люди которых нельзя трогать
Гаптофобия и можно ли ее определить тестированием
Человеку всегда было свойственно бояться, так как страх является базовой эмоцией, составляющей инстинкта самосохранения. Именно он помог хомо сапиенсу выжить во враждебной ему окружающей среде и развиваться.
Развивается такой страх у жителей больших городов, где люди чаще ждут подвоха от многочисленных окружающих. В небольших населенных пунктах так не бывает: здесь рукопожатия и похлопывание по плечу является проявлением доброжелательности, так как все друг друга знают.
Нельзя путать эту фобию с аллодинией – гиперчувствительностью к прикосновениям, вызывающим не страх, а физическую боль.
Симптомы
Страдающие гаптофобией люди, когда их кто-то касается, вздрагивают, испытывают тревогу. У них меняется мимика, начинает кружиться голова, дрожат конечности. Может быть тошнота, нехватка воздуха, сердечные спазмы, озноб и даже истерика, паническая атака. Если кто-то пожал больному руку, то он сразу хватает салфетку, чтобы вытереть, или старается побыстрее вымыть с мылом. Пребывание в помещении, где много людей, вызывает приступ депрессии.
Гаптефобы испытывают неприятные ощущения от таких прикосновений, бросающих в дрожь и горячих, как клеймо (по их словам).
Страх и его неприятные проявления ведут к минимизации контактов, трудностям адаптации человека в обществе, утратой связей, отсутствию секса. Больной стремится уединиться, ему уютнее одному, а не среди людей, так как в этом случае он уверен, что к нему никто уж точно не притронется.
Типичный гафефоб очень дорожит своей так называемой зоной комфорта, устанавливая ее границы и не подпуская чужаков к себе. Некоторые больные на страх реагируют агрессивно, могут оттолкнуть и даже ударить человека, который до них дотронулся. Свои действия в этот момент они не осознают и потом не помнят, что сделали.
Зинчафобы не любят ездить в общественном транспорте, стоять в очередях. Стремясь избежать прикосновений к голой коже, на людях они всегда, даже летом, носят одежду, закрывающую ее. Такому человеку приходится подготавливать себя к встрече с друзьями, с которыми придется обниматься, ведь не хочется, чтобы они заметили, как ему неприятно.
Окружающие, видя такую негативную реакцию, недоумевают, обижаются, считая это брезгливостью и плохим отношением к себе. Так рвется дружба, отношения, деловые связи и т.д.
Все это отравляет жизнь, ухудшает ее качество. Поэтому правильнее всего поскорее избавиться от тактилофобии, воспользовавшись помощью психолога, так как самостоятельно это сделать не получится.
Причины развития
Боязнь прикосновений может возникнуть в силу внешних и внутренних факторов. К первым относят:
Диагностика и лечение
Если страх искажает восприятие всего, произошедшего за день, негативно влияет на личную жизнь и профессиональную деятельность, но необходимо обратиться к врачу.
Гаптофобию невозможно определить с помощью опросника, как не существует тест на гомофобию, клаустрофобию и ряд других патологий. Выявляют ее в ходе беседы с психологом, психотерапевтом. Диагноз ставится, если в течение полугода пациент испытывает такие симптомы:
Лечение афенфосмофобии происходит с помощью психотерапии и лекарственных препаратов. Последние (антидепрессанты и бета-антиблокаторы) снимают тревожность и гасят панику.
Основная задача психолога или психотерапевта такова: больной должен уметь справляться с беспокойством и, в конце концов, перестать боятся прикосновений. Для этого используется разговорная терапия и разные методики психотерапии:
Кроме этого, пациенту советуют заняться командными видами спорта, танцами – такие виды деятельности позволяют научиться радоваться и получать удовольствие от близкого контакта с людьми.
Быстро и успешно справиться с гаптофобией можно при условии взаимной заинтересованности в выздоровлении и тесного сотрудничества врача, больного и его родственников.
8 проблем людей, которые ненавидят, когда их трогают
Что такое гаптофобия?
Психическое расстройство, выражающееся в виде панической боязни физических прикосновений, называется гаптофобией. Название болезни происходит от греческого ἅπτω – «прикасаюсь» и φόβος – «страх». Существуют и другие названия: афефобия, гафофобия, гапнофобия, гаптефобия, тиксофобия. Все они означают одно и то же – боязнь прикосновений.
Психологи говорят, что гаптофобией чаще всего страдают жители крупных городов. Сельское население, воспитанное в другой культурной среде, меньше подвержено этому расстройству. В деревнях объятия и поцелуи при встрече настолько распространены, что никого не пугают и не удивляют.
Жители коммунальных квартир и общежитий тоже мало подвержены страху прикосновений. А вот люди, обитающие на отдельной жилплощади, привыкают держать дистанцию между собой и окружающими. У некоторых эта дистанция настолько велика, что даже обычное рукопожатие становится неприемлемым. В этом случае можно говорить о гаптофобии.
Как побороть фобию?
Лечение гаптофобии включает в себя несколько этапов. Главным методом борьбы с недугом является использование психотерапевтических приемов.
При отсутствии результата или замедленной тенденции избавления от фобии, возникает необходимость коррекции психоэмоционального состояния специальными препаратами.
В некоторых случаях справиться с гаптофобией удается самостоятельными усилиями с помощью определенных упражнений. Определить необходимость применения конкретной тактики терапии фобии может только квалифицированный специалист (психолог, психотерапевт).
Лекарства
Гаптофобия в большинстве случаев становится последствием определенных нервных расстройств.
Медикаментозная терапия данного фобического состояния является неотъемлемым этапом лечения.
Разница заключается в видах необходимых препаратов и степени из воздействия на психику пациента. В тяжелых случаях пациенту может быть показана госпитализация.
При лечении гаптофобии используются следующие виды медикаментов:
Психологическая помощь
Использование психотерапевтических и психологических методик является основным способом лечения гаптофобии.
Список определенных процедур, частота их проведения и длительность курса определяются специалистом на основании общего состояния гаптофоба и причин, которые спровоцировали психическое отклонение.
Терапия может занимать длительное время, но в большинстве случаев прогнозы являются благоприятными.
Психотерапевтические приемы при гаптофобии:
Упражнения самостоятельно
С тяжелыми формами гаптофобии справиться самостоятельно невозможно. Помощь специалиста является обязательным условием терапии.
Однако при первых признаках фобического состояния можно воспользоваться несколькими приемами, которые помогут не только стабилизировать психику, но и исключат риск дальнейшего прогрессирования фобии.
Варианты методов лечения гаптофобии, которые можно осуществить самостоятельно:
Рекомендации психологов по избавлению от боязни клоунов вы найдете на нашем сайте.
Как проявляется гаптофобия?
Люди, страдающие этим расстройством, не выносят никаких прикосновений. Причем некоторых пугает физический контакт не только с незнакомцами, но и с близкими друзьями, родственниками и даже членами семьи. Гаптофобы не могут ездить в общественном транспорте, находиться в толпе, заходить в места, где можно случайно столкнуться с другим человеком или даже слегка коснуться его.
Любое прикосновение вызывает у человека с гаптофобией физические страдания. Больному кажется, что до него дотронулись раскаленным предметом или, наоборот, кусочком льда. Он может вздрагивать или чувствовать брезгливость. Некоторые гаптофобы после прикосновения вынуждены мыть или протирать влажной салфеткой руки или ту часть тела, которой кто-то коснулся.
Попытка дотронуться до гаптофоба может вызвать у последнего довольно агрессивную реакцию – он отдернет руку, резко отшатнется или оттолкнет собеседника. Окружающие, не зная о болезни, могут воспринимать его как нелюдимого, заносчивого, высокомерного или слишком застенчивого человека. На самом деле больной никого не хочет обидеть или оскорбить своим поведением. Просто ему настолько неприятны чужие касания, что он не может себя контролировать в такие моменты.
Неприязнь прикосновений вынуждает человека носить закрытую одежду и избегать людных мест. Гаптофобия существенно затрудняет жизнь человека. Особенно это касается интимной сферы, где физический контакт с лицом противоположного пола неизбежен. Гаптофобы часто бывают одиноки, они не имеют ни друзей, ни любимых и могут сильно страдать от этого.
Примеры[править]
Литература[править]
Кино[править]
Телесериалы[править]
Мультфильмы[править]
Мультсериалы[править]
Комиксы[править]
Причины гаптофобии
Психологи выделяют две группы причин, вызывающих расстройство – внешние и внутренние.
Внешние причины
Внутренние причины
Методы лечения
Боязнь чужих прикосновений — фобия, в преодолении которой большим препятствием становится невозможность предотвратить ситуацию, вызвавшую страх. Терапия направлена на то, чтобы помочь пациенту справиться с навязчивым беспокойством и постепенно преодолеть негативные эмоции. Применяют несколько видов психотерапии:
Помимо этого, существует множество других вариантов лечения, например, гипнотерапия, групповая терапия. В некоторых случаях применяются антидепрессанты, тяжёлые ситуации требуют более серьёзного комплексного лечения. Так как называется боязнь прикосновений не только афенфосмофобия, при этом страх тактильных контактов не представляет текущей опасности для пациента, эта фобия не имеет отдельной группы в международном классификаторе болезней.
Как избавиться от боязни прикосновений?
Гаптофобия – это психическое заболевание, серьезно осложняющее человеку жизнь, поэтому от него нужно избавляться. Самостоятельно побороть страх перед прикосновениями довольно трудно, особенно когда болезнь зашла далеко. Но грамотный психотерапевт может помочь избавиться от нее.
В ходе лечения врач выявляет причину, вызвавшую расстройство, и начинает работать с ней. После глубокой проработки и анализа травматического опыта пациент сможет иначе посмотреть на ситуацию. Это станет первым шагом к выздоровлению. Специальные психотерапевтические методики помогут больному научиться контролировать панику и негативные эмоции, возникающие в момент прикосновения.
Если гаптофобия вызвана нарушениями в работе нервной системы или другими психическими расстройствами, в дополнение к психотерапевтическому лечению врач подберет лекарства – транквилизаторы или антидепрессанты, которые помогут пациенту восстановить душевное равновесие.
Нередко для лечения боязни прикосновений применяют такие методы лечения, как занятия йогой или танцами. Поначалу эти виды деятельности могут вызвать у больного страх и отвращение, но постепенно он не только привыкнет, но и начнет получать от них удовольствие.
Люди, страдающие гаптофобией, лишают себя многих приятных ощущений и ставят крест на личной жизни. Грамотный подход к лечению заболевания поможет им избавиться от боязни и ощутить жизнь во всей красе.
Причины появления
Причин для боязнь тишины несколько:
Страх тишины — это часто встречающаяся фобия, которую мы пытаемся не замечать.
Звуки общественных мест могут провоцировать у человека панику
Как распознать гаптофоба?
Людей с боязнью прикосновений определить нетрудно. Они стараются держать других на расстоянии, крайне редко впуская в свою жизнь. Осложняются и накаляются отношения в семье: человек отказывается от объятий и прикосновений, избегая общения даже с любимыми. Сексуальные отношения постепенно сходят на нет и начинают вселять страх и отвращение.
Боязнь прикосновений делает человека раздражительным и агрессивным. Он остро реагирует на любые попытки телесного контакта, может накричать и ударить того, кто посмел нарушить его личное пространство. Действия гаптофоба не осознаны.
Они долго эмоционально и психологически настраиваются перед любым выходом в свет.
Человек может даже не осознавать, что его страх перерос в фобию и приобрел масштабы болезни, которую необходимо лечить. В этом случае близким людям очень сложно заставить больного обратиться за помощью, и отношения в семье портятся.
Больной старается избегать прикосновений даже внутри семьи
Когда нужно обращаться к врачу
Конкретные опасения могут быть экстремальными, особенно у детей, но они часто обходятся без медицинской помощи.
Страх прикосновения — это въедливый страх, с которым трудно справиться из-за постоянно окружающих культурных и социальных ожиданий прикосновения.
Если этот страх сохраняется более полугода и приводит к искаженному в сознании восприятию повседневных ситуаций, начиная отрицательно сказываться на личной или трудовой деятельности, человек должен обязательно связаться со своим врачом.
Фобии хорошо поддаются лечению. Использование ежедневных механизмов преодоления может снизить влияние их на жизнь пациента и помочь ему справиться с фобией в долгосрочной перспективе.
«Руками не трогать!»: почему некоторые люди не выносят прикосновений
Объятия, поцелуи и другие тактильные проявления нежности многим кажутся неотъемлемой частью близких отношений. Однако есть и те, для кого любовь партнера выражается в противоположном — в минимальных прикосновениях и соблюдении личных границ. Почему некоторые не терпят, когда их трогают даже близкие, и как строить отношения с такими людьми?
Все мы разные: хотя большинству из нас приятны прикосновения, есть и те, у кого они вызывают отторжение. Иногда это может быть признаком психических патологий — к примеру, обсессивно-компульсивного расстройства, а в других случаях — сформированной особенностью характера.
С точки зрения психоанализа желание избежать тактильного контакта связано с недостатком нежности со стороны родителей в детстве, объясняет психотерапевт Ирина Белоусова. У ребенка, воспитывавшегося в такой среде, формируется избегающий тип привязанности, при котором ему крайне сложно быть любящим и открытым, а также проявлять свои чувства даже в близких отношениях.
«Если такая особенность личности приносит вам дискомфорт, то ее можно проработать со специалистом. Но если вам комфортно, то нет особого смысла менять что-либо. Ведь норма — это гибкое понятие», — отмечает эксперт.
«Тактильная «холодность» свойственна мне потому, что в детстве я училась подавлять эмоции»
Виктория, 23 года
Как мне кажется, у всех разные «границы тактильности». Для кого-то абсолютно нормально обниматься с малознакомыми людьми. Они не придают прикосновениям какого-то особого значения — для них это нечто бытовое. Но в то же время большинство не станут целовать в губы первого встречного — это уже нарушение границ.
Вот для меня так — как поцелуй в губы — ощущается любое прикосновение. Если кто-то резко захочет меня потрогать, это выбивает из колеи. Я даже друзьям не могу такого позволить. При этом мой партнер, например, должен знать, что, если я отстраняюсь от прикосновений, это не значит, что я никогда не захочу тактильного общения.
Когда я в первый раз прошу соблюдать границы, многие обижаются: «Если не хочешь, я вообще не буду тебя трогать». Нередко меня это расстраивает. Также некоторые пугаются и начинают соблюдать границы слишком сильно. Но лучшей тактикой будет просто спрашивать у меня, готова ли я к прикосновениям, или подождать, когда я сама сделаю первый шаг. Главное — не закрываться от меня сразу.
Нетактильным человеком я была с детства — даже родители все время спрашивали, почему я такая дикая. С ужасом вспоминаю родственников, которые на всяких семейных праздниках постоянно хотели меня потрогать, обнять.
Думаю, что такая тактильная «холодность» свойственна мне потому, что в детстве я училась подавлять эмоции. Я была довольно истеричным ребенком, и когда начинался очередной каприз, родители говорили: «Уйди в другую комнату, там проорись и приходи, когда успокоишься». Я так и делала: натягивала на себя маску спокойствия и возвращалась «к нормальным людям».
Можно ли дотрагиваться до чужих детей?
Родители, особенно молодые мамы, часто встают перед дилеммой: «Разрешать ли незнакомым людям касаться моего ребенка, выражая тем самым свои добрые чувства?»
Для ответа на этот вопрос сначала надо четко определиться в приоритетах. Наша установка: ребенок должен быть обучен безопасному общению с обращающимися к нему незнакомцами. Поэтому родители должны держать весь этот процесс под личным контролем.
Можно полагать, что родители, не позволяющие посторонним людям трогать без своего разрешения своих детей, абсолютно правы. Никто не будет отрицать того факта, что ребенок с момента своего рождения имеет право на свое тело. Правильно обученные дети не позволяют трогать себя всем подряд. В число «доверенных лиц» попадают, как правило, родители, а также бабушки, дедушки и остальные люди, которые опекают ребенка. Все остальные люди трогать ребенка не должны. Все просто, но тут мы наталкиваемся на непонимание окружающих.
Очень часто происходит следующее: опрятная незнакомая пожилая женщина тянет к лежащему в коляске ребенку руку, намереваясь погладить по щечке. Молодая мама стесняется противиться такому проявлению нежности к ее ребенку, но после поглаживаний, слов восхищения и расставания с бабушкой начинает корить себя за мягкотелость. Ей жалко своего ребенка (а вдруг у бабушки инфекционная болезнь; а вдруг ребенок решит, что его все могут трогать).
Если же она решительно пресекает попытку потрогать своего ребенка, то в ответ может услышать раздраженную тираду, смысл которой в том, что такое поведение оскорбительно для пожилого человека.
Как мы видим, настроение у мамы испорчено в обоих случаях. Как же реагировать на такие проявлениям нежности в отношении собственного ребенка?
Почему же она считает своим правом лезть к чужому малышу без разрешения находящейся рядом мамы?
Сторонники тактильного контакта ребенка с незнакомцами утверждают, что если вырастить этакого «буку», люди от него отвернутся и никто не поможет, если он подвергнется реальному нападению преступника.
Не нужно недооценивать опасность, но нельзя ее и преувеличивать. Почему мы не боимся, что ребенка закусают комары? Потому что мы научили его с ними бороться. Так же и со злоумышленниками. Если ребенок обучен, обмануть его и, тем более, увести, будет крайне проблематично.
Кстати, преступники почти всегда крайне милы, приветливы, слегка смущены и доброжелательны. Контакт порой начинается с невинных прикосновений, которые могут превратиться в домогательства, причем необученный родителями ребенок, не знающий, что такое «достойное поведение незнакомца», даже не поймет, что уже совершается преступление.
Злоумышленники не хотят иметь дело с обученными детьми, которые громко кричат, трогать себя не дают, убегают и рассказывают все родителям.
Можно предложить следующие аргументы ПРОТИВ того, чтобы до вашего ребенка дотрагивались посторонние люди:
1. В этом случае ребенок может решить, что до него могут дотрагиваться все дружелюбные люди. Когда его ласково возьмет за руку преступник, ребенок может не почувствовать опасности.
2. Ребенок не поймет, каковы разрешительные границы «достойного поведения незнакомого человека».
3. Взрослый может заразить ребенка болезнью, которую сам не ощущает, но которая может быть крайне опасна для ребенка.
4. Сама ситуация крайне неприятна для мамы, у которой может испортиться настроение, что негативно скажется на настроении и самочувствии ребенка.
Не трогайте чужих детей без разрешения их родителей, и своих детей трогать без своего разрешения не давайте!
Расшифровка Осязание: что можно трогать, а что нельзя?
Правда ли, что мужчины — холодные и сухие, а женщины — теплые и влажные, а также откуда взялась идея, что перила трогать опасно
Мы все знаем, что у нас есть осязание. Но что это? Как ему дать определение? Понятие осязания похоже на зонтик, под которым скрывается сразу несколько значений. Иногда под осязанием понимается непосредственное бессознательное впечатление, которое человек получает через кожу любой части тела. Иногда осязание приравнивается к сознательной и осмысленной ощупи, то есть когнитивно направленному прикосновению пальцев. Сюда же могут включаться жестовые касания, то есть те прикосновения, которые имеют устойчивый социальный смысл, — например, тактильные приветствия и прощания, объятия, поцелуи, благословения и наложения рук. В свою очередь, такие прикосновения могут быть асимметричными, вроде целования рук (они демонстрируют властную иерархию или символическое подчинение). Но могут быть и симметричными, создающими видимость равенства, — это, например, рукопожатие. Еще дальше от магистрального значения (но все равно под тем же зонтиком) будут диагностические касания (измерение пульса или температуры) и разные прикосновения к самому себе, от аутоагрессии до аутоэротизма.
Что общего между этими довольно разными явлениями? Наверное, единственное, что их может объединить, — небольшая дистанция, на которой они функционируют. Понятие дистанции в социальные исследования ввел американский антрополог Эдвард Холл. Он придумал целую новую дисциплину, которая называлась «проксемика» и изучала расстояния между людьми.
Проксемика извлекала смысл из того, как в разных культурах люди используют пространство — при разговоре, при организации жилища или в городском планировании. Например, во время коммуникации можно разговаривать на разном расстоянии друг от друга. Холл выделял четыре пространственные зоны, или четыре вида дистанции. Каждый из этих видов взывал к чувству. Первая дистанция — публичная, подходящая для публичных выступлений: нам нужно стоять так, чтобы все слушатели могли нас хорошо видеть и слышать. Эта зона начинается от 3,7 метра. Следующая, социальная дистанция отделяет людей, не связанных семейными или дружескими отношениями, во время обычного разговора. Социальные дистанции в разных культурах могут очень отличаться, но средним по больнице будет расстояние от 1 до 3,5 метра. Следующий тип — тесные личные отношения — сокращают дистанцию до полуметра: мы впускаем человека в свое персональное, личное пространство, на котором хорошо чувствуются запахи. Наконец, четвертый тип предполагает близкий осязательный контакт: на эту интимную дистанцию мы подпускаем людей для перешептываний, объятий, драки или сексуальных отношений. Соответственно, для телесного контакта нам нужны персональная и интимная дистанция. Это то расстояние, на которое мы можем протянуть руку или ощутить визави всей кожей. При этом в любой культуре право на прикосновение зарезервировано лишь за некоторыми частями тела. Нарушение этих неписаных правил возможно лишь в исключительных ситуациях: например, когда речь идет об опасности для жизни. В противном случае нарушение сразу вызовет конфликт.
Если мы вернемся к античным представлениям об иерархии пяти чувств, то вспомним, что осязание — низшее, базовое чувство. По мнению Аристотеля, оно отделяет людей и животных от растений — и оно же объединяет людей с животными. Соответственно, оно воплощает в себе животное, чувственное начало. Античная культура превозносила зрение и слух как опору мышления, но нельзя сказать, что пренебрегала животным чувством осязания. Например, в античной медицине осязание помогало выявить темперамент человека, посчитать пульс или распознать признаки лихорадки. На основании чувств античные врачи проводили различие между телами мужчин и женщин — мы уже говорили, что это различие опиралось на температуру: мужчины были горячими, а женщины — холодными. Но, кроме того, использовались осязательные термины. Мужчины считались сухими и твердыми, а женщины — влажными и мягкими.
Эта тактильная оппозиция мужского и женского тела сохранилась и после христианизации Европы. В виде следы таких представлений сохраняются до сих пор: мы можем оценивать «качество» рукопожатия и говорить о «холодных» пальцах или «вялой» ладони как признаках недостаточной мужественности. Интересно, что женщинам, которые отклонялись от типичных женских биографий, приписывалось и другое тактильное качество: например, аскетичные тела мучениц и святых утрачивали женскую холодную влажность. Но точно так же ее утрачивали тела ведьм: их описывали как твердых и жестких на ощупь. Через несколько столетий разное качество мужских и женских тел (и мужских и женских прикосновений) входило в обыденное знание. Например, в XVIII веке к этому различию апеллировали британские врачи, которые пытались отнять у повитух право на родовспоможение. Врачи считали, что мужское прикосновение — уверенное, рациональное, профессиональное и твердое. Женское прикосновение считалось эмоциональным, неуклюжим и ненадежным, и это был повод отнять у повитух их хлеб. То есть мы уже говорили о том, что рациональное зрение считалось мужским свойством, и тогда прикосновение мужчины становилось своеобразным продолжением мужского зрения, а женское прикосновение оказывалось своеобразным осязанием в квадрате.
Сакральные смыслы осязания были не менее важны. В частности, такому сюжету посвящена книга Марка Блока «Короли-чудотворцы», одна из классических исторических работ XX века. Она посвящена тому, как работало чудо: в течение нескольких поколений французские и английские короли лечили золотуху, или туберкулезный лимфаденит, как сейчас бы это назвали врачи. Так вот, эту болезнь короли лечили наложением рук. Для больных, которые искали исцеления, сакральное и медицинское не были разделены. А почему считалось, что король может вылечить? Потому, что его власть была священной: люди верили, что христианские святые, священники и короли могут влиять на события в этом мире. Поэтому у святого можно попросить урожай или исцеление от болезни. Прикосновение практически гарантировало выздоровление.
Контакт с могущественной силой мог быть прямым, а мог быть опосредованным. В средневековых хрониках можно обнаружить свидетельства того, что прихожане просили священников лечить наложением рук, пили елей, ели толченые мощи, умащались миром и использовали для пластырей облатки. То есть это было медицинское понимание святости. С другой стороны, Бог мог прикоснуться к человеку в ответ на его духовный запрос и позволить разделить свои страдания: это случай стигматов, которые первым в христианских житиях получил Франциск Ассизский (однако случаи стигматизации известны и в XX веке).
Но можно было пытаться разделить страдание и самостоятельно, не дожидаясь чуда стигматизации: разные аскетические практики, от самобичевания до ношения вериг или власяницы, активно использовали чувства осязания и боли. С другой стороны, известна средневековая практика «Божьего суда» — она описана, например, в «Романе о Тристане и Изольде»: в случае юридической двусмысленности обвиняемый мог решиться на средневековый детектор лжи и взять в руки кусок раскаленного железа. Если Бог был на его стороне, он чудесным образом менял границы человеческого осязания и кожа оставалась целой и невредимой. То есть осязание было самым непосредственным способом почувствовать Божью милость или Божий гнев.
Здесь мы подходим к проблеме: а как, собственно, располагаются границы осязания и осязаемого? С одной стороны, для активного осязания мы обычно используем руки. Некоторые исследователи даже рассматривают человеческую кисть как главный инструмент, благодаря которому мы становимся людьми. Однако чувство осязания продолжается на всю поверхность кожи: это самый большой и очень чувствительный орган, который отделяет наше тело от внешней среды. А к чему еще мы можем прикоснуться? Насколько материальным может или должно быть прикосновение, чтобы его интерпретировали как прикосновение?
В европейских и неевропейских языках есть представления о том, что можно прикоснуться к святыне или запретной для чужаков удаче или судьбе, — такие представления есть и у восточных славян, и у малайцев. Можно затронуть честь или чувства. Можно запятнать и тем самым осквернить память — и сделать это словами, действиями или самим фактом своего присутствия в запретном, неположенном месте. Еще можно нечаянно взять чужое магическое знание, которое колдун или ведьма «скинули» на какой-нибудь предмет, — с этим поверьем связан запрет трогать вещи на дороге или в чужом доме. Затронуть, запятнать, подобрать — то есть осязать можно не только сугубо материальное, но и удачу, время, здоровье или благосостояние. Точнее, это говорит о том, что границы материального могут располагаться не так, как привычно нам, и при анализе местных практик осязания это нужно учитывать.
Можно сказать, что в каждом обществе есть представления о вещах, которые трогать можно, и о вещах, которые трогать запрещено или очень опасно. Доступ к этим запретным вещам обычно осуществляется с помощью особого ритуального специалиста: им может быть жрец, священник, колдунья, шаман или врач. Врачу мы разрешаем нарушать правила социальной и интимной дистанции и прикасаться к нашему телу (однако интересно, что в нашем обществе врачи обычно делятся по специальностям и мы сразу представляем, какие прикосновения разрешены тому или иному специалисту).
В разные исторические периоды перечень того, что можно и нельзя трогать, будет меняться. Например, каждый советский ребенок наверняка не раз и не два слышал: «Не трогай стенки лифта», «Не трогай поручни в метро», «Не трогай перила на лестнице (или деньги) — они грязные». Если мы посмотрим на эту ситуацию марсианским взглядом антрополога, она покажется нам странной. Ведь перила для того и нужны, чтобы за них держаться, а деньги — чтобы расплатиться за мороженое, иначе какой в них смысл? Но для родителей смысл запрета был совершенно очевиден: за перила или поручни держались другие люди, деньги трогали грязные руки. То есть прикосновение к ним могло привести к заражению нехорошим.
Но почему чужие руки обязательно «грязные»? Откуда мы знаем про эту грязь? Мы определяем грязь так, а не иначе, потому что нас этому научила бактериология. Но бактериология сама по себе — относительно новая научная дисциплина. По мере того как она завоевывала сторонников, она генерировала страх перед контактом с «заразой». В обыденной жизни увидеть эту заразу было нельзя (то есть возможности зрения оказывались ограниченными). Пощупать ее тоже было нельзя, но можно было пытаться избежать соприкосновения с ней. Историки медицины указывают, что после того, как Луи Пастер поведал публике о бактериях и микробах, обществом овладели новые бытовые фобии. Заодно бактериология создавала новые контуры осязания. То есть люди теперь постоянно сомневались в безопасности окружающей среды и всюду подозревали возможность заразиться. Самые чувствительные множество раз в день мыли руки и пытались избежать прямых контактов с «грязными» предметами: например, брались за дверную ручку только через полу пальто. Вот эти представления дают мотивировку и советской бытовой брезгливости, и советским практикам осязания.
Медицинская идея об опасности или заразности прикосновения не была изобретением бактериологов, она возникла намного раньше. В середине XVI века итальянский врач Джироламо Фракасторо опубликовал трактат о контагиях и контагиозных (то есть контактных) болезнях. Контагием он назвал некую заразу неясной природы, которая передается через прямой контакт с больным — например, через прикосновение к телу, общую посуду и личные вещи. Зараза могла распространиться и по воздуху, поэтому Фракасторо считал опасным контактировать с тем воздухом, которым дышит больной.
Вернемся к тому, как чувства изображались в живописных аллегориях. Если зрение и слух часто воплощали фигуры аристократов в бархате и шелке, то для изображения низших чувств — вкуса, обоняния и осязания — использовались фигуры крестьян, солдат, нищих и бродяг. На картине барочного мастера Пьетро Паолини «Аллегория пяти чувств» осязание — это два борца на заднем плане. То есть в иерархических отношениях между сенсорными системами люди видели еще и социальную составляющую.
Начиная с Ренессанса аристократия была уверена, что осязание — основное чувство, на которое полагаются массы. С одной стороны, крестьяне и ремесленники безусловно владели профессиональным осязанием. Плотность теста, степень обработки кожи или скрученность нити определялись на ощупь. С другой стороны, их тела считались более грубыми и жесткими, и это давало врачам повод говорить о качественном отличии осязания низов: грубость фибр соответствует грубости чувств.
В свою очередь, над своим осязанием аристократы тоже рефлексировали и считали его весьма утонченным. Аристократам приписывались тонкие фибры, а начиная с момента — изнеженные нервы. Их тонкие чувства позволяли им оценивать произведения искусства и предметы роскоши, которые простолюдин не мог оценить, — оценивать качество бархата или гладкость мраморной скульптуры с помощью прикосновения. Об этом свидетельствуют многочисленные портреты XVIII — начала XIX века, на которых позирующие подчеркивают свой статус, разглаживая шелк, кружево, мех или держа в руках безделушку.
Вторую половину XVIII века занимает большая общеевропейская полемика о роскоши, в том числе тактильной: одни говорят, что роскошь необходима для различения низов и верхов; другие — что она приносит доход в казну; третьи, как Джордж Вашингтон, призывают к отказу от роскоши. Вашингтон требовал, чтобы американцы носили одежду из простых и грубых домотканых материалов как противоядие против роскоши и пороков, которые с ней ассоциируются. Грубая ткань должна была воспитывать суровые римские добродетели, прочные и толстокожие.
Если средневековые жилища провоцировали вынужденное соседство со множеством людей и в смысле вынужденную тактильность, то модернизация и капитализм требуют расширения личного пространства. Представление о комфорте и о новых тактильных нормах возникает в городе эпохи санитарной революции (это конец XIX века). В это время разные функции окончательно расходятся по разным комнатам: спать, принимать пищу и умываться в одной и той же комнате больше невозможно. То есть аристократические привычки начинают утверждаться как новая демократическая норма. После гигиенических реформ середины XIX века и после открытия электричества суперсовременные дома с лифтами и тесные трущобы с лучинами продолжали существовать: это усложняет конфигурацию чувств, поскольку в пределах одного города и даже одного квартала делает практики осязания более разнообразными.
Модерн подразумевает разные тактильные ситуации: одни поощряют прикосновения, другие их запрещают. Например, с XIX века публичные музеи учат нас дисциплинировать свое тело и не трогать то, что нам нравится (а чтобы мы об этом не забыли, в музеях существуют специальные люди и технологии, которые за этим следят). С другой стороны, сначала французские универсальные магазины, а затем американские супермаркеты поощряли прикосновения: это новая тактильность — тактильность покупателя, который хочет избежать коммуникации с продавцом и при этом хочет удостовериться в качестве товара, который покупает: мятое ли яблоко, прочная ли ткань и так далее. Комфорт и непосредственное прикосновение помогают современному человеку существовать в его главной ипостаси — ипостаси потребителя.