конспект жесты которые нельзя использовать при публичном выступлении
Жестикуляция в публичном выступлении
Ораторское мастерство – это не только речь, но и жесты. Они являются одним из главных 3 приемов успешного выступления. Насколько широкими они должны быть? Это зависит от ситуации и аудитории.
Размер жеста
– Мелкие жесты – это те, где задействованы только пальцы.
– Небольшие начинаются от запястья.
– Широкие жесты – это те, в которых задействованы руки от самого плеча.
Валерий Карпин жестикулирует у кромки футбольного поля. Чтобы игроки его заметили, он использует широкие жесты, подходящие для этой ситуации.
Как оратору выбрать размер жеста?
Жесты, эффективные для одной аудитории, могут оказаться неэффективными для другой. Нужно учитывать такие факторы, как:
Пример оратора, который не соизмеряет свои жесты с ситуацией и расстоянием. Он почти касается шеи собеседника. Это может произвести негативное впечатление.
Расстояние
В целом, чем дальше от вас аудитория, тем шире и выразительнее должны быть жесты. Маленькая аудитория – мелкие жесты. Большая – широкие.
Так, сидя за столом в зале заседаний, вам нужно будет использовать мелкие и небольшие жесты. Читая лекцию в аудитории – широкие.
Зрительные оси
Это воображаемая линия между вами и взглядами зрителей. Если вас хорошо видно, можно использовать весь спектр жестов вплоть до мелких. Если что-то мешает обзору, жесты должны быть шире.
В помещении, плохо приспособленном для публичных выступлений, зрительные оси нарушены. Люди заслоняют обзор друг другу.
Особенности культуры и ситуации
Их следует учитывать. К примеру:
– Культура ваших слушателей может требовать более сдержанной жестикуляции. Остерегайтесь широких жестов, если не знакомы с культурными особенностями аудитории.
– Если вы произносите речь на похоронах или докладываете об увольнениях, жесты тоже должны быть сдержанными.
-Также широкие жесты потребуются, если вы хотите впечатлить аудиторию приемом “Жесты на 360 градусов”.
–Выступление на улице требует широких жестов, ведь людей очень многое отвлекает от оратора.
Примерные сценарии
Разберем подробнее ситуации, в которых могут понадобиться те или иные жесты.
Жесты для маленькой группы (2 – 6 человек)
Пример: вы говорите с коллегой в офисе или сидите за столом с клиентами.
– Жесты могут быть мелкими, но эффективными, ведь все сидят рядом с вами.
– Жесты пальцами и рукой от запястья будут достаточно эффективными. Посмотрите на руки женщины на фото ниже.
– Движения глаз и выражение лица – это по сути мелкие жесты. Они играют решающую роль в небольших группах, потому что видно любой нюанс, любое сознательное или бессознательное движение.
Женщины на фото общаются одними глазами, без слов.
– Чем меньше аудитория, тем больше вероятность, что ее внимание будет всецело приковано к вам. Люди будут смотреть вам в глаза. Поэтому мелкие жесты будут эффективнее, если вы поднесете руки к лицу.
– Остерегайтесь нервных жестов (постукивания пальцами по столу, щелканья шариковой ручкой), так как их восприятие в такой ситуации обостряется.
Жесты для средней группы (7 – 40 человек)
Пример: вы выступаете перед аудиторией, которая располагается за столом в зале заседаний или в небольшой комнате для переговоров. Вы можете стоять или тоже сидеть.
– Жесты нужно чуть-чуть расширять пропорционально расстоянию между вами и аудиторией.
– Движения глаз и выражение лица все еще важны. Люди, сидящие ближе к вам, замечают каждую мелочь.
– Жесты руками должны начинаться уже от локтя.
– Не забывайте о зрительных осях. Жесты, начинающиеся от запястья, могут оказаться плохо различимыми, если вы стоите за пюпитром или обзор затруднен (например, компьютерным монитором).
Жесты этого оратора, скорее всего, потеряются: из-за пюпитра видна только голова.
– В зависимости от того, как располагаются места слушателей, можно позволить себе делать дополнительные движения верхней частью тела и менять положение тела во время разговора.
Жесты для большой группы (40 – 100 человек)
Пример: вы выступаете на семинаре в какой-нибудь компании или на открытии конференции в большой комнате для переговоров. Скорее всего, там не будет достаточно высокой сцены или возвышения, то есть вы будете стоять на одном уровне с аудиторией.
– Нужны широкие жесты, но средние все еще важны. Можно жестикулировать одной ладонью, но отведя ее на заметное расстояние от тела.
Сильвио Берлускони широко жестикулирует, но задействует всю руку, показывая что-то на пальцах.
– Глаза и выражения лица становятся менее важными, потому что большая часть аудитории их не увидит. Разве что вы намеренно преувеличите гримасы.
– Из-за того, что первые ряды закрывают обзор, этот размер аудитории – самый сложный. Люди видят оратора только от грудной клетки и выше. Стоит чуть опустить руки – и большая часть жестов пройдет мимо аудитории.
– Чтобы сделать небольшие жесты заметнее, можно жестикулировать медленнее и чуть поворачивать корпус в сторону руки. Так люди скорее обратят на это внимание.
Жесты для огромной группы (от 100 человек)
Пример: вы выступаете на конференции с центральной речью. Сиденья расположены по нисходящей, так что оратора видно даже с задних рядов, а спереди находится сцена.
– Жесты должны быть еще шире. Двигаться на сцене нужно всем телом. Не сдерживайтесь.
– Мелкие жесты останутся незамеченными. Если вы, к примеру, поднимете три пальца, чтобы подчеркнуть третий пункт списка, люди увидят только поднятую руку. Вот один из секретов презентации от Стива Джобса на такой случай. Посмотрите, как Джобс разворачивает MacBook Air:
Он понимает, что аудитории не видно, что у него в руках, а руки и лицо даже меньше. Поэтому на экране за его спиной выведено фото конверта, чтобы компенсировать это.
– Глаза и выражение лица не видно. Но это не значит, что можно расслабиться. Наоборот, сохраняйте выразительность, она влияет и на технику речи.
– Благодаря хорошему обзору вы можете использовать любые жесты, даже опускать руки до уровня пояса.
– Ноги теперь тоже видны, и можно прохаживаться по сцене или притопывать, чтобы подчеркнуть какую-то мысль.
– Иногда используется видеосистема, транслирующая ваше увеличенное изображение. Тогда будут эффективны любые жесты, и мелкие, и широкие.
Жесты которые нельзя использовать при публичном выступлении. Частые ошибки ораторов. Вот что мы хотим тебе посоветовать
Как произвести хорошее впечатление
Мнение, которое складывается о тебе при первой встрече, очень важно. Многие люди доверяют именно первому впечатлению, и создается оно в течение нескольких минут, если не секунд. Конечно, ты не должна зацикливаться на том, чтобы всем понравиться (вряд ли это возможно), но пусть все-таки людям будет приятно с тобой общаться. Добиться этого не так уж сложно.
Следи за своим внешним видом. Не обязательно быть в курсе всех событий в мире моды. Быть чистоплотной и аккуратной, одеваться со вкусом и соответственно ситуации — уже большое дело.
Будь приветливой — не стесняйся показать, что общение с человеком доставляет тебе удовольствие.
Внимательно слушай собеседника, не перебивай и не переводи разговор на себя.
Во время разговора обращайся к собеседнику по имени.
Откажись от необходимости быть всегда правой.
Грамотно излагай свои мысли. Первое впечатление во многом зависит от стиля и манеры разговора. По тому, какая у тебя речь, люди судят о твоем интеллекте и воспитании.
Речь, мимика, жесты
Как правильно разговаривать
Когда ты разговариваешь с человеком, он обращает внимание не только на смысл произносимых тобой слов, но и на манеру речи: ее темп (быстрый, средний, замедленный), модуляции высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонацию, дикцию.
Неприятный голос способен перечеркнуть твои достоинства, а приятный, наоборот, придать тебе дополнительный шарм. Словом, твой голос должен помогать тебе в общении, а не мешать! Наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи.
Если у тебя высокий голос, постарайся, чтобы он не был визгливым. А иначе твой собеседник почувствует непреодолимое желание заткнуть уши! Нет, твой голос должен быть спокойным и мелодичным, а сама ты должна следить за произношением и артикуляцией. Добейся грудного и приятного голоса, понизив его, насколько это возможно. Но не говори слишком тихо и неуверенно.
Важную роль при разговоре играет дыхание, которое главным образом зависит от твоей осанки. Вот почему не стоит разговаривать, ссутулившись или наклонившись.
Не говори слишком быстро: твой собеседник почувствует себя тонущим в потоке информации. Лучше всего воспринимается размеренный темп речи. Делай небольшие паузы.
Не говори слишком медленно и долго — это тоже утомляет. Человек уже давно все понял, а ты все говоришь и говоришь!
Читай вслух по десять минут в день, записывая свой голос на магнитофон. Повторяй упражнение, пока не услышишь на пленке голос, который тебя устраивает.
Мимика
По выражению твоего лица можно понять, какие чувства ты испытываешь. Лоб, брови, глаза, нос, подбородок могут выразить радость, гнев, удивление, страх, печаль, отвращение и т. п.
Если ты хочешь скрыть какие-то свои чувства, проследи, прежде всего, за мимикой — контролировать ее труднее, чем свою речь.
К примеру, улыбка обычно очень красит человека, выражает дружелюбие, открытость общению. Однако быть чрезмерно улыбчивой все же не стоит. Не сходящая с лица улыбка может быть расценена как потребность в постоянном одобрении, угодничество, а то и просто ничего не выражающая маска вежливости.
Жесты. Язык жестов
Когда люди хотят показать свои чувства, они используют жесты. О человеке можно многое узнать по его жестикуляции.
Мы дадим тебе некоторые — самые основные — характеристики жестов, и ты сможешь понимать, какие чувства они выражают.
. Жесты рук : руки, висящие вдоль тела, — пассивность, недостаток воли; скрещенные на груди руки — стремление установить дистанцию, выжидание.
. Жесты кистей рук: открытая ладонь обращена вверх — объяснение, убеждение, открытое представление, отдавание; руки спрятаны в карманах — попытка скрыть неуверенность, потеря непосредственности; рука сжимается в кулак — концентрация внимания, стремление к самоутверждению.
. «Игры рук»- : пальцы барабанят по столу — скука, незаинтересованность; стирающие движения по лбу — стирание нехороших мыслей, плохих представлений.
. Жесты рук и кистей рук: рука, охватывающая запястье, говорит о неоправданных ожиданиях и попытке самоконтроля; скрещенные руки с большими пальцами, направленными вверх — оборонительное или негативное отношение к чему-либо.
. Барьеры из ног: перекрещенные руки и ноги указывают на негативное отношение, попытку защититься от кого-то или чего-то.
. Барьеры из рук: скрещенные на груди руки с ладонями, сжатыми в кулаки, говорят о враждебном отношении к партнеру; дотрагивание до предмета, расположенного вблизи другой руки, — стремление к достижению безопасности.
. Жесты «рука к лицу»: «рука к носу» указывает о недоверии к говорящему; потирание глаза — попытка блокировать ложь; почесывание шеи — сомнение, неуверенность; рука поддерживает голову — скука, отсутствие интереса; поглаживание подбородка — принятие решения; потирание тыльной стороны шеи — сигнал неоправданных ожиданий.
. Жесты пальцев: палец засунут в рот — инфантильная наивность, удивление, рассеянность; палец плотно прижат ко рту — стремление заставить собеседника замолчать, стремление овладеть собой; палец касается глаз или ушей — опосредованный знак неловкости, плохое настроение, известная робость.
. Жесты ладоней: открытая ладонь, говорящая о правдивости, честности, преданности; пальцы собраны в кулак и виден только указательный палец — сила, принуждение к действию.
Учись слушать!
Вот что мы хотим тебе посоветовать:
Даже если тебе очень хочется прервать собеседника, старайся себя сдерживать. Прежде чем отвечать, дай ему возможность высказаться. Одним словом, не перебивай! Напротив, покажи всем своим видом, что тебе интересно его слушать.
Слушай внимательно и не отвлекайся.
Эту речь невозможно забыть. Секреты ораторского мастерства Пожарская Александра
Мастер на сцене: жесты, мимика, постановка на публике, движения, контакт глаз
Для начала интересный пример: ученые провели эксперимент, цель которого была выяснить, насколько первое впечатление, произведенное на слушателей, сильно и насколько оно подтверждается в дальнейшем при знакомстве с человеком. Пример из книги Р. Чалдини (студенты + профессор).
Таким образом, то, ЧТО мы говорим, помогает воздействовать на сознание слушателей. А то, КАК мы говорим, т. е. наши паравербальные и невербальные параметры, напрямую воздействует на подсознание. А в споре сознательного и бессознательного, как известно, выигрывает последнее.
Поэтому особое внимание важно обращать на так называемую постановку на публике и телесные параметры.
В этом разделе мы разберем каждый из них в отдельности.
1. Основная позиция оратора.
2. Жесты и база рук.
4. Движения. Теперь рассмотрим подробнее то, что используется в любом типе коммуникации. И в который раз выпустим Мастера на сцену, чтобы оценить, насколько он преуспел в ораторском мастерстве. Уже давно его ученики заметили, что Мастер весьма уверенно и свободно ведет лекции. И никак не могли понять, в чем же дело? А дело все как раз в жестах Мастера и в том, как он появляется на публике.
Основная поза оратора
Поза, которую принимает оратор во время выступления, влияют на его восприятие публикой, ибо, как известно, у вас не будет второго шанса произвести первое впечатление.
Поэтому тренируем основную позу оратора, чтобы тело ее запомнило. Прямо сейчас встаем перед зеркалом и начинаем.
Ноги на ширине плеч
«Оратор – подопри гора» с широко расставленными ногами смотрится слишком авторитарно. Вместе с тем «оратор – оловянный солдатик» со слишком маленьким расстоянием между ногами смотрится неустойчиво, а потому неуверенно.
Носки врозь на 30–35 градусов
Носки внутрь характеризуют оратора как неуверенного в себе. Носки наружу слишком широко – походка Чарли Чаплина.
Колени прямые, пружинящие
Ноги, с одной стороны, не должны быть слишком согнутыми в коленях (оратор, от страха стекающий на пол), а с другой – не должны быть напряженными (как кузнечик – коленками назад). В идеале колени должны быть чуть-чуть расслабленны.
Одна нога на полступни впереди другой. Вес тела на 60 % на выставленной вперед ноге
Таким образом демонстрируются ваш интерес к слушателям, обращенность к ним. Если же вес тела перенести на отставленную назад ногу, то сложится впечатление отстраненности от них.
Представьте себе елочную игрушку, подвешенную к потолку. Все тело выпрямляется. Подбородок – на уровень допустимой надменности. Взгляд параллельно полу.
Представьте, что вы сбрасываете тяжелую шинель (мужчины) или дорогую шубу (женщины). Для этого приподнимаем плечи вверх, затем отводим их назад и потом снова бросаем вниз.
Ищем комфортную позу
А теперь давайте поищем плюс-минус 2–3 см и скорректируем получившуюся позу под себя. При этом важно, чтобы вам было комфортно и слушатели воспринимали вас адекватно!
Каковы свойства хороших жестов?
Для большей убедительности пользуемся жестами обеих рук, при этом открытость тоже играет важную роль. Поэтому 80 % времени на сцене и на переговорах ладони должны быть открытыми. Закрытые жесты свидетельствуют о неуверенности и скрытности. И мы не будем верить человеку с закрытыми жестами. С помощью слов соврать можно, но тело не обманывает. Приходя на переговоры, держите ладони открытыми.
И наконец, очень важно не только жестикулировать, но и давать рукам возможность отдохнуть, предоставлять им так называемый аэродром – использовать базу рук как один из параметров позы на публике.
Удачные базовые положения рук: руки вдоль тела, руки в «замке», руки «домиком» на уровне живота, одна ладонь лежит на другой на уровне живота, одна ладонь на другой или на кулаке, при этом ладони развернуты к животу и др.
Еще один параметр, который играет решающую роль в установлении контакта с публикой.
Если оратор не задействует этот важнейший параметр, то создается ощущение, что он не открывается своим слушателям, не заинтересован в них, не сможет «зацепить» внимание и удерживать его долго.
Каковы же основные правила привлечения внимания слушателей с помощью взгляда?
Равномерный охват. Без мертвых зон.
Давайте вспомним, дорогие читатели, какие части аудитории выпадают из поля зрения чаще всего. Правильно, галерка и фланги, однако существуют индивидуальные предпочтения оратора, например выпадать могут также женщины в центре. Некоторые смотрят выборочно только на знакомых или на поддерживающие лица; слабый пол чаще смотрит на мужскую часть аудитории, сильный – на женскую.
Итак, важно охватывать взглядом ВСЮ аудиторию, чтобы среди слушателей не было «любимчиков» и «изгоев». А также важно распределять внимание равномерно по времени, т. е. переключать внимание с одного фланга на другой, с первых рядов на последние постоянно!
Сколько же по времени тогда смотреть на одного слушателя в зале и когда переключать внимание? Обычно аудитория дает самые разные ответы, однако средняя длительность контакта с одним человеком – 2–3 секунды. Ключевым параметром является фраза «смотрим до контакта», т. е. до тех пор, пока между вами и вашим слушателем не пробежит некая искорка понимания (внешне: короткий кивок, улыбка, искра в глазах), что явится сигналом к переключению на следующего.
Иногда, понимая, что необходимо охватить взглядом всех, оратор начинает «расстрел» зала: стреляет глазами справа-налево и наоборот. Первый – пошел, второй – пошел… Нет, так не пойдет, это странновато и неестественно, а публика между тем вычисляет «схему» взаимодействия и начинает засыпать то в одном, то в другом конце зала. Естественным является хаотическое переключение внимания – ведь тогда сложно угадать, на кого в следующий момент посмотрит оратор.
От сердца к сердцу
На тренинге я провожу интересный эксперимент: внезапно перестаю двигать телом и головой и задействую ТОЛЬКО контакт глаз, т. е. двигаю только глаза вправо и влево. Слушатели сразу замечают такое поведение и оценивают его как «неискреннее, холодное, безразличное» и т. п. А один молодой человек, сидевший на тренинге без очков, вообще терялся, на него ли я смотрю или нет.
Затем я подключаю поворот головы, но публику не устраивает и это.
И в итоге я начинаю разворачиваться всем корпусом – слегка влево или вправо при контакте глаз со слушателем. Тогда публика замирает: так вот в чем дело-то!
А молодой человек, забывший очки, улыбается: «Теперь-то я вижу, когда ты смотришь на меня».
Итак, используем контакт от сердца к сердцу, чтобы еще эффективнее взаимодействовать со слушателями!
Как сделать контакт глаз еще более запоминающимся?
Добавляем следующие параметры:
Смотрим на человека и делаем жест в его сторону.
Приблизиться к той или иной части аудитории, контактируя с ней глазами.
Риторический вопрос + взгляд.
Задаем вопрос в зал, при этом глядя на одного из слушателей.
Отвечая на вопросы, смотрим на всех! Примерное распределение внимания между задавшим вопрос и залом таково: 30 % (тому, кто задал вопрос) на 70 % (в зал). Помните: отвечая на вопрос одного, мы с вами даем интересную информацию и другим.
В зале большой начальник?
Чуть больше внимания ему. Без лести. По ситуации.
Большая аудитория в 100, 200, 1000 человек?
Делим ее на сектора и хаотично переключаем внимание, охватывая весь зал!
И наконец, движения по залу – основа основ при произведении эффекта на публике.
Доказано, что движущийся объект привлекает внимание в 7 раз сильнее, чем статичный. А задач оратора – стать центром внимания, фигурой, а не фоном. Соответственно важно двигаться на сцене!
Итак, первая задача передвижений – удержать внимание слушателей.
Вторая – сбросить избыточное волнение, ведь на сцене часто дрожат колени. Начинаешь двигаться – и волнение как рукой снимает!
Поднять энергетику выступления
Помним о том, что если оратор подустал и публика засыпает – необходимо менять энергетику выступления. Как? Прежде всего с помощью движений!
Вовлечь «трудного» слушателя
Наверняка все мы помним студенческие времена, когда опытный преподаватель приближался в галерке, на которой чаще всего перешептываются, шуршат записками и т. п., и аудитория сразу затихала. Итак, удержать внимание «трудного» слушателя можно, просто приблизившись к нему.
Захват выгодной позиции
С помощью движений мы можем укрепить сильные позиции на сцене. Например, за кафедрой выступал успешный оратор – значит мы встаем туда же и вещаем сразу после него с этого же места. Если же с той же самой кафедры вещал занудный лектор, то мы перемещаемся в другую часть сцены.
Обозначение перехода к следующей части выступления
Завершая фразу и определенную логическую цепочку рассуждений, мы перемещаемся в пространстве, перешагивая с одного места на другое. И таким образом подаем сигнал о переходе.
Как правильно передвигаться по сцене?
1. Правило 20 % на 80 %. 80 % времени оратору необходимо стоять, а не метаться как тигр в клетке.
2. Лицом к аудитории. Ни в коем случае не двигаемся спиной или боком к аудитории, только под углом 45 %, сохраняя при этом зрительный контакт.
3. Разнообразие траекторий и скорости. Однообразное маятникообразное движение скорее усыпит слушателей, нежели развеселит или заинтересует их.
4. Фиксация в конечных точках. Важно останавливаться в основной позе оратора в основных конечных точках. Иначе возникает ощущение нестабильности или пританцовывания. Фиксация – это спокойное выступление из одной точки в течение 10, 20, 130 секунд.
5. Не пятимся назад!
6. Не переплетаем ноги!
7. Не вторгаемся в личное пространство слушателей!
Параметры постановки на публике:
Основная позиция оратора.
Жесты (в том числе база рук).
Из книги Как оказывать влияние на людей в жизни и бизнесе автора Козлов Дмитрий Александрович
Минимизируйте движения глаз с помощью параллелизма Когда все пункты списка аналогичны или сходны по значению (как, например, в перечнях продукции, свойств товара, товарных выгод), их взаимосвязь сразу ясна аудитории. Тем не менее, подготавливая такие перечни, обращайте
«Хорошие» и «плохие» движения глаз В результате опытов специалисты, которые анализировали, фотографировали и классифицировали движения глаз различных читателей, пришли к выводам, что для хороших читателей характерно:1. Меньшее количество движений, совершаемых глазами
2. Мимика Бровки домиком, как у кота из мультфильма о Шреке, жалобно опущенные уголки рта, просящие или бегающиеглаза перечеркивают информационный посыл слов: «Мы – серьезная компания». В то же время свирепый вид и опушенные глаза явно не говорят собеседнику о готовности
Мимика Мимика у каждого человека неодинакова. У кого-то она очень подвижная, у кого-то, наоборот, мало-выраженная или монотонная.Очень подвижная мимика обычно встречается у активных, темпераментных, легко-возбудимых людей. Они привыкли впитывать в себя информацию как
Глава 7. Золотое правило 7: Учитесь спорить на публике Многие споры возникают в ходе личной беседы, но иногда и в более официальной обстановке. Например, когда вы защищаете предложение на собрании или обращаетесь к группе людей. Вот несколько советов на такие случаи.Как
Эта статья о жестах и жестикуляции оратора.
Куда девать оратору руки?
А действительно, куда руки девать?
Хочется их спрятать за спину, сложить на груди или засунуть в карманы. А Вам?
Как-то я прочитал хорошую восточную притчу. Может, Вы ее знаете:
Ученик спросил Учителя:
– О, Мудрейший, скажи мне, как правильно сидеть?
– Так же, как и стоять.
– А как же правильно стоять?
– Так же, как и лежать.
– Но как?
– Когда лежишь – просто лежи, когда стоишь – просто стой, когда сидишь – просто сиди…
Красивый образ, не правда ли? Мне этот образ помогает объяснять ученикам, куда девать руки.
Для чего нужны жесты?
Да, для чего они нужны?
– Для многого. Жесты – та же речь, только без звука.
Функций у жестов много. Например, жесты :
– привлечение и удержание внимания публики
– инструмент обращения к людям в аудитории
– инструмент воздействия оратора на публику
– способ занять руки
– способ сбросить излишнее волнение
– прекрасно заполняют паузы
– показатель уверенности оратора
Многие ораторы не умеют делать жесты. Совсем. Или же совершают много разных ошибок в жестикуляции.
Посмотрите это видео, чтобы знать, какие жесты не желательно совершать при выступлениях:
Одна из главных функций жестов – привлечение и удержание внимания.
Подсознательного внимания публики. И это тоже мы будем изучать, но позже.
Юный оратор. Отработка жестов.
Есть такие животные, которые видят и реагируют только на движущиеся объекты (рептилии, например)
Человек, конечно, создание более совершенное. Но на любые движения и перемещения реагирует всем своим восприятием.
И когда оратор является источником движений, внимание зрителей сосредоточено исключительно на выступающем. Причем, люди порой сами не замечают, как внимательно слушают. Увлекаются.
Жесты оратора
Обращаю ваше внимание, что мы рассматриваем жесты не только, как средство передачи информации. Жесты – это более универсальный инструмент оратора.
Как уже отмечалось выше, главенствующая задача жеста – привлечь и удержать подсознательное внимание зрителя. А уж все остальное второстепенно.
У хорошего оратора руки всегда работают. Но зачастую это даже не заметно, потому как жесты «видит» подсознание.
Жестикуляция помогает усваивать информацию.
Ведь жесты действуют на зрительный канал восприятия. При этом акцентируется внимание на необходимой информации, поступающей через аудиальный канал.
Попутно жесты усиливают эмоциональность и энергичность речи, повышая эффективность сказанного слова.
Но поначалу, пока будете учиться, Вам придется делать движения не совсем Вам свойственные. Потом из этих движений вырастут Ваши жесты. Но это потом.
Как развивать жестикуляцию?
Так же, как и ездить на велосипеде. Бесполезно читать о том, как нужно ездить на велосипеде – нужно делом заняться.
Жесты – инструмент оратора.
Обучение жестам оратора – сложная задача (сложная, но посильная)
Функций у жестов много.
Одна из главных функций жеста оратора – привлечение и удержание внимания публики.
Но есть и другие важные функции у жестов.
Жесты оратора должны быть индивидуальны.
Жесты – это стиль оратора, имидж оратора.
Но человек без движений кажется неестественным – это говорящая голова!
Оратор с жестами выглядит куда увереннее, естественнее, живее и энергичнее.
Жесты оратора (уверенные жесты) – хороший показатель уверенности оратора.
Как развивать жесты?
Так же, как и ездить на велосипеде.
Чтобы научиться делать жесты – нужно делать жесты! 🙂
Развитие жестов рук
Развивать жесты начинающему оратору важно и нужно.
Сначала новый навык требует усилий и сосредоточенности. Поначалу, жесты могут казаться неестественными, некрасивыми.
Скорее нелепыми. Поначалу подсознание сильно сопротивляется, возмущается: “Мне так непривычно! Так – неестественно! Это – некрасиво! Не буду я так делать!”
Как делать жесты. Обучение жестам в парах с помощью упражнений.
Спустя время, новые движения принимаются телом, а жесты становятся естественнее, они требуют меньшей сосредоточенности. Навык переходит из сознательных движений в подсознательный навык. Позже, новые жесты станут вашими родными жестами.
И частью вашего имиджа.
Обучение новому навыку требует времени и усилий. Вспомните, как долго мы учили в школе математику?
Но обучиться жестам куда быстрее и проще, чем выучить, скажем, алгебру и геометрию.
Посмотрите видео. Фрагмент занятия по развитии жестикуляции в “Школе ораторского мастерства Болсунова Олега”.
Совсем несколько кадров видео.
Занятие по жестикуляции ведет тренер риторики Палько Ирина.
Упражнений для развитии жестов рук множество. Отрабатывают жесты в паре, в группе и индивидуально перед зеркалом.
Жесты оратора – это речь
Речь, конечно же, невербальная речь, как писалось ранее.
Этой речью можно и нужно уметь пользоваться любому оратору.
Думаю написать книгу “Как обучиться жестам”. Но это будет толстая книжка, а толку от нее будет не так уж и много. Лучше – прийти обучаться на тренинге, в группу. Это будет и быстрее и эффективнее.
В крайнем случае – запишитесь на онлайн-обучение. Не всем техникам можно овладеть онлайн, но вот жестам – у многих получается.
Как научиться делать жесты начинающему оратору
Первое, что важно принять – что не бывает некрасивых жестов у оратора.
Обычно, сначала, со мной спорят – потом соглашаются, когда приходим к практике жестов. Объяснять и доказывать долго.
Все жесты оратора красивы.
В определенном контексте, конечно. Если жесты оратора вырвать из контекста, то всё может показаться…
Необязательно жестом что-либо изображать или показывать. Жест оратора может быть и без смысловой нагрузки.
Тем не менее, жесты оратора можно условно разделить на удачные жесты и жесты не совсем удачные:
Неудачные жесты, которых стоит избегать оратору:
Удачные жесты, которые стоит использовать оратору:
Зеркальные жесты Трампа
Когда голова наклоняется в сторону , это говорит о том, что у человека пробудился интерес (рис. 2). Чарльз Дарвин одним из первых заметил, что люди, как и животные, наклоняют голову в бок, когда они становятся в чем-то заинтересованными. Если вы делаете презентацию товара или произносите речь, следите за тем, появился ли этот жест у вашей аудитории. Когда вы увидите, что они наклонили голову набок, а тело вперед, и опираются подбородком на руку, значит, вы добились своего. Когда обращаются к вам, все, что нужно вам сделать,- это наклонить голову набок и время от времени кивать головой. Тем самым вы добьетесь расположения к вам со стороны говорящего.
Если голова наклонена вниз , это говорит о том, что отношение человека отрицательное, и даже осуждающее (рис. 3). Низкий наклон головы обычно сопровождается рядом жестов критиче-ской оценки до тех пор, пока вы не заставите человека поднять голову или наклонить ее набок, у вас будут проблемы общения с этим человеком. Если вам часто приходится выступать перед аудиторией, вы можете наблюдать, как все люди в зале могут сидеть с опущенными вниз головами и сложенными на груди руками. Профессиональные лекторы и преподаватели обычно перед тем, как начать свое Выступление, делают что-нибудь для повышения заинтересованности аудитории. Для этого нужно, чтобы головы слушателей выпрямились, и люди стали более внимательными. Если хитрость удалась, положение голов у аудитории изменится на наклонное вбок.
Жесты оратора
1) Православная щепоть : соединение подушечек большого, указательного и среднего пальцев. Это жест сопровождает главную мысль,гарантированно привлекает внимание слушателей. Он как бы говорит: «Именно это важно, вот в чем суть!»
2) Растопыренные пальцы, поднятые на уровень груди или пояса, подушечками ударяют друг о друга. Этот жест подчеркивает важность сказанного, служит дополнительным ударением и приходится чаще всего на конец фразы. Его нередко используют руководители всех рангов, ораторы (рис. 7 а).
3) Рука согнута в локте, кисть на уровне груди, безымянный палец и мизинец полусогнуты к ладони, средний и указательный пальцы направлены вверх, большой палец почти вертикален. Этот жест можно встретить на картинах старинных мастеров. Он принадлежит пророкам, священникам, проповедникам, в наше время его нередко применяют политики, артисты. В словесном варианте этот жест звучит примерно так: «Внемли!», «Слушай!» (рис. 7б)
4) Обе руки подняты на уровне груди, пальцы полусогнуты. В таком положении они замирают на несколько секунд перед произнесением особо важных мыслей. Эффект от такого движения рук будет не меньшим, чем от жеста проповедника (рис. 7в).
5) Пальцы рук на уровне груди без напряжения соединяются подушечками, образуя купол. Этот жест можно озвучить так: «Я говорю о самом главном. Вот оно!» (рис.7 г)
7) Ладони обеих рук плотно прижаты друг к другу и подняты на уровень груди. Этот жест применяют политики, проповедники, ораторы. Он призывает к более доверительному, открытому общению. Это жест обращения к Богу, жест молитвы, когда фальшь невозможна (рис. 7е).
Поднимая руки на уровень груди, человек концентрирует в ладонях энергию своего сердца и через кончики пальцев направляет ее вместе со словами молитвы к высшим мирам. Если пальцы наклонены к публике, это тоже стремление обратиться с искренним словом, но уже не к Господу, а к людям, своим слушателям.
Вы познакомились с приемами риторики, которые помогают лучше раскрыть содержание вашего выступления. Для того чтобы произнести речь перед аудиторией, важно использовать методы подачи материала, из которых создается техника речи: интонацию, дикцию, артикуляцию, темп, жестикуляцию и т.д. В этом уроке разобраны ораторские приемы, которые помогут вам во время произнесения текста выступления.
Все эти полезные приемы изучает наука, которая называется паралингвистика. В публичных выступлениях методы паралингвистики можно разделить на 2 группы:
Голосовые приемы
Дыхание. Дыхание лежит в основе речи, так как звуки речи образуются именно при выдохе. Важно учиться дышать, и развивать свой дыхательный потенциал. Все дело в том, что во время публичного выступления (монолога), в отличие от обычных ситуаций, вдох и выдох не равны: выдох гораздо длиннее вдоха. Дыхание во время речи происходит так: после короткого и интенсивного вдоха следует пауза, напрягаются брюшные и грудные мышцы для удержания воздуха в легких, а затем происходит длинный выдох, проходящий через голосовые мышцы и образующий звуки нашей речи.
Получается, что публичная речь требует, во-первых, большего количества воздуха, чем при обычном физиологическом дыхании, а во-вторых, умения экономно расходовать этот воздух во время произнесения слов. Чтобы этого добиться, нужно больше практиковаться.
Основная проблема, которая возникает у обучающихся риторике, связана с тем, как научиться говорить достаточно громко без большой нагрузки на голосовые связки. Обучение этому навыку кому-то покажется легким, а у кого-то может потребовать серьезных усилий и много времени, все зависит от ваших физиологических особенностей. Для достижения большой громкости без напряжения голосовых связок можно воспользоваться следующими универсальными рекомендациями:
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете поработать с кейсом и пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов.
Кейс Проверьте свои навыки с кейсом «Судебное красноречие»
В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.