кому нельзя совершать намаз
5 периодов времени, когда мусульманам запрещено молиться
Бог возложил на Своих рабов обязательную пятикратную молитву и установил для каждой из них своё время. Всевышний в Коране говорит (смысл): «. Воистину, намаз предписан верующим в определённое время» (сура «ан-Ниса», аят 103). Также Господь и Его Посланник ﷺ побудили нас совершать добровольные, желательные молитвы, некоторые из них связаны с определённым временем, другие – с определёнными причинами, а некоторые не связаны ни с чем (сунна мутляка).
Но есть в Исламе и такие периоды, когда запрещено совершать определённые намазы. Их пять.
Три из них связаны непосредственно со временем:
1) С момента, когда солнце начинает своё восхождение, до того как оно поднимется на размер копья (примерно 2,94 метра).
2) В тот момент, когда солнце находится в зените, и до тех пор, пока оно не отклонится от него. Этот промежуток времени очень короткий, что не вмещает в себя намаз, но всё равно за это время возможно вступить в молитву, а это будет запрещено. Исключением является пятничный день, когда в это время можно совершать намаз.
3) Момент, когда солнце близится к закату и имеет желтизну без ярких лучей, до полного захода солнца. Доводом к запретности совершения намазов в эти промежутки времени служит хадис, переданный от Укбы ибн Амира аль-Джухани رضي الله عنه, в котором он сказал: «Посланник Аллаха ﷺ запрещал нам совершать намазы и хоронить мёртвых: с момента восхода солнца до тех пор, пока оно не поднимется; когда солнце находится в центре неба и до его отклонения; когда солнце приблизится к закату и до момента, как оно зайдёт полностью» (имам Муслим).
На исключение пятничного дня указывает побуждение Пророка ﷺ, чтобы люди в этот день рано направлялись в мечеть и совершали молитвы вплоть до прихода имама, а также хадис, передаваемый от Абу Саида аль-Худри رضي الله عنه: «Пророк ﷺ запретил совершать молитву в полдень, пока солнце не отклонится, кроме пятничного дня» (имам Абу Давуд).
Два из этих запретных промежутков времени связаны непосредственно с совершением обязательных молитв.
4) После совершения утренней молитвы и до восхода солнца.
5) После совершения предзакатной (аср) молитвы и до захода солнца.
Доводом к этому служит хадис от Ибн Аббаса رضي الله عنه, который сказал: «Достойные люди, одним из которых я считал Умара رضي الله عنه, говорили при мне, что Пророк ﷺ запрещал молиться после (обязательной) утренней молитвы, пока солнце не поднимется, а также после совершения предзакатной молитвы до полного захода солнца» (имам аль-Бухари).
Какие именно намазы запрещено совершать в это время?
1) Желательный намаз, который не связан с какой-либо причиной (сунна мутляк), – это намаз, который можно просто взять и совершить, но именно в эти запретные промежутки его совершать запрещено (сюда же относится и намаз-тасбих).
2) Запрет также действует на желательный намаз, причина совершения которого реализуется после его совершения. К таким намазам относятся намаз-истихара (испрашивается выбор), так как сначала совершается намаз, а потом уже осуществляется его причина. Намаз-ихрам (для вступления в обряды хаджа), так как тоже сначала совершается намаз, а потом паломник вступает в обряды. Ведь может произойти так, что причина эта не осуществится, например, человек не вступит в хадж после намаза-ихрам.
Желательные намазы, если причины, по которым их совершают, опережают или сопутствуют намазу, совершать дозволено. Как, например, намаз-приветствие, его причина – вхождение в мечеть – опережает молитву. К дозволенным молитвам также относятся намаз после омовения, обхода Каабы, затмения солнца, прошения дождя, обета и т. п., сюда же входят земной поклон чтения (саджда тилява) и земной поклон благодарности (саджда шукру).
Что касается пропущенных намазов, будь они обязательные или желательные, их можно восполнять в эти отрезки времени.
Супруга Пророка ﷺ госпожа Умму Саляма رضي الله عنها рассказывала: «Я слышала, что Пророк ﷺ запрещал совершать двухракаатную молитву после предзакатного намаза. Но как-то я увидела, что он совершает её в это время. Совершив предзакатный намаз (аср), он вошёл ко мне, у меня в это время находились женщины из племени Бану Харам из ансаров (жители Медины), и я заметила, как он вступил в молитву, тогда я отправила к нему служанку и сказала: «Встань сбоку от Пророка ﷺ и передай ему мои слова: «О Посланник Аллаха ﷺ, я слышала, что ты запрещаешь совершать два ракаата намаза в это время, но вижу тебя совершающим их». Если он укажет рукой, то встань позади него»».
Служанка всё сделала так, как ей было велено, и Пророк ﷺ указал рукой, чтобы она ушла назад. Когда же он завершил молитву, обращаясь к Умму Саляма, сказал: «О дочь Абу Умайи, ты спросила меня о двух ракаатах после предзакатного намаза. Поистине, ко мне пришли люди из племени Абд аль-Кайс, и по этой причине я не успел совершить два ракаата (суннат) после обеденной молитвы, и эти два ракаата были возмещением тех, которые я не совершил» (имам аль-Бухари).
Но важно заметить, что греховно специально планировать возмещение намазов именно в эти запретные отрезки времени, а также делать это постоянно.
Совершение молитв, недопустимых в эти запретные отрезки времени, греховно, и они являются недействительными. Однако разрешено их совершать в эти промежутки времени на заповедной территории Мекки. Там можно совершать любой намаз и в любое время.
Передаётся от Джубайра ибну Мут’има رضي الله عنه, что Посланник Божий ﷺ изрёк: «О дети Абду Манафа! Не запрещайте никому совершать обход Каабы, а также молитву в любое время дня и ночи» (ат-Тирмизи, Абу Давуд).
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
Когда можно, а когда нельзя читать намаз
Рассмотрим подробно день начиная с рассвета и до рассвета следующего дня.
Намаз с рассвета до полудня
Во время восхода солнца делать намаз – макрух. Это период времени, в течение которого солнце поднимается от горизонта на высоту копья, то есть если солнце побелело и его сияние усилилось, то время макрух закончилось. Не выполняются ни обязательные ни дополнительные молитвы.
Намаз от полудня до заката
Когда солнце находится в зените – намаз делать – макрух (кроме пятничного намаза). Это короткий период времени длится до момента когда солнце, которое находится в зените не станет клониться к закату. В это время запрещены все намазы, включая Джаназа. Укба ибн ‘Амир (да будет доволен им Аллах) рассказывал :“Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запрещал нам совершать молитвы и хоронить наших покойников в течение трех периодов: во время восхода солнца, пока оно не поднимется (над горизонтом); в полдень, пока солнце не начнет двигаться к закату; и во время заката солнца, пока оно не зайдет” (Муслим 831). Исключение составляют: Тaхиятуль-вуду, Тахият-уль-масджид (приветствие мечети), Джумма намаз. Пророк (мир ему и благословение) говорил, что: « Порицаемо совершать молитву в полдень (когда солнце на зените) кроме как в пятничный день, ибо в пятницу пламя Ада утихает » (Абу Давуд, аль-Байхаки).
По ханафитскому мазхабу в период между Зухр и Аср намазами существует «вакту мугмаль» (заброшенное время) и в это время фард намаза не совершается. После намаза-фард Аср не читают нафиль-намазы, допускается совершать только када намаз.
Во время захода солнца можно совершать только намаз Аср этого же дня, если он не был выполнен.
Намаз от заката до рассвета следующего дня
Более подробная информация о временах намазов указана на сайте.
Кто заслуживает право быть имамом на молитве с джамаатом?
Так как намаз является важнейшим богоугодным делом, а совместный намаз является еще более почетным, возникает вопрос кто же может быть имамом в намазе.
Время ночного намаза (Иша)
«Важнейшим делом в Исламе и его опорой является намаз» (ат-Тирмизи). Ночной намаз входит в пять обязательных намазов, которые правоверный мусульманин выполняет ежедневно. «Аллах.
Дерганье и поднятие пальца в намазе
Любой намаз, как обязательный, так и желательный включает в себя чтения молитвы ташаххуд, в которой есть слова единобожия и место для поднятия пальца. При.
Когда запрещено совершать намаз?
Передают со слов Абу Саида аль-Худри, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «После рассветного намаза нет намазов до тех пор, пока не взойдет солнце, и после послеполуденного намаза нет намазов до тех пор, пока не закатится солнце». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.
Передают, что Укба б. Амир рассказывал: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, запретил нам совершать намаз и хоронить покойников, когда солнце уже начало появляться до тех пор, пока оно полностью не взойдет; когда солнце находится в зените до тех пор, пока оно не пройдет свою высшую точку; и когда солнце клонится к закату». Этот хадис передал Муслим.
Опираясь на эти и другие похожие сообщения, большинство богословов считало, что нежелательно или запрещено совершать намазы после совершения рассветного намаза до восхода солнца; после восхода солнца до тех пор, пока солнце не поднимется приблизительно на высоту копья (около 15 минут после его восхода); в то время, когда солнце находится в зените (приблизительно за 10 минут до наступления времени полуденного намаза); после совершения послеполуденного намаза до того, как зайдет солнце.
Некоторые богословы считали, что в эти сроки нельзя совершать любые добровольные намазы, кроме намаза, совершаемого после обхода Каабы. По мнению ученых шафиитского толка, этот запрет распространяется только на добровольные намазы, для совершения которых нет причин. Если же добровольный намаз связан с какой-либо причиной (например, намазы при входе в мечеть, после омовения или после обхода Каабы), то его можно совершать даже в это время. В одном из преданий сообщается, что этого мнения также придерживался имам Ахмад. Оно представляется мне наиболее предпочтительным, поскольку в нем учтены все достоверные предания.
Что же касается обязательных намазов, то их разрешается совершать в любое время в том промежутке времени, который отведен для них. Это значит, что если мусульманин еще не совершил послеполуденный намаз, и до заката солнца осталась всего несколько минут, то он обязан без промедления начать намаз. Более того, если он не сделает этого, сославшись на то, что в это время молиться нежелательно, то он совершит тяжкий грех. А лучше всего об этом известно Аллаху.
Кому нельзя совершать намаз
‘Укба ибн ‘Амир (радиаллаху ‘анху) говорит: «Расулюллах ﷺ запретил нам читать намаз или хоронить своих мёртвых (т.е. читать намаз джаназа) в трёх случаях: во время восхода солнца, пока оно не поднимется над горизонтом полностью, во время зенита, пока солнце не начнет клониться к закату, и во время захода солнца, пока оно не зайдет полностью» (Муслим)
В следующие периоды намаз ничать нельзя
1) Восход солнца, 2) заход солнца, 3) зенит.
Рассмотрим подробно день начиная с рассвета и до рассвета следующего дня.
1. С рассвета до восхода солнца, то есть появления диска солнца на горизонте.
В это время совершается утренний намаз, состоящий из 4 ракатов. То есть сначала 2 раката сунна, потом 2 раката фарда. После 2-х ракатов фарда вплоть до восхода солнца нельзя выполнять никакой намаз. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «После рассвета не следует совершать никаких (добровольных) молитв, кроме (молитвы в) два рака’ата (перед обязательной) утренней молитвой».
После рассвета, кроме двух рака‘атов утреннего сунната, читать другой суннат или нафль намаз является макрухом. Несмотря на стремление и желание читать намаз, Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) после рассвета читал только два рака‘ата суннат намаза, кроме этого никакой другой суннат или нафль намаз он не читал.
‘Абдуллах ибн ‘Умар (радиаллаху ‘анхума) передаёт от своей сестры Уммуль муэминин Хафсы (радиаллаху ‘анха), что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) после рассвета не совершал никаких дополнительных (ни суннат, ни нафль) намазов, кроме двух лёгких рака‘атов сунната. (Бухари, Муслим)
В хадисе Абу Саид Худри радыяллаху анху, рассказывает что Посланник Аллахаﷺ сказал: «Нет намаза после утреннего намаза, пока солнце не поднимется полностью, и нет намаза после ‘асра (предвечерняя молитва), пока солнце полностью не зайдет». После восхода солнца ½ часа. Если человек читал фаджр и в это время появилось солнце, то его намаз портится (в ханафитском мазхабе) и намаз нужно перчитывать как пропущенный (када).
2. Когда солнце находится в зените
В то время, когда солнце находится в зените как было ранее напизана в хадисе от ‘Укба ибн ‘Амир радиаллаху ‘анху «. во время зенита, пока солнце не начнет клониться к закату. «
3. Во время захода солнца.
За полчаса до захода солнца, когда солнце покраснело, ничего читать нельзя, кроме ‘аср (послеполуденного, икенде) намаза этого дня, в том числе каза ‘асра предыдущего дня. После прочтения ‘аср намаза вплоть до захода солнца. Абу Са‘ид Худри (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Расулюллах ﷺ сказал: «Нет намаза после утреннего намаза, пока солнце не поднимется полностью, и нет намаза после ‘асра, пока солнце полностью не зайдет». (Бухари, Муслим). Если кто начал читать намаз ‘аср и успел выполнить хоть один ракаат и солнце начал заходить то он должен дочитать намаз т.е. намаз не нарушается.
4. После захода солнца
Не разрешается читать нафль намаз после захода солнца перед магриб намазом, потому что это становится причиной откладывания магриб намаза, когда его велено читать пораньше. Абу Аюб Ансари (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Расулюллах ﷺ сказал: «Моя община всегда будет во благах (или сказал, будет в присущем им от рождения состоянии, (то есть в исламе)), до тех пор, пока они не будут откладывать магриб намаз». (Абу Дауд, Ибн Маджа).
5. Во время хутбы
Во время хутбы тоже не разрешается читать намаз. Когда имам выходит на минбар для хутбы (любой), надо внимательно слушать хутбу.
В хадисе, который передал Сальман Фарси (радиаллаху ‘анху) сказано: «Потом совершит предписанный намаз, и пусть молчит, когда имам читает хутбу». (Бухари). В другом хадисе Урва ибн Зубейр (рахматуллахи ‘алейхи) передаёт: «Не разрешается читать никакой намаз после того, как имам сел на минбар». («Мусаннаф ибн Аби Шейба»)
‘Абдуллах ибн ‘Умар (радиаллаху ‘анхума) рассказывает, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Когда кто-нибудь из вас войдёт в мечеть, и в это время имам сидит на минбаре, то не разрешается читать намаз и разговаривать, пока он не закончит хутбу». (ат-Табрани в «Му‘джимуль кабир», «Маджма‘уз заваид»).
Кому нельзя совершать намаз
СОДЕРЖАНИЕ
Гл. №1: Молитва за приверженцем нововведения и грешником
Гл. №2: Молитва, позади вероубеждение которого не известно
Гл. №3: За кем намаз совершать предпочтительно?
Гл. №4: Если имам открыто/явно совершает куфр?
Гл. №5: Наговор Абу Яхьи на ученых.
Гл. №6: Почему некоторые имамы переделывали молитву после сектантов?
Гл.№1:
Молитва за приверженцем нововведения и грешником
Хвала Аллаhу Господу миров, мир и благословение любимому пророку, его семье и верным сподвижникам, а затем:
Тема: «За кем можно, а за кем нельзя делать намаз» выбрана не случайно. Эту тему искажают одни, преподносят неправильно другие, в невежестве относительно ее сути третьи.
Вот и решил я указать, за кем можно, а за кем нельзя делать намаз, с упоминанием всех вытекающих аспектов этой темы.
Нет разногласий среди ученых, как это упомянул ибн Теймийя, что мы не должны отделяться от нашей центральной мечети, если она единственная, где делают джуму’а, праздничные молитвы, коллективные молитвы, и т.д, пока не увидим за ним очевидного куфра. Большинство ошибок имама не столь значимы, нежели раскол мусульман.
А если говорить о отдельно взятом человеке, то намаз за таким также действителен, но с неодобрением, согласно имаму Малику, и без всякого неодобрения, согласно имаму Абу Ханифе.
≡ Имам аль-Бухари у себя в сахихе передал: ‘УбейдуЛлаh бин ‘Ади спросил ‘Усмана, да будет доволен им Аллаh, о имамах приносящие фитну, как быть с намазами за ними, он сказал:
«Намаз, это лучшее, что совершает человек. Так примите с ними участие в хорошем, и не принимайте участие в плохом»
А имамом на тот момент был Кинана бин Бишр, один из главарей хауариджей того времени.
≡ Бадр аль-‘Айни пишет у себя в » ‘Умдату аль-Къари»:
«Спросили аль-Хасана аль-Басри о намазе за приверженцем нововведения, он ответил: «Молись за ним, а новшество его останется с ним»».
≡ Также имам аль-Хасан аль-Басри сказал:
«Молитва верующего за мунафикъом, не навредит ему» т.е. верующему.
≡ Имам Джа’фар бин Буркъан спросил Маймуна бин Миhрана 1 о намазе за хариджитом, на что он ответил:
«Ты не ему молишься, а Аллаhу. Мы (ведь) молились за аль-Хаджаджем»
≡ Сказал имам ат-Тахави:
«Мы молимся за каждым благочестивым и распутным из людей къиблы, а также делаем над ними (джаназа) после их смерти».
≡ Сказал шейхуль-Ислям ибн Теймийя:
«Если в селе единственная мечеть, то намаз (в такой мечети) за распутником в джама’ате лучше, чем в одиночку дома, дабы не привело это к абсолютному оставлению джама’ата. А если есть возможность помолится не за приверженцем нововведения, то несомненно это лучше.»
«…И если (речь идет) о постоянном имаме для джуму’а, или праздничных намазов, или намазе в хадже, (и вместе с этим) он приверженец нововведения, (или речь идет) о призывающем к своему новшеству, или о грешнике, грехи которого очевидны, и не совершить намаз кроме как за ним, то за таким человеком (надо) молится по (мнению) всех ранних и поздних ученых…
Поистине, сподвижники не переделывали свои молитвы, когда совершали за грешниками, подобно тому, как ‘Абдулла ибн Умар совершал намаз за аль-Хаджаджом бин Усуфом, точно так же Анас. Так же ‘Абдулла ибн Мас’уд и другие совершали намаз за аль-Валидом ибн ‘Укъба, который (в свою очередь) употреблял спиртное. Дело даже дошло до того, что он сделал утренний намаз в четыре ракаата, и сказал: «Добавить еще?» на что Ибн Мас’уд ответил: «Мы не перестанем молится с тобой»
А что касается хадиса, который передал имам ад-Даракъутни от Абу Хурайры:
«Делайте намаз за каждым благочестивым и распутным» а в версии Ахмада: «Намаз, является обязательным за каждым мусульманином, благочестивым ли он является или распутным»
≡ Сказал аль-Хафиз ибн ‘Укъейли:
«Все хадисы на эту тему не достоверны»
Гл.№2:
Молитва, позади вероубеждение которого не известно
«И слова, сказавшего: «Я не доверю свои деньги тому, кого не знаю», подразумевая этим — я не совершу молитву за тем кого не знаю подобно тому, как не доверю деньги тому кого не знаю — (являются) словами джахиля. Никто из имамов ислам не говорил такое».
«И ни один из саляф не говорил о том, что нельзя совершать намаз позади вероубеждение которого не известно, нет! Мусульмане, после смерти их пророка ﷺ не переставали молится за тем, вероубеждение которого не известно»
«Дозволено человеку совершать пять молитв, пятничную молитву и другие (молитвы) за тем, за которым не известно ни новшество, ни погрешность, по единогласному мнению четырех имамов и других имамов мусульман. И не является условиям, чтобы совершить (намаз за имамом) знать вероубеждение (этого) имама, или проводить (над ним) экзамен говоря: «В чем ты убежден?». Нет, (на против), он молится за (мусульманином) положение которого не известно…»
«Знай, да помилует тебя и нас Аллаh, что человеку дозволено совершать намаз за тем, положение которого не известно, и не известно за ним ни нововведение, ни греха. И не является условием узнавать вероубеждение имама и проводить над ним экзамены, выискивая его вероубеждение, нет, он молится за тем, положение которого не известно…»
≡ Комитет «Аль-Ляджна» сказала:
«Если он внешне мусульманин, его вероубеждение не известно, и не известны его отклонения в вероубеждении, то намаз за ним действителен, заколотое им мясо дозволено».
Некоторые распространяют запись ‘Абд аль-‘Азиза ар-Раджихи, где он говорит, что надо сначала узнать вероубеждение людей, а потом молиться за ними. Не знаю на сколько это достоверно, но в любом случае я уже привел слова имамов этой уммы. Более того, шейхуль-ислям передал единогласие четырех имамов, а это выше, чем мнение уважаемого шейха ар-Раджихи, да хранит его Аллаh. И потом, какой вопрос, такой и ответ. Да и учитель ар-Раджихи — Ибн Баз, ответил по-другому.
Либо шейх ар-Раджихи имел ввиду тот случай в истории, когда в Шаме распространились фатимиды, которые являлись безбожниками. Тогда ученые издавали фетву молиться лишь за тем, вероубеждение которого известно. Но это исключение. Нельзя его относить ко всем временам.
Также обращаю внимание, что нельзя считать всех, кто относит себя к суфизму, мушриком.
≡ Ибн Теймийя говорил о суфиях:
«Из них есть хорошие, из них есть плохие».
Такого же мнения Ибн Баз, да помилует его Аллаh. Следовательно, просто увидев человека в суфийской тюбетейки, или лишь из-за его принадлежности к духовному управлению, нельзя оставлять намаз за таким человеком. Не все суфии совершают ширк, как указал на это шейхуль-ислям.
Гл.№3:
За кем намаз совершать предпочтительно?
«А если есть возможность помолится не за приверженцем нововведения, то несомненно это лучше».
≡ Говорит ‘алляма аль-Баррак:
«Мусульманину надлежит выбрать имама (суннита), позади которого он будет молится, и пусть не молится за приверженцем нововведения имея возможность молится за справедливым (суннитом). А если он не может совершить коллективную молитву не иначе как за этим приверженцем нововведения, из за того что в его городе нет других (имамов помимо) этого нововведенца, или же есть некоторые (места) ахлю сунны, но он не может попасть туда, то из за того, что имам нововведенец или грешник, но пока еще муслим, он не должен оставлять ни пятничную молитву, ни коллективную молитву. Ибо великое благо в совершении пятничной и пяти обязательных молитв в коллективе, нежели намаз в одиночку дома, оставляя намаз за такими как они».
И это мазhаб имама Ахмада и Малика.
Гл.№4:
Если имам открыто/явно совершает куфр?
Об этом я спросил шейха Халида аль-Муслиха:
— Ас-саляму аляйкум уважаемый шейх, у меня вопрос по поводу суфиев: Я живу в России, в частности в республике Дагестан, в которой преобладают суфии еще со времен распада коммунистов.
С тех пор мы — те, кто на акъиде аhлю-сунна, не можем открыто исповедовать наши основы религии, должны ли мы молится за теми, кто открыто придерживается мнения о дозволенности взывания к мертвым?
Понимая, что, если мы открыто будем проявлять непричастность к ним, это может привести к гонению со стороны суфиев и государства.
Что нам делать уважаемы шейх? Барака Ллаhу фикум.
— Нельзя совершать намаз за подобными людьми, так как это проявления куфра по отношению к Аллаhу. Однако не обязательно для этого выявлять свое вероубеждение, пока вы еще в опасности. Если вы совершили намаз за одним из таких людей, то переделайте намаз.
Тоже самое сказал Ибн Баз, Салих аль-Фаузан, ар-Раджихи и другие.
Гл.№5:
Наговор Абу Яхьи на ученых
≡ Шейх Ибн Баз, да помилует его Аллаh, сказал:
«А что касается того, кто посещает могилы, чтобы взывать к их обитателям вместо Аллаhа, чтобы взывать к покойникам, или тереться о могилы, чтобы просить исцеления для больных, или победы над врагами, то такой не является мусульманином. Это мушрик, так как взывание к покойнику и обед им, является многобожием. Нельзя ставить такого имамом, и нельзя молиться за таким. Если мусульмане не найдут другую мечеть, то надо молиться либо до них, либо после них. Они могут молиться в такой мечети, но либо после него (т.е такого имама), либо до него. А если возможно изолировать его, то обязательно надо сделать это… а если (ничего) из этого невозможно, тогда пусть молятся в своих домах».
Отсюда и прояснилась наговор Абу Яхьи на Ибн База, приписав ему совершенно противоположное мнение. Об этом здесь.
Также Ибн Баз, да помилует его Аллаh, в «Нур ‘аля ад-Дарб» сказал:
«Нельзя молиться позади погилопоклонников, которые среди мусульман, так как молитва за мушриком не действительна. Нельзя молиться позади того, кто поклоняется могилам, как те, кто поклоняется Хусейну, аль-Бадауи и так далее…»
Спрашивающий: «Тот, кто сделал намаз за ними, должен ее переделать?»
Шейх: «Да, если сделал намаз за могилопоклонником, должен переделать».
Здесь снова обнаруживается наговор Абу Яхья на Ибн База.
Шейх Салих али аш-Шейх в «Шархе» на ат-Тахивийю тоже говорит, что намаз делаем за такими до тех пор, пока они мусульмане, а в книге «Шарх масаилю аль-джахилийя» он выносит такфир могилопоклонникам. Здесь тоже разоблачается то, что приписал Абу Яхья Салиху али аш-Шейху.
Гл.№6:
Почему некоторые имамы, совершив молитву за сектантами, переделывали ее
Есть много текстов, где имамы переделывали намаз после того, как совершили его за джаhмитами и другими сектантами.
Абу Дауд в «Масаиль» передал, что Ахмад сказал:
ومتى ما صليت خلف أحد ممن يقول القرآن مخلوق فأعد
Когда-бы я не совершил намаз позади того, кто говорит о сотворенности Корана, я переделывал молитву
Также ‘АбдуЛла у себя в «Сунна» передал, что Ибн Ма’ин тоже переделывал молитву, когда совершал ее за Маъмумом.
‘Абд аль-ЛятIиф в «Дурар» передал единогласие на от саляф на запрет совершать молитву за джахмитом, а также, что намаз за ними не действителен. Подобное до него говорил шейхуль-ислям.
Таких текстов, нет нужды их здесь приводить.
Отвечу на это по пунктам:
Во-первых: речь идет о чистых джахмитах и о тех, до кого дошел довод. Об этом говорил шейхуль-ислям в «Маджму», сказав:
Как стало ясно, имам Ахмад, Ибн Ма’ин и им подобные имамы, не делали намаз именно за теми, кого описал шейхуль-ислям. Но сегодня где найти таких? Поэтому, нельзя относить поступки этих имамов на современную реальность.
Из-за того, что ашариты делают таъвиль возвышения Всевышнего, они не отрицают, что Всевышнего обитатели рая увидят, они не отрицают извечные атрибуты Всевышнего. Несмотря на то, что они согласились в некоторых взглядах с джахмитами, они джахмитами не стали.
Во-вторых: даже если Ахмад предпочел это, то это не значит, что все должны предпочитать это. В фикхе есть правило: что предпочитаешь ты, не навязывай другим.
Хвала Аллаhу Господу миров, мир и благословение нашему пророку, его семье и верным сподвижникам
1. Известный табиин – Абу Айюб Маймун бин Миhран аль-Джизри ар-Ракъи. Передавал от таких сподвижников как Абу Хурайра, ибн ‘Умар, ибн ‘Аббас и ‘Аиша, да будет доволен ими Аллаh.