какой объем гсм можно хранить на предприятии
Необходимо ли получать лицензию на хранение дизельного топлива, используемого для собственных нужд?
Многочисленные вопросы, поступающие в адрес ООО «Системс» касаются организации хранения топлива, участвующего в технологическом процессе предприятия. Сколько же топлива можно хранить, без оформления в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной
безопасности опасных производственных объектов»?
Мы можем выделить два условия:
1. Масса хранимого топлива (и соответствующий объём ёмкостей) не должна превышать 4 000 кг.
2. Если емкость вмещает более 1000 кг топлива, она должна быть оборудована системой аварийного сброса в подземный резервуар.
Таким образом, по общему правилу эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов, связанная с хранением дизельного топлива, подлежит лицензированию.
В то же время вопрос о необходимости получения лицензии на хранение дизельного топлива для собственных нужд организации является спорным.
С одной стороны, лицензия выдается юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на осуществление конкретного вида деятельности (п. 1 ст. 49 ГК РФ, п. 2 ст. 3 Закона о лицензировании). Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (п. 1 ст. 2 ГК РФ). Из указанных норм можно сделать вывод, что лицензированию подлежит только такая деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которая заключается в продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг третьим лицам. В связи с этим обращает на себя внимание и то, что в п. 2 ст. 3 Закона о лицензировании и в Положении лицензируемые виды деятельности обозначены как «работы и услуги». И если понятие «работы» и может употребляться в сочетании с указанием «для собственных нужд», то понятие «услуги» предполагает деятельность в пользу третьего лица (п. 1 ст. 779 ГК РФ). Данная точка зрения отражена и в судебной практике, в частности, вывод об отсутствии на этом основании необходимости лицензирования деятельности по хранению топлива для собственных нужд сделан в постановлении Восьмого арбитражного апелляционного суда от 18 февраля 2008 г. N 08АП-88/2008 (смотрите также постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 18 апреля 2008 г. N 07АП-1149/08).
С другой стороны, ряд норм Закона о лицензировании содержит специальную оговорку о том, что требование о лицензировании деятельности, указанной в этих нормах, не распространяется на деятельность, осуществляемую для собственных нужд (смотрите п. 1, 3, 17, 22-24, 29 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании). Из этого можно сделать вывод, что при отсутствии подобной оговорки требование о лицензировании распространяется и на деятельность, осуществляемую для собственных нужд. Рассматриваемый п. 12 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании такой оговорки не содержит. Таким образом, существует основание и для вывода о том, что хранение дизельного топлива для собственных нужд подлежит лицензированию в качестве деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов (в связи с этим смотрите также п. 1.2 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 октября 2007 г. N 741 «Об исполнении постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2007 г. N 631 и организации надзора в области промышленной безопасности на объектах, эксплуатирующих автозаправочные станции», ответ на официальном сайте Ростехнадзора по адресу:
«15 декабря 2010 года
Вопрос:
Житель города Радужного Тюменской области спрашивает Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Ростехнадзор): «Наша организация строит топливнозаправочный пункт (ТЗП) для заправки бензином и дизельным топливом только собственного автотранспорта. Ёмкость резервуаров для хранения топлива 200 куб. Нужно ли нам регистрировать данный топливозаправочный пункт как опасный производственный объект и нужно ли нам получать лицензию на хранение бензина и дизельного топлива».
Ответ:
Специалисты Управления по надзору в добывающей и перерабатывающей промышленности Ростехнадзора ответили на поставленный вопрос.
Отнесение топливозаправочного пункта, осуществляющего заправку нефтепродуктами ведомственного транспорта, к категории опасных производственных объектов решается по результатам идентификации организациями, эксплуатирующими указанные объекты, самостоятельно с полной мерой ответственности за достоверность результатов идентификации.
В случае отнесения объекта к категории опасного производственного по признакам хранения и транспортирования опасных веществ (бензин и дизтопливо), его необходимо зарегистрировать в государственном реестре опасных производственных объектов как площадку АЗС с последующим оформлением лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасного производственного объекта в соответствии с Положением о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2008 № 599.
Общие положения и требования при осуществлении идентификации, а также порядок регистрации производственных объектов установлены Административным регламентом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утверждённым приказом Ростехнадзора от 04.09.2007 № 606.
Информируем также, что вид деятельности по хранению бензина и дизельного топлива не подлежит лицензированию в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».»
Таким образом, в отсутствие единообразной правоприменительной практики однозначно ответить на вопрос, необходимо ли получать лицензию на хранение дизельного топлива для собственных нужд, представляется затруднительным. В случае спора решение этого вопроса во многом будет зависеть от позиции конкретного правоприменительного органа.
Нормативные документы по вопросу:
Хранение ГСМ – требования
В данной заметке мы не будем рассматривать хранение в больших объемах, которыми занимаются специализированные организации. Для них есть свои правила – Охраны труда при хранении, транспортировке и реализации нефтепродуктов 16.11.2015 от 873.
Мы рассмотрим правила хранения, для небольших компаний, которые используют ГСМ для собственных нужд.
И так хранение может быть организовано:
Чаще всего, хранение осуществляется в бочках (таре), тогда необходимо оборудовать специальное помещение или навес, специальной степени огнестойкости или в емкостях, тогда можно хранить на открытой площадке.
Нормативные документы
Если ваше предприятие не специализируется на хранении и т.п нефтепродуктов, то требования к складам можно посмотреть в отраслевых правилах охраны труда и пожарной безопасности, к которым относиться ваше предприятие.
Например, я использую в работе правила пожарной безопасности для геологоразведочных организаций и предприятий. Там есть раздел посвященный требованиям безопасности при хранении ГСМ.
Вам необходимо посмотреть свои отраслевые правила. В крайнем случае, если совсем нечего нет, то можно использовать наиболее подходящие правила.
Дополнительно необходимо учитывать требования, которые устанавливают правила противопожарного режима РФ.
Если еще различные инструкции по охране труда, промышленной безопасности и пожарной безопасности, можете при организации хранения, также опираться на них. Главное смотрите, чтобы они подходили под ваши условия.
Общие требования
Площадки и склады ГСМ – минимум 40 метров от остальных зданий и сооружений предприятия
Для обеспечения требований безопасности за хранение и использование топлива, приказом по предприятию назначается ответственное лицо.
В темное время суток, склады с ГСМ должны быть освещены.
Отпуск горюче-смазочных материалов, необходимо осуществлять только с разрешения ответственного лица и с заполнение соответствующего журнала. При хранении ГСМ, необходимо предусмотреть обвалование, не менее 0,5 метров. Обвалование должно быть спроектировано, таком образом, чтобы вмещать 25% от общего объема горюче смазочных материалов. На многих предприятиях, дополнительно территорию склада (открытого) ограждают забором.
Также можно использовать сборные канавы для отвода по ним случайно пролитых жидкостей. Направление сбора, должно быть в противоположную сторону от находящихся поблизости зданий и сооружений
Территория хранения, должна быть обеспечена средствами для ликвидации аварийных разливов.
Территория склада должна быть размещена на площадках, которые имеют более низкие отметки по сравнению с другими зданиями и сооружениями. Территории склада для хранения (открытую) необходимо систематически очищать от сухой травы веток, мусора и т.д.
На территории запрещается применение открытого огня и курение. На видных местах должны быть вывешены соответствующие знаки.
Территория должна быть обеспечена первичными средствами пожаротушения. Запрещено использовать противопожарное оборудование для любых личных или хозяйственных нужд.
Дополнительные требования к хранению в таре
Общая вместимость такого помещения не должна быть более:
При хранении данного количества топлива, склад необходимо разделять на противопожарными перегородками, вместимостью 200м3 Бочки с топливом необходимо заполнять не более чем 95% от их объема.
Полы данных помещений должны быть выполнены из негорючих материалов.
Пробки в бочках должны отвинчиваться и завинчиваться с помощью специальных ключей, исключающих возможность искрообразования. Запрещено открывание бочек с помощью подручных инструментов.
Дополнительные требования к хранению в емкостях
Емкости для хранения ГСМ должны быть окрашены в соответствующие цвета
Все крышки на емкостях, необходимо закреплять с горловинами.
Все емкости для хранения должны иметь надписи, на которых указано наименование продукта хранения и знак «Огнеопасно».
Требование к наличию обвалования точно такое же как и для ГСМ хранимых в таре.
Операции слива/налива и погрузки
При выполнении операций слива или налива нефтепродуктов, необходимо соблюдать требования инструкций по охране труда и пожарной безопасности, утвержденных в организации.
Напорные рукава не должны быть натянуты, перекручены, все оборудование должно быть исправно и готово к работе.
Перед выполнением операций налива нефтепродуктов работник должен проверить исправность автоцистерны и ее оборудования.
Аварийные ситуации
Во всех случаях аварийной ситуации, необходимо остановить работу и действовать в соответствии с планом ликвидаций аварий. Будет очень полезно, если вы разработаете его для предприятия (даже если это не требует законодательство) и ознакомите с ним работников.
Разливы ГСМ
Основными методами недопущения разливов является соответствующий контроль,
Условно, разливы можно разделить на 2 типа
Порядок действий в случае разливов
Устраняем источник разлива (если это возможно) и ограждаем (изолируем) зону разлива. При работе необходимо использовать комплекты для локализации и ликвидации разливов, которые должны находиться на складе.
Сообщить об данном происшествии непосредственному руководителю.
Если разлив не представляет опасности для окружающей среды и работникам, то необходимо приступить к его очистке и рекультивации.
Ростехнадзор разъясняет: Вопросы эксплуатации складов нефти и нефтепродуктов (нефтебаз) до 2021 г.
Вопрос:
В связи с тем, что ПБ 03-605-03 утратили силу, какими нормативными правовыми актами руководствоваться для обеспечения безопасной эксплуатации резервуаров для хранения нефти и нефтепродуктов?
Ответ: Ответ на данный вопрос подготовлен специалистами Управления по надзору за объектами нефтегазового комплекса Ростехнадзора.
Рекомендации по обеспечению промышленной безопасности при проектировании, изготовлении, строительстве вертикальных цилиндрических стальных резервуаров, используемых на опасных производственных объектах нефтедобычи, транспортирования, переработки и хранения нефти и нефтепродуктов содержатся в Руководстве по безопасности вертикальных цилиндрических стальных резервуаров для нефти и нефтепродуктов, утверждённом приказом Ростехнадзора от 26.12.2012 № 780.
В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» резервуары являются сооружениями, представляющими собой объёмную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для хранения продукции, безопасность которых обеспечивается посредством соблюдения требований настоящего федерального закона и требований стандартов и сводов правил, включённых в » Перечень национальных стандартов и сводов правил, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1521, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона 384-Ф3.
Информируем также, что положения по обеспечению эффективной и безопасной эксплуатации металлических резервуаров для нефти и нефтепродуктов содержатся в действующих Правилах технической эксплуатации резервуаров и инструкциях по их ремонту, утверждённых Госкомнефтепродуктом СССР от 26.12.1986, которые могут использоваться и применяться в части, не противоречащей требованиям законодательных и нормативных правовых актов в области промышленной безопасности.
Одновременно сообщаем, что сведения о нормативных правовых актах и нормативных документах, действующих в установленной сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, содержатся в » Перечне нормативных правовых актов и нормативных документов, относящихся к сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (П-01-01-2014), утверждённом приказом Ростехнадзора от 13.01.2015 № 5.
ПИСЬМО РОСТЕХНАДЗОРА ОТ 10.10.2017 N 14-00-10/2126 «О ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ РЕЗЕРВУАРА ДЛЯ ХРАНЕНИЯ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ»
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
ПИСЬМО от 10 октября 2017 г. N 14-00-10/2126
Управление по надзору за объектами нефтегазового комплекса рассмотрело обращение, направленное в Общественную приемную Ростехнадзора, и разъясняет.
Комплектация резервуара устройствами для надежной и безопасной эксплуатации при наполнении, хранении и опорожнении устанавливается и обосновывается в проектной документации в зависимости от физико-химических свойств хранимого нефтепродукта и скорости наполнения и опорожнения резервуара.
Врио начальника Управления по надзору за объектами нефтегазового комплекса Т.А.КУЗНЕЦОВА
ПИСЬМО РОСТЕХНАДЗОРА ОТ 02.07.2018 N 14-00-07/1259 «О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ»
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
ПИСЬМО от 2 июля 2018 г. N 14-00-07/1259 О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ
Управление по надзору за объектами нефтегазового комплекса рассмотрело обращение, направленное в Общественную приемную Ростехнадзора, и сообщает.
Огнепреградители, пружинно-предохранительные и дыхательные клапаны и входят в комплект устанавливаемых на резервуаре устройств и оборудования с его привязкой к проекту на металлоконструкцию резервуара, конструктивно с ним объединены в систему для выполнения требуемых функций.
На указанное оборудование, применяемое на опасном производственном объекте, распространяется действие технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011). Согласно ТР ТС 010/2011 в паспорте на оборудование должны быть приведены назначенные показатели (назначенный срок службы и (или) назначенный ресурс), при достижении которых оборудование изымается из эксплуатации и принимается решение о его замене или направлении в ремонт.
Начальник Управления по надзору за объектами нефтегазового комплекса С.А.ЖУЛИНА
Вопрос от 25.08.2019:
Ответ: Письмо Ростехнадзора от 14.08.2018 N 14-00-10/1541 «О требованиях к проектированию, изготовлению, монтажу и испытанию резервуаров»
Управление по надзору за объектами нефтегазового комплекса рассмотрело обращение и в рамках компетенции разъясняет.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона N 384-ФЗ безопасность сооружений, а также связанных с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований Федерального закона N 384-ФЗ и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 Федерального закона N 384-ФЗ перечни, или требований специальных технических условий.
Требования к проектированию, изготовлению, монтажу и испытанию вертикальных цилиндрических стальных резервуаров номинальным объемом от 100 до 120000 м3, в том числе с защитной стенкой, используемых при добыче, транспортировании, переработке и хранении нефти и нефтепродуктов, а также требования, направленные на обеспечение механической и промышленной безопасности, предупреждение аварий и производственного травматизма, установлены ГОСТ 31385-2016 Резервуары вертикальные цилиндрические стальные для нефти и нефтепродуктов. Общие технические условия, включенным в перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона N 384-ФЗ.
Врио начальника Управления надзору за объектами нефтегазового комплекса Т.А.КУЗНЕЦОВА
Вопрос от 24.04.2019:
В » ФНП «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов» установлен ряд требований к хранению светлых нефтепродуктов. Какими критериями необходимо руководствоваться при отнесении нефтепродуктов к светлым?
Ответ: На данный вопрос ответ дан Управлением по надзору за объектами нефтегазового комплекса Ростехнадзора.
В нормативных правовых актах понятие «светлые нефтепродукты» не определено.
Одновременно сообщаем, что согласно «Химической энциклопедии» (изд. «Советская энциклопедия», М., 1988) к светлым нефтепродуктам относят авиа- и автобензины, бензины-растворители, авиакеросин, дизельные топлива.
Вопрос от 19.09.2019:
Были изготовлены новые резервуары для хранения нефтепродуктов, смонтированны на территории ОПО. Требуется ли проведение экспертизы промышленной безопасности и через какой срок после ввода в эксплуатацию. (резервуары РГС-75и РВС-5000)
п. 2.5.1. Для вновь строящихся и реконструируемых опасных производственных объектов складов нефти и нефтепродуктов не допускается хранение нефти и нефтепродуктов в заглубленных и подземных резервуарах.
п. 4.21. Технические устройства, оборудование, резервуары, отработавшие нормативный срок службы, должны проходить техническое диагностирование и экспертизу промышленной безопасности. Эксплуатация технических устройств, оборудования, резервуаров без положительного заключения экспертизы промышленной безопасности не допускается.
4.23. Все технические устройства, эксплуатируемые на опасных производственных объектах складов нефти и нефтепродуктов, должны иметь паспорта организации-изготовителя, сертификаты или декларации соответствия требованиям технических регламентов или заключение экспертизы промышленной безопасности, если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия.
Вопрос от 27.10.2019:
Согласно пункту 5.4.9 » Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств» (далее Правила) в установках с технологическими блоками I и II категорий взрывоопасности центробежные компрессоры и насосы с торцевыми уплотнениями должны оснащаться системами контроля за состоянием подшипников по температуре с сигнализацией, срабатывающей при достижении предельных значений, и блокировками, входящими в систему ПАЗ, которые должны срабатывать при превышении этих значений. Конструкция компрессоров и насосов должна предусматривать установку датчиков контроля температуры подшипников.
Согласно пункту 5.4.1 Правил при выборе насосов (насосные агрегаты) и компрессоров (компрессорные установки) для ОПО химических, нефтехимических и нефтегазоперерабатывающих производств должны учитываться технические требования к безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах и Правил.
Из формулировки пункта 5.4.1 следует, что требования к безопасности Правилами устанавливаются не только к насосу, но и к насосному агрегату (насоса и привода совместно с элементами трансмиссии, опорной плитой и любым другим вспомогательным оборудованием) в целом. Исходя из этого, требование п.5.4.9 Правил распространяются так же на электродвигатель (привод) насоса.
1) Должен ли электродвигатель центробежного насоса с торцевым уплотнением, устанавливаемый на ОПО во взрывоопасной зоне технологической установки, имеющей в своем составе технологические блоки I категории взрывоопасности, согласно Правил оснащаться датчиками температуры подшипников? Ввиду малой мощности электродвигателя насоса производитель электродвигателя говорит о невозможности устройства посадочных мест под датчики контроля температуры подшипников на корпусе электродвигателя.
2) Распространяется ли требование пункта 5.4.9 Правил на насосный агрегат в целом или только на насос?
Ответ: Письмо Ростехнадзора от 26.09.2019 N 14-00-09/1827 «О рассмотрении обращения»
Управление по надзору за объектами нефтегазового комплекса рассмотрело обращение, направленное в Общественную приемную Ростехнадзора, и сообщает.
Технические решения по рациональному выбору типа и конструкции насосной установки (станции) выбираются проектной организацией в зависимости от условий эксплуатации, принимаются проектной организацией с учетом физико-химических свойств перемещаемых продуктов при разработке проектной документации и должны соответствовать требованиям нормативных правовых актов и законодательству о градостроительной деятельности.
Экспертиза проектной документации должна быть проведена в установленном порядке.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации, законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Согласно пункту 10 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти», нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
Начальник Управления по надзору за объектами нефтегазового комплекса Ю.Л.НЕСТЕРОВ
Вопрос от 17.06.2020:
3. Согласно Таблице 2 Приложения 2 Федерального закона № 116-ФЗ склады и базы, на которых единовременно находятся горючие жидкости (в том числе нефть и нефтепродукты) в количестве, не достигающем 1000 тонн, в качестве опасных производственных объектов не идентифицируются.
4. При наличии у рассматриваемого объекта признака использования оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 МПа, класс опасности производственного объекта необходимо устанавливать исходя из положений пункта 5 приложения 2 Федерального закона № 116-ФЗ.
Разделы сайта, связанные с этой новостью:
Последовательность событий и новостей по этой теме
(перемещение по новостям, связанным друг с другом)