лекция традиции и воинские ритуалы в вооруженных силах российской федерации
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ОБЖ. Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации
Просмотр содержимого документа
«КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ОБЖ. Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации»
Конспект лекций по ОБЖ
преподаватель: Орлова Л.А.
Лекция. Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации
Ритуал — это торжественный официальный акт, при проведении которого установлен определенный порядок — церемониал. Ритуалы, проводимые в Вооруженных Силах Российской Федерации, концентрируют в себе высокие, благородные идеалы — идеалы защиты Отечества, верности воинскому долгу, Военной присяге, Боевому Знамени части.
Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации четко определен порядок (церемониал) приведения к Военной присяге, вручения Боевого Знамени воинской части, вручения личного вооружения и военной техники и порядок проводов военнослужащих, уволенных в запас или вышедших в отставку.
Ритуал проведения к военной присяге
Основным и нерушимым законом воинской жизни является Военная присяга. Она имеет силу государственного правового документа и является торжественной клятвой воина выполнить свой долг перед Родиной.
Гражданин Российской Федерации, впервые поступающий на военную службу или не проходивший военной службы и впервые призванный на военные сборы, приводится к Военной присяге перед Государственным флагом Российской Федерации и Боевым Знаменем воинской части.
После разъяснительной речи командир воинской части приказывает командирам подразделений приступить к приведению к Военной присяге.
Командиры рот и других подразделений поочередно вызывают из строя военнослужащих, приводимых к Военной присяге. Каждый военнослужащий, приводимый к Военной присяге, читает вслух перед строем подразделения ее текст (вклейка, фото 36).
Текст действующей Военной присяги утвержден Федеральным законом РФ «О воинской обязанности и военной службе», вступившим в силу 28 марта 1998 г.: «Я, (фамилия, имя, отчество), торжественно присягаю на верность своему Отечеству — Российской Федерации.
Клянусь свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников.
Клянусь достойно исполнять воинский долг, мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России, народ и Отечество».
После прочтения текста Военной присяги военнослужащий собственноручно расписывается в специальном списке в графе против своей фамилии и становится на свое место в строю.
По окончании церемонии приведения к Военной присяге списки с личными подписями военнослужащих, приведенных к Военной присяге, вручаются командирами подразделений командиру воинской части. Командир воинской части поздравляет солдат (матросов) с приведением к Военной присяге, а всю часть с новым пополнением, после чего оркестр исполняет Государственный гимн.
После исполнения Государственного гимна воинская часть проходит торжественным маршем.
День приведения к Военной присяге является нерабочим днем для данной воинской части и проводится как праздничный день.
Принятие Военной присяги для каждого военнослужащего остается в памяти на всю жизнь. Верность воинскому долгу, Военной присяге —это традиция Российских Вооруженных Сил, и ее соблюдение является мерилом нравственности гражданина, его дел и поступков.
Ритуал вручения боевого знамени воинской части
В установленное время знаменщик выносит Боевое Знамя I чехле и следует в трех шагах за начальником, вручающим Боевое Знамя, к месту построения воинской части. При этом знаменщик держит Боевое Знамя на левом плече, справа и слева от знаменщика следуют ассистенты.
Когда лицо, прибывшее для вручения Боевого Знамени, приблизится на 40—50 шагов к строю, командир воинской части подает команду: «Полк, под Знамя, смирно, равнение — на-ПРА- ВО!» Оркестр исполняет «Встречный марш».
Командир воинской части, подав команду, прикладывает руку к головному убору, подходит к лицу, прибывшему для вручения Боевого Знамени, и докладывает ему о том, что полк по случаю вручения Боевого Знамени построен.
В момент доклада командира воинской части оркестр прекращает игру, Знаменщик ставит Боевое Знамя к правой ноге вертикально.
Лицо, прибывшее для вручения Боевого Знамени, приняв доклад, становится перед серединой строя, здоровается с воинской частью и подходит к знаменщику. Знаменщик наклоняет Боевое Знамя и держит его горизонтально.
Вручающий Боевое Знамя снимает чехол и развертывает Боевое Знамя. Затем знаменщик, поставив Боевое Знамя вертикально и придерживая его правой рукой, становится лицом к строю.
Лицо, вручающее Боевое Знамя, зачитывает Грамоту Президента Российской Федерации, после чего вручает Боевое Знамя и Грамоту командиру воинской части. Оркестр исполняет Государственный гимн.
Лицо, вручившее Боевое Знамя, поздравляет воинскую часть с получением Боевого Знамени. Личный состав части на поздравление отвечает троекратным протяжным «ура». После этого командир выступает с ответным словом.
Порядок (ритуал) вручения личному составу вооружения и военной техники
Время и порядок торжественного вручения вооружения и военной техники личному составу определяются приказом командира воинской части.
Личный состав для приема вооружения и военной техники выстраивается поэкипажно (по расчетам) и по команде командира подразделения проверяет их состояние и комплектность.
Командиры подразделений принимают доклады командиров экипажей (расчетов) водителей (механиков-водителей) или других лиц, за которыми закрепляется вооружение или военная техника. Затем вручаются формуляры (паспорта), в которых личный состав расписывается и с этого момента отвечает за закрепленные вооружения и военную технику.
Порядок (ритуал) проводов военнослужащих, уволенных в запас или вышедших в отставку
Проводы военнослужащих, честно отслуживших установленный срок, в запас или отставку проходят в торжественной обстановке. На них могут приглашаться ветераны воинской части, военнослужащие других воинских частей, представители общественности и члены семей военнослужащих.
Для проводов уволенных военнослужащих воинская часть выстраивается в пешем строю в повседневной форме одежды. По решению командира воинской части может быть вынесено Боевое Знамя части. После построения, встречи командира воинской части и выноса Боевого Знамени уволенные военнослужащие по команде командира выходят из строя и выстраиваются по подразделениям в 20—40 м перед строем части, а затем по команде командира смыкаются к середине.
Начальник штаба воинской части объявляет приказ об увольнении военнослужащих и о поощрении наиболее отличившихся. Награждение производится командиром воинской части. После этого предоставляется слово нескольким военнослужащим.
Командир воинской части благодарит военнослужащих за службу, после чего оркестр исполняет Государственный гимн.
Проводы завершаются прохождением воинской части торжественным маршем перед строем уволенных военнослужащих.
1. Раскройте краткое содержание ритуала приведения к Военной присяге и его значение.
2. Подготовьте сообщение на одну из тем: « Ритуал вручения Боевого Знамени части», «Ритуал вручения военнослужащим вооружения и военной техники», Ритуал проводов военнослужащих, увольняемых в запас или в отставку».
Урок ОБЖ «Боевые традиции Вооруженных Сил Российской Федерации. Ритуалы и символы воинской чести.»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Урок ОБЖ в 10 классе
Тема урока: Боевые традиции Вооруженных Сил Российской Федерации. Ритуалы и символы воинской чести.
формирование патриотического сознания обучающихся через ознакомление с героическим прошлым русского народа.
— Обучающая — рассмотреть важнейшие боевые традиции Вооруженных сил РФ. Изучить понятия «патриотизм», «воинский долг»
Оборудование и наглядные пособия:
— Презентация к уроку.
Видеролик «Принятие присяги»
Видеофильм – клип к песне Олега Газманова «Офицеры»
Технология, применяемая на уроке: технология проблемного обучения
Мотивационный этап урока. выход на тему урока и целеполагание.
— Здравствуйте! Рад Вас видеть на уроке здоровыми, в хорошем настроении. Предлагаю послушать песню и посмотреть видеоролик из кинофильма «Офицеры». и ответить на вопрос :
— Почему сегодняшний урок я начал с этой песни?
Вы правы, мы будем говорить о Вооруженных Силах Российской Федерации..
Запишите посередине слово « Родина»
Подберите ассоциации к этому слову, сравните с моими: армия, зашита, отечество, патриотизм, традиции, долг, честь,
Определите цель и задачи урока, сравните со слайдом презентации.
Этап открытия нового знания
1) Выход на проблему
— Все ли ребята служат в армии сегодня?
Сформулируйте 2-3 положения ЗА и 2-3 положения Против.
Запишите проблему урока:
Надо ли служить в армии сегодня? Чему может научить армия?
2) Разработка проблемы ( работа в группах)
Чтобы решить данную проблему, обратимся к теории
Прочитайте фрагмент параграфа учебника, дайте определение традициям и назовите важнейшие
Традиции связаны с историей данного войскового коллектива или рода войск, его профессиональными особенностями героическими событиями или определенным укладом армейского быта. Но есть много общих боевых традиций для всех Вооруженных сил России.
Важнейшими боевыми традициями Вооруженных сил являются:
Преданность Родине, постоянная готовность к ее защите;
Верность Боевому Знамени воинской части, Военно-морскому флагу корабля;
Верность Военной присяге, воинскому долгу;
Какие ценности нужны воину. Прочитайте фрагмент параграфа, выделите неотъемлемые качества русского воина, основа героизма .
Долг – нравственные обязанности человека, выполняемые из побуждений совести. Самыми важными в обществе являются гражданский и патриотический долг перед Отечеством.
Прочитайте фрагмент ФЗ «О статусе военнослужащих» и сформулируйте суть воинского долга
— быть верным Военной присяге, беззаветно служить своему народу, мужественно защищать своё Отечество;
— строго соблюдать Конституцию РФ и законы РФ, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командира;
— совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности вооружение и военную технику, быть готовым к применению
вооружения и военной техники, беречь военное имущество;
— быть дисциплинированными, бдительными, хранить государственную и военную тайну;
— соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.
Главная традиция ВС РФ – защита Отечества.
Вооруженные Сиды любого государства имеют свои боевые традиции. Есть они и в ВС РФ. Это преданность своей Родине, верность присяге и воинскому долгу, войсковое товарищество.
Посмотрите на выписанные даты и иллюстрации и назовите события, связанные с этими историческими датами?
1242- Ледовое побоище.
1380- Куликовская битва.
1709- Полтавская битва.
1812 –Отечественная война, Бородинское сражение
1941-1945- Великая Отечественная война.
Правильно! Защита своего Отечества!
Беседа с учениками:
— Какие ритуалы ВС РФ вы знаете? (Присяга)
— Как проходит ритуал привидения к присяге?.
Учитель: Знаете ли вы, что первый устав был создан в 1647 году царем Алексеем Михайловичем. Церемония принятия клятвы на верность Государю Российскому с целованием креста.
При Петре Первом воинская присяга перешла в ранг закона. Торжественная клятва включала триединое наполнение — Родина, Государь, вера Православная
Предлагаю посмотреть видео о т ом, как принимают присягу современные военнослужащие.
? К чему обязывает присяга.
Из описания некоторых подвигов российских воинов мы видим, мы видим, как мужественно солдаты защищают свое Боевое Знамя
— Как вы думаете почему?
— Что олицетворяет собой Боевое Знамя?
Боевое знамя- принято считать основным символом воинской чести! Воинская честь – это внутреннее нравственное качество и убеждение воина, воинского коллектива, характеризующего его поведение, отношение к выполнению воинского долга.
Боевое знамя воинской части – есть особо почетный знак, отличающий особенности боевого предназначения воинской части, его истории и заслуг, а также определяющий принадлежность к ВС РФ.
Каждый военнослужащий, увидев Боевое знамя, отдает честь флагу.
Ученикам предлагается объяснить, как они понимают слова из Устава воинского времен Петра1.
— «обещаюсь и клянусь всемогущим Богом, что от команды и знамя, где принадлежу, хотя в поле, в обозе или гарнизоне, никогда не отлучаться, но за оным пока жив следовать буду.»
— «кто знамя свое или штандарт до последнего часа своей жизни не оборонит, оный не достоин, чтобы имя солдата иметь»
— «все воинские корабли российские не должны ни перед кем опускать флаги и вымпелы под страхом лишения живота своего.»
Можно ли считать эти слова актуальными?
Ни один музей мира не имеет ни одного флага ВМФ, России, взятого в бою.
в 17 веке царь Александр Михайлович утвердил бело-сине- красный воинский флаг с двуглавым орлом символом власти, силы, единства
-при Петре1 на белом поле были нашиты царские вензеля
С августа 1991 года вернулся триколор.
Красная, как кровь, полоса обозначала человеческий мир.
Синяя — мир небесный.
А белая — божественный.
Именно так когда-то представляли себе устройство мира древние русичи.
И именно эти цвета присутствуют на нашем государственном флаге.
Но можно и по-другому объяснить присутствие трех цветов в нашем флаге.
Красный и белый издавна были любимыми цветами на Руси. Все, что считалось красивым, называли красным. Все, что было честным, справедливым, делалось по правде, называлось белым. (А злоба, зависть, жестокость — наоборот, черными. ) Синий же цвет — это не только цвет неба, но и цвет воды — рек, озер, морей. А их на территории нашей страны великое множество.
Этап решения проблемы Рефлексия
Давайте ответим на проблемный вопрос урока. Поднимите руки, есть ли в ваших семьях те, кто воевал во время Великой Отечественной войны?
Кто служил или служит в армии?
Домашнее задание : приготовить рассказ о своей семье и об отношении семьи к службе в армии
Методическая разработка урока по ОБЖ на тему: «Традиции и воинские ритуалы Российской армии» (11 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Традиции и воинские ритуалы Российской армии
Преподаватель-организатор ОБЖ Дегтярёв А.И.
Воинские традиции Вооруженных сил РФ
Традиции сопровождают человека всю жизнь. Каждому обществу присущи свои традиции. Многие наши нынешние традиции представляют собой совокупность устойчивых идеалов, обычаев, норм и правил поведения, в которых запечатлен богатейший опыт борьбы и созидания. Традиции – это духовный кодекс, передающийся из поколения в поколение, оберегаемый и поддерживаемый неукоснительным соблюдением требований, изложенных в нем. Другими словами, традиция – это разновидность обычая, отличающаяся особой устойчивостью и повторяемостью из поколения в поколение. Традиции в нашей стране – это краткая летопись всех народов России. Это сплав духовной культуры с трудовым и боевым опытом. В качестве традиций выступают правила и нормы поведения, взгляды, обычаи и общественные установки. Все традиции буквально дышат историей. На протяжении веков одни из них крепли и развивались – другие постепенно теряли свое значение и отмирали.
Воинские традиции являются частью национально-государственных традиций. Под ними понимаются устойчивые, исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение специфические формы общественных отношений в армии и на флоте в виде порядка, правил и норм поведения военнослужащих, их духовных ценностей, нравственных установок и обычаев, связанных с выполнением учебно-боевых задач, организацией военной службы и воинского быта.
Воинские традиции подразделяются: по степени общности – на общие (характерные для всех военнослужащих) и частные (характерные для Вооруженных сил РФ, внутренних войск МВД России, военных округов, соединений, воинских частей); по степени устойчивости – на устоявшиеся, отмирающие, возрождающиеся; по степени общественной значимости – на прогрессивные и реакционные; по сферам воинской деятельности – на боевые традиции, традиции процесса обучения и воспитания, традиции воинского быта. Воинские традиции зарождались во времена образования княжеских дружин. Военное обучение тогда еще не носило систематического характера, но современные историки отмечают уже в то время существование таких традиций, как любовь к родной земле, верность клятве Родине, ратному долгу, массовый героизм в сражениях. Неписаным правилом для русских воинов было стоять насмерть за отца и брата, за мать и жену, за своих родителей, за родную землю. Свою верность воинскому долгу они скрепляли устной присягой, клятвой на оружии и перед богом. В военных походах и сражениях среди русских воинов воспитывались такие качества, как взаимовыручка, товарищество, смелость, героизм, презрение к смерти во имя спасения Отечества. Постепенно эти качества стали основой патриотизма как важнейшего явления в социально-политической и духовной жизни россиян.
Многое для укрепления в армии духа патриотизма и героизма сделали наши известные военачальники П. Румянцев, А. Суворов, М. Кутузов, П. Нахимов, М. Драгомиров, С. Макаров, М. Скобелев, А. Брусилов, Г. Жуков и другие. Исповедуя преимущества морального фактора перед материальным, высокий моральный дух солдат и матросов, они вырабатывали и вводили в систему обучения войск новые подходы, в основе которых были заложены требования воспитывать в воинах преданность Отечеству, дисциплинированность, умение переносить трудности военной службы.
Смелость, героизм в бою как основополагающие черты нашего патриотизма – удел большинства наших соотечественников. Это подтверждают и многочисленные примеры. В Отечественной войне 1812 года в бою у Салтановки русские войска дрогнули под напором французских драгун. Тогда генерал Н.Раевский лично повел пехоту в атаку. С ним шли его сыновья, ставшие в последующем полковниками русской армии. Старший сын нес знамя Смоленского полка, младший шел с отцом. Пример генерала Н.Раевского вдохновил россиян: в штыковой атаке противник был отброшен.
Следует отметить героическую и, к сожалению, малоизвестную в народе деятельность советских воинов, проявивших высокие образцы мужества и героизма далеко за рубежами Родины – в локальных конфликтах в Египте и Сирии, Ливии и Алжире, Корее и Вьетнаме, Анголе и Кубе, Никарагуа, на территории Афганистана. Нынешнее поколение российских воинов чтит и приумножает славные боевые традиции. В беззаветном служении Отечеству старшего поколения видит и черпает молодежь силы для новых мужественных поступков и героических подвигов. Так было на острове Даманский в 1969 году, в ходе контртеррористической операции на Северном Кавказе. Б оевые традиции, как элементы боевого наследия , передаются из поколения в поколение.
К основным служебно-боевым традициям Вооруженных сил Российской Федерации относят:
— массовый героизм и мужество в сложные для страны периоды;
— верность военной присяге, Боевому знамени и Военно-морскому флагу;
— самоотверженность и самопожертвование в бою ради достижения общей победы;
— уважение к командиру и защита его в бою;
— презрение к трусам и предателям, предпочтение достойной смерти пленению;
— отдание воинских почестей погибшим в бою;
— неразрывное единство фронта и тыла, армии и народа;
— высокая бдительность и неподкупность;
— верность союзническому долгу в рамках заключенных договоренностей в борьбе против общего врага;
— представление отличившихся при выполнении служебно-боевых задач к государственным наградам, пропаганда их боевого и служебного опыта;
— забота о сохранении жизней и здоровья подчиненных;
— гуманное отношение к поверженному врагу, населению зарубежных стран и пленным, противодействие преступным элементам в строгом соответствии с законом и др.
— в точном соблюдении требований присяги и уставов;
— в готовности на учениях, маневрах, полетах, в морских походах действовать по-боевому, с полным напряжением сил, не допуская условностей и послаблений;
— всегда и во всем помогать товарищам словом и делом, выручать их из опасности, помогать командиру в укреплении дисциплины, организованности и порядка;
— строго хранить военную и государственную тайну, хорошо разбираться в военно-политической обстановке, быть бдительным;
— не только самому знать, хранить и умножать традиции внутренних войск, но и пропагандировать их среди товарищей.
Следование служебно-боевым традициям не является легким делом. Но зато их выполнение и приумножение позволяет быстрее овладеть воинским мастерством.
Строевые смотры, прохождения в строю и другие воинские ритуалы сопровождаются песнями. «Солдат без песни, что охотник без ружья», – говорил А.В. Суворов. Это меткое замечание не потеряло своего значения и в наши дни. А.М. Горький видел в солдатской песне источник бодрости и боевого духа. Музыка звучит при принятии присяги, выносе Боевого знамени, вручении наград и боевых реликвий, при проведении строевых смотров, парадов, при разводах караулов, при проведении других ритуалов. Наряду с использованием государственных и воинских символов, искусным выполнением строевых приемов, четко и образно звучащей командирской речью музыка, песня помогает сделать ритуал настоящим явлением искусства. Один из главных воинских ритуалов – это ношение военной формы одежды. Российский воин с достоинством носит военную форму одежды. Военный мундир – символ армейской и флотской чести и благородства, знак дисциплинированности, сплоченности воинов, их мужества и доблести в бою. Красота военной формы одежды есть одна из составляющих общей красоты воинских ритуалов. Хорошо подогнанное воинское обмундирование, начищенная до блеска обувь всегда вызывают положительные эмоции, доставляют удовольствие окружающим. Опрятность и красота военной формы одежды делает воина молодцеватым, элегантным, подчеркивает его мужественность, хорошее физическое развитие, вызывает чувство гордости за внутренние войска. Форма одежды, знаки различия, награды – все это является внешним выражением чести и достоинства солдат и офицеров.
Многие из воинских традиций, ритуалов русского военного этикета закреплены в уставах, приказах, наставлениях и инструкциях. Воспитательное воздействие воинских ритуалов заключается в том, что они всегда олицетворяют красоту воинской деятельности, самоотверженности при выполнении воинского долга. Оказывая влияние на духовный мир воина, обращаясь к его идеалам и вкусам, интересам и переживаниям, воинские ритуалы формируют личность во всей ее полноте, способствуют в процессе воспитания достижению таких целей, которых трудно достичь, используя другие формы воспитания.
1. Военный энциклопедический словарь. – М., 2006 г.
2. В.Л. Минер «Церемонии и ритуалы российской армии». – М., 2004 г.
Традиции и воинские ритуалы в Вооруженных Силах Российской Федерации
История традиций, обычаев, обрядов, церемоний и ритуалов уходит своими корнями в глубь веков и оказывает огромное влияние на общество, особенно на военную службу Опора на славные традиции Российских Вооруженных Сил позволяет поднять на новый качественный уровень весь процесс обучения войск и сил флота, вдохнуть свежие силы в работу по воспитанию высоких морально-психологических и боевых качеств защитников Отечества.
Сущность и содержание воинских традиций и ритуалов
Военные традиции и ритуалы всегда играли и играют важную роль в становлении и развитии Вооруженных Сил России. Они в значительной степени служили важной предпосылкой блестящих побед в сражениях Русской армии и флота, во многом определяли облик Российской армии и ее личного состава.
Воинские традиции и ритуалы охватывают три основные сферы воинской деятельности: боевые традиции; традиции обучения и воспитания; традиции воинского быта (см. схему).
Особое место в системе традиций и ритуалов в Российской армии принадлежит полковым традициям, способствующим проведению полковых праздников, поддержанию чести мундира полка, проводам убывающих из полка офицеров, встречам и приему молодого пополнения, уважительному отошению к героям-однополчанам, деятельности полковых офицерских собраний и многому другому.
История развития воинских традиций и ритуалов
Воинские традиции и ритуалы Российских Вооруженных Сил находятся в постоянном развитии. Этому способствуют самые различные условия: исторические условия жизни; способ комплектования вооруженных сил; общественно-политический характер государства; уровень развития военного дела; национальные качества личного состава; характер войн, которые велись Российским государством.
Воинское ремесло на Руси всегда было делом почетным и многотрудным. Воин должен быть храбр, быстр и решителен, вынослив в походах, искусен в ратном мастерстве. Именно здесь, в княжеских дружинах зародился обряд испытаний воина, оформившийся впоследствии в ритуал посвящения в воины. В ритуал посвящения входил и обряд клятвы на верность князю. В это время на первый план выступали такие качества воина, как его преданность князю, стойкость, неподкупность, готовность к подвигу. Формированию таких качеств способствовали весьма распространенные наказы родителей, односельчан, поучения великих людей, в которых давались советы, говорилось о нормах поведения воина. Так, в «Наставлении отца к сыну» говорилось: «Сын мой, когда на рать с князем едешь, то езди с храбрыми впереди, и роду своему честь добудешь и себе доброе имя. Что мешает лучше быть, чем перед князем умереть доведется.
Окружающая среда и военные походы формировали воинов-защитников родной земли. В условиях, когда еще не сложилось специальное военное законодательство, регламентирующее военную службу и поведение воина в бою, военные испытания рождали традиции патриотизма, стойкости, товарищества, взаимовыручки и победы в бою. Летопись и литературные источники подтверждают, что еще в Древней Руси начинают складываться традиции почитания стяга, хоругви как воинской святыни, с особой торжественностью проходили ритуалы чествования победителей, захоронения с воинскими почестями и религиозными обычаями погибших в боях ратников и князей.
Петру ( принадлежит заслуга создания русского военно-морского флота и формирования флотских традиций и ритуалов, которые начали складываться в ходе морских походов и сражений со шведами. Особое значение в этом имел Морской устав 1720 г., в котором обоснованно излагались славные традиции русских моряков: действовать в морских сражениях с максимальной самоотверженностью; кораблям категорически запрещалось спускать перед любым противником флаги, самовольно выходить из боя, а в случае невозможности защитить судно, вменялось сжигать его. Храбрость экипажа в морской баталии являлась незыблемым правилом поведения.
Важное место в оценке героизма, подвигов воинов на полях сражений в признании заслуг русского воинства имела традиция боевых награждений. При Петре I начали чеканить специальные медали, которыми награждались участники сражений в память о победах, одержанных над неприятелем. Таких медалей в то время было выбито около двадцати. К примеру, участники первой победы над шведами в море были награждены медалью с надписью «Небываемое бывает». В 1714 г. серебряными медалями были награждены солдаты пехотных полков и матросы за победу в морском бою у мыса Гангут, в котором русский галерный флот разгромил шведскую эскадру.
Ритуалы вручения наград воинам играли важную роль в их воспитании. Аналогичным по содержанию и значимости был ритуал награждения воинских частей за мужество и храбрость личного состава в боях памятными царскими реликвиями. Наиболее распространенными из них были стяги, штандарты, серебряные оркестровые трубы.
Особое место в истории Отечества занимает период социалистического развития страны. Воины Красной армии и Флота продолжали следовать героическим традициям своих славных предков. С особой силой это проявилось в годы Великой Отечественной войны, которые стали новым этапом в развитии традиций массового героизма воинов. Такой любви к Родине, духовной стойкости, героизма и мужества, которые проявили воины армии и флота, защищая свою страну в годы Великой Отечественной войны, история еще не знала. Об этом свидетельствуют примеры беспредельной стойкости защитников Брестской крепости, Одессы и Севастополя, Москвы и Ленинграда, Сталинграда и Новороссийска, мужества и героизма воинов в сражении на Курской дуге, при освобождении Украины и Белоруссии, в битве за Берлин.
На волне массового героизма родилась гвардия, ставшая олицетворением мужественного служения 62 Родине. Первыми гвардейскими соединениями стали в боях под Ельней 100-, 127-, 153- и 161-я дивизии. Святое чувство патриотизма, любви к Родине, проявившееся в годы войны, стало источником многих морально-боевых качеств советских людей. Среди них: верность воинскому долгу и военной присяге, мужество и стойкость, героизм и воинское мастерство, инициатива и самопожертвование.
В 1972 году был учрежден Вымпел министра обороны СССР, которым награждались части, корабли, соединения за мужество и воинскую доблесть, проявленные при выполнении заданий советского правительства и министра обороны.
В Сухопутных войсках прочно закрепились такие традиции, как: смело вступать в бой с превосходящим по силе противником; беречь и защищать командира в бою; проявлять отвагу и смелость в бою; выполнять наиболее ответственные задачи, связанные с риском для жизни и т.д.
В Военно-Морском Флоте каждый матрос в своей флотской службе свято чтит свои традиции. Среди них такие, как: бороться за живучесть корабля до последней возможности; гибнувший корабль последним покидает командир; отдавать воинские почести при прохождении мест героических подвигов отечественных моряков; не спускать флаг корабля перед противником ни при каких обстоятельствах, предпочитая гибель сдаче в плен.
В Российских Вооруженных Силах идет определенный поиск возможностей для оживления старых традиций нравственного характера, связанных с православной религией.
Методические рекомендации
1. Во вступительном слове, отмечая актуальность темы, следует подчеркнуть, что в условиях духовного возрождения Российской армии исключительно важную роль играют воинские традиции и ритуалы.
2. При изучении первого вопроса необходимо, используя схему, тщательно рассмотреть содержание воинских традиций, на конкретных исторических примерах показать их воплощение в жизни армии и флота, а также своей части и подразделения.
3. При раскрытии второго вопроса важно проанализировать историю развития воинских традиций и ритуалов, обратив особое внимание на те из них, которые прочно вошли в практику части.
4. В заключение занятия необходимо сделать выводы, ответить на вопросы слушателей, дать рекомендации по подготовке к беседе и изучению литературы.
Рекомендуемая литература:
кандидат исторических наук, доцент, Николай Бородин