каким способом можно преодолеть водную преграду
Водные преграды
Во время странствий часто приходится сталкиваться с различными водными преградами и преодолевать их. К таким преградам относятся ручьи, малые и большие реки, озера, болота, пороги, водопады, ледники. Каждый водоем – это своя специфика, свои приемы форсирования и преодоления. Коснемся вкратце каждого типа водоемов.
Ручьи. Обычно не очень глубокие, не широкие, но в них, как правило, очень холодная и быстро текущая вода. По этому, лучший способ перебраться через ручей – это найти дерево, упавшее поперек и связывающее оба берега. Тем более, что такие ручьи и потоки чаще всего встречаются в предгорьях и лесах, так что деревья, в том числе и упавшие, там в изобилии. Второй способ – перебежать ручей на перекате, по валунам. Но учтите, камни могут быть скользкими! Также можно переходить ручьи и малые горные реки вброд – на мелководных участках. Если вы не один – бурные горные потоки лучше преодолевать в связке, соединившись с напарником длинной веревкой.
В средних и больших реках также следует поискать брод. Если брода по близости нет – придется переплывать. Если особой ручной клади у вас нет – не надо заморачиваться с постройкой плота, т.к. большинство рек не так уж и широки и их можно пересечь вплавь. Только надо подобрать участок поуже, но в то же время со спокойным течением, без водоворотов, коряг и.т.п. По этому, лучше выбирать место для переправы с обрывистого берега, так лучше распознать характер реки. К тому же, под обрывом – самая большая глубина. Преодолев глубокий и стремнинный участок, будет проще добираться до пологого берега, где значительно мельче.
Озера бывают разные. Маленькие и средние проще обойти. Крупные можно пересекать вплавь. А вот чтобы пересекать особо большие озера – лучше построить плот или воспользоваться любым другим плавсредством.
Пересекать болота – дело очень опасное. Если есть возможность болото обойти – обойдите! И только в крайнем случае идите через топи. Надо орудовать длинным ровным шестом, чтобы прощупывать дно перед собой. Хороша техника перепрыгивания по кочкам. Запомните! Где на болоте растут деревья, кустарники – там, как правило, есть твердое основание.
Также следует на болотах использовать интересный прием – сделать что-то на подобии лыж или снегоступов. Цель понятна – распределить нагрузку тела на площадь в пять-шесть раз большую, чем просто площадь подошв обуви. Так значительно сложнее провалиться в трясину. Такие болотные лыжи делаются из ивовых прутьев, благо ивы на болотах полно. Делается овальное кольцо из толстого прута. Площадь овала заплетается более тонкой лозой. Получившиеся конструкции надеваются на ноги. Крепления к штатной обуви можно сделать из той же тонкой лозы или веревок.
Как преодолеть водное препятствие. Переправа через реку
Наличие переправы через водные объекты – основой критерий сложности маршрута для пешего туриста. Кроме того, на маршрутах подобного типа самый высокий процент смертности даже среди опытных туристов. Что уже говорить о неискушенных в этих вопросах людях, которые любят проводить время на природе и путешествовать пешком. Для них такое препятствие на пути может стать причиной испорченного отдыха, а при незнании правил переправы через реку – и более печальных последствий…
Известно множество способов переправы через реки, однако некоторые методы, описанные в литературе, как, например, переправа с петлей на шее или бегом вниз по реке, совершенно недопустимы для применения на практике.
Самым распространенным и простым способом переправы через водные препятствия была и остается переправа реки вброд. Первый шаг при такой переправе – найти брод. Брод – это неглубокое место в течении реки, которое можно перейти или проехать на автомобиле. На небольшую глубину равнинной реки указывают отмели, рябь на поверхности воды, расширение реки на прямом ее участке, выступающие камни, островки, а также тропы, что спускаются к реке. Когда найдено подходящее место для брода – с помощью шеста нужно исследовать дно на предмет омутов, глубоких ям, коряг, тины, поскольку их наличие может стать серьезным препятствием при переправе. Исследовать дно нужно шестом длиной не менее 2 м. Передвигаться нужно под углом к течению, опираясь на шест. Шест следует при каждом шаге переставлять впереди себя вверх по течению – напором воды его станет прижимать ко дну. Если же шест окажется вниз по течению – его может снести.
Найти брод в горной реке намного сложнее, поскольку температура воды, крутизна берегов, сила течения и характер дна в таких реках достаточно опасен. При нахождении брода в горной реке следует выбрать самое узкое и неглубокое место в русле реки, с наиболее пологими берегами, при возможности — с максимально низким течением и с отсутствием характерных опасностей (о них мы расскажем дальше в статье). Переходить горную реку следует при глубине не более 1 м и максимальной скорости течения не более 1 мс. Если скорость течения выше указанной – даже глубина в полметра является опасной для переправы. Также не рекомендуется переходить реку вброд при неблагоприятных метеорологических условиях – дождь, снег, град. Это утруднит передвижение и способствует очень быстрому поднятию уровня воды в реке (особенно в горной). Наименьший уровень воды в горных реках наблюдается ранним утром, самый высокий – вечером. Порой уровень воды утром уменьшается настолько, что дно становится видимым.
Горную реку шириной более 50 метров можно переплыть даже при большой скорости течения. Однако стоит избегать такой переправы. Если же вы решились перебраться на другой берег таким экстремальным способом или падение в воду было случайным – нужно знать характерные опасности горной реки, которые стоит учитывать при оценке своих действий в экстренной ситуации. К таким опасностям относятся:
Также горную реку можно преодолеть с помощью наземной переправы в виде поваленного дерева. Вы можете отыскать поваленное естественным путем дерево, или же повалить дерево, растущее в непосредственной близости от берега. Желательно выбирать место, где русло достаточно узкое и берега немного выше течения – чтобы вода не затапливала бревно. Бревно можно заменить жердями, досками, другими подручными материалами. К наземной переправе относится и переправа по камням, выступающим из воды. При таком способе переправы следует быть очень осторожным: выбирать сухие, нескользкие и устойчивые камни, заранее продумывать траекторию своего движения.
Переправляться через реку вброд следует только обутым и одетым, но без рюкзака и прочих громоздких вещей. Переправить их на противоположный берег можно следующим образом: найти брод, произвести разведку дна, привязать на берегу веревку, перейти с ее свободным концом на противоположный берег и закрепить ее там. Потом следует вернуться, с помощью карабина или свободного узла привязаться к веревке с целью страховки, и уже с вещами переправиться обратно. Если переправляется группа людей – передвигаться вдоль веревки нужно колонной или попарно, друг за другом, приставным шагом. Во главе колонны должен идти самый сильный и опытный участник группы.
Если препятствие — неширокая река или ручей — то его можно преодолеть, перепрыгнув через него, опираясь на прочный шест. Рюкзак и прочие вещи предварительно следует перебросить на противоположный берег.
Переправляться по замерзшей реке следует после предварительной разведки прочности льда с помощью шеста. Если переправляется группа людей – нужно при переправе иметь при себе шест длинной 2-2,5 м и держать дистанцию не менее 5 м друг от друга.
Преодоление водных преград и сплавы
В экстремальных ситуациях и просто в длительных пеших походах вы можете столкнуться с водными преградами. Как правило, это большие и малые реки. Различные болота, озера почти всегда можно обойти, а речной поток обойти невозможно. И если небольшие ручьи можно переходить вброд, пересекать по стволам упавших поперек деревьев, то серьезную реку приходится форсировать. Также может быть принято решение воспользоваться рекой, как магистралью для достижения нужной точки. Значит сплавляются вниз по течению.
Форсирование и сплав по рекам вызывает озабоченность у любого человека. Особенно если температура окружающей среды невысока. Да и летом встает трудность, как пересечь реку и не промочить снаряжение. Этим вопросам и посвящаю данный обзор.
Форсирование водных преград
Если мелко, есть полноценный брод, а течение умеренное, то можно пересечь реку даже с большим количеством снаряжения. Просто держать вещи над головой. Если требуется, то сделать две ходки. Но такие идеальные условия встречаются не всегда. Зачастую приходится столкнуться с речкой, где нет брода по всей ширине. Если есть участки, где вам максимум по грудь, то там очень сильное течение. Это также не позволит пересечь преграду, не замочив вещи.
С быстрым течением на средней глубине можно бороться при помощи шеста. Вырубают прочный длинный шест. Рюкзак стараются сделать непромокаемым, о чем поговорим ниже. Держат его на одном плече. Нельзя при форсировании одевать рюкзак на оба плеча. Если вас потоком сшибет с ног, то будет сложно скорректировать свой дрейф и снять рюкзак из такого положения. Так недолго и в пороги влететь, а это уже опасно для жизни. Если дело происходит зимой или просто по холодной воде, то долгое барахтанье тоже сулит огромные риски.
Если рюкзак не очень тяжелый, то его можно переносить через реку, воспользовавшись достаточно длинной веткой с развилкой на конце. На неё цепляем рюкзак и переносим.
Заходят в воду. Шест упирают вниз по течению, под углом около 45 градусов. Удерживаясь на такой подпорке продвигаются поперек потоку. Фиксируются и снова переставляют шест. Достаточно простая, но проверенная техника для бурных горных рек.
Если глубина не позволяет идти по дну на всем протяжении потока, нет иного выхода и придется плыть. Соответственно нужно сделать ваше снаряжение непотопляемым и обеспечить запас плавучести для поддержания вас самих. В какое бы время года не проходил сплав, следует снять обувь и одежду по максимуму. При правильной подготовке снаряжения вы доставите все это сухим на другой берег, а если одежда и особенно обувь промокнет на вас, то быстро их никак не высушить.
Сплав по реке
Герметизация снаряжения, создания из него некоего временного плота – это хороший прием для форсирования, но не для сплава. Конечно можно сплавиться на пару километров, но не более. Чем дольше плывем, даже с хорошо собранным снаряжением, тем выше риск его намочить. Так что, для сплава безальтернативно нужно заняться созданием пусть небольшого, но плавсредства.
В самом примитивном варианте это может быть обломок толстого бревна, валежника. Но желательно построить плот из бревен или какого-то мусора. Сегодня мало мест, где человек не оставил следов своего варварского пребывания. Так что, бывает удается найти изрядное количество бутылок, канистр, пустых бочек и прочих емкостей, даже на довольно диких таежных реках. Если таких «следов цивилизации» река не нанесла, то придется мастерить плот из древесины.
Если нашли большие бочки от ГСМ, но в них есть течь, её можно заделать при помощи жидкой живицы из хвойных деревьев. Работает не хуже клея или герметика.
Непотопляемый рюкзак
Бытует миф о том, что можно утопить, потерять рюкзак, который упал с плавсредства во время сплава. Тут все зависит от того, как рюкзак собран. Опытный турист или военный напротив использует рюкзак, как поплавок, как спасательный буй. Как же добиться того, чтобы рюкзак не тонул? Для этого используется несколько степеней защиты.
Во-первых, желательно иметь рюкзак с прорезиненной внутренней поверхностью. Такой внутренний слой дает не только определенную защиту от быстрого набора воды, но и механическую защиту содержимого, необходимую жесткость. В хорошо закрытый рюкзак вода будет набираться через застежки и впитываться во внешнюю оболочку.
Во-вторых, хорошо использовать большие мусорные пакеты или кусок полиэтиленовой пленки. По опыту, паке легче и практичнее. Пленку в поход берут редко. Используют тент, но его используют снаружи, а не внутри. Так что несколько больших мусорных мешков – это крайне полезное и почти невесомое дополнение к комплекту снаряжения. Пакет устанавливается внутрь рюкзака, изолируя содержимое от стенок.
В-третьих, используется туристический коврик каремат. Это вообще один важнейших элементов снаряжения, который следует иметь с собой в любом походе и выезде на природу. Кроме короткого летнего периода, да и то не всегда и не везде, от холодной земли можно получить букет различных болячек. Чтобы сохранить здоровье и силы, используют коврик. Если лежат, спят на земле, то только простелив его. В походном положении, особенно при форсировании водных преград, каремат сворачивают в цилиндр и делают следующим кольцевым слоем в рюкзаке. Уже внутрь этого импровизированного тубуса отправляется прочее снаряжение.
Коврик очень важен, поскольку придает рюкзаку серьезную дополнительную плавучесть. Даже если в штатном положении вы несете его снаружи, свернув плотным рулоном и пристегнув сбоку, то для форсирования желательно уложить его в рюкзак.
Дно рюкзака затыкают герметичным пакетом со сменными вещами. Какое-то маломальское белье для смены нужно иметь обязательно. Пусть даже оно не используется из похода в поход, но когда все промокнет, и ситуация будет усугубляться – этот пакетик может спасти вас от серьезных заболеваний и осложнений. В сложенном виде – это дополнительный плюс к плавучести и гидроизоляции.
Дальше укладывается остальное снаряжение. Пакет сверху стягивается, по возможности даже подвязывается каким-то шнурком. Рюкзак плотно закрывается. Снаружи его оборачивают тентом. Водонепроницаемый тент очень полезен и в этом случае тоже пригодится. Его края завязывают крест на крест над рюкзаком. Получается отличный поплавок, который и сам не тонет, и вас удержит на воде, если даже на него навалитесь всем телом. Так форсируют преграду, держась за рюкзак. Можно даже пристегнуться к нему, чтобы его не унесло, и вы не потеряли снаряжение. Грамотно собранный рюкзак – это не груз и якорь, а совсем наоборот.
Если рюкзак хорошо держится на воде даже без коврика, то можно собрать снаряжение иначе. Каремат свернуть в плотный рулон и засунуть в чехол. Иметь отдельный чехол для коврика – это хорошая затея. Он послужит дополнительной сумкой для каких-то припасов, если что. В данном случае собирают некое подобие катамарана. Вырубают пару отрезков толстых веток. Притягивают их по бокам рюкзака, а к другим концам привязывают упакованный коврик. Всю конструкцию опять же облачают в тент. Его сверху надежно застегивают и перевязывают.
На таком плотике можно лежать целиком и форсировать водные преграды. При этом вы даже намочитесь не целиком.
Такой способ практикуют военные спецподразделения. Можно перемещаться по воде тихо, скрытно, имея обзор, но скрывая лицо, часть профиля тела за рюкзаком. В этот выступ в боевых условиях может быть даже помещена бронепластина.
Плот из тента и лапника
Другим интересным вариантом для сохранения снаряжения сухим, является создание небольшого плота из лапника.
Тент расстилают на земле. Заготовленные ветки хвойных деревьев укладывают кольцом. Получается подобие спасательного круга. Венок из лапника обвязывают веревкой. Затем скручивают полученную конструкцию восьмеркой и накладывают друг на друга две сформированные петли. Снова перевязывают веревкой. Получается плотное кольцо из хвойных веток. В середину кольца вставляют рюкзак. Сверху завязывают концы тента. Получается отличный плотик.
За счет пустот между хвоей конструкция получается плавучая. Тент защищает содержимое от промокания. Опираясь на такой плот можно переплывать реки.
Форсирование зимой
У многих адептов тематики экстремального выживания возникают вопросы по поводу форсирования водных преград зимой. Какова последовательность действий? Как не замерзнуть?
Приходится слышать много странных и даже опасных советов. Видно, что те, кто их дает, явно ничего не форсировали при отрицательных температурах. Рекомендуют снять одежду по максимуму. Это правильно! Снаряжение и одежду герметизируют одним из вышеприведенных методов. При этом советуют форсировать реку в обуви, чтобы не поранить ноги. А выбравшись на другой берег заняться костром.
Вот с последними двумя рекомендациями все плохо. Во-первых, обувь – это тот элемент, который будет сохнуть очень долго. Если её намочить, то гарантировано заболеете и не выберитесь. Так что, обувь снимаем и стараемся доставить её на другой берег сухой. Чтобы защитить ноги, оставляем носки. Дополнительно можно сделать стельки из бересты, из того же коврика каремата или вытащить их из ботинок. К носку плотную стельку приматывают портянкой из какой-то тряпки.
Насчет костра на другом берегу – тоже совет жуткий. После переправы, на морозе, вы так задубеете, что ничего не сможете разжечь. Это не говоря о сборе дров. Так что костер заготавливается и делается до переправы. Какую-то мелкую растопку, веточки, все наламывают заранее и тащат «зародыш» костра с собой. Когда оказываются на другом берегу, достаточно одного движения спичкой или скребка по огниву, чтобы вспыхнуло пламя. Тут вы за считанные секунды согреваете руки и быстро собираете дрова поблизости, чтобы поддержать костер и согреться полностью.
Вот такие рекомендации по форсированию водных преград. Грамотно собирайте снаряжение и этот сложный элемент выживания не окажется фатальным.
Водные преграды и переправы через них, способы и виды водных переправ, средства преодоления водных преград, инженерное оборудование и содержание водных переправ, пособие.
первого эшелона от своего берега. При организации форсирования водных преград общевойсковым подразделениям назначаются участки форсирования, в пределах которых оборудуются различные виды водных переправ.
Количество и виды водных переправ, оборудуемых на участках форсирования, зависят от состава переправляющихся подразделений, построения боевого порядка, наличияпереправочных средств, характера водной преграды и других условий. Войска могут также преодолевать водные преграды в других видах боя и при совершении различных передвижений. Во всех случаях форсирование (преодоление) водных преград требует тщательной подготовки, своевременного оборудования водных переправ и умелого маневра ими в ходе содержания переправ.
Основным содержанием преодоления водной преграды войсками является процесс переправы, т. е. перемещения войск каким-либо способом с исходного берега на противоположный. Переправой называют участок водной преграды с прилегающей к нему местностью и необходимыми переправочно-мостовыми и другими средствами, оборудованный для преодоления водной преграды войсками одним из возможных способов.
В зависимости от используемых средств и характера водной преграды различают следующие виды водных переправ :
– Десантные переправы на боевых плавающих машинах (БМП, БТР), на плавающих транспортерах (ПТС-2, ПТС-4), на лодках (ДЛ-10, НЛ-8), на десантно-высадочных средствах.
– Паромные переправы на самоходных паромах (ПММ, ПММ-2), на паромах, собираемых из понтонных парков (ПМП, ПМП-М, ППС-84, ПП-91, ПП-2005) и паромах из местных плавсредств и материалов.
– Мостовые переправы, которые могут быть в виде наплавных мостов, наводимых из понтонных парков (ПМП, ПМП-М, ППС-84, ПП-91, ПП-2005), мостов на жестких опорах (механизированных мостов ТММ, МТУ-20, МТУ-72, МТУ-90), разборных мостов (РММ-4, МАРМ, САРМ, БАРМ и т. п.), низководных мостов, постоянных мостов, комбинированных мостов, состоящих из эстакад и наплавного участка моста.
– Переправывброд.
– Переправы танков под водой.
– Ледяные переправы.
В зависимости от технических возможностей переправочных средств и условий преодоления водной преграды различные виды водных переправ оборудуются в определенной последовательности. По предназначению различают основные, запасные и ложные переправы. Войска пропускаются по основным переправам. Запасные переправы оборудуются для дублирования основных переправ на случай их разрушения или для осуществления маневра в целях снижения уязвимости войск в ходе преодоления ими водной преграды. Ложные переправы оборудуются для повышения живучести основных и запасных переправ.
Содержание книги Водные преграды и переправы через них, способы и виды водных переправ, средства преодоления водных преград.
Введение.
1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ВОДНЫХ ПРЕГРАДАХ И ПЕРЕПРАВАХ.
1.1. Краткая историческая справка.
1.2. Классификация водных преград.
1.3. Способы и виды переправ.
Вопросы для контроля и самопроверки.
2. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ВОДНЫХ ПРЕГРАД.
2.1. Средства преодоления водных преград.
2.2. Понтонные парки.
2.3. Буксирно-моторные катера.
2.4. Переправочно-десантные средства.
2.5. Мостостроительные средства.
2.6. Разборные мосты.
2.7. Механизированные мосты.
Вопросы для контроля и самопроверки.
3. ИНЖЕНЕРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕРЕПРАВ.
3.1. Десантные переправы.
3.2. Паромные переправы.
3.3. Мостовые переправы.
3.4. Переправы танков под водой.
3.5. Водные переправы вброд.
3.6. Ледяные переправы.
Вопросы для контроля и самопроверки.
4. ОРГАНИЗАЦИЯ КОМЕНДАНТСКОЙ, СПАСАТЕЛЬНОЙ И ЭВАКУАЦИОННОЙ СЛУЖБ НА ПЕРЕПРАВАХ.
4.1. Комендантская служба.
4.2. Комендантская служба в различных видах боя.
4.3. Спасательно-эвакуационная служба.
4.4. Защита переправ.
4.5. Маскировка переправ.
Вопросы для контроля и самопроверки.
5. ИНЖЕНЕРНАЯ РАЗВЕДКА ВОДНОЙ ПРЕГРАДЫ В ЦЕЛЯХ ВЫБОРА МЕСТА ПЕРЕПРАВЫ.
5.1. Цели и задачи инженерной разведки водных преград.
5.2. Средства инженерной разведки водных преград.
5.3. Определение характеристик водных преград.
5.4. Порядок действий инженерно-разведывательного дозора по разведке водной преграды.
Вопросы для контроля и самопроверки.
Приложение 1. Основные сокращения, применяемые в боевых документах.
Приложение 2. Основные условные обозначения, применяемые в боевых документах.
Приложение 3. Карточка инженерной разведки.
Как правильно преодолевать водные препятствия. Преодоление водных преград Способы переправы реки и водных препятствий вброд
Классификация водных препятствий
Международная и российская классификации разделяют водные препятствия на 6 категорий: препятствия первой категории считаются самыми простыми, шестой категории – самыми трудными для прохождения и опасными для жизни.
Категория сложности присваивается на основе следующих таких факторов:
ПРЕОДОЛЕНИЕ ВОДНЫХ ПРЕГРАД
Встречающиеся на пути реки, озера и другие водные преграды танки преодолевают различными способами по мостам, на пароймах, вброд, под водой и наплаву (плавающие тапки). Все зависит от обстановки, имеющихся переправочных средств и возможностей самостоятельно совершить переправу. Но, пожалуй, наиболее распространенным способом является переправа вброд.
Броды подразделяются на нормальные и глубокие. Поэтому перед преодолением водной преграды необходимо произвести разведку и, если необходимо, то оборудование брода.
Разведка брода сводится к его отысканию, определению ширины и глубины, состояния грунта дна и берегов, крутизны берегов, скорости течения воды, а также состояния путей подхода и выхода. В подготовку брода входит очистка дна реки от минно-взрывных заграждений, больших камней, коряг и других препятствий. Приоборудовании схода и выхода из воды уменьшают, если это необходимо, крутизну берегов и укрепляют их фашинами или бревнами. Границы брода днем обозначают вехами, а ночью — световыми указками. Подготавливаются также эвакуационные средства, особенно когда предстоит преодолевать глубокий брод.
Брод нормальной глубины преодолевается без специальной подготовки танка. Но механик-водитель обязан убедиться в наличии пробок и крышек люков днища, проверить их крепление, исправность прокладок под крышками люков, а также в том, что люк механика-водителя закрывается плотно и гусеницы имеют правильное натяжение. Буксирные тросы надеваются на крюки (один трос на кормовой крюк, другой на носовой) и закрепляются на надгусеничных полках танка.
Перед входом в воду закрывают люк механика-водителя и в зависимости от глубины надевают чехлы на дульные срезы пушки и пулемета и щитком закрывают амбразуру прицела. По выбранному направлению механик-водитель ведет танк на максимальной скорости, а при входе в воду включает низшую передачу, как правило, вторую, благодаря чему обеспечивается плавный вход в воду. В конце спуска плавно увеличивает обороты до эксплуатационных и поддерживает их на всем протяжении брода.
Во время движения передачи не переключает. Избегает поворотов, рывков и остановки танка. Если возникла необходимость сделать поворот, один из рычагов ПМП ставит в положение между исходным и первым. Действиями механика-водителя руководит командир танка по переговорному устройству (ТПУ).
Если танк, вышедший на противоположный берег, останавливается из-за буксования гусениц и скатывается назад, следует быстро перевести рычаги управления во второе положение (до отказа на себя), увеличить обороты двигателя до эксплуатационных и плавно спустить танк назад в воду. Затем снова начать движение вперед. Если и на этот раз выйти на берег не удается, надо удержать танк на тормозах и поддерживать обороты двигателя в пределах 1400— 1600 об!мин, пока танк будет отбуксирован тягачом. Только так можно избежать остановки двигателя и попадания воды в цилиндры.
Танк после определенной подготовки — герметизации, производимой с помощью возимого оборудования,— способен преодолевать броды, глубже нормальных, но не настолько, чтобы вода заливала открытые люки башни.
В загерметизированном корпусе создаются условия, не слишком благоприятные для работы агрегатов и механизмов, особенно для системы охлаждения двигателя. К тому же при значительном погружении танка в воду меняются величина и характер сил, действующих на танк. Вес его уменьшается на величину выталкивающей силы, которая в свою очередь зависит от глубины погружения и для среднего танка составляет 10—12 т. С уменьшением веса снижается сила тяги по сцеплению, так как становится меньшим и само сцепление гусениц с грунтом.
Работа двигателя и его системы охлаждения затруднена потому, что в загерметизированный корпус танка поступает значительно меньше воздуха, необходимого для нормальной циркуляции через радиаторы. Теплоотвод от двигателя ухудшается, температура жидкости в системе охлаждения порой поднимается до 110° С. Предотвратить перегрев двигателя можно, если герметизировать танк при максимальном приближении к водной преграде. Но сделать это по тем или иным обстоятельствам бывает невозможно. Другой способ, исключающий перегрев двигателя, заключается в том, что при подходе к броду и во время его преодоления необходимо правильно выбирать скорости движения и поддерживать оптимальные обороты двигателя.
Опытным путем установлено, что при движении танка по тяжелым и вязким грунтам наиболее выгодной передачей, исключающей перегрев двигателя, является вторая передача. Вот почему механику-водителю необходимо учитывать состояние дорог при движении танка к водной преграде и выбирать такую передачу, чтобы температура охлаждающей жидкости к моменту входа танка в воду не превышала 70° С. Температурный режим двигателя остается в норме, если преодолевать брод на первой передаче, а обороты поддерживать в пределах 1400—1500 об/мин.
При движении через глубокий брод механик-водитель не видит путь перед собой и его действиями руководит командир машины, находящийся в люке башни. Он подает лишь самые необходимые команды, чтобы не отвлекать механика-водителя от управления. При подходе к броду выбирает направление и следит за тем, чтобы танк двигался ближе к вехам. При этом учитывает, что даже при небольшой скорости течения реки (0,5 м!сек) танк будет сносить в сторону.
Если возникнет надобность несколько изменить направление движения, то доворот производится плавно путем выключения одного из механизмов поворота, так как вследствие уменьшения сцепного веса танк поворачивается сравнительно легко.
Таким образом, успешное преодоление глубокого брода обеспечивается в результате его разведки и оборудования, всесторонней подготовкой танков, надежной герметизацией их корпусов, а также мастерством механиков-водителей.
Современный танк способен преодолевать водную преграду под водой. С помощью специального оборудования для подводного вождения (ОПВТ), возимого на танке, производится полная герметизация корпуса и обеспечение экипажа и двигателя атмосферным воздухом. В работе агрегатов и механизмов возникают, естественно, те же трудности, что и при преодолении глубокого брода. Они даже несколько усугубляются вследствие полного погружения танка в воду.
Преодоление водной преграды под водой начинается с разведки, выбора участков переправы и их оборудования — устанавливаются указки, вехи, обозначающие направление движения к переправе, организуется пункт управления и аварийно-спасательной службы. Подготовка танков производится в районе герметизации и частично на подходе к этому району. Установив оборудование, экипаж занимает в танке свои места, надевает спасательные жилеты и приводит изолирующие противогазы в положение «Наготове».
Из района герметизации до водной преграды танк движется с открытым люком крыши силового отделения. Это делается для того, чтобы не допустить излишнего нагрева охлаждающей жидкости. При подходе к переправе люк закрывается и производятся необходимые операции, предусмотренные для данного типа танка. Постоянноподдерживается радиосвязь с пунктом управления и точно выполняются все принятые по радио команды.
Водную преграду танк преодолевает на первой передаче, поддерживая постоянные эксплуатационные обороты двигателя. Направление движения механик-водитель выдерживает с помощью гирополукомпаса. Управляет движением танка командир по радио с пункта управления. Поворот, если в нем возникла необходимость, делается плавно.
При выходе танка из воды на берег экипаж действует так же, как и после преодоления глубокого брода.
Существенную роль в обеспечении высокого темпа наступления имеют плавающие танки. Они способны с ходу форсировать водные преграды и вести бой с противником на всех этапах преодоления водной преграды: на подходе, во время форсирования и сразу же после выхода на противоположный берег.
Плавающий танк обладает почти всеми свойствами сухопутной машины и легко передвигается на суше. Но ему присущи и такие свойства, как плавучесть, остойчивость и маневренность на воде. Остойчивость — это способность танка, выведенного из равновесия в результате воздействия на него внешних сил, возвращатьсяк первоначальному положению после прекращения действия этих сил. Остойчивость дает возможность танку входить в воду с креном (поперечный наклон) и дифферентом (продольный наклон), плавать на волне, буксировать другую машину.
Плавучесть и остойчивость машины обусловлены конструкцией корпуса, а маневренность на воде и плавание со скоростью до 10 км/час — наличием на танке водометного движителя. Благодаря малому удельному давлению гусениц на грунт, равному 0,5 кг/смг, танк имеет высокую проходимость, что особенно важно при преодолении им водных преград, при подходе к ним и выходе.
Для преодоления водного препятствия выбираются места с относительно пологими берегами, твердым или песчаным грунтом для входа и выхода танка из воды. Крутизна спуска не должна превышать 30°, а крутизна подъема 25°. Кроме того, место переправы не должно иметь мелей, зарослей, заболоченных участков, а такженадолб, порогов, скал и других искусственных или естественных препятствий.
В процессе подготовки танка к плаванию проверяется наличие и затяжка крышек люков и пробок в днище танка, смазываются лабиринтовые уплотнения ведущих колес, контролируется исправность сигнального устройства курсоуказателя (на щитке механика-водителя должны загораться желтые сигналы), легкости открытия и закрытия клапанов на водоотливных трубах, освобождаются концы буксирных тросов и соединяются скобой, тросы укладываются па крышу силового отделения и к скобе привязывается веревка буя.
При подходе к водному препятствию механик-водитель устанавливает рукоятку привода управления механизмом защиты в положение «Вода», что предотвращает попадание в двигатель воды, переводит рычаги управления заслонками водометных движителей в положение «Открыто», поднимает волноотражательный щит. Кроме того, башня устанавливается пушкой вперед, затягивается уплотнение погона башни.
Танк в воду механик-водитель ведет на первой передаче под прямым углом к берегу. Если водное препятствие недостаточно глубокое и танк не всплывает, то рычаги управления внутренними редукторами — ставит в среднее положение и тем самым включает водометные и гусеничные движители. При всплытии танка рычаги управления переводит в нижнее положение, то есть включает только водометные движители.
Включение водометных движителей производится следующим образом: сначала выключается главный фрикцион и устанавливаются обороты коленчатого вала двигателя в пределах 500—800 об/мин. Затем устанавливаются рычаги управления внутренних редукторов в нужное положение и включается главный фрикцион и одновременно увеличивается подача топлива до установления эксплуатационных оборотов двигателя.
Режим движения танка на плаву выбирается в зависимости от глубины и протяженности водного препятствия. При значительной протяженности и достаточной глубине, когда гусеницы не касаются дна, включаются только водометные движители. Если водное препятствие небольшой протяженности, прерывается мелями, которых танккасается гусеницами, то рычаги управления внутренними редукторами ставятся в среднее положение с тем, чтобы одновременно работали гусеницы и водометные движители.
Поворот танка на плаву осуществляется с помощью рычагов управления, которые воздействуют на заслонки водометных движителей, перекрывающие водопроточные трубы. Чем больше перекрыта заслонкой водопроточная труба, тем с меньшим радиусом поворачивается танк. Если танк стоит на месте и полностью перекрыта одна иззаслонок, то радиус поворота будет равен 3—5 м.
Для крутого поворота движущегося по воде танка обороты двигателя уменьшаются до минимально устойчивых, с помощью рычага управления закрывается соответствующая заслонка и одновременно быстро увеличиваются обороты до 1700—1800 в минуту. В водоемах, покрытых битым льдом или густыми водорослями, во избежание заклинивания заслонок поворот производится с помощью бортовых фрикционов. Радиус поворота танка при этом составляет 11—13 м.
Когда танку надо дать задний ход, рычаги управления заслонками ставят в положение «Закрыто» и обе заслонки полностью закрываются. Прежде чем поставить рычаги в это положение, уменьшают обороты двигателя до минимально устойчивых.
Остановить танк можно плавно или быстро. В первом случае уменьшают подачу топлива, выключают главный фрикцион и рычаг кулисы ставят в нейтральное положение. Танк плавно, по инерции подходит к месту остановки.
Для быстрой остановки рычаги переводят в положение заднего хода и обороты двигателя увеличивают до 1700—1800 в минуту. Для быстрой остановки танка, движущегося задним ходом, рычаги переводят в положение переднего хода и увеличивают обороты двигателя до 1700—1800 в минуту. Торможение на плаву осуществляется путем уменьшения оборотов двигателя или перевода обоих рычагов управления заслонками в положение заднего хода (при движении вперед) или в положение переднего хода (при движении назад).
При подходе танка к берегу рычаги управления внутренними редукторами ставят в положение, обеспечивающее совместную работу водометов и гусениц. Приближаясь к месту выхода, танк направляют перпендикулярно к берегу и в двух-трех метрах от него опускают волноотражательный щит.
Выход на берег производится по возможности при пониженных оборотах двигателя — на первой передаче. На берегу танк готовят к движению по суше — выключают водометные движители, рычаги управления заслонками переводят в положение «Закрыто», рукоятку привода механизма защиты двигателя от попадания воды — в положение «Суша», отпускают уплотнение погона башни. Все эти операции, если требует того обстановка, можно выполнить во время движения танка. При первой же возможности необходимо произвести техническое обслуживание танка после его эксплуатации на плаву.