какие педагогические максимы можно использовать при формировании цифровых компетенций педагога
Какие педагогические максимы можно использовать при формировании цифровых компетенций педагога
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта «Цифровая модель формирования индивидуальной траектории профессионального развития учителя на основе больших данных и нейросетей (на примере Республики Татарстан)», № 19-29-14082
В современных реалиях в процессе реализации своей профессиональной деятельности педагог сталкивается с быстро меняющимися требованиями, которые требуют от него нового, более широкого и более сложного набора компетенций. В частности, повсеместное распространение цифровых устройств и обязанность помогать ученикам приобретать цифровую компетентность требуют от преподавателей развития их собственной цифровой компетентности.
Цифровая компетентность – это одна из новых концепций, которая описывает навыки, связанные с технологиями. В последние годы несколько терминов применялись для описания навыков и умений использования цифровых технологий, такие как «навыки ИКТ», «навыки работы с технологиями», «навыки информационных технологий», «навыки 21-го века», «информационная грамотность», «цифровая грамотность» и «цифровые навыки». Эти термины также часто используются как синонимы, например, «цифровая компетентность» и «цифровая грамотность».
Понятие «цифровая грамотность» является более ранним. Данный термин предполагает способность человека эффективно выполнять задачи в цифровой среде. «Цифровая» означает информацию, представленную в числовой форме и в основном представленную через электронно-вычислительные машины, а «грамотность» включает в себя способность читать и интерпретировать мультимедиа, воспроизводить данные и изображения с помощью цифровых манипуляций, а также оценивать и применять новые знания, полученные из цифровой среды.
Цифровая грамотность состоит из пяти основных цифровых навыков [4]:
Кроме того, в список был добавлен еще один навык: навык мышления в реальном времени (способность обрабатывать и оценивать большие объемы информации в режиме реального времени).
Цифровые компетенции включают в себя набор способностей человека, связанных с использованием информационно-коммуникационных технологий в различных контекстах (работа, досуг, обучение) с целью повышения результативности деятельности [3]. Цифровая компетенция включает в себя: 1) технические навыки использования цифровых технологий; 2) умения осмысленно использовать цифровые технологии для работы, учебы и повседневной жизни в целом в различных видах деятельности; 3) умения критически оценивать цифровые технологии; 4) мотивацию к участию в цифровой культуре.
В профессиональном стандарте педагога [1] выдвигается следующее трудовое действие: «формирование у обучающихся умения применять средства информационно-коммуникационных технологий в решении задачи там, где это эффективно». На практике большинство учителей умеют выполнять следующие действия: 1) вести электронный журнал и электронный дневник; 2) работать в офисных приложениях; 3) использовать специальные программы по своему предмету; 4) вести сетевой блог; 5) обладать навыками записи, редактирования, трансляции медиа-контента; 6) управлять другими средствами, использующими дидактические возможности ИКТ.
Цифровой инструментарий учителя представляет собой ряд разнохарактерных интерактивных модулей, которые учитель использует как конструктор для создания дидактических единиц [2]. При создании презентаций это программы PowerPoint (наиболее используемая), Keynote, Smart Notebook, Sketching, Prezi, Sway. Средства для контроля знаний включают: Plickers, LearningApps, ClassFlow. Данные цифровые продукты помогают создать контент, использовать контент и организовать, используя встроенные инструменты, систему опроса, тестирования, игры и др. Платформа LECTA позволяет воспользоваться учебниками, как индивидуально самим педагогом, либо как источник для работы с интерактивной доской, поскольку медиа-ресурсы можно свободно увеличивать одним нажатием и демонстрировать на весь экран. Сервис Trello.com является помощником учителя на этапе планирования своей деятельности. Удобный интерфейс дает возможность наглядно увидеть все то, что запланировано на день, неделю, месяц или год. Один из приоритетных и современных способов общения в цифровом формате – социальные сети. Данное определение включает в себя: VKontakte, Instagram, Telegram, Facebook, Twitter, Одноклассники и др.
Таким образом, значимость цифровых компетенций учителя как субъекта образовательной деятельности в его индивидуальной траектории развития определяется следующими факторами:
1). Удобство. (То есть зная цифровой мир, учитель может правильно распределить свое время; выбирать только те источники, которые гарантируют качественный материал; экономить время с помощью применения в своей работе различных готовых интерактивных заданий или создавать свои);
2) Мотивация учащихся. (Современное поколение с ранних лет сензитивно к освоению новых информационных технологий. Следовательно, использование в образовательном процессе цифровых инструментов эффективно, так как это понятно и доступно современному поколению учащихся и стимулирует их вовлеченность в изучаемый предмет. Кроме того, ученики на основе использованных педагогом ресурсов, могут, например, заинтересоваться программированием, созданием собственных сайтов, то есть, ИКТ помогают учащимся и в нахождении своего места в мире);
3). Значимость для педагога как субъекта образовательной деятельности. (В выборе между учителем, который использует только традиционный способы обучения, и учителем, который ориентируется в цифровом мире, наиболее конкурентноспособным и успешным является педагог, который обладает цифровыми компетенциями).
Повышение профессионально компетентности педагогов через использование ИКТ
«В эпоху глобализации, ИКТ могут расширить доступность
и повысить качество образования».
В настоящее время в нашей стране реализуется стратегия развития информационного общества. Профессиональный стандарт педагога содержит значительное число позиций, связанных с ИКТ- компетенциями. При этом можно выделить два уровня требований к ИКТ-компетенциям педагога: технологический (владение информационными технологиями) и методический (владение методами применения ИК-технологий в образовательном процессе). Поэтому использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов образования.
Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что предоставляет широкие возможности для коммуникации.
Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогам и их профессиональной компетентности. Педагоги должны не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко их использовать в педагогической деятельности.
Перед педагогами нашего детского сада встала проблема в затруднении использования компьютера при организации методической деятельности, в воспитательно-образовательном процессе вследствие чего имеют низкий уровень информационно-компьютерной компетентности:
— неподготовленность педагогов
— неготовностью его к созданию педагогического пространства
— невысокая эффективность процесса повышения квалификации в данном направлении;
— необходима организация непрерывного образования педагогов, ориентированного на применение ИКТ в их практической деятельности
Для разрешения данной проблемы был разработан проект по повышению компетенции педагогов по использованию ИКТ- технологий в методической работе ДОУ.
Чтобы повысить компетентность педагогов поставила перед собой
1. Разработка системы организации консультативной методической поддержки в области компьютерной грамотности и повышения информационной компетентности педагогов;
2. Создание условий для овладения технологиями мультимедийного сопровождения образовательного процесса;
3. Совершенствование навыки по систематизации, обновлению и пополнению информационных ресурсов образовательного процесса;
4. Расширение опыта использования ИКТ в работе с родителями.
Ведущей педагогической идеей стала разработка и внедрение модели методического сопровождения педагогов в области компьютерной грамотности, которая будет способствовать формированию у педагогов ДОО ИКТ – компетентности, умению ориентироваться в современном стремительном потоке информации, и внедрению в образовательное пространство ДОО информационных технологий.
Первым этапом моей работы была проведен: анализ кадровых условий в ДОО, анализ ИКТ- среды ДОУ, диагностики ИКТ компетентности педагогов, через анкетирование, индивидуальное собеседование и изучение адресных заявок.
По результатам анкетирования и ИКТ- диагностики были выделены 3 группы педагогов, характеризующихся разным уровнем принятия значимости информационно-компьютерных технологий.
Первая группа – педагоги имеют низкий уровень ИКТ-компетентности – 59 % педагогов не владеют умениями работы на компьютере, мотивация к данной деятельности у них отсутствует.
Вторая группа – средний уровень ИКТ-компетентности – 23 % педагогов продемонстрировали некоторые базовые умения работы на компьютере, однако для них характерна высокая мотивация к обучению данной деятельности
Третья группа – педагоги с высоким уровнем ИКТ- компетентности – 18 %. Более того, у данных педагогов высоким является не только уровень владения умениями работы на компьютере, но и мотивация к совершенствованию данной деятельности. Педагоги осознают, что использование ИКТ в их работе позволит реализовать индивидуальный стиль педагогической деятельности, а также обеспечит их профессиональный рост.
На втором этапе был разработан алгоритм методической работы на основе дифференциации педагогов: индивидуальные и групповые консультации, семинары-практикумы, мастер-классы для педагогов, практические занятия, семинар- практикум, наставничество, открытые просмотры мероприятий с ИКТ.
С первой группой старший воспитатель проводил непродолжительные, но проблемные семинары, мастер-классы, просмотр готовых презентаций –для мотивации.
Во второй группе продвинутые педагоги разделили педагогов на 3 подгруппы и проводили через наставничество, практические занятия на компьютере Microsoft Office Word, программа PowerPoint, проводилась работа в парах, Microsoft Office Excel, в программе PowerPoint создание презентации. Совместно со старшим воспитателем был проведен семинар – практикум и практические занятия по созданию блог –страниц и личных сайтов. Проводились практичпеские занятия по работе с интерактивной доской. Из педагогов
ДОУ создалась творческая группа по оформлению приемных для родителей.
В работе по повышению ИКТ – компетенции использовалисьтакие формы работы как:
1. Педагогические мастерские
2. Консультации групповые и индивидуальные
3. Практические занятии
6. Семинары – практикумы
7. Открытые просмотры
Все эти формы помогли педагогам создавать: электронные почты, личные сайты и блог – страницы, а т. ж.они стали применять ИКТ в своей деятельности:
1.при ведении документации: планирование, банк данных, мониторинг, отчеты
2.подготовке презентаций:для методической работы: консультации, самообразования, выступлений на РМО; подготовке к НОД; в работе с родителями; тематические презентации по информированию о деятельности ДОУ для размещений на сайте; для участия в профессиональных творческих конкурсах на различных уровнях; для использования в работе с детьми; использование готовых презентаций
3. в работе с семьей черезсоздание продуктов издательской деятельности: листовки,
тематической информации; изучения опыта других ДОУ и конкретных педагогов; размещение продуктов творческой деятельности детей и педагогов на сайтах; профессиональных и творческих конкурсов; размещение материалов на личных сайтах
-разработан проект повышения профессиональных компетенций педагогов с помощью ИКТ.
Список используемой литературы:
1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ в редакции на 01.09.2015 г. – М. : ТЦ Сфера, 2016. – 192 с.
2. ФГОС ДО Приказ МинОбрНауки РФ от17.10.2013г № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» Минюст РФ 2013г. –С. 25-30.
3. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 2765-р.
4. В. Н. Веденский, В. Г. Воронцова, Е. Вторина, И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, С. Г. Молчанов, Л. А. Петровская, Г. С. Сухобская, Т. И. Шамова- подборка в сети Интернет
5. Абдуразаков М. М., Темирджанова М. А. Формирование профессионально направленных ИКТ-компетенций будущего педагога в условиях реализации требований ФГОС // Научные ведомости. Выпуск 22. – С. 268-272.
6. К. Ю. Белая «Методическая деятельность в детском саду». Методическое пособие. М. 2005г.
7. Иванова Е. В. «Повышение ИКТ-компетентностей педагогов ДОУ». Старший воспитатель, 2009г., № 12.
8. Шишкина М. М. Понятие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и их роль в образовательном процессе.Доступно: / http://konf-sot-2011.ucoz.ru
9. Яковлев А. И. Информационно-коммуникационные технологии в образовании.Доступно:
Повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме речевого развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС до МОУ «Анишинская СШ имени героя Советского Союза А. С. Гостева» Консультация для воспитателей «Повышение профессиональной компетентности педагогов.
Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования» Тема моего самообразования называется «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных.
Фотоотчет с РМО «Использование интерактивной игры через театральную деятельность» Фотоотчет с РМО «Использование интерактивной игры через театральную деятельность» На неделе, мы были приглашены в аскизский детский сад.
Из опыта педагогической работы. Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста через использование дидактических игр «Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста через использование дидактических игр.»Дети находятся в процессе постоянного развития.
Консультация для молодых специалистов «Повышение педагогической компетентности» Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Представляю Вашему вниманию консультацию, ориентированную на молодых специалистов. Среди необходимых.
Семинар для педагогов «Развитие речи детей 3–4 лет через дидактическую игру» В дидактических играх основной задачей является умственное развитие ребёнка, обогащение его знаниями. С помощью дидактических игр у детей.
Семинар по повышению ИКТ-компетентности у педагогов В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование является одним из уровней общего образования. Поэтому.
Семинар-практикум для воспитателей «Повышение компетенции педагогов в области патриотического воспитания дошкольников» Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах патриотического воспитания дошкольников, установить тесное.
Модель сопровождения педагогов по повышению профессиональной компетентности в ДОО Тема: «Модель сопровождения педагогов по повышению профессиональной компетентности в ДОО» Приоритетным направлением в своей работе считаю.
Тренинг для воспитателей «Повышение психологической компетентности педагогов» Актуальность темы Личностные качества воспитателя, проявляющиеся в его профессиональной деятельности, становятся значимым фактором, определяющим.
ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ КАК ОСНОВА УСПЕШНОЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ КАК ОСНОВА УСПЕШНОЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1 ORCID: 0000-0002-9746-2986;
2 ORCID: 0000-0003-3002-7717;
1, 2 Тихоокеанский государственный университет, Хабаровск, Россия
* Корреспондирующий автор (012037[at]pnu.edu.ru)
Аннотация
Статья посвящена описанию цифровых компетенций педагогических работников, необходимых для работы в современном образовательном пространстве. Авторы приводят известные структуры цифровых компетенций, анализирует их и выделяет свой набор ключевых компетенций, способствующих повышению успешной педагогической деятельности. В завершении работы авторы делают вывод о том, что владение цифровыми компетенциями повышает конкурентоспособность учителей в образовательном пространстве, что способствует повышению успешности преподавательской деятельности.
Ключевые слова: цифровые компетенции, успешная педагогическая деятельность, современное образовательное пространство, ИКТ-компетенции, школьный учитель.
DIGITAL COMPETENCIES OF A MODERN TEACHER AS BASIS FOR SUCCESSFUL
TEACHING PERFORMANCE
1 ORCID: 0000-0002-9746-2986;
2 ORCID: 0000-0003-3002-7717;
1, 2 Pacific National University, Khabarovsk, Russia
* Corresponding author (012037[at]pnu.edu.ru)
Abstract
The current study describes the digital competencies of teaching staff necessary for working in modern education. The authors present the well-known structures of digital competencies, analyze them and identify their own set of key competencies that contribute to the improvement of a successful pedagogical performance. The study concludes that the possession of digital competencies increases the competitiveness of teachers in the educational environment, which contributes to the success of teaching activity.
Keywords: digital competencies, successful pedagogical activity, modern educational space, ICT competencies, school teacher.
В современном образовательном пространстве большую роль играет успешность преподавательской деятельности учителя, необходимая для достижения эффективности и продуктивности выполняемой работы при наличии у учителя соответствующих знаний, умений и навыков. Как отмечают Е.А. Леванова и Т.В. Пушкарева, сложность современной социально-политической деятельности привела к переоценке устоявшихся ценностей и принципиально новому подходу к профессиональной подготовке педагогов [2, C. 148].
Коллектив исследователей Белорусского государственного университета отмечает, что успешная педагогическая деятельность зависит от внешних и внутренних обстоятельств, к числу которых относится умение использовать мультимедийное сопровождение на уроках и другие средства для организации и проведения занятий [3].
Успешную преподавательскую деятельность педагога рассматривал в своих трудах В.И. Андреев, который оценивал конкурентные преимущества специалистов в области образования, выделяя главными критериями конкурентоспособности на рынке педагогического труда профессиональную компетентность и уровень полученных знаний [1].
Профессиональная компетентность характеризуется единством теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и подразумевает под собой владение обобщенными характеристиками педагога, касающимися его профессиональной деятельности и не зависящими от личных качеств – компетенциями
[4, C. 17]. Одной из основных компетенций в современном образовательном поле является обладание цифровыми технологиями.
Актуальность работы обусловлена необходимостью формирования и развития информационно-коммуникационных умений современного учителя в образовательной среде. Теме цифровых компетенций педагогов посвящены исследования А.А. Васильевой, Н.В. Гуреминой и Т.Д. Лавриненко, В.П. Игнатьева, Н.П. Табачук [6] и др. ученых. В работах современных исследователей отмечается, что электронное обучение как новая педагогическая среда требует от учителей новых навыков – цифровых компетенций.
Научной новизной данной работы является определение ключевых цифровых компетенций современных учителей, способствующих успешной педагогической деятельности. Целью работы является обобщение известных подходов к структуре цифровых компетенций и составление списка ключевых ИКТ-компетенций, влияющих на успешность педагогической деятельности.
Обратимся к структуре цифровых компетенций педагогов, рекомендованных ЮНЕСКО. Перечень компетенций состоит из трех модулей:
Каждый из этих модулей включает в себя шесть аспектов работы: понимание роли цифровых компетенций в образовании, учебная программа и оценивание, педагогические практики, технические и программные средства ИКТ, организация и управление образовательным процессом, профессиональное развитие [5].
Отметим, что классификация цифровых компетенций педагогов способствует развитию ИКТ-компетенций у обучающихся в процессе получения новых знаний, но не описывает средства, методы и способы успешной педагогической деятельности педагогических работников.
М.С. Цветкова и В.М. Кирюхин отмечают, что цифровые компетенции учителей основаны на общей цифровой грамотности и включают в себя общие компетенции цифровой педагогики:
Исследователи делают акцент на компетенциях общей цифровой педагогики, не концентрируя внимание на учителе как субъекте образовательной деятельности.
Исследователи Н.П. Ячина и О.Г.Г. Фернандез выделяют три главных цифровых компетенции, необходимые для преподавательской деятельности:
Классификация Н.П. Ячиной и О.Г.Г. Фернандез посвящена преподавателю как субъекту образовательной деятельности. В ней отражена подготовка к занятиям на открытых образовательных ресурсах и работа с обучающимися, однако, здесь не отмечены платформы, направленные на повышение квалификации педагогических работников.
Нам удалось проанализировать известные современные структуры цифровых компетенций школьного учителя. Отметим, что в профессиональной деятельности учителям необходимо использовать в работе следующие концепции цифровой педагогики:
В соответствии с указанными компетенциями, мы выделили три ключевые цифровые компетенции, влияющие на успешность педагогической деятельности:
Умелое использование цифровых компетенций позволяет педагогам использовать в своей профессиональной деятельности системные решения в цифровой среде: сборники учебных материалов, образовательные средства коммуникации, средства управления учебным процессом, творческие портфолио обучающихся и умелое ведение электронных дневников.
Использование цифровых компетенций также повышает конкурентоспособность учителя в профессиональной среде и ориентируется на формирование у обучающихся ценности образования и общей медиаграмотности при работе с информацией в Интернете и глобальными СМИ.
Стоит отметить, что возможности цифровой школы направлены на трансформацию образовательной системы в глобальную цифровую цивилизацию. Получается, что владение цифровыми компетенциями являются основой успешной педагогической деятельности, направленной на повышение квалификации и конкурентоспособности педагогических работников.
Как отмечают М.С. Цветкова и В.М. Кирюхин, в системе образования России идет глобализация цифровой школы, в рамках которой создается единая федеральная облачная система учета всех обучающихся [7]. Следует добавить, что учителя средних общеобразовательных школ должны владеть соответствующими знаниями, умениями и навыками для работы с этой платформой.
Данный вывод подтверждается работами Н.П. Табачук по изучению профессионального стандарта педагога в аспекте развития его информационной компетенции [6].
Таким образом, мы рассмотрели различные подходы к структуре цифровых компетенций в работе учителей. Мы отметили ключевые компетенции, влияющие на обучение школьников компьютерной грамотности, подготовку и ведение уроков с использованием мультимедийных средств, а также электронных библиотечных систем. Кроме этого, владение цифровыми компетенциями оказывают влияние на способы и средства повышения квалификации учителей.
В соответствии с этим, можно сделать вывод о том, владение цифровыми компетенциями повышает конкурентоспособность учителей в образовательном пространстве, что способствует повышению успешности преподавательской деятельности.
Конфликт интересов Не указан. | Conflict of Interest Список литературы / References Список литературы на английском языке / References in English
|