какие цветы можно посадить в школьном дворе
Цветы для клумбы: фото с названиями (каталог)
Каждый цветовод создает любимые клумбы, как настоящий художник – тщательно подбирая краски и составляя композицию. Но чтобы цветник был не только красивым, но и здоровым, нужно правильно сочетать сорта. Учитывай специфику почвы, количество солнца и тени, влажность и другие нюансы. А мы уже готовы показать тебе множество вариантов многолетних и однолетних цветов!
Особенности и требования к цветам
Содержимое клумбы нужно планировать исходя из того результата, который ты хочешь получить. Клумба непрерывного цветения, травянистая полянка, декоративный миксборд, сезонная композиция или рассада под срезку?
Все цветы можно разделить на низкорослые, средние и высокие – и это один из ключевых критериев. Важно, чтобы виды на первом плане не загораживали дальние. От этого страдают не только декоративные свойства, но и здоровье цветника, который недополучает света, воздуха и влаги.
Учитывай, где находится клумба: на возвышении или в низине с высоким уровнем грунтовых вод. На солнце, в полутени или под густыми кронами деревьев? Когда цветут выбранные сорта, какого ухода они требуют, чем их удобрять и нужно ли обрезать?
Не стоит гнаться за тем, чтобы смешать как можно больше ярких видов на нескольких квадратах. Определись с цветовой гаммой: хочется ли тебе однотонный или пестрый цветник. Контрастные сочетания всегда смотрятся стильно и эффектно, а смежные оттенки очень гармоничны.
Имей в виду, что некоторые виды просто не могут уживаться рядом. Например, пионы и розы, розы и ландыши или розы и гвоздика. Капризные георгины вытесняют даже сорняки, а все лютиковые требуют так много влаги, что их более чувствительные соседи попросту засохнут.
Самые неприхотливые цветы для дачи: фото и названия
Многолетние цветы для клумбы
Многолетние цветы хороши своей неприхотливостью и тем, что их не нужно пересаживать каждый год. Из них получится чудесная основа для клумбы, которую можно разбавить красочными однолетниками. Если ты предпочитаешь стабильность и не планируешь постоянно переделывать цветник – это тоже твой выбор!
Барвинок
Барвинок – красивый вечнозеленый многолетник, который расцветает в самом начале весны. Он крайне неприхотлив, но его нужно прищипывать, чтобы он хорошо и быстро рос. Отдельные цветы появляются на зеленом ковре даже летом.
Крокус
Маленькие разноцветные крокусы пробиваются из земли, как только с нее сойдет снег. Они укрывают участок довольно плотным ковром за счет крупных цветов и объемных листьев. Крокусам нипочем как тень, так и яркое дневное солнце.
Алиссум
Красочный алиссум очень любит светлые солнечные участки и легко переносит кратковременную засуху. Разные сорта похожи между собой, но подкупают нежной и романтичной цветовой палитрой. На клумбах чаще всего встречаются белые, розовые и фиолетовые алиссумы.
Фиалка
Нежная садовая фиалка наполнит сад неповторимым ароматом. Кроме привычных фиолетовых на клумбах высаживают белые, розовые, сиреневые и синие сорта. Очень эффектно и пышно смотрятся мелкие махровые лепестки. А если грамотно сочетать виды, период цветения фиалок можно растянуть на весь сезон.
Герань
Аккуратный компактный кустик покрывается пышными и красочными соцветиями. Садоводы любят герань на клумбах еще и за долгий период цветения. Он тянется с начала лета и вплоть до заморозков без дополнительных укрытий и сложного ухода.
Дицентра
Дицентра отличается необычным цветением, которое не похоже ни на какие другие цветы. Именно поэтому она так хорошо дополняет декоративные клумбы и сложные дизайнерские композиции. Экзотическая наружность дицентры не влияет на уход за ней – она совсем не требовательна.
Анемоны
Яркие красочные анемоны с крупными головками – настоящее украшение садовой клумбы. Диаметр цветов может достигать 8 см, поэтому они плотно и густо укрывают участок. Особенно хорошо анемоны чувствуют себя в южных регионах России.
Примула
Примула – еще один многолетник для цветника, поражающий всеми оттенками радуги. Кроме однотонных лепестков есть еще пятнистые и многоцветные. Особенно красиво выглядят контрастные сорта на таких же пестрых контрастных клумбах.
Адонис
Одно из главных преимуществ адонисов – их практически полное безразличие к месту и количеству света. Достаточно позаботиться о создании питательной почвы, и цветок много лет будет радовать ярким пышным цветением с конца весны.
Портулак
Портулак можно было бы назвать самым непритязательным однолетником, если бы не его любовь к теплу и солнцу. Ему нужны хорошо освещенные участки и высокая температура. Но зато он чудесно распускается на самой бедной почве и совсем не нуждается в подкормках.
Нарцисс
Нарциссы примечательны необычными формами и оттенками цветов. На самом деле кроме нескольких самых популярных видов есть еще десятки сортов – и у каждого свои особенности. С махровыми, корончатыми, многоцветковыми и другими необычными нарциссами твоя клумба всегда будет уникальна.
Крупные высокие пионы отлично подходят для центральной части композиции клумбы. При всем своем роскошном внешнем виде, они совсем не капризны и не нуждаются в специфическом уходе. Чтобы пионы десятилетиями украшали участок, достаточно своевременно их удобрять и периодически омолаживать.
Гладиолус
Хотя нежные гладиолусы знакомы всем и каждому, они до сих пор не наскучили. А все потому, что сортовое разнообразие достигает десятков тысяч. И среди них найдутся гибриды любых форм, размеров, оттенков и с любыми сроками цветения.
Гиацинт
Гиацинт славится своими пышными и объемными метельчатыми соцветиями. Причудливая форма лепестков в сочетании с цветовым разнообразием сделала гиацинты частым гостем клумб. Только помни, что они плохо переносят чрезмерные морозы и слишком сильные порывы ветра.
Дельфиниум
Дельфиниум – еще один хороший вариант для создания самой структуры клумбы. Они довольно высокие, с необычными белыми, синими и фиолетовыми соцветиями. Для слишком влажных участков и заболоченных грунтов дельфиниум – настоящее спасение.
Однолетние цветы для клумбы или дачи: фото с названиями (каталог)
Однолетние цветы для клумбы
Однолетники хороши тем, что вносят разнообразие в клумбы, ведь среди них очень много ярких разноцветных цветов. Хотя их нужно высаживать каждую весну, к осени не придется волноваться о зимнем укрытии для теплолюбивых сортов. А еще это хороший вариант, если ты любишь разнообразие и хочешь каждый год создавать разные клумбы.
Бархатцы
Солнечные оранжевые бархатцы – бесспорно самые популярные однолетники в наших широтах. И не зря, ведь они не только запредельно неприхотливы, но еще и отпугивают садовых вредителей. Если следить за клумбой и сразу убирать увядшие соцветия, бархатцы могут непрерывно цвести до полугода.
Астра
Петуния
В топе популярности цветов для клумб и дачных участков обязательно будет петуния во всем ее бело-красно-фиолетовом великолепии. Она неприхотлива, быстро разрастается и чудесно уживается с другими цветами. Ту же петунию можно выращивать как ампельное растение.
Статица
Этот не самый популярный однолетник известен еще под названиями «лимониум» или «кермек». Статица часто используется в декоративных ландшафтных композициях благодаря причудливой форме соцветий. За это же ее очень любят флористы и дизайнеры при украшении локаций и интерьеров.
Годеция
Годеция практически безразлична ко всему, что происходит вокруг – она выживет в любых условиях. Единственный недостаток в том, что она чуть дольше разрастается и расцветает, чем другие популярные однолетники. Зато в течение лета и осени не придется беспокоиться, как укрыть ее от непогоды.
Однолетний мак
Агератум
Агератум – восхитительный почвопокровный однолетник для садовых клумб. У него очень пышные яркие соцветия, которые эффектно выделяются на фоне крупных листовых пластин насыщенно зеленого цвета. Агератум хорошо переносит любые стрижки и формование, чтобы клумба всегда была красивой и ухоженной.
Бальзамин
Нежные разноцветные бальзамины хороши для клумб в тени древесных крон. Среди сортов найдется почти вся теплая цветовая гамма и много видов разной высоты и диаметра. Однолетний бальзамин не переживет морозную зиму, но его можно пересадить и сохранить в комнате.
Львиный зев
Одно из неоспоримых преимуществ цветов с красноречивым названием – несчетное разнообразие. Высота колеблется от 15 до 115 см, а в палитре есть практически любые оттенки, кроме синих. Недостаток львиного зева только один – он долго разрастается, но зато высеять рассаду можно уже в феврале.
Целозия
Хотя в естественной среде целозия многолетник, у нас ее выращивают как однолетнее растение для клумб. Она ценится за необычную форму соцветий в виде объемных перьев или гребешков. В цветовой гамме преобладают оттенки розового, малинового, фуксии, а реже – красного, оранжевого и желтого.
Амарант
Амарант – красивый высокий однолетник с необычными свисающими соцветиями-серьгами. Несмотря на экзотическую внешность и название, он легко размножается семенами прямо в грунт. Оттенки сортов варьируются от нежных бежевых до насыщенных красных и малиновых.
Бегония
Мелкая и красочная бегония – частая гостья клумб и цветников в наших широтах. Разные сорта отличаются оттенком, но в основном это теплая и солнечная цветовая гамма. В теплых широтах бегония многолетник, но у нас она выращивается, как однолетнее растение.
Георгины
Красота роскошных однолетних георгин ничуть не уступает многолетним, но зато они не так капризны. Современные гибриды долго цветут, а потом их можно срезать на красивые букеты. Есть разные формы и размеры: от низкорослых до очень высоких.
Виола
Виолу чаще знают под названием анютины глазки, и среди них встречаются однолетние и многолетние сорта. Чаще всего это зависит не от специфики гибрида, а от времени посадки и особенностей региона. В любом случае, без красочных анютиных глазок не обходится практически ни одна пестрая клумба.
Клеома
Еще один высокорослый садовый цветок изящно дополнит бордюр или центр клумбы. Средняя высота клеомы – около 120 см, хотя есть и карликовые низкорослые сорта. Кроме ярких необычных соцветий, рассада радует выразительным ароматом.
Понравилась публикация? Подпишись на наш канал в Яндекс.Дзен, это очень помогает нам в развитии!
Школьный сад – простое решение озеленения территории
Агрообразование начинается с детства. Профессиональный ландшафтный дизайнер Анастасия Сорокина рассказывает, как красиво и с пользой озеленить пришкольную территорию, избежав ошибок
— Зачем школе свой сад и какую функцию он выполняет?
— В зависимости от школы и от ее потребностей, вернее ее учеников, учителей и родителей, зависит функция сада.
Где-то нужно место для прогулок, где-то для отдыха, где-то нет площадок для активного отдыха (здесь я не имею ввиду стандартный набор малых архитектурных форм, а нечто иное, что будет будоражить фантазию учеников и развивать мышление), кто-то хочет иметь огород, как с практической точки зрения, так и как часть образовательного процесса, кому-то нужно место для проведения уроков на открытом воздухе, кто-то из учителей вышел за рамки школы и в своей деятельности хочет быть не только теоретиком, но и практиком, и в этом случае сад может этому способствовать.
Перечислять функции и задачи можно долго, все зависит от запроса, потребностей и, конечно, возможностей. И при этом нет одинаковых школ, то есть невозможно создать один проект и его растиражировать так, чтоб он работал на разных людей.
По моему опыту мне довольно часто попадаются сады, не только школьные, но и детсадовские, где учителя/воспитатели хотят привить детям любовь к природе, к своему труду, да и вообще показать банально откуда берется клубника и как растет огурец или лук (условно), что если сорвать цветок, то в этом году его можно уже не увидеть.
— Времена изменились, потребности изменились, темп жизни настолько быстрый, школьники настолько загружены, не только уроками, но и информационным потоком, что даже иной раз и на улицу не выходят, не говоря уже о том, чтобы что-то там разглядеть или сделать.
Я помню еще в школе у меня был урок «Природоведение», где в задания, домашние или школьные, часто входил анализ, наблюдения, будь то погодные условия или времена года. Да, конечно, тогда мне не было это так интересно как сейчас, но я по возможности хотела бы заострить на этом внимание учителей и учеников.
Вот и еще одна задача и один ответ на вопрос «Зачем нужен школьный сад?»
У меня есть в памяти образ советского школьного сада, но думаю, что скорее он был утилитарный, заполненный плодовыми насаждениями, сиренью и повсеместно используемыми многолетними растениями. И кстати, это очень интересная тема для опроса и, опять же, для анализа. А каким помнят школьные сады наши родители, бабушки и дедушки?
— Расскажите о Вашем опыте работы со школами по озеленению. Как часто обращаются, в чем главные проблемы, как их можно решать.
— Проблемы у школ разные, а некоторые считают, что их вовсе нет, но при этом просто хотят «зелени».
Обращаются, к сожалению, редко или после первого разговора, когда описываю перечень необходимой информации и документации, пропадают.
И в этой школе, к моему огромному сожалению, нет осознания того, что надо что-то менять, их и так все устраивает, либо изначально руководство в этом не заинтересовано. И это самый худший, на мой взгляд, объект, где никто ничего не хочет.
Ведь, чтобы сделать не только сад, но и создать атмосферу в нем, нужно в первую очередь желание тех, кто им будет пользоваться. На второе место я бы поставила бюджет. Но и с ним можно «поиграться»!
А вот другой пример, когда у школы есть желание поменять то, что уже приелось, некрасиво и существующие растения уже не выглядят презентабельно, болеют и т.д. И в таком случае, когда уже есть какие-то насаждения проект с нуля не нужен, а нужна реконструкция.
Она заключается в том, что мы не убираем все подчистую, а перемещаем то, что можно переместить и что очень дорого для школы как память, например. И это сложнее, чем просто зайти на пустую территорию, потому что нужно провести пересчет всей растительности с привязкой и нанести на план. А затем уже провести «зачистку» лишнего на местности и только потом рассматривать территорию заново и планировать новые посадки и прочие составляющие сада.
— Дайте мне таблетку «от всего»! Как в медицине, так и в озеленении, нет 100%-го ассортимента, который подойдет для всех мест, почв и т.д.
Но если говорить обобщенно, то это НЕ колючие растения, НЕ ядовитые, БЕЗ ягод или со съедобными, НЕ лекарственные растения.
К примеру, был у меня объект, территория детского сада, где была высажена изгородь из кизильника блестящего. Да, он практически универсален и очень часто используется в городе, да и вообще в озеленении. Но воспитатели жаловались, что дети едят ягоды! За всеми не уследишь, поэтому я бы не рекомендовала его к посадке в детских учреждениях.
— Примерная схема разбивки участка (на словах) – какие растения, где разместить.
— Во-первых, мы закрываем периметр. Нет, не для того, чтобы спрятаться, а чтобы уменьшить уровень шума, пыли и создать фон для посадок переднего плана.
Причем, в зависимости от выбранной стилистики, это не обязательно должна быть ровная монопосадка растений одного вида. Это могут быть крупномерные деревья, плавно переходящие в высокие кустарники. То есть, чтобы получилась некая волна. Это могут быть липы, ели, сосны, облепиха (оговорка: она колючая, но для фона, к которому нет доступа у детей, подойдет), лещина, клены, рябины, ивы, березы…Если обобщенно, то деревья нашей полосы, то, что растет повсеместно. НО. Обязательно нужно учитывать световой режим, состав и вид почв, а также водный режим.
К примеру, если посадить клен в низину, где постоянно скапливается вода, то корневая система у него может сгнить или же он будет постоянно болеть или повреждаться вредителями. Другой пример: оживленная трасса, где постоянно пыль и выхлопы, а вы сажаете сосну, которая от оседающей пыли просто погибнет.
Для среднего яруса, перед деревьями можно посадить высокие кустарники (до 3-5 м): пузыреплодник калинолистный, дерен сибирский и отпрысковый, ирга, декоративные яблони кустовой формы, сирени.
В нижний ярус (до 2 м высотой) подойдут рябинник, спиреи, гортензии, смородина, форзиция.
На переднем плане могут располагаться цветники или просто группы из многолетних растений.
Хочу заметить, что это не обязательно должно быть 4-5 ярусов, их может быть и 2, а можно и смиксовать. Где-то плотный массив из 3-4 ярусов, а затем он уходит в один, например, средний ярус. Вариаций много!
Для создания более комфортной среды и построения композиции (если позволяет пространство) можно размещать группы из растений у дорожно-тропиночной сети, на пути следования (эффект прохождения через заросли), делать акцентную композицию на газоне ( не 1 куст, а композиция или группа), посадить солитер (эффектный, яркий, декоративный или с ярко выраженной структурой ветвей кустарник или дерево) на повороте дорожки.
В парадной зоне, зоне входа и массового скопления людей, как правило, размещают цветники или миксбордеры (цветник с использованием древесных растений), подобрав растения так, чтобы они были максимально декоративны в период интенсивного использования указанной зоны.
И опять же…они не обязательно должны там быть, это не панацея.
— Ландшафтные хитрости – истории из жизни.
— В первую очередь, если речь идет о проектной работе, то работать с тем, что есть!
Очень часто мне встречаются примеры, когда клиенты, покупая лесной участок, изначально теневой, хотят там лужайку и газон, или узкие длинные участки, и хотят их увеличить, расширить.
На лесных участках хозяева часто не замечает того покрова, который там уже есть, он сформирован природой. Так вот первая хитрость заключается в том, чтоб его рассмотреть, использовать, а может даже и приумножить. И никакого газона в лесу. Только на открытых пространствах!
Третья хитрость! У меня есть некоторые объекты, владельцы которых не готовы в виду ограниченного бюджета закупать большое количество многолетних растений-наполнителей. И иногда можно использовать те растения, которые уже есть на участке, как сорняки. Но, если мы объединим их в группу, в лужайку, то получим необходимый эффект.
Конечно, я не призываю идти копать в поле или в лесу растения для своего участка, а лишь только обращаю внимание на то, что можно использовать более «скромные» растения, главное – правильно их применить.
— С точки зрения ухода – каким должен быть школьный сад и какие работы могут выполнять сами ребята, а когда надо приглашать специалиста.
— В школьном саду не должно быть точечных посадок на газоне, чтобы не тратить время на обкос каждого экземпляра.
Примыкания к дорожкам, площадкам, малым архитектурным формам должны быть сделаны так, чтобы покос осуществлялся одним проходом газонокосилки и не требовал дополнительной, ручной, обработки. То есть эти примыкания могут иметь бордюр вровень с газоном или борт, оформлены уголком или аналогами, соответствующими стилистике.
Это, пожалуй, основные и важные моменты, которые часто отсутствуют на школьных территориях.
Рассмотрю 2 варианта участия детей в уходе за садом, если:
1) Дети умеют пользоваться инструментом, на практических занятиях их обучают правильной обрезке, показывают различия между декоративными и сорными растениями и т.д.
В этом случае они могут без привлечения специалиста обрезать деревья, кустарники, пропалывать цветники при необходимости, обрезать многолетние растения на зиму или весной.
2) Дети редко или разово (например, на субботник) выходят в сад и им дают только локальную работу.
По факту это получается только сгребание листвы или вычесывание газона. Без навыков и знаний дети могут в весенний или осенний период провести тотальную обрезку многолетних растений (отмершей части).
Все остальные работы должны выполняться специалистом.
Специалист при любых вариантах нужен для обрезки крупномерных деревьев, для формирования правильной кроны лиственных деревьев, анализа состояния насаждений, формирующей (в первые годы после посадки, если материал не сформирован в питомнике) обрезке кустарников в живой изгороди или в блоках.
Мне видится идеальным сотрудничество специалистов ландшафтной отрасли со школой в виде проведения уроков для учеников, где можно обучать и рассказывать как о самой профессии, так и о правильном уходе за существующим садом, посадке растений и т.д.
Буквально недавно у меня был опыт проведения урока в рамках профориентации с учениками 8 класса. Ребята слушали весь урок внимательно и даже по его окончании задали несколько вопросов. Это была в основном теоретическая часть, которую обязательно нужно закреплять на практике!
— Какой инвентарь нужен для школьного сада (удобрения).
— Я использую только органические удобрения, без применения химии. Во-первых, это школа, дети, а во-вторых, есть совершенно прекрасное определение, которым я руководствуюсь в своей работе: «Все, что растения берут из почвы, должно в нее же и вернуться». То есть опад, органика, которая перегнивая, дает необходимое питание для растений.
На данный момент это тема достаточно спорная и мнений по этому поводу много. Потому что некоторый опад не всегда здоровый, а если говорить о городе, то еще и с содержанием вредных веществ, пыли и т.д. Но в школьных садах ситуация, как правило, получше, чем у оживленных трасс.
Недавно я ходила на субботник в школу к детям. Так как меня там уже знают, то моим инструментом стал секатор. Что я могу сказать… Это не инструмент для работы, он затуплен, срезы рвет, и работа с ним занимает в разы больше времени.
Поговорив с завхозом, узнала, что инструментом пользуются дети. И тут встал вопрос: «Что проще и удобней: научить детей пользоваться хорошим инструментом или часто закупать дешевый, который быстро тупится или ломается?» И, к сожалению, в школах это очень насущный вопрос, на который каждое учреждение отвечает по-своему.
Я считаю, что в школах должен быть качественный инструмент: секаторы, грабли, метлы, сучкорезы, садовые пилы, садовые ножницы (при необходимости).
Помимо того, что через сады мы прививаем у детей любовь к природе и прекрасному, мы можем научить их и обращаться правильно с инструментом в школе. Я думаю, это важно! Когда ребенок дорожит не только своим имуществом, расположенным в пределах его дома, но и казенным.
И здесь хочу добавить, как аргумент, экономическую составляющую. Какие затраты несет школа при покупке некачественного инструмента и как часто должна его покупать по сравнению с качественным, который служит дольше?
Из опыта…секатор из сетевого супермаркета (в пределах 100 рублей) при работе в коттеджном поселке, при больших объемах, сломался за 1 рабочий день. Профессиональный секатор, да он в 30 раз дороже, служит мне уже 3-й год!
— Есть ли программы по школьным садам и конкурсы?
— Насколько мне известно есть!
Однажды я даже была членом жюри по оценке цветников, сделанных детьми из однолетних растений. Лицей имени Веры Волошиной в Наро-Фоминском районе, территорией которого я занимаюсь уже около двух лет, ежегодно отправляет свои работы, проекты, связанные с пришкольной территорией, на конкурсы.
Также есть сейчас фонды, которые помогают школам в реализации их проектов. Но главным условием участия в любых конкурсах и программах конечно на первом месте стоит желание школы изменить свой уклад и свою территорию к лучшему!
(Автор текста и фото: Анастасия Сорокина, профессиональный ландшафтный дизайнер).
Какие цветы можно посадить в школьном дворе
Озеленение наиболее часто встречаемый и настолько же малопонимаемый термин. Комплекс работ, скрывающийся под термином озеленения, включает в себя огромный список проводимых, а зачастую просто необходимых, мероприятий, нацеленных на придание исходному ландшафту логически и эстетически законченных форм.
Приведем, не полный, перечень мероприятий, на которые необходимо обратить внимание при проведении работ по озеленению территорий:
Озеленение территории школы прежде всего должно служить целям эстетического воспитания учащихся. Газоны, рабатки клумбы с цветочными растениями следует располагать перед зданием школы, на переднем плане школьного участка, вдоль основных дорожек, возле зеленого класса.
Для правильного использования и размещения декоративных растений прежде всего нужно постоянно помнить об особенностях участка – его увлажненности и освещенности. При подборе растений для цветов необходимо учитывать их высоту, строение побегов, окраску листьев, окраску и размер цветов.
Растения должны гармонировать с окружением – зданием, дорожкой, около которой они будут расти.
Планировка цветов может быть регулярной и ландшафтной.
К цветникам регулярной композиции относят:
Клумбы. Это небольшие цветники различной геометрической формы. Они могут быть круглыми, овальными, квадратными, треугольными или многоугольными.
Устраивают клумбы на газоне, заасфальтированной или любой другой площадке с твердым покрытием. Клумбы делают перед зданием, на площадях у памятников. Поверхность клумб обычно делают плоской, вровень с газоном, или слегка приподнятой в центре, чтобы там не застаивалась вода. Небольшие клумбы чаще бывают плоскими, крупные, более 5м2, несколько приподняты к центру.
Чаще клумбы оформляют однолетними цветущими и декоративно- лиственными растениями, хотя можно использовать такие двулетники и многолетники. Рисунок расположении растений на маленьких клумбах, как правило, простой, их обычно засаживают 1 – 3 видами или сортами одного вида растений. На клумбах больших размеров растения высаживают по рисунку, который иногда может быть сложны и составляется из большого набора видов и сортов.
Рабатки
Так называют цветники, которые представляют собой сравнительно узкие полосы из цветов. Ширина их обычно от 40 – 50 до 150 см, длина произвольная, поверхность ровная и лишь изредка, только на широких рабатках, ее делают в центре чуть выпуклой для того, чтобы избежать застоя воды. Рабатки бывают односторонние и двусторонние, ассиметричные и симметричные. В односторонних рабатках низкие растения располагаются на переднем плане, а высокие – на заднем.
В двусторонних рабатках за более высокими растениями в центре на заднем плане следует размещать те же низкорослые растения, что и на переднем плане. Рекомендуется высаживать на двусторонних рабатках растения с цветками следующих цветов: белые и красные (розовые, синие голубые), синие и желтые, синие и оранжевые, фиолетовые и желтые, оранжевые и фиолетовые. Односторонние рабатки располагают вдоль стен зданий, вдоль изгородей, иногда вдоль дорожек; двусторонние на пришкольных участках и на территории детских садов. В узких и длинных рабатках красиво выглядят многочисленные сорта календулы (ноготков) с желтой и оранжевой окраской цветков в соцветиях – корзинках.
Бордюры
Это узкие сплошные полосы шириной от 10 до 40 см, окаймляющие газоны, рабатки, клумбы, площадки или отдельные детали цветника Бордюр составляют из одного вида низкорослых растений. Растения подбирают компактные, чтобы полоса выглядела аккуратно. Для таких посадок подходят крупные растения с красивой формой куста, с красивыми листьями, либо с крупными цветками или соцветиями, например, амарант, клещевина, молочай или мерила.
Партеры
Это сложные цветники, включающие в композицию газоны, клумбы, рабатки, бордюры, а также фонтаны скульптуры, бассейн.
В крупных партерах предусмотрены дорожки. Длина партера может быть равна длине здания, например школы, а ширина в 3 – 4 раза меньше. Одной из важнейших частей партера, как правило, являются ковровые цветники из летников низкого и карликового роста. Для этой цели особенно хорошо подходят сорта бегонии вечноцветущей с белыми, розовыми и красными цветками и зелеными или пурпурными листьями. Очень декоративны низкорослые сорта агератума с синими, голубыми, белыми и розовыми цветками. В парадных цветниках очень нарядны рабатки и клумбы из карликовой астры, низкорослых бархатцев, бегонии, огненной сальвии.
Миксбордеры, или смешанные рабатки
Это смешанные посадки красиво цветущих и декоративно – лиственных растений. Их размещают группами в несколько рядов на удлиненной полосе земли в виде рабатки с нечеткими контурами. Непременное условие при создании миксбордера – непрерывное цветение то одного, то другого его участка с ранней весны до морозов.
Чаще всего миксбордеры имеют вид живописной полосы правильной или неправильной формы. Ширина ее колеблется от 1,5 до 4 м. Разбивают миксбордер вдоль дорожки, изгороди, стены здания или свободно растущих кустарников. В миксбордеры чаще всего высаживают последовательно цветущие растения. Весной цветут луковичные и клубнелуковичные многолетники, затем их сменяют летники или цветущие растения в горшках.
Группы
Так называют посадки свободных, живописных очертаний, состоящие из нескольких экземпляров растений. В больших группах может быть до сотни растений на площади от 3 – 5 м2 до 40 – 50 м2. Группы могут украшать газон, они очень красивы в сочетании со скульптурами, фонтанами, декоративными камнями. В группе могут быть растения только одного вида или сорта, тогда она выглядит как единое красочное пятно. Для таких групп очень хороши астильба, астра, бархатцы, пион, флокс, хризантема. Гораздо сложнее создать группу из нескольких видов или сортов. В этом случае нужно учитывать их высоту, время цветения, окраску. Сочетания могут быть самые разнообразные. Однако в группе не следует использовать более пяти видов растений.
Группы и солитеры
Под групповыми и одиночными (солитеры) посадками имеют в виду, главным образом, посадки большей частью из высокорослых как цветущих, так и декоративно – лиственных растений. Большое практическое значение в данном случае имеют многолетние растения, хотя широко в этих целях используют и однолетние растения.
При создании той или иной формы цветочных насаждений большое значение имеет правильный подбор растений. При этом, кроме знаний биологических особенностей и агротехники растений, надо обладать еще и художественным вкусом.
Рокарий, или каменистый сад
Каменистые сады можно размещать на участках, которые мало пригодны для других типов цветников, например на склонах, откосах, террасах, лестницах. Рокарий может быть совсем маленьким, 1 – 3 м2.
Для того, чтобы создать этот необычный цветник, нужно запастись камнями или плитняком красивой формы, окраски, размеры могут быть различными – от небольших камешков до солидных глыб или валунов. Камни и плитки располагают на участке, стараясь создать красивую композицию, включающую вымощенные этими камнями дорожки, чтобы не тревожить растения, когда нужно пройти по рокарию.
В каменистых садиках высаживают главным образом многолетние растения, низкорослые и средние по высоте и лишь изредка, как солитеры, высокорослые. На южных склонах или террасах предпочтительны светолюбивые и засухоустойчивые растения, на северном и северо – западном – теневыносливые и относительно влаголюбивые.
В рокариях часто выращивают луковичные или клубнелуковичные растения, чтобы цветение началось с самой ранней весны. Затем некоторые из них можно заменить летниками. При желании можно сделать в саду декоративную горку. Для этого следует насыпать холмик и склоны его укрепить плитняком, выложив небольшие террасы. На террасах высаживают различные многолетние растения. Эта работа потребует много сил и времени, но зато горка выглядит еще красивее, чем рокарий на плоской поверхности.
Растений для создания каменистого садика нужно немного. Перегруженный рокарий не так интересен, так как под растениями не видны камни, а они служат важнейшими элементами украшения этого цветника.
Водоем
Сначала с помощью шнура, поливочного шланга или просто струйки песка на поверхность земли наносится контур водоема, очертания которого можно выбрать по своему вкусу. После этого выкапывают котлован и формируют зоны, где позднее разместится водная растительность. С поверхности котлована необходимо удалить все острые предметы – камни, остатки корней и тому подобное, чтобы предохранить пленку от возможных повреждений. Затем на до котлована высыпают слой песка толщиной в 5 см. Для дополнительной безопасности песок покрывают мешковиной или каким – нибудь нетканым материалом. Теперь укладывают пленку, плотно прижимая ее ко всем изгибам котлована, и заливают водой до уровня заболоченной зоны. При этом можно расправить оставшиеся на пленке морщины. Поскольку этом можно расправить оставшиеся на пленке морщины. Поскольку под тяжестью воды эластичное покрытие еще будет какое – то время проседать, оформление берегов можно отложить на день – другой.
Основное правило при озеленении маленького водоема – тщательный подбор растений. О быстрорастущих видов, как, например, камыш, рогоз, лютик длиннолистый (Ranunculus lingua), придется оказаться, иначе в течение пары лет они буквально заполнят весь водоем.
Ассортимент слабо разрастающихся растений для различной глубины достаточно широк: частуха подорожниковая (Alisma plantagoaquatica), гравилат речной
(Geum rivale), мята водная (Lysimachia nummularia), незабудка болотная (Myosotis palustris). На глубине 10 – 40 см хорошо себя чувствуют аир обыкновенный (Acorus calamus). Самые глубокие места в водоеме принадлежат кувшинкам (Nymphaea). Среди них также следует выбрать лишь карликовые, медленнорастущие виды и сорта, например кувшинку душистую (Nymphaea odorata) или кувшинку снежную (N. candida), которые сажают на глубину до 50 см.
Альпинарий
Альпинарий нужно разместить так, чтобы он органически вписывался в окружающую его среду. Для альпинария выбирают, как правило, солнечное место с достаточно аэрированной почвой на таком участке, который хорошо виден с небольшого расстояния. По возможности, старайтесь устроить альпинарий так, чтобы он был обращен на восток или юго-восток. В этих экспозициях можно создать условия, наиболее свойственные условиям обитания большинства горных растений. В южных экспозициях условия будут благоприятны для ограниченного числа растений, хорошо переносящих прямые солнечные лучи. Менее пригодны для альпинария склоны северного направления, для которых необходим тщательный отбор растений.
Удачным обрамлением альпинария может стать подстриженный газон, на котором обычно помещают два-три больших камня и какое-нибудь неброское растение, хвойное или лиственное дерево или высокое травянистое растение. Важно создать также соответствующий задний фон, скажем, стену из темно-зеленых хвойных пород деревьев. Наиболее эффектно альпинарий строится на склоне, однако и на ровном месте вполне можно создать зрелищный сад. Наконец, если нет естественного холмика, его можно сделать, привезя землю или выкопав наклонное углубление. Возможна также комбинация этих способов: следует иметь в виду, что и без холмика альпинарий может выглядеть естественно.
Материал для альпинария
Выбрав место для альпинария, необходимо подготовить соответствующие материалы для его оборудования — камни, гравий, щебень, песок, торф, землю.
Обычно используют местные породы камней, выбирая замшелые камни, чтобы сад выглядел естественно. Одной породы вполне достаточно, чтобы не превращать альпинарий в геологическую выставку. В большом альпинарий, или альпинариуме, как его еще называют, оборудованном с использованием гранита и гнейса, можно устроить отдельный участок, использовав известняковый туф — травертин. Смешивать его с другой породой на одном участке не рекомендуется. Туф порист, он дает щелочную реакцию рН, при которой хорошо растут и развиваются камнеломки — одни из красивейших альпийцев, а также различные виды эдрайантусов. Песчаник также порист, он долго сохраняет воду и сам способен брать ее из почвы. Кроме того, он может дать не только щелочную, но и кислую реакцию. Это зависит от содержания в нем минеральных веществ. Однако устроить альпинарий из туфа или песчаника очень сложно.
Щебень — известняковый, гранитный, гнейсовый, и т. п., необходим для дренажа, обкладывания шеек некоторых растений, чтобы предохранить их от переувлажнения, а также для создания скальной осыпи.
В строительстве альпинария используют песок, предпочтительнее речной: он промыт, в нем нет илистых примесей. Его добавляют в плотную илистую почву, чтобы сделать ее рыхлее. Песок нужен и растениям, требующим песчаной земли (например, крупка).
Основным видом земли для альпинария является дерновина и перегной. В качестве добавок используют торф и песок. Растения высаживают в дерновину, предварительно смешав ее с определенным количеством добавок в соответствии с требованиями растений. Например, рододендрон требует большого количества торфа и грубой сосновой подстилки, венерины башмачки — компоста из буковых листьев, а горечавка — измельченного торфа. Но все это не означает, что альпийские растения требовательны настолько, чтобы в землю вносили удобрения. По природе своей они очень скромны, и лучше этого не делать. Есть, правда, исключения — растения, которым помогают сухим коровьим навозом или его раствором, но искусственные удобрения применяют чрезвычайно редко и очень осторожно. Ими подкармливают только луковичные и клубневые растения, чтобы укрепить их подземные органы, способные к цветению. Строительство альпинария. Начинается оно с планировки и разбивки участка. Затем его расчищают, снимают дерн и пропалывают, чтобы удалить все сорняки. Закончив расчистку, наносят слой из строительных отходов, шлака или гравия. Получается водопропускающая прослойка, которая не позволяет воде задерживаться — ведь большинство горных растений не переносят постоянного присутствия влаги. Если почва в саду илистая, плотная, и на ней вода застаивается, то дренажный слой должен быть толще, минимум полметра. Этот слой создают засыпкой садовой землей без удобрений, лучше всего компостом из дерна с добавкой песка, торфа и перегноя. Переобогащение земли приводит к прямо противоположным результатам: растения вырастают слишком высокими, образуют рыхлые заросли или вообще не появляются. Большинство альпийских растений — аскеты, такими их создала Природа.
Приступая к устройству большого альпинария, необходимо заранее разметить тропинки, ступеньки, переходы. Рельеф должен быть смоделирован по образцу естественного ландшафта, а это значит, что нужно провести разметку “долин”, “плато”, “вершин” и “обрывов”, создать разные по освещенности зоны: зону полного освещения, зону с уклоном в сторону от солнца, теневую. Такие условия диктуют требования растений, их экология.
Оформление цветами площадок у памятника и пришкольных участков.
Если это памятник воину или герою, то следует выбрать яркие, пламенные, торжественные цветы. Это сальвии, красные бегонии, красные тюльпаны и флоксы.
От того, где установлен памятник, будет зависеть форма цветника. Если он стоит на каменной площадке и свободной земли вокруг нет, можно поставить рядом один или несколько ящиков или контейнеров и расположить цветы в них. Если около памятника есть земля, можно разбить цветник. Это может быть клумба, в центре которой окажется памятник. Памятник может быть и не в центре, а в основании клумбы. Форма клумбы должна гармонировать со скульптурой. Вместо клумбы можно разить зеленый газон и по краю его посадить красивую рабатку из 2 – 3 видов цветов. А можно – только бордюр из одного вида. Здесь подойдут и однолетники, и многолетние растения.
Другая задача – оформить пришкольный участок. У многих школ, особенно у сельских, площадь участка довольно велика, нередко он вмещает плодовый сад и огород. В городах чаще площадки небольшие. Для украшения школьных дворов удобнее разбить рабатки. Рабатки располагают поблизости от здания школы, вдоль дороги, ведущее к зданию. Если школьный двор заасфальтирован, приходится использовать ящики и контейнеры с цветами. На пришкольных участках ассортимент растений нужно подобрать так, чтобы цветение началось уже рано весной (крокусов, мускари, нарцисс, пролеска). На пришкольном участке должно также быть много летников, особенно долго цветущих и поздних. Это астра, бархатцы, диморфотека, петуния, флокс Друммонда, однолетние хризантемы и многие другие виды. Тогда в сентябре после каникул школьный двор будет в полном цвету.
Если пришкольный участок большой и земли много, можно сделать и клумбы, и цветочные партеры, и построить рокарий. Газон можно украсить одиночным большим камнем красивой формы, рядом с которым сажают папоротник или небольшую группу цветов.
Очень хороши в саду луковичные, их размещают группами между низкими многолетниками или по краю газона. Весной между ними сеют летники: иберис, календулу, эшшольцию. Они постепенно подрастают и закрывают своей листвой отмирающие луковичные.
Вдоль дорог по краю газона желательно разбить обособленные рабатки из летников.
Цветочными рабатками можно красиво оформить и опытные участки, на которых юннаты изучают овощные или зерновые растения.
Подбор растений по высоте
Если в клумбе нет памятника или другого архитектурного сооружения, то высаживают высокое, эффектное растение (агаву, пальму и др.), к периферии размещают растения меньшей высоты и заканчивают края клумбы самыми низкорослыми.
Такие клумбы, даже не насыпанные, а лишь выпуклые, выглядят очень декоративно.
Для оформления переднего плана объекта подбирают растения низкорослые, с не очень яркой окраской, а для обсадки средних т дальнейших планов используют более крупные, интенсивно окрашенные растения.
Подбор растений по времени цветения
При решении этого вопроса стремятся использовать растения с более ранним началом зацветания и более продолжительным сроком цветения. Ассортимент по возможности подбирают с таким расчетом, чтобы через две недели после посадки растений на клумбах или в иных формах цветочного насаждения зацвели.
Растения, быстро теряющие декоративность, после отцветания, сажают небольшими группами ближе к кустарникам или между видами, зацветающими после них.
Подбор растений по окраске цветов или листьев
Окраска цветов или листьев разных видов и сортов многообразна, не говоря уже о смене расцветки в течение года – весной, летом, осенью. Цветовое сочетание подбирают так, чтобы оно было наиболее красивым.
При подборе цветов по колеру можно руководствоваться следующими законами:
ЗАКОН КОНТРАСТА КОЛЕРОВ. Солнечный свет, прошедший через призму, разлагается на основные цвета: красный – оранжевый – желтый – зеленый – синий – фиолетовый.
Наиболее красивые сочетания: красный с зеленым, оранжевый с синим, желтый с фиолетовым. Это соответствует закону контрастов колеров. Одновременно считается, что красный, оранжевый – самый теплый, самый горячий. Он очень привлекателен и обращает на себя внимание, создает ощущение тепла. Зеленый, синий, фиолетовый – колеры пассивные, холодные, из них синий – наиболее холодный. Эти тона придают цветнику строгость. Чтобы смягчить очень резкий переход, иногда между контрастирующими труппами сажают растения нейтральных тонов.
Все темные колеры (темно – красный, темно – синий, темно – фиолетовый) располагают ближе к зрителям, так как в дали они пропадают, теряются, остаются незамеченными.
При огромном многообразии растений имеется масса оттенков, и возможны различные отступления от классических сочетаний, но при создании цветника следует по возможности руководствоваться указанными закономерностями.
ЗАКОН ГАРМОНИИ КОЛЕРОВ. Этот закон означает постепенное увеличение или уменьшение интенсивности окраски того или иного тона. Руководствуясь этим законам, можно при посадке растений на клумбе или на всем цветнике использовать любой колер, но с различной его интенсивностью. Если интенсивность колеров возрастает от края к середине клумбы, например, от светло – розового, к розовому, светло – красному, ярко – красному в центре, то клумба выглядит более красочно, чем при снижении интенсивности колера.
ЗНАЧЕНИЕ НЕЙТРАЛЬНЫЙХ КОЛЕРОВ. Нейтральные окраски – белая и черная. Они находят большое применение. Однако растения с черной окраской в природе практически не существуют (почти черную окраску имеет виола, колеус), а с белой очень много.
Белая и другие светлые окраски хорошо видны издали, они, как правило, очень нарядны. Их часто используют для смягчения резких сочетаний. Белый цвет сглаживает диссонанс колеров, уничтожает дисгармонию. Сочетание красного и фиолетового воспринимается тяжело, кажется грубым, а если разобщить его с белым, то оно значительно смягчается. Белый цвет сглаживает, смягчает контрастность или оттенок, а черный – усиливает, подчеркивает яркость расцветки.
Литература.
Справочник цветовода (цветочно-декоративные растения открытого грунта) / И. Е. Ботяновский, Э. А. Бурова и др./; Под ред. А. Т. Федорука. – Минск.: Ураджай, 1985. – 208 с., ил., 16 л. Ил.
Кудрявец Д. Б., Петренко Н. А. Как вырастить цветы: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1993. – 176 с.: ил.