какие приемы можно использовать для развития навыка письма у детей с зпр ответ на тест

Организация работы по формированию грамотного письма у младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Организация работы по формированию грамотного письма у младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР)

Известно, что каждая возрастная ступень развития имеет специфические психофизические сензитивные возможности, свои потенциальные резервы, реализация которых зависит не только от общего благополучия социальных условий, внимания окружающих взрослых, но и от того, насколько педагогически целесообразно воздействие взрослых на ребенка, насколько педагогически грамотно организуется ими его деятельность, в особенности ведущий для данного возраста вид деятельности.

Дети с ЗПР испытывают существенные трудности с самого начала школьного обучения. Особые трудности в процессе обучения, особенно у первоклассников, отмечаются при письме. Преодоление затруднений, связанных с обучением письму в начальной школе, очень важно, так как письмо является базовым навыком, без которого практически невозможно дальнейшее обучение.

1. Какой объём знаний необходимо иметь учащимся, чтобы писать орфографически грамотно?

2. Есть ли резервы совершенствования навыка грамотного письма?

3. Как обучать грамотному письму?

4. Каковы способы усвоения этого навыка?

5. Каковы причины ошибок и пути их устранения?

Это самые волнующие учителя вопросы, если он по настоящему задумывается над тем, как добиться орфографической и каллиграфической грамотности младших школьников.

Грамотное письмо – это не просто движения пишущей руки, слуховые и зрительные представления, а особая речевая деятельность.

В решении задачи по обучению грамотному письму осуществляется связь всех сторон изучаемого языка – его фонетики, графики, словообразования, грамматики, семантики, лексики.

В начальной школе выделяют 3 линии овладения правописанием (они взаимосвязаны) – на основе:

1. Соотнесения звука (фонемы) и буквы с учётом позиции звука и состава слова на основе развития фонематического (речевого) слуха учащихся.

2. Запоминания буквенного состава слов, воспроизведения слов каллиграфически правильно без пропусков, замен, искажений.

3. Применения правил, решения грамматико – орфографических задач, знания морфемного состава слов, проговаривания и списывания, активизации словаря, записи под диктовку и использования слов в собственных текстах и устной речи.

Умение писать грамотно должно переходить в устойчивый навык. Орфографические навыки приобретаются детьми по мере развития их речи, навыков чтения и письма.

Следовательно, для прочного навыка грамотного письма у учеников начальных классов с ЗПР необходимо:

· развитие у учащихся фонематического слуха, произношения (фонетика);

· развитие мелкой моторики рук, умение правильно воспроизводить зрительный образ буквы (каллиграфия);

· знание правил, орфограмм, алгоритмов (орфография).

какие приемы можно использовать для развития навыка письма у детей с зпр ответ на тест. Смотреть фото какие приемы можно использовать для развития навыка письма у детей с зпр ответ на тест. Смотреть картинку какие приемы можно использовать для развития навыка письма у детей с зпр ответ на тест. Картинка про какие приемы можно использовать для развития навыка письма у детей с зпр ответ на тест. Фото какие приемы можно использовать для развития навыка письма у детей с зпр ответ на тест какие приемы можно использовать для развития навыка письма у детей с зпр ответ на тест. Смотреть фото какие приемы можно использовать для развития навыка письма у детей с зпр ответ на тест. Смотреть картинку какие приемы можно использовать для развития навыка письма у детей с зпр ответ на тест. Картинка про какие приемы можно использовать для развития навыка письма у детей с зпр ответ на тест. Фото какие приемы можно использовать для развития навыка письма у детей с зпр ответ на тест какие приемы можно использовать для развития навыка письма у детей с зпр ответ на тест. Смотреть фото какие приемы можно использовать для развития навыка письма у детей с зпр ответ на тест. Смотреть картинку какие приемы можно использовать для развития навыка письма у детей с зпр ответ на тест. Картинка про какие приемы можно использовать для развития навыка письма у детей с зпр ответ на тест. Фото какие приемы можно использовать для развития навыка письма у детей с зпр ответ на тестГРАМОТНОЕ ПИСЬМО

Источник

Помощь педагогов ребенку с задержкой психического развития при обучении чтению и письму

Разделы: Логопедия

К моменту поступления в школу дети с ЗПР, не достигают нужного уровня готовности, из-за разнообразных нарушений высших психических функций, следствием чего становятся различные по характеру и степени выраженности трудности обучения.

У ребенка с ЗПР недостаточно сформированы нужные для усвоения программного материала умения, навыки и знания, которыми нормально развивающиеся дети обычно овладевают в дошкольный период.

В связи с этим дети оказываются не в состоянии (без специальной помощи) овладевать чтением и письмом.

Нарушения устной речи приводят к стойким нарушениям письма и чтения, которые обозначают терминами дисграфия и дислексия.

Ключевые проблемы овладения чтением у учеников с ЗПР:

медленный темп освоения навыка

механическое чтение

угадывающее чтение

ограниченность словаря и общего речевого развития

сниженный запас представлений об окружающем мире

В познавательной деятельности наблюдаются:

Особенности овладения чтением детей с ЗПР проявляются в нарушении технической стороны процесса чтения:

Какую помощь может оказать учитель:

Постепенно наращивать степень сложности заданий

Зрительные опоры, алгоритмы, памятки, схем

Прием предварительного чтения

Организация парных работ учеников на уроке

Использовать приспособления, рамки

Обучить ребенка правильному чтению букв, слогов и слов

Письмо очень сложный и длительный процесс, сложный навык, которым ребенок должен овладеть в начальной школе. Дети с ЗПР это не единственная группа все дети, которые испытывают трудности в письме. По статистике в российских школах (в начальной школе) 40-60 % детей у которых не формируется четкое и читаемое письмо, фактически навык письма формируется недостаточно и это те дети, которые, несомненно, будут испытывать трудности в письменных работах в среднее школе ну и даже в дальнейшей жизни.

Ключевые проблемы овладения письмом у учеников с ЗПР:

Какую помощь может оказать учитель:

соотносить возможности ребенка и сложность письменной работы

сократить объем письменной работы

предложить ребенку отказаться от слитного письма

писать в тетрадях в узкую линейку

дополнительно выделять цветом строки в тетрадях по русскому языку

разрешить ребенку писать карандашам, а не ручкой

Успешность обучения детей с ЗПР зависит не только от характера и степени имеющихся у них физических и психических нарушений, но и от эффективности отобранных и учитывающих эти нарушения учебных программ, обучающих технологий и методик, отношение к таким детям со стороны окружения, и образовательная среда, в которой ребенок находится.

Источник

Статья «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА КАЛЛИГРАФИЧЕСКОГО ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА КАЛЛИГРАФИЧЕСКОГО ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

«Крымский инженерно-педагогический университет» имени Февзи Якубова (г. Симферополь)

Кандидат пед. наук, доцент ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»

имени Февзи Якубова (г. Симферополь)

В данной статье исследуются проблемы нарушения навыка каллиграфического письма у младших школьников с задержкой психического развития. Все это, непосредственно, связано с тем, что число детей с подобной патологией за последние годы существенно возросло. Согласно исследованиям нарушения почерка отмечаются около 7-8% учащихся с задержкой психического развития, в том числе, 19-21% – у младших школьников с задержкой психического развития. Деятельность по формированию навыка каллиграфического письма – долгий и целенаправленный процесс. На сегодняшний день специальные методики коррекции навыка каллиграфического письма разработаны не в полной мере.

Ключевые слова: почерк; каллиграфия; каллиграфические умения; коррекционно-развивающая работа по формированию каллиграфических умений; нарушение почерка у детей с ЗПР.

Keywords : handwriting; calligraphy; calligraphic skills; correctional and developmental work on the formation of calligraphic skills; handwriting disorders in children with ZPR.

Современное отношение к процессу письма довольно неоднозначно. Многие настаивают на том, что в век современных информационных технологий следует упростить этот навык в силу большой распространенности печати и самостоятельного владения набором текста любого формата практически и младшего школьного возраста, однако, непосредственно, большинство уверено, что умение писать и писать красиво – это целое искусство, которое должным образом влияет на развитие нашего головного мозга. Одной из многочисленных среди современных учащихся является категория младших школьников с ЗПР, вызывающая интерес у большого количества исследователей. На сегодняшний день имеется склонность к увеличению количества детей с задержкой психического развития ( далее ЗПР). Определенное количество, а именно 25-30%, как выявлено по статистике, обучающихся испытывают сложности в освоении основной общеобразовательной программы начальной школы, а, примерно 75–80% из них нуждаются в специальных коррекционно-образовательных формах и методах обучения. Для развития навыка каллиграфического письма младших школьников с ЗПР используют большое количество методов, средств, что немаловажно для последующего полноценного развития ребенка.

У младших школьников с ЗПР нарушения письма обус­ловливают, непосредственно, значительная распространенность нарушений устной речи, недостаточная сформированность фонематических процессов, а также низкая познавательная активность.

Как писал А.Н.Корнев: « за последнее время в специальной (коррекционной) школе значительно увеличилось количество детей с нарушениями почерка. Данные нарушения отмечаются у 7-8% младших школьников специальных (коррекционных) школ, 19-21% – речевых школ, в том числе у учащихся с задержкой психического развития (ЗПР)». Данной проблемой занимаются физиологи, учителя, педагоги, методисты. «Если педагог: осознает важность педагогических принципов обучения письму; имеет представление об исторических методах обучения чистописанию; знает психолого-физиологические особенности формирования графических навыков письма, гигиенические условия письма; знает различные системы работ по формированию каллиграфических навыков; выбирает эффективные приемы обучения каллиграфическим навыкам; анализирует графические ошибки детей при письме и на этой основе намечает способы их предупреждения и исправления, то устанавливается, что процесс формирования навыков каллиграфического письма младших школьников с ЗПР будет успешным».

Почерк – это способность письменно-двигательного навыка или графического навыка, который отображен в рукописи. Понятие «каллиграфия»- это искусство писать четким, красивым почерком, который по мере выработки скорости и связаннос ти письма приобретает индивидуальные черты. Ребенка, прежде чем выработать у него навык каллиграфического письма, необходимо научить воспроизводить буквы и комплексы в определенной последовательности, определяющаяся закономерностями формирования зрительно- двигательных образов письменных графических знаков [1]. Овладение грамотой происходит медленно из-за неразборчивости почерка написания графем, с большими трудностями и приводит к затруднениям изучения родного языка в будущем.

Сложности обучения навыкам каллиграфического письма у младших школьников с ЗПР, непосредственно, могут быть вызваны или связаны разнообразными причинами: дефицитом или задержкой в развитии различных функций (зрения, моторики, слуха), задержкой речевого развития, неполной готовностью к школе, задержкой психического развития, отклонениями в состоянии здоровья [1]. Нарушения, которые встречаются у младших школьников с ЗПР можно разделить на 3 группы. К первой группе относятся нарушения письма, которые связаны с нарушениями моторики, пространственного восприятия и зрительно – моторных координаций. Данные нарушения в большей мере отражаются в почерке и выявляют внешнюю картину качества почерка, письма. Вторую группу составляют – нарушения письма, которые связаны с задержкой речевого развития, но при этом почерк может быть очень хорошим. Третья группа составляют комплексные нарушения. Значительные нарушения навыка каллиграфического письма отмечаются у младших школьников с задержкой психического развития. Под задержкой психического развития понимается нарушение нормального темпа психического развития, то есть, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своем развитии от принятых психологических норм для данного возраста.

Характеризуя проявления трудностей в овладении письмом младшими школьниками с ЗПР, непосредственно, можно выделить несколько видов наиболее типичных ошибок в письме детей данной категории: 1. Для первоклассников с ЗПР характерны замены и смешения букв, которые обусловлены затруднениями их запоминания. Дети испытывают трудности при переводе звука в букву и наоборот, а также при переводе печатной графемы в письменную. 2. Младшие школьники с ЗПР не умеют обозначать на письме границы предложения с помощью заглавных букв и точек, пишут слитно слова, что связано с неполноценностью анализа языковых единиц. 3. Очень часто младших школьников с ЗПР характеризует медленный темп письма, быстрая утомляемость, несоблюдение размера графических элементов (наличие микро или макрографии). Также нарушен выбор элементов букв и их соединений, не соблюден единый наклон букв. Письмо неразборчивое, без соблюдения норм каллиграфии.

В методике русского языка на сегодняшний день, непосредственно, описаны различные упражнения и приемы, которые помогают сформировать навык каллиграфического письма. Главными из них являются:

1. Объяснение способов написания букв, слогов, слов, предложений или показ учителем процесса письма на доске или индивидуально в тетради учащегося: цель младшего школьника с ЗПР- понять, как надо написать, и воспроизвести у себя в тетради данный ему образец (буквы, буквосочетания, слова). Учитель на доске должен писать образец так, должен так, чтобы все ученики видели, как педагог пишет. В случае, если какое-то количество младших школьников не видит, как пишет учитель, то необходимо снова повторить показ в другом месте доски, встать так, чтобы не закрывать собой образец.

2. Списывание учащимися с готового образца – прописей, образца учителя на доске или в тетради.

3. Обведение образца буквы (копировальный прием).

4. Письмо в воздухе, воображаемое письмо, или обведение над образцом,.

5. Анализ формы буквы с выделением зрительных элементов.

7. Прием показа ошибочного написания.

Если педагог реализует не один, а все вышеперечисленные приемы, то это позволит учителю разнообразить работу и деятельность младшего школьника с ЗПР, а также, что немаловажно, достичь большого успеха в обучении детей письму.

Формирование навыка каллиграфического письма, непосредственно, подразумевает под собой длительную целенаправленную коррекционную работу. На сегодняшний день коррекция навыка каллиграфического письма и формирование основ «правильного» почерка рассмотрены в современных исследований, в работах С.П. Ефимовой, Л.Р. Зиндер, М.М. Безруких, Н.Г. Агарковой [1,2,3,4]. Исследователи предлагают различные приемы, а вследствие отсутствия целостной системы эти приемы не всегда дают нужный результат. Изучая различные методы и приемы по обучению письму, хотелось бы обратить внимание на методику формирования навыка каллиграфического письма младших школьников с ЗПР «Письмо с секретом» [2]. Исследователь выделил главные компоненты письма: прямая наклонная палочка вниз, 1/2 наклонной палочки вниз, 1/3 наклонной палочки вниз, «Поворот на месте» (закруглить), «Крючок до середины», «Секрет», «Закрыть секрет», «Рельсы».

В процессе написания слов по данной методике В.А.Илюхиной предлагается проговаривать каждую букву, обращаясь за помощью к детям [6]. Технология обучения письму по данной методике, непосредственно, базируется на трех этапах: развитие мускульной памяти (система упражнений для укрепления моторики пальцев, штриховка, работа с трафаретами); развитие тактильной памяти (работа с карточками- образцами для обвода); закрепление знаний, умений, навыков (работа с кальками). Обучение письму по системе

Д.Б. Эльконина основано на приеме ритмизированного письма [7]. «Тактированное письмо помогает добиться четкости, плавности, ритмичности и ускоренного темпа письма. Изучение тактированного письма, а также его обучение исследователи предлагают проводить в три этапа [9]. Первый этап состоит из выполнений таких упражнений: обводка под счет заготовленных образцов рукописных букв через прозрачную кальку. На втором этапе младшие школьники с ЗПР обводят через прозрачную кальку под счет заготовленные рукописные слова, соединенные в группы с одинаковой ритмической структурой и ударением (мак, рак, сок, мох). Третий этап состоит из следующих упражнений: обводку под счет предложений через прозрачную кальку, стихов и микротекстов. На базе данных рекомендаций составлена рабочая тетрадь для формирования навыка каллиграфического письма, которая предназначена для работы с учащимися с ЗПР начальных классов».

Таким образом, процесс выработки навыка каллиграфического почерка, непосредственно, – очень трудная работа. Прежде всего она связана с психофизическими особенностями детей. При условии разработки программы коррекционно-развивающего воздействия с применением специальных методов приемов, работа по преодолению нарушения почерка и формированию навыков каллиграфического письма будет проходить более успешно. В результате обучения и в развитии умений, а также на основе выполнения ряда упражнений развивается навык каллиграфического письма.

1. Агаркова, Н.Г. Графический навык. Графический почерк. (Программа для начальной школы) // Начальная школа. 2001.- 18-21 с.

4. Безруких, М.М. Ступеньки к школе: Кн. для педагогов и родителей. 2-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2001. – 144 с.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Коррекционно-развивающая работа по развитию навыков письма

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад № 5»

Коррекционно-развивающая работа по развитию навыков письма у дошкольников с ЗПР

Золотухина Светлана Александровна

На современном этапе развития дошкольной педагогики рассматриваются вопросы инновационного содержания обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

Одной из основных задач дошкольного воспитания является создание условий для формирования у детей готовности к обучению в школе.

Среди многих видов учебной деятельности начинающего школьника овладение им навыком письма является наиболее сложным. В формировании навыков письма решающее значение имеют показатели развития ребенка: интеллектуального, речевого, моторного, а также интегративных умений: зрительно-моторных, сенсомоторных и слухо-моторных (М.М.Безруких, Е.Н.Соколова, Л.Я.Желтовская, С.О.Филиппова и др.).

Частым проявлением нарушенного развития в дошкольном возрасте является задержка психического развития (ЗПР). Специальная психология и педагогика в настоящее время уже располагает значительными сведениями о данной категории детей. Особое место занимают работы, посвященные детям с ЗПР дошкольного возраста (Е.Б. Аксенова, Н.Ю. Борякова, Е.Н. Васильева, Е.Е.Дмитриева, Е.А. Екжанова, Г.И. Ефремова, И.А. Коробейников, К.А. Некрасова, Т.А. Стрекалова, У.В.Ульенкова, Н.А. Шивирев и др.).

В исследованиях по проблеме подготовки детей к школе навык овладения письмом обозначается как «графо-моторный навык», «элементарный графический навык», «базовые графические умения и навыки», «базисные графические движения», «графические умения», «двигательный навык письма» (Н.А.Агаркова, М.М.Безруких, О.Б.Иншакова, Р.Д.Тригер, О.С.Филиппова и др.).

Психолого-педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста с ЗПР

В отечественной коррекционной педагогике понятие «задержка психического развития» является психолого-педагогическим и характеризует прежде всего отставание в развитии психической деятельности ребенка.

У детей рассматриваемой категории обычно наблюдается ослабление регуляции во всех звеньях деятельности. Даже если задача «принята» ребенком, то возникают трудности при ее решении, так как не анализируются ее условия в целом, не намечаются возможные пути решения, полученные результаты не контролируются, а допущенные ошибки не исправляются.

Среди личностных контактов детей с задержкой психического развития преобладают наиболее простые. У детей данной категории наблюдаются снижение потребности в общении со сверстниками, а также низкая эффективность их общения друг с другом во всех видах деятельности.

Задержка психического развития проявляется как в замедленном темпе созревания эмоционально-волевой сферы, так и в интеллектуальной недостаточности. Последнее проявляется в том, что интеллектуальные способности ребенка не соответствуют возрасту.

Значительное отставание и своеобразие обнаруживается в мыслительной деятельности. У всех детей с ЗПР наблюдаются недостатки памяти, причем это касается всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. Отставание в мыслительной деятельности и особенности памяти наиболее ярко проявляются в процессе решения задач, связанных такими компонентами мыслительной деятельности, как анализ, синтез, обобщение и абстрагирование.

Можно выделить следующие общие черты нарушений в психических процессах у детей с ЗПР:

1) При ЗПР нарушения наступают рано, поэтому становление психических функций происходит неравномерно, замедленно.

2) Для детей с ЗПР характерна неравномерная сформированность психических процессов.

3) Наиболее нарушенными оказываются эмоционально-личностная сфера, общие характеристики деятельности, работоспособности: в интеллектуальной деятельности наиболее яркие нарушения проявляются на уровне словесно-логического мышления при относительно более высоком уровне развития наглядных форм мышления.

Научно-методические основы развития навыков письма у детей дошкольного возраста

В формировании навыка выделяются три основных этапа:

Второй этап условно назван синтетическим. Это этап соединения отдельных элементов в целостное действие.

Первый этап формирования навыка определяет успешность формирования всего навыка и на втором, и на третьем этапе, когда ребенок будет легко “схватывать” не только слово, а фразу, когда научится формулировать и записывать свою мысль. Все, кроме этой мысли, должно уйти из-под контроля сознания. Но это уже будет письменная речь, имеющая свои специфические особенности и свою психофизиологическую структуру, свои механизмы и свои трудности.

Особенности развития навыков письма у дошкольников с ЗПР

Нарушение деятельности анализаторов и психических процессов у детей с ЗПР приводит к неполноценности психофизиологической базы формирования навыков письма.

Наибольшие трудности при овладении навыками письма детьми данного контингента связаны с нарушением фонематического слуха и звукового анализа и синтеза. Р.И. Левина отмечает, что дети с трудом дифференцируют акустически сходные фонемы и поэтому плохо запоминают буквы, так как каждый раз соотносят букву с разными звуками. Иными словами, происходит нарушение системы перекодировки и кодировки буквы в звук и звука в букву.

Несовершенство анализа и синтеза приводит к затруднениям в делении слова на составные части, выявлении каждого звука, установлении звукового ряда слова, усвоении принципа слияния двух или более звуков в слог, выполнении записи в соответствии с принципами русской графики.

Неполноценность зрительного восприятия препятствует достаточно быстрому и точному запоминанию графического образа буквы, ее дифференциации от сходных графем, установлению соответствия печатного и письменного, прописного и строчного вариантов каждой буквы.

При задержке психического развития в той или иной степени нарушены основные предпосылки успешного развития навыков письма, а именно:

— на уровне базовых способностей имеется недоразвитие пальцевого праксиса, недостаточность кинетической основы произвольного действия, недостатки устной речи;

— на операциональном уровне имеется недоразвитие фонематического восприятия, несколько снижена способность к символизации, имеются проблемы в оптимальном функционировании зрительно-моторной координации, трудности перекодирования временной последовательности звуков в пространственную последовательность букв (слухомоторная координация);

Содержание и методы коррекционно-развивающей работы по развитию навыков письма у дошкольников с ЗПР

Целенаправленная коррекционная работа по развитию навыков письма является важным этапом подготовки детей с ЗПР к школьному обучению. При обучении таких детей учитываются их возрастные возможности и индивидуальные особенности. На каждом этапе выделены основные направления коррекционной работы, которые с каждым годом усложняются:

Развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.

С детьми проводится гимнастика для пальцев и кистей рук, упражнения с мелкими и сыпучими материалами, игровые задания по застегиванию и расстегиванию различных видов застежек, шнуровке и т.д.

Как показывает практика, дети с ЗПР 6-7 лет, приходящие в школу, к сожалению, имеют крайне низкий уровень развития моторных навыков, что очень ярко проявляется в неумении начертить прямую линию, написать печатную букву по образцу, вырезать из бумаги и аккуратно вклеить, рисовать. Нередко оказывается, что у детей этого возраста не сформирована координация и точность движений, многие дети не владеют своим телом.

Многочисленные психологическое исследования показывают, что существует прямая зависимость между развитием этих навыков и уровнем общего психического и интеллектуального развития ребенка.

В качестве упражнений на развитие моторики можно предложить следующие задания:

а) нарисовать простой узор

Для развития такой моторики существует множество разнообразных упражнений и игр. Это прежде всего работа с конструкторами, рисование, лепка, выкладывание мозаик, аппликация, вырезывание.

С целью развития общей координации и точности движений можно предложить детям следующие игры и соревнования:

б) игра «Зеркало»: ребенку предлагается быть зеркалом и повторять все движения взрослого (как отдельные движения, так и их последовательность); роль ведущего может быть передана ребенку, который сам придумывает движения;

в) игра в «Тир»: попадание в цель различными предметами (мячом, стрелами, кольцами и др.). Это упражнение способствует развитию не только координации движения и их точности, но и глазомера.

2. Развитие внимания и зрительного восприятия.

Работа в данном направлении осуществляется последовательно: детей учат следить взглядом за перемещением предметов, обучают различать геометрические формы, воссоздавать целостное изображение предмета по образцу, сравнивать и выкладывать по линейке трафареты различных форм и размеров.

Формирование и развитие пространственной ориентировки.

Детей учат сначала ориентироваться на различных плоскостях (доска, мольберт и т.п.), затем на листах бумаги, расставлять предметы (трафареты), следить за их перемещением и определять направления движений руки на листе бумаги.

4. Развитие слухомоторной координации, формирование взаимосвязи слухового внимания и графического навыка.

Важным здесь является научить детей воспринимать и дифференцировать предметы и явления по звуковым характеристикам, а затем выполнять различные графические задания.

5. Формирование базовых графических навыков.

Детей обучают проводить различные линии по подражанию действиям педагога, а затем по предложенному образцу; копировать, дорисовывать, обводить, штриховать контуры предметов, выполнять задания по речевой инструкции на листах бумаги и в тетрадях.

На следующих этапах коррекционной работы по подготовке детей к овладению навыками письма предполагается меньше внимания уделять развитию мелкой моторики, а большую часть занятий посвятить формированию базовых графических умений и навыков. Целенаправленная коррекционно-педагогическая работа по подготовке детей к выполнению письменных заданий позволяет сформировать у них как общие: правильная осанка в процессе выполнения графических заданий; принятие и понимание условий задания, выполнение заданий до конца; сформированность зрительно-двигательной координации, так и специфические умения и навыки: сформированность функций ведущей руки и согласованность действий обеих рук; правильное расположение листа бумаги на столе и ориентировка на нем; удерживание пишущего предмета и оперирование им; проведение различных линий в заданных направлениях; работа на тетрадных листах по образцу.

Разнообразный и посильный труд детей, а также различные наблюдения и опыты с природным материалом обеспечивают значительные возможности для расширения, углубления и систематизирования знаний детей о ближайшем окружении, формирования общего представления и простейших житейских понятий о мире. Мыслительные действия формируются на основе практических, переводятся во внутренний план (оперирования представлениями).

Значительное внимание уделяется занятиям продуктивными видами деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование). При опоре на практические действия у детей легче вызвать желание выполнить задание воспитателя, помочь осознать его составные части, правила выполнения, а дальше на этой основе учить элементарному планированию предстоящей деятельности. Опора на практические действия благоприятна и в целях одновременного формирования у детей соответствующих навыков, умений, а так же самоконтроля на основе правил задания.

На основе практических действий при целенаправленной педагогической работе быстрее можно сформировать интеллектуальную деятельность с опорой на общие представления и словесно-логические рассуждения, так необходимые в учебной деятельности.

Постепенно усложняются требования к речевому опосредованию деятельности детей. Речевое опосредование ребёнком собственной деятельности является необходимым условием осмысления поставленной перед ним общей цели, её конкретизации, планирования путей и средств реализации, оценки адекватности средств достижения, а также представления законченного продукта, то есть условие предвосхищения деятельности образом, опосредованным речью.

Отбор методических средств формирования действий самоконтроля осуществляется на основе учёта как их специфического назначения и конкретного психологического содержания в соответствии с этапом деятельности, так и уровня развития детей. На этапе принятия задания действие самоконтроля формируется на следующей ориентировочной основе: необходимо запомнить, что нужно сделать и какие правила соблюдать, чтобы выполнить задание. Чтобы сформировать у детей привычный способ самоконтроля на данной ориентировочной основе, организуется система практических действий: повторить задание вслух тем, кто его хорошо запомнил; повторить задание за теми, кто его сформулировал правильно; оценить правильность повторения задания тем или иным ребёнком; оценить, правильно ли выполняется задание по началу его выполнения; повторить задание вслух и проверить, соблюдаются ли правила его выполнения и так далее. Затем внимание детей направляется на способы выполнения задания. При этом используются в основном те же приёмы: проговаривание отдельными детьми вслух для всех детей правил выполнения задания, проговаривание шепотом для себя, проверка на этой основе своих действий и т. п.

Сначала воспитатель вместе с детьми перед началом оценки их работ повторяет правила выполнения задания, а дети по ходу их воспроизведения проверяют свои работы и оценивают с его же помощью степень их соответствия этим правилам: правильно, неточно, неправильно. Далее ребёнок должен научиться на основе воспроизведённых детьми правил оценивать свою работу и работу рядом сидящего товарища, причём аргументировать оценку в развёрнутой речевой форме. Затем дети выборочно оценивают лучшие работы и свою на их фоне, аргументируя при этом оценку в развёрнутой речевой форме. Самооценка отдельных детей получает оценку со стороны коллектива при тактичном направлении педагога. Если ребёнок в конце концов научится давать выполненной им работе адекватную оценку на основе сличения с образцом, причём делать это в развёрнутой речевой форме, то можно считать действие самоконтроля у него сформированным.

Постепенное усложнение требований к операциональной стороны деятельности детей на занятиях продуктивными видами деятельности играет особую роль в формировании у них различных сенсорных действий путём усвоения ими соответствующих эталонов.

Итак, к детям с задержкой психического развития необходим особый подход. Требования к обучению, учитывающие особенности детей с ЗПР, следующие:

Соблюдение определенных гигиенических требований при организации занятий, то есть занятия проводятся в хорошо проветриваемом помещении, обращается внимание на уровень освещенности и размещение детей на занятиях.

Тщательный подбор наглядного материала для занятий и его размещение таким образом, чтобы лишний материал не отвлекал внимание ребенка.

Контроль за организацией деятельности детей на занятиях: важно продумывать возможность смены на занятиях одного вида деятельности другим, включать в план занятий физкультминутки.

Дефектолог должен следить за реакцией, за поведением каждого ребенка и применять индивидуальный подход.

Коррекционное воздействие представляет собой целенаправленный, сложно организованный процесс, в котором выделяются различные этапы. Каждый из них характеризуется своими целями, задачами, методами и приемами коррекции. Основной задачей педагога является закрепление навыков правильного письма.

Работа по коррекции нарушений в процессе развития навыков письма у детей с ЗПР имеет свою специфику, обусловленную особенностями сенсомоторного и психического их развития. Для правильной трактовки специфических ошибок педагогу необходимо максимально полно представлять все те трудности, которые приходится преодолевать ребенку с ЗПР при овладении письмом. В процессе коррекционного воздействия необходимо учитывать уровень развития речи, познавательной деятельности, особенности сенсорной сферы и моторики ребенка.

Только специальные коррекционные целенаправленные упражнения, задания, дидактические игры помогают преодолевать отклонения в психическом развитии детей с ЗПР. При разработке модели коррекционно-развивающего обучения и воспитания необходимо учитывать особенности психического развития воспитанников, только тогда можно определить основные направления и содержание коррекционной работы.

Итак, практика обучения и воспитания дошкольников с ЗПР позволяет надеяться на положительный прогноз в плане усвоения ими в дальнейшем учебной программы общеобразовательной школы при соответствующей психолого-педагогической и методической организации процесса обучения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *