какие игры можно играть мусульманам
Настольные игры
قَالَ ابن حجر في كتابه تحفة المحتاج : قَالَ الرَّافِعِيُّ : وَتَبِعُوهُ مَا حَاصِلُهُ
Известный ученый мазхаба имама Аш-Шафии, Ибн Хаджар в своей книге «Тухфат аль-мухтадж» сказал: «Имам Ар-Рафии и те, кто последовал за ним в этом вопросе, сказали следующее:
وَيُقَاسُ بِهِمَا كُلُّ مَا فِي مَعْنَاهُمَا مِنْ أَنْوَاعِ اللَّهْوِ فَكُلُّ مَا مُعْتَمَدُهُ الْحِسَابُ وَالْفِكْرُ كَالْمِنْقَلَةِ حُفَرٌ أَوْ خُطُوطٌ يُنْقَلُ مِنْهَا وَإِلَيْهَا حَصًى بِالْحِسَابِ لَا يَحْرُمُ وَمَحَلُّهُ فِي الْمِنْقَلَةِ إنْ لَمْ يَكُنْ حِسَابُهُمَا تَبَعًا لِمَا يُخْرِجُهُ الطَّابُ الْآتِي وَإِلَّا حَرُمَتْ
«Наряду (по аналогии) с нардами и шахматами (играть в первые запрещено, а последние нет) Шариат определяет игры, имеющие одинаковое с ними предназначение – развлечение и забаву. Таким образом, игры, основанные на принципе вычисления и мышления, не запрещены, как, например, игра «манкаля».
Такая игра не запрещена, если только вычисления игроков не зависят от того, что показывает «таб» (бросательные цветные кости), о котором расскажем далее. А если вычисления зависят от этих костей, то она считается запретной (харам)».
وَكُلُّ مَا مُعْتَمَدُهُ التَّخْمِينُ يَحْرُمُ، وَمِن الْقِسْمِ الثَّانِي كَمَا رَجَّحَهُ السُّبْكِيُّ وَالزَّرْكَشِيُّ وَغَيْرُهُمَا: الطَّابُ: عَصَى صِغَارٍ تُرْمَى وَيُنْظَرُ لِلَوْنِهَا لِيُرَتِّبَ عَلَيْهِ مُقْتَضَاهُ الَّذِي اصْطَلَحُوا عَلَيْهِ
«Все игры, основанные на предположениях и случайностях, к которым относят и «таб» (кости), являются запретными, как это посчитали верным Ас-Субки, Аз-Заркаши и другие.
. وَمِنْ ذَلِكَ أَيْضًا الكنجفة وَهِيَ أَوْرَاقٌ فِيهَا صُوَرٌ. تحفة المحتاج ج10ص216
«К такой (основанной на случайности и предположении) категории игр относится и «канжафа» (игральные карты)».
См.: «Тухфат аль-мухтаж» том 10, стр. 216
Из приведенных выше текстов, становится ясным, что любая игра, основанная на предположениях и случайностях, запрещена, а основанная на вычислении и мышлении, дозволена.
Игры. Азартные игры
«У тебя [о Мухаммад] спрашивают о хамре [обо всем том, что опьяняет рассудок] и майсире [азартных играх]. Скажи: «В них большой грех и выгоды[1] для людей, [однако] греха больше, чем выгоды». Спрашивают у тебя о том, что расходовать [на благие дела и поступки], ответь: «Лишнее [то есть остающееся после личных, а также семейных нужд и потребностей]». Подобным образом Аллах (Бог, Господь) раскрывает вам знамения [дает вам знания, посредством которых жизнь становится проще, легче и понятнее], возможно, вы будете размышляющими (думающими) [будьте же теми, кто осмысленно подходит к жизни, умеет анализировать, понимает ущербность того или иного, применяя при этом знания, данные Богом через пророков]» (Св. Коран, 2:219).
Азартные игры — «мерзость из дел Сатаны. Сторонитесь же этого!» (см. Св. Коран, 5:90, 91).
Некоторые мусульманские ученые говорят, что основным критерием определения азартности–неазартности игры является возможность случайного выигрыша. Например, в зависимости от того, какая выпадет цифра на рулетке или карта в игре. Также можно говорить и о психологической зависимости, об азарте, который может так поглотить человека, что тот забудет о своих общественных, семейных обязанностях или ответственности пред Всевышним.
Но не следует путать это со жребием, когда необходимо выбрать один вариант из нескольких. Жеребьевка допустима. Каноническая позволительность этого обоснована действиями самого пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует).
Ответы на вопросы по теме
Я ужасный грешник! Проиграл родительские деньги в азартные игры, не слушал их никогда! Принес горе своей семье. Меня перестали уважать все. Родителям я не могу этого сказать. Они так верят в меня, а я не знаю, что теперь делать. Я отверженный. Никто меня не воспринимает как человека. Не знаю, как мне выбраться из этого ада, как мне жить, если я не заслуживаю жизни? Мне некуда идти, я помешался на азартных играх. Мне помогли втянуться, и я не удержался. За два месяца я опустился ниже некуда! Как стать человеком?
Начните с нуля. Проигранное не вернуть. Оглянитесь вокруг и возобновите то, чем занимались ранее (работа, учеба). Искорените зависимость от игр и тягу к ним, заменив это радостью от чтения умных книг, умиротворением от каждодневной обязательной молитвы и успехами в учебе (работе). Подмените в своем мозгу наслаждение, которое получали от игр, наслаждением, получаемым от перечисленного мною. Проведите в спокойном состоянии нейроассоциации азартных игр с ужасами Ада, а знания, духовность и успешность соотнесите с великолепием Рая. Сразу не получится, но каждодневные интеллектуально-эмоциональные тренировки дадут результат через несколько недель. Если не сможете самостоятельно, тогда придется лечиться от этого недуга в специализированной клинике. Конечно же, своими действиями вы уничтожили себя как личность, но пока вы живы физически, у вас имеются неисчислимые возможности восполнить утраченное и достичь большего.
Кирпичик за кирпичиком стройте здание своего морального, духовного и материального благополучия. Не ленитесь и будьте постоянны в том, чем занимаетесь. Особый акцент делайте на утреннее время, первую половину дня. И никогда, никогда не отчаивайтесь в прощении и милости Творца, самоотверженно выполняя все от вас зависящее! Даже у стократного убийцы есть шанс на Божественное прощение!
И еще. Работайте, где только можно заработать (хоть унитазы мойте), и всем заработанным закрывайте долги, оставляя себе средств лишь на воду и хлеб. Исправляйте ошибки потом и усердным трудом, это поможет вам сделать долгосрочные выводы и в итоге стать другим человеком!
Советую прослушать мой воскресный вааз за 15.05.2011 «Стократный убийца (Св. Коран, 39:53)».
Можно ли играть в те игры, которые проводятся для рекламы? Будет ли выигрыш честным по отношению к другим? («Соберите пять этикеток и отправьте по адресу…»).
Утверждать явную запретность такого рода игр будет не очень правильно. Но можно усмотреть те или иные элементы. Лучше сторониться приманок такого типа, ведь одним из качеств людей богобоязненных является удаленность от сомнительного, а также от того, что их не касается. У каждого свой уровень богобоязненности, целеустремленности и своя степень чувствительности к присутствию грешного в том или ином. Главное, чтобы это не перешло в раздражительность по любому поводу и мнительность, излишние сомнения — от Сатаны.
Является ли игра в карты не на деньги грехом?
Является пустым и бесполезным времяпровождением. Не считаю это благоразумным в век высоких технологий и скоростей.
Лотерейный бизнес — это харам или нет? Мансур.
Является ли сдача в аренду нежилого помещения под игровые автоматы запрещенным деянием или просто нежелательным? Руслан.
Игра в бильярд — харам или нет? С одной стороны, это спортивная игра, с другой стороны — азартная. И если это не харам, можно ли играть в месяц поста после заката солнца? Нияз.
Явной запретности нет. Можно говорить о расточительной трате времени, когда люди увлеченно проводят за этим занятием многие часы, откладывая более важные и нужные дела на потом.
У меня есть хобби — делать ставки на события в футбольных матчах. Недавно друг сказал мне, что это харам (запретно). Я же относился к этому как к дополнительной работе (изучал статистические данные, высчитывал вероятность. ). Как вы считаете? Руфат.
Открыть игровой зал — насколько это харам? Мурад.
Развивающие игры, спортивные игры — нет проблем, можно. А вот азартные игры на деньги в поиске «удачи» — сатанинские развлечения, заниматься которыми запретно (харам).
Игровые автоматы — часть сатанинской индустрии азартных игр. Не зря они называются «однорукими бандитами», то есть теми, кто обирает (конечно, по вине самих игроков) и взрослых, и детей, играющих в эти игры.
Я знаю, что азартные игры — это грех. Каждый раз в душе говорю, что не буду играть но, к сожалению, пока не получается. Просьба подсказать, какие мне молитвы читать, чтоб избавиться от пристрастия? И как мне просить у Всевышнего, чтоб он избавил меня от азартных игр? И.
Суть не в том, какая молитва и как просить. Можно ничего не говоря, не прося, а лишь безмолвно воздев руки и пропустив всего себя целиком через каждый уголок души и разума, устремившись всей сутью ко Всевышнему, кардинально измениться… Но! Наверное, для вас на данном этапе будет обязательным обратиться к квалифицированному врачу, пока вы не зашли слишком далеко.
Просмотрите также последнюю главу книги «Путь к вере и совершенству», где собрано много различных молитв-дуа. Выберите ту, что вам по душе, и постоянно проговаривайте ее, в первую очередь сердцем.
Не запрещается ли мусульманину играть в телевизионную лотерею с целью выиграть денежные средства, часть из которых пойдет на совершение праведных дел? Мурат.
Лотерея не относится к категории разрешенных игр.
Можно ли делать ставки на гонки, «Формулу-1», скачки? Али.
Как известно, азартные игры — это харам. В одной из ваших книг вы писали, что компьютерные игры не харам, но стоит от них воздерживаться, если они не несут никакой практической пользы. Пару дней назад я наткнулся на сайт, где находятся различные программы и игры, связанные с исламской тематикой. В качестве одного из примеров я хотел бы назвать игру «Кто хочет стать миллионером» (в адаптированном варианте название «Кто хочет стать счастливым в Судный День»). Лично для меня данная игра оказалась крайне полезной. Если по какой-то причине вы не смогли дать правильный ответ и проиграли, она показывает правильный ответ, и на этом можно обучаться Исламу. Все вопросы там по основам Ислама, про жизнь Пророка и т. п. Естественно, выигрыш является виртуальным, но сам по себе процесс очень затягивает. С одной стороны, игра явно азартная, с другой стороны, она учит нас Исламу и истории Ислама. А в этом деле, как мне кажется, азарт более чем уместен.
Я сам являюсь программистом, и мне захотелось написать нечто подобное. Будет ли это являться хорошим деянием? Э., Азербайджан.
Создание развивающих программ, тех программ, которые пробуждают в человеке мотивацию к действию, активность, созидание, не в виртуальном, а в реальном мире, безусловно, полезно и не запрещено. Компьютерные игры и современные технологии можно использовать по-разному, и во благо, и во зло.
Что касается азарта, когда человек загорается что-то сделать, достичь чего-то положительного и праведного пред Богом, то такой азарт, конечно же, только вознаграждаем и поощряем с точки зрения мусульманских ценностей.
Не старайтесь видеть во всем запретное, как это часто делают многие на первых порах своего религиозного становления, что не от большого ума, а по причине религиозной неграмотности и фанатизма. С точки зрения Ислама, все разрешено, кроме того, что явно запрещено и преступно, а потому не ограничивайте свои творческие порывы и возможности.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] В аяте данное слово стоит во множественном числе.
Можно ли мусульманину играть в компьютерные игры?
Каждый миг нашей жизни, прожитый впустую, уносит с собой массу возможностей
Вопрос: Можно ли играть в компьютерные игры, где присутствуют античные боги, магия и т.п. вещи? Разумеется, не веря во все это и не тратя много времени на эти игры?
Ответ: Несомненно, что любовь к таким играм несет в себе опасность. Но до тех пор, пока человек не примет сердцем те моменты, которые противоречат исламу, его вере не наносится вред. Но в любом случае будет лучше держаться подальше от такого рода игр.
Например, человек может играться со свиными нечистотами – это не запрещено. Однако это является отвратительным. И такой человек не сможет совершать намаз до тех пор, пока не очистится от этих нечистот.
Игра в игры, содержащие элементы неверия, не выводит человека из религии, однако это засоряет душу, сердце и разум. По этой причине следует избегать подобных игр.
Необходимо признать, что каждый миг нашей жизни, прожитый впустую, уносит с собой массу возможностей. Время, отведенное человеку ничтожно по сравнению со временем существования вселенной. Каждую секунду своей жизни человек должен проводить, занимаясь тем, что приносит пользу его будущей жизни.
Сегодня существует столько бесполезных занятий, убивающих время человека, не позволяя ему духовно и материально развиваться, а так же удаляющие человека от смысла его существования.
Человек имеет право на отдых и развлечение. И при условии, что это не нарушает границ запретов Ислама, эти игры и развлечения дозволены. Но если эти игры и развлечения какой-либо стороной выходит за рамки запретов, то в этом случае они теряют свою дозволенность.
Абу Берза аль-Аслями (радыйаллаху анху) передает, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «В судный день ни один раб не сдвинется с места, пока не ответит на следующие вопросы: Как он провел свою жизнь и на что он ее потратил; что он делал с полученными знаниями; как он приобретал имущество и на что его расходовал» (Тирмизи, Кыйама, 2417).
Исходя из этого хадиса, мы получаем четкий ответ, на что мы тратили жизнь и средства, занимаясь такого рода пустыми и бессмысленными вещами.
Помимо расточительства времени и материальных средств, здесь имеется множество других проблемных моментов. Во многих таких играх содержатся вещи, противоречащие Исламу. Например, предлагается воевать против мусульман в составе войск неверующих; изображения открытых женщин, запрещенных продуктов и напитков, азартные игры и всевозможные извращения.
Если даже в компьютерной игре нет ничего запрещенного и противоречащего религии, но она отнимает все время и является причиной неполноценного выполнения поклонения, то такая игра с точки зрения Ислама является недозволенной.
Положение азартных игр и их виды
بسم الله الرحمن الرحيم
С именем Аллаха Милостивого Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
Многие мусульмане знают о том, что Шариат Всевышнего Аллаха запрещает азартные игры, однако мало кто из них знает, что такое «азартная игра», каковы её границы и её виды. А среди мусульман, которые знают о положении азартных игр, есть такие, кто не придаёт этому тяжкому греху должного значения, проявляя в этом халатность.
В связи с массовым распространением этого греха в наше время, и в связи с тем, что многие мусульмане попадают в него, сами того не ведая, хотелось бы вкратце раскрыть этот немаловажный вопрос для русскоязычных мусульман. И мы надеемся, что эта небольшая статья станет с позволения Всевышнего Аллаха напоминанием и удержанием от этого греха всех тех, кто верит в Аллаха и Судный день.
Определение слова «аль-мейсир»
Всевышний Аллах в Коране сказал:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آَمَنُوا إِنَّمَا الْخَمْرُ وَالْمَيْسِرُ وَالْأَنْصَابُ وَالْأَزْلَامُ رِجْسٌ مِنْ عَمَلِ الشَّيْطَانِ فَاجْتَنِبُوهُ لَعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ (90) إِنَّمَا يُرِيدُ الشَّيْطَانُ أَنْ يُوقِعَ بَيْنَكُمُ الْعَدَاوَةَ وَالْبَغْضَاءَ فِي الْخَمْرِ وَالْمَيْسِرِ وَيَصُدَّكُمْ عَنْ ذِكْرِ اللَّهِ وَعَنِ الصَّلَاةِ فَهَلْ أَنْتُمْ مُنْتَهُونَ (91)
«О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные идолы и гадальные стрелы являются скверной из деяний шайтана. Сторонитесь же этого, – быть может, вы преуспеете. Воистину, шайтан при помощи опьяняющих напитков и азартных игр хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и молитвы. Неужели вы не прекратите?!» (5: 90-91).
Слово «мейсир» (араб. ميسر – быть лёгким, легкодоступным) – означает азартные игры «аль-кымар» (القمار).
Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: «Аль-мейсир это азартные игры (кымар)» (См. «Тафсир Ибн Касир 3/160).
Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Аль-мейсир это азартные игры, которые были распространены во времена доисламской джахилии, пока не пришёл Ислам и Аллах не запретил эти скверные нравы» (См. «Тафсир Ибн Касир 3/160).
Ибн Теймия сказал: «Аль-кымар – это когда берётся имущество человека с условием наличия риска, заключающегося в том, получит он взамен потраченного имущества что-либо или нет?» (См. «Маджму‘ аль-фатауа» 19/283).
Ибн Хаджар сказал: «Это когда каждый из участников делает взнос, а победитель забирает оба взноса» (См. «Фатх аль-Бари» 6/73).
Абу аль-Бакъаа аль-Ханафи сказал: «Любая игра, в которой в большинстве случаев условием является то, что победивший берёт что-то у побеждённого, является азартной игрой». (См. «Аль-куллият» 702).
Аль-Мауарди сказал: «Мейсир – это то, участник чего не лишён того, чтобы быть либо в выигрыше, если берёт, либо в убытке, если даёт» (См. «Аль-хауи аль-кабир» 15/192).
Шейх Мухаммад Ибн Усеймин сказал: “Мейсиром же называется любая сделка, построенная на выигрыше, когда человек либо забирает выигрыш, либо остаётся ни с чем. Это и есть шариатское правило относительно мейсира”. (См. «Ликъа бабуль-мафтух» 9/53).
Также шейх Ибн ‘Усеймин сказал: «Правило таково: если суть сделки в том, что человек ничего не теряет либо же остаётся в выигрыше, то в этом нет ничего плохого. Однако если сделка подразумевает либо выигрыш, либо потерю, то это запрещено. Так как если человек или в выигрыше или в потере, то это относится к азартным играм (мейсир). Если же человек либо в выигрыше, либо ничего не теряет, то для него нет никакого вреда. Он либо получает прибыль, либо ничего не теряет». (См. «Аль-лика аш-шахри» 1/25).
Отсюда мы видим, что с терминологической стороны слово «аль-мейсир» включает в себя любые виды сделок, споров, пари, игр и т.п. при которых человек либо теряет всё что вложил, либо получает прибыль. То есть, он вносит деньги или некое имущество, либо выполняет некую работу взамен того, что может получить прибыль несопоставимо большую по сравнению с затратами. В противном случае он лишается вложений, будь они внесены заранее или же становятся долгом на участнике после.
Кто-то может сказать, а разве в обычной торговле не присутствуют риски? Да, но они не являются изначально прописанным условием сделки, тогда как в том, что относится к «аль-мейсир» это является условием сделки: либо выигрыш, либо ничего.
Поэтому к понятию «аль-мейсир» учёные относят:
– все виды азартных игр;
– покупка дисконтных карт и прочих скидочных талонов и прав;
– любые виды коммерческого страхования, будь то имущества, здоровья, изменения курса валют и т.п.;
– споры и пари;
– невозвратные взносы за участие в розыгрышах, торгах, аукционе, спортивных соревнованиях с призовыми местами.
При этом нет разницы, зависит ли окупаемость или выигрыш от простой случайности или же является результатом умения, мастерства, смекалки, силы и т.п. С дозволения Аллаха далее будут приведены соответствующие фетвы учёных, с которых всё это будет ясно.
О том, что азартные игры запрещены Кораном, Сунной и единогласным мнением
Прежде, чем перейти к примерам и видам азартных игр, хотелось бы упомянуть некоторые Шариатские тексты о запретности данного греха.
Всевышний Аллах сказал: «Они спрашивают тебя о вине и азартных играх. Скажи: “В них есть большой грех, но есть и некоторые пользы для людей, однако греха в них больше, чем пользы”» (2: 219).
Отмена азартных игр, как и вина, была поэтапной. Вначале, Аллах сказал, что в них есть некая польза, которую люди видят в виде наживы, но также есть вред, который намного преобладает над пользой.
Шейх ‘Абду-Ррахман ас-Са‘ди в толковании этого аята говорит: «Арабы употребляли вино и играли в азартные игры во времена невежества и в первые годы распространения ислама. Они спрашивали Пророка Мухаммада ﷺ о том, как религия относится к подобным поступкам, и тогда Всевышний Аллах приказал Своему Пророку ﷺ разъяснить людям полезные и вредные стороны употребления вина и азартных игр. Это было предпосылкой к последующему окончательному запрету на употребление опьяняющих напитков и азартных игр. Всевышний сообщил, что вред подобных поступков заключается в том, что они лишают человека разума и имущества, мешают ему поминать Аллаха, удерживают его от намаза, сеют между людьми вражду и ненависть. Этот вред во много раз превышает пользу, которую человек может получить от торговли вином, выигрыша в азартной игре или душевного возбуждения от совершения этих поступков».
Затем Аллах запретил как вино, так и азартные игры полным, абсолютным запретом, сказав: «О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные идолы и гадальные стрелы являются скверной из деяний шайтана. Сторонитесь же этого, – быть может, вы преуспеете. Воистину, шайтан при помощи опьяняющих напитков и азартных игр хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и молитвы. Неужели вы не прекратите?!» (5: 90-91).
Всевышний Аллах также сказал: «О те, которые уверовали! Не пожирайте своего имущества между собой незаконно, а только путём торговли по обоюдному вашему согласию» (4: 29).
Имам аль-Багъауи в толковании к этому аяту сказал: “Т.е. не пожирайте имущество друг друга посредством ростовщичества, азартных игр, грабежа, воровства, обмана и тому подобного”. См. “Тафсир аль-Багъауи” (2/199).
Со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Аббаса и ‘Абду-Ллаха ибн ‘Амра (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине, Аллах запретил для моей общины вино, азартные игры и барабан. И всё, что опьяняет – запрещено». (Ахмад 2/165, Абу Дауд 3696, аль-Байхакъи 10/222. Достоверность хадиса подтвердили Ибн аль-Муляккъин, Ибн Хаджар, Ибн Хаджар аль-Хайтами, Ахмад Шакир, аль-Альбани. См. “аль-Бадр аль-мунир” 9/649, “ат-Тальхис” 4/202, “Тухфатуль-мухтадж” 7/431, “Тахридж аль-Муснад” 4/128, “Тахриму алят ат-тараб” стр. 92).
Со слов Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк ﷺ сказал: «Если кто-нибудь захочет поклясться и (по забывчивости) скажет: “Клянусь божествами аль-Лят и аль-‘Уззой”, – пусть скажет: “Нет истинного божества, кроме Аллаха” (Ля иляха илля-Ллах). А тот, кто скажет своему товарищу: “Давай сыграем в азартную игру”, – пусть подаст милостыню». (аль-Бухари 4860, Муслим 1647).
Имеются в виду случаи, когда кто-то предлагает сыграть в азартные игры или предлагает пари, спор на деньги или другое имущество или выполнение какой-то работы в случае проигрыша.
Данный хадис указывает на то, что человек, сделавший своему товарищу подобное предложение, в качестве искупления за свой грех должен подать милостыню.
Хафиз ан-Науауи сказал: “Учёные говорили, что веление подать милостыню связано с его грехом за слова в желании совершить это ослушание. Сказал аль-Хаттаби: «Смысл хадиса в том, чтобы человек пожертвовал в качестве милостыни ту сумму, на которую он хотел сыграть». Однако правильным мнением является то, чему следуют исследователи и на что указывает внешний смысл хадиса, что пожертвование не связано с какой-либо определённой суммой. Напротив, пусть подаст любую милостыню, которая ему облегчена из того, что подпадает под понятие милостыни”. (См. “Шарх Сахих Муслим” 11/107).
Имам аз-Захаби об этом хадисе сказал: “Если даже простые слова являются грехом, требующим искупления этого греха в виде милостыни, то представь, каково положение того, кто играет?!” (См. “аль-Кабаир” стр. 459).
Шейхуль-Ислям Ибн Теймия сказал: “Азартные игры включают в себя пагубные деяния, в виде порчи имущества, а это пожирание имущества не по праву, а также порчу в делах, что выражается в порче имущества, сердца, разума и порчи взаимоотношений. Каждое из этих двух деяний является запретными само по себе. Запрещено пожирать имущество людей не по праву в любой форме, даже если это делается не с помощью азартной игры, а например, при помощи ростовщичества. Как и запрещается то, что отвлекает от поминания Аллаха, от молитвы, запрещается то, что вызывает вражду и ненависть, даже если это происходит без бесправного присвоения имущества людей. Однако если эти вещи соберутся воедино, то запрет будет ещё строже и категоричней. По этой причине, когда азартные игры объединяются с этими вещами, они становятся хуже, чем ростовщичество, и по этой причине это было запрещено раньше, чем было запрещено ростовщичество”. (См. “Маджму’уль-фатауа” 32/237).
Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр говорил: “К тем видам заработков, которые согласно единодушному мнению учёных являются запретными, относятся ростовщичество; заработанное проституцией; всё запретное; взятки; плата за причитание по покойному и пение; плата гадалкам, а также тем, кто претендует на знание сокровенного и астрологам; плата за игру на флейте; а также все виды азартных игр”. (См. “аль-Кафи” 3/114).
Также следует отметить, что некоторые учёные говорили, что даже смотреть нельзя на тех, кто играет в азартные игры, а что тогда сказать о тех, кто играет сам?!
Шейх Ибн Баз говорил: “Смотреть на изображения по телевизору или в фильмах, будь то порочные женщины или неприкрытые мужчины, или занимающиеся мерзостью и порицаемыми вещами, всё это не дозволено. Нельзя мусульманину смотреть на изображения непокрытых хиджабом женщин, подобных полуобнажённым. Как и нельзя смотреть на изображения мужчин с оголёнными бёдрами, или же играющих в запретные Аллахом вещи, как азартные игры или запретные пения”. (См. “Фатауа Нурун ‘аля ад-дарб” 4/2200).
Некоторые фатауа учёных относительно разновидностей азартных игр и сделок
Покупка скидки
Шейх Ибн Баз был спрошен относительно карточек, которые выпускают некоторые торговые точки, и человеку купившему её, в течении года бесплатно предоставляются некоторые виды медицинских обследований, а на другие виды он получает скидку. И отсюда вопрос: можно ли изготовлять эти карточки и использовать их?
Шейх Ибн Баз ответил: «Это не дозволено по причине того, что содержит в себе неизвестность и азартные игры, и неизвестность значительная. Поэтому является обязательным отказаться от этого, а содействие от Аллаха». (См. «Маджму‘ фатауа Ибн Баз» 19/58).
Шейх Ибн ‘Усеймин был спрошен: «У нас есть автомастерская и мойка. Мы напечатали карточки, на которых написано следующее: «Собери четыре карточки за обмен масла и мойку и получи мойку своей машины бесплатно!» Есть ли в нашем действии что-либо запретное по Шариату? Возможно, Вы объясните нам и общее правило в отношении соревнований и похожих действий».
Шейх Ибн ‘Усеймин ответил: «В этом нет ничего запретного, если сама стоимость услуг не повысилась из-за этого приза. Правило таково: если суть сделки в том, что человек ничего не теряет либо же остаётся в выигрыше, то в этом нет ничего плохого. Однако если сделка подразумевает либо выигрыш, либо потерю, то это запрещено. Так как если человек или в выигрыше или в потере, то это относится к азартным играм (мейсир). Если же человек либо в выигрыше, либо ничего не теряет, то для него нет никакого вреда. Он либо получает прибыль (приз), либо ничего не теряет». (См. «Аль-лика аш-шахри» 1/25).
Постановление Комитета по Фикху (№ 103):
«После прослушивания исследований в данной области и подробных, детальных обсуждений, Комитет постановил:
Шейх Ибн Усеймин был спрошен относительно некоторых магазинов по продаже книг, которые повесили объявление, что если кто-то заплатит определённую сумму в месяц, ему будет предоставлено, во-первых, новые книги в специализированных областях, как фикх и т.п.; а во-вторых ему будет дана дисконтная карта 10%, на последующие покупки. Что вы скажите о правомочности такого предложения?
Шейх Ибн Усеймин ответил: «Это относится к одному из видов азартных игр (мейсир), о котором Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные идолы и гадальные стрелы являются скверной из деяний шайтана. Сторонитесь же этого, – быть может, вы преуспеете» (5: 90).
Мейсиром же называется любая сделка, построенная на выигрыше, когда человек либо забирает выигрыш, либо остаётся ни с чем. Это и есть шариатское правило относительно мейсира.
Этот человек, который, к примеру, каждый месяц платит 500 риалов, возможно, он закупит в будущем книги, где его скидки могут превысить 1000 риалов. Возможно также, что он не купит ничего. И если предположить, что он купит столько книг, что совокупность скидок будет больше 500 риалов, то он в выигрыше, а хозяин магазина в убытке. Если же он ничего не купит, то хозяин магазина в выигрыше, а держатель карточки в убытке, так как он дал 500 риалов и не взял ничего взамен этого. Поэтому это относится к азартным играм и не дозволено.
В действительности подобные сделки получили в наше время большое распространение. И если допустить, что во взаимоотношениях мы избежали ростовщичества, на котором основывается деятельность многих современных банков, однако во взаимоотношениях мы втянулись в азартные игры. На сегодняшний день увеличилось число этих сделок и соревнований. И если даже уменьшилось ростовщичество, как мы это наблюдаем сейчас, то некоторые банки открыли свои исламские отделения, в которых они строят взаимоотношения на том, на что указывает Шариат, однако вместе с тем приходят и эти вот виды сделок в виде новой болезни, а это – азартные игры.
Споры и пари
Учёные Постоянного Комитета по выдаче фетв были спрошены относительно человека, который предложил другому посоревноваться, после чего они договорились, что проигравший угостит выигравшего едой. Каково положение употребления этой еды?
Они ответили: «Этот спор (пари) не дозволен, исходя из слов Посланника Аллаха ﷺ, сказавшего: «Нет взноса, кроме как в стрельбе и на скачках на верблюдах и лошадях». Потому что это относится к азартной игре и запретному поеданию имущества. (См. «Фатауа ал-ляджна ад-даима» 15/173).
Члены Комитета:
Шейх ‘Абду-Рраззакъ аль-‘Афифи
Шейх ‘Абдуль-‘Азиз ибн ‘Абду-Ллах ибн Баз
Также члены Постоянного Комитета по выдаче фетв, отвечая на вопрос, сказали: «Не дозволено заключать пари на имущество, кроме как в том, на что пришло исключение со стороны Шариата, а именно: на скачки на лошадях, на верблюдах и в стрельбе. Во всём остальном, помимо этого из споров и пари не дозволяется брать имущество (проигравшего), так как это будет относиться к области поедания имущества других без права и к азартным играм, которые запретил Аллах и Его Посланник ﷺ». (См. «Фатауа ал-ляджна ад-даима» 15/239-240).
Члены Комитета:
Шейх Бакр ибн ‘Абду-Ллах Абу Зейд
Шейх Салих ибн Фаузан аль-Фаузан
Шейх ‘Абдуль-‘Азиз ибн ‘Абду-Ллах Али аль-Шейх
Шейх ‘Абдуль-‘Азиз ибн ‘Абду-Ллах ибн Баз
Лотерея
Шейх Ибн Баз был спрошен о лотерее, которую выпускают некоторые благотворительные организации, чтобы всю прибыль направить в область образования, здравоохранения и общественное благоустройство. Дозволено ли это по Шариату?
Шейх ответил: «Лотерея относится к азартным играм (кымар), являющий собой «аль-мейсир», который запрещён Кораном, Сунной и единогласным мнение учёных (иджма‘). Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные идолы и гадальные стрелы являются скверной из деяний шайтана. Сторонитесь же этого, – быть может, вы преуспеете. Воистину, шайтан при помощи опьяняющих напитков и азартных игр хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и молитвы. Неужели вы не прекратите?!» (5: 90-91).
В отношении всех мусульман это является запретным в абсолютной форме, вне зависимости от того, куда идут вырученные от этого деньги – на благотворительность или на что-то иное. Так как оно является скверным и запретным, исходя из общих доводов, а также, потому что является обязательным избавиться от имущества, приобретённого посредством азартных игр, и предостерегать от него. А содействие от Аллаха». (См. «Фатауа ислямия» 4/442).
Шейха Ибн Усеймина, да смилуется над ним Аллах, спросили: «Что говорится в Шариате о лотереи, когда человек покупает билет и, если повезёт, выигрывает большую сумму денег, которую он собирается потратить на исламские проекты и помочь усердствующим на пути Аллаха».
Он ответил: “Действия, описанные в вопросе, т.е. когда человек покупает лотерейный билет и, если ему повезёт, выигрывает большую сумму денег, относятся к азартным играм. Аллах говорит об этом: «О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные идолы и гадальные стрелы являются скверной из деяний сатаны. Сторонитесь же её, – быть может, вы преуспеете. Воистину, сатана при помощи опьяняющих напитков и азартных игр хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и намаза. Неужели вы не прекратите? Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и остерегайтесь! Но если вы отвернётесь, то знайте, что на Нашего Посланника возложена только ясная передача откровения» (5: 90-92).
Эта азартная игра запрещена и к ней относится любая сделка, где неизвестно, выиграет человек или проиграет. Азартные игры – один из больших грехов, и их отвратительная сущность становится явной, когда человек видит, что Аллах упоминает о них в одном ряду с идолопоклонством, алкоголем и гадальными стрелами. Возможная польза от азартных игр меркнет по сравнению с тем ущербом, который они приносят. Аллах говорит: «Они спрашивают тебя о вине и азартных играх. Скажи: “В них есть большой грех, но есть и польза для людей, хотя греха в них больше, чем пользы”» (2: 219).
Если Вы поразмыслите над этим аятом, то увидите, что слово «манафи’» (пользы) употребляется во множественном числе, а слово «исм» (грех) – в единственном. Аллах не сказал: «Грехи и польза». Нет, Он сказал: «Большой, великий грех». Это означает, что сколько бы пользы это не приносило, она не сравнится с великом грехом, который несут эти вещи. В них больше греха, чем польз, в чём бы они ни заключались”. (См. «Фатауа аль-ислямийя» 4/441).
Страхование
Коммерческое страхование – это тоже своего рода игра лотерею, пари, когда участники платят взносы, и получают выигрыш лишь в том случае, если произойдёт несчастный случай. Если же несчастного случая не будет, то человек остаётся в убытке не имея взамен вложенных денег ничего. Однако если страхование обязательное, и у человека нет выбора, то это ему будет прощено с соизволения Аллаха.
Шейх Мухаммад ибн Усеймин сказал: «Один из братьев спрашивает, как быть, если обязывают страховать имущество? То есть, государство говорит: «Ты обязан застраховать то-то и то-то!»
На это мы отвечаем: да, так бывает, когда Аллах дарует власть одним людям над другими. Всевышний Аллах даёт власть руководителям над подчинёнными, и это тот случай, когда подчинённый вынужден подчиниться правителю. Оплати страховку с убеждённостью, что с тобой поступили несправедливо, и что в День Суда ты возьмёшь часть благих деяний того, кто принудил тебя к этому. Если же у него не окажется благодеяний, то тогда будет взято что-нибудь из дурных дел притеснённых и возложено на притеснителя, а потом его ввергнут в Ад.
Также доводом этому служит то, что когда Пророку ﷺ принесли хорошие финики, он спросил: «Все ли финики Хайбара такие?» Ему ответили: «О, Посланник Аллаха, мы обмениваем по два са‘ плохих фиников за один са’ хороших, и три са’ плохих за два са’ хороших». Услышав это, Пророк ﷺ воскликнул: «Нет, нет, это же и есть ростовщичество, это же и есть ростовщичество! Не делай так больше, а если захочешь купить финики получше, то сначала продай плохие, а потом купи (на эти деньги) хорошие» . (аль-Бухари 2312).
(В другой версии, приводимой у Муслима (1594) сообщается, что) Пророк ﷺ повелел вернуть их, то есть, признал исполнение такого договора запретным. И точно так же всякий договор, недозволенный Книгой Аллаха, является недействительным, и не дозволено действовать по нему, поэтому нужно возвратить полученное и расторгнуть этот договор.
Исходя из вышесказанного, прими во внимание! Если ты находишься в местности, в которой принуждают к страховке, то заплати, в таком случае твоё положение будет расцениваться как положение притеснённого, а если Аллах предопределит и с тобой произойдёт несчастный случай, то возьми сумму, которую заплатил». (Сл. «Фатауа аль-Харам аль-Маккий» 26-В).
Вступительные взносы для розыгрышей и состязаний с призовым фондом
Вся хвала принадлежит одному лишь Аллаху, мир и благословение последнему Пророку.
А затем:
После ознакомления Постоянным Комитетом по Научным Исследованиям с вопросом, адресованным уважаемому муфтию, а также переадресовав его Комитету Больших Учёных под номером (37013664) от 3.07.1437 г.х., в котором говорится следующее:
Вопрос: «В связи с распространением в нашей среде интернет магазинов, торгующих разными товарами, будь это одежда, телефоны и тому подобное, в них начали проводиться конкурсы. Суть происходящего заключается в следующем: чтобы принять участие в конкурсе, нужно перепостить объявление проведения конкурса какому-либо адресату с другого сайта, после чего ему присваивается номер участника. Затем по окончании, среди собравшихся участников разыгрывается приз, путём генератора случайных чисел. Каково шариатское постановление этого дела? Является ли это дозволенным жребием, или же это подпадает под запрет азартных игр?»
«Комитет, после изучения вопроса, пришёл к выводу, что в нынешней реальности распространение объявлений относится к оцениваемому труду. И тот, кто выполнил эту работу с целью стать участником такого розыгрыша, автоматически становиться участником азартных игр, которые запрещены в Шариате. Так как выполнение этой работы связано с реальной тратой (выполнением оцениваемого труда), а взамен ему предлагают лишь вероятность получения за неё оплаты. Это и есть запрещённые азартные игры, о которых в суре «Трапеза» Пречистый Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные идолы и гадальные стрелы являются скверной из деяний дьявола. Сторонитесь же этого, – и быть может, вы преуспеете. Воистину, дьявол при помощи опьяняющих напитков и азартных игр хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и намаза. Неужели вы не прекратите?!» (5: 90-91).
Приобретённое подобным образом является запретным и относится к бесправному поеданию имущества. Содействие же только от Аллаха. И да благословит и да приветствует Аллах нашего пророка Мухаммада, его род и его сподвижников».
Постоянный Комитет по Научным Исследованиям
Глава комитета:
– Шейх Абдуль-‘Аазиз бин Абдуллах бин Мухаммад Али Шейх.
Члены комитета:
– Шейх Салих бин Фаузан аль-Фаузан
– Шейх Ахмад бин Али Сайр Мубараки
– Шейх Мухаммад бин Хасан Али Щейх
– Шейх Абдуллах бин Мухаммад аль-Хунайн
Всё вышесказанное в равной степени относится и к безвозмездным вступительным взносам, будь это выигрыши, торги, аукционы или спортивные и иные состязания с призовым фондом, так как человек платит реальные деньги за вероятность получить успех, за неимением которого, он теряет также и вложенные деньги.
Кувейтский Комитет по выдачам фетв был спрошен: «Каково положение сбора денежных средств с команд участников спортивных состязаний в виде вступительных взносов, если эти средства идут на покупку призов для победившей команды?»
Комитет ответил: «Если получаемые от команд-участников средства идут на покрытие расходов проведения самих состязаний, либо являются доходом организации, устраивающей эти состязания, без того, чтобы эти средства (или часть из них) направлялась на приобретение призов, то это дозволено со стороны Шариата, так как нет связи между этими взносами и призами для победившей команды. И в данном случае в этом не будет содержаться смысла азартной игры.
Если же эти взносы (или часть из них) направлены на приобретение призов для победителей из их числа, то это запрещено, по причине наличия в этом смысла азартной игры…». (См. «Аль-фатауа къита‘ аль-ифта биль-куейт» 3/286).
Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) говорил: “Нарды из числа азартных игр”. (См. аль-Аджурри в “Тахрим ан-нард уа-шшатрандж” 57. Иснад достоверный).
Ибн Мас‘уд (да будет доволен им Аллах) сказал: “Остерегайтесь этих двух меченых кубиков (игральных костей), которые становятся причиной ссоры (между игроками), ибо, поистине, они – из числа азартных игр”. (аль-Бухари в “аль-Адаб аль-муфрад” 1270. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность. См. “Сахих аль-Адаб аль-муфрад” 958).
‘Абдуллах ибн ‘Амр (да будет доволен им Аллах) сказал: “Играющий игральными костями, делая ставки, подобен тому, кто кушает мясо свиньи. А кто играет ими без ставок, тот словно погрузил свои руки в кровь свиньи”. (аль-Бухари в “аль-Адаб аль-муфрад” 1277. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность. См. “Сахих аль-Адаб аль-муфрад” 963).
Про мейсир и кымар в компьютерных играх:
Шейх Сулейман ар-Рухейли, порицая то, что молодёжь тратит много времени на видеоигры и развлечения, затем сказал, что основа в любых забавах – это дозволенность, кроме как при исключении, после чего сказал, что исключением являются следующие вещи:
1. На что пришёл прямой текст запрета.
2. На что указывает правильная аналогия в запрете.
3. Чтобы они не содержали в себе азартных игр (кымар).
4. Чтобы они не отдаляли от возложенных обязанностей.
5. Чтобы они не вызывали вражду.
https://www.youtube.com/watch?v=v7BSxt3tnHE&feature=youtu.be
Как быть и имуществом заработанным запретным способом?
Мусульмане задаются вопросом: «Но как быть с имуществом, которое человек приобрёл посредством запретного заработка, скажем, посредством азартных игр, лотереи ростовщичества, продажи запретных вещей, и т.п.? Является ли необходимым избавляться от него после покаяния или нет?»
Следует знать, что не всякое приобретённое запретное имущество равнозначно по положению, так как среди приобретённого запретного имущества есть то, что необходимо уничтожить; есть то, что необходимо вернуть хозяину; есть то, что следует раздать на благие цели; и есть то, что можно оставить себе.
Первый вид запретного имущества: Когда какое-то имущество является запретным (харам) само по себе, что Шариат запретил в любом случае, как использовать это, так и продавать или хранить, как, например, истуканы-идолы, спиртное, свиньи и т.п. Если такое имущество оказалось в руках у человека, будь то, купил он это или выиграл и т.п., всё это необходимо уничтожить, несмотря на то, что у всего этого есть стоимость, и нельзя это ни продавать, ни возвращать хозяину.
Второй вид запретного имущества: Приобретённое запретным путём, как, например, своровано, отнято силой, присвоено путём обмана, хитрости, и т.п. Такое имущество нельзя ни продавать, ни дарить, ни принимать, однако его необходимо в любом случае вернуть хозяину или его наследникам. А если человек не знает, как найти того, чьё имущество он присвоил вероломно, то следует сделать садакъа этим имуществом от имени хозяина этого имущества.
Третий вид запретного имущества: Когда человек не знал о запрете его заработка, или был уверен, что это дозволено, или опирался на слабое мнение того, кто дал фатуа о дозволенности такого заработка и т.п. От заработанного таким способом человек не обязан избавляться, при условии, что действительно не знал о запретности этого, искренне покаялся и оставил этот запретный вид заработка. Однако каждый мусульманин обязан знать, что прежде, чем он желает заняться каким-либо заработком, ему необходимо узнать, дозволено это или нет!
Четвёртый вид запретного имущества: Когда человек знал о том, что его вид заработка является запретным, но приобретено это имущество было по обоюдному согласию, а не отобрано, своровано и т.п. Например, он выиграл это в казино, заработал на ростовщичестве, с продажи алкоголя, и т.п. По поводу такого имущества у учёных было три мнения, как следует с ним поступать:
1) От такого имущества необходимо избавиться и раздать его. И это было мнением большинства учёных.
2) От такого имущества необходимо избавляться, однако можно оставить себе что-то в случае, если человек нуждающийся, оставив часть по мере нужд. И это мнение выбирал имам Ибн аль-Къайим.
3) От такого имущества необязательно избавляться в том случае, если человек искренне покаялся за это. И это одно из мнений шейхуль-Исляма Ибн Таймии, который сказал, что само имущество в данном случае не является харамом, в том плане, что это не свинина, не спиртное и т.п., при этом приобретено оно было по обоюдному согласию, хоть и запретным образом, а за совершённый грех заработка он уже покаялся, следовательно имущество остаётся ему. И это же мнение выбрал также шейх ‘Абдур-Рахман ас-Са’ди, который аргументировался тем, что призывая ростовщиков к покаянию, Аллах велел им забирать только основные деньги без надбавки и не повелевал ростовщикам избавляться от того, что уже было заработано посредством этого запретного заработка.
См. “Тафсир аят ашкалят ‘аля касир миналь-‘уляма” (2/593-596), “Задуль-ма’ад” (5/691), “Фатауа ас-Сад’ия” (стр. 303), “Фатауа аль-Ляджна” (14/32).
Прошу Всевышнего Аллаха даровать мусульманам обильный и дозволенный удел, и избавить нас от запретного имущества и заработка!