какой багажник можно ставить на машину
Какой багажник можно ставить на машину
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
В последние дни СМИ активно распространяли информацию о том, что в соответствии с поправками в Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», якобы принятыми в 2020 году, любые изменения в их конструкцию должны утверждаться в Госавтоинспекции с прохождением обязательной сертификации в специализированных лабораториях.
Так, авторы публикаций утверждают, что за установку так называемого нештатного оборудования, в частности фаркопов, внешних световых приборов, а также дополнительных багажников, в том числе на крыше автомобилей, владельцы транспортных средств будут привлекаться к административной ответственности.
Госавтоинспекция сообщает, что изложенная в материалах СМИ информация не соответствует действительности. Так, последние поправки в Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» были внесены в 2018 году, при этом процедуры внесения изменений в конструкцию транспортного средства они не касались.
Согласно действующим положениям Технического регламента, в случае, если багажник сертифицирован, и конструкция транспортного средства предполагает его использование, то никаких согласований с Госавтоинспекцией не требуется.
Если конструкцией автомобиля специальные места для размещения багажника не предусмотрены, то возможность такой установки может быть оценена в рамках процедуры внесения изменений в конструкцию транспортного средства.
Аналогичные требования предъявляются к тягово-сцепным устройствам (фаркопам). Перечень дополнительных внешних световых приборов, устанавливаемых на транспортное средство, и требования, предъявляемые к ним, строго определены положениями Технического регламента.
При этом необходимо отметить, что если установка, например, противотуманных фар не предусмотрена заводом-изготовителем конкретного транспортного средства, то проведение процедуры внесения изменений в конструкцию обязательно.
Установка на крыше автомобиля самодельных конструкций, не соответствующих требованиям безопасности, является внесением изменений в конструкцию транспортного средства и влечет за собой административную ответственность.
В связи с изложенным Госавтоинспекция призывает граждан скептически относиться к подобным фейковым информационным «вбросам». Сотрудникам средств массовой информации и представителям блогосферы настоятельно рекомендуется проверять данные, полученные из неофициальных источников, и не допускать распространения недостоверной и некорректной информации, вводящей в заблуждение аудиторию. При подготовке материалов о деятельности полиции следует использовать сведения, размещенные на официальных интернет-ресурсах ведомства.
Обзор документа
В СМИ активно распространяется недостоверная информация о том, что любые изменения в конструкцию колесных транспортных средств (ТС) должны утверждаться в Госавтоинспекции с прохождением обязательной сертификации в специализированных лабораториях. Авторы фейковых публикаций утверждают, что за установку так называемого нештатного оборудования, в частности фаркопов, внешних световых приборов, а также дополнительных багажников, в том числе на крыше автомобилей, владельцы ТС будут привлекаться к административной ответственности.
Согласно действующему техрегламенту если багажник сертифицирован и конструкция ТС предполагает его использование, то никаких согласований с ГАИ не требуется. Если модель автомобиля не предусматривает специальные места для размещения багажника, то возможность такой установки может быть оценена в рамках процедуры внесения изменений в конструкцию ТС.
Аналогичные требования предъявляются к тягово-сцепным устройствам (фаркопам). Перечень дополнительных внешних световых приборов, устанавливаемых на ТС, и требования, предъявляемые к ним, строго определены техрегламентом.
Если установка противотуманных фар не предусмотрена заводом-изготовителем конкретного ТС, то проведение процедуры внесения изменений в конструкцию ТС обязательно.
Установка на крыше автомобиля самодельных конструкций, не соответствующих требованиям безопасности, является внесением изменений в конструкцию ТС и влечет за собой административную ответственность.
Госавтоинспекция разъясняет: требования к использованию багажников на крышах автомобилей не вводились
В последние дни СМИ активно распространяли информацию о том, что в соответствии с поправками в Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», якобы принятыми в 2020 году, любые изменения в их конструкцию должны утверждаться в Госавтоинспекции с прохождением обязательной сертификации в специализированных лабораториях.
Так, авторы публикаций утверждают, что за установку так называемого нештатного оборудования, в частности фаркопов, внешних световых приборов, а также дополнительных багажников, в том числе на крыше автомобилей, владельцы транспортных средств будут привлекаться к административной ответственности.
Госавтоинспекция сообщает, что изложенная в материалах СМИ информация не соответствует действительности. Так, последние поправки в Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» были внесены в 2018 году, при этом процедуры внесения изменений в конструкцию транспортного средства они не касались.
Согласно действующим положениям Технического регламента, в случае, если багажник сертифицирован, и конструкция транспортного средства предполагает его использование, то никаких согласований с Госавтоинспекцией не требуется.
Если конструкцией автомобиля специальные места для размещения багажника не предусмотрены, то возможность такой установки может быть оценена в рамках процедуры внесения изменений в конструкцию транспортного средства.
Аналогичные требования предъявляются к тягово-сцепным устройствам (фаркопам). Перечень дополнительных внешних световых приборов, устанавливаемых на транспортное средство, и требования, предъявляемые к ним, строго определены положениями Технического регламента.
При этом необходимо отметить, что если установка, например, противотуманных фар не предусмотрена заводом-изготовителем конкретного транспортного средства, то проведение процедуры внесения изменений в конструкцию обязательно.
Установка на крыше автомобиля самодельных конструкций, не соответствующих требованиям безопасности, является внесением изменений в конструкцию транспортного средства и влечет за собой административную ответственность.
В связи с изложенным Госавтоинспекция призывает граждан скептически относиться к подобным фейковым информационным «вбросам». Сотрудникам средств массовой информации и представителям блогосферы настоятельно рекомендуется проверять данные, полученные из неофициальных источников, и не допускать распространения недостоверной и некорректной информации, вводящей в заблуждение аудиторию. При подготовке материалов о деятельности полиции следует использовать сведения, размещенные на официальных интернет-ресурсах ведомства.
За какие багажники на крыше авто можно получить штраф ГИБДД
А все дело — во вступившем в силу Техническом регламенте Таможенного союза, согласно которым все самодельные переделки авто, не прошедшие процедуру сертификации в специальных лабораториях, которых в России не так много, а затем и в ГИБДД, оказались под запретом. «Но при чем тут багажник на крыше?» — спросите вы. А все очень просто.
Речь идет исключительно о машинах, где рейлинги или другие устройства для крепление багажника на крышу не предусмотрены автопроизводителем, а выполнены автовладельцем в гараже своими силами или заказаны в тюнинговых мастерских. То есть такие авто, конструкция которых претерпела самовольные изменения и их прочность/надежность никем и ничем не подтверждена. С точки зрения безопасности дорожного движения — вполне себе справедливая норма. Особенно если представить, что может произойти, если на самодельный рейлинг установят и не пойми какой «короб».
Для автовладельцев с подобными конструкциями предусмотрен штраф в 500 рублей плюс их демонтаж. А в случае неисполнения гаишного предписания — запрет на эксплуатацию транспортного средства. Ну, или сертификация всего этого хозяйства перед выездом на дороги общего пользования, что, конечно, и дорого, и муторно.
А вот автовладельцам, на чьих авто и рейлинги — заводские, и накрышные багажники — от официальных заводских поставщиков комплектующих, что подтверждается соответствующими документами при покупке аксессуара в магазине, бояться совершенно нечего.
Тем не менее, известный защитник прав автовладельцев, координатор движения «Синие ведерки» считает, что запрет описанных самоделок — излишен и «выходом из положения является скорейший пересмотр спорных положений Технического регламента Таможенного союза с учетом сложившейся практики перевозок грузов легковыми автомобилями и введение списка исключений для ряда часто используемых аксессуаров и дополнительного оборудования».
При этом г-н Шкуматов подчеркивает, что в руководимую им рабочую группу ОНФ «Защита прав автомобилистов» сведенияот водителей, которых оштрафовали за наличие багажника, не поступали.
Багажник на крыше: как не нарваться на штраф
Что надо знать о штрафе за багажник в 2021 году
Новостные издания напугали автомобилистов новыми штрафами, которые появились после изменений в техрегламенте Таможенного союза и запрете на установку багажников на крышу автомобиля. На самом деле никаких нововведений не было, информацию об этом в Госавтоинспекции опровергли. А штраф за изменение конструкции можно было получить и раньше.
Откуда вообще взялась информация про штрафы за багажники?
Первой о нововведениях написала газета «Аргументы и факты», по данным которой в силу вступили новые требования технического регламента Таможенного союза, а сотрудники ГИБДД начали выписывать штрафы за нештатное оборудование автомобиля. Претензии возникли в том числе и к багажникам на крышах автомобилей, установленным фаркопам, а также к нештатной светотехнике.
Утверждалось, что новые требования техрегламента прямо запрещают эксплуатацию автомобилей с конструктивными изменениями, которые не согласованы с ГИБДД и не проверены в специальных лабораториях. Помимо багажника якобы запрещалась самостоятельная установка фаркопа и иных световых приборов. Однако никаких изменений в техрегламент не вносилось, а штраф за нештатный багажник или фаркоп в России существовал с давних пор.
А что там с регламентом на самом деле?
Последняя коррекция техрегламента Таможенного союза в части безопасности транспорта была проведена 21 июня 2019 года, и никаких изменений по части переоборудования автомобилей в ней не было. Помимо чисто технических поправок в регламент внесли дополнения, касающиеся возможности сертификации автомобилей по требованиям Евро 6, которые действуют в Европе с конца 2015 года.
Первая версия техрегламента образца 2011 года вообще не содержала упоминаний о 6 экологическом классе, поэтому любой транспорт Евро 6 в России и странах Союза получал максимально возможный класс Евро 5, что не позволяло использовать этим машины при международных перевозках в Европе. В прошлом году эту коллизию устранили, причем изменения начали действовать с начала 2020 года.
То есть истории про штрафы за багажник — фейк?
Не все так однозначно. Никаких новых правил и наказаний введено не было, но действующие в России ПДД и без них запрещают изменения в конструкцию транспортных средств. Эксплуатация автомобиля запрещается при модификации тормозов и рулевого управления, световых приборов и стеклоочистителей. На машине должны стоять шины штатных размеров, а двигатель — отвечать нормам по вредным выбросам.
Кроме того, в перечне неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, указаны в том числе и изменения конструкции, выполненные без разрешения ГИБДД или МВД. Именно к ним можно отнести нештатный багажник или фаркоп, утверждает автоюрист Сергей Смирнов: «Запрещены изменения, не предусмотренные заводом-изготовителем. Например, если на автомобиль не предусмотрена установка фаркопа, но лично я знаю только один такой — это Chevrolet Traverse. Если его все-таки поставить, то это будет считаться конструктивным изменением».
В случае с багажниками штраф можно получить только при устройстве самодельных конструкций или если установка багажника вообще не предусматривается конструкцией, продолжает Смирнов: «Допустим, автовладелец взял и сварил из арматуры багажник. Или поставил, например, рейлинги туда, где их не может быть — на крышу спортивного купе или кабриолета. Все остальные случаи, когда устройство ставится на штатные места крепления, нарушением не являются».
То есть штраф все-таки возможен. А какой?
На первый взгляд, российский КОАП лояльно относится к изменениям конструкции. В соответствии со статьей 12.5, управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация запрещена, наказывается штрафом в размере 500 рублей. Однако инспектор тут же вынесет предписание демонтировать нештатный элемент, а если этого не сделать, то можно нарваться на полный запрет эксплуатации машины.
«Сотрудник в любом случае даст предписание устранить нарушение. И если на месте это сделать невозможно, то водитель имеет право, соблюдая меры предосторожности, доехать до места ремонта», — объясняет юрист. Игнорирование требования инспектора может повлечь за собой более серьезные последствия.
«Во-первых, водителя могут привлечь к неисполнению законного требования сотрудника полиции, а это уже 15 суток. Также можно аннулировать регистрацию автомобиля, и это единственный способ наложить запрет на эксплуатацию, так как номера давно не снимают», — добавляет Смирнов. Однако в реальности выяснить, было ли конкретному водителю уже сделано предписание, и исполнил ли он наложенное ранее, крайне сложно.
Мне нужен нестандартный багажник. Что делать?
Если на автомобиль нужно установить особенную конструкцию, изготовленную на заказ, придется пройти официальный путь регистрации изменений, говорит Смирнов. Иначе сотрудник ГИБДД действительно сможет наказать на нарушение и наложить запрет на эксплуатацию.
«Обращаешься в ГИБДД с заявлением о внесении изменений с проектом, либо с уже готовой конструкцией. Тебе говорят, в какую контору обращаться. Там проверяют, можно ли это изготовить или установить, будет ли багажник отвечать требованиям безопасности, и дают официальное заключение. С ним идешь в отдел ГИБДД и официально вносишь изменения в конструкцию с занесением отметки в документы», — объясняет юрист.
У меня фирменный багажник. Ограничений нет?
Ограничения есть, но они не связаны с нарушениями ПДД. Во-первых, есть ограничения нагрузки на крышу или рейлинги автомобиля. В случае с легковыми моделями это, как правило, не более 50 килограмм. Во-вторых, ограничения по массе груза есть у самого багажника. Чаще всего багажник рассчитан на больший вес, чем рейлинги (например, на 120 кг), но ориентироваться в этом случае нужно на меньшее значение.
При превышении расчетных величин можно повредить сам багажник, помять рейлинги или крышу автомобиля. Кроме того, тяжелый груз на крыше повышает центр тяжести, что ухудшает поведение машины на дороге. Наконец, в случае с открытым багажником нужно очень ответственно подходить к вопросу крепления груза, чтобы избежать падения вещей на ходу — вина за повреждения дороги и других машин в таком случае всегда возлагается на владельца груза.
Инспектор вообще может проверять машину на дороге?
Любое конструктивное изменение может стать поводом для остановки на дороге, однако возить с собой сертификат на багажник и диагностическую карту водитель не обязан, утверждает Сергей Смирнов: «Водитель должен предъявить права, свидетельство о регистрации и страховку. Сотрудник может привлечь за конструктивные изменения, но для этого он должен доказать, что такие изменения вообще есть».
Если не считать требований по габаритам и видимости световых приборов, конкретных условий по конструкции багажников и методах их установке нет ни в техрегламенте, ни в российских законах, добавляет юрист. Поэтому если не видно явных и очевидных нарушений, споры между инспектором и водителем могут затянуться. Если же конструктивные изменения есть, но они корректно оформлены, вся информация о них должна содержаться в графе СТС с особыми отметками, которую инспектор обязан принять во внимание.
Что говорят в ГИБДД?
Госавтоинспекция также разъяснила, что требования к использованию багажников на крышах автомобилей не вводились.
«Последние поправки в технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» были внесены в 2018 году, при этом процедуры внесения изменений в конструкцию транспортного средства они не касались, — уточнили в ГИБДД. — Согласно действующим положениям Технического регламента, в случае, если багажник сертифицирован, и конструкция транспортного средства предполагает его использование, то никаких согласований с Госавтоинспекцией не требуется».
Как объяснили в ведомстве, если конструкцией автомобиля специальные места для размещения багажника не предусмотрены, то возможность такой установки может быть оценена в рамках процедуры внесения изменений в конструкцию транспортного средства.
Аналогичные требования предъявляются к тягово-сцепным устройствам фаркопам. Перечень дополнительных внешних световых приборов, устанавливаемых на транспортное средство, и требования, предъявляемые к ним, строго определены положениями Технического регламента.
«Если установка, например, противотуманных фар не предусмотрена заводом-изготовителем конкретного транспортного средства, то проведение процедуры внесения изменений в конструкцию обязательно», — добавили в ведомстве.
А вот установка на крыше автомобиля самодельных конструкций, не соответствующих требованиям безопасности, считается внесением изменений в конструкцию транспортного средства и влечет за собой административную ответственность.
ГИБДД назвала условия для штрафов за установку багажника на крыше
Автомобилистов не будут штрафовать за установку дополнительных багажников и внешних световых приборов, если конструкция машины это позволяет, а оборудование сертифицировано. Об этом в Госавтоинспекции сообщили ТАСС.
11 августа газета «Аргументы и факты» написала, что монтаж самодельного багажника, установка нештатного фаркопа, изменение светового оборудования на автомобиле не допускаются и наказываются штрафом. В случае если после таких изменений машина не прошла регистрацию в ГИБДД, она считается непригодной к эксплуатации, отметило издание. Новость перепечатали некоторые СМИ.
«Авторы публикаций утверждают, что за установку так называемого нештатного оборудования, в частности фаркопов, внешних световых приборов, а также дополнительных багажников, в том числе на крыше автомобилей, владельцы транспортных средств будут привлекаться к административной ответственности. Изложенная в материалах СМИ информация не соответствует действительности», — заявили ТАСС в ГИБДД.
Как написали «Аргументы и факты», в 2020 году должен вступить в силу пакет поправок для Технического регламента Таможенного союза, изменяющий порядок регистрации изменений в конструкцию автомобиля, однако вступление документа в силу было отложено. Но некоторые СМИ написали, что новые требования Техрегламента уже вступили в силу и любые конструктивные изменения должны согласовываться в ГИБДД,
В ведомстве подчеркнули, что последние поправки в регламент вносились в 2018 году и они не касались изменений в конструкции автомобилей. «Согласно действующим положениям Технического регламента, в случае если багажник сертифицирован и конструкция транспортного средства предполагает его использование, то никаких согласований с Госавтоинспекцией не требуется», — пояснили в ведомстве.
Поправки в Технический регламент должны были вступить в силу 1 июля, они усложняют порядок регистрации изменений в конструкцию машины, в том числе установку фаркопов, газового оборудования, дополнительных багажников и лебедок. Также планировалось отменить выдачу технических заключений по фотографиям. Время вступления поправок в силу перенесли на 2021 год.