лексическая тема весна приметы весны
Лексическая тема «Весна»
ТЕМА: «Весна. Приметы весны»
Старшая группа: Ввести в словарь – весна, оттепель, солнце, сосулька, капель, проталина, ручей, ледоход, почка, подснежник; голубой, чистый,
тёплый, первый, длинный, зелённый, звонкий, хрупкий; таять, пригревать,
капать, набухать, расцветать, прилетать, вить, выводить.
Подготовительная группа: март, апрель, май, уборка снега, обрезка деревьев, первоцвет, половодье; рыхлый, тёмный, грязный, снегоуборочная машина, нежный, хрупкий, пушистый, душистый.
1. Подбор прилагательных к слову «Весна».
Весна – ранняя, долгожданная, сухая, солнечная, шумная, весёлая, звонкая, цветущая, холодная, тёплая, холодная.
2. Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?
Солнце (какое) – тёплое, лучистое, жаркое, долгожданное, яркое, весеннее.
небо – голубое, светлое, ясное, чистое,.
снег – рыхлый, грязный,.
ручей – звонкий, весёлый, длинный, журчащий,.
листочки – нежные, зелённые, молодые,.
день – светлый, длинный, прибывающий,.
Предварительно предлагается рассмотреть картину «Весна».
3. Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы: Что делает? Что делают? по теме: «Весна»
Солнце (что делает) – светит, греет, пригревает,.
снег – тает, чернеет,.
птицы – возвращаются, прилетают, вьют гнёзда, выводят птенцов.
5. Пересказ с опорой на предметные картинки.
Наступила весна. Солнце стало пригревать сильнее. Тает снег, бегут ручьи, звенит капель.
День становиться длиннее, а ночь короче. На деревьях набухают почки, появляются первые листочки. Из-под снега пробиваются первые цветы – подснежники. С тёплых стран прилетают
перелётные птицы. Люди снимают тёплые шубы, шапки и надевают лёгкие куртки.
Тает снег, звенят ручьи,
Все сильней потоки.
К нам из стран далеких.
В зелёные листочки,
Снежок растаял и с полей
Бежит проворливый … (ручей)
Я всегда со светом дружен,
Если солнышко в окне,
Я от зеркала, от лужи
Пробегаю по стене. (солнечный зайчик)
Появился из-под снега,
Увидал кусочек неба.
Самый первый самый нежный,
Чистый маленький … (подснежник)
Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит, к нам пришла.
Снег теперь уже не тот —
Потемнел он в поле.
На озерах треснул лед,
Облака бегут быстрей,
Все чернее с каждым днем
И на вербах серебром
8. Зрительная гимнастика
«Вот стоит весенний лес!
В нем много сказок и чудес! (Выполняют круговые движения глазами).
Дятел сверху, тук да тук. (Выполняют движения глазами вверх – вниз).
Глазки ты закрой – открой
И скорей бегом домой!»
Автоматизация звука [Р] в смешанных позициях. Лексическая тема «Весна» Конспект открытого индивидуального занятия на тему: Закрепление произношения звука Р в смешанных позициях» Лексическая тема «Ранняя весна».
Ежедневное планирование тематической недели «Домашние животные весной» в средней группе апрель 2- я неделя Тематическая неделя Домашние животные весной (2-я неделя апреля) Понедельник 1 п. д. Режимные моменты С. К. Р. Постепенный.
Ежедневное планирование тематической недели «Насекомые» в средней группе Тематическая неделя «Насекомые» (4-я неделя апреля) Понедельник 1 п. д. Режимные моменты С. К. Р. Постепенный прием детей Задачи: Ознакомление.
Ежедневное планирование в средней группе. Лексическая тема «Профессии. Продавец» февраль 1 неделя Понедельник 1 п. д. Режимные моменты С. К. Р. Постепенный прием детей Задачи: Ознакомление родителей с образовательной, игровой,.
Ежедневное планирование в средней группе. Лексическая тема «Птицы прилетели» Тематическая неделя «Птицы прилетели» Понедельник 1 п. д. С. К. Р. Постепенный прием детей Задачи: Ознакомление родителей с образовательной,.
Конспект занятия по конструированию «Чашечки». Лексическая тема «Посуда» (Воспитатель:Габараева Э. Г. 28.03.2017) Конспект занятия по конструированию «Чашечки», на лексическую тему «Посуда». Цель: закрепить знания.
Лексическая тема «Животные жарких стран и Севера» Активизация и развитие словарного запаса и грамматического строя речи. Формировать обобщающее понятие «животные Севера» и «животные жарких.
Приложение к ежедневному планированию в средней группе. Лексическая тема «Насекомые» ТЕМАТИЧЕСКАЯ НЕДЕЛЯ «НАСЕКОМЫЕ» Познавательное развитие На лужке»: Вышли детки на лужок, На высокий бережок. Зеленеет травушка, Травушка.
Занятие по развитию речи «Приметы весны»
Кристина Гребенкина
Занятие по развитию речи «Приметы весны»
учить замечать изменения в природе, сравнивать погоду зимой и весной;
уточнить и обобщить представления детей о характерных признаках весны, расширить знания детей о весне,
обогащать и активизировать словарь по теме «Весна»;
развивать внимание, память, общую моторику;
воспитывать интерес и бережнее отношение к природе.
Прием «Игра – приветствие»
Ребята, давайте встанем все в круг. (Дети образуют круг)
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое.
Мы живём в родном краю,
Всех я вас приветствую.
А вы поприветствуйте наших гостей (Дети здороваются с гостями).
2. Мотиваци. Постановка проблемы.
-Ребята, посмотрите, какое время года за окном? (Весна). По дороге в детский сад около меня пролетали птички и громко кричали, что Весна вам приготовила подарок. Вы любите подарки? Но для этого мы должны постараться, выполнить следующее задание, и тогда мы узнаем, какой подарок приготовила нам весна! Будем стараться? Тогда ребята проходите на стульчики и приготовьтесь смотреть и слушать.
Она была такая снежная,
Укрыла белыми одеждами
Леса, поля, дома и улицы.
То тихая, то вихрем кружится.
— Вот и закончилась зима. Какое время года наступило после зимы?
К нам весна шагает
И сугробы тают под её ногами.
Видно очень тёплые ноги у весны.
— Какой сейчас месяц? Какие весенние месяцы вы знаете?
-Давайте поиграем в игру «Какой, какая, какое?» и подберём определения к словам, которые я назову.
— Какое небо весной?. голубое, ясное, чистое, безоблачное.
— Солнце какое?. весеннее, тёплое, яркое.
— Весной ветер какой?. весенний, свежий, тёплый.
— Каким становится снег весной?. тёмным, грязным, рыхлым.
— А теперь давайте подберём слова-действия.
— Что происходит со снегом весной?. снег тает, темнеет, оседает.
Игра- упражнение «Водичка, водичка,
(По показу педагога)
Водичка, водичка умой мое личико
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтобы кусался зубок!
— Весной медведи просыпаются после зимней спячки, у них появляется потомство. Заяц меняет белую шубку на серую. Белка вновь становится рыжей. Просыпаются барсуки, ежи. У ежей появляется потомство. Лоси весной сбрасывают свои рога, затем у них вырастают новые.
Игра: «Назови домик и детенышей».
Цель: Уточнение и расширение знаний о диких животных и их жилище, о их жизни весной.
— Где живет лиса? (в норе, (медведь – в берлоге, волк в логове, белка в дупле).
— У лисы кто детеныши? (лисята, (медведицы – медвежата, у волчицы – волчата, у белки – бельчата, у зайчихи – зайчата).
Молодцы и с этим заданием вы справились достойно.
Заключительная часть (контрольно-оценочная)
Я горжусь вами что, вы справились со всеми заданиями. Какое задание вам понравилось больше всего?
Конспект игры-занятия по расширению ориентировки в окружающем мире и развитию речи «Встреча весны» в первой ранней группе Конспект игры- занятия по расширению ориентировки в окружающем мире и развитию речи «Встреча весны» в первой группе раннего возраста. Доминирующая.
Конспект занятия по развитию речи на тему «Приметы осени. Чтение стихотворения И. Бунина» Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи Тема: «Приметы осени. Чтение стихотворения И. Бунина «Листопад» Задачи:.
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Признаки весны» Конспект по развитию речи в подготовительной группе «Признаки весны» Образовательные цели: Уточнение представлений о весне и её приметах.
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Описание весны» Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема: «Описание весны» Цель: способствовать обогащению, активизации словаря. Задачи:.
Методическая разработка Занятия по развитию речи в Старшей группе «Приметы осени» МДОУ Детский сад № 13 «Улыбка» Конкурс » Калейдоскоп методических идей» Номинация: «Методическая разработка занятия по направлениям внеурочной.
Открытое занятие по развитию речи в старшей группе «Путешествие в город красивой речи» Цель: продолжить работу над закреплением и обобщением знаний, полученных на логопедических занятиях. Задачи: 1. Формировать умения обобщать,.
Занятие по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи» Занятие по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи» Воспитательные задачи: Правильно формулировать своё отношение.
Конспект в старшей логопедической группе по теме «Весна и приметы весны»
Анна Мабенджиева
Конспект в старшей логопедической группе по теме «Весна и приметы весны»
Цель:Активизация словарного запаса по лексической теме «Весна и приметы весны» и закрепление в речи поставленных звуков.
Коррекционно-образовательные задачи: Закрепиь знания детей о весне, весенних приметах, птицах и диких животных, умение детей отвечать на вопрос полным ответом, согласовывая все части речи в предложении.
Коррекционно-развивающие задачи: Развивать элементарные навыки звуко-слогового анализа и умение определять положение звука в слове, навык правильного использования в речи относительных и притяжательных прилагательных с существительными в роде, числе, существительные с глаголами, умение образовывать существительные множественного числа.
Коррекционно-воспитательные задачи: Воспитывать желание и уважение детей выслушивать ответы своих товарищей, при необходимости уметь исправлять или дополнять ответ.
Ход занятия.
Дети стоят в кругу.
Педагог:Здравствуйте, друзья, хорошие. Милые,добрые и пригожие.Я спрошу у вас сейчас:-Кто хороший здесь у нас!
Дети: Я-хороший,ты хороший
Если жить мы дружно сможем,
Станет жизнь чудес полна!
П: Этими словами мы передали друг другу хорошее настроение. А теперь улыбнитесь и мысленно пожелайте всего хорошего своим товарищам.
П: Ваши лица засветились,как солнце. Сохраним хорошее настроение, а для этого поиграем в игру «Подбери словечко». Передаем это солнышко друг другу, называем подходящее слово к нему и появляется лучик (прищепка).
Д:Солнце желтое;,яркое,лучистое, весеннее и т. д.
П: Солнце самое большое и доброе чудо на свете,оно необходимо всему живому и неживому в природе. Солнце стало подниматься выше, ярче светить и пришла долгожданная …
Д:Весна!
П:Конечно весна (чтение стихотворения «Цвет весны» Вадима Косовицкого)
Ребята,а сейчас присядьте посмотрите видеофильм о весеннем пробуждении природы,о первоцветах. (демонстрация фрагмента видеофильма)
П:Интересно? А вам понравилась музыка? Как называют людей, которые пишут, сочиняют музыку?
П:А теперь проходите за столы. Я вам расскажу одну интересную историю, которая произошла с моим знакомым художником.
Он обрадовался приходу весны и решил написать картину. Но что-то ему помешало. Я предлагаю завершить эту работу. Согласны? А сделаем мы это весело играя! Игра «Живые слова». Вы будете сейчас не детьми, а словами.Я говорю предложение: «Мы поможем художнику». Повторите это предложение тихо,а теперь громко и радостно!Вот слова, выходите, стройтесь в предложение (Дети выстраиваются).
-Сколько слов в этом предложении (Три)
-Назовите какое первое слово?Второе?Третье?
-Если убрать второе слово, что получилось?
П:А теперь посмотрим на мольберт. Что хотел изобразить художник на картине?
Д: предполагаемые ответы детей.
П:Играем в игру «Что сначало, что потом».
Как изменяется природа весной?
• Сначало солнце стало пригревать
• потом начал таять снег
• сначало побежали ручьи
• потом на деревьях стали набухать почки
• сначало расцветают первые весенние цветы
• потом распускаются листочки на деревьях
П:А,что происходит с животными весной?
Д:Просыпаются медведи, у зверей появляются детеныши, звери линяют, меняют теплую шубку на легкую летнюю. Прилетают птицы.
П:Итак, что может появиться на этой картинке (Проталинки, ручейки, звери, птицы, цветы и листья на деревьях)
Давайте прочитаем эти слова по таблице. (Зайцев).
П:Начинаем создавать картину. Я начну, а вы продолжите. Солнышко пригревало все сильнее и сильнее, снег становился рыхлым, таял. В лесу появились черные (проталины) Вот такие (Каждое действие сопровождать на магнитной доске). Давайте передавать друг другу «проталинку» и называть весенние слова (капель, ручей, ледоход,почки, листочки и т. д.).
П:Много слов назвали, а теперь выложим названия цветов на доске, выполним упражнение «Живые буквы» (крокус и пролеска)
Новое задание: составьте схему слова КРОКУС. Сколько слогов?Звуков? Сколько гласных?Согласных?.
П:Все справились и на общей картинке появляются цветы!
А теперь отдохнем. Физминутка «Цветочки»
Дождь закапал по дорожке (прыжки на двух ногах)
Стали мокрыми ладошки (хлопки в ладоши)
И выросли вдруг цветы (Поднимаются из положения сидя)
Небывалой красоты (руки вверх,покачиваются)
Раз, два, три стали вы опять детьми
Дружно за руки возьмёмся
На полянку мы пойдём,
По дорожке мы пройдёмся
Может быть сюрприз найдём!
П:Пришла пора весенняя
Пришла пора цветения
И, значит, настроение
У всех людей весеннее. (возвращаются за столы)
Сейчас поиграем в игру «Закончи предложение», отвечает тот кому качу мяч
Зимой растут сугробы, а весной (трава)
Зимой деревья спят, а весной (просыпаются)
Зимой ручьи замерзают, а весной (текут, бегут)
П:Задание «подбери картинку»
Весной оживает растительный мир, изменения происходят и в животном мире. Чтобы на картине появились птицы,выполним следующее задание: вот цифра, выбери птицу, в названии которой столько же слогов. А теперь, которая начинается с буквы «Ж».
П:Вот и птицы заняли своё место на картине.
П:Перед вами лежат конверты. Загляните в них, играем в игру «Угадай по описанию животного». Составьте описания животного, который лежит в конверте.
Интересные загадки получились, отправляйтесь звери на нашу полянку.
П: Смотрю я на картину и вижу чего-то на ней не хватает? Скажите, вся ли природа проснулась?
П; Верно, давайте поможем одеться деревьям в зелёный наряд. Перед вами лежат листочки разных размеров. Сейчас, закройте глаза и подумайте все ли правильно на картине, как вы сами справились с заданием. Если считаете, что хорошо справились, то выберите листочки большого размера, а если не очень, то поменьше листочки и прикрепите к деревьям. (Дети оценивают свою работу)
П: художник будет доволен нашей работой?Почему?
Звучит музыка, любование картиной.) Спасибо за старание дети.
Интегрированное занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Приметы весны» Интегрированное занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Приметы весны» Задачи • Цель: Развивать в детях любознательность,.
Конспект НОД для младших дошкольников «Приметы весны» Воспитатель: Здравствуйте ребята! Посмотрите к нам на занятие гости пришли. Давайте поздороваемся с ними. О чем же мы будем беседовать на.
Конспект НОД по речевому развитию по теме «Дикие животные» в старшей логопедической группе Цель: формирование лексико– грамматических категорий и развитие речи у детей старшей логопедической группы по теме “Дикие животные”. Задачи:.
Конспект подгруппового занятия в старшей логопедической группе по теме «Продукты питания» Тема: «Продукты питания». Цели: 1. Уточнение представлений о продуктах питания, их значения для здоровья человека. 2. Образование относительных.
Конспект занятия для детей старшего возраста «Приметы весны» Задачи: 1. Развивать у дошкольников интерес к природе, желание активно познавать и действовать. 2. Развивать самостоятельность в процессе.
Совместная деятельность с детьми во 2 младшей группе «Приметы весны» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4» п. Куеда Совместная деятельность с детьми младшего дошкольного.
Картотека игр и упражнений по лексической теме «Весна. Приметы весны»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Весна. Приметы весны.
ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: весна, март, апрель, май, снег, сосульки, проталины, солнце, ручьи, гонцы весны, половодье, ледоход, капель, паводок, лужи, влага, посевы, посадки, пробуждение, подснежник, оттепель.
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: холодные, журчащие, звонкие, говорливые, буйные, шумливые, многоводные, весеннее, лучистое, теплое, яркое, приветливое, красное, влажный, мартовская, вешние воды, лазурное, чистое, ясное, птичье, прохладные, солнечный, рыхлый, суровый.
ГЛАГОЛЫ: наступила, продвигается, прилетели, вылетели, кружатся, вьются, хлопочут, вьют, журчат, бегут, звенят, затопляет, тронулся, поют, пробиваются, тает, светит, греет, пригревает, капает, течет, дышится, пахнет, просыпается, оседать.
СОСТАВЛЯТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С СОЮЗОМ «ПОТОМУ ЧТО»:
Почему снег тает? Снег тает, потому что…
Почему бегут ручьи?…
Предложите ребёнку ответить на вопросы:
Какое время года мы провожаем? (Мы провожаем зиму.)
Какое время года начинается? (Начинается весна.)
Познакомьте ребёнка с приметами ранней весны:
весной природа просыпается;
солнышко ярко светит и начинает пригревать;
тает снег, бегут ручьи, появляются проталинки;
на крышах появились сосульки;
дни становятся длиннее, а ночи короче;
на деревьях набухли почки и проклюнулись листочки;
появилась первая травка;
расцвели подснежники;
весело зачирикали воробьи,
скоро прилетят первые перелётные птицы из жарких стран;
проснулись насекомые;
поднялись после зимней спячки дикие животные;
люди сняли тёплую зимнюю одежду.
Прочитайте стихотворение о ранней весне, выучите наизусть:
Звонко с крыши капли скачут,
Над окном сосульки плачут.
Скачут капли мне в ладошку,
И на бабушкину кошку,
На ступеньки, на перила.
Кошка даже рот открыла.
Звонко скачут капли с крыши.
К нам весна идёт. Мы слышим:
Кап! Кап! Кап! Кап!
ПЕРЕСКАЗ ТЕКСТА. «ТАЛАЯ ВОДА».
ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ:
— После какого времени года наступает весна?
— Что делает солнышко?
— Что происходит со снегом?
— Кому нужна талая вода?
— Чему радуются дети?
— Для чего нужна вода деревьям?
— Почему радуются грачи?
— Зачем грачам червяки?
— Кто купается в лужах?
ВЕСНА. ТЕКСТ ДЛЯ ПЕРЕСКАЗА.
Наступает весна. Тает снег, звенит капель. Весной ярко светит солнышко. На реке ломается лёд. На деревьях лопаются почки и появляются душистые листочки. В лесу расцветают подснежники. Дети развешивают на деревьях скворечники, пускают кораблики. Просыпаются насекомые, птицы вьют гнёзда. Пришла весна!
Ритмично прыгают, хлопают руками по бокам.
Вот журчит в канавке
Бегут по кругу, взявшись за руки.
Ритмично прыгают по кругу сначала по часовой стрелке, потом — против.
Идут по кругу, взявшись за руки.
Побежал в саду ручей,
Бегут по кругу друг за другом на носочках.
Прилетели сто грачей,
Бегут, взмахивая руками как крыльями.
А сугробы тают, тают,
А цветочки подрастают.
Тянутся вверх, встав на носочки и подняв руки.
Развитие высших психических функций:
Игра «Четвертый лишний»
Игра «Что изменилось?»
Игра «Что перепутал художник?»
Игра «Подбирай, называй» на подбор определений и глаголов к существительным.
Игра «Посчитай» на согласование числительных с существительными.
Один ручей, 2 ручья, 3 ручья, 4 ручья, 5 ручьев.
Игра «Назови ласково» на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Упражнение «Что делает?» [Уточнение и расширение глагольного словаря.]
Логопед. Я буду показывать картинку и задавать вопрос: «Что делает?» — а вы должны будете подобрать как можно больше слов, отвечающих на этот вопрос.
Логопед показывает картинку с изображением солнышка.
1-й ребенок. Светит, греет, сверкает, блестит.
Логопед показывает картинку с изображением подснежника.
2-й ребенок. Растет, цветет, пахнет.
Логопед показывает картинку с изображением грача.
3-й ребенок. Летает, строит гнездо, выводит птенцов. Логопед показывает картинку с изображением ручейка.
4-й ребенок. Течет, блестит, журчит.
Игра «Что перепутал художник?» [Развитие зрительного внимания и воспитание связной речи.]
Логопед. Вы показали, что очень хорошо знаете признаки времен года, а вот художник, который рисовал эту картину, знает их не очень хорошо. Он сделал много ошибок. Картина называется «Весна». Посмотрите на нее внимательно и расскажите, чего не бывает весной.
1-й ребенок. Весной не купаются в реке. На реке ледоход.
2-й ребенок. Весной не собирают землянику. Землянику собирают летом.
3-й ребенок. Весной не убирают урожай. Урожай убирают летом и осенью.
4-й ребенок. Весной не лепят снеговика. Весной снег тает. Снеговика лепят зимой.
Логопед. Молодцы. Я обязательно расскажу художнику о том, что вы помогли ему исправить ошибки. Конечно же, дети не купаются во время ледохода.
3. Игра с мячом «Когда это бывает?» [Развитие речевого слуха, памяти, мышления.]
Логопед. Я расскажу о времени года и брошу одному из вас мяч. Он поймает мяч и скажет, когда это бывает. Слушайте внимательно. На проталинках расцвела мать-и-мачеха. (Бросает мяч.)
Логопед. Перелетные птицы улетают на юг.
Логопед. Люди загорают и купаются в реке.
Логопед. Дети катаются на лыжах и санках.
Логопед. Посмотрите, какое солнышко нарисовал для вас художник. Что вы можете сказать о нем? Какое оно?
Дети. Веселое, доброе, теплое, весеннее.
Логопед. Правильно. Послушайте стихотворение о нем.
Солнце вышло из-за тучки, Протянуло солнце ручки. Ручки солнышка — лучи — Так нежны и горячи.
Пальчиковая гимнастика «Кап, кап. » [Развитие тонкой моторики, координации речи с движением.]
Логопед приглашает детей на ковер, предлагает сесть по-турецки и вспомнить упражнение «Кап, кап. »
Кап, кап, кап — звенит капель. Приближается апрель.
Ритмично стучат по ковру подушечками пальцев, начиная с большого.
Логопед встречает детей в дверях кабинета с корзинкой в руках и предлагает выбрать бумажные кораблики. Дети выбирают кораблики, благодарят логопеда и проходят в кабинет.
2. Дыхательная гимнастика. Упражнение «Разноцветные кораблики». [Формирование направленной воздушной струи.]
Логопед приглашает детей к надувному бассейну, стоящему на столике, и предлагает детям присесть на корточки вокруг стола.
Логопед. Опустите кораблики в воду. Сейчас мы проведем соревнование. Посмотрим, чей кораблик дальше уплывет. Вы будете делать вдох и дуть по моей команде на парус своего кораблика. Помните, что нужно вытянуть губы трубочкой и не раздувать щеки (рис.26).
Логопед следит за тем, чтобы паруса корабликов были расположены на уровне ртов детей. Упражнение выполняется 3—4 раза. Затем логопед предлагает достать кораблики из воды и положить на стол для просушки.
Рассказ логопеда по картине. [Развитие речевого слуха. Формирование навыка договаривания фраз за логопедом.]
Логопед приглашает детей к мольберту и предлагает послушать рассказ по картине.
Логопед. А теперь послушайте рассказ о том, как дети гуляли весной рядом с детским садом. Можете попробовать рассказывать вместе со мной.
Наступила ранняя весна. Солнышко ярко светит и пригревает. Снег начал таять, появились проталинки, побежали ручейки. На проталинках зацвела мать-и-мачеха. На кустах и деревьях начали набухать почки. Прилетели грачи и стали строить гнезда.
Собрались дети на прогулку. Они оделись потеплее, потому что на улице еще холодно. Вышли дети на полянку. Одна девочка сорвала цветочек мать-и-мачехи. В детском саду она поставит его в вазу. Мальчик пускает кораблик в ручейке. Его друг стоит рядом и смотрит на кораблик. Девочка в зеленом пальто сидит на скамеечке и рассказывает своему Петрушке о весне. Она хочет сделать куличики из последнего снега. Детям интересно и весело весной на прогулке!
Рассматривание картины и беседа по ней. [Развитие связной речи.] Логопед. А теперь посмотрите на картину. Кого вы видите на ней?Дети. Мы видим мальчиков и девочек.
Логопед. Что они делают?
Дети. Они гуляют около детского сада.
Логопед. Посмотрите на девочку в красном пальто. Что она держит в руке? Начните со слова «девочка».
Дети. Девочка держит мать-и-мачеху.
Логопед. Девочка сорвала цветочек. Она принесет его в детский сад и поставит в вазу. А где девочка сорвала цветок? Посмотрите внимательно на картину.
Дети. Она сорвала цветок на полянке, на проталинке.
Логопед. Верно. Девочка, сорвала мать-и-мачеху на проталинке, где снег уже растаял. А почему снег растаял?
Дети. Солнышко стало пригревать.
Логопед. Да, солнышко ярко светит и греет, поэтому снег тает, появились проталинки, побежали ручейки. А кого вы видите на березе?
Дети. На березе птички.
Логопед. Правильно. Это грачи. Что они делают?
Дети. Они вьют гнезда и будут выводить птенцов.
Логопед. Теперь посмотрите вот сюда. Кого вы видите на картине слева? Что они делают?
Дети. Это мальчики. Один мальчик пускает кораблик в ручейке. Другой мальчик смотрит на него.
Логопед. Расскажите про девочку, которая сидит на скамеечке.
Дети. Девочка держит Петрушку. Рядом с ней стоят ведерко и формочки. Девочка хочет сделать куличики из снега.
Логопед. Скоро снега совсем не будет. Он растает. Обратите внимание на то, как одеты дети.
Дети. Они одеты тепло.
Логопед. Почему они одеты тепло?
Дети. На улице еще холодно.
Логопед. Правильно, ранней весной на улице еще холодно. Давайте представим, что мы замерзли на прогулке. Нужно немного погреться.
Составление предложений о весне с опорой на картинки. [Совершенствование грамматического строя речи.]
1-й ребенок. Грач сидит на ветке.
2-й ребенок. Мать-и-мачеха расцвела под деревом.
3-й ребенок. Бабочка кружится над вербой.
4-й ребенок. Кораблики плывут по ручейку.
Составление и распространение предложений о весне (с опорой на картинки). [Совершенствование грамматического строя речи.]
Логопед. Выберите по картинке, рассмотрите их, расскажите, что вы видите на них.
1-й ребенок. Девочки собирают мать-и-мачеху.
Логопед. Какая мать-и-мачеха?
Логопед. Повтори еще раз, что делают девочки. Не забудь сказать, какая мать-и-мачеха.
1-й ребенок. Девочки собирают желтую мать-и-мачеху.
2-й ребенок. Мальчик пускает кораблик в ручейке.
Логопед. Подумай, какой ручеек. Что о нем можно сказать?
2-й ребенок. Ручеек весенний.
Логопед. Повтори еще раз, что делает мальчик. Не забудь сказать, какой ручеек.
2-й ребенок. Мальчик пускает кораблик в весеннем ручейке.
3-й ребенок. Грачи вьют гнезда.
Логопед. Какие грачи? Что ты можешь сказать о них?
3-й ребенок. Грачи черные.
Логопед. Повтори еще раз все сначала и не забудь сказать, какие грачи.
3-й ребенок. Черные грачи вьют гнезда.
4-й ребенок. По реке плывут большие льдины.
ОТГАДЫВАЕМ ЗАГАДКИ О ВЕСНЕ:
Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит,
К нам пришла… (Весна)
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой
Взмахнёт,
В лесу подснежник
Расцветёт. (Весна)
Шагает красавица,
Легко земли касается,
Идёт на поле, на реку,
И по снежку, и по цветку. (Весна)
Тает снежок,
Ожил лужок.
День прибывает.
Когда это бывает? (Весна)
Я раскрываю почки,
В зелёные листочки.
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня… (Весна)
Снег чернеет на полянке,
С каждым днем теплей погода.
Время класть в кладовку санки.
Это, что за время года. (Весна)
Зеленоглаза, весела,
Девица-красавица.
Нам в подарок принесла,
То что всем понравится:
Зелень — листьям,
Нам — тепло,
Волшебство
Чтоб все цвело.
Вслед ей прилетели птицы
Песни петь все мастерицы.
Догадались, кто она?
Эта девица — … (Весна)
У занесённых снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамёрзший, чуть живой. (Подснежник)
Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький. (Подснежник)
В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка. (Ручеек)
Не пешеход, а идёт.
Мокнут люди у ворот.
Ловит дворник его в кадку.
Очень трудная загадка? (Дождь)
Белые горошки
На зелёной ножке. (Ландыш)
Шорохом неслышным
Лепестков
Жемчуг белоснежный
Распустился,
Свежим нежным крохотным
Цветком
Из-под снега
К солнцу устремился. (Подснежник)
Жёлтые, пушистые
Шарики душистые.
Их укроет от мороза
В своих веточках… (Мимоза)
Он — Цветочный принц-поэт,
В шляпу жёлтую одет.
Про весну сонет на бис
Прочитает нам… (Нарцисс)
Их в Голландии найдёте,
Там везде они в почёте.
Словно яркие стаканы,
В скверах там цветут… (Тюльпаны)
Дует тёплый южный ветер,
Солнышко всё ярче светит.
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает? (Март)
Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее.
Воробей погоде рад
Заглянул к нам месяц… (Март)
В тёплых солнечных сапожках,
С огонёчком на застёжках,
По снегам бежит мальчишка
Снег пугает, шалунишка:
Только ступит — стаял снег,
Раскололся лёд у рек.
Охватил его азарт.
А мальчишка этот — …(Март)
Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришёл? (Апрель)
Мишка вылез из берлоги,
Грязь и лужи на дороге,
В небе жаворонка трель
В гости к нам пришёл… (Апрель)
В ночь — мороз,
С утра — капель,
Значит, на дворе… (Апрель)
Будит лес, поля и горы,
Все полянки и сады.
Он во все стучится норы,
Напевает у воды.
«Просыпайтесь! Просыпайтесь!
Пойте, смейтесь, улыбайтесь!»
Далеко слышна свирель.
Это будит всех… (Апрель)
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это? (Май)
Сад примерил белый цвет,
Соловей поет сонет,
В зелень наш оделся край
Нас теплом встречает… (Май)
В лапотках бежит малыш,
Ты шаги его услышь.
Он бежит, и всё цветёт,
Он смеётся — всё поёт.
Спрятал счастье в лепестках
У сирени на кустах.
«Ландыш мой, благоухай!»
Повелел весёлый… (Май)
Новоселье у скворца
Он ликует без конца.
Чтоб у нас жил пересмешник,
Смастерили мы… (Скворечник)
Здесь на ветке чей-то дом
Ни дверей в нем, ни окон,
Но птенцам там жить тепло.
Дом такой зовут… (Гнездо)
На зелёной хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар. (Одуванчик)
В самый разгар
Весенней поры
Капает сок
С белоснежной коры. (Береза)
Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает. Когда это бывает? (Весной)
Висит за окошком кулёк ледяной,
Он полон капели и пахнет весной. (Сосулька)
К маме-речке бегу и молчать не могу.
Я сын её родной, а родился я весной. (Ручей)
Первым вылез из земли на проталинке.
Он мороза не боится, хоть и маленький. (Подснежник)
Дом построен для певца
Без окошек, без крыльца. (Скворечник)