какие песни можно слушать мусульманам
Музыка в Исламе
Периодами в Интернете бурно обсуждается тема запретности музыки [1] с точки зрения Ислама. Говорят примерно одно и то же, слышать друг друга у противоборствующих в данном вопросе сторон желание, как мне видится, отсутствует. Думаю, настало время и есть необходимость раскрыть тему, обосновать мнения и поставить предположительно последнюю точку. По моим наблюдениям (на протяжении более чем 15 лет), кажется, что запрещающие в современной молодежной среде — это в большинстве случаев те, кто слепо следует чьему-то мнению (однобоко обоснованному), или те, кто проявляет «набожность» вперемешку с юношеским максимализмом, желая тем самым бросить вызов окружающим. Кстати, запрещающие и громогласно заверяющие о запрете сами временами слушают музыку (которая им по душе) или начинают слушать ее через год-другой, отходя от прежней категоричности. Таких примеров я видел немало, особенно когда человек выходит из состояния спора и полемики, успокаивается и начинает заниматься повседневными бытовыми делами. Главное — чтобы он не забыл о том, что такое ежедневная обязательная молитва. Религия и духовность даны людям вне сект и течений, говорящих о своей избранности и особой правильности. В истории мусульманского богословия велась самая разнообразная богословская полемика по вопросам, не имеющим прямого и однозначного ответа в Коране и Сунне. Музыка относится именно к таковым. И сила Ислама — в гибкости канонов. Если же человек не имеет гибкости мышления (а для развития интеллекта важно сегодня и высшее образование, и чтение не только религиозной литературы), то все каноны видятся ему незыблемо окостенелыми («только так и никак по-иному») [2].
Аргументы тех, кто запрещает музыку
«И среди людей есть те, которые покупают «лахв аль-хадис» [3]» (см. Св. Коран, 31:6).
Если принять во внимание слова некоторых толкователей Корана о том, что здесь подразумевается и музыка (наряду с речью, прозой, поэзией, юмором, например), тогда аят явно и четко указывает на то, что музыка, пение и другие формы использования речевого аппарата относятся к той категории вещей, дозволенность или запретность которых определяется намерением и формой применения. Да, некоторые из сподвижников Пророка и ученых последующих веков цитировали данный аят в качестве аргумента в пользу запретности пения, однако далеко не все были согласны с таким толкованием аята. Например, известный факых и богослов Ибн Хазм [4] в своей книге «Аль-мухалля» писал: «В этом аяте нет доказательств запретности пения. Контекст аята и сам текст ясно подтверждают это, ибо продолжение аята раскрывает то, с какой целью «покупается развлекающая речь» [5]. Отсюда понятно, что описанное действие относится к безбожнику, и не к обычному безбожнику, а к тому, кто толкает в неверие других! Ибо если некто, к примеру, купит книгу изречений пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) для того, чтобы сводить людей с пути Истины посредством выборочных, вырванных из контекста цитат, то он поистине грешник и безбожник! И именно такого рода действие описывается в аяте. В то же время никоим образом не порицаема Богом словесная забава (песни, анекдоты, притчи, смешные истории), которые человек использует для развлечения и отдыха. Но преднамеренно отвлекающий себя от выполнения очередной обязательной молитвы даже чтением Священного Корана или хадисов, а также разговорами, пением или чем-либо иным грешен пред Господом и является фасиком (грешником). Кто выполняет свои религиозные обязанности (фарды) пред Творцом и находит время для отдыха и развлечений не в ущерб служению Богу, исполнению Его заповедей, тот является мухсином (праведником)» [6]. 2. Другой аят, упоминаемый людьми, запрещающими музыку:
«Если услышат они «аль-лягв» [7] [то есть то, что заслуживает устранения из речи, подобно пустой болтовне и пошлым словам; если услышат оскорбления в свой адрес от тех, кто воспринял их выбор и рост в штыки, либо кого другого], отворачиваются от этого» (см. Св. Коран, 28:55).
Аргументировать запретность музыки посредством приведенного аята представляется странным и неверным. Здесь (даже в случае отдельного, вырванного из контекста рассмотрения) явно говорится о бессмысленной и пустопорожней речи, ругани, словесной суете, вызванных скудостью духовного разумения. Подобное толкование следует из продолжения аята: «Если услышат они «аль-лягв», отворачиваются от этого и говорят:
«Нам — наши дела, а вам — ваши! Мир вам [8], мы не желаем [становиться] невеждами [вступая в конфликт или спор с кем-либо из вас] (мы не хотим водиться с невеждами)» [9] (см. Св. Коран, 28:55).
Слово «аль-лягв», упомянутое в вышеприведенном аяте, означает все то, что не приносит какой-либо пользы. Слушание того, что не приносит пользы, не является явно запретным до тех пор, пока оно не начинает поглощать время, отведенное для выполнения обязанностей перед Всевышним или людьми. Необходимо заметить, что не всякое пение является пустословием, ибо многое зависит от текста песни и намерения поющего. Ведь благое намерение делает игру одной из причин обретения близости ко Всевышнему, а шутку может превратить в проявление покорности Ему. В свою очередь, недоброе намерение умаляет благородность действия, превращая его в обряд внешнего поклонения, что является проявлением лицемерия. Ведь сказано: «Поистине, Аллах (Бог, Господь) не смотрит на внешние проявления [покорности Ему], однако смотрит на сердца ваши» [10]. Что касается еще нескольких аятов, приводимых запрещающими музыку, то ни один из них не говорит о музыке прямым текстом: они или порицают различные формы применения речевого аппарата и всего того, что может усиливать его влияние, воздействие, с намерением опорочить веру, Священное Писание (см. Св. Коран, 53:59–61), или предостерегают от сатанинских нашептываний, побуждающих к греху и преступлению (см. Св. Коран, 17:63–65). То, что некоторые комментаторы оговаривали в данном контексте и песню, не является чем-то странным, ведь и песню, и стихотворение, и повесть, и красноречивое публичное выступление, и телевидение, и Интернет можно применять с намерением достижения греховных целей. 3. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Появятся среди моих последователей люди (народы), которые позволят себе (будут считать разрешенным) прелюбодеяние, натуральный шелк [11], употребление спиртного [включая все, что опьяняет рассудок] [12] и струнные инструменты [музыкальные инструменты]. Вне всяких сомнений, спустятся люди (народы) к подножию высокой горы (расположатся у подножия высокой горы). Вернется к ним вечером [пастух] с их стадом. Придет к ним [бедный, нищий] со своей нуждой, а они ему ответят: «Приходи завтра!» Ночью же обрушит Всевышний на них гору [у подножия которой они находятся], а остальных [кто из них останется в живых] превратит в обезьян и свиней до Конца Света [возможно, здесь аллегория, имеется в виду, что они потеряют нормы морали, так и не приобретя их до конца своей жизни]» [13]. Пророк Мухаммад также оповестил: «Появятся среди моих последователей люди, которые будут пить спиртное (хамр), называя его иначе [на сегодняшний день есть огромное количество алкогольной продукции, в том числе пиво, дорого ценящиеся вина и слабоалкогольные напитки, некоторые производители которых не жалеют денег, доказывая их пользу для здоровья, хотя официальная медицина это категорически отрицает], над головами их будут играть на струнных инструментах [на музыкальных инструментах] и петь певицы. Всевышний опустит под ними землю и сделает их обезьянами и свиньями» [14]. Контекст явно указывает на недопустимость применения музыки в сопровождение греха, ведь относительно всего упомянутого (прелюбодеяние, спиртное, натуральный шелк для мужчин) имеются однозначные запреты в Коране и достоверной Сунне, а относительно музыки запрета нет, чего никто опровергать не станет. Вся имеющаяся по музыке аргументация косвенна, домыслена, а не однозначна. Кстати, подробные комментарии имамов аль-‘Аскаляни и аль-‘Айни к хадису из свода хадисов имама аль-Бухари только подтверждают именно такой подход к вопросу: музыка с точки зрения Ислама относится к той категории вещей, разрешенность или запрещенность которой определяется формой применения [15]. Соглашусь, что в ученой среде были и есть те, кто категорично говорит о запрете музыки в Исламе, аргументируя свое мнение в том числе и упомянутыми хадисами, но это не придает вопросу однозначности, а лишь говорит о том, что такое мнение также есть в мусульманском богословии. Есть и другие мнения, так как ни в Коране, ни в достоверной Сунне однозначного запрета (подобно тому, как например, на свинину, спиртное) на музыку нет. Если проводить параллель с современной жизнью, упомянутые два хадиса говорят об атмосфере ночных клубов, дискотек, баров и казино, где, к сожалению, можно встретить и мусульман, а посещение такого рода заведений, конечно же, запретно (харам). 4. Также те, кто категорично высказывается о запрете музыки, приводят в доказательство следующие два хадиса: «Ангелы [проявления милости Всевышнего] не сопровождают тех, с кем собака или колокол (колокольчик)» [16], ведь «колокол (колокольчик) — это дудка Сатаны» [17]. Имам Муслим, в своде хадисов которого приведено данное повествование, назвал раздел «Нежелательность собаки и колокола (колокольчика) в пути» [18]. Имам ан-Навави, комментируя данный хадис, сказал: «Богословский смысл хадиса состоит в том, что наличие собаки и колокола (колокольчика) в пути относится к нежелательному» [19]. Тема эта и хадисы, связанные с ней, касаются колокольчиков, которые вешались на шеи верблюдов и других животных [20]. С музыкой данный хадис вообще никак не связан, кроме как если постараться что-то домыслить и додумать. Приводят они и слова ‘Абдуллы Ибн ‘Умара, услышавшего в пути звук свирели (дудки) [у имама Ахмада — звук дудки пастуха] и заткнувшего себе руками уши. Пройдя так некоторое время (сменив направление) и уверившись, что звук уже не слышен, он отнял руки и сказал: «Я был вместе с Пророком, и когда он услышал подобное, то поступил именно так» [21]. Возможно, такой случай и был, но это не говорит о запрете музыки, а больше указывает на то, что она бывает разной и по-разному может быть воспринята, так как если бы она была запретна, то Пророк (да благословит его Господь и приветствует), воспользовавшись ситуацией, оговорил бы запрет, подобно тому как это происходило касательно многих других вопросов и положений, но такого не произошло. Еще следует добавить: имам Абу Дауд [22], приведя данное изречение в своем своде хадисов, сказал, что это как хадис абсолютно недостоверно (мункяр). Думаю, вышеприведенного достаточно, так как все остальное или недостоверно, или является мнением отдельного ученого, многие века назад высказанным и неизвестно откуда некоторыми нашими современниками процитированным. Ссылки обычно не дают, поэтому проверить сложно. Но даже если что-то категоричное на самом деле было сказано, то в любом случае необходимо понимать это в контексте аятов и достоверных хадисов, которые конкретно не говорят: «музыка запретна», «пение харам». А потому никто не может наложить запрет, кроме как касательно самого себя или когда музыка идет в примесь к чему-то, относительно чего оговорен однозначный запрет.
Аргументы тех, кто разрешает музыку
Прямого канонического текста, запрещающего музыку, нет ни в Священном Коране, ни в достоверной Сунне, а потому музыка остается быть тем, запретность или разрешенность чего зависит от формы применения и намерения. В мусульманских канонах есть общеизвестное правило: все то, что не запрещено, является разрешенным. Перевести разрешенное в категорию запрещенного или нежелательного может, к примеру, медицинская настоятельная и аргументированная рекомендация (подобно ситуации с курением) или какой-либо фактор, касающийся лично индивидуума, определенной группы людей или общества. Супруга пророка Мухаммада ‘Аиша передает: «Пророк пришел домой, когда дома у меня были две служанки, они пели. Он прилег и повернул лицо (повернулся, отвернулся; накрылся с головой). Через некоторое время зашел Абу Бакр, поругал меня [23] и воскликнул: «Дудка Сатаны в доме Пророка?!» Посланник Всевышнего приблизился к нему (повернулся в его сторону) и сказал: «Оставь их!» [24]. Когда он задремал, я взглядом подала им знак, и они обе вышли» [25]. В другом риваяте (версии хадиса) слова Пророка звучат так: «Абу Бакр! У каждого народа есть праздник, это же (эти дни) — наш праздник [не ругай ее, пусть играют, поют]» [26]. Текст хадиса явно указывает на то, что музыка и пение допустимы и позволительны, если не несут собой аморальность, безнравственность и то, что запретно [27]. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) вместе с ‘Аишей наблюдал за тем, как группа мусульман-эфиопов торжественно и с музыкальным сопровождением из разных подручных предметов проявляли чувства радости и веселья. Какое-либо порицание данных действий со стороны Божьего посланника отсутствовало, а было, в том числе и словесное, одобрение и поощрение [28]. Некоторые убежденные в запретности музыки приводили в качестве аргумента слова Ибн Мас‘уда о том, что якобы пророк Мухаммад сказал: «Пение взращивает в сердце лицемерие!» На самом-то деле эти слова принадлежат не Пророку, а самому Ибн Мас‘уду, вследствие чего не могут рассматриваться в качестве пророческого предания [29]. А потому если в ком-то и появляются, начинают произрастать плохие чувства от прослушивания музыки, то он, конечно же, соответствующим образом отреагирует на это. Что касается хадисов, по смыслу своему дававших некую однозначность в пользу запрета, то все они недостоверны. Известный богослов, шариатский судья Абу Бакр ибн аль-‘Араби [30] в своей книге «Ахкям аль-кур’ан» [31], а также богословы Ибн ан-Нахва (1041–1119 гг. по григорианскому), имам аль-Газали (умер в 1111 г. по григор.), Ибн Хазм, как и многие другие, в том числе и наши современники, считали и считают, что «все хадисы, упоминающие запретность песен, или недостоверны, или выдуманы» [32]. Исламский ученый аль-Факхани писал: «Я не видел ни в Священном Коране, ни в достоверной Сунне Пророка запрета на музыкальные инструменты (развлечения, забавы, игры). Поистине, люди додумывают из общего смысла слов, а категоричных аргументов тому не имеют» [33]. В ответ тем, кто запрещает пение, уместно будет привести высказывание Ибн Хазма из его книги «Аль-мухалля»: «И объясняют они запретность пения, говоря: «Пение является одним из двух — или истиной (аль-хакк), или ложью (аль-батыль). Ведь третьего не дано?!» И это потому, что Господь сказал: «Он — Бог, ваш истинный Господь, а все, что вне истины, — заблуждение. Почему же вы отходите, отклоняетесь [от верного курса]?!» (Св. Коран, 10:32). А ответом нашим с надеждой на согласие Господа является следующее: «Пророк сказал: «Поистине, дела [оцениваются] по намерениям. И поистине, каждый получит то, что намеревался [получить]…» И говорим мы: кто слушает пение с намерением пробудить в себе низменные чувства, тот — сошедший с правильного пути (фасик). И это касается не только пения, но и всего остального. Кто же намеревается получить душевное успокоение и дать себе отдых, обрести новые силы для проявления покорности Господу, ободриться для совершения благих дел, то такой человек проявляет религиозную кротость и благонравие. Действие его — истина (аль-хакк)» [34]. Приведем полезный богословский комментарий из книги «Энциклопедия хадисов. Шесть сводов достоверных хадисов»: «Музыка не является как абсолютно запретной, так и абсолютно разрешенной. При объективном и рациональном взгляде невозможно сказать о том, что хадисы, явно повествующие о ее дозволенности, несут какой-то иной смысл, а также невозможно сказать, что они появились раньше хадисов, запрещающих музыку. С другой стороны, нельзя не видеть слабости и недостоверности хадисов, свидетельствующих о запретности музыки. В то же время мы знаем, что хадисоведение имеет следующее правило: если на одну тему есть более одного недостоверного хадиса, то они подкрепляют друг друга и при значительном их количестве могут приблизиться к степени частичной достоверности (хасан ли гайрихи). При изучении текстов аятов и хадисов по данному вопросу невозможно использовать элемент взаимоисключения, ибо каждый из хадисов уместен в каждом отдельно взятом случае. Нужно принять во внимание как первую, так и вторую группу хадисов. Ученые Ислама в подавляющем своем большинстве придерживались именно этого пути: не говорить об абсолютной запретности или абсолютной дозволенности музыки, а оговаривать условия, при которых музыка становится запрещенной или дозволенной» [35]. На данную тему есть оригинальное высказывание одного из крупных исламских ученых XX века Бедиуззамана Саида Нурси [36]. С учетом мнений и условий, оговоренных предшествовавшими ему учеными, он приводит смелую трактовку данного вопроса. Саид Нурси считает, что человеческая душа в определенной степени имеет потребность в музыке: «Как люди нуждаются в Истине, так же в них есть потребность и в наслаждениях. Однако последнее должно составлять не более одной пятой». Также Саид Нурси сказал: «Звуки и голоса, пробуждающие в человеке возвышенные чувства и любовь к Богу, являются разрешенными (халяль). Те же звуки, которые пробуждают сиротскую опечаленность, безнадежность и уныние, эгоизм или животную страсть, являются запретными (харам). Если запретность или дозволенность чего-то явно не определены шариатом, то это определяется состоянием души человека и влиянием на его действия». Наш современник Юсуф Кардави, проживший уже семь десятилетий и всю свою сознательную жизнь занимающийся мусульманским богословием, говорит: «Пение (музыка) в основе своей относится к разрешенному (халяль), так как все то, что не запрещено Кораном и достоверным текстом из Сунны, является разрешенным. А все то, что приводится в доказательство запрета пения (музыки), является или ясным по смыслу, но недостоверным, или достоверным, но неясным по смыслу» [37]. Думаю, стоит прислушаться и к этому мнению, имеющему грамотное богословское обоснование.
В заключение темы
Те, кто категорично говорит о запрете музыки в Исламе, не слышат Сунну, а также идут против природы, установленной Всевышним. Ни в Коране, ни в достоверной Сунне последнего Божьего посланника нет прямых запретов на музыку. Те, кто говорит о запрете, приводят косвенную аргументацию, что может быть применимо, но не может нести собой канонической категоричности.
Ответы на вопросы о дозволенности и запрете музыки в Исламе
Можно ли женщине слушать мужчину-певца, и наоборот?
Можно, принимая во внимание рекомендации приведенного исследования.
Музыка ислама
Что такое исламская музыка и как она используется в богослужениях
Самый уважаемый голос в этой полемике — один из крупнейших мыслителей ислама Абу Хамид Мухаммад ал-Газали (ок. 1058 — 1111). Мусульмане называют его «Худжжат ал-ислам», буквально «Довод ислама»: такой титул дают самым авторитетным исламским богословам. Обобщая взгляды единомышленников предшествующих веков, ал-Газали обосновал невозможность запрета музыки как таковой и безусловную зависимость ее воздействия от нравственного состояния самого человека: «…выносить суждение о сама‘ Буквально — „слышание, слушание“. нужно, исходя из сердца, поскольку оно не привносит в сердце ничего, чего бы там не было, но приводит в движение то, что там уже есть».
Понятие сама‘, используемое в исламе для обозначения явлений музыки, не эквивалентно современному европейскому понятию «музыка»; кстати, и греческое понятие «мусика» долго существовало в комплексе математических наук. Сама‘ может быть слушанием пения, игры на музыкальных инстру ментах, распева стихов, а также может обозначать молитвенный ритуал суфиев с использованием музыкальных инструментов. Только с конца XVIII века понятие музыки начинает использоваться мусульманами соответственно его европейскому значению.
И хотя музыку в этом, европейском, понимании в мечети услышать нельзя, она тем не менее остается естественным элементом богослужения. Более того, звуковая красота усиливает воздействие священного Слова на верующих. Она обнаруживается в звуковой форме всех — нормативных и ненормативных — ритуалов: в призыве к молитве — азане; стержневом акте богослужения в исламе — чтении Корана; в ритуалах поминания Аллаха, суфийских радениях, в песнопениях религиозного содержания.
Эти формы, с одной стороны, отражают особенности традиционной локальной музыкальной культуры (в контексте чтения Корана — прежде всего культуры арабов), с другой — отвечают важнейшим принципам, обозначенным еще пророком Мухаммадом в его знаменитом хадисе: «Аллах красив, и Он любит красоту». Ниже мы расскажем о богослужебных ритуалах, в которых используются те или иные формы музыки.
Азан (с араб. «объявление, приглашение») — это призыв к главному богослужебному акту мусульман — молитве — и одновременно открытое провозглашение веры. Согласно традиции, азан произносится с минарета специальным чтецом — муэдзином — перед ежедневным пятикратным намазом (молитвой). Для немусульман это самый заметный звуковой символ ислама. Отличия азана от других сигнальных форм приглашения на молитву (звуки трубы, гонга или колокола) в том, что здесь используется Слово — важнейший элемент исламского ритуала. Центр текста — шахада, базовое для этой религии свидетельство: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммад — пророк его».
الله أكبر الله أكبر
Аллах велик! (4 раза)
أشهد أن لا اله إلا الله
Я свидетельствую, что нет Бога, кроме Аллаха! (2 раза)
أشهد أن محمدا رسول الله
Я свидетельствую, что Мухаммад — посланник Аллаха! (2 раза)
حي على الصلاة
Идите на молитву! (2 раза)
حي على الفلاح
Ищите спасения! (2 раза)
الصلاة خير من النوم
Молитва лучше сна! (2 раза — в призыве к утренней молитве)
الله أكبر الله أكبر
Аллах велик! (2 раза)
لا إله إلا الله
Нет Бога, кроме Аллаха!
Мастерское исполнение азана превращает его в своего рода звуковую композицию, где проявляются важнейшие характеристики музыки мусульманского Востока — импровизационность и орнаментальность.
Азан в исполнении одного из самых знаменитых представителей египетской школы Абдул-Басита Абдус-Самада (1927–1988) Мехмет Эрарабаджи исполняет азан в макаме хиджаз в финале конкурса по чтению азана в ТурцииЧтение Корана
Чтение Корана — важнейший ритуал в исламе. «Украшайте Коран своими голосами», — гласит один из популярных хадисов. В самой же священной книге сказано: «…и читай Коран чтением стройным» (сура 73, аят 4). Главный критерий в этом искусстве — безукоризненное, чистое произнесение священного Слова и звуковое совершенство.
Существует множество стилей рецитации Корана, определяемых как принадлежностью чтеца той или иной школе или влиянием локальных музыкальных традиций, так и задачами чтения. Например, в домашних условиях и при обучении текст произносится просто, с минимальным распевом, поскольку все внимание здесь уделяется верному произнесению самого Слова. Чтение же профессиональных чтецов (кари) и тех, кто знает весь Коран наизусть (хафизов), перед слушательской аудиторией может превращаться в выступление, подобное концертному — и по эмоциональности, и по уровню музыкального мастерства чтеца.
Чтение Корана, сура «Нур» («Свет»), в макаме раст одним из наиболее авторитетных чтецов Египта Мустафой Исмаилом (1905–1978)В рецитации Корана сфокусированы многие сущностные характеристики звукового искусства ислама: это устная традиция, где исполнитель каждый раз становится автором новой музыкальной композиции. Доскональное знание правил произнесения текста (включая соблюдение пауз — важнейшего элемента рецитации) сочетается здесь с блестящей вокальной техникой и импровизаторским мастерством. В примерах чтения признанными кари всегда обнаруживаются точное ощущение мастером аудитории и контакт со слушателями, которые чутко реагируют на искусное произнесение текста и исполнение макама.
В ХХ веке на территории исламского мира и за его пределами распространилась практика проведения конкурсов по чтению Корана, в том числе особые соревнования для женщин, а также для детей и подростков. Демонстрируя блестящее знание священного текста, такие юные чтецы подтверждают преемственность устных музыкальных традиций на Востоке.
Юный кари из Ирана Хуссейн Неджад исполняет суру «» («Утро»)Зикр (с араб. «поминание») — это ритуал поминания Бога, основанный на повторе отдельных слов, например «Аллах», или фраз: среди наиболее часто звучащих — первая половина шахады «Ля иляха илляЛлах» («Нет Бога, кроме Аллаха»).
Хотя зикр присутствует и в рядовом богослужении, сегодня он больше известен как элемент суфийских ритуалов. В практике разных суфийских орденов зикр может отличаться по формам. В первую очередь он делится на «тихий» (произносимый мысленно) и «громкий». У «громких» зикров может быть множество форм: исполнение унисоном голосов в сопровождении инструментов (чаще всего ударных) или без них; сольный распев суфийских стихов, произносимый сидя или в движении, превращающемся в ряде случаев в бесконечный танец. Самое важное здесь — ритм постоянного повтора слов и фраз-формул. Нередкий эффект таких зикров — погружение участников в состояние экстатического возбуждения.
Турецкий зикр Женский зикр в ДагестанеСама‘ не только понятие музыкального в широком смысле, но и особое радение суфиев, включающее пение, игру на музыкальных инструментах, иногда танец — ракс. Не все суфийские братства используют сама‘ в своей практике: наиболее широкую популярность получили радения турецкого ордена мевлеви, известного также как орден «кружащихся дервишей». Введение в практику музыки и танца связано с учением великого мистика и поэта XIII века Джалала ад-Дина Руми, который называл сама‘ «пищей души». Цель сама‘ — с помощью звуков музыки и бесконечного кружения сосредоточиться на мысли о Боге. В этом действе, строящемся согласно строгим правилам, могут использоваться струнные или ударные инструменты, голос, но прежде всего флейта — най, своего рода звуковой символ суфийского миропонимания: «Послушай эту свирель, как она плачет… / Всякий, кто вдали остался от корня своего, / вновь ищет время соединения…» (Джалал ад-Дин Руми, «Месневи»).
Сама‘ турецкого ордена мевлевиКаввали
На протяжении многих лет одним из главных исполнителей каввали был Нусрат Фатех Али Хан (1948–1997), чье искусство покорило слушателей как Востока, так и Запада.
Фрагмент концерта Нусрата Фатеха Али Хана и его ансамбля в Йокогаме. 1992 год