогрессирования фобии.

Варианты методов лечения гаптофобии, которые можно осуществить самостоятельно:

Рекомендации психологов по избавлению от боязни клоунов вы найдете на нашем сайте.

Как проявляется гаптофобия?

Люди, страдающие этим расстройством, не выносят никаких прикосновений. Причем некоторых пугает физический контакт не только с незнакомцами, но и с близкими друзьями, родственниками и даже членами семьи. Гаптофобы не могут ездить в общественном транспорте, находиться в толпе, заходить в места, где можно случайно столкнуться с другим человеком или даже слегка коснуться его.

Любое прикосновение вызывает у человека с гаптофобией физические страдания. Больному кажется, что до него дотронулись раскаленным предметом или, наоборот, кусочком льда. Он может вздрагивать или чувствовать брезгливость. Некоторые гаптофобы после прикосновения вынуждены мыть или протирать влажной салфеткой руки или ту часть тела, которой кто-то коснулся.

Попытка дотронуться до гаптофоба может вызвать у последнего довольно агрессивную реакцию – он отдернет руку, резко отшатнется или оттолкнет собеседника. Окружающие, не зная о болезни, могут воспринимать его как нелюдимого, заносчивого, высокомерного или слишком застенчивого человека. На самом деле больной никого не хочет обидеть или оскорбить своим поведением. Просто ему настолько неприятны чужие касания, что он не может себя контролировать в такие моменты.

Неприязнь прикосновений вынуждает человека носить закрытую одежду и избегать людных мест. Гаптофобия существенно затрудняет жизнь человека. Особенно это касается интимной сферы, где физический контакт с лицом противоположного пола неизбежен. Гаптофобы часто бывают одиноки, они не имеют ни друзей, ни любимых и могут сильно страдать от этого.

Примеры[править]

Литература[править]

Кино[править]

Телесериалы[править]

Мультфильмы[править]

Мультсериалы[править]

Комиксы[править]

Причины гаптофобии

Психологи выделяют две группы причин, вызывающих расстройство – внешние и внутренние.

Внешние причины

Внутренние причины

люди которых нельзя трогать. Смотреть фото люди которых нельзя трогать. Смотреть картинку люди которых нельзя трогать. Картинка про люди которых нельзя трогать. Фото люди которых нельзя трогать люди которых нельзя трогать. Смотреть фото люди которых нельзя трогать. Смотреть картинку люди которых нельзя трогать. Картинка про люди которых нельзя трогать. Фото люди которых нельзя трогать люди которых нельзя трогать. Смотреть фото люди которых нельзя трогать. Смотреть картинку люди которых нельзя трогать. Картинка про люди которых нельзя трогать. Фото люди которых нельзя трогать

Методы лечения

Боязнь чужих прикосновений — фобия, в преодолении которой большим препятствием становится невозможность предотвратить ситуацию, вызвавшую страх. Терапия направлена на то, чтобы помочь пациенту справиться с навязчивым беспокойством и постепенно преодолеть негативные эмоции. Применяют несколько видов психотерапии:

люди которых нельзя трогать. Смотреть фото люди которых нельзя трогать. Смотреть картинку люди которых нельзя трогать. Картинка про люди которых нельзя трогать. Фото люди которых нельзя трогать

Помимо этого, существует множество других вариантов лечения, например, гипнотерапия, групповая терапия. В некоторых случаях применяются антидепрессанты, тяжёлые ситуации требуют более серьёзного комплексного лечения. Так как называется боязнь прикосновений не только афенфосмофобия, при этом страх тактильных контактов не представляет текущей опасности для пациента, эта фобия не имеет отдельной группы в международном классификаторе болезней.

Как избавиться от боязни прикосновений?

Гаптофобия – это психическое заболевание, серьезно осложняющее человеку жизнь, поэтому от него нужно избавляться. Самостоятельно побороть страх перед прикосновениями довольно трудно, особенно когда болезнь зашла далеко. Но грамотный психотерапевт может помочь избавиться от нее.

В ходе лечения врач выявляет причину, вызвавшую расстройство, и начинает работать с ней. После глубокой проработки и анализа травматического опыта пациент сможет иначе посмотреть на ситуацию. Это станет первым шагом к выздоровлению. Специальные психотерапевтические методики помогут больному научиться контролировать панику и негативные эмоции, возникающие в момент прикосновения.

Если гаптофобия вызвана нарушениями в работе нервной системы или другими психическими расстройствами, в дополнение к психотерапевтическому лечению врач подберет лекарства – транквилизаторы или антидепрессанты, которые помогут пациенту восстановить душевное равновесие.

Нередко для лечения боязни прикосновений применяют такие методы лечения, как занятия йогой или танцами. Поначалу эти виды деятельности могут вызвать у больного страх и отвращение, но постепенно он не только привыкнет, но и начнет получать от них удовольствие.

Люди, страдающие гаптофобией, лишают себя многих приятных ощущений и ставят крест на личной жизни. Грамотный подход к лечению заболевания поможет им избавиться от боязни и ощутить жизнь во всей красе.

Причины появления

Причин для боязнь тишины несколько:

Страх тишины — это часто встречающаяся фобия, которую мы пытаемся не замечать.

Звуки общественных мест могут провоцировать у человека панику

Как распознать гаптофоба?

Людей с боязнью прикосновений определить нетрудно. Они стараются держать других на расстоянии, крайне редко впуская в свою жизнь. Осложняются и накаляются отношения в семье: человек отказывается от объятий и прикосновений, избегая общения даже с любимыми. Сексуальные отношения постепенно сходят на нет и начинают вселять страх и отвращение.

Боязнь прикосновений делает человека раздражительным и агрессивным. Он остро реагирует на любые попытки телесного контакта, может накричать и ударить того, кто посмел нарушить его личное пространство. Действия гаптофоба не осознаны.

Они долго эмоционально и психологически настраиваются перед любым выходом в свет.

Человек может даже не осознавать, что его страх перерос в фобию и приобрел масштабы болезни, которую необходимо лечить. В этом случае близким людям очень сложно заставить больного обратиться за помощью, и отношения в семье портятся.

люди которых нельзя трогать. Смотреть фото люди которых нельзя трогать. Смотреть картинку люди которых нельзя трогать. Картинка про люди которых нельзя трогать. Фото люди которых нельзя трогать
Больной старается избегать прикосновений даже внутри семьи

Когда нужно обращаться к врачу

Конкретные опасения могут быть экстремальными, особенно у детей, но они часто обходятся без медицинской помощи.
Страх прикосновения — это въедливый страх, с которым трудно справиться из-за постоянно окружающих культурных и социальных ожиданий прикосновения.

Если этот страх сохраняется более полугода и приводит к искаженному в сознании восприятию повседневных ситуаций, начиная отрицательно сказываться на личной или трудовой деятельности, человек должен обязательно связаться со своим врачом.

Фобии хорошо поддаются лечению. Использование ежедневных механизмов преодоления может снизить влияние их на жизнь пациента и помочь ему справиться с фобией в долгосрочной перспективе.

Источник

«Руками не трогать!»: почему некоторые люди не выносят прикосновений

Объятия, поцелуи и другие тактильные проявления нежности многим кажутся неотъемлемой частью близких отношений. Однако есть и те, для кого любовь партнера выражается в противоположном — в минимальных прикосновениях и соблюдении личных границ. Почему некоторые не терпят, когда их трогают даже близкие, и как строить отношения с такими людьми?

Все мы разные: хотя большинству из нас приятны прикосновения, есть и те, у кого они вызывают отторжение. Иногда это может быть признаком психических патологий — к примеру, обсессивно-компульсивного расстройства, а в других случаях — сформированной особенностью характера.

С точки зрения психоанализа желание избежать тактильного контакта связано с недостатком нежности со стороны родителей в детстве, объясняет психотерапевт Ирина Белоусова. У ребенка, воспитывавшегося в такой среде, формируется избегающий тип привязанности, при котором ему крайне сложно быть любящим и открытым, а также проявлять свои чувства даже в близких отношениях.

«Если такая особенность личности приносит вам дискомфорт, то ее можно проработать со специалистом. Но если вам комфортно, то нет особого смысла менять что-либо. Ведь норма — это гибкое понятие», — отмечает эксперт.

«Тактильная «холодность» свойственна мне потому, что в детстве я училась подавлять эмоции»

Виктория, 23 года

Как мне кажется, у всех разные «границы тактильности». Для кого-то абсолютно нормально обниматься с малознакомыми людьми. Они не придают прикосновениям какого-то особого значения — для них это нечто бытовое. Но в то же время большинство не станут целовать в губы первого встречного — это уже нарушение границ.

Вот для меня так — как поцелуй в губы — ощущается любое прикосновение. Если кто-то резко захочет меня потрогать, это выбивает из колеи. Я даже друзьям не могу такого позволить. При этом мой партнер, например, должен знать, что, если я отстраняюсь от прикосновений, это не значит, что я никогда не захочу тактильного общения.

Когда я в первый раз прошу соблюдать границы, многие обижаются: «Если не хочешь, я вообще не буду тебя трогать». Нередко меня это расстраивает. Также некоторые пугаются и начинают соблюдать границы слишком сильно. Но лучшей тактикой будет просто спрашивать у меня, готова ли я к прикосновениям, или подождать, когда я сама сделаю первый шаг. Главное — не закрываться от меня сразу.

Нетактильным человеком я была с детства — даже родители все время спрашивали, почему я такая дикая. С ужасом вспоминаю родственников, которые на всяких семейных праздниках постоянно хотели меня потрогать, обнять.

Думаю, что такая тактильная «холодность» свойственна мне потому, что в детстве я училась подавлять эмоции. Я была довольно истеричным ребенком, и когда начинался очередной каприз, родители говорили: «Уйди в другую комнату, там проорись и приходи, когда успокоишься». Я так и делала: натягивала на себя маску спокойствия и возвращалась «к нормальным людям».

Источник

Можно ли дотрагиваться до чужих детей?

Родители, особенно молодые мамы, часто встают перед дилеммой: «Разрешать ли незнакомым людям касаться моего ребенка, выражая тем самым свои добрые чувства?»

Для ответа на этот вопрос сначала надо четко определиться в приоритетах. Наша установка: ребенок должен быть обучен безопасному общению с обращающимися к нему незнакомцами. Поэтому родители должны держать весь этот процесс под личным контролем.

Можно полагать, что родители, не позволяющие посторонним людям трогать без своего разрешения своих детей, абсолютно правы. Никто не будет отрицать того факта, что ребенок с момента своего рождения имеет право на свое тело. Правильно обученные дети не позволяют трогать себя всем подряд. В число «доверенных лиц» попадают, как правило, родители, а также бабушки, дедушки и остальные люди, которые опекают ребенка. Все остальные люди трогать ребенка не должны. Все просто, но тут мы наталкиваемся на непонимание окружающих.

Очень часто происходит следующее: опрятная незнакомая пожилая женщина тянет к лежащему в коляске ребенку руку, намереваясь погладить по щечке. Молодая мама стесняется противиться такому проявлению нежности к ее ребенку, но после поглаживаний, слов восхищения и расставания с бабушкой начинает корить себя за мягкотелость. Ей жалко своего ребенка (а вдруг у бабушки инфекционная болезнь; а вдруг ребенок решит, что его все могут трогать).

Если же она решительно пресекает попытку потрогать своего ребенка, то в ответ может услышать раздраженную тираду, смысл которой в том, что такое поведение оскорбительно для пожилого человека.

Как мы видим, настроение у мамы испорчено в обоих случаях. Как же реагировать на такие проявлениям нежности в отношении собственного ребенка?

Почему же она считает своим правом лезть к чужому малышу без разрешения находящейся рядом мамы?

Сторонники тактильного контакта ребенка с незнакомцами утверждают, что если вырастить этакого «буку», люди от него отвернутся и никто не поможет, если он подвергнется реальному нападению преступника.

Не нужно недооценивать опасность, но нельзя ее и преувеличивать. Почему мы не боимся, что ребенка закусают комары? Потому что мы научили его с ними бороться. Так же и со злоумышленниками. Если ребенок обучен, обмануть его и, тем более, увести, будет крайне проблематично.

Кстати, преступники почти всегда крайне милы, приветливы, слегка смущены и доброжелательны. Контакт порой начинается с невинных прикосновений, которые могут превратиться в домогательства, причем необученный родителями ребенок, не знающий, что такое «достойное поведение незнакомца», даже не поймет, что уже совершается преступление.

Злоумышленники не хотят иметь дело с обученными детьми, которые громко кричат, трогать себя не дают, убегают и рассказывают все родителям.

Можно предложить следующие аргументы ПРОТИВ того, чтобы до вашего ребенка дотрагивались посторонние люди:
1. В этом случае ребенок может решить, что до него могут дотрагиваться все дружелюбные люди. Когда его ласково возьмет за руку преступник, ребенок может не почувствовать опасности.
2. Ребенок не поймет, каковы разрешительные границы «достойного поведения незнакомого человека».
3. Взрослый может заразить ребенка болезнью, которую сам не ощущает, но которая может быть крайне опасна для ребенка.
4. Сама ситуация крайне неприятна для мамы, у которой может испортиться настроение, что негативно скажется на настроении и самочувствии ребенка.
Не трогайте чужих детей без разрешения их родителей, и своих детей трогать без своего разрешения не давайте!

Источник

Расшифровка Осязание: что можно трогать, а что нельзя?

Правда ли, что мужчины — холодные и сухие, а женщины — теплые и влажные, а также откуда взялась идея, что перила трогать опасно

Мы все знаем, что у нас есть осязание. Но что это? Как ему дать определение? Понятие осязания похоже на зонтик, под которым скрывается сразу несколь­ко значений. Иногда под осязанием понимается непосредственное бессоз­натель­ное впечатле­ние, которое человек получает через кожу любой части тела. Иногда осязание приравни­вается к сознательной и осмыслен­ной ощупи, то есть когнитивно направлен­ному прикосновению пальцев. Сюда же могут включаться жестовые касания, то есть те прикосновения, которые имеют устойчи­вый социальный смысл, — например, тактильные приветствия и про­ща­­ния, объятия, поцелуи, благословения и наложе­ния рук. В свою очередь, такие прикоснове­ния могут быть асимметрич­ными, вроде целования рук (они демон­стрируют властную иерархию или символи­ческое подчине­ние). Но могут быть и симме­тричными, создающими видимость равенства, — это, например, руко­по­жатие. Еще дальше от маги­стрального значения (но все равно под тем же зонтиком) будут диагно­стиче­ские касания (измерение пульса или темпе­ратуры) и разные прикосно­вения к самому себе, от аутоагрессии до ауто­эротизма.

Что общего между этими довольно разными явлениями? Наверное, единствен­ное, что их может объеди­нить, — небольшая дистанция, на которой они функционируют. Понятие дистанции в социаль­ные исследо­вания ввел амери­канский антрополог Эдвард Холл. Он придумал целую новую дисципли­ну, которая называлась «проксемика» и изучала расстояния между людьми.

Проксемика извлекала смысл из того, как в разных культурах люди исполь­зуют простран­ство — при разговоре, при орга­низации жилища или в город­ском планиро­ва­нии. Например, во время коммуника­ции можно разговаривать на разном расстоянии друг от друга. Холл выделял четыре пространствен­ные зоны, или четыре вида дистанции. Каждый из этих видов взывал к чув­ству. Первая дистанция — публичная, подходящая для публичных выступ­лений: нам нужно стоять так, чтобы все слушатели могли нас хорошо видеть и слышать. Эта зона начинается от 3,7 метра. Следующая, социальная дистан­ция отделяет людей, не связан­ных семей­ными или друже­скими отношениями, во время обычного разговора. Социальные дистанции в разных культурах могут очень отличаться, но средним по больнице будет расстояние от 1 до 3,5 метра. Следую­щий тип — тесные личные отноше­ния — сокра­щают дистанцию до полуметра: мы впускаем человека в свое персональное, личное простран­ство, на кото­ром хорошо чувствуются запахи. Наконец, четвертый тип предпо­лагает близкий осязательный контакт: на эту интимную дистанцию мы под­пускаем людей для пере­шепты­ваний, объятий, драки или сексу­альных отноше­ний. Соответст­венно, для телесного контакта нам нужны персональная и интим­ная дистан­ция. Это то расстояние, на которое мы мо­жем протянуть руку или ощутить визави всей кожей. При этом в любой культуре право на при­­коснове­ние зарезервировано лишь за некоторыми частями тела. Нару­шение этих неписа­ных правил возможно лишь в исключи­тельных ситуациях: например, когда речь идет об опасности для жизни. В противном случае нарушение сразу вызовет конфликт.

Если мы вернемся к античным пред­ставле­ниям об иерархии пяти чувств, то вспомним, что осязание — низшее, базовое чувство. По мнению Аристо­теля, оно отделяет людей и животных от растений — и оно же объединяет людей с животными. Соответ­ственно, оно воплощает в себе животное, чувст­венное начало. Античная культура превозносила зрение и слух как опору мыш­ле­ния, но нельзя сказать, что пренебрегала животным чувством осязания. Напри­мер, в античной медицине осязание помогало выявить темперамент человека, посчи­тать пульс или распознать признаки лихорадки. На основа­нии чувств античные врачи проводили различие между телами мужчин и женщин — мы уже говорили, что это различие опиралось на темпе­ратуру: мужчины были горячими, а женщины — холодными. Но, кроме того, использовались осяза­тельные термины. Мужчины считались сухими и твер­дыми, а женщи­ны — влажными и мягкими.

Эта тактильная оппозиция мужского и женского тела сохранилась и после христианизации Европы. В виде следы таких представлений сохра­няются до сих пор: мы можем оцени­вать «качество» рукопожатия и гово­рить о «холодных» пальцах или «вялой» ладони как признаках недостаточной мужественности. Интересно, что женщинам, которые отклонялись от типич­ных женских биографий, приписы­валось и другое тактильное качество: напри­мер, аскетичные тела мучениц и святых утрачивали женскую холодную влаж­ность. Но точно так же ее утрачивали тела ведьм: их описывали как твер­дых и жестких на ощупь. Через несколько столетий разное качество мужских и женских тел (и мужских и женских прикос­новений) входило в обыденное знание. Например, в XVIII веке к этому различию апеллировали британские врачи, которые пытались отнять у повитух право на родовспомо­же­ние. Врачи считали, что мужское прикосно­вение — уверенное, рациональ­ное, профессиональное и твердое. Женское прикосновение считалось эмоцио­нальным, неуклюжим и ненадежным, и это был повод отнять у пови­тух их хлеб. То есть мы уже говорили о том, что рацио­нальное зрение считалось мужским свойством, и тогда прикосновение мужчины становилось своеоб­разным продолжением мужского зрения, а женское прикосновение оказыва­лось своеобразным осязанием в квадрате.

Сакральные смыслы осязания были не менее важны. В частности, такому сюжету посвя­щена книга Марка Блока «Короли-чудотворцы», одна из клас­сических исторических работ XX века. Она посвящена тому, как работало чудо: в течение несколь­ких поколений французские и английские короли лечили золотуху, или туберкулезный лимфаденит, как сейчас бы это назвали врачи. Так вот, эту болезнь короли лечили наложением рук. Для больных, которые искали исцеления, сакральное и меди­цинское не были разделены. А почему считалось, что король может вылечить? Потому, что его власть была священ­ной: люди верили, что христи­анские святые, священники и короли могут влиять на события в этом мире. Поэтому у святого можно попросить урожай или исцеле­ние от болезни. Прикосновение практически гарантиро­вало выздоровление.

Контакт с могущественной силой мог быть прямым, а мог быть опосредован­ным. В средневековых хрониках можно обнару­жить свиде­тельства того, что прихожане просили священников лечить наложением рук, пили елей, ели тол­ченые мощи, умащались миром и использовали для пластырей облатки. То есть это было медицинское понима­ние святости. С другой стороны, Бог мог при­косну­ться к человеку в ответ на его духовный запрос и позволить разделить свои страдания: это случай стигматов, которые первым в христиан­ских житиях получил Франциск Ассиз­ский (однако случаи стигматиза­ции известны и в XX веке).

Но можно было пытаться разделить страдание и самостоятельно, не дожи­даясь чуда стигматизации: разные аскетические практики, от самобичева­ния до но­ше­­­­ния вериг или власяницы, активно использовали чувства осязания и боли. С другой стороны, известна средневековая практика «Божьего суда» — она описана, например, в «Романе о Тристане и Изольде»: в слу­чае юридиче­ской двусмыслен­но­сти обвиняемый мог решиться на средневе­ковый детектор лжи и взять в руки кусок раскален­ного железа. Если Бог был на его стороне, он чу­десным обра­зом менял границы человеческого ося­зания и кожа остава­лась целой и невре­димой. То есть осязание было самым непосредственным спосо­бом почув­ствовать Божью милость или Божий гнев.

Здесь мы подходим к проблеме: а как, собственно, располагаются границы осязания и осязаемого? С одной сто­роны, для активного осязания мы обыч­но используем руки. Некото­рые иссле­до­ватели даже рассматривают челове­ческую кисть как главный инструмент, благодаря которому мы становимся людьми. Однако чувство осязания продол­жается на всю поверхность кожи: это самый большой и очень чув­ствительный орган, который отделяет наше тело от внеш­ней среды. А к чему еще мы можем прикоснуться? Насколько материальным может или должно быть прикосновение, чтобы его интерпретировали как прикосновение?

В европейских и неевропейских языках есть представления о том, что можно прикоснуться к святыне или запретной для чужаков удаче или судьбе, — такие представления есть и у восточных славян, и у малай­цев. Можно затронуть честь или чувства. Можно запятнать и тем самым осквер­нить память — и сделать это словами, действиями или самим фактом своего присутствия в запрет­ном, неположенном месте. Еще можно нечаянно взять чу­жое магическое знание, которое колдун или ведьма «скинули» на какой-нибудь предмет, — с этим поверьем связан запрет трогать вещи на дороге или в чужом доме. Затронуть, запятнать, подобрать — то есть осязать можно не только сугубо матери­альное, но и удачу, время, здоровье или благо­состояние. Точнее, это говорит о том, что границы матери­ального могут располагаться не так, как привычно нам, и при анализе местных практик осязания это нужно учитывать.

Можно сказать, что в каждом обществе есть представления о вещах, которые трогать можно, и о вещах, которые трогать запрещено или очень опасно. Доступ к этим запретным вещам обычно осуществляется с помощью особого ритуального специа­листа: им может быть жрец, священник, кол­дунья, шаман или врач. Врачу мы раз­решаем нарушать правила социальной и интимной дистан­ции и прикасаться к нашему телу (однако интересно, что в нашем обществе врачи обычно делятся по специальностям и мы сразу представляем, какие прикосно­вения разрешены тому или иному специалисту).

В разные исторические периоды пере­чень того, что можно и нельзя трогать, будет меняться. Например, каждый советский ребенок наверняка не раз и не два слышал: «Не трогай стенки лифта», «Не трогай поручни в метро», «Не трогай перила на лестнице (или деньги) — они грязные». Если мы посмо­трим на эту ситуацию марсианским взглядом антрополога, она покажется нам странной. Ведь перила для того и нужны, чтобы за них держаться, а деньги — чтобы распла­титься за моро­женое, иначе какой в них смысл? Но для ро­дителей смысл запрета был совершенно очевиден: за перила или поручни держались другие люди, деньги трогали грязные руки. То есть прикосно­ве­ние к ним могло привести к зараже­нию нехорошим.

Но почему чужие руки обяза­тельно «гряз­ные»? Откуда мы знаем про эту грязь? Мы определяем грязь так, а не иначе, потому что нас этому научила бактерио­ло­гия. Но бакте­рио­логия сама по себе — относительно новая научная дисцип­лина. По мере того как она завоевывала сторонников, она генерировала страх перед контак­том с «заразой». В обыденной жизни увидеть эту заразу было нельзя (то есть возможности зрения оказывались ограниченными). Пощупать ее тоже было нельзя, но можно было пытаться избежать соприкосновения с ней. Историки медицины указывают, что после того, как Луи Пастер поведал публике о бактериях и микробах, обществом овладели новые бытовые фобии. Заодно бактериология создавала новые контуры осязания. То есть люди теперь постоянно сомневались в безо­пасности окружающей среды и всюду подозре­вали возможность заразиться. Самые чувствительные множество раз в день мыли руки и пытались избежать прямых контактов с «грязными» предметами: например, брались за дверную ручку только через полу пальто. Вот эти пред­став­ления дают мотивировку и совет­ской бытовой брезгливости, и советским практикам осязания.

Медицинская идея об опасности или за­разности прикосновения не была изо­бретением бактериологов, она возникла намного раньше. В середине XVI века итальянский врач Джироламо Фрака­сторо опубликовал трактат о контагиях и контагиозных (то есть контактных) болезнях. Контагием он назвал некую заразу неясной природы, которая передается через прямой контакт с боль­ным — например, через прикос­но­вение к телу, общую посуду и лич­ные вещи. Зараза могла распростра­ниться и по воздуху, поэтому Фрака­сторо считал опасным контактировать с тем воздухом, которым дышит больной.

Вернемся к тому, как чувства изобра­жались в живописных аллегориях. Если зрение и слух часто воплощали фигуры аристокра­тов в бархате и шелке, то для изображения низших чувств — вкуса, обоняния и осязания — использо­вались фигуры крестьян, солдат, нищих и бродяг. На картине барочного мастера Пьетро Паолини «Аллегория пяти чувств» осязание — это два борца на зад­нем плане. То есть в иерархиче­ских отношениях между сенсорными системами люди видели еще и социаль­ную составляющую.

Начиная с Ренессанса аристократия была уверена, что осязание — основное чувство, на которое полагаются массы. С одной стороны, крестьяне и ремес­лен­­ники безусловно владели профес­сио­нальным осязанием. Плотность теста, степень обработки кожи или скрученность нити определялись на ощупь. С дру­гой стороны, их тела считались более грубыми и жесткими, и это давало вра­чам повод говорить о качественном отличии осязания низов: грубость фибр соответствует грубости чувств.­

В свою очередь, над своим осязанием аристократы тоже рефлексировали и счи­тали его весьма утонченным. Аристократам приписывались тонкие фибры, а начиная с момен­та — изнеженные нервы. Их тонкие чувства позво­ляли им оценивать произведения искусства и предметы роскоши, которые про­столюдин не мог оценить, — оценивать качество бархата или гладкость мра­мор­ной скульпту­ры с помощью прикосновения. Об этом свидетельствуют многочисленные портреты XVIII — начала XIX века, на кото­рых позирующие подчеркивают свой статус, разглаживая шелк, круже­во, мех или держа в руках безделушку.

Вторую половину XVIII века занимает большая общеевропейская полемика о роскоши, в том числе тактильной: одни говорят, что роскошь необходима для различения низов и верхов; дру­гие — что она приносит доход в казну; третьи, как Джордж Вашингтон, призы­вают к отказу от роскоши. Вашингтон требо­вал, чтобы американцы носили одежду из простых и грубых домотка­ных материа­лов как противоядие против роскоши и пороков, которые с ней ассоциируются. Грубая ткань должна была воспитывать суровые римские добродетели, прочные и толстокожие.

Если средневековые жилища провоци­ровали вынужденное соседство со мно­жеством людей и в смысле вынужденную тактильность, то модер­низация и капитализм требуют расши­рения личного пространства. Представ­ление о комфорте и о новых тактиль­ных нормах возникает в городе эпохи санитарной революции (это конец XIX века). В это время разные функции окончательно расходятся по разным комнатам: спать, принимать пищу и умы­ваться в одной и той же комнате больше невозможно. То есть аристо­крати­ческие привычки начинают утверждаться как новая демократи­ческая норма. После гигиени­ческих реформ середины XIX века и после открытия электриче­ства супер­совре­мен­ные дома с лифтами и тесные трущобы с лучи­нами продолжали существовать: это усложняет конфигу­рацию чувств, поскольку в пре­делах одного города и даже одного квартала делает практики осязания более разнообразными.

Модерн подразумевает разные так­тильные ситуации: одни поощряют прикос­новения, другие их запрещают. Например, с XIX века публичные музеи учат нас дисциплини­ровать свое тело и не трогать то, что нам нравится (а чтобы мы об этом не забыли, в музе­ях существуют специальные люди и техноло­гии, кото­рые за этим следят). С другой стороны, сначала французские универсаль­ные магазины, а затем американ­ские супермаркеты поощряли прикос­новения: это новая тактиль­ность — тактильность покупа­теля, который хочет избежать коммуникации с продавцом и при этом хочет удосто­ве­риться в качестве това­ра, который поку­пает: мятое ли яблоко, прочная ли ткань и так далее. Комфорт и непосред­ст­вен­ное прикосновение помогают современному человеку суще­ство­вать в его главной ипостаси — ипостаси потребителя.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *