какие опыты можно показать детям начальной школы
Сборник опытов и экспериментов для начальной школы
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
активизации деятельности.
учреждений Неклиновского района в
умениях придумывать и реализовывать
интересные опыты, эксперименты,
используя оригинальные природы.
– развитие познавательной активности обучающихся в процессе экспериментирования, создание условий для форм ирования целостного мировидения обучающегося средствами физического эксперимента. Формирование универсальных (мет апредметных) учебных действий.
• развивать познавательную активность обучающихся в процессе экспериментирования;
• развивать интеллектуальные эмоции обучающихся, то есть создавать условия для пробуждения интереса к
решению поставленных задач, для раздумья, для
возможности радоваться сделанному открытию;
• развивать наблюдательность, умения сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-
• сформировать навыки исследовательской и творческой деятельности;
• формировать у обучающихся разные способы познания, которые необходимы для решения
• формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.
v « ВОЛШЕБНЫЙ ПАКЕТ»
полиэтиленовый пакет, вода, наточенные карандаши. Ход опыта: наливаем воду в пакет до половины и протыкаем насквозь карандашами в том месте, где он наполнен водой.
Вода почти не вытекает.
Вывод: если полиэтиленовый пакет проткнуть и потом залить в него воду, она будет выливаться через отверстия. Но если пакет сначала наполнить водой наполовину и затем проткнуть его острым предметом так, чтобы предмет остался воткнутым в пакет, то вода вытекать через эти отверстия почти не будет. Это связано
v « ТОРНАДО В БУТЫЛКЕ»
вода, подкрашенная голубым красителем, 2 пластиковые бутылки, переходник (2 склеенные пробки с отверстием 1 см). Бутылки соединяются друг с другом с помощью пробок-переходников. Одна бутылка наполняется водой.
переворачиваем бутылки так,
чтобы пустая оказалась внизу, и с силой вращаем против часовой стрелки. Получается водоворот. Вода, вращаясь, переливается в пустую бутылку, образуя торнадо.
с при вращении получается эффект центрифуги. Жидкость, прижимаясь к стенке, образует воронку, через которую поступает воздух в верхнюю бутылку и тем самым ускоряет процесс слива. Так же в природе образуется торнадо. Это канал доставки воздуха, только имеющий огромные размеры.
v « ХЛОПУШКА БЕЗ ПОРОХА»
Понадобится: вода, электрический чайник, лёд, пластиковая бутылка, воздушный шарик, конфетти.
доводим до кипения воду. Надеваем воздушный шарик на горлышко пластиковой бутылки. Помещаем бутылку в сосуд с кипящей водой. Шарик надувается. Переносим бутылку из кипятка в лёд. Шарик сдувается и втягивается внутрь бутылки. Внутрь шарика насыпаем конфетти и снова помещаем в кипящую воду.
Результат: шарик вновь надувается с салютом из конфетти.
Опыт иллюстрирует, как воздух меняет объем при охлаждении и нагреве. При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается. Мы знаем, что при нагревании вещества увеличиваются в объеме, а при охлаждении – уменьшаются. При нагревании молекулы воздуха в бутылке становятся более подвижными и начинают отдаляться друг от друга. Расстояние больше – объем больше, поэтому шарик надувается, так как воздуху необходимо больше объёма. При охлаждении, соответственно, наоборот. Мы использовали это свойство воздуха и получили отличную хлопушку без пороха.
Ø « В ВОДЕ НЕ ТОНУТ, В ОГНЕ
Понадобится : 3 швейные стальные иглы, свеча, плоская ёмкость для воды, вода, магнит.
Ход опыта: иглы втыкаем в свечу, они должны полностью покрыться парафином. Наливаем в ёмкость воду. Бросаем в неё иглы. Они опускаются на дно. Достаем их и вновь опускаем в ёмкость, но уже аккуратно кладем на поверхность воды. Они
поверхности. К стенкам ёмкости подносим магнит, они перемещаются за ним.
Вывод: опыт демонстрирует силу поверхностного натяжения воды. Пленка на поверхности воды способна удерживать предмет, имеющий большую плотность, чем вода.
v «ДВИЖЕНИЕ ВОДЫ В v «ХИТРАЯ ЗМЕЯ»
РАСТЕНИЯХ»
острый карандаш, змейка, вырезанная из бумаги, лампа настольная.
Ход опыта: на хвосте змеи в самой серединке сделано карандашом углубление. Надеваем хвост на острие карандаша и легонько дуем на змею снизу, она вращается. Затем помещаем змею над лампой, наблюдая вращение змеи.
вращение змеи происходит за счет воздушных потоков. В первом случае змея вращается из-за того, что Илья на нее дует. Во втором случае нагретый воздух расширяется и поднимается вверх, его место занимает холодный и змея сама начинает вращаться. Чем горячее воздух над лампой, тем быстрее вертится змея.
магниты, стекло, лист бумаги, булавки, железные стружки, две пластмассовые игрушки, скотч.
Насыпаем на лист бумаги железные стружки, снизу прикладываем магнит, стружки притягиваются и образуют рисунок магнитного поля.
Результат: магнитное поле можно увидеть.
Подносим к магниту булавку, затем к этой булавке еще одну – булавка притянется к булавке.
Результат: магнитные свойства можно передать другому предмету.
Прикрепляем магниты к двум пластиковым игрушкам, подносим их друг к другу. В одном случае игрушки притягиваются, в другом отскакивают друг от друга.
Результат: магниты имеют два полюса: северный и южный; одноименными полюсами они отталкиваются, а разноименными – притягиваются.
Ø «ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК»
1 ч.л. пищевой соды, сок лимона, 3 ст.л. уксуса, воздушный шарик, изолента, стакан и бутылка, воронка.
1. Наливаем воду в бутылку и растворяем в ней чайную ложку пищевой соды.
2. В отдельной посуде смешиваем сок лимона и 3 столовых ложки уксуса и выливаем в бутылку через воронку.
3. Быстро надеваем шарик на горлышко бутылки и плотно закрепляем его изолентой.
Вывод: Пищевая сода и сок лимона, смешанный с уксусом, вступают в химическую реакцию, выделяют углекислый газ и создают давление, которое надувает шарик.
v «КИСЛЫЙ ДОЖДЬ»
Понадобится: воздушный шарик, апельсин.
1. Надуйте воздушный шарик.
2. Почистите апельсин, но апельсиновую шкурку (цедру) не выбрасывайте.
3. Выжмите апельсиновую цедру над шариком, после чего он лопнет.
Вывод: цедра апельсина содержит вещество лимонен. Он
способен растворять резину, что и происходит с шариком.
v «НЕВИДИМЫЕ ЧЕРНИЛА»
Понадобится : половинка лимона, ватная палочка, чашка воды, лист бумаги, настольная лампа.
Ход опыта: Выдавим сок из лимона в чашку, добавим такое же количество воды. Обмакнем спичку или зубочистку с намотанной ватой в раствор лимонного сока и воды
и напишем что-нибудь на бумаге этой спичкой. Когда
«чернила» высохнут, нагреем бумагу над включенной настольной лампой. На бумаге проявятся невидимые ранее слова.
v «ЧИСТАЯ ВОДА»
грязная вода (растворим почву в воде), бутылка пластиковая, лейка, активированный уголь, вата, чистая вода (для сравнения результата).
наливаем в стакан воду и растворяем немножко почвы (делаем воду грязной). В узкое горлышко лейки наталкиваем вату, сверху насыпаем активированный уголь, на уголь кладем ещё один слой ваты. Наливаем в лейку грязную воду, и через фильтр вода протекает в бутылку.
через самодельный фильтр из ваты и активированного угля вода полностью очищается от грязи
v «ЦВЕТОВАЯ СИМФОНИЯ»
Понадобится: немного молока, пищевые красители разных цветов, кусочек мыла, ватная палочка и столовая тарелка.
Ход опыта: налить в тарелку немного молока. Добавить по капле пищевые красители различных цветов в центр тарелки. Не
смешивайте цвета! На один конец ватной палочки капнуть немного жидкого мыла. Поместить намыленный конец палочки в центр тарелки и подержать 10-15 секунд. Вывод: молоко по своей консистенции напоминает воду, но содержит жиры, минералы, витамины и другие вещества. Секрет симфонии цветов заключается в капле мыла. Дело в том, что основное свойство мыла – ликвидировать жиры. Когда мыло помещается в молоко, молекулы мыла стараются атаковать молекулы жиров, в свою очередь, молекулы жиров стараются избежать «нападения». Именно этот процесс и отражает стремительное движение цветов.
v «СОЗДАЕМ РАДУГУ»
Понадобится: фонарик, ёмкость для воды, плоское зеркало, белый картон и вода. Ход опыта:
1.Наполнили лоток водой.
2.Положили зеркало в воду.
3.Направили свет фонарика на погружённую в воду часть зеркала. 4.Чтобы поймать
отражённые (или преломлённые) лучи, поставили картон перед зеркалом.
Результат: в результате на картонке появилось отражение всех цветов радуги, мы смогли получить радугу в «домашних» условиях.
Вывод: пучок света, отражённый зеркалом на выходе из воды, преломляется. Цвета, составляющие белый цвет, имеют разные углы преломления, поэтому они падают в разные точки и становятся видимыми.
Ø «КРАСОЧНЫЙ САЛЮТ»
Понадобится: вода, подсолнечное масло, стеклянный сосуд, пищевые красители разных цветов.
Ход опыта: наливаем в стакан воду примерно на 2/3. Доливаем в стакан подсолнечное масло. Изза разной плотности жидкости не смешиваются. Далее аккуратно добавляем
Результат: красители проходят через масло и растворяются только в воде. При попадании в воду красителей разных цветов создается эффект красивого салюта.
Ø «ПОЧЕМУ АПЕЛЬСИН НЕ ТОНЕТ?»
Понадобится: 2 апельсина, широкая миска с водой.
Ход опыта : берём 2 апельсина, тщательно их промываем. Один апельсин кладём в миску с водой – он будет плавать, и никакая сила не заставит опуститься его на дно. Второй апельсин очищаем и тоже кладём его в миску с водой. Апельсин тонет! Вывод: пористая апельсиновая корка содержит много воздуха и как спасательный жилет держит апельсин на плаву!
Ø «СВОЙСТВА ВОЗДУХА»
пустая пластиковая бутылка, холодная и горячая вода, воздушный шарик.
охладить открытую пластиковую бутылку, полив её холодной водой, а затем, надеть на горлышко воздушный шарик и поставить бутылку в ёмкость с горячей водой.
Результат: шарик сам начинает надуваться.
Ø «ЦВЕТОК НА ВОДЕ»
Понадобится: лист бумаги, ножницы, ёмкость с водой.
Ход опыта : из бумаги вырезаем цветок, загибаем лепестки к центру цветка. Кладём цветок в ёмкость с водой.
Результат: цветок постепенно раскрывается. Вода проникает в самые маленькие пустые пространства между волокнами бумаги и заполняет их. Бумага набухает, сгибы на ней распрямляются и цветок распускается.
Вывод: вода может подниматься вверх.
Ø «ЦВЕТНЫЕ ГОНКИ» Ø «РАДУГА В СТАКАНЕ»
Ø «ИЗВЕРЖЕНИЕ ВУЛКАНА» Ø «ТАНЦУЮЩИЕ СТРЕЛКИ»
Понадобится: сода, моющее средство, лимонная кислота, пластмассовый стаканчик без стакан без граней, вода, лист
дна. бумаги, фломастер
пластилин на 2 части. Одну На листе бумаги рисовать стрелку, половину расплющим (это будет направленную вправо, перед основание), а из другой слепим листом поставить стакан и полый конус размером со стакан наливать в него воду. Когда вода с отверстием вверху (склоны и поднимется выше уровня рисунка, жерло вулкана). Соединим обе стрелка повернется влево.
части, тщательно скрепляя
стыки, чтобы наш вулкан Почему так произошло?
получился герметичным. Переносим «вулкан» на тарелку, которую помещаем на большой поднос. Теперь приготовим
«лаву». Насыпаем внутрь вулкана столовую ложку питьевой соды, немного красного пищевого красителя (сойдет и свекольный сок), вливаем чайную ложку жидкости для мытья посуды. Последний штрих: насыпаем в «жерло» четверть стакана лимонной кислоты. Вулкан тут же просыпается, раздается шипение, из «жерла» начинает валить ярко окрашенная пена. Эффектное и незабываемое зрелище!
Объяснение: лимонная кислота, вступив в реакцию с
содой, и спровоцирует
Ø «МАГНИТ»
Понадобится: предметы из дерева, металлов, пластмасс, стали, бумаги; магнит.
В ходе эксперимента надо разделить все предметы на две
Вывод: магнит хорошо притягивает стальные предметы: кнопки, скрепки, шурупы, гвозди и др. И совсем не притягивает предметы из алюминия и меди: линейку, монеты и др. Дерево, пластмасса, бумага, ткань не реагируют на магнит.
Ø «КОКА-КОЛА, ВРЕД ИЛИ ПОЛЬЗА?»
Понадобится: Ø газированный напиток «Кока-кола», куриное яйцо, ржавые гвозди, стакан.
Для экспериментального доказательства вредного воздействия
газированных напитков на зубы, мы взяли сходный по структуре материал – яичную скорлупу. Поместили в стакан с напитком. Через три дня вытащили скорлупу, и увидели, что она стала коричневой и мягкой. Вывод: эксперимент с яйцом подтвердил способность «кока-колы» растворять кальций (зубы, ногти, кости).
Ø «ЛАМПА АЛАДДИНА»
Понадобится : вода, подсолнечное масло, стеклянный сосуд, пищевой краситель, шипучая таблетка.
Ход опыта: наливаем в стакан воду примерно на 1/3.Далее аккуратно добавляем пищевые красители, чтобы было лучше видно результат эксперимента. Доливаем в
стакан подсолнечное масло. Из-за разной плотности жидкости не смешиваются. В конце добавляем ¼ шипучей таблетки. Результат: вступая в реакцию с водой, таблетка выделяет газ, который перемешивается с молекулами подкрашенной воды и поднимается вверх. В слое масла образуются цветные воздушные пузыри.
Ø «КАРТОННАЯ РЫБКА »
картон, ножницы,
карандаш, вода, жидкое мыло, поднос.
Ход опыта: из картона вырежьте пластинку по форме рыбки размер должен быть примерно (7*3), размер выреза 0,3 см. и опустите ее на поверхность воды, налитой в большой пластмассовый поднос. В центре выреза картона на воду капните жидкое мыло.
Рыбка приходит в движение. Объяснение: дело в том, что жидкое мыло уменьшает поверхностное натяжение воды у картона с одной стороны. Пластинка приходит в движение в сторону большего поверхностного натяжения.
Ø «ПРЫГАЮЩИЕ ПУЗЫРИ»
Понадобится: шерстяная перчатка, жидкость для мыльных пузырей.
Ход опыта: надеть шерстяную перчатку. Выдуть шарик и постараться опустить его на руку. Осторожно попробуйте заставить шарик подпрыгивать.
Результат: мыльный пузырь не
лопается! Поверхность пузыря из мыла и воды достаточно упругая. Пузырь опираясь на ворсинки перчатки – парит в воздухе. Можно провести опыт в холодный зимний день, вынести этот шарик на «шерстяной тарелочке» на улицу. Он замерзнет и будет выглядеть как елочная игрушка.
Ø «ЛИМОННАЯ БАТАРЕЙКА»
гвоздь и медную проволоку. Соединяем последовательно три лимона для того, чтобы зажечь светодиод.
Результат: появилось напряжение, загорается светодиод.
Ø «ИЗМЕНЕНИЕ ВЕСА»
Понадобится: чаша с водой, гиря, весы (кантер)
Ход опыта : в чашу наливаем воду, на весы вешаем гирю и опускаем её в воду.
Результат: при опускании гири в воду, она теряет вес (это видно на весах).
Поговорим? По закону Архимеда каждое тело, погружённое в жидкость, становится легче: оно теряет в своём весе столько, сколько весит вода, вытесненная им.
Ø «КАК УБЕРЕЧЬ ЯБЛОКО?»
Ход опыта: Разделяем яблоко на 4 части. Выдавливаем сок на два кусочка. Посмотрим на разрезанное яблоко через 4-5 часов. Кусочки, не обработанные соком лимона, станут коричневыми. Два других останутся такими же свежими.
Объяснение: Под воздействием воздуха поврежденные клетки яблока приобретают коричневый цвет. Витамин С содержащийся в лимоне, замедляет этот процесс.
Ø «ЭЛЕКТРИЧЕСТВО ВОКРУГ НАС»
Понадобится: воздушный шарик, шерстяная ткань, мелкие клочки бумаги.
Ход опыта: насыпаем часть клочков бумаги внутрь воздушного шарика, остальные клочки кладём на стол. Надуем шарик, завяжем горловину и легонько потрём о шерстяную ткань. Теперь поднесём шарик к бумажкам,
Бумажки притянулись к шарику. Часть бумажек висит, касаясь кончика шарика, остальные падают обратно на стол. А те, что насыпали внутрь шара, так и лежат на дне.
Потерев шарик о ткань, мы придали ему отрицательный заряд. Вокруг шара возникло электрическое поле, способное притягивать предметы. Каждый предмет от природы имеет положительный и отрицательный заряды. Обычно заряды равномерно распределены по предмету, но стоит попасть в электрическое поле, заряды разделяются.
Ø «ВЗБЕСИВШЕЕСЯ МОЛОКО»
Понадобится: молоко, разноцветные пищевые красители, ватные палочки, жидкое мыло и тарелка.
Ход опыта: Наполним тарелку молоком и капнем недалеко друг от друга по капельке красителя. Красители не должны смешиваться, а просто находиться рядом.
Дотронемся чистой ватной
Поговорим? Мыло ослабляет химические связи между молекулами белков и жиров. Поэтому молекулы жира пытаются убежать от молекул мыла, когда те к ним приближаются. Благодаря красителям наглядно виден процесс движения молекул. Как известно, частицы движутся хаотично и беспорядочно – и эксперимент с молоком помог нам это увидеть.
Итоги заочного этапа
Ø «РИСУНОК ЛАКОМ НА ВОДЕ» научно – исследовательского конкурса
4. Зубочисткой рисуем рисунок.
5. Опускаем в воду предмет, которые хотим покрасить.
Итог: капаем в воду одну каплю лака для ногтей (она растекается по поверхности воды). Лак другого цвета капаем в центр предыдущей капли и так далее: чем больше цветов и циклов тем красочнее. После завершения циклов зубочисткой рисуем узоры из получившихся кругов. Делать все нужно быстро, пока не высох лак. Потом в эту узорную пленочку
МБОУ Б-Неклиновская СОШ;
МБОУ В-Вознесенская СОШ;
Бакумов Виталий, 4 класс – эксперимент «В воде не тонут, в огне не горят» МБОУ Б-Неклиновская СОШ;
в рамках реализации районной программы
Понадобится: В заочном этапе конкурса приняли участие:
Лак для ногтей (разных • 13 школ Неклиновского района (МБОУ В-Вознесенская СОШ,
МБОУ Лакедемоновская СОШ, МБОУ Беглицкая СОШ, МБОУ Б-Неклиновская
цветов), емкость с водой, СОШ, МБОУ Новобессергеновская СОШ, МБОУ Отрадненская СОШ, МБОУ стеклянный сосуд. Николаевская СОШ, МБОУ Покровская СОШ «НОК», МБОУ Покровская СОШ
Ход опыта: Наливаем №2, МБОУ Советинская СОШ, МБОУ Сухо- Сарматская СОШ, МБОУ
Фёдоровской СОШ, МБОУ Покровская СОШ №3; холодную воду в сосуд с •
большой площадью поверхности. ПОБЕДИТЕЛИ ЗАОЧНОГО ЭТАПА КОНКУРСА:
поверхность воды. ü Скитецкая Олеся, 3 класс – эксперимент «Радуга» МБОУ Беглицкая
3. Капаем лак другого цвета, СОШ;
шарик» МБОУ Б-Неклиновская СОШ;
ü Сорокина Анжелика, 4 класс,- эксперимент «Радужные гонки» МБОУ
ü Шатихина Александра, 3 класс,- эксперимент «Взбесившееся молоко» МБОУ Новобессергеновская СОШ;
ü Скрипниченко Алина, 3 класс – эксперимент «Из стакана в стакан» МБОУ Лакедемоновская СОШ
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.