каких людей можно назвать достойными гражданами
Интегрированный урок-презентация на тему «Гражданин — достойный сын Отечества». 5-й класс
Класс: 5
Тип урока: Изучение нового материала.
Интегрирующая цель: На конкретных примерах раскрыть понятия « гражданин», «гражданский поступок», «достойный сын Отечества». Научить учащихся быть достойными гражданами. Овладеть коммуникативно-информационной компетенцией.
Образовательная цель: подвести учащихся к пониманию, что каждый человек обязан, стремится стать достойным гражданином своего Отечества, познакомить с основными понятиями.
Развивающая цель: развивать умение работать с электронными презентациями и развитие коммуникативных навыков посредством работы в группах.
Воспитательная цель: пробудить в учащихся чувства патриотизма, формирование в учащихся граждански активных и социально значимых качеств, готовности отдать все силы служению Отечеству.
Оборудование: диск с электронной презентацией, компьютерный класс, вырезки из газет: «Известия»№ 08, «КП» Россия, «Север – Пресс».
Ход урока.
1. Орг. момент.
(Пожелание успеха учащимся). Вступительное слово учителя: Сегодня у нас необычный урок, урок – презентация. Мы познакомимся с такими понятиями, как «гражданин», «гражданский поступок», «достойный сын Отечества». Сегодня на уроке мы выясним, как гражданин должен относиться к своему Отечеству и какого человека можно считать достойным гражданином своей страны? А компьютер позволит нам сделать этот процесс интереснее и увлекательнее. Поработаем в группах, вы представите результаты своих домашних заданий.
2. Изучение новой темы.
Урок хочется начать с эпиграфа (слайд из презентации).
«Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной,
Не будет гражданин достойный
К Отчизне холоден душой»
Н.Некрасов.
Вопрос учителя: Какие здесь ключевые слова, в соответствии с темой нашего урока? Ученик: Не будет гражданин достойный, к Отчизне холоден душой. Вопрос учителя: Как вы понимаете слово «холоден душой»? Ученик: Безразличный.
Учитель: Давайте для начала вспомним историю происхождения слова «гражданин», из курса истории Древнего мира. Ученик: Гражданин – коренной житель города Афин, чьи родители оба граждане. Обладал политическими правами, участвовал в Народном собрании. А теперь давайте попробуем сформулировать современное значение слова «гражданин». Какие ассоциации у вас вызывает это слово? Ответы детей проектируются на интерактивной доске. Общее понятие: гражданин – это человек, который постоянно проживает на территории данного государства и имеет права и обязанности. Учитель: Мы получаем гражданство с момента рождения. В Конституции РФ 1993 года закреплены наши основные права и обязанности. Мы с вами изучали, какие права имеет гражданин. Задание (на повторение): Перечислите права человека. Ученики: право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, право на образование, право избирать и быть избранным в органы власти и т.д. Учитель: Но гражданин имеет не только права, у него есть обязанности. Задание: Откройте электронную презентацию, найдите схему «Основные обязанности граждан РФ». Прочитайте её, а затем перечислите обязанности, которые вы сейчас не можете выполнить в соответствии с вашим возрастом и объясните почему?
— Защита Отечества (с 18 лет);
— Платить налоги (нет заработка, т. к. работать можно с 16 лет).
Учитель: Подумайте, а какого человека можно назвать достойным гражданином?
Ответ: Достойный сын Отечества – это человек мысли и поступки, которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа. Учитель: Например, 8 августа 2008г. Грузия вероломно напала на Южную Осетию.
Военная операция под кодовым названием «Чистое поле» предполагала полное уничтожение города Цхинвале и его мирного населения. Мирных жителей сжигали заживо, давили на танках, расстреливали в упор. Слайд из презентации: дирижёр Валерий Гергиев. Он дал концерт в разрушенном г. Цхинвале и как мог, помог своему осетинскому народу, подержав его дух после ужасов войны. Его концерт стал символом возрождения к новой мирной жизни. Он достойный сын своего Отечества.
Учитель: Как вы думаете, что такое гражданский поступок? Ответ: Гражданский поступок – полезные и разумные действия гражданина, которые влияют на судьбу Отечества. Таких примеров в истории много.
Групповая работа. (На предыдущем уроке дети были поделены на три группы и получили опережающее домашнее задание, результаты своих работ они представляют в форме презентации).
Домашнее задание группы №1 «Историки».
Итак, внимание на экран – Москва, Красная площадь – здесь установлен памятник К.Минину и Д. Пожарскому. Надпись «Гражданину Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому. Благодарная Россия 1818 г.». Задание: Прослушайте историческую справку и ответьте на вопросы.
Домашнее задание группы №2 «Фотокорреспонденты».
Слайд « Школьная хроника», наши пятиклассники:
Домашнее задание группы №3 «Журналисты». Примеры гражданских поступков из СМИ.
Задание 1: Откройте на рабочем столе компьютера созданную ранее папку «Гражданин», в Microsoft Word и продолжите предложения, допечатайте.
Задание 2: Вставка рисунка в документ, чтобы он стал более привлекательным и запоминающимся. Проверка работ учащихся.
3. Закрепление:
1.Что означает слово «гражданин»? 2. Как гражданин должен относиться к своему Отечеству? 3. Какого человека, можно считать достойным гражданином своей страны?
4. Подведение итогов:
Сегодня на уроке мы учились быть достойными гражданами. Учитель представляет на интерактивной доске основные выводы урока «Памятка гражданина».
«Памятка гражданина».
Закончить урок хочется стихами Ю.Яковлева (читает ученица).
Мы к будущему готовимся.
И сердце стучит: пора!
И взрослыми мы становимся
Сегодня, завтра, вчера!
Мы видим себя входящими
В грядущие времена.
Как клятву произносящими,
Я твой гражданин, страна!
Анализ работы учащихся на уроке, выставление оценок.
Домашнее задание: Принести 1–2 фотографии ваших полезных дел. Напечатать 5-6 предложений, в которых вы расскажите о ваших делах.
Все работы написаны и проверены в рамках проекта https://vk.com/ege100ballov рубрика ИТОГ ЭКСПЕРТА https://vk.com/topic-10175642_47983604
Сочинение №1
Нужно ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации? Кому на Руси жить хорошо.
Асылаева Регина Астемировна
В жизни человека могут произойти как хорошие события, так и плохие. И вот в такие сложные моменты человек нуждается в помощи. А нужно ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации? Я считаю, что непременно надо помочь. Оказанная помощь может спасти жизнь как одного человека, так и нескольких людей. Чтобы доказать свое мнение, приведу примеры из классической литературы.
Так, в рассказе Х. Андерсена «Девочка со спичками» мы видим плохо одетую девочку с деревянными туфлями на ногах, продававшую спички в новогоднюю ночь. Она не могла продать ни одной спички, так как прохожие не обращали на нее внимания. К девочке не только проходившие мимо люди были безразличны, но и родной отец был жесток с ней. Он отправил ее продавать эти спички в лютый мороз, и ему было все равно, что с ней будет. Для него главным было, чтобы она не возвращалась домой без денег. Таким образом, можно сказать, что девочка умерла скорее от равнодушия окружающих, нежели от холода.
Таким образом, можно сказать, что всякого может постичь беда, главное в этой ситуации нужно не пройти мимо горя, а проявить человечность.
ИТОГ: зачет
Рекомендации
Примеры из литературы стоит дополнить тезисами: начинай или заканчивай абзац с примером с ответа на поставленный в сочинении вопрос.
Сочинение №2
Нужно ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?
Кому на Руси жить хорошо
Бринкис Алика Александровна
В жизни каждого человека возникают трудные ситуации. Иногда он может самостоятельно преодолеть их. Но бывает и так, что без помощи других людей просто не обойтись. Иногда нужно совсем немного, чтобы жизнь человека изменилась к лучшему. Поэтому необходимо оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. Я думаю, что желание помогать заложено в самой природе человека. В русской литературе немало художественных произведений, отражающих это качество.
Вспомним рассказ Куприна «Чудесный доктор». Автор нарисовал картину полной безысходности, которая царила в семье Мерцаловых. После тяжелой и продолжительной болезни герой рассказа потерял работу и содержать семью стало не на что. Жена, дети и он сам были вынуждены жить в ужасных условиях. Денег не было ни на еду, ни на лекарства для заболевшей дочки. Глава семьи впал в отчаяние и даже задумался о самоубийстве. Но в городском саду он повстречал старика, который, выслушав Мерцалова, поспешил помочь. Старик оказался известным доктором. Он осмотрел девочку, выписал рецепт и оставил семье деньги. Наверное, для известного доктора эта сумма была не очень большой. Но для семьи Мерцаловых помощь доктора Пирогова имела огромное значение. Дочка поправилась, глава семьи нашел работу. Совершенно незнакомый человек помог людям преодолеть сложные жизненные обстоятельства. Целая семья смогла вновь обрести счастье.
В качестве другого аргумента можно вспомнить эпизод из романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Родион Раскольников в распивочной знакомится с Мармеладовым, который рассказывает ему о себе и о своей семье. Раскольников узнает о том, как трудна жизнь этой семьи. Провожая Мармеладова домой, Родион незаметно оставляет деньги, вырученные за часы у старухи-процентщицы, на подоконнике. Этот поступок Раскольникова, находящегося не в лучшем финансовом положении, говорит о том, что человеку свойственно откликаться на чужую беду и оказывать помощь.
Подводя итог, хочется отметить, что очень многие люди готовы помогать оказавшимся в трудной ситуации. Например, мы видим, как дети, нуждающиеся в дорогостоящем лечении, получают помощь от миллионов совершенно незнакомых им людей. Безусловно, те, кому нужна помощь, должны ее получить. И всегда найдутся люди, которые эту помощь окажут.
ИТОГ: зачтено
Рекомендации
Алика, твоё сочинение логичное, чётко выстроенное, содержит удачные и полноценные примеры из художественной литературы. Видно, что ты человек читающий. Пожалуйста, обрати внимание на обособление деепричастных оборотов, а также на исключения из этого правила.
Сочинение №3
Нужно ли помогать тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации? Направление “Кому на Руси жить хорошо”
Автор сочинения – Бутрова Юлия Сергеевна
Наша жизнь – это череда взлетов и падений. В жизни каждого человека обязательно бывают как радостные и счастливые моменты, так и трудные. Конечно, со всеми проблемами можно справиться и в одиночку, но гораздо легче, когда рядом есть люди, которые всегда помогут. Порой даже простых слов поддержки достаточно, чтобы вдохновить человека не опускать руки, вселить в него веру в светлое будущее и в лучший исход ситуации. Каждый из нас должен понимать, что на месте человека, попавшего сегодня в трудную ситуацию, завтра оказаться можем оказаться мы сами. Помогать друг другу очень важно, на этом держится мир. В качестве аргументов можно привести примеры из художественной литературы.
Пётр Гринев из романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» помог Пугачёву, отдав ему свой любимый заячий тулуп. Молодой человек проявил свое неравнодушие, милосердие, доброту и несмотря на то, что эта вещь была ему очень дорога, отдал её нуждающемуся. Часто можно услышать, что добро возвращается, и в случае с Петром Гринёвым это подтвердилось. При взятии крепости Пугачёв узнал своего спасителя и сохранил ему жизнь, отпустил домой, и вдогонку отправил тулуп из овчины, который очень пригодился Петру, так как ехать пришлось в сильные морозы.
В рассказе А.Куприна «Чудесный доктор» доктор помог бедной семье. Для Мерцаловых он стал героем, спасителем. Их дочка тяжело болела, на лекарства денег не было, никто не соглашался им помочь, надежд уже не было никаких, и в этот момент появился доктор Пирогов. Он согласился осмотреть девочку, выписал рецепт и дал денег на лекарства. Эта семья была ему совсем не знакома, но он пожалел их и оказал помощь, проявив милосердие и сострадание.
Помогая другим, мы делаем мир добрее. Даже незначительная с нашей точки зрения помощь может стать для кого-то спасением. Добро, оно ведь и вправду возвращается, и если каждый из нас это поймет и начнет делиться своей добротой, мир избавится от зла, и наполнится яркими красками.
ИТОГ: зачтено
Рекомендации
Юля, Вы молодец! Подобрали очень хорошие примеры, которые удачно дополняют друг друга, показали примеры проявления милосердия, когда человек не ожидает ничего взамен. Будьте внимательны к пунктуации: в этой работе такие ошибки не сыграли существенной роли, но в сочинении на ЕГЭ по русскому языку Вы могли бы потерять баллы. Советую не разрывать так примеры, делать небольшой вывод после первого примера и плавно переходить ко второму. Примеры из литературы советую дополнить тезисами: начинать или заканчивать абзац с примером с ответа на поставленный в сочинении вопрос.
В целом же работа, на мой взгляд, хорошая и достойная. Желаю удачи! Практикуйтесь, всё обязательно получится!
Сочинение №4
Нужно ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации? Кому на Руси жить хорошо?
Варфоломеева Виктория Александровна.
Но не все люди способны на такой благородный поступок. Так, в произведении Николая Васильевича Гоголя «Шинель» «значительное лицо» показало себя крайне чёрствым и бессердечным человеком: когда к нему обратился Акакий Акакиевич Башмачкин с просьбой помочь в поиске украденной шинели, оно(«значительное лицо») накричало на него и отказалось помогать. Такое отношение к и так подавленному потерей дорогой шинели Башмачкину полностью «растоптало» его: главный герой заболел и скоропостижно скончался. Этот пример наглядно иллюстрирует то, как безразличие к чужой беде может сказаться на человеке.
ИТОГ: зачет
Рекомендации
Виктория, сочинение в целом хорошее, давайте стремиться к отличному!
Будьте внимательны: в теме заявили 2 сочинения. Всегда несколько раз проверяйте текст перед сдачей: отдельно прочитайте содержание и убедитесь в логичности, отсутствии опечаток/описок или повторов, потом проверьте знаки препинания. Времени на экзамене обычно всем хватает, лучше убедитесь в отсутствии досадных ошибок, чтобы самой не мучиться из-за того, что поторопились.
Третий критерий на итоговом сочинении, вероятнее всего, будет зачтен. Но я сегодня строгий эксперт, поэтому делаю акцент на том, как построить сочинение, чтобы в логике не было сомнений.
Работа, на мой взгляд, хорошая и достойная. Советую уделить внимание пунктуации (вводные слова) и избегать разговорных конструкций. Желаю удачи! Практикуйтесь, всё обязательно получится!
Сочинение №5
Каким должен быть человек с активной гражданской позицией?
Гражданин – это достойный сын своего Отечества. Таких людей называют патриотами, потому что они готовы пожертвовать самым ценным, что у них есть, ради общего блага. Человек с активной гражданской позицией не может быть равнодушен к судьбе своего народа и в трудную минуту будет его защищать, потому что считает это своим долгом. Ещё Н.А. Некрасов отмечал: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Настоящий гражданин всегда чувствует себя ответственным за всё происходящее на его Родине. Обратимся к произведениям художественной литературы, героев которых можно назвать людьми с активной гражданской позицией.
Патриот – это волевой и решительный человек, умеющий вдохновить и объединить других людей в тяжёлое для Отечества время. Именно таким является заглавный герой повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Бульба – старый козак, который с глубокой преданностью защищает Запорожскую Сечь, рискуя собственной жизнью. Он упрям, горд и бесстрашен, отличается удивительной силой воли и превыше всего ставит интересы козачества. Товарищи с уважением относятся к Тарасу Бульбе, считают его одним из самых авторитетных людей, всегда прислушиваются к его мнению. Именно Тарас сумел воодушевить козаков перед битвой, не позволил им опускать руки и падать духом. Он призывает товарищей объединиться и защищать родную землю до последней капли крови. Бульба не боится смерти, трусость ему вообще не свойственна: по его мнению, даже умирать надо уметь с честью и достоинством. Таким образом, героя Н.В. Гоголя действительно можно назвать человеком с активной гражданской позицией. Это прирождённый лидер, готовый делать всё возможное ради спасения своего народа и сохранения его традиций.
Патриотом можно назвать человека, который в первую очередь живёт не для себя, а для других. Так, например, герой поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» Григорий Добросклонов – настоящий альтруист и народный заступник. Своё предназначение он видит в совершении добрых поступков, способных изменить жизни людей к лучшему. Он становится на защиту нуждающихся, выступает против угнетателей, а в своих песнях прославляет русский народ и Родину. Гриша Добросклонов мечтает о светлом будущем освобождённых от крепостничества крестьян, называя их ратью, в которой скрывается несокрушимая сила. Н.А. Некрасов, не успевший закончить поэму, именно в этом герое видел того самого счастливого человека, которого так долго искали крестьяне. Поэт подчёркивал взаимосвязь личного и народного счастья, а для Гриши Добросклонова смысл жизни и заключается в служении Отечеству.
Таким образом, человек с активной гражданской позицией – это патриот, вдохновитель, который никогда не останется в стороне, если его народ нуждается в защите и помощи. Это смелый, мужественный человек, который не боится пойти на риск. В трудное для всей страны время он может воодушевить и повести за собой других людей
Обществознание
Гражданин России. Какого человека можно считать достойным гражданином своей страны?
Достойным гражданином можно назвать того, кто неукоснительно исполняет обязанности перед своей страной, кто радуется её успехам, огорчается из-за её неудач и из-за этого активно участвует в управлении, стремясь сделать так, чтобы успехов было больше, а неудач меньше.
Ещё по теме
Изменение Температуры Воздуха. При посадке на самолет температура воздуха была +17 °С. Через 20 мин после взлета стюардесса сообщила, что температура за бортом –40 °С. Чем объясняется такая низкая температура?
Перемещение Воздуха. Ветер. Почему воздушного змея мы запускаем только в ветреную погоду?
Природа Земли и Человек. Назовите объекты природы, которые вы видите в классе.
Мировой Океан. Какую часть поверхности Земли занимает Мировой океан?
Обществознание. Какие правила помогают успешно трудиться?
Луна — Спутник Земли. Назовите продолжительность лунных суток.
Облака и Осадки. Как изменяется температура воздуха с высотой?
Воды Суши. Назовите части реки.
Изменение Температуры Воздуха. Как изменяется высота Солнца над горизонтом в течение года?
Природа Земли и Человек. Что называют живой и неживой природой?
Если материал понравился Вам и оказался для Вас полезным, поделитесь им со своими друзьями!
О сайте
На нашем сайте вы найдете множество полезных калькуляторов, конвертеров, таблиц, а также справочных материалов по основным дисциплинам.
Самый простой способ сделать расчеты в сети — это использовать подходящие онлайн инструменты. Воспользуйтесь поиском, чтобы найти подходящий инструмент на нашем сайте.
calcsbox.com
На сайте используется технология LaTeX.
Поэтому для корректного отображения формул и выражений
пожалуйста дождитесь полной загрузки страницы.
© 2021 Все калькуляторы online
Копирование материалов запрещено
Классный час «Достойный гражданин своей страны». Интегрированное занятие для старших и младших школьников
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема: «Достойный гражданин своей страны».
Форма проведения: час размышлений.
Цель: формировать представления на основе углубления знаний воспитанников о символах Российской государственности и значении их для гражданина России. Способствовать становлению у кадет гражданского самосознания и качеств: патриотизма, национального достоинства, чувства гражданского долга и социальной ответственности.
образовательные: дать основные понятия о символах государства, объяснить их значение.
развивающие: способствовать развитию навыков аналитического мышления, коммуникативных умений и навыков воспитанников. Формировать позитивную оценку нравственных качеств: честь, долг, благородство.
воспитывающие: воспитывать у кадет чувство гордости и уважения к своей стране. Способствовать воспитанию ответственности, инициативности и организованности.
Использование современных образовательных технологий:
Этапы воспитательного мероприятия,
на которых применяются образовательные технологии
Элементы дифференцированного подхода в обучении
-подбор и изучение материала о символах Российской государственности;
-подготовка презентационного материала
Элементы информационно-коммуникационных технологий
Подведение итогов: Рефлексия.
— метод незаконченного предложения;
Элементы личностно-ориентированных технологий
Элементы технологии организации самовоспитания
Основной и заключительные этапы.
Организационный момент. Вступительное слово.
Ввод в тему. Кроссенс.
Работа с понятиями: «гражданин», права и обязанности гражданина, «закон», «Конституция».
2.2. Государственные символы России.
2.3. Просмотр видеоролика «Гимн России».
2.4. Кроссворд «Символика России». Работа в группах.
2.5. Гражданин своей страны. Работа в группах.
Подведение итогов. Рефлексия.
Метод незаконченного предложения.
Просмотр видеоролика «Наша Россия».
Мобилизующее начало. Вступительное слово.
Организационный момент. Звучит мелодия «С чего начинается Родина».
1 ученик: Добрый день, уважаемые воспитанники 5 «Е» класса и наши гости! Кадеты 10 «Б» класса рады встрече с вами! Мы каждый день встречаемся в стенах нашего училища, а сегодня нам представилась возможность познакомиться ближе.
В рамках проекта «Вертикаль кадетской дружбы» мы проведем наше тематическое занятие. Сегодня мы с вами будем работать в группах, выполнять задания, которые потребуют от вас смекалки, умение общаться и работать в команде. Вы покажете то, что уже знаете из курсов истории и обществознания.
Посмотрите на слайды. Что показано на них? Какая у них общая тема? Ответы воспитанников.
Вы правы, эти слайды о гражданах, о гражданах России. Тема нашей встречи: «Достойный гражданин своей страны». И сегодня наш разговор о том, что значит – быть до стойным гражданином своей страны.
Работа с понятиями: «гражданин», права и обязанности гражданина, «закон», «Конституция».
2 ученик: А как вы понимаете значение слова “гражданин”?
(Слад: Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей./ С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка.
«Гражданин – это лицо, которое принадлежит к постоянным жителям данной страны (государства), имеет все права, предоставляемые законами этой страны, исполняет все установленные законами обязанности» (политическое определение).
А какое определение вам ближе? Почему? Ответы воспитанников.
Все мы – люди, живущие в России, – независимо от социальной и национальной принадлежности – граждане своего государства. «Я – гражданин России» – звучные, но уж очень обтекаемые слова. Когда на свет появляется человек, он сразу получает гражданство – по праву рождения, но кто может назвать себя достойным гражданином России?
1 ученик: Проще говоря, быть гражданином – значит пользоваться определенными правами и исполнять необходимые обязанности по отношению к своему государству. А гражданство – правовая связь человека с государством. Где же права гражданина определены? (в Конституции РФ)
А что такое – Конституция? Ответы воспитанников.
Конституция – это основной закон государства, особый нормативный правовой акт, имеющий высшую юридическую силу.
Заслушайте Преамбулу из Конституция Российской Федерации (с поправками от 30 декабря 2008г.): «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации».
У государства, в котором мы живем, и граждан есть взаимные права и обязанности. Вы имеете возможность пользоваться всеми правами, которые записаны в специальных государственных правовых документах (Конституции, кодексах и т.д.) Граждане несут ответственность за исполнение своих обязанностей. В то же время, каждому здравомыслящему человеку понятно, что нельзя воспользоваться правами, если не выполнять определенные обязанности. А какие у вас есть обязанности?
3 ученик: Гражданин – это человек, который знает права и обязанности страны, выполняет гражданский долг, несет гражданскую ответственность, имеет гражданскую совесть, проявляет гражданскую активность, уважает культуру и историю своего народа, имеет желание работать на благо Родины, во имя ее процветания.
Кто скажет, откуда произошло слово «родина»? Что оно означает? Ответы воспитанников.
Но что такое Родина? Как называется наша Родина?
это 1/9 площади всей суши,
это самая большая страна в мире,
это более 100 наций и народностей,
это страна, победившая во Второй Мировой войне,
это Пушкин и Толстой, автомат Калашникова, истребители СУ-27 пилотажной группы «Русские витязи»,
это самые большие запасы газа и нефти в мире,
это первый полет в космос Юрия Гагарина,
это Гжель, Жостово, Хохлома, Вологодское кружево и Городецкая роспись,
это русский балет и фигурное катание,
это самовары и русская печка,
это русские матрешки,
балалайки и гармошки, частушки и «Калинка-малинка»,
это Царь-колокол и Царь-пушка, Оружейная палата, алмазный фонд и янтарная комната,
это шапки-ушанки и валенки, сарафаны и кокошники,
это Сибирь, Волга, Уральские самоцветы, Байкал,
Россия – это самая великая страна, на территории которой проживает самая великая нация, говорящая на самом великом языке!
Россия – моя Родина, я горжусь ею!
Государства отличаются друг от друга географическим положением, языком, на котором разговаривает его народ, своей историей, традициями. А чем отличается одно государство от другого?
Ответы воспитанников. (у каждого государства свои символы)
Кто сможет назвать основные символы государства? (герб, флаг, гимн)
Государственные символы России.
Орёл – это символ непобедимости и силы, чтобы все знали что Россия – сильная страна. Но почему у орла две головы? Двуглавый орёл, охраняя государство, смотрит и на запад, и на восток. Корона на голове орла – символ законности, означающий, что страна живёт по законам чести и справедливости. В одной лапе орла скипетр – это символ власти, а в другой лапе – золотой шар, который называют «держава». Держава – символ могущества страны. На груди орла красный щит с изображением святого Георгия. Он олицетворяет добро и добродетель. Георгий убивает копьем черного змия – символ зла.
Двуглавый орел вернулся на герб страны только в 1993 году, когда Указом Президента был введен новый государственный герб – двуглавый орел, рисунок которого выполнен по мотивам герба Российской империи.
1 ученик: Предлагаем каждой группе выполнить задание: придумать герб своей команды и защитить его. Время подготовки: 3 минуты.
Защита гербов командами.
Российский флаг – священной веры флаг.
Российский флаг – наш символ и богатство.
Российский флаг – к победам смелый шаг.
Государственный флаг, как и герб, является символом государства. Бело-синему флагу России уже более 300 лет. Наш флаг имеет прямоугольную форму и состоит из трех горизонтальных полос.
А как можно назвать флаг иначе?
Ответы воспитанников. (знамя, стяг)
Вы правы, эти слова означают одно и то же, только слово знамя – славянское, а флаг – голландское. Какие цвета присутствуют на нашем флаге? (Белый. Синий. Красный.)
Эти цвета не случайно появились на нашем флаге.
Белый означает мир, чистоту совести, благородство. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая.
Синий цвет – это вера и верность. Народ любит Россию и верен ей.
Красный цвет – огонь, отвага, героизм и сила. Люди всегда защищали
Отцом российского флага историки считают императора России Петра I. Он сам нарисовал образец знамени для торговых судов ещё в 1705 году.
У каждого государства есть свой Гимн. Музыка гимна неторопливая и величавая. В ней поется о любви к Родине, об уважении к ее истории, о красоте ее природы, о надежде на прекрасное будущее.
Видеоролик «Гимн России» в исполнении детей.
Гимн исполняется на торжественных праздниках, на военных парадах, на спортивных соревнованиях, при награждении спортсменов. Музыку гимна нашей страны написал Александр Александров. Текст написал Сергей Михалков.
Государственные символы отражают историю народа, его надежды и устремления в будущее. Они показывают его национальный характер.
Менялся внешний вид гербов, окрас государственного флага, тексты гимнов. Но одно осталось неизменным: это не только символы нашей родины, но и гордость, величие, могущество нашей страны. Флаг и герб Российского государства овеяны славой сынов Отчизны. С флагом шли в бой, умирали, заслоняя грудью. Недаром почти все великие поэты воспели в стихах свою любовь к Родине, родным местам.
Кроссворд «Символика России». Работа в группах.
(Командам раздается кроссворд, который они должны разгадать. После того, как кадеты закончат задание, проверяется правильность ответов на слайде. Ответы появляются по щелчку.)
1. Золотой шар с крестом наверху.
2. Птица, изображённая на российском гербе.
3. Имя воина, изображённого на гербе России и города Москвы.
4. Как иначе называется флаг?
5. Какой цвет имеет средняя полоса на флаге России?
6. Жезл – символ власти – это …
7. Как называют воина, который сражается на коне?
8. Сколько голов у орла на гербе России?
9. Столица нашей Родины.
10. Торжественная песня – символ государства.
11. Какого цвета щит на гербе России?
Как вы думаете, ощущать себя гражданином необходимо по заказу, или это потребность души, веление сердца? Ответы воспитанников.
Кто-то сможет подсказать, кому принадлежат эти строки?
«Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
Но что такое гражданин?
Отечества достойный сын». Ответы воспитанников.
Эти строки принадлежат русскому поэту Николаю Алексеевичу Некрасову.
Как вы понимаете: что значит быть сегодня достойным сыном Отечества? Ответы воспитанников.
3 ученик : В каких практических делах выражается ваша позиция гражданина?
Как вы думаете, ощущать себя гражданином необходимо по заказу или это потребность души, веление сердца?
Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и многое уметь. Постепенно вы узнаете обо всех законах, сможете обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, учитесь ценить чужой труд, уважать не только себя, но и окружающих вас людей, можете по достоинству оценить ту страну, где вы родились. Мы с вами – будущее нашей Родины. Нам вместе строить новую Россию, приумножать её славу и беречь её богатство.
Стихотворение Е. Евтушенко “Гражданственность”.
Флюгер слишком усердно скрипит.
Тот, кто Родину подлинно любит,
Тот в любви никогда не криклив.
Ведь прохожих нелепо хватать.
И, бия себя в грудь кулачищем,
Им орать: “Я люблю свою мать!”
Тот, кто истинный гражданин,
Защищает собой все поле,
Даже если он в поле один.
Все мы порознь, как в чаще тропинка,
И дорога, когда мы одно.
Все мы порознь, как в поле травинка,
Вы, не чувствуя собственных ран,
Защищайте Россию, как Пушкин,
Незаметный ее капитан.
Защищайте ее от двуличных
Подхалимов и клеветников
И от “умников” заграничных,
И отечественных дураков.
Защищайте леса и озера,
Прикрывая их грудью своей,
От губительного разора…
Не забудьте защиту людей!
Защищайте, как наши высоты,
Нашей совести рубежи,
Крикуны исчезают бесследно,
Но, как совести внутренний глас,
Поднимает гражданственность нас.
2.5. Гражданин своей страны. Работа в группах.
Задание: Гражданские качества человека проявляются в его поступках. В течение 4-ех минут подготовьте небольшой рассказ о настоящем гражданском поступке (может быть, вспомните свой поступок).
(Выслушиваются рассказы команд и задаются вопросы).
Слайд 15. Продолжите фразу:
Гражданин – человек, который любит_______________________________
2 ученик : Действительно, вы правы, потому что гражданин, патриот своей Родины, не может быть равнодушным, только активные действия патриота сделают Родину процветающей.
А как вы понимаете, кто такой патриот? Ответы воспитанников.
Патриот – это человек, который гордится Родиной, переживает за нее; готов встать на защиту Родины; предан Родине и отстаивает ее интересы; любит Родину.
Патриотизм – любовь, преданность и привязанность к Отечеству, своему народу.
— В чем каждый из вас видит свое патриотическое служение Родине?
— Готовы ли вы сегодня к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины?
— Легко ли жить без Родины? На этот вопрос есть только один ответ: трудно. Кто-то может ответить отрицательно: нет, легко. От чего это зависит? Это зависит от многих вещей и, в первую очередь, от того, какие мы патриоты своей Родины, насколько мы любим и дорожим ею.
— Какие черты характера свойственны патриоту?
(Патриоту свойственны такие черты характера, как преданность, ответственность, справедливость, стойкость, великодушие, честность, мужество, верность, уверенность в себе, умение любить, сострадание, доброта, самоотверженность, терпение, смелость, решительность, благодарность.)
Рефлексивный анализ. Подведение итогов.
1 ученик: Давайте подведем итог: какого человека можно назвать гражданином? А достойным гражданином? Ответы воспитанников.
Ребята, что вам, как гражданам своей страны не нравится в общественной жизни, мимо чего не позволит вам пройти молча ваше честное гражданское сердце, ваша совесть?
Что открыла вам сегодня наша встреча? Что нового вы узнали?
Я удивился тому, что…
Сегодня я решил, что…
Прием синквейн. (Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.)
Синквейн – это не просто стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Видеоролик «Наша Россия».
П амятка для гражданина
Если ты хочешь вырасти достойным человеком и гражданином, не говори плохо о стране, в которой живешь ты и твои родители, где заводилась ваша родословная.
Изучай историю своей страны, ее прошлое и настоящее, ее радостные дни и горькие.
Знакомься с памятными и историческими местами своей Родины, знакомься сам, и рассказывай об этом другим людям. Поверь, наша страна настолько богата своей историей, что твой рассказ будет интересен любому человеку.
Чем чаще ты будешь посещать музеи и исторические места своей страны, тем интереснее тебе будет возвращаться к ним вновь и вновь.
Помни, что чем больше ты будешь выражать недовольство каждым прожитым днем, тем меньше друзей и товарищей будут рядом с тобой.
Проявляй себя с позитивной стороны, не бойся быть инициативным, старайся показывать свои знания и умения, эрудицию и любознательность.
Смотри передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших страну, в которой ты живешь.
Не будь равнодушным и безразличным к тем событиям, которые происходят в твоей стране. Это страна, в которой тебе жить долгие годы. От того, как ты будешь проявлять интерес к ее судьбе, зависит ее интерес к твоей судьбе.
Испытывай гордость за людей, прославляющих твою страну.
Гордись тем, что ты – гражданин великой многонациональной России!