какие группы интегрированных программ можно выделить по сущностным признакам

Интегрированные программы как средство достижения образовательных результатов учеников

какие группы интегрированных программ можно выделить по сущностным признакам. Смотреть фото какие группы интегрированных программ можно выделить по сущностным признакам. Смотреть картинку какие группы интегрированных программ можно выделить по сущностным признакам. Картинка про какие группы интегрированных программ можно выделить по сущностным признакам. Фото какие группы интегрированных программ можно выделить по сущностным признакам

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Дата публикации: 27.01.2018

Статья просмотрена: 1342 раза

Библиографическое описание:

Рязанцева, Ю. А. Интегрированные программы как средство достижения образовательных результатов учеников / Ю. А. Рязанцева. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 49-52. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/275/13660/ (дата обращения: 08.11.2021).

В настоящее время система образования, является основой экономического роста и социального развития общества, а также «фактором благополучия граждан и безопасности страны» [12]. Поэтому система образования требует постоянного обновления технологий, частого освоения инноваций, адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира.

На период до 2020 года приоритетными образовательными результатами должны стать: способность эффективно применять теоретические знания, высокий уровень развития технологических компетенций, формирование позитивных социальных установок. При этом необходимо будет обеспечить базовую успешность каждого школьника, не допуская выхода из школ молодых людей без основ грамотности в области естественных и гуманитарных наук, без базовых социальных компетентностей.

В Национальной образовательной инициативе «Наша Новая Школа» указано, что результат образования — это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении.

Эти особенности обусловливают новые требования к ученику, который должен иметь целостный социально-ориентированный взгляд на мир «в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий» [12]. И это возможно лишь в результате объединения усилий учителей разных предметов. Одним их источников, способствующих развитию целостно — социально-ориентированного взгляда на мир, являются интегрированные учебные программы, как средство достижения образовательных результатов учеников.

Предметная структура учебного плана общеобразовательной школы обеспечивает овладение учащимися основами научных и систематизированных (в рамках учебного предмета) знаний. Однако предметное обучение страдает дидактической ограниченностью, суть которой состоит в том, что каждый предмет рассматривает факты и явления реальной действительности со своих позиций. Такое одностороннее аналитическое рассмотрение развивает привычку рассматривать вещи и процессы природы в их изоляции, без всеобщей связи. В связи с этим, как указывает Ю. К. Бабанский, у школьников в процессе обучения возникают серьезные трудности при формировании всесторонних представлений о природе, мире и мышлении. «А такие понятия и представления реального мира могут быть построены на основе единства аналитического и синтетического рассмотрения действительности» [3].

Анализ образовательной практики позволяет выделить основные категории, обозначающие современное понимание образовательных результатов:

1) грамотность — (в узком смысле) умения читать и писать; в широком смысле — устойчивое свойство личности, связанное с освоением базовых знаний и умений, которые позволяют осваивать элементы культуры на начальном уровне;

2) образованность — индивидуально-личностный результат образования, качество личности, которое заключается в способности самостоятельно решать проблемы в различных областях деятельности, опираясь на освоенный социальный опыт;

3) компетентность как образовательный результат есть сложное свойство личности, обуславливающее ее способность решать проблемы и типичные задачи реальных жизненных ситуаций с использованием всего накопленного опыта [10].

Результатом уроков в школе является не только усвоение учащимися знаний, умений и навыков, отражающих социальный опыт, но и формирование собственного опыта деятельности, собственного опыта отношений с учителями, товарищами по классу, другими участниками образовательного процесса. Собственный опыт учащихся представляет собой совокупность «поучительных выводов для будущего»— выводов о том, как следует себя вести, поступать, действовать в тех или иных ситуациях. Эти выводы являются «уроками школы», которые складываются под влиянием не только знаний по различным учебным предметам, но и всех других сторон школьной жизни [11].

В процессе решения задачи, связанной с изучением возрастных особенностей современных школьников, нами были рассмотрены, наряду с традиционными характеристиками возраста, новообразования, присущие подросткам. Анализ работ, посвященных изучению особенностей подросткового возраста (Многосторонний анализ подросткового возраста можно встретить в работах Л. С. Выготского, Д. Б.Эльконина, Л. И. Божович, А. Г. Ковалева.) А Фельдштейн, Абульханова-Славская позволил выделить характеристики, присущие современным подросткам. Это стремление к самоактуализации, повышение уровня социальной активности подростков, более свободное и независимое поведение, чем у школьников прошедших десятилетий, обширная, но бессистемная информированность практически по любым вопросам, падение доверия к авторитетам и традиционным источникам знаний, стремление к реальной самостоятельности. При этом наиболее часто занятие учебной деятельностью мотивируется у подростков прагматической ориентацией — они не хотят изучать то, что кажется им бесполезным. Важным же современным подросткам представляется возможность достигать личностные цели посредством изучения различных предметов.

Неудовлетворение познавательной потребности и познавательных интересов вызывает у подростков не только состояние скуки, апатии, безразличия, но порой и резко отрицательное отношение к «неинтересным» предметам. При этом для них в равной степени имеет значение как содержание, так и процесс, способы, приемы овладения знаниями: «Интересными бывают уроки тогда, когда учитель рассказывает не только то, что есть в учебнике. А если учитель рассказывает, как в учебнике, или же заставляет в классе читать новый материал по учебнику, то уроки становятся скучными и не нравятся» [5].

В исследовании Е. Б. Евладовой доказано, что интегрированная программа — это продукт совместной деятельности педагогов, объединяющий отдельные образовательные области в единое целое. В термин «интеграция» в данном случае вкладывается понятие взаимосвязи, взаимообусловленности и взаимопроникновения двух или нескольких ведущих идей или объектов, что предполагает качественное и количественное изменение в параметрах новой идеи или нового объекта.

Интеграция должна рассматриваться не только с точки зрения взаимосвязей по предметам, но и как интегрирование технологий, методов и форм обучения. Педагогическая деятельность — это сплав нормы и творчества, науки и искусства. Поэтому важно интегрировать, правильно сочетать то разнообразие приемов учебной деятельности, которое существует. От этого будет зависеть успех, а значит и результат обучения.

Потребность в возникновении интегрированных программ объясняется целым рядом их возможностей:

Во-первых, мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.

Во-вторых, интегрированные программы развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

В-третьих, форма проведения уроков по интегрированной программе нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков.

Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности. Такие уроки снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию у школьников воображения, внимания, мышления, речи и памяти.

В-четвертых, интеграция в современном обществе объясняет необходимость интегрированных программ в образовании. Современному обществу необходимы высококлассные, хорошо подготовленные специалисты. Для удовлетворения этой потребности: подготовку образованных, хорошо подготовленных специалистов, необходимо начинать с младших классов, чему и способствует интеграция в начальной школе.

В-пятых, за счет усиления межпредметных связей высвобождаются учебные часы, которые можно использовать для изучения иностранного языка, для углубленного изучения изобразительного искусства, музыки, для развивающей деятельности учащихся, а также дополнительных уроков практической направленности.

В-шестых, интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей.

Похожие статьи

Средства формирования и совершенствования учебной.

Обучение подростков учебной деятельности в призме позитивного восприятия мира и гражданской активности является важной задачей современного образования.

Влияние особенностей современных школьников на их.

Пути развития познавательного интереса у подростков. познавательная деятельность, познавательный интерес, учебная деятельность, процесс обучения, урок, интерес, подростковый возраст, учебный процесс, учитель, школьник.

Сущность и особенности формирования учебной деятельности.

Средства формирования и совершенствования учебной. Обучение подростков учебной деятельности в призме позитивного восприятия мира и гражданской активности является важной задачей современного образования.

Профессиональное самоопределение подростка с девиантным.

выбор профессии, подросток, профессия, профессиональное самоопределение, профессиональная деятельность, мир профессий, этап, позиция родителей, профессиональное образование, подростковый возраст.

Познавательные мотивы подростка в процессе обучения

Решая двуединую задачу — дать систему знаний и обучить их самостоятельному приобретению

Сущность и особенности формирования учебной деятельности. Учебная деятельность подростков. Наряду с трудом, основным видом деятельности является учение.

Формирование нравственных ценностей подростков на.

ценность, нравственная ценность подростков, нравственность, формирование, подросток, урок литературы, нравственное воспитание, общественное мнение, подростковый возраст, современное общество.

Пути развития познавательного интереса у подростков

Учебный предмет для подростка может быть интересным только при удовлетворении его потребности [5, с. 189]. Однако, современные ценности диктуют требование, что только человек, имеющий образование, может быть полезным для общества.

Развитие социальной активности подростков в школе

Социальная активность подростков в школе заключается в активизации его жизненной позиции, повышение мотивации к учебной деятельности

Самый трудный и самый сложный возраст ребенка, представляющий собой период становления личности, это подростковый.

Личностно-ориентированная технология на уроках математики.

Источник

Интеграция в системе дополнительного образования детей как фактор повышения качества образования

В настоящее время в России происходит глобальная реформация всех сфер жизнедеятельности, в том числе и образовательной. Принятие «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» привело к усилению тенденций вариативной, разноуровневой образовательной системы. Это, в свою очередь, потребовало поиска нового подхода к организации образовательно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях с целью повышения качества образования.

Принятие Федеральных образовательных стандартов ставит повышенные требования к выпускнику школы. Он должен быть разносторонне развит, социально адаптирован в современном обществе, иметь четкую гражданскую позицию.

В профессиональной деятельности педагога дополнительного образования всегда есть простор для поиска, педагогического творчества и уже не на уровне традиционной методики, а на уровне интеграции знаний по предметам и технологий обучения. Отличием педагогических технологий от любых других является то, что они способствуют более эффективному обучению за счет повышения интереса и мотивации к нему у обучающихся.

Педагогический коллектив нашего учреждения на протяжении последних лет одной из основных задач определяет повышение качества образования. С этой целью педагоги на учебных занятиях активно используют современные педагогические технологии, интеграционные формы для более полного, насыщенного образовательного процесса.

На слайде можно увидеть интеграцию различных образовательных областей на учебных занятиях.

Примеры интеграции программ дополнительного образования детей

Образовательная областьНаправленность интеграции
Спортивно-техническая (ОФП, ритмика, шахматы)Формирование здорового образа жизни, хореография, информатика
Социально- педагогическая (журналистика, школа лидера)Музейная и выставочная деятельность, жизнь в обществе, история родного края, социальные проекты
Технология (вязание, моделирование одежды)Декоративно-прикладное творчество, парикмахерское искусство, визаж, искусство (музыка, литература, живопись, театр)
Искусство (театр, вокал, хореография, ИЗО)Мировая культура, народное творчество, декоративно-прикладное творчество
Предметная (иностранные языки, информатика, цветоводство)Углубленное изучение предметов, подготовка к олимпиадам, научно-исследовательская деятельность, искусство (музыка, литература, живопись)

Таким образом, мы видим, что при изучении предметов одной направленности происходит наложение, взаимопроникновение и взаимодополнение образовательных программ разных направленностей. В зависимости от поставленных целей, выбора форм, методов, педагогических технологий определяется качественно новый результат уровня образования.

Данный процесс может быть выражен в следующей схеме:

какие группы интегрированных программ можно выделить по сущностным признакам. Смотреть фото какие группы интегрированных программ можно выделить по сущностным признакам. Смотреть картинку какие группы интегрированных программ можно выделить по сущностным признакам. Картинка про какие группы интегрированных программ можно выделить по сущностным признакам. Фото какие группы интегрированных программ можно выделить по сущностным признакам

Согласование общих целей и механизмов реализации образовательных программ УДОД

Остановимся более подробно на каждой из форм.

1. Проведение бинарных занятий.

Интегрированное учебное занятие по технологии и изобразительному искусству в объединении «Конструирование и моделирование одежды».

Педагоги: Зиле Ольга Дмитриевна, преподаватель технологии пошива одежды; Карасова Фарида Михайловна, преподаватель ИЗО.

В процессе занятия обучающиеся знакомятся с историей и росписью ткани в технике «батик», самостоятельно расписывают ткань в этой технике, и в конечном итоге изготавливают шейный платок, являющийся одним из аксессуаров одежды. Данное занятие имеет практическую направленность, а именно: помимо приобретения теоретических и практических знаний и навыков, у обучающихся воспитывается эстетический вкус по применению данного аксессуара в одежде.

2. Интегрированное учебное занятие по английскому языку и информатике в объединении «Английский язык».

Педагоги: Хасанова Елена Викторовна, преподаватель английского языка;

Сухомлинова Мария Владимировна, преподаватель информатики.

На занятиях информатика выступает в роли интегрирующей дисциплины.

При использовании компьютера в учебном процессе обучающийся становится полноправным его участником. Педагог не дает готовых знаний, но побуждает детей к самостоятельному поиску.

Компьютерные средства позволяют обеспечить наилучшую реализацию принципа наглядности, которому принадлежит ведущее место в образовательных технологиях.

Широкое использование возможностей компьютера имеет большую прикладную направленность. Занятия строятся на основе игровых технологий обучения. Такой вид заданий активизирует деятельность обучающихся, заставляет осмысленно выполнять каждый этап работы от постановки цели до получения результата.

2. Конструирование и проведение занятий одним педагогом:

Так, например педагог объединения «Французский язык» на одном из своих занятий по теме «Времена года» в создании презентации к занятию использует репродукции знаменитых художников. Это позволяет сформировать у ребенка творческое мышление, художественный вкус, воображение, желание познакомиться с другими произведениями великих художников.

3. Создание интегрированных тем, разделов, курсов.

В ЦВР «Истоки» разработаны и реализуются четыре авторские сквозные образовательные программы:

— Программа «Выставочный зал».

Направлена на создание особой культурно-образовательной среды, способствующей формированию общей культуры обучающихся, духовных и нравственных качеств личности, развитию творческих способностей детей через их собственную художественную деятельность в различных областях народного искусства, обеспечение творческой самореализации воспитанников.

Интегрированное занятие призвано соединить настоящее с прошлым, воспитывать в детях не потребительское, а чуткое и гуманное отношение к культуре.

— Программа «Многоцветье Ямала».

Интегрированный познавательный курс занятий обеспечивает как теоретическое, так и практическое изучение быта, традиций, фольклора и декоративно-прикладного искусства народов Севера; представляет собой систему целенаправленного педагогического воздействия и является эффективным средством воспитания и обучения детей. Интегрированное освоение богатств национальной культуры заключает в себе органичное соединение разных видов искусств, образования и воспитания, образования и досуга, общения и игры, теоретические и практические занятия. В процессе реализации образовательной программы дети получают новые знания.

Так, в феврале 2011 года на базе нашего учреждения прошел обучающий семинар по теме: «Организационно-педагогические условия развития интеграционных процессов в системе дополнительного образования детей», а в феврале 2012 года планируется окружной семинар по данной тематике.

Результаты интеграции для образовательного учреждения:

Адекватность современным требованиям образования и воспитания;

Объединение усилий разных специалистов в решении общих проблем;

Широкий выбор деятельности;

Появление новых перспектив развития;

Получение качественного педагогического результата.

Верно сделанный выбор моделей интеграции позволил обеспечить реальные результаты образовательной деятельности педагогического коллектива:

— февраль 2011 г., статус опорного образовательного учреждения дополнительного образования детей в ЯНАО по направлению художественной деятельности;

— май 2011 г., в рамках ПНПО Победитель муниципального конкурса инновационных образовательных проектов, Грант в размере 500 000 рублей;

— апрель 2011 год, Сертификат и Грант победителя в городском конкурсе на получение денежного поощрения лучших педагогов дополнительного образования детей муниципального образования, педагог Карасова Ф.М.;

— май 2011 год, первое место в региональном этапе Х Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям», номинация «Изобразительная и декоративно-прикладная деятельность», педагог Карасова Ф.М.;

— март 2011 год, 2-е место в региональном конкурсе музейно-педагогических программ, методист Иошина О.В.;

Источник

Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемsdush1.centerstart.ru

Похожие презентации

Презентация на тему: » ПРИЛОЖЕНИЯ к Методическим рекомендациям по разработке рабочих программ в учреждениях дополнительного образования детей.» — Транскрипт:

1 ПРИЛОЖЕНИЯ к Методическим рекомендациям по разработке рабочих программ в учреждениях дополнительного образования детей

4 Классификация программ по степени авторства: Типовые. Примером являются программы Министерства образования РФ. Модифицированные, адаптированные, предполагают изменения в отборе тем, порядке их изучения, изменения в распределении часов, в объеме материала по темам и др. В модифицированных программах необходимо указать программу, взятую за основу для работы. Экспериментальные, предполагают отработку новых педагогических технологий, методик; содержат план экспериментальной работы по реализации программы и способы отслеживания; имеют научного руководителя. План реализации экспериментальных программ заслушивается и принимается методическим советом. Авторские, программы, которые создаются педагогом по его собственному замыслу с учетом его опыта, наработанных методик, видения проблемы и путей ее решения. В Типовом положении об образовательном учреждении дополнительного образования детей» сказано: «Педагогические работники могут разрабатывать авторские программы, утверждаемые методическим(педагогическим) советом учреждения». Авторство на программу желательно закрепить дипломом конкурса авторских образовательных программ.

5 Классификация программ по уровню освоения Общекультурный – уровень предполагает удовлетворение познавательного интереса обучающихся, расширение информированности в данной образовательной области, обогащение навыками общения и умений совместной деятельности при реализации программы. Углубленный – уровень предполагает развитие компетентности обучающихся в данной образовательной области, формирование навыков на уровне практического применения. Профессионально-ориентированный – уровень предусматривает достижение повышенного уровня образованности обучающихся в данной образовательной области, умение видеть проблемы, формулировать задачи, искать средства их решения.

8 Под интегрированной программой понимают программу совместной деятельности кого-либо. Главное – это стремление к созданию единого пространства деятельности для детей и педагогов, поиск пересечения интересов. Степень интеграции и принцип интеграции могут различаться. По субъектам деятельности можно выделить 3 вида интегрированных программ: совместной деятельности педагогов; совместной деятельности детей (программы детской деятельности); совместной деятельности детей и педагогов.

9 По сущностным признакам можно выделить 4 группы программ. По масштабу деятельности: Внешнего сотрудничества Внутреннего сотрудничества По целям и задачам: Одноцелевая Многоцелевая По содержанию: Однонаправленная Комплексная По системообразующему фактору: Учебно-предметной ориентации Проблемно-тематические (сквозные)

10 Пакет документов к интегрированной образовательной программе, состоит из двух основных компонентов структуры: Пояснительной записки ИП или плана совместной деятельности в рамках заявленной интеграции. Комплекта рабочих программ, входящих в ИП, как функциональной основы, которую образуют взаимосвязанные и взаимозависимые рабочие программы по конкретным предметам, дисциплинам(курсам), написанные по стандартным для дополнительных образовательных программ требованиям.

12 Пакет документов к комплексной образовательной программе состоит из трех основных компонентов структуры: Пояснительной записки КП. Она отвечает на все указанные вопросы, описывает концептуальную модель, по которой происходит объединение дополнительных образовательных программ в единый комплекс, формулирует надпредметную цель и задачи КП, выделяет элементы, которые подлежат наблюдению и оценке, описывает специфику образовательных маршрутов обучающихся со всеми возможными вариантами или примерами вариантов с комментариями. Структура пояснительной записки КП аналогична структуре пояснительной записки дополнительной образовательной программы, описанной выше. Дополнительно в пояснительной записке к КП могут прописываться летние формы работы с обучающимися, характеристика образовательной среды, необходимой для реализации программы, социальные связи, как составляющие среды, требуемое материально-техническое и кадровое обеспечение и др. компоненты среды.

24 Спектр способов и форм выявления результатов Спектр способов и форм фиксации результатов Спектр способов и форм предъявления результатов Беседа Опрос Наблюдение Прослушивание на репетициях Праздничные мероприятия Выставки Фестивали Концерты Экзамены Зачеты Конкурсы Соревнования Открытые и итоговые занятия Диагностика Анализ мероприятий Диагностические игры Анализ выполнения программ Анкетирование Анализ результатов участия детей в мероприятиях, в социально-значимой деятельности Анализ приобретенных навыков общения Самооценка учащихся Взаимоаттестация Взаимообучение детей Грамоты Дипломы Готовые работы Учет готовых работ Журнал Оценки Дневники Анкеты Тестирование Протоколы диагностики Протоколы соревнований Аудиозапись Видеозапись Фото Отзывы (детей и родителей) Маршрутные листы Статьи в прессе Аналитические справки Методические разработки Портфолио Выставки Конкурсы Фестивали Праздники Демонстрация моделей Готовые изделия Контрольные работы Зачеты Концерты Экзамены Отчеты Переводные, итоговые занятия Открытые занятия Поступление выпускников в профессиональные учреждения по профилю Диагностические карты Тесты Аналитические справки Портфолио Защита творческих работ

25 Список литературы: 1.Журнал «Внешкольник» 12, 2004 г. 2.«Дополнительное образование» 2, 2006, с Поташник М.М., Управление развитием школы. – М., Поташник М.М., Управление развитием школы. – М., Золотарева А.В., Соловьев И.О., Соловьева Н.В.. Педагогика дополниетльног образования (учебное пособие для студентов ВУЗов) Воронеж, Каргина З.А., Практическое пособие для педагогов дополнительного образования. – М.: Школьная Пресса, – 96с («Воспитание школьников. Библиотека журнала»; Вып. 77). 7.Принципы обновления программного обеспечения в учреждениях дополнительного образования. Тезисы и материалы Всероссийской научно-практической конференции, СПб марта 1995 года. СПб Сборник материалов в помощь методистам и педагогам учреждений дополнительного образования детей. Выпуск 3 Пенза 2000г 9.Интеграция дополнительного и других сфер образования. Сборник научно-методических статей. Серия «Интеграция дополнительного и других сфер образования» Ярославль Проектирование и реализация программы «свободное время детей и учащейся молодежи». Направление «Организация дополнительного образования в школе» Методические рекомендации. Спб.2002.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *