кем можно работать судье в отставке
Кем можно работать судье в отставке
Комиссия Совета судей Российской Федерации по этике рассмотрела запрос судьи, пребывающего в отставке и получающего ежемесячное пожизненное содержание, по вопросу возможности его трудоустройства на государственную службу в управление Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту Российской Федерации.
Согласно абзацу второму того же пункта 4 на судью, пребывающего в отставке, независимо от возраста и судейского стажа не распространяются, в частности, требования, установленные подпунктом 1 пункта 3 статьи 3 Закона о статусе судей. Таким образом, в отношении судей в отставке, независимо от возраста и судейского стажа, не действует запрет занимать государственные должности, а также должности государственной службы, муниципальные должности, должности муниципальной службы, быть третейским судьей, арбитром.
Постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации от 27.06.2016 N 518 утверждено заключение комиссии Совета судей Российской Федерации по этике, разъясняющее, что в период замещения судьей, пребывающим в отставке, независимо от возраста и судейского стажа должностей, указанных в подпункте 1 пункта 3 статьи 3 Закона о статусе судей, наряду с оплатой на замещаемых должностях сохраняется назначенное судье ежемесячное пожизненное содержание.
Прохождение государственной службы и муниципальной службы регулируется Федеральным законом от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О системе государственной службы Российской Федерации», другими федеральными законами, определяющими особенности прохождения отдельных видов государственной службы, Федеральным законом от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ (ред. от 30.10.2018) «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Государственная, муниципальная служба как вид профессиональной служебной деятельности граждан осуществляется на должностях государственной, муниципальной службы, которые включены в соответствующие реестры. Именно такие должности судья в отставке вправе замещать независимо от возраста и стажа работы в качестве судьи.
Поэтому поступление пребывающего в отставке судьи на государственную гражданскую службу в управление Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту Российской Федерации (то есть замещение должности государственной гражданской службы в данном органе) не нарушает требований, предъявляемых к судье в отставке Законом о статусе судей.
В государственных, муниципальных органах могут предусматриваться должности, не являющиеся должностями государственной или муниципальной службы. Трудовая деятельность работников, замещающих такие должности, не является государственной службой и регулируется законодательством Российской Федерации о труде.
Следует также учитывать, что правило о допустимости замещения судьей в отставке должностей государственной, муниципальной службы не отменяет обязательность соблюдения им других требований, ограничений, установленных Законом о статусе судей.
Так, например, судья в отставке, работающий в должности, разрешенной законодательством о статусе судей, не должен выступать в качестве представителя по делам нанимателя (работодателя), поскольку это ведет к нарушению требования, установленного подпунктом 6 пункта 3 статьи 3 Закона о статусе судей.
Поэтому рассматривая возможность поступления на государственную службу любого вида, судья в отставке всегда обязан учитывать конкретный объем функциональных обязанностей по замещаемой должности, с тем, чтобы при осуществлении профессиональной служебной деятельности не возникало противоречий между интересами службы и статусом судьи в отставке.
Обзор документа
Закон о статусе судей не запрещает судье в отставке быть госслужащим в управлении Минюста по субъекту Федерации. При этом судья всегда обязан учитывать конкретный объем обязанностей по замещаемой должности, чтобы при осуществлении служебной деятельности не возникало противоречий между интересами службы и статусом судьи в отставке.
Чем может заниматься судья в отставке?
Как известно, и у действующих судей, и у судей в отставке имеется ряд привилегий, с которыми, конечно же, не каждый согласится расстаться. Однако наравне с привилегиями существует ряд ограничений, запретов, существенно урезающих доступ к большому объёму гражданских, политических и других прав.
Несмотря на то, что судья уходит в отставку на заслуженный отдых, упомянутые ограничения с него не снимаются, так как служитель Фемиды сохраняет свою принадлежность к судейскому сообществу и после отставки. Экс-судья может привлекаться к работе при необходимости, но он уже будет не вправе быть избранным в состав ККС или избирать членов ККС.
За отставным судьёй пристально следит судейское сообщество, наделенное правами прекратить отставку коллеги и лишить его приятных бонусов. В связи с этим судьям необходимо тщательно продумывать, какому роду занятий они отдадут предпочтение в отставке.
Что НЕ могут делать судьи?
Чем судьи, решившие покинуть «родные пенаты», НЕ могут заниматься в силу своего статуса?
Что же остаётся судье в отставке? Вопрос можно назвать решённым, если человек покидает свой пост в пенсионном или предпенсионном возрасте, ведь тогда не нужно задумываться над дополнительными источниками дохода — судейской пенсии будет вполне достаточно для спокойной жизни.
Но бывают и случаи, когда судебную систему покидают весьма молодые кадры. Именно перед ними возникает проблема продолжения карьеры. В таком случае, на первый взгляд, есть всего два выхода: сидеть дома и получать пенсию или лишаться статуса отставного судьи и, вместе с ним, всех положенных бонусов.
Конечно, второй путь редко кого-то устраивает, в связи с чем приходится буквально «выкручиваться» из ситуации.
Занятия судьи в отставке
Судья в отставке не может быть адвокатом или заниматься бизнесом. Но он имеет полное право заниматься непредпринимательской деятельностью. Например, ведением личного хозяйства.
Закон не запрещает продавать то, что судья произвёл своими силами, ведя подсобное хозяйство. Но фермером он стать уже не сможет.
Также экс-судья может заниматься преподавательской и научной деятельностью, передавая свой богатый опыт подрастающему поколению. Не запрещена и творческая деятельность: вряд ли, условно говоря, картины, написанные отставным судьёй, смогут нанести какой-либо вред судебной системе.
Если же судья хочет снять с себя такое тяжёлое бремя как вершение правосудия, но желает остаться внутри системы, то у него, как у отставного судьи, есть уникальное право стать судебным примирителем.
Согласно ст. 138.5 Арбитражного процессуального кодекса, судебный примиритель ведёт переговоры со сторонами, другими лицами, участвующими в деле, изучает представленные сторонами документы, знакомится с материалами дела с согласия арбитражного суда и осуществляет другие действия, необходимые для эффективного урегулирования спора, в том числе даёт сторонам рекомендации в целях скорейшего урегулирования спора и сохранения между сторонами деловых отношений.
При этом примиритель не является участником судебного разбирательства.
В соответствии со Сборником заключений комиссии Совета судей Российской Федерации по этике, судья, пребывающий в отставке, может работать только в государственных органах или общественных организациях (в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в профсоюзных и иных общественных объединениях, а также в качестве помощника депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо помощника депутата законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации). Иными словами закон не предусматривает возможности занятия должностей (кроме преподавательской, научной и творческой деятельности) в негосударственных структурах.
Кроме того, отставные судьи могут входить в региональные комиссии по помилованию.
Таким образом, можно сделать вывод, что у решивших уйти в отставку судей не такой большой выбор. В основном экс-судьи посвящают свою жизнь науке, преподаванию. При этом круг дисциплин, которые может преподавать судья, ничем не ограничен, что позволяет уставшим от судебной системы людям отойти от неё чуть дальше и посвятить себя чему-то новому.
Совет судей РФ: может ли отставной судья работать юристом или чиновником?
Совет судей РФ сегодня представил обобщение по вопросам этических норм судей в отставке.
В обобщении, в частности, разъясняется, может ли отставной судья работать на государственном посту и занимать юридическую должность. Кроме того, речь идет о возможности работы бывшего судьи в налоговой и таможенной сфере, а также о порядке приостановления его членства в судейском сообществе.
Ниже следуют ответы на эти и другие вопросы:
Вопрос 1: Может ли судья, пребывающий в отставке, быть членом Общественной палаты Российской Федерации?
Ответ: В пункте 2 статьи 7 федерального закона от 04.04.2005 года № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» установлен исчерпывающий перечень должностей, при замещении которых лица не могут быть членами Общественной палаты, к ним относятся и судьи.
Вместе с тем, соответствующие положения Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» не содержат прямого запрета на участие судей в отставке в работе Общественной палаты. Однако необходимо иметь в виду, что согласно пункту 6 статьи 15 названного Закона требования, предъявляемые к судье, распространяются и на судей, пребывающих в отставке.
Принимая во внимание изложенное, а также порядок формирования Общественной палаты Российской Федерации, в целях предотвращения возможного конфликта интересов, представляется, что судья в отставке, в том числе имеющий стаж работы в должности судьи не менее 20 лет либо достигший возраста 55 (для женщин — 50) лет, не вправе быть членом Общественной палаты Российской Федерации.
Вопрос 2: Может ли судья, пребывающий в отставке, входить в состав правления товарищества собственников жилья?
Ответ: Статьей 3 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» закреплен исчерпывающий перечень видов оплачиваемой деятельности, занятие которыми совместимо со статусом судьи, пребывающего в отставке.
К предусмотренным в Законе для судьи, в том числе судьи, пребывающего в отставке, ограничениям относится запрет заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, включая участие в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно-правовой формы, заниматься другой оплачиваемой деятельностью.
В соответствии с частью 2 статьи 291 ГК РФ, статьи 135 ЖК РФ, товарищество собственников жилья не относится к хозяйственным товариществам и обществам, являясь некоммерческой организацией, оно не имеет в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяет полученную прибыль между участниками.
При этом любое лицо, в том числе судья, пребывающий в отставке, являясь собственником квартиры, вправе реализовать свое право на обеспечение эксплуатации многоквартирного дома, пользование квартирой и общим имуществом в данном доме посредством участия в образовании товарищества собственников жилья.
Поскольку товарищество не имеет извлечение прибыли в качестве основной цели и не распределяет полученную прибыль между участниками, что согласно абзацу третьему части 1 статьи 2 ГК РФ является основным признаком предпринимательской деятельности, то можно сделать вывод об отсутствии оснований расценивать как занятие предпринимательской деятельностью членство в правлении товарищества собственников жилья.
Таким образом, судья, пребывающий в отставке, вправе входить в состав правления товарищества собственников жилья, но осуществлять деятельность в его составе имеет право исключительно на безвозмездной основе.
Вопрос 3: На каких должностях в соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» вправе работать судья, пребывающий в отставке, в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в профсоюзных и иных общественных объединениях и одновременно сохранять право на получение пожизненного содержания?
Ответ: Согласно пункту 4 статьи 3 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», судья, пребывающий в отставке и имеющий стаж работы в должности судьи не менее 20 лет либо достигший возраста 55 (для женщин — 50) лет, вправе работать в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в профсоюзных и иных общественных объединениях, а также работать в качестве помощника депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо помощника депутата законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, но не вправе занимать должности прокурора, следователя и дознавателя, заниматься адвокатской и нотариальной деятельностью.
При этом указанный Закон не определяет круг должностей в указанных органах и организациях, за исключением конкретно указанных должностей, которые вправе замещать судья, пребывающий в отставке.
В связи с этим представляется возможным сделать вывод о том, что Закон не ограничивает право судьи, пребывающего в отставке, замещать любые должности, если только осуществление функциональных обязанностей по этим должностям не приведет к нарушению положений Закона, связанных с недопустимостью занятий прокурорско-следственной, адвокатской, нотариальной и иной юридической деятельностью, что противоречило бы самой сути статуса судьи.
Работа судьи, пребывающего в отставке, в органах и организациях, названных в пункте 4 статьи 3 Закона, не предполагает прекращение выплаты ему ежемесячного пожизненного содержания.
Вопрос 4: Может ли судья, пребывающий в отставке, занимать в органах и учреждениях, предусмотренных пунктом 4 статьи 3 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» должность юриста (работа которого предполагает представительство юридических лиц), если он соблюдает требования подпункта 6 пункта 3 статьи 3 указанного Закона?
Ответ: Судья, пребывающий в отставке, может занимать должность юриста в органах и организациях, перечисленных в пункте 4 статьи 3 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», только в случае, если соблюдаются требования подпункта 6 пункта 3 статьи 3 Закона о недопустимости быть поверенным или представителем (кроме случаев законного представительства) по делам физических или юридических лиц.
Таким образом, если работа судьи, пребывающего в отставке, в качестве юриста предполагает представительство физических либо юридических лиц, то создается угроза нарушения требования подпункта 6 пункта 3 статьи 3 Закона. В связи с этим судье, пребывающему в отставке, следовало бы ограничиться осуществлением тех полномочий, которые не могут привести к конфликту интересов и не повлекут за собой нарушение требований, установленных пунктом 3 статьи 3 Закона.
Вопрос 5: Вправе ли судья, пребывающий в отставке, имеющий стаж работы в должности судьи не менее 20 лет, занимать должность юриста в учреждении, которое по своему статусу является федеральным бюджетным учреждением и действует на основании Положения, утвержденного приказом Министра обороны РФ, либо учреждение должно обязательно иметь статус федерального государственного учреждения?
Ответ: Согласно пункту 2 статьи 120 ГК РФ, учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение); государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением.
В Бюджетном кодексе Российской Федерации под бюджетным учреждением понимается государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона «Об обороне», управление объединения, управление соединения и воинская часть Вооруженных Сил Российской Федерации могут являться юридическим лицом в форме федерального бюджетного учреждения.
В этом случае решение об их создании в качестве юридического лица принимается министром обороны Российской Федерации и действуют они на основании общих положений, утверждаемых министром обороны Российской Федерации.
Если учреждение обладает статусом федерального бюджетного учреждения, то оно является федеральным государственным учреждением, в котором в соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» вправе работать судья, пребывающий в отставке.
Вопрос 6: Может ли судья, пребывающий в отставке, работать в налоговых, таможенных и других органах, а также государственных инспекциях, работники которых в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях имеют право в рамках административного производства составлять протоколы об административных правонарушениях, отбирать объяснения, принимать решения о привлечении виновных к административной ответственности?
Ответ: Пункт 4 статьи 3 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» допускает работу судей, пребывающих в отставке, в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в профсоюзных и иных общественных объединениях. Однако ограничения, содержащиеся в этом положении, исключают возможность занимать такие должности или заниматься такой деятельностью по юридической специальности, которая предполагала бы осуществление административно — властных полномочий (прокурор, следователь, дознаватель) либо принятие решений и совершение действий, в том числе от имени Российской Федерации, имеющих не только частноправовое, но и публично-правовое значение (адвокаты, нотариусы).
В связи с этим занятие судьей, пребывающим в отставке, деятельностью на должностях государственной службы, которая предполагает составление протоколов и принятие решений о привлечении к административной ответственности, не согласуется с самой сутью статуса судьи и может привести к конфликту интересов.
Вопрос 7: Кем и в каком порядке приостанавливается членство судьи, пребывающего в отставке, в судейском сообществе в случае осуществления им деятельности которой он вправе заниматься?
Ответ: В абзаце втором пункта 4 статьи 3 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» предусмотрено, что в период осуществления деятельности, которой судья, пребывающий в отставке, вправе заниматься в соответствии с данным пунктом, на него не распространяются гарантии неприкосновенности, установленные статьей 16 настоящего Закона и членство указанного судьи в судейском сообществе на этот период приостанавливается.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», судья, пребывающий в отставке, сохраняет свою принадлежность к судейскому сообществу до прекращения отставки и может привлекаться с его согласия к работе в органах судейского сообщества.
Представляется, что если судья, пребывающий в отставке, не состоит в органах судейского сообщества, специального решения о приостановлении членства судьи в отставке в судейском сообществе не требуется. Если же судья, пребывающий в отставке, состоит в таких органах, соответствующий орган судейского сообщества своим решением должен приостановить его членство в соответствующем органе судейского сообщества.
Судьям в отставке разъяснили модель поведения при назначении на крупную чиновничью должность
Комиссия Совета судей РФ по этике разъяснила, может ли судья в отставке руководить муниципальным образованием, представляя его интересы в судебных инстанциях, прокуратуре и правоохранительных органах, и какой модели поведения он должен придерживаться на этой должности.
Комиссия по этике рассмотрела запросы от судей, пребывающих в отставке, о праве замещать высшую должность муниципальной службы — главы администрации муниципалитета. Среди прочего заявителей интересовало, вправе ли такой судья представлять администрацию в отношениях с другими органами власти, общественными организациями, а также в судебных инстанциях, прокуратуре и правоохранительных органах.
В своем заключении комиссия пришла к выводу, что отставной судья может возглавлять администрацию муниципального образования независимо от стажа работы судьей и возраста. При этом наряду с оплатой на замещаемых должностях сохраняется назначенное судье ежемесячное пожизненное содержание. Кроме того, при замещении таких должностей от судьи в отставке потребуется непрерывное соотнесение своих действий с соответствующими требованиями судейской этики.
Вместе с тем, как указала комиссия, в период осуществления соответствующей деятельности на судью в отставке не распространяются гарантии неприкосновенности. Членство в судейском сообществе (при наличии) на этот период приостанавливается.
По поводу полномочий представлять администрацию муниципалитета комиссия высказала следующее мнение: «Законное представительство применительно к юридическим лицам имеет место в тех случаях, когда полномочия лица представлять юридическое лицо без доверенности основано на законе либо положениях учредительных документов юридического лица; полномочия законных представителей подтверждаются представленными суду документами, удостоверяющими их статус и полномочия, а не доверенностью».
Исходя из этого сделан вывод, что в рассматриваемых ситуациях будет иметь место законное представительство, допускаемое законодательством о статусе судей.
Комиссия также напомнила, что ее заключения носят рекомендательный характер и с судьи не снимается личная ответственность за выбор той или иной модели поведения.
Верховный суд подтвердил запрет на работу адвокатом судьям в отставке
Нельзя – значит, нельзя
Валентин Змеев семь лет работал в должности мирового судьи судебного участка № 2 Ковылкинского района Республики Мордовия, пока по состоянию здоровья не ушел в отставку (п. 1 ч. 1 ст. 14 закона о статусе судей). Затем он столько же времени трудился адвокатом. Змеев пояснил: делать это был вынужден из-за сложных жизненных обстоятельств, требующих денег, в том числе из-за наличия травмы и заболевания. Тем не менее, Совет судей Республики Мордовия обратился в ККС с представлением о прекращении отставки Змеева – из-за несоблюдения требований п. 4 ст. 3 закона о статусе судей, касающихся запрета на работу адвокатом. Отставка судьи влечёт прекращение соответствующих гарантий и выплат.
Мордовская коллегия отказала в удовлетворении представления: она посчитала, что обстоятельства, являющиеся основанием для прекращения отставки судьи, должны продолжаться до рассмотрения вопроса о прекращения отставки (а Змеев закончил адвокатскую практику почти за полгода до заседания). Совет судей Республики Мордовия обжаловал это решение в ВККС, которая все отменила со ссылкой на неправильное толкование закона и ошибочность выводов региональной коллегии, и прекратила отставку судьи.
Змеев подал административный иск в Верховный суд. Тот еще раз напомнил: сохраняя за судьёй в отставке звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу, закон о статусе судей устанавливает определённые запреты и ограничения. Так, судья не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и творческой (подп. 5 п. 3 ст. 3 закона о статусе судей). Он также не может работать в определённых органах и на определённых должностях, в том числе прокурором, следователем и дознавателем, заниматься адвокатской и нотариальной деятельностью. Поэтому ВС отказал Змееву в удовлетворении административного иска (№ АКПИ19-219). Змеев вправе обжаловать это решение в апелляционной коллегии ВС.
Эксперты: это не единичный случай
«Соблюдение установленного законом запрета не лишает судей возможности заниматься оплачиваемой деятельностью, например, писать книги и проводить исследования в области права. Хотя у меня вызывает недоумение, почему законодатель ограничил судей в отставке в занятии адвокатской деятельностью. Нет разумных оснований вводить такой запрет, но, если он есть, соблюдать его все же обязательно», – отметил руководитель коммерческой практики юркомпании BMS Law Firm BMS Law Firm Федеральный рейтинг. × Денис Фролов. «По моему мнению, необходимости в таком тотальном запрете нет – запрет должен быть конкретным и оправданным соответствующей целью. Например, если он связан с прямым служебным подчинением в прошлом (то есть когда судья в отставке приходит в качестве адвоката в тот же суд, где ранее исполнял полномочия судьи), – по аналогии с основаниями и механизмом отвода. Можно также рассуждать, насколько такой запрет целесообразен с точки зрения практики правоприменения, навыка и опыта – ведь бывший адвокат может стать судьей», – согласилась старший юрист АБ Казаков и партнеры Казаков и партнеры Федеральный рейтинг. группа Антимонопольное право (включая споры) группа Банкротство (включая споры) группа Природные ресурсы/Энергетика группа Уголовное право 22 место По выручке на юриста (более 30 юристов) 22 место По количеству юристов 37 место По выручке Профайл компании × Анастасия Найда. «Этот запрет направлен на исключение ситуаций, которые могут породить законные и объективные сомнения в беспристрастности и непредвзятости судьи, рассматривающего дело при участии адвоката, являющегося судьей в отставке. Такой запрет направлен на обеспечение общественного доверия к судебной системе», – объяснила Бенедская.