когда веришь в приметы как называется
Как называется человек который верит в приметы, гадания и гороскопы(СМ)?
Есть, например, «неверующий Фома», а есть люди, которые верят в приметы, гадания и даже в Астрологию. и как квинтэссенция некоторые верят в ГОРОСКОПЫ. это забавно!
Таких людей называют суеверными. Причем у впечатлительных людей (а таких среди суеверных подавляющее большинство) довольно часто предсказания, приметы и астрологические прогнозы в плане неприятностей сбываются. И объясняется это не каким-то чудесным стечением обстоятельств, а простым самонастроем и особенностями психологии. Например, увидит человек тетку с пустым ведром и ждет неприятностей, весь погружен в мрачные мысли и предчувствия, а внимание от этого падает. Вероятность того, что в таком состоянии он оступится, упадет в канаву, или выйдет на дорогу под колеса возрастает в разы. Вот вам и оправдание примете.
Дурачок, вот так называется этот человек.
Я лично к этому отношусь нейтрально ведь в этом всем что-то есть.То-есть иногда это может просто как совпадение,а иногда просто не поддаётся логике.Если это всё отнести как к предположению то вполне может быть ведь нам не известно что за рамками нашего сознания.
Вот как-то был случай стоял в очереди в банке на оплату коммунальных услуг.
Тут зашла бабуля «Х» заняла очередь и ждала своей очереди и тут не помню из-за чего начался спор у другой бабули «У» с кассиршей.Тут За бабулю «У» вступается бабуля «Х» и начинает реально грузить кассиршу при чем не просто лепет какой-то, а вполне адекватной и обоснованной претензией и в конце добавила что кассирша ведьма.
На вид вся толпа была удивлена что мол бабка правильно речь толкала, а потом выдала.
Кассирша молча продолжила работу.
А бабуля «Х» отойдя продолжила дискуссию мол зря вы мне не верите что она ведьма ведь я знаю как их распознать даже показывала какой-то амулет при этом рассказывая что она 20 лет проработала в спец службах и типа видела всякие чудеса.
Что я хочу этим сказать верить приметам,гороскопам и тому подобное не хочется и выглядит глупо но иногда случаются такие вещи которые просто необъяснимы.
Иногда человек не верит в странности до тех пор пока не увидит своими глазами или не ощутит или что-то подобное.
Суеверными их можно назвать. То есть верящими всуе, зря. Я в это не то что не верю, я про это даже не знаю и не думаю, мне это просто ни к чему, но и верящих не считаю дурачками. Ну надо людям во что-то верить, чем-то гордиться (гордятся фактом рождения под таким-то знаком!))), оправдывать чем-то свои неудачи или отрицательные черты характера. Смешно, конечно, но их дело. Просто зря это все, суета сует и всяческая суета.
Искренне посочувствовать можно таким людям. Верить в приметы, во всем искать какие-то тайные знаки, подсказки, скрытый смысл — это же с ума сойти можно. Тем не менее, людей, которые верят в приметы, достаточно много. Чем больше примет знаешь, тем сложнее с этим жить, если в них верить. Таких людей называют суеверными.
Опишу случай, что произошёл со мной, именно голубь упал на голову, очень испугал меня. Только много позже я сумела понять это явление, нашла собственное объяснение ему.
Была осень, не самая поздняя, но шли дожди двое суток, что неестественно для моего региона, не было солнца и создавалось впечатление, что конца дождю не будет. Повсюду потоки воды, она не успевала убегать, а земля больше не впитывала.
Я живу в 9-этажке на 5 этаже. В выходные вертелась на кухне и постоянно смотрела в окно, потоки воды бежали направленно к дому, они переливались через бордюр. Я решила посмотреть, много ли воды у стены дома, возможно заливает подвал, для этого перегнулась через оконную раму, в этот момент (кроме ливня, естественно) мне на голову что-то упало и я резко выпрямилась и это «нечто» оказалось на полу. Это был голубь со сложенными крыльями, я схватила его полотенцем и выбросила наружу, на улицу.
Когда прошёл испуг и я стала анализировать причину случившегося, пришла к выводу, что, очевидно, он прятался от дождя на чужом закрытом окне и увидев меня, просто бросился за помощью, возможно был голоден и устал.
Это не примета, а обыкновенный случай.
Хочется отметить, что на арабском языке гадание на песке носит своё название и это рамл (некоторые произносят и пишут как рамль).
Подробнее ознакомиться с этим гадание можно здесь.
Есть ещё и китайская разновидность такого гадания, которая называется Фудзи. При нём участвуют трое детей или стариков, а затем один из них
Зависит от региона. В основном гадают в деревнях, так как там больше сохранились традиции. Хотя, это не показатель. Живу в городе, и то, многие подружки и знакомые гадают, все же хотят узнать, кто будет их половинкой). Во все времена,самым популярным гаданием является «гадание об имени жениха». У моей тети в свое время так исполнилось гадание. Главное верить в чудо. Даже если гадания не сбываются, не расстраивайтесь. Как по мне, весело проведенное время с друзьями стоит того. Обязательно попробуйте
Точно не стоит болтать про идеи с теми, у кого непруха в жизни, завистливому, жадному.
Книга перемен-это древняя восточная книга, гадала на монетах, определяешь: «орёл», или «решка». Составляешь пиктограмму и читаешь значение пиктограммы. Книга содержит и много интересной информации по восточной философии.
Почему люди суеверны и верят в приметы
История возникновения суеверий и примет
Все приметы и суеверия направлены на нахождение логической связи между, казалось бы, несовместимыми и нелогичными вещами. И корнями это уходит в далекие времена неразвитой науки. Это сегодня людям многое известно о мире, его закономерностях, обществе и человеческих особенностях, взаимодействии человека и природы. Раньше же чтобы избавиться от гнетущего неведения и не бояться жить, приходилось полагаться на приметы, суеверия и интуицию:
Но особенность психологии верования в том, что копилка разного рода убеждений регулярно пополняется. Почему же в наше время это так же популярно? Старые приметы живы в общественном историческом сознании. От этого не уйти. А новые рождаются все по той же причине – незнание, страх. Хотя наука и совершила огромный скачок вперед, в мире остается много тайн и загадок. В итоге можно сказать, что суеверия и приметы – бессознательная база личности, которую искоренить невозможно.
Что такое предчувствие? На языке психологии это совокупность естественного и полезного свойства интеллекта – предположение (вероятность какого-то события без определения конкретных чисел этой вероятности) и тревожности. Вероятность появления у человека предчувствия (предположение + тревожное ожидание) усиливается в ситуации стресса, напряжения, в критических условиях. Если предчувствие себя не оправдает, то это, конечно, забудется. В противном случае – запомнится. Так и рождается суеверие «предчувствие меня никогда не обманывает».
Интересный факт: в 1939 году нью-йоркским психологам удалось подтвердить силу суеверий. На одной из выставок была установлена стремянка, и хотя она никак не мешала, 70 % людей отдавали предпочтение траектории с лишними метрами, лишь бы не пройти под стремянкой (плохая примета).
Народные приметы о ювелирных украшениях
Сколько существует историй о приносящих несчастьях ювелирных украшениях, особенно украшенных камнями!
А фамильные драгоценности? Сколько горя они принесли!
Некоторые факты достоверны, другие же обросли мистическими подробностями, но факт остается фактом: такие истории имели место быть.
Подходы к изучению суеверий
Суеверия – вера в неизвестные человеку силы и законы природы, позитивно или негативно влияющие на людей, животных и весь мир. Рассматривать суеверия как психологический феномен можно через несколько подходов.
Когнитивный подход
С позиции этого подхода суеверия – попытка постичь неизвестное и необъяснимое. Передаются суеверия от поколения к поколению через психологические особенности толпы: заражение, подражание, внушение. С помощью примет и суеверий человек старается обрести контроль над всем миром. В данном контексте суеверия – результат работы памяти и воображения.
С помощью суеверий человек упорядочивает окружающий мир. Но восприятие происходящих событий имеет слишком субъективный и ситуативный характер, искажающий истинные механизмы и особенности происходящих вещей.
Все, что выходит за пределы привычных представлений и знаний человека, он старается объяснить с помощью сверхъестественных сил, примет, суеверий, гаданий, астрологии. Соответственно, можно сказать, что чем выше интеллектуальный уровень человека, тем меньше он склонен к предрассудкам. Познание мира через суеверия – упрощенная форма познания, опирающаяся на наглядность и избегающая познания мира через абстрактные научные понятия.
Аффективно-мотивационный подход
Суеверия – форма защиты эмоционального состояния и самосознания человека. Это удовлетворение и поддержка своих неосознанных желаний, эмоций и чувств. Вместе с этим в данной концепции суеверия рассматриваются как средство оказания психотерапевтической помощи: избавление от страхов, придание уверенности, снятие напряжения.
Верование тесно связано с внушаемостью человека, которая усиливается в момент:
«Что не делается – все к лучшему», – говорит себе человек, и боль от случившихся личностно значимых несчастий уже не так остра. Приметы и такого рода суеверия могут дать человеку силы для преодоления депрессии и других нежелательных состояний. Подумайте, ведь на каждое состояние человека можно найти поговорку, снимающую с него долю ответственности и перекладывающую груз случившегося на чьи-то плечи: «На все воля Божия».
Это защитный механизм психики безответственных, тревожных людей с пессимистичным мышлением и не желающих признавать себя как творца хорошего и плохого в своей жизни, самостоятельно контролировать ее, принимать решения и нести за них ответственность. Суеверия помогают человеку адаптироваться в повторяющихся, но пугающих его своей неизвестностью условиях.
Психоаналитический подход
Суеверия – результат переноса человека истинных, но не удовлетворяющих в силу каких-то причин саму личность, мотивов действий во внешний мир. В основе лежат потребности и удовольствия человека, которые он хочет удовлетворить быстро и не своими силами. Таким образом, в рамках психоаналитического подхода суеверия – результат недостатка знаний и нереализованных актуальных потребностей.
Бихевиористский подход
Суеверия – поведение, обусловленное неспособностью понять наличие или отсутствие связи между действиями человека и их последствиями. Складывается такой стиль поведения в результате случайных подкреплений.
Социально-нравственный подход
Суеверия – основа морали, регулятор отношений в группе и обществе. Это условия успешного выживания и контактирования с природой, которые дошли до человека через культурное наследие от других поколений. Суеверия конкретизируют, персонифицируют и восхваляют социально приемлемые желательные формы поведения («Добро всегда возвращается») и накладывают табу на нежелательные формы и виды деятельности («Куры кричат на насесте – к домашней ссоре»). Таким образом, приметы и суеверия помогают сохранять, передавать и транслировать общественные ценности и нормы поведения.
Эволюционистский подход
Все существующие у нашего народа суеверия – отголоски религий разных стран. Например, негативное отношение к черной кошке пришло из Египта. К слову, такая примета существует во многих странах Европы.
В рамках эволюционистского подхода суеверия – отголоски несвободного поведения участников племен и родовых общин. Не исключено, что в те времена конкретное суеверие имело смысл, пусть его составляющие и были обобщены ошибочно. Но продвигаясь все дальше, в каждом поколении оно теряло свою силу.
Думаю, из всех подходов для психологии особый интерес представляет рассмотрение суеверий как защитного механизма психики, то есть аффективно-мотивационный подход.
В чем провинилась черная кошка: почему люди верят в приметы
Автор Константин Кузнецов
Общество » Семья » Житейские истории
Мы живем в интересное время: знаем, как выглядит поверхность Плутона, у каждого из нас в кармане имеется смартфон с многоядерным процессором. Казалось бы, в такую эпоху сложно вторгнуться элементам из Средневековья. Однако многие из нас, переступив порог дома и вернувшись, смотрятся в зеркало и стучат по дереву, чтобы избежать неприятностей в пути. Все мы знаем, что при новоселье первой в дом должна войти кошка, а если речь идет о чем-то хорошем, то нужно трижды плюнуть через левое плечо, чтобы не сглазить. Все эти суеверия из далекого прошлого основательно интегрировались в нашу культуру, так прочно закрепились в ней, что избавиться от них кажется почти невозможно. Редко кто полностью избавлен от суеверий, каким бы материалистом и атеистом он ни считал себя.
И все же что заставляет человека порой совершать странные ритуалы, чтобы уберечь себя от беды?
Суеверие — это предрассудок, в основе которого убежденность в необъяснимой связи между некими природными и потусторонними силами. Суеверия пришли к нам из давних времен. Некоторые из них связаны с людьми или животными. Особенно в этом отличились кошки. Как известно, если черная кошка перебегает вам дорогу, то жди беды. Нужно или искать другой путь, или плюнуть три раза через левое плечо, чтобы отвадить неудачу. Причин такой нелюбви к кошкам темного окраса несколько. В давние времена, когда еще электрических ламп на улицах не было, а путь освещала разве что луна, пешеходу было легко не заметь идущую через дорогу черную кошку, споткнуться и упасть. Лошадь могла в темноте слишком поздно заметить кошку, испугаться и сбросить седока.
Но и в дневное время от черной кошки жди беды. Общеизвестно, что черные кошки — это либо подручные животные ведьм, выполняющие их приказы, либо сами ведьмы, изменившие форму. Правда, выглядит несколько неразумно со стороны ведьмы превращаться в кошку, зная, что ее определят по черной шерстке. То, что первой в новый дом должна была войти кошка, имеет несколько объяснений. По одной из версий, домовой преображался в кошку, поскольку не мог показаться перед людьми, он должен был первым оказаться в новом жилище, чтобы убедиться в отсутствии в нем злых духов.
Согласно другим верованиям, домовой не мог касаться земли, поэтому был вынужден переезжать из дома в дом невидимым на кошке. А плевать через левое плечо требуется потому, что именно на нем у человека обычно устраивается всякая зловредная потусторонняя живность. Плюнув трижды через левое плечо, ее удастся прогнать. Это и понятно — кому понравится, если ему плюют в лицо. Слюна же, как считалось, обладала очищающими свойствами, поэтому таким плевком можно было спастись от заговора или проклятья.
Многие суеверия ведут свое начало с древних времен, тогда к их появлению располагал уклад жизни человека. Даже в наши дни не принято передавать что-либо или здороваться через порог. Связано это с тем, что некогда под порогом дома хоронили прах предков, и важно было не побеспокоить духов. Но в наше время, когда, следуя этому суеверию, не передают деньги курьеру через порог на пятнадцатом этаже дома, сложно поверить, что под порогом квартиры спрятан прах любимой прабабушки.
А вот чем можно объяснить необходимость трижды постучать по дереву, чтобы отвадить неприятности? Традиция эта очень древняя, известна еще с дохристианских времен. Тогда считалось, что в дереве обитают духи, которых таким образом можно позвать на помощь. После прихода христианства традиция сохранилась, но немного изменилась — стали считать, что стучать трижды нужно не по любому дереву, а по дубу. Именно дуб считался деревом Христа, символом непоколебимой силы и веры. Постучав по дубу, можно было обратиться к Иисусу за помощью и защитой в благом деле.
В суевериях отсутствует логика, они основаны только на глубинном человеческом страхе, по сути, идет слепое принятие на веру догм, которые зародились еще во времена дикие и малообразованные. Если копнуть глубже, то потребность в вере есть у каждого человека. Но когда нет веры в Бога, то мелкими божествами становятся именно те самые суеверия. Об абсурдности суеверий говорил Иоанн Златоуст: «Кто убежден, что есть дни счастливые и несчастливые, тот в несчастливый день не будет заниматься добрыми делами, думая, что весь его труд останется тщетным и бесполезным по роковому свойству дня». Получается, что человек сознательно идет на обесценивание своей жизни, своих поступков в угоду предрассудкам. Так стоит ли продолжать оставаться слепыми?
Куратор: Наталия Красовская
Темы кошки ритуал суеверия злые духи иоанн златоуст
Функции суеверий и примет
Приметы и суеверия выполняют важную для нашей психики роль – дарят чувство безопасности, ощущение контроля над ситуацией и управления ей. Служат своеобразным плацебо, внушая человеку уверенность в собственных силах.
Так работают, например, различные амулеты и обереги. Сложно поверить, что они на самом деле могут притягивать удачу или дать человеку то, о чем он мечтает. Но не оставляет сомнений тот факт, что мысли человека материальны. И если человек уверен в том, что скоро его ждет успех в любви, то так оно и случится:
Как правило, человек этого не замечает и считает, что амулет и правда помог. Это в свою очередь укрепляет веру. Потому суеверия и не выходят из нашей жизни.
Или, например, известная примета, что птицы гадят к деньгам. Столкнувшись с этим, суеверный человек не просто начинает ждать прибыли, но и его мозг начинает искать источники дохода. В этом приметы, несомненно, полезны.
Но существует и обратная сторона медали: суеверия и приметы могут переходить в навязчивые состояния и тогда мешают человеку жить. Например, согласно одной из примет, если разбить зеркало, то это к полосе несчастий. Суеверный человек сам программирует себя на это, и несчастья действительно случаются. В общем, суть примет (плохих и хороших) в одном – это эффект плацебо.
Таким образом, суеверия:
Несмотря на все описанные в статье преимущества верований, я отношусь к суевериям и приметам скорее негативно. Считаю, что они препятствуют личностному росту человека, не решают истинные проблемы, а только маскируют их, мешают раскрытию творческого потенциала.
Народные приметы, связанные с посудой и домашней утварью
Хотя, опять же, в добрые советские времена эта примета была как- то забыта.
Все же будет лучше, если оставить при себе свои ложки, вилки, тарелки и кружки.
Послесловие
Суеверия – это победа эмоций над разумом. И одной из главных движущих сил является страх. Это слепая вера, тормозящая мышление. Схожи с суевериями предрассудки:
Приметы, суеверия, предрассудки относятся к психологии масс. Это обуславливает сложность и невозможность полного искоренения верований. Но с отдельным человеком работать можно и нужно, если суеверия мешают ему личностно развиваться и жить, граничат с тревожно-фобическими расстройствами и синдромом навязчивости.
Как это делать? Разобраться, какую функцию выполняют суеверия в данном случае. Это поможет найти истинные причины: недостаток знаний, страх, неуверенность в себе, личностные проблемы и другое. Далее предстоит работать на устранение этой причины и обретение чувства контроля над собой и своей жизнью за счет внутренних ресурсов и логического рационального понимания мира. Стоит заняться развитием творческого и позитивного мышления, и суеверия начнут отходить на второй план.
Однако некоторые приметы и суеверия можно подтвердить с позиции науки, потому-то они до сих пор и живы в общественном сознании. Подробнее об этом читайте в статье «10 примет, имеющих научное объяснение».
Народные приметы о венике
Между прочим, веник раньше считался магическим предметом.
Вот его никогда не одалживали, — ведь если сделать это, можно лишиться и финансового благополучия.
Человеку либо отказывали, либо дарили.
Какие бывают суеверия касательно церковных обрядов
Большинство суеверий пришло еще из языческих времен. А часть из них изменилась так, чтобы стать частью повседневного церковного уклада. Люди верят, например, что:
Есть суеверия мелкие, есть большие, но все они от Лукавого.
Истинно верующему христианину достаточно Божьей защиты, ему не нужно пытаться обезопасить себя как-то еще или предсказать свое будущее.
Если статья вам понравилась, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, пишете комментарии.
Психологи о суевериях:
Психологи уверяют, что вера в приметы имеет ряд причин:
Специалисты убеждены, что непоколебимая вера в подобные вещи обусловлена особенностями человеческой психики и памяти, а формируется этот феномен на уровне бессознательного. Искоренить такую веру невозможно.
Верить или не верить?
Некоторые «ложные», на первый взгляд, верования можно объяснить с научной и исторической точки зрения. Например, просыпанная соль считается предвестником крупной ссоры. Это убеждение не случайно – раньше соль стоила недёшево, и, если неловкая хозяйка просыпала такой дорогостоящий продукт, недовольство домочадцев было гарантировано. Отсюда и возможные размолвки в семье. Каждый знает примету-предсказание: ласточки летают низко – к дождю. И у этого есть вполне научное основание: перед дождём понижается атмосферное давление и сильно повышается влажность. Такие изменения и заставляют птиц летать низко.
Всё же стоит ли верить в приметы или нет – каждый решает сам. Переубедить того, кто убеждён в их истинности – невозможно, так же, как и заставить рационалиста наполнить жизнь всевозможными суевериями.
Хотите знать больше интересных статей и советов? Не забудьте поддержать наш канал
«СОВЕТКА»в сервисе Яндекс дзен.Ставьте лайки и подписывайтесь.
Приметы: почему так много людей в них верит, а православные – против?
Приблизительное время чтения: 12 мин.
На сайте журнала «Фома» уже долгое время существует постоянная рубрика «Вопрос священнику». Каждый читатель может задать свой вопрос, чтобы получить личный ответ священника. Некоторые вопросы встречаются особенно часто:
«Приехали в церковь крестить младенца в назначенное нам время, а там идет полным ходом отпевание покойника. Нас попросили погулять часок, пока унесут покойника и помоют пол. Руководствуясь тем, что нельзя переносить крестины, все-таки решились покрестить в этот день. Правильно ли мы поступили? И не навредит ли это ребенку?»
«Когда-то давно моя бабушка и мама принесли с кладбища старые лампадки, какое-то время они стояли у нас дома, потом их выкинули. Слышала, что с кладбища ничего приносить домой нельзя. Могут ли эти вещи нести какой-то негатив?»
«Моя мама смертельно больна. Недавно она купила в церкви серебряный крестик с цепочкой, но потом стала носить крестик на шнурке, а цепочку отдала мне. Я слышала, что чужой крестик нельзя надевать… Тем более умирающего человека. А цепочку, на которой висел крестик?»
«Можно фотографии умерших ставить рядом с фотографиями живых?»
«У меня умер родной брат. Жил вместе с родителями в частном доме, без воды. Могу ли я провести им воду, или нужно ждать год после смерти?»
Подобные вопросы ежедневно приходят на почту «Фомы». Общее в них — суеверные представления и чувство страха и бессилия перед судьбой.
Мы попросили ответить психолога Александра Ткаченко, что на самом деле стоит за суевериями и в чем причина того, что даже многие христиане верят в приметы.
Разговор о суевериях проще всего было бы начать с того, что есть вера истинная и есть вера суетная — напрасная и ни на чем не основанная. Далее можно было бы объяснить читателю, в чем заключается вера православных христиан и чем она отличается от суеверия. И закончить рассказ победным выводом о том, что люди верующие поклоняются истинному Богу, а люди суеверные — нелепым выдумкам и пустым приметам. Но, к сожалению, эта простая и понятная концепция вдребезги разбивается об один невеселый факт: среди верующих людей также бытует множество самых разнообразных суеверий, примет и обычаев, ничего общего не имеющих с христианством. Увы, суеверия — отнюдь не редкость и среди христиан.
Откуда же появляется в людях эта суетная вера? Что заставляет человека бояться каких-то нелепых совпадений и надеяться на них же, вопреки доводам здравого смысла?
Пристально разглядываемая бездна, по словам Фридриха Ницше, имеет обыкновение столь же бдительно присматриваться к ее легкомысленному созерцателю. Наш разум не терпит бессмыслицы и пустоты. Из хаотичного переплетения ночных теней на стене комнаты он с легкостью выделяет фигуры клыкастых чудовищ, а в абстрактном наборе цветовых пятен на обоях появляется зловещий профиль Мефистофеля. Наше воображение проецирует на окружающий мир наши же потаенные страхи, словно луч киноаппарата, рисующий на белом экране леденящие кровь картины мистического триллера. Там, где человек напряженно вглядывается в пустоту, она вдруг начинает приобретать вполне конкретные формы его тревожных ожиданий. И тогда перебежавший дорогу симпатичный черный котик становится объяснением всех последующих неудач этого дня, а случайно рассыпанная за завтраком соль — грозным предвестником семейной ссоры.
Жить в столь непредсказуемом и опасном мире неуютно и даже страшно. Чем же можно обезопасить себя от таких выдуманных опасностей? Ну конечно, такими же выдуманными средствами защиты! И вот уже на запястье появляется красная шерстяная ниточка, к двери прибивается заветная подкова, ну а с черной кошкой на улице и вовсе никаких проблем: достаточно лишь пропустить перед собой какого-нибудь незадачливого бедолагу и можно следовать далее со спокойной уверенностью, что все чернокошечные напасти сегодня обрушатся уже не на вашу, а на его голову. Приблизительно так работает психологический механизм формирования суеверий у неверующих людей.
Будучи разумным, человек прекрасно понимает, что в этом мире он не самое могущественное существо, постоянно подвергающееся множеству различных опасностей. И пытается защититься от них такими вот наивными мероприятиями, поскольку ничего другого ему просто не остается, ведь других защитников у него в этом мире бездушной материи просто нет. Ну разве что, по ироничному совету Иосифа Бродского, вообще не выходить из комнаты, сведя жизнь к унылому физиологическому минимуму:
…Слейся лицом с обоями. Запрись и забаррикадируйся
Шкафом от хроноса, космоса, эроса, расы, вируса.
В мире, где для человека нет Бога, приметы становятся вешками, обозначающими безопасный маршрут среди бурлящего потока событий.
Но почему же тогда суевериям подвержены бывают и христиане? Ведь для них мир отнюдь не метафизическая пустыня.
Бог христиан создал этот мир и ни на мгновение не оставлял его без Своего внимания и попечения. Люди, уверовавшие во Христа, получили от Него прямое уверение в том, что они бесконечно дороги Богу: Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц (Мф 10:29–31).
Понятно, что суеверия эти идут вразрез с христианской верой и что подвержены им в Церкви далеко не все. Однако явление это не такое уж и редкое. И чтобы разобраться в его причинах, нужно сделать краткий экскурс в самый ранний период жизни человека.
Психологическая основа для будущих суеверий формируется именно в младенчестве. Новорожденный ребенок — очень слабое и абсолютно беспомощное существо. Без заботы взрослых он очень быстро погибнет, не имея малейшей возможности самостоятельно найти себе пищу и воду или укрыться от холода. Все жизненно важные потребности младенца удовлетворяет мама, с которой он провел в теснейшем единении первый этап своей жизни. Будучи с ней девять месяцев одной плотью, чувствуя ее настроение, слыша биение ее сердца, ее голос, младенец и после родов не воспринимает маму как нечто внешнее по отношению к себе. И в то же время он еще не знает, что вокруг него есть огромный мир. Для него весь этот мир воспринимается лишь как ласковые мамины руки, запах вкусного молока из маминой груди, колыбельные песни, которые мама поет над его кроваткой.
Таким образом, на самых первых этапах жизни у ребенка существует двойственное восприятие мамы. С одной стороны, она еще не воспринимается младенцем как отдельное от него существо. С другой — представляется маленькому человеку всей полнотой окружающего мира. И этот мир-мама оказывается способным реагировать на его желания и нужды. Если ребенку стало холодно и неуютно в мокрых пеленках, мир вымоет его в теплой водичке, перепеленает, поцелует и довольного положит обратно в кроватку. Если он проголодается, мир даст ему молока или каши. Если у него заболит животик, мир бережно прижмет его к себе, пожалеет, сделает массаж. Ведь этот мир в представлении младенца — продолжение его самого. Поэтому любое его желание тут же становится известно миру, и мир заботится о его исполнении.
Потом ребенок растет, познает окружающую его реальность, приобретает новые знания и навыки. На смену первоначальному чувству полного слияния с мамой-миром приходит понимание того, что мама — это другой человек, а мир огромен и наполнен множеством интересных вещей и событий. Но, как отголосок самого раннего опыта, у ребенка остается представление о мире как о своем продолжении, способном слышать и исполнять желания. Эти младенческие чувства частично находят свое выражение в любви детей к сказкам про заклинания, волшебную палочку или цветик-семицветик, способные вернуть миру былую послушность и отзывчивость.
Отсюда же и детский эгоцентризм, болезненное стремление видеть себя центром и причиной всего происходящего вокруг.
Родители поссорились, папа наорал на маму, мама расплакалась и ушла к себе в комнату. И тогда, чтобы искупить свою «вину», он начинает с удвоенной энергией делать уроки или драить тарелки на кухне, надеясь таким образом помирить рассорившихся родителей.
Схема «я совершаю какое-то действие, и мир вокруг меня на это реагирует» воспроизводит ранний детский опыт, когда младенцу достаточно было заплакать, чтобы получить еду, тепло и материнскую ласку.
Со временем понимание причинно-следственных связей у человека становится осознанным, и вера в мир как в продолжение себя потихоньку растворяется в новом, уже взрослом опыте жизни.
Но если эмоциональное взросление человека было нарушено (например, психологической травмой), эта детская форма отношения к миру сохраняется в нем на долгие годы и даже десятилетия.
Человек заканчивает школу, женится или выходит замуж, растит детей, работает. Но в глубине души продолжает верить, что способен влиять на мир через какие-то ритуальные действия, подобные детскому мытью посуды или сделанным урокам, которые необъяснимым образом должны помирить папу с мамой.
С такими остатками младенческого восприятия мира у взрослых людей часто имеют дело психологи. Один клиент во время приема рассказывал, что всю жизнь специально заставлял себя усиленно тревожиться каждый раз, когда поднимался на борт самолета, потому что эта тревожность служила своеобразной «страховкой». Когда психолог спросил его, что именно он имеет в виду, тот ответил: «Ну, если я не буду тревожиться, я начну искушать судьбу, и тогда самолет может разбиться!» На уровне чувств он был уверен в том, что его тревожность каким-то образом удерживает самолет в воздухе и позволяет предотвратить катастрофу. Это был совсем не глупый человек с высшим техническим образованием. И умом он прекрасно понимал, что никакой разумно объяснимой связи между его искусственно вызванной тревогой и безопасностью полета нет и быть не может. Но в его субъективном опыте этот принцип работал безотказно: ведь ни один из самолетов, где он так старательно тревожился, ни разу не упал.
Другой случай. Женщина впадает в сильную тревогу, если у нее на глазах случайно наступят на ногу другому человеку. А уж если она сама это сделает, то непременно требует, чтобы в ответ наступили на ногу ей. Когда такого «обмена» не происходит, она может впасть в затяжную депрессию. В процессе терапии выяснилось, что когда-то в детстве подружка, которой она наступила на ногу, сказала: «Дай теперь я тебе наступлю, а то у тебя мама умрет». Девочка отказалась. А когда пришла домой из школы, узнала, что умерла ее бабушка. С тех пор она живет с чувством вины за свой «проступок» и пытается его «искупить», тщательно соблюдая нелепый детский ритуал, который много лет назад случайно совпал со смертью ее родственницы.
Суеверия церковных людей также часто не являются их сознательными убеждениями, это всего лишь отголоски детского чувства, что именно ты являешься смысловым центром Вселенной и все вокруг зависит от правильности или неправильности совершаемых тобою действий.
Отсюда — тревога за свечку, которую ты передал не той рукой или не через то плечо. Отсюда — страх перед вещами умерших людей, боязнь найденных нательных крестиков, занавешивание зеркал после смерти близкого и еще великое множество самых разнообразных тревог. Такие люди пытаются преодолеть свой детский страх через ритуальные действия, позволяющие им снизить уровень тревожности. Например, передавать свечку только через правое плечо и ни в коем случае не через левое.
Как ни странно, убежденность в силе подобных ритуалов вполне органично может совмещаться у них с искренней и горячей верой во всемогущего Бога Вседержителя, в Евангелие, в церковные таинства.
И любые упреки в стиле «да ты ж христианин, как ты можешь верить в такую чушь» вряд ли что-либо изменят. Здесь требуется долгий и доверительный разговор со священником, возможно, не один, или серьезная работа с психологом.
Травмы развития не лечатся обесцениванием чужих чувств, насмешками и укорами. Исцелить их можно лишь любовью и бережным отношением к чужой боли.
Детскую природу суеверий более чем полтора тысячелетия назад блестяще описал в одной из своих проповедей Иоанн Златоуст. Правда, говорит он здесь главным образом не о христианах, а об эллинах (так в Византии называли язычников, веривших в римских и греческих богов). Но мысль о том, что суеверие — плод незрелого, детского восприятия мира, в этом тексте настолько очевидна, что не нуждается в какой-то специальной расшифровке или комментарии:
«Подобно тому, как дети, находясь на руках у своих кормилиц, неразумно протягивают руки к огню и смело порываются к зажженному светильнику, а между тем боятся человека в одежде из козьей шерсти, так и эти эллины — настоящие младенцы, как и сказал о них некто: “эллины — всегда дети”.
Того, что не составляет греха, они боятся, как-то: телесной неопрятности, похорон, катафалков, тяжелых дней и тому подобного. А того, что составляет настоящий грех, как-то: сладострастной любви к отрокам, прелюбодеяния, блуда, — они и не думают считать за грех.
Ты можешь видеть, как (язычник) обмывается после мертвеца, но от мертвых дел он не омывается никогда. Он много прилагает старания о приобретении денег и в то же время думает, что одно пение петуха может разрешить всякое (недоумение).
Так они помрачены разумом. Душа их преисполнена множества примет. Например, такой-то, говорят, первый встретился со мной, когда я выходил из дому: непременно случится тысяча неприятностей для меня. Сегодня ненавистный слуга, подавая мне обувь, поднес наперед левую: быть большим бедам и напастям. Сам я, выходя из дому, ступил за порог левой ногой: и это предвещает несчастья. Это — домашние неудачи. Когда же я вышел из дому, у меня правый глаз мигнул: быть слезам. Закричит ли осел, или петух, чихнет ли кто, и вообще, что бы ни случилось, все их тревожит, так что они, — как я сказал, — точно скованы тысячами уз, точно находятся во мраке, во всем подозревают (худое) и гораздо больше порабощены, чем тысячи невольников.
Но не будем мы такими; напротив, осмеявши все такие (суеверия), — как живущие в свете, как небесные граждане, не имеющие ничего общего с землей, — будем считать для себя страшным один только грех и оскорбление Бога. Если все это пустяки, то и посмеемся над этим, равно как и над первым виновником этого — дьяволом».
Такова оценка святителя Иоанна Златоуста, вынесенная им языческим суевериям: «эллины — всегда дети».
Однако уже в те далекие времена и среди христиан тоже находились люди с таким синдромом затянувшегося психологического детства. И о них Златоуст здесь тоже говорит, но — отнюдь не в уничижительном тоне, а словами, исполненными бережной любви и сочувствия. Наверное, эти его слова и по сей день остаются лучшей рекомендацией для всех христиан, возмущенных или введенных в недоумение суеверными поступками своих единоверцев:
«…Возблагодарим Бога и будем стараться, чтобы нам самим никогда не впасть в такое рабство, а если кто из наших друзей будет пленен, разорвем его узы, освободим его от этого несносного и постыдного заключения, сделаем его способным для восхождения к небу, выпрямим его опустившиеся крылья и научим его любомудрию касательно жизни и веры. Возблагодарим Бога за все и будем умолять Его, чтобы нам не оказаться недостойными врученного нам дара; с тем вместе, позаботимся и о том, что от нас зависит, именно, чтобы нам поучать других не только словами, но и делами».