какую часть баллады можно рассматривать как эпилог

Какую часть баллады можно рассматривать как эпилог? В балладе Светлана

какую часть баллады можно рассматривать как эпилог. Смотреть фото какую часть баллады можно рассматривать как эпилог. Смотреть картинку какую часть баллады можно рассматривать как эпилог. Картинка про какую часть баллады можно рассматривать как эпилог. Фото какую часть баллады можно рассматривать как эпилог

В. А. Жуковский прямо не описывает, что произошло после встречи Светланы с женихом, но выражает уверенность в том, что жизнь её будет светла и желает счастливой судьбы:

» О! не знай сих страшных снов

Ты, моя Светлана.

Будь, создатель, ей покров!

Ни печали рана,

Ни минутной грусти тень

К ней да не коснется;

В ней душа как ясный день;

Ах! да пронесется

Мимо — Бедствия рука;

Как приятный ручейка

Блеск на лоне луга,

Будь вся жизнь ее светла,

Будь веселость, как была,

Дней ее подруга».

Пояснення:

какую часть баллады можно рассматривать как эпилог. Смотреть фото какую часть баллады можно рассматривать как эпилог. Смотреть картинку какую часть баллады можно рассматривать как эпилог. Картинка про какую часть баллады можно рассматривать как эпилог. Фото какую часть баллады можно рассматривать как эпилог

Такого героя нет в поэме

какую часть баллады можно рассматривать как эпилог. Смотреть фото какую часть баллады можно рассматривать как эпилог. Смотреть картинку какую часть баллады можно рассматривать как эпилог. Картинка про какую часть баллады можно рассматривать как эпилог. Фото какую часть баллады можно рассматривать как эпилог

какую часть баллады можно рассматривать как эпилог. Смотреть фото какую часть баллады можно рассматривать как эпилог. Смотреть картинку какую часть баллады можно рассматривать как эпилог. Картинка про какую часть баллады можно рассматривать как эпилог. Фото какую часть баллады можно рассматривать как эпилог

тому що вони поклали голови аби ніхто не дізнався їхньої теємниці

какую часть баллады можно рассматривать как эпилог. Смотреть фото какую часть баллады можно рассматривать как эпилог. Смотреть картинку какую часть баллады можно рассматривать как эпилог. Картинка про какую часть баллады можно рассматривать как эпилог. Фото какую часть баллады можно рассматривать как эпилог

Анализ стихотворения А.А.Фета «Степь вечером». Клубятся тучи, млея в блеске алом, Хотят в росе понежиться поля, В последний раз за третьим перевалом Исчез ямщик, звеня и не пыля. Афанасий Афанасьевич Фет написал стихотворение «Степь вечером» в 1854 году. Основная тематика содержания – это описание буйной природы степи.

Это стихотворение было впервые опубликовано в журнале «Современник» Стихотворение отличает психологическая точность в описании природы степи. Нигде жилья не видно на просторе, В дали огня иль песни и не ждешь! Все степь да степь. Безбрежная как море, Волнуется и наливает рожь. Мы оказываемся в вольных просторах степи.

Источник

«Светлана» анализ стихотворения Жуковского по плану кратко – кому посвящено, эпитеты, метафора, стихотворный размер

Одним из лучших примеров раннего русского романтизма по праву считается баллада Василия Андреевича Жуковского «Светлана». Произведение является отражением национальной ментальности, в ней присутствуют разнообразные фольклорные элементы: приметы, гадания, народные сказки и обрядовые песни. Предлагаем к разбору краткий анализ «Светлана» по плану, который будет полезен ученикам 9 класса при подготовке к уроку по литературе и ЕГЭ.

какую часть баллады можно рассматривать как эпилог. Смотреть фото какую часть баллады можно рассматривать как эпилог. Смотреть картинку какую часть баллады можно рассматривать как эпилог. Картинка про какую часть баллады можно рассматривать как эпилог. Фото какую часть баллады можно рассматривать как эпилог

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Светлана.

История создания – Стих написан в 1812 году. В его основе лежит произведение немецкого поэта Августа Бюргера «Ленора», однако Жуковскому удалось так мастерски передать народный колорит, что русская версия во многом отличается от немецкого оригинала.

Тема стихотворения – Страшный сон во время рождественского гадания, и утреннее пробуждение, принесшее облегчение и радость. Также в произведении автором раскрыты темы судьбы, счастья, верности, сомнений и душевных переживаний.

Композиция – Композиция баллады построена на антитезе – противопоставлении фантазии и реальности, жизни и смерти, дня и ночи. Главная особенность композиции – мистический сон Светланы.

Жанр – Баллада.

Стихотворный размер – Хорей с перекрестной рифмой.

Метафоры – «мертвое молчанье», «свет-судья лукавый».

Эпитеты – «милый», «статный», «тайный».

Сравнения – «мчат, как будто на крылах», «в ней душа, как ясный день».

Олицетворения – «тяжко ноет грудь», «крикнул жалобно сверчок».

Гиперболы – «тьма людей во храме», «от копыт их поднялась вьюга под ногами».

История создания

В начале творческого пути Василий Андреевич Жуковский во многом подражал английским и немецким поэтам. Он искренне считал, что отечественным писателям есть чему поучиться у западных коллег, и не стеснялся перенимать у них опыт. Однако в своих работах Жуковский всегда брал во внимание особенности русского менталитета. В результате даже переделанные произведения отличались удивительной самобытностью и мало походили на первоисточники.

Одним из примеров подобного подражания стала баллада «Светлана», в основе которой лежит произведение известного немецкого поэта Бюргера «Ленора». Переложив первоисточник на свой манер, в 1812 году Жуковский подарил русским читателям прекрасную балладу, открывающую двери в мир сказок, мистики, легенд и преданий.

Невольно встает вопрос, кому посвящено столь мистическое и загадочное произведение, написанное Жуковским с большой любовью? Свою балладу Василий Андреевич посвятил родной племяннице и крестнице А. Протасовой. Это был своеобразный свадебный подарок девушке, которая выходила замуж за лучшего друга поэта, А. Воейкова.

В центре повествования баллады – рождественское гадание на суженого, которое в старину пользовалось большой популярностью среди незамужних девушек.

Поэт мастерски изображает трепет и тревожное ожидание чуда главной героини. Истомившись в ожидании жениха, Светлана решается приоткрыть завесу тайны над будущим. Но вместо столь долгожданных свадебных колоколов перед ее глазами встают страшные видения: панихида по усопшему, заброшенный дом, гроб с мертвецом.

И только вера и искренняя молитва помогают Светлане освободиться от уз кошмара. Баллада имеет счастливую концовку в виде свадьбы и полного отрицания суеверных страхов. Так Жуковский выразил основную мысль произведения – истинная любовь и непоколебимая вера способны устранить любые страхи и сомнения. С их помощью можно преодолеть все жизненные проблемы и невзгоды, именно вера и любовь придают силы, наполняют уверенностью и внутренней гармонией душу человека.

Композиция

Композиция произведения базируется на таком художественном приеме как антитеза. В балладе автором отображена борьба любви и смерти, ночи и дня, реальности и фантазий. Благодаря этому приему Жуковскому удалось продемонстрировать противоречия внутреннего мира человека, взаимодействие его души и реальности окружающего мира.

Композиция «Светлана» отличается стройностью и легкостью восприятия. В основе сюжета лежит мистический сон лирического героя – девушки по имени Светлана. В этом заключается главная особенность композиции баллады.

При определении жанровой принадлежности произведение Жуковского часто путают с поэмой, однако оно написано в жанре баллады, поскольку излагается мелодичным слогом, а лирический герой оказывается в гуще загадочных, мистических событий.

Особую лиричность и напевность балладе придем размер стихотворения – хорей. Подобный эффект звучания еще больше усиливается перекрестной рифмой.

Средства выразительности

Баллада отличается большим разнообразием средств художественной выразительности. Так, автор использует метафоры («мертвое молчанье», «свет-судья лукавый»), эпитеты («милый», «статный», «тайный»), сравнения («мчат, как будто на крылах», «в ней душа, как ясный день»), олицетворения («тяжко ноет грудь», «крикнул жалобно сверчок»), гиперболы («тьма людей во храме», «от копыт их поднялась вьюга под ногами»).

Источник

Урок литературы на тему «Анализ баллады В. А. Жуковского «Светлана»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Урок литературы на тему «Анализ баллады В. А. Жуковского «Светлана»

Вид: урок закрепления материала.

Обучающая: закрепить знания жанровых признаков баллады на примере баллады «Светлана»

Развивающая: умение анализировать прочитанное.

Воспитывающая: воспитание уважения к традициям своего народа, интереса к творчеству и личности писателя.

Оборудование: ПК, учебник по литературе для 6 класса (М. А. Снежневская, О. М. Хренова)

Выявим жанровые особенности баллады:

1) Баллада как произведение эпическое имеет героев, сюжет.

— Назовите героев. (Светлана, подруги, жених Светланы).

— Расположите события по порядку.

Девушки гадают в крещенский вечер.

Подруги просят грустную Светлану спеть, но девушка отказывается. Она опечалена по причине отсутствия весточки от жениха.

Светлана гадает на милого, глядясь в зеркало.

Светлане является её жених и увозит её венчаться.

Неожиданно жених, сани и кони исчезают, и Светлана оказывается одна у незнакомой хижины.

В избе Светлана видит своего жениха в гробу.

Светлана пробуждается от страшного сна, и милый друг возвращается к ней.

2) Важную роль в раскрытии идеи играет диалог.

— Найдите диалог героини и её подруг во время гадания. Что мы узнаём из ответа Светланы?

3) Реальное сочетается с фантастическим.

— Какие элементы в сюжете реальные? (Гадание; сон; встреча с возлюбленным)

— Что относится к фантастическому? (События, произошедшие во сне: встреча; ночное путешествие; мертвец; ворон – символ тёмных сил; голубка – символ светлых сил).

4) Баллада как произведение лирическое выражает мысли и чувства автора, даёт оценку происходящему.

— Как сам автор оценивает смысл рассказанного?

(Улыбнись, моя краса,
На мою балладу;
В ней большие чудеса,
Очень мало складу…)

5) Баллада имеет композицию (завязку, кульминацию, развязку).

— Обратим внимание на оригинальность композиции этого произведения.

Кульминация: встреча с мертвецом.

Развязка: пробуждение, встреча с возлюбленным.

6) Баллада отличается богатством выразительных средств и художественных приёмов (эпитеты, инверсия, повторы, риторические вопросы и восклицания и т.д.)

— Поработаем с текстом и приведём примеры выразительных средств

— Приведите примеры народных оборотов речи, слов и выражений

— Что русского, национального в этой балладе? (Образ крещенских гаданий; голубь – символ Духа Святого, защитника чистой души, снежные заносы, одинокая «хижина под снегом», утреннее пенье петуха, тройка с колокольчиками, свадебная песня «Многие Леты»).

— Перечислив жанровые особенности баллады, какой вывод мы можем с вами сделать?

(Реальное сочетается с фантастическим. Имеется завязку, кульминация, развязка, Баллада как произведение эпическое имеет сюжет, героев, но как произведение лирическое выражает мысли и чувства автора по отношению к рассказываемому.)

— В чём смысл баллады? (Оптимистический, светлый, вера в Бога; в то, что Господь всё устраивает на благо человеку; пусть все печали и невзгоды остаются во сне, человек достоин счастья и радости, если он верен своему народу, христианской любви, народным обычаям, если он просто хороший человек:

Вот баллады толк моей
«Лучший друг нам в жизни сей
Вера в провиденье.
Благ зиждителя закон:
Здесь несчастье – лживый сон.
Счастье – пробужденье»).

— В сюжете этой баллады всё мрачное и фантастическое отнесено в мир сна, и сюжет получает неожиданную счастливую развязку. В конце баллады вдруг появляется добрый, ироничный автор, который делает балладу очень оригинальной. Это произведение можно назвать шутливой балладой, ироничной.

— Светлана стала одним из самых светлых и любимых литературных образов. Я хочу обратить ваше внимание на то, что баллада выдержана в белом свете. Белый свет ассоциируется с именем героини: Светлана (старославянское) – светлая, чистая. Белый цвет – символ чистоты и непорочности.

2. Домашнее задание:

— Заканчивая нашу сегодняшнюю встречу, мне хочется обратиться к эпиграфу. Как вы понимаете смысл этих слов?

— Что вам понравилось?

— А как бы вы оценили свою работу?

— А сейчас мне бы хотелось поблагодарить вас за урок, за активную работу, мне понравились сообщения, ваши ответы. Урок окончен. Спасибо.

Источник

Чем заканчивается баллада и в чем смысл. Анализ баллады «Светлана» (В

Жанр и направление

Трудно представить эпоху романтизма без жанра баллады, где повествование излагается напевным слогом, а с героем зачастую происходят сверхъестественные события.

Романтизм в балладе «Светлана» представлен довольно широко. Характерной чертой этой эпохи является интерес к фольклору. Стремясь сделать историю наиболее русской, Жуковский не лишает её и одного из основных мотивов немецкого народного творчества — умыкания невесты мертвецом. Таким образом, фантастическое в балладе «Светлана» принадлежит двум культурам: от русской произведение получило тему крещенского гадания, а от немецкой – восставшего из гроба жениха.

Баллада богата символикой русского фольклора. Например, ворон – вестник смерти, избушка, дающая отсылку к Бабе-Яге, чьё жилище находится на границе мира живых и мёртвых. Голубь в балладе символизирует Святого Духа, который подобно Ангелу спасает Светлану от мрака ада. Пенье же петуха развеивает чары ночного мрака, возвещая о рассвете — всё возвращается на круги своя.

Другим типичным для романтизма приёмом является мотивация сном. Видение ставит героиню перед выбором: искренне верить, что Бог поможет её жениху вернуться, или же поддаться сомнениям и разувериться в силе Создателя.

О чем?

Суть баллады «Светлана» заключается в нижеследующем: в крещенский вечер девушки традиционно собираются погадать на суженого. Но героиню не веселит эта затея: она волнуется о своём возлюбленном, который на войне. Ей хочется узнать, вернётся ли жених, и девушка садится за гадание. Она видит возлюбленного, церковь, но далее всё это оборачивается страшной картиной: избой, где стоит гроб с любимым.

Сюжет «Светланы» заканчивается прозаично: на утро девушка пробуждается ото сна в смятении, она напугана злым предзнаменованием, но всё заканчивается хорошо: жених возвращается невредим. Вот, о чем это произведение.

Основные персонажи баллады

В произведении несколько главных героев:

Юная девушка, ожидающая жениха, — основное действующее лицо. Читая произведение Жуковского «Светлана» в кратком содержании, учащиеся могут заметить, как изменялся её настрой. В первой части она предстаёт встревоженной и опечаленной, ведь ей неизвестно, какая судьба постигла жениха.

О девушках не говорится прямо, что они беспечны и беззаботны, но это нетрудно понять по тому, как они себя ведут. Девичьи забавы хоть и привлекают молодую героиню, однако она терпеливо молится и не позволяет себе проявлять любопытство. Однако в крещенский вечер простые человеческие слабости одерживают верх над светлыми помыслами, и Светлана принимает решение погадать. Ей интересно узнать, что её ждёт и какого суженого уготовила ей судьба.

Хотя главной героине свойственны слабости, автор наделил её образ положительными чертами. Если сравнить её с Ленорой — героиней другого произведения, которое Жуковский взял за основу, можно заметить ключевую разницу в поведении. Когда Светлана узнаёт, что жених умер, она не гневается на Спасителя, не ропщет и не впадает в отчаянье, а молится. Если читать балладу в очень кратком содержании, можно этого не заметить, а ведь обращение девушки к Богу очень важно для понимания замысла автора.

Главные герои и их характеристика

Повествование выводит на первый план одну лишь главную героиню. Остальные образы в балладе «Светлана» находятся в дымке от не рассеявшегося сна, их характерные черты разглядеть сложно, ведь основные герои в данном случае сравнимы с декорациями в пьесе, то есть самостоятельной роли не играют.

В самом начале произведения Светлана предстаёт читателю печальной и встревоженной: ей не известна судьба любимого. Девушка не может быть такой же беспечной, как подружки, в её сердце нет места девичьим забавам. Уже год она находит в себе силы праведно надеяться и молиться, что всё будет хорошо, но в крещенский вечер любопытство берет верх над праведностью – героиня гадает.

Характеристика Светланы Жуковского представлена положительной, не идеальной, но образцовой. В ее поведении есть деталь, которая в корне отличает ее от девушек в других вариантов перевода самого автора и от оригинальной Леноры. Узнав о смерти возлюбленного, невеста не ропщет на Бога, а молится Спасителю. Душевное состояние Светланы в момент страшного видения скорее можно охарактеризовать как испуг, но не отчаяние. Главная героиня готова смириться и с «горькой судьбиной», но только не обвинять Бога в том, что он её не услышал.

За свою стойкость Светлана получает награду – жених возвращается к ней: «Та ж любовь в его очах». Небольшое количество строк о женихе даёт основание предполагать, что это человек слова, верный и честный. Он достоин такой искренне любящей и доброй невесты.

Сочинение на тему » в чем смысл финала баллады «Светлана»? В.А. Жуковского

Сочинение на тему » в чем смысл финала баллады «Светлана»? В.А. Жуковского

Жуковский закончил балладу «Светлана» в 1812 году, в период войны. Все произведение пропитано русским духом: черты характера самой героини, гадания на Святки, метелица, сани с бегущими лошадьми под звон колокольчиков. Подружки гадают, полные радостных надежд и желаний, а Светлана грустит. На душе ее неспокойно – от любимого человека уже целый год нет известий. Мрачные мысли одолевают ее в момент гаданья. Страшный сон, где Светлана видит своего жениха мертвецом, может быть вызван ее унылым настроением. Слабая, практически незаметная грань между сном девушки и реальностью создает большое напряжение, мистический ужас в сюжете. Вся история предполагает драматический финал, но неожиданное пробуждение Светланы и внезапное возвращение возлюбленного вносят резкий непредвиденный оборот в произведение. Основной смысл, который вкладывает Жуковский в развязку баллады, выражен в следующих строках: «Лучшей друг нам в жизни сей Вера в провиденье. Благ зиждителя закон: Здесь несчастье — лживый сон; Счастье — пробужденье». Страшные сны зачастую беспочвенны, вера в провиденье возвращает нас к счастливой действительности, развеивая наши опасения, сомнения. Баллада говорит о том, что тревожащие нас фантазии, предположения, страшные сновидения – это всего лишь сон. Реальность может быть совсем другой. Если спутать сон с реальностью, как это происходит в произведении, то можно пребывать в достаточно тяжелых состояниях души, натерпеться страхов. Светлана всем своим поведением демонстрирует смирение, покорность воле Божьей. В дом стучит с молитвою. Заходит и сразу, обращаясь к Богу, молится перед иконой, проявляя непоколебимость веры. Чудесный голубок, спасающий Светлану в момент встречи с женихом-мертвецом, указывает на то, что девушку защищает Святой Дух, вера в которого способна сохранить от любых напастей и бед. В конце произведения Жуковский восклицает: «О! не знай сих страшных снов ты, моя Светлана…», тем самым выражая уверенность в том, что человек рождается для радости и счастливой жизни.

Похожие сочинения:

Темы произведения

Главная мысль

Как известно, у Жуковского есть три варианта перевода баллады Бюргера «Ленора», но почему именно «Светлана» обрела такую популярность ещё при жизни писателя и остаётся актуальным произведением по сей день?

Быть может, секрет успеха книги – это ее идея и способ её выражения. В мире, где существует добро и зло, свет и тьма, знание и неведение человеку приходится нелегко: он поддаётся волнению, сомнению. Но путь к обретению уверенности и внутренней гармонии есть — это вера.

Очевидно, вариант, который имеет счастливый конец, был более привлекателен для публики. Но именно такой финал и позволил Жуковскому убедительнее донести свою авторскую позицию, ведь смысл баллады «Светлана» в том, чтобы человек всегда стремился к просветлению. Судьба главной героини ярко иллюстрирует, какие блага приносит спасительная сила искренней веры.

И ночь сменяет свет дневной

Действие жутких романтических баллад обычно происходит под покровом ночи — самого тёмного и загадочного времени суток, покрывающего мраком различные тайны. Жуковский заканчивает действие дневным светом, звоном колокольчика и криком петуха. Тьму и страхи сменяет возвращение любимого и долгожданная свадьба, страшный сон остаётся позади. И здесь сам автор подсказывает нам, в чём смысл баллады: «Светлана» — это торжество света над тьмой, победа любви над смертью и веры над искушением.

Проблемы

В.А. Жуковского как образованного человека, учителя императора Александра Второго, волновала проблема того, что русские практически никогда не были православными до конца. Человек идёт в церковь, но чурается чёрной кошки, а когда возвращается домой, забыв что-то, смотрится в зеркало. Наряду с христианской Пасхой отмечается и языческая масленица, что происходит и по сей день. Таким образом, на первый план в балладе «Светлана» выходит религиозная проблематика.

Жуковский поднимает в произведении проблему суеверного невежества, актуальную для русских с самого момента принятия христианства. В своей балладе он обратил внимание, что, отмечая праздник Крещения Господня, верующие девушки предаются греховному гаданию. Автор осуждает это, но в то же время не наказывает жестоко свою любимую героиню. Жуковский лишь по-отечески журит её: «Что же твой, Светлана, сон…?»

Баллада «Светлана»: краткое содержание

Действие разворачивается крещенским вечером, когда по народным поверьям с помощью гаданий можно заглянуть в будущее, узнать судьбу. Автор описывает виды гаданий: девушки кидают за ворота «башмачок», кормят зерном курицу, поют гадальные песни и ворожат суженого, глядя ночью при свечах в зеркало. Светлана грустна, потому что давно нет вестей от её любимого, она мечтает, чтобы он скорее вернулся.

Мучаясь в ожидании, она решает заглянуть в зеркало. Внезапно появляется её жених, радостно сообщая, что небеса укротились, ропот услышан. Он зовёт её венчаться. Увлекая за собой, сажает Светлану в сани, и они отправляются сквозь снежную равнину к странному храму, где вместо ожидаемого венчания идёт отпевание умершего.

Путешествие обрывается, когда сани останавливаются возле небольшой хижины. Внезапно пропадает жених и лошади.

Оставшись одна ночью в незнакомом месте, Светлана, перекрестившись, входит в дом, где стоит гроб. Жуткий покойник, в котором Светлана узнаёт своего возлюбленного, встаёт и протягивает к ней свои мёртвые руки. На помощь приходит белый голубок, чудесным образом защищая героиню от ужасного мертвеца.

Светлана просыпается у себя дома. Всё происходящее оказывается всего лишь дурным сном. В тот же час возвращается долгожданный жених, здоровый и счастливый.

Такова баллада «Светлана». Краткое содержание заканчивается сыгранной героями свадьбой.

Историзмы в «Светлане» Жуковского

Баллада «Светлана» написана Жуковским в 1812 году. Несмотря на это она, в целом, читается и воспринимается легко и сегодня, но всё же содержит устаревшие слова. Важно учитывать и то, что Жуковский писал своё произведение в период, когда русский литературный язык ещё формировался, поэтому книга содержит и краткие формы прилагательных (венчальну, тесовы) и неполногласные варианты некоторых слов (плат, златое), что придаёт лирическому произведению торжественность и некую архаичность.

Лексика баллады богата устаревшими словами: историзмами и архаизмами.

Историзмы – это слова, покинувшие лексикон вместе с именуемым предметом. Здесь они представлены в основном лексикой, относящейся к церкви:

многи леты – имеется в виду «Многая лета» — песнопение, исполнявшееся хором, как правило, а капелла, по случаю торжественного праздника.

Песенки подблюдны — обрядовые песни, исполнявшиеся во время гадания, когда девушка бросала в блюдце личный предмет (кольцо, серёжку) в сопровождении специальной песни.

Налое – род столика для чтения, также используется в качестве подставки для икон.

Запона – белая ткань, часть одежды священника.

Архаизмы – устаревшие слова, заменённые более современными:

Почему баллада светлана имеет счастливый финал. Своеобразие жанра баллады в творчестве В.А

Жуковский начал свое поэтическое поприще

балладами. Этот род поэзии им начат, создан

и утвержден на Руси.

Имя Василия Андреевича Жуковского, друга и учителя А С. Пушкина, вошло в русскую литературу как автора целого ряда баллад. Он воскрешал в балладах образы феодального Средневековья и полные наивной веры народные предания. Впервые определение баллады как жанра дал В.Г. Белинский. Он так определил его своеобразие: «В балладе поэт берет какое-нибудь фантастическое и народное предание или сам изобретает событие в этом роде, но в ней главное не событие, а ощущение, которое оно возбуждает, дума, на которую оно наводит читателя. » Большинство баллад Жуковского — переводные. Сам поэт так писал о специфике таланта поэта-переводчика: «Переводчик: в прозе есть раб, в поэзии — соперник».

Первой балладой Жуковского была «Людмила» (1808), являющаяся вольным переводом баллады немецкого поэта Бюргера «Ленора». Используя сюжет немецкого поэта, Жуковский придал иной национальный колорит, перенеся действие в Московскую Русь XVI — XVII веков, дал героине русское имя Людмила, ввел песенные обороты и фольклорные особенности, присущие русскому народу.

Следующая баллада «Светлана», написанная в 1812 году, также на сюжет бюргеровой «Леноры». Но в «Светлане» уже усилен национальный колорит, который создается деталями быта и картинами русской природы. Поэтому «Светлана» была воспринята читателями как подлинно народное, русское произведение. Она была построена на широкой и устойчивой народной основе: здесь и гадания, приметы, обрядовые песни, и народные предания о злых мертвецах, и мотивы русских народных сказок.

Сюжет баллады «Светлана» напоминает во многом сюжет «Людмилы». Грустная Светлана гадает в крещенский вечерок у зеркала о своем милом. Она грустит о своем женихе, о котором давно нет известий:

Год промчался — вести нет:

Он ко мне не пишет;

Ах! а им лишь красен свет,

Им лишь сердце дышит.

Светлана смотрит в зеркало и слышит голос любимого, который зовет ее за собой венчаться в церкви. По дороге в церковь она видит в темноте черный гроб в открытых вратах. Наконец сани подъезжают к хижине. Кони и жених исчезают. Героиня, перекрестившись, входит в дом и видит гроб. Из него истает мертвец и тянет к ней руки. Но Светлану спасает чудесный голубок, закрывающий ее от страшного призрака:

Чему учит?

Баллада учит непреклонности и преданности, а главное – почитанию Божьего закона. Сон и пробуждение здесь нельзя понимать только однозначно: это не только физическое состояние человека: сон — заблуждение, которое напрасно волнует душу. Пробуждение – прозрение, понимание истиной веры. По мнению автора, внутреннее спокойствие и гармонию можно обрести, соблюдая заповеди Господни и твёрдо веря в могущество Создателя. Отвлекаясь от христианского контекста, скажем, что человек, согласно морали Жуковского, должен быть твёрд в своих убеждениях, а сомнения, постоянные метания и отчаяние могут привести его к беде и даже гибели. Надежда, стойкость и любовь приводят к счастью, что ярко иллюстрирует пример героев баллады «Светлана».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *