какие нравственные уроки можно извлечь для себя прочитав рассказ женский разговор в г распутина
Рецензия на рассказ «Женский разговор» (Сочинение на свободную тему)
Я с интересом прочитала рассказ Валентина Григорьевича Распутина «Женский разговор». В произведении автор затрагивает проблемы подрастающего поколения. А противостоянием этим проблемам ставится бабушка Наталья, которая своими повествует о нравственности, морали и безгрешии. Эпитет «женский», использованный автором в названии, значит не в прямом значении разговор женщин, а речь идёт о женских темах посвященных любви, детям, замужеству.
Сюжет основан на разговоре двух женщин, разных поколений. Вика, девушка, которая связалась с плохой компанией и в свои шестнадцать лет уже сделала аборт. Родители приняли решение отправить дочь на перевоспитание к бабушке в деревню, надеясь на то, что бабушка, имевшая большой жизненный опыт сможет вразумить внучку.
Целыми днями Вика выполняет домашнюю работу, а вечерами читает книги, поскольку электричества в их деревне нет, а заняться больше нечем. Но в ночь перед визитом отца Вики, бабушка всё же решается поговорить с внучкой. Наталья спросила её о беременности, на что девушка лишь отмахнулась и сказала: «Что ты мне свою старину! Проходили!». Вика считает, что женщина должна быть целеустремлённым лидером.
Этот разговор двух родных по крови людей. Но таких разных по взглядам на жизнь. Этот разговор — противостояние двух поколений, спорящих о роли женщины в обществе и о жизни поколений в целом, от которого зависит дальнейшая судьба молодого поколения. Бабушка Наталья, желает своей внучке лучшего и хочет чтобы Вика не поступала бездумно, а дождалась своего любимого и единственного. И я думаю, что Вика поняла это.
Этот разговор важен для обеих: бабушка, рассказывая о себе, передаёт свой жизненный опыт, поддерживает внучку, вселяет в неё уверенность, создаёт основу для дальнейшей жизни. А для Вики этот разговор – начало новой жизни, осознание своего «я», своего назначения на земле. Разговор затронул Вику и она долго думала над словами бабушки.
Данный рассказ, повествует и учит тому, что построить счастье можно лишь на искренней и чистой любви. Образ бабушки показывает нам, что настоящая любовь проверяется временем, и поступками. А образ Вики показывает, каким бездумным и ветреным может быть молодое поколение, и что любовь для них практически не имеет значения. Построить настоящее счастье можно лишь на чистой любви. А вот счастье без любви, конечно, можно построить, но оно будет недолгим, человек получит лишь временное удовольствие, таков вывод рассказа.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Урок – размышление(по рассказу В.Г.Распутина «Женский разговор»)
Тема: Урок-размышление «Душа по капле собирает свет…» (по рассказу В.Г. Распутина «Женский разговор»)
Писать надо о том, от чего не спится по ночам.
А.Вампилов.
Тип урока: изучение и закрепление новых знаний (с использованием ИКТ)
Цели урока:
Оборудование: слайдовый материал, компьютер, экран, карточки для работы в парах.
Технологии: мозговой штурм, ИКТ, исследовательская деятельность
Просмотр содержимого документа
«Урок – размышление(по рассказу В.Г.Распутина «Женский разговор»)»
МБОУ « СОШ №3 г.Кызыла»
Урок – размышление
(по рассказу В.Г.Распутина
Тема: Урок-размышление «Душа по капле собирает свет…» (по рассказу В.Г. Распутина «Женский разговор»)
Писать надо о том, от чего не спится по ночам.
А.Вампилов.
Тип урока: изучение и закрепление новых знаний (с использованием ИКТ)
Цели урока:
Образовательная – выявить позицию героев рассказа по отношению к вопросу о правде, любви, нравственности, создав проблемную ситуацию; побудить учащихся к высказыванию собственной точки зрения о жизненных принципах героев.
Воспитательная – содействовать формированию собственной точки зрения у учеников по отношению к таким понятиям как «правда», «любовь», «нравственность».
Развивающая – продолжить формирование у учащихся навыков работы в парах, публичного выступления, умения отстаивать свою позицию; активизировать творческие способности учащихся.
Оборудование: слайдовый материал, компьютер, экран, карточки для работы в парах.
Технологии: мозговой штурм, ИКТ, исследовательская деятельность
Ход урока.
2. Слово учителя.
— Ребята, сегодня у нас урок внеклассного чтения по рассказу В.Г. Распутина «Женский разговор».
В современной русской литературе В.Распутин своим творчеством занимает ведущее место и является новатором, большим мастером – создателем повестей и рассказов. И не случайно сегодняшний урок посвящен ему. Кто такой же такой В.Г.Распутин?
2 ученик: В.Распутин, как и другие его сверстники, формировался духовно и творчески в атмосфере суровых испытаний и великих взлетов народной души: война, победа, послевоенные трудные годы, превращение Сибири во всесоюзную стройку. О писателе можно сказать теми же словами, какими он охарактеризовал сибирский русский ум и душу: не усидеть здесь, «в спокойствии ожидая указаний, не в русской стихии быть благоразумным и осмотрительным»
Учитель: Спасибо. Творческую судьбу Валентина Распутина можно без преувеличения назвать высокой, завидной, счастливой. Его книги издаются миллионными тиражами, но не могут покрыть читательской жажды познакомиться с его творчеством. Велика тяга людей услышать живое слово писателя не только в нашей стране, но и за рубежом: это рассказы и повести «Деньги для Марии», «Уроки французского», «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни», «Пожар» и др.
— В последнее время в журналах «Москва» и «Литература в школе» напечатан рассказ Распутина «Женский разговор», а в журнале «Наш современник» вышли его рассказы «В больнице», «В ту же землю», за которые он в конце 1996 года еще получил Международную литературную премию в Италии.
Итак, поговорим о рассказе «Женский разговор», постараемся вместе выяснить, чем заслужил он такой высокой оценки, актуальности В. Распутин – удивительный человек, и все рассказы его и повести тоже удивительны, ибо это признание в любви к истокам, детской колыбели, избе русской, сенокосу, к ладу в деревенском доме, к Богу, это утверждение добра, справедливости, стыда, целомудрия – всего того, чем держится мир.
«Писать надо о том, от чего не спится по ночам…»- сказал когда-то друг Распутина драматург А. Вампилов. Эти слова являются эпиграфом к нашему уроку.
Как вы понимаете слова Вампилова?
Эта мудрость стала одной из главных в творчестве писателя. А самым строгим учителем для него была жизнь. Это она научила его понимать, что, если «хочешь быть мастером, макай перо в правду, ничем другим больше не удивишь.» ( В. М. Шукшин).
– Рассказ « Женский разговор» вами, ребята, прочитан. Вот как представила картину увиденного в нем ваша ровесница Г.Никитенко. (чтение стихотворения учащейся).(слайд3)
Тишина за окном,
В небе звездный узор.
В старом доме одном
По душам разговор.
В небе звезды горят,
Дом объят тихим сном.
О любви говорят
Внучка с бабушкой в нем.
Вика чаще молчит,
Ну а бабушка ей
О любви говорит,
О любви о своей.
Не понять им друг друга,
Никак не понять.
Но у бабушки Вика
Должна перенять,
Что любовь так чиста,
Словно горный ручей,
И ее красота
Исцеляет людей.
В небе звезды горят.
Тишина за окном.
Внучка с бабушкой спят
Тихим сладостным сном.
3. Лексическая работа.
В центре нашего урока камнем на распутье станут три слова- образа (слайд 4)
— Постройте ассоциативный ряд к слову «Разговор», открывая его смыслы (соразмышление, раздумья, обмен мнениями, беседа, собеседование, сопереживание, событие, диалог).
— Что означает эпитет «женский», это разговор женщины или это разговор … (о чем?).
4. Анализ текста рассказа.
— Две героини, две судьбы. Вика и баба Наталья.
Исследовательская работа. Индивидуальная работа в парах.
Найти в тексте и записать в таблицу мнение бабки Натальи и Вики о роли женщины в обществе.
1). «…баба своей породы, бабьей должна быть»
1). «Все теперь не так. Сейчас важно, чтобы женщина была лидер…»
2). «…да не надо сильнее. Надо любее. Любее любой».
2). «Женщина теперь сильнее, она вообще на первый план выходит».
«Та женщина теперь ценится, которая целеустремленная».
Найти в тексте и записать в таблице мнение бабки Натальи и Вики о жизни разных поколений.
1). «Ишо жить не начала, а тебе уже все надоело. Что это вы такие расхлябы без интереса к жизни?»
1). «Что ты мне свою старину! Проходили!»
«Бабушка, ты опять отстала, ты по старым понятиям живешь».
2). «Только – только в дверку скребутся, где люди живут, а уже надоело».
2). «Все не о том ты. Все теперь не так».
3). «…а какая у девчонки правда? Упрямится и только. Как и во всяком недозрелом плоду кислоты много».
3). «Забавная ты, бабушка…».
— Расскажите об одной из них, о Вике (слайд 14).
( Это рослая, налитая девка 16 лет, но с детским «умишком», «голова отстает», как говорит бабушка, «задает вопросы там, где пора жить своим умом», «скажешь сделает, не скажешь – не догадается». «Затаенная какая – то девка, тихоомутная». В городе связалась с компанией, бросила школу, стала пропадать из дому. И случилось то, что могло случиться, Вика оказалась в положении. Теперь ее на перевоспитание отправили к бабушке).
Чтобы лучше понять героиню, дайте речевую характеристику. Отложило ли время отпечаток на речи Вики?
— Недаром автор говорит, что Вика «затаенная какая-то», это заметно в ее речи. Говорит она мало, фразы короткие, решительные. Часто говорит нехотя. Ее трудно вытянуть на разговор, она вся в себе. В ее речи много современных слов:
Слайд №16 со значениями слов:
Лидер – человек, ни от кого не зависимый.
Целомудрие – строгая нравственность, чистота, девственность, (ст.слав.)благоразумие, здравый смысл, рассудок.
Рифма – созвучие стихотворных строк.
Целеустремленная – имеющая ясную цель.
Учитель: Но понимают эти слова они с бабушкой по-разному. Это время наложило свой отпечаток. Бабушка о современной жизни говорит так: «На холодный продуваемый простор выгнан человек, и гонит его неведомая сила, гонит, не давая остановиться. Сама жизнь гончей породы. Только в гоне, среди множества бегущих и забывается он, бедняга, только тогда и кажется ему, что он живет. А как остановится – страшно. Видно, как все вокруг перекошено, запущено, перекручено».
И вот эта современная девушка оказывается в новой для нее обстановке, в глухой деревне. Почему именно сюда отправили Вику на перевоспитание? Что из себя представляет деревня?
(Деревенька, видимо, небольшая. В домах печное отопление, телевизора нет у бабушки, надо принести воды и сходить за хлебом. Электричество не всегда, хотя рядом Братская ГЭС. Люди рано ложатся спать. Сюда отправили Вику, потому что хотели оторвать ее от компании. Может быть надеялись на влияние со стороны бабушки, на смену обстановки, в которой жила Вика. До этого момента никто не сумел подобрать ключик к душе Вики. Да и некогда сделать это в общем гоне.)
Бабушка Наталья. Какой вы ее увидели? Что мы знаем о ее жизни? О взглядах на жизнь? Счастливый ли она человек?
(Наталья прожила долгую, трудную, но счастливую жизнь. В 18 лет «перешила старое платье под новое» и в голодный год вышла невенчанная замуж. Наталья считает Николая мужиком твердым, ей за ним было легко жить. Жену свою Николай любил. Первый муж, Николай, погиб на войне. Он прислал с войны своего друга Семена к Наталье, дав ему наказ. Долго не соглашалась, сопротивлялась Наталья, но со временем поняла. Что нужна она Семену, что без нее «он долго не протянет». «Смирилась и позвала его». «Он пришел и стал за хозяина».
Счастлива ли была Наталья?
(Думается, что да. Ведь она так хорошо говорит о своем втором муже Семене. «Когда он прикасался ко мне… струнку за стрункой перебирал, лепесток за лепестком. Чужой так не сумеет».)
Как речь Натальи раскрывает глубину ее души, характер?
В ее речи много слов таких, которые она произносит по-своему, вкладывая более глубокий смысл. В ее речи много выражений, наполненных знаниями жизни, человеческих взаимоотношений. «Только-только в дверку скребутся, где люди живут, а уж надоело!».
Слайд № 19: речь Натальи и объяснения.
Потрата – тратишь, отдать часть самого себя.
Целомудрие – мудрее, мудрость.
Твердый мужик – основательный, умеющий принять на свои плечи основательную тяжесть, такой человек – основа семьи, не изменяющий взглядов, думающий обо всех.
Не по обнюшке – т.е. основательно, зная друг друга и любя.
Раскол в ей, терния – значит, нет в человеке главного, на него нельзя положиться, плохо рядом с таким.
Любее любой – так говорит Николай о женщине, которая умеет себя сохранить для мужа и отдать себя всю, всю любовь и нежность.
Целеустремленная – это самые разнесчастные бабы, похожие на гончих собак, которые гонят по жизни, никого и ничего не замечая.
И вот эти разновозрастные, живущие под единой крышей, родные по крови женщины заводят разговор о жизни. Инициатива в руках бабушки Натальи, она не хочет отпустить Вику, не поговорив.
Учитель: Как вы понимаете состояние Вики? Что она имеет в виду, говоря: «Все надоело…» (По – своему Вика переживает за себя, видимо понимает, что поступила не так. А как надо, не знает. Вика говорит о целеустремленности, но сама целей и интереса в жизни не имеет. В ней, видимо, что-то сломалось, и она не знает, как жить дальше.)
Почему бабушке так важно услышать от Вики ответ на вопрос: «…еройство у тебя это было, а ли грех? Как ты сама – то на себя смотришь?» А что, простила бы бабушка Наталья такой грех?
( Бабушка Наталья не простила бы никогда сознательного греха. С каждым грехом человек теряет часть самого себя. Не даром она говорит: «Такую потрату на себя приняла!») А для Вики этот поступок был своеобразным геройством.
Хочется Наталье, чтобы внучка сохранила себя по капельке, подготовила к замужеству. У Натальи свое представление о невесте. Какой она должна быть?
( …лаская, да чистая, да звонкая, без единой без трещинки, какая белая, да глядистая, да сладкая.)
Что значит любить, по словам Натальи? Любили ли они друг друга, Наталья и Семен?
( «Любовь была, как не быть, да другая, ранешная, она куски, как побирушка, не собирала. Я как думала: не ровня он мне. Зачем мне себя травить, его дурить, зачем людей смешить, если никакая мы не пара? На побывку к себе брать не хотела, это не для меня, а для жизни устоятельной ровня нужна.»
Учитель: Было уважение друг к другу, внимание, забота, общая цель, жалость, сочувствие – это и составляло основу жизни, было любовью «ранешной».
5. Проверка работы в парах.
Карточка №1. Мнение бабки Натальи и Вики о роли женщины в обществе.
Карточка №2. Мнение бабки Натальи и Вики о жизни разных поколений.
Что значил для Вики разговор с бабушкой, почему бабушка считала, что он очень нужен? Перевоспиталась ли Вика?
(Этот разговор важен был для обеих: бабушка, рассказывая о себе, передавала свой жизненный опыт, взгляды на жизнь, поддерживала внучку, вселяла в нее уверенность, создавала основу для дальнейшей жизни – устою, как она говорит сама.
Учитель: Хочется верить, ребята, что теперь Вика найдет свой путь, несмотря на жизненные преграды..
— Какое звено выпало из семейного древа? (Родители Вики). Прочитать начало.
— Можете ли представить эту семью? ( Уехали из деревни, окунулись в городскую, непривычную жизнь. Много работали, одевали, обували детей, считали, что этого достаточно… Редко навещали мать, вспомнили, когда приспичило… Может, выпивали в меру, как все. Не читали, не вникали в проблемы детей. А главное – мало заботились о матери. Все вместе – Вика.)
Итак, кто же в своих размышлениях ближе вам (бабушка или внучка)? Писатель А.Ухтомский как и Валентин Распутин убежден в том, что «истинная радость и счастье и смысл бытия человека только в любви, но она страшна, ибо страшно обязывает как никакая другая из сил мира».
Жизнь теперешней молодежи похожа на жизнь Вики? Вы считаете это нормальным или нет?
А что же такое любовь в вашем представлении? Я благодарна тем из вас, кто захотел поделиться своими откровенными мыслями об этом.
(слайд 20)
-Спасибо, ребята. Благодарю вас за творческий подход к анализу рассказа.
Д.З. Сочинение-рассуждение: «Какие нравственные уроки можно извлечь для себя, прочитав рассказ «Женский разговор»?»
Анализ произведения распутина женский разговор
Краткое содержание Женский разговор Распутина
Шестнадцатилетняя Вика связалась с дурной компанией, бросила школу. Родители не сразу заметили, что дочь ведет себя неправильно, а когда спохватились, девчонка оказалась беременной. Пришлось сделать аборт, после чего отец отвез Вику в деревню к бабушке, на перевоспитание и подальше от непутевых друзей.
Время это было перестроечное, в деревнях даже электроэнергию давали на несколько часов в день. А на дворе стояла зима, темнело рано, и викина жизнь протекала довольно тоскливо. К тому же с бабушкой она не была близка, до этого случая приезжала к ней лишь однажды, пять лет назад.
И вот на втором месяце перевоспитания получили внучка с бабушкой письмо от отца Вики. Он собирался приехать, посмотреть как они живут.
В эту ночь не спалось обеим. Бабушка спросила, о чем Вика переживает. Та ответила, что хочет уехать с отцом. Старая Наталья говорит, что вот уедешь, мол, а мы с тобой так и не поговорили.
И спросила ее о беременности, почему такое произошло. Внучка ответила, что ничего особенного не случилось, просто неприятность. И что целомудренность сейчас никого не интересует, для женщины важно быть целеустремленной и стать лидером.
А потом по просьбе Вики рассказала о своих мужьях.
Первый был Николай. Любили ли они друг друга? В ту пору об этом не говорили, но Наталья видела, с каким удовольствием муж смотрит на нее. Она ощущала его своей частичкой, и не представляла себя без него. Они прожили шесть лет, за которые построили дом, родили двух сыновей. Но потом началась война и Николай погиб на фронте.
Случилось так, что второй муж был послан Наталье Николаем. Когда Николай умирал в госпитале, он наказал своему другу жениться на вдове. Умирающий сказал, что очень любит жену, и хорошо знает Семена, поэтому хочет, чтобы они были вместе.
Сначала Наталья не согласилась на это. Она считала, что Семен может найти молодую и бездетную женщину, и она все еще любит Николая. Но, поняв со временем, что Семен- больной, контуженный — тоже нуждается в ней, привела к себе в дом. Прожили они семь лет и родился от этого брака отец Вики. Потом Семен умер от ран.
На вопрос внучки, какой дедушка был лучше, Наталья ответила: «Мне казалось, что это один и тот же человек, просто на войну он ушел одним, а вернулся другим».
Эта книга учит настоящей любви, а также тому, что девушкам не стоит бездумно вступать в отношения.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Живые родники юности По рассказу В. Распутина «Женский разговор»
Живые родники юности
По рассказу В. Распутина «Женский разговор»
Время обнимать и время отклоняться от объятий…
Книга Екклезиаста гл. 3, ст. 5
Ничто так не украшает юного возраста,
как венец целомудрия…
Вступительное слово учителя У каждого писателя свои истоки, свои живые родники. А откуда берет начало творческая биография Валентина Григорьевича Распутина?
Родился будущий писатель в поселке Усть-Уда, в трехстах километрах от Иркутска, и рос он в этих же местах, в деревне с красивым, напевным именем Атланка. И сама деревня, и её жители вошли в литературные произведения Распутина.
Писатель говорил, что его детство и его творчество немыслимы без влияния Сибири, тайги и, особенно, Ангары: «Я верю, что и в моем писательском деле она сыграла не последнюю роль: когда-то в неотъемлемую минуту вышел я к Ангаре и обомлел – и от вошедшей в меня красоты обомлел, а также от явившегося из неё сознательного и материального чувства Родины». Распутин не представлял себя без родной сибирской деревни, частью которой он был. Отсюда такое глубокое проникновение в народную жизнь, уважение к вековым традициям, обостренное внимание к нравственным проблемам, к судьбе родной земли и людей, живущих на этой земле.
В рамках сотрудничества Иркутска и департамента Верхняя Савойя было принято решение представить в Верхней Савойе спектакль на французском языке в исполнении иркутских профессиональных актёров.
Пьеса построена в форме диалога бабушки и внучки, в котором выражены противоречия между двумя поколениями, между городом и деревней, между прошлым и будущим. В финале спектакля диалог переходит в монолог автора, делая зрителя участником размышлений двух персонажей. Для постановки был предложен рассказ русского писателя В.
Г.Распутина «Женский разговор».
— Как вы думаете, почему из золотого фонда русской литературы было выбрано именно это произведение? — О чем говорит этот факт?- Чем этот рассказ может заинтересовать современного читателя или зрителя?Чтобы ответить на этот непростой вопрос, бережно перечитаем это произведение и поразмышляем о проблемах, которые поставил перед нами Валентин Григорьевич Распутин.
Целостный анализ рассказа «Женский разговор»
Свой рассказ писатель назвал «Женский разговор». — Какие читательские проекции можно сделать по заглавию произведения?- Подберите синонимы к слову «разговор».
Разговор – беседа, диалог, общение, контакт…
— С какими целями люди вступают в диалог?Первая коммуникативная функция диалога – обмен мнениями о чем-либо или о ком-либо. Человеку необходимо высказаться, быть услышанным (а значит, понятым и принятым), получить ответы на мучившие его вопросы, встретить одобрение, поддержку, найти выход из тяжелой жизненной ситуации, услышать другого человека, посмотреть на свою проблему глазами собеседника, пересмотреть свои ценности, разобраться в себе самом…О женском разговоре поведал нам писатель. Известно, что женщинам свойственно уделять особое внимание речевому общению.
Разговор героинь в рассказе Валентина Распутина ориентирован на три временные плоскости: прошедшее время (молодость бабушки Натальи, замужество, военное лихолетье и послевоенные годы); настоящее время (беда, случившаяся с внучкой); будущее время – дальнейшая судьба Виктории).
Разговор Натальи и Вики – это беседа о сокровенном, что испокон века интересовало человека, — о предназначении женщины в обществе, о нравственной чистоте, духовной красоте, о моде и старине, о достоинстве и женской чести.
Читаем первый абзац. Четко обозначено художественное время — мартовский вечер, восьмой час вечера: «мерцал под ранним вечером ранний вечер», «до темноты взошло и разгорелось звездное небо с юным месяцем во главе, и пролился на землю капельный, росистый, сухой свет».
Тяжело отступает зима, но уже «новым, не зимним, мягким пологом лежала по белому полю нежная синева» весны. Художественное пространство рассказа — ангарская деревня с затопленными полями и лугами, с порушенным «за-ради электричества» (строительства Братской ГЭС) вековечным порядком.
Знаменательно использование автором в описании деревни глаголов с негативной семантикой: «сковырнули», «свалили», «порушили».Затем пространство локализируется: действие рассказа происходит в избе «за беленькими занавесками в два окна, глядящих на Ангару».
Дом бабушки Натальи предстает перед читателем как символ уюта, тепла, исцеления, это духовное начало человека, источник целомудрия и знаний, накопленных десятилетиями. Но!
«В деревне у бабушки посреди зимы Вика оказалась не своей доброй воле», а отправлена отцом «на высылку», на перевоспитание.
Не случайно использование автором односоставных предложений («пришлось делать», «пока хватились», «выхватили из карусели»), которые передают драматизм сложившейся с героиней ситуации. Вика уже второй месяц «мается» у бабушки.
Маяться – мучиться, страдать, терзаться, тосковать, томиться.
По мнению бабушки Натальи, Виктория — «девка рослая, налитая, по виду – вправду в бабы отдавай, но умишко детский, несозревший, голова отстает…. Затаенная какая-то девка, тихоомутная. Распахнутые глаза на крупном смуглом лице смотрят подолгу и без прищура, а видят ли они что – не понять».
Эпитет «тихоомутная» заставляет читателя вспомнить известную поговорку: «В тихом омуте черти водятся». Девушка смотрит на мир, на людей широко распахнутыми глазами, потому что не имеет внутреннего стержня, не знает, как жить дальше, «всё ещё по привычке задает вопросы там, где бы пора жить с ответами».
Поводом для разговора бабушки с внучкой послужило письмо, в котором отец Вики собирался приехать «с досмотром».
— От чего мучается юная героиня рассказа?- Как пейзаж помогает понять душевное состояние девушки? «Избы на другой стороне улицы стояли придавленно и завороженно… Такое там царило безлюдье, такая немота и такой холод… и такой бедной, сиротливой показалась земля, что Наталье стало не по себе». Смятение, растерянность, одиночество, тоску, тревожность Вики помогает передать автору прием психологического параллелизма: состояние девушки совпадает с состоянием природы. — О чём внучка спрашивает бабушку? Что больше всего волнует Викторию? Почему она задаёт именно эти вопросы?Значит, она не получила ответов у родителей? — Почему в рассказе ни слова не говорится о маме?- Почему поколение Виктории старуха называет «расхлябами»?
Расхлябанный – распущенный, своевольный, дерзкий, живущий по своей воле, не имеющий нравственных ориентиров.
Ложное осознание собственной силы лишают девушку здравого смысла перед необходимостью делать выбор: с кем дружить, учиться или безмятежно проводить время со сверстниками, вступать в половую жизнь или нет.
— Согласны ли вы с мнением бабушки?- В чём Виктория видит предназначение женщины? На кого хочет быть похожей? Кому стремится подражать?Для Вики женщина – лидер, которая ни от кого не зависит, «а от неё все зависят». Бабушка не принимает такой позиции, резко её осуждает: «Ну, прямо совсем полная воля. Как у собак».
Поворотом в разговоре становится вопрос внучки: «А почему говорят: целомудрие? Какое там мудрие?» — Как вы понимаете значение этого слова?
Целомудрие – невинность, непорочность, девственность, чистота, телесное и духовное здоровье, воздержание, скромность, красота, основа счастья…- Подберите антонимы к этому слову.
Антонимический ряд: распущенность, вседозволенность, развращенность, нечистота, противоестественность, оскверненность, разнузданность, растленность…
Целомудренный – сохранивший себя в девственной или брачной чистоте, непорочности. (В.И. Даль т.4, с. 578)
Целомудрие – строгая нравственная чистота. (С.И. Ожегов).
Целомудрие – положительная характеристика, которая раскрывается в соблюдении сознательного самозапрета на познание, переживание и совершение того, что может ослабить или разрушить способность противостоять и сопротивляться злу. В обыденном сознании целомудрие ассоциируется с воздержанием от сексуальных опытов.
По мнению Андрея Кураева, целомудрие – это не просто образ сексуального поведения, это умение всегда действовать из своей глубины, не отдаваясь на волю поверхностных, сиюминутных влечений, это постоянная верность самым светлым минутам своей жизни.
— Какова этимология этого слова?
В переводе с греческого языка означает «целое, здоровое, неиспорченное, то есть цельность всего человеческого существа».
Понятие целомудренности в сознании русского человека имело чрезвычайно глубокий смысл, связывали это понятие не только с телесным, но и духовным самосохранением, с нравственным самочувствием. П.А.
Флоренский писал: «По своему этимологическому составу греческое слово «целомудрие» указывает на здравость, неповрежденность, единство и вообще нормальное состояние внутренней духовной жизни христианина, цельность и крепость личности, свежесть духовных сил, духовную устроенность внутреннего человека».
«Целомудрие – это то, что оберегает дух человека от погружения его в плоть; это самосохранение человеческого духа, без чего человек становится плотью, животным, теряет всё человеческое», — такое определение этому слову давал Ефрем Сирин.
Целомудрие – это чистота ума и сердца, чистота мыслей, поступков, это определенный тип мировоззрения, целостное отношение к миру, необходимое нравственно-психологическое условие для прочного брака и счастливой семьи.Быть целомудренным – значит мудро охранять свою душевно-телесную целостность, непорочность и чистоту.
«Целомудрие – эта та купина, которая горит огнем благодати, не сгорая.
Целомyдpие не только совместимо с бpаком, целомyдpие является основой бpака, когда два человека могyт дpyг на дpyга смотpеть и видеть взаимнyю кpасотy как святыню, котоpая им довеpена и котоpyю они должны не только сохpанить, но довести до полного совеpшенства», — утверждал Антоний Сурожский.
— А как бабушка Наталья, героиня рассказа Распутина, понимает это слово?- В чем она видит смысл замужества?«… всё честь по чести, по закону, по сговору. А не по обнюшке. Вся тута, как Божий сосуд: пей, муженек, для тебя налита. Для тебя взросла, всю себя по капельке, по зернышку для тебя сневестила. Потронься: какая ласковая, да чистая, да звонкая, без единой трещинки… Всё у него для тебя приготовлено, нигде не растеряно. А у тебя для него. Всё так приготовлено, чтоб перелиться друг в дружку, засладить, заквасить собой на всю жизнь».- Что значит девушке «сневестить» для суженого?- Что значит взять в жены «надкушенную»?
Сневестить – сберечь духовную и телесную чистоту.
— Подберите синонимичный ряд к просторечному глаголу «сневестить».
Исконная этимология слова «невеста» — девушка, не ведающая порока, греха блуда.
— Каким смыслом наполняет эту лексему автор?- Почему бабушке Наталье удалось сохранить духовную и телесную чистоту и в девичестве, и в замужестве?- На каких живых родниках воспитывалась нравственность Натальи?- Как она оценивает «ранешнюю» любовь? — Почему с горечью утверждает, что всё теперь не так?«Видно, как всё кругом перекошено, перекручено», — печалится старуха. — Почему в рассказе ни слова не говорится об отце не родившегося ребенка?- Почему то, что случилось с внучкой, назвала «потратой»?
«Не сказала ты мне: еройство у тебя это было али грех? Как ты сама-то на себя смотришь?» — деликатно спрашивает Наталья девушку.- Как Вика воспринимает бабушкины слова? Она называет их «стариной», чем-то отжившим, давно прошедшим, немодным, неактуальным, но продолжает искать ответы на свои мучительные вопросы, а потому волнуется. Вполне закономерен её вопрос: «А у вас как с дедушкой было?»- Как вы оцениваете рассказ Натальи о военном и послевоенном прошлом? — Что в её представлении «быть замужем»? — Что значит «светить искриночкой, звездочкой» мужу?- Почему она во второй раз выходит замуж?Наталья так объяснила свой выбор: «Это я ему нужна, что без меня он не протянет». Пожалела человека. А понятие «жалеть» на Руси было больше, чем «любить».- Что, по её мнению, поможет девушке, будущей жене и матери, жить достойно?В завершении беседы бабушка говорит внучке: «Устою возьми».- Что она имеет в виду под словом «устой»?
Устои – вековой порядок, уклад, непреходящие, вечные ценности, нравственные правила, духовные идеалы.
Бабушка искренне хочет помочь внучке разобраться в мучительных вопросах, на которые ей никто не может дать ответа. Она ни в чем не укоряет девушку, не поучает, не терзает наставлениями, а всей душой любит.
Доверительный, откровенный разговор способен врачевать человека.
Наталья стремится раскрыть Виктории благодатную красоту целомудрия, повернуть внучку к свету, убедить, что только духовная и телесная чистота – источники совершенной радости, живые родники юности.
Старикам свойственно превосходить молодое поколение не только опытностью, но и нравственной жизнью. Их достоинства драгоценны не сами по себе, но и потому что имеют благотворное влияние на детей и внуков.
С какой любовью Валентин Распутин отзывался о своей бабушке, принимавшей горячее участие в его воспитании: «Моя бабушка, Марья Герасимовна, не просто помогла мне, а всю себя отдала, вместе с говором, характером, судьбой, мышлением, чтобы я мог написать своих старух.
Ни с кем в жизни я не разговаривал с таким интересом и с такой пользой, как с нею, особенно когда повзрослел, а она слегла, и торопиться ей стало некуда.
И когда упрекали меня в том, что старухи мои якобы слишком умничают, всегда хотелось ответить: «Да знаете ли вы наших деревенских стариков? Нет, вы их не знаете».
Наедине с природой и трудами они всю жизнь при истине и Боге, они не распылили и не раскрошили свою жизнь на кривые побегушки по пустым весям, учениям и страстям».
Люди старшего поколения хранят бесценный опыт, который они бережно передают молодым. Половое воспитание на Руси осуществлялось посредством образа жизни родителей. Мальчик запечатлевал образ жизни отца – работника, хозяина, защитника семьи и Отечества.
Девочка – образ матери — воспитательницы, хозяйки, хранительницы любви и лада в семье. Девочку всегда готовили к супружеству и материнству. Каждый ребенок знал, что в будущем ему предстоит стать семьянином и хозяином, по тому, каким он будет семьянином или хозяином, его будут оценивать окружающие.
Эти ясные цели были достижимы при укладной жизни. А уклад предполагает жизнь по вековым, устоявшимся традициям, передававшимся из поколения в поколение. Эту острую проблему связи поколений и затрагивает в своем рассказе Распутин.
Сопричастность всему живому и вечному в Наталье будет противостоять разрушающей силе безнравственности.Человеку, утратившему чистоту, на помощь может прийти пример преподобной Марии Египетской, свидетельствующий о том, что даже падший человек великими трудами может вновь обрести целомудрие.
Культура воспитания целомудрия сегодня утеряна, но не утеряна потребность в ней. Человек по своей природе нуждается в светлых и святых идеалах, тянется к духовности…
Заключительное слово учителя
В воспитании важно, чтобы ребенок не оставался один на один с самим собой, со своими проблемами, страхами, искаженными представлениями о самом главном.Связь поколений ослабла, но ещё не утрачена, если состоялся такой доверительный разговор о сокровенном, состоялся диалог двух поколений.
Не случайно через всю ткань рассказа проходит звездное небо и юный месяц, которые становятся невольными свидетелями женского разговора, расширяют, делают беспредельным художественное пространство произведения.
Символично последнее предложение рассказа: «И только небо разворачивалось, играло и играло мириадами острых вспышек, предвещая? Своими огненными письменами неотвратимость».Две женщины говорят о дольнем и горнем. Земное и небесное в произведении Распутина слились воедино, слилось то, что века волновало человека.
Символично и художественное пространство рассказа – пришла ранняя весна, а с ней надежда на возрождение, на то, что Викторию преобразят живые родники юности, о которых так доверительно, по-доброму поведала бабушка Наталья… Растопит ли этот разговор с бабушкой немоту и холод в душе Виктории? Что будет для девушки «якорем спасения в дни житейских бурь и тревог»?
Финал рассказа остается открытым. Иосиф Бродский говорил: «Мир, вероятно, спасти уже не удастся, но отдельного человека спасти всегда можно»…
— написать письмо бабушке от лица Виктории, вернувшейся в город (задание для девушек);
— передать воображаемый диалог бабушки Натальи с сыном (задание для юношей).
Начало формыНачало формы
Урок внеклассного чтения по рассказу В.Распутина «Женский разговор»
Урок внеклассного чтения в 11 классе
Надо ль быть «любее любой»?
(Урок – размышление по рассказу В.Распутина «Женский разговор»)
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ п. Новопушкинское»
Энгельсского района Саратовской области
Цели урока: помочь учащимся осмыслить сюжет произведения, обеспечить понимание
идейной нагрузки рассказа благодаря анализу текста; содействовать
повышению учебной мотивации в изучении творчества В.Г.Распутина, развивать
навыки аналитического чтения прозаического текста, монологической речи, умения
сопоставлять и сравнивать, выделять главное, делать выводы, излагать свои мысли
последовательно и выслушивать мнение товарищей; способствовать осуществлению
задач нравственного воспитания учащихся через слово Мастера.
Техническое обеспечение урока: экран, мультимедийный проектор, ноутбук, презентация,
созданная в Microsoft Power Point.
1. Этап актуализации знаний. Подготовка к исследованию.
В 2010 году артисты иркутского театра показали жителям четырех французских городов театральную постановку по рассказу Валентина Распутина на французском языке.
Перед тем как отправиться во Францию, актеры несколько месяцев учили французский. Постановка удалась — зрители плакали, а по окончании устроили овацию. «Вы так похожи на мою итальянскую бабушку.
Вам веришь!» – призналась артистам одна из зрительниц после спектакля.
Рассказ Распутина, по которому был поставлен спектакль, назывался «Женский разговор». Напечатан он был в 1995 году в журнале «Москва». За него, а также за рассказы «В больнице», «В ту же землю», напечатанные в журнале «Наш современник», писатель в конце 1996 года получил Международную литературную премию в Италии.
2. Этап выдвижения рабочей версии исследования
Посмотрите на творческое название нашего урока. Как вы его понимаете? Что, по — вашему, станет предметом исследования на уроке?
— Работа с эпиграфом
Целомудрие дочери дороже мне жизни и собственной чести.
Быть женщиной – великий шаг.
Человек есть деятельный участник своих истин
Ничто так не украшает юного возраста, как венец целомудрия…
Свт. Иоанн Златоуст
Какое из высказываний более подойдет для эпиграфа к сегодняшнему уроку, предстоит нам определить к концу нашего разговора.
3. Этап исследования текста рассказа
Постройте ассоциативный ряд к слову «разговор», чтобы открыть его смысл
Беседа, диалог, обмен мнениями, мыслями, соразмышление, сопереживание.
Что, на ваш взгляд, означает эпитет «женский» в данном сочетании? Это разговор кого или разговор о чем?
Это разговор о сохранении материнского предназначения женщин на земле.
Разговор героинь ориентирован на три временные плоскости:
Прошлое: молодость бабушки Натальи, замужество, военное лихолетье, послевоенные годы
Настоящее: беда, случившаяся с внучкой
Будущее: дальнейшая судьба Виктории…
Художественное пространство рассказа:
Ангарская деревня с затопленными лугами и полями, с порушенным «за- ради
— Какие глаголы используются автором при описании деревни?
Глаголы с негативной семантикой: «сковырнули», «свалили», «порушили»
Далее пространство локализуется: изба «за беленькими занавесками в два окна, глядящих на
Ангару»- символ уюта, покоя, исцеления.
Внучка второй месяц «мается» у бабушки. Она отправлена отцом «на выселку», на перевоспитание.
— Какие предложения используются автором для описания беды, случившейся с Викторией? Для чего?
Предложения односоставные: «пришлось делать», «пока хватились», «выхватили из
карусели»- передают драматизм сложившейся с героиней ситуации.
Каждый руководитель группы получает лист оценки эффективности работы участников группы. Самооценку выставляют члены группы. Система оценивания: 0 – 2 балла
Участник группы(Ф.И.) | Активность ирезультативность работы | Умение агрументированно доказывать своё мнение. | Умение сотрудничать | Умение адекватно реагировать на рекомендации руководителя группы | Само-оценка | количество баллов |
Группы | Задача | Выводы, к которым должны прийти ученики | |||||||||||||||||
№ 1 | Рассмотреть образ Вики1.По какой причине оказалась Вика в деревне у бабушки? (история девочки)2.«Затаенная какая-то девка, тихоомутная». Дайте оценку характеру Вики.3. Какой вопрос больше всего волнует Вику, не дает ей заснуть?4.С какой интонацией говорит Вика: «Все теперь не так»?5.Есть ли у Вики «своя правда»? Какая она? | Внучка Вика – это рослая, налитая девка шестнадцати лет, но с детским умишком: «головка отстаёт», как говорит бабушка, «задаёт вопросы там, где пора бы с ответом жить», «скажешь – сделает, не скажешь – не догадается». «Затаённая какая-то девка, тихоомутная»; в городе «связалась с компанией, а с компанией хоть к лешему на рога». Бросила школу, стала пропадать из дому. И случилось то, что должно было случиться: Вика забеременела и сделала аборт. Теперь её «на перевоспитание» отправили к бабушке, «пока не опомнилась». Вика – «затаённая какая-то», — говорит сам автор, это заметно и по её речи. Говорит она мало, фразы короткие, решительные. Часто говорит нехотя. В её речи много современных слов: лидер – человек, ни от кого не зависимый; целомудрие – строгая нравственность, чистота, девственность; рифма – созвучие стихотворных строк; целеустремлённая – имеющая ясную цель.В ответ на рассуждение бабушки Вика с насмешкой и уверенной интонацией говорит, что «всё теперь не так». «Сейчас важно, чтобы женщина была лидер», «она ни от кого не зависит, а от неё все зависят, все бегают за ней, обойтись без неё не могут».Хотя Вика думает, что это её правда, но по словам автора, «какая может быть правда у шестнадцатилетней девушки». «Упрямится, и только. Как и во всяком недозрелом плоду кислоты много» | |||||||||||||||||
№ 2 | Рассмотреть образ бабушки Натальи Представление результатов исследования — Проследите от начала к концу рассказа, как меняется отношение Вики к разговору с бабушкой ( раздражение, нежелание вести беседу, досада, заинтересованность, интерес, нетерпение). — Найдите те места в тексте, когда диалог прерывается. Подумайте, почему? — Кто каждый раз возобновляет разговор? Что так тянет девушку к бабушке? Выходит, Вика у родителей не получила ответов на свои вопросы? Почему, по- вашему, в рассказе ни слова не упоминается о маме? Учитель: С какой любовью Валентин Распутин отзывался о своей бабушке, принимавшей горячее участие в его воспитании: «Моя бабушка, Марья Герасимовна, не просто помогла мне, а всю себя отдала, вместе с говором, характером, судьбой, мышлением, чтобы я мог написать своих старух. Ни с кем в жизни я не разговаривал с таким интересом и с такой пользой, как с нею, особенно когда повзрослел, а она слегла, и торопиться ей стало некуда. И когда упрекали меня в том, что старухи мои якобы слишком умничают, всегда хотелось ответить: «Да знаете ли вы наших деревенских стариков? Нет, вы их не знаете». Наедине с природой и трудами они всю жизнь при истине и Боге, они не распылили и не раскрошили свою жизнь на кривые побегушки по пустым весям, учениям и страстям». Посмотрите, как говорит героиня о важных жизненных понятиях Потрата – тратишь, отдаешь часть самого себя. Целомудрие – мудрие, мудрость. Твердый мужик – основательный, умеющий принять на свои плечи основательную тяжесть, такой человек – основа семьи, не изменяющий взглядов, думающий обо всех. Не по обнюшке – т.е. основательно, зная друг друга и любя. Раскол в ей, терния – значит, нет в человеке главного, на него нельзя положиться, плохо рядом с таким. Любее любой – так говорит Николай о женщине, которая умеет себя сохранить для мужа и отдать себя всю, всю любовь и нежность. Целеустремленная – это самые разнесчастные бабы, похожие на гончих собак, которые гонят по жизни, никого и ничего не замечая. Учитель: Улыбистая, говорит Наталья о себе. «Во мне солнышко любит играть, а я уж про себя знала и набиралась солнышка побольше.» Солнечный, светлый человек Наталья. Бабушка Наталья хочет, чтобы внучка собрала себя, сохранила по капельке, подготовила себя к замужеству — О чём ведётся разговор? Если обобщить, то можно ответить так: о женском счастье. 4. Дискуссия о назначении женщины и смысле любви. 1. Каково назначение современной женщины?
Выступление «социологов» с результатами анкетирования, проведенного до урока 2. Хотели бы вы стать женщиной-лидером или чтобы с вами по жизни шла женщина- 3. Какое место в жизни современной женщины занимает любовь? Сравните точку зрения Вики и бабушки
Что значит целомудрие? — Составьте синонимический ряд к этому слову Невинность, непорочность, чистота, скромность, красота, телесное и духовное — Подберите антонимы к этому слову. Антонимический ряд: распущенность, вседозволенность, развращенность, нечистота, противоестественность, разнузданность… Выступление «лингвистов»- двух заранее подготовленных учеников. В переводе с греческого «целомудрие» означает «целое, здоровое, неиспорченное, то есть цельность всего человеческого существа». С.И. Ожегов Целомудрие – строгая нравственная чистота. В.И. Даль: Целомудренный – сохранивший себя в девственной или брачной чистоте, непорочности. Философское определение понятия По мнению Андрея Кураева (диакон, профессор богословия), целомудрие – это не просто образ сексуального поведения, это умение всегда действовать из своей глубины, не отдаваясь на волю поверхностных, сиюминутных влечений, это постоянная верность самым светлым минутам своей жизни. Понятие целомудренности в сознании русского человека имело чрезвычайно глубокий смысл, связывали это понятие не только с телесным, но и духовным самосохранением, с нравственным самочувствием. П.А. Флоренский писал: «По своему этимологическому составу греческое слово «целомудрие» указывает на здравость, неповрежденность, единство и вообще нормальное состояние внутренней духовной жизни христианина, цельность и крепость личности, свежесть духовных сил, духовную устроенность внутреннего человека». «Целомудрие – это та купина, которая горит огнем благодати, не сгорая. Целомyдpие не только совместимо с бpаком, целомyдpие является основой бpака, когда два человека могyт дpyг на дpyга смотpеть и видеть взаимнyю кpасотy как святыню, котоpая им довеpена и котоpyю они должны не только сохpанить, но довести до полного совеpшенства», — утверждал Митрополит Антоний Сурожский. Целомудрие – это чистота ума и сердца, чистота мыслей, поступков, это определенный тип мировоззрения, целостное отношение к миру, необходимое нравственно-психологическое условие для прочного брака и счастливой семьи. Быть целомудренным – значит мудро охранять свою душевно-телесную целостность, непорочность и чистоту. Расхлябанный – распущенный, своевольный, дерзкий, живущий по своей воле, не имеющий нравственных ориентиров. Сневестить – сберечь духовную и телесную чистоту. Подберите синонимичный ряд к просторечному глаголу «сневестить». Исконная этимология слова «невеста» — девушка, не ведающая порока, греха блуда. Устои – вековой порядок, уклад, непреходящие, вечные ценности, нравственные правила, духовные идеалы. 5. Что значит в русской традиции быть замужем? (жить «за ним», за мужем) 6. Что оценила, увидела женским сердцем Наталья в Николае? (за ним легко было жить; мужик твердый, но не упрямый) «Это я ему нужна, без меня он не протянет». Это милосердие, поэтому заботиться, жалеть, отдавать, терпеть, сберегать, сохранять – это Работа с художественным текстом в старших классах. Работа с художественным текстом в старших классах. Урок по рассказу В.Распутина «Женский разговор» — презентация1 Работа с художественным текстом в старших классах. Работа с художественным текстом в старших классах. Урок по рассказу В.Распутина «Женский разговор»
5 Вопросы: С какой целью диалектизмы введены в рассказ? С какой целью диалектизмы введены в рассказ? ( Чтобы подчеркнуть местный колорит и индивидуальность героев. Эти слова встречаются в речи бабки Натальи). Как образуются эти слова? ( Чтобы подчеркнуть местный колорит и индивидуальность героев. Эти слова встречаются в речи бабки Натальи). Как образуются эти слова? Были ли в связи с этим затруднения в понимании текста? Были ли в связи с этим затруднения в понимании текста? (Нет, потому что употребление этих слов уместно, не возникает затруднения в понимании бабушки и у городской Вики). (Нет, потому что употребление этих слов уместно, не возникает затруднения в понимании бабушки и у городской Вики). 7 Рассмотрим его языковые особенности : Рассмотрим его языковые особенности : Односоставное безличное предложение : пришлось делать- усиливает ощущение неизбежности этого варианта в шестнадцать годочков.Почему не лет, а годочков? Односоставное безличное предложение : пришлось делать- усиливает ощущение неизбежности этого варианта в шестнадцать годочков.Почему не лет, а годочков? Пока хватились-односоставное неопределенно-личное предложение указывает на оторванность родителей от детей. Пока хватились-односоставное неопределенно-личное предложение указывает на оторванность родителей от детей. Уже караул кричи и т. д (пока хватились. выхватили из карусели. дали отлежаться…).Обобщенно.-личные, неопределенно-личные-подчеркивают типичность прозошедшего с Викой, так как нет действующего лица. Уже караул кричи и т. д (пока хватились. выхватили из карусели. дали отлежаться…).Обобщенно.-личные, неопределенно-личные-подчеркивают типичность прозошедшего с Викой, так как нет действующего лица. Запряг отец старенькую «Ниву» (двусоставное, впервые появляется подлежащее отец-решение конкретного человека) и т. д. Запряг отец старенькую «Ниву» (двусоставное, впервые появляется подлежащее отец-решение конкретного человека) и т. д. Образные средства отражают авторскую позицию – молодежь должна знать свои корни, чтобы было на что опереться в жизни, отсюда наличие пословиц, фразеологических оборотов, тропов. Образные средства отражают авторскую позицию – молодежь должна знать свои корни, чтобы было на что опереться в жизни, отсюда наличие пословиц, фразеологических оборотов, тропов. 9 Формулируем проблематику рассказа. Работа в парах. Учащиеся записывают в тетрадь, затем обсуждают и корректируют проблемы рассказа. Учащиеся записывают в тетрадь, затем обсуждают и корректируют проблемы рассказа. 11 5.Работа в группах. Цель — проследить за развитием сюжета – диалогом бабушки и внучки. Составить таблицу – выписать высказывания, можно на компьютере и по окончании работы выпустить на принтере: Цель — проследить за развитием сюжета – диалогом бабушки и внучки. Составить таблицу – выписать высказывания, можно на компьютере и по окончании работы выпустить на принтере: «Правда» Вики:1.Что ты мне свою старину! Проходили!2.Сейчас важно, чтобы женщина была лидер3.и т. д. Вывод «Правда» Вики:1.Что ты мне свою старину! Проходили!2.Сейчас важно, чтобы женщина была лидер3.и т. д. Вывод «Правда» бабушки: 1.Какую потрату на себя приняла! 2. Ну совсем полная воля.3 «Правда» бабушки: 1.Какую потрату на себя приняла! 2. Ну совсем полная воля.3 Вывод Вывод Выводы защитить. Выводы защитить.
13 Второй пейзаж 2.Ночь — отцеженный, слюдянистый свет; царило безлюдье. немота; 2.Ночь — отцеженный, слюдянистый свет; царило безлюдье. немота; Небо — искрилось; под могучим дыханием неба; Небо — искрилось; под могучим дыханием неба; Месяц — скрадывал…где звездочка зазевалась; полнится, пока не наберется в сытую луну Месяц — скрадывал…где звездочка зазевалась; полнится, пока не наберется в сытую луну Избы — стояли завороженно; снежные шапки на крышах; Избы — стояли завороженно; снежные шапки на крышах; Земля — оцепеневшая, бедная, сиротливая. Земля — оцепеневшая, бедная, сиротливая. Каковы особенности этого пейзажа, что он подчеркивает? Каковы особенности этого пейзажа, что он подчеркивает? Пейзаж тревожный, отражает состояние беспокойства бабушки за внучку, неуверенность в сегодняшнем воспитании молодежи Пейзаж тревожный, отражает состояние беспокойства бабушки за внучку, неуверенность в сегодняшнем воспитании молодежи 14 Третий пейзаж Ночь-глубокая, билась звездная россыпь, бледный венчик ночного света; Ночь-глубокая, билась звездная россыпь, бледный венчик ночного света; Небо — разворачиваясь, все играло и играло мириадами острых вспышек, выписывая и предвещая своими огненными письменами завтрашнюю неотвратимость; Небо — разворачиваясь, все играло и играло мириадами острых вспышек, выписывая и предвещая своими огненными письменами завтрашнюю неотвратимость; Свет — холодно замирал. Свет — холодно замирал. Что подчеркивает этот пейзаж? Что подчеркивает этот пейзаж? Пейзаж подчеркивает связь тайны мира с тайной человеческой жизни, необходимость жить с природой в гармонии, соблюдая ее законы, чтобы завтрашний день был рассветом, а не предвещал неотвратимость. Пейзаж подчеркивает связь тайны мира с тайной человеческой жизни, необходимость жить с природой в гармонии, соблюдая ее законы, чтобы завтрашний день был рассветом, а не предвещал неотвратимость. Глазами кого показан пейзаж? Почему? Глазами кого показан пейзаж? Почему? 15 Итоги урока Что дает женский разговор обеим героиням? Что дает женский разговор обеим героиням? (Бабка Наталья отогревает душу внучки Вики, учит ее понимать нравственные устои жизни, основанные на традициях народной культуры. Рассказывая о своей жизни, она проживает снова то давнее, что ей дорого. А Вика, проявляя интерес, не остается равнодушной и «глухой» ) (Бабка Наталья отогревает душу внучки Вики, учит ее понимать нравственные устои жизни, основанные на традициях народной культуры. Рассказывая о своей жизни, она проживает снова то давнее, что ей дорого. А Вика, проявляя интерес, не остается равнодушной и «глухой» ) Что происходит с нашими душами «распутинским» вечером? Что происходит с нашими душами «распутинским» вечером? 16 Домашнее задание. Домашнее задание. Прием РАФТ (роль, аудитория, форма, тема) технологии ЧПКМ (чтение и письмо для критического мышления). Дифференцированное задание- девочкам и мальчикам отдельное. Прием РАФТ (роль, аудитория, форма, тема) технологии ЧПКМ (чтение и письмо для критического мышления). Дифференцированное задание- девочкам и мальчикам отдельное. 17 Задание девочкам: Роль: Вика Роль: Вика Аудитория: для себя Аудитория: для себя Форма: дневник Форма: дневник Тема: Женский разговор Тема: Женский разговор 18 Задание мальчикам: Роль: отец Вики Роль: отец Вики Аудитория: классный руководитель Аудитория: классный руководитель Форма: беседа Форма: беседа Тема: Почему я отвез дочь в деревню к матери? Тема: Почему я отвез дочь в деревню к матери? 19 Разработала и провела урок Учитель русского языка и литературы Ниякая Лариса АлександровнаМуниципальноеобщеобразовательноеучреждение Зикеевская средняя школа
|