какие формы воспитательной работы с родителями можно применить классному руководителю
Формы и методы работы классного руководителя с родителями
Работа классного руководителя с родителями осуществляется в следующих направлениях: с коллективом родителей и индивидуально. В практике уже давно сложились наиболее эффективные формы работы: общие и классные собрания родителей, коллективные и индивидуальные консультации, беседы, лекции, конференции, посещения семей учащихся. Родители привлекаются к подготовке и участию в проведении внеклассной и внешкольной работы с учащимися.
Результат выполнения поставленных перед школой задач во многом зависит от характера взаимоотношений, которые складываются между учителем и родителями. Основой этих взаимоотношений должны стать взаимодоверительные контакты. В их создании ведущая роль принадлежит учителю. При этом педагог должен быть ответственным перед родителями за обучение и воспитание детей, изучать и знать каждую семью учащихся; всегда помнить о родительских чувствах и не оскорблять их нетактичной оценкой недостатков в учебе и поведений детей. С какими словами и каким тоном, при каких обстоятельствах учитель обратится к семье учащихся, таков и будет результат беседы. Правильно подобранные слова, желание и умение помочь родителям поверить в свои силы, поддержать в трудную минуту, дать совет укрепляют авторитет учителя, сближая теснее с семьей учащегося. Для этого необходимо строить общение целенаправленно, учитывать ситуацию, заранее продумывать не только содержание беседы, но и ее ход, возможные варианты. В общении с родителями следует избегать назидательного тона, нравоучительных замечаний.
Говоря с родителями о недостатках ученика в поведении, не следует ограничиваться «голыми» фактами и просьбой «принять меры». В.А. Сухомлинский писал, что именно в начальной школе нужно следить, «чтобы у матери не ожесточалось сердце, а у ребенка не угасло желание быть хорошим».
Часто учителя обращаются к родителям с различного рода просьбами и поручениями. Продумывая, кому какое дать поручение, учитель должен исходить из возможностей данной семьи и при этом стремиться вовлечь в работу всех родителей. С просьбой или поручением к родителю нужно обращаться в такой форме и так объяснить их значимость, чтобы каждый с охотой откликнулся и с удовольствием выполнил это нужное дело. Для того, чтобы родители охотнее откликались на поручения учителя, ответственнее относились к их выполнению, хорошо свою просьбу сопровождать как бы советом, обсуждением того, что необходимо сделать.
Привлечение родителей к выполнению поручений, к ежедневной доброжелательной помощи школе – одна из важных задач в работе учителя с семьей.
Проводя родительское собрание, учитель ставит перед собой целью не только повышение педагогической культуры родителей, но и сплочение коллектива родителей, решение организационных вопросов. Готовясь к собранию, учитель должен тщательно проанализировать успехи в учении и поведении учащихся, стараясь не упустить даже самых незначительных достижений, особенно у тех, кто недостаточно хорошо справляется с программой обучения и правилами поведения школьников.
Общаясь с коллективом родителей, учитель обычно исходит в выборе методов и приемов из тех предварительных индивидуальных контактов, которые всегда предшествуют родительскому собранию. Каждое классное собрание должно воспитывать у родителей сознание значимости их взаимодействия со школой, необходимости личного активного участия в работе. В практике работы используются разнообразные формы работы, вооружающие родителей знаниями.
Лекция – самая распространенная форма систематического устного преподнесения знаний.
Семинар – одна из активных форм учебной работы. Семинар предполагает предварительную самостоятельную работу слушателей, изучение материалов прослушанных лекций, литературы, опыта. К семинару готовятся выступления, тезисы, доклады. На семинаре обязательно происходит обмен мнениями по определенному, заранее намеченному вопросу.
Конференция – в практике школ организуются различные конференции: итоговые, научно-практические, теоретические, тематические. Конференция обычно сопровождается выставкой, демонстрацией фильмов.
Педагогическая консультация (групповая, индивидуальная) – совет, разъяснение по какому-то вопросу. Консультация заранее планируется или проводится по мере необходимости. Консультация способствует лучшему усвоению знаний, развитию интересов слушателей. Это эффективная форма работы, в которой можно учесть индивидуальные или групповые интересы, сделать выводы о знаниях аудитории.
Все эти формы работы взаимодействуют и взаимодополняют друг друга. Каждая из них может быть использована при проведении родительских собраний.
Таким образом, организуя работу с родителями, учитель ставит перед ним цель: получение знаний не ради знаний, а для того, чтобы в результате своей педагогической культуры иметь возможность самостоятельно осуществлять цели и задачи воспитания подрастающего поколения. На необходимость иметь перед собой точную цель и программу воспитания, особое внимание, обращая А.С. Макаренко. Он говорил о недопустимости равнодушия к этому вопросу, отмечал, что нередко в семьях можно наблюдать отсутствие у родителей ясной цели, определенной программы воспитания, когда родители и дети просто живут, рядом и родители надеются на то, что все получится само собой.
Воспитание учащихся в школе и воспитание в семье – это единый непрерывный процесс. Руководителем, организатором его выступает педагогический коллектив школы. В организации работы с семьями учащихся школа исходит из единства задач, решаемых тем и другим коллективом при достижении цели всестороннего гармоничного развития личности.
Методический материал на тему «Формы и методы работы классного руководителя с родителями»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Формы работы классного руководителя с родителями:
Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями. Классные руководители играют важную роль в организации сотрудничества между детьми, родителями и школой. От нас зависит очень многое, в том числе насколько правильно родители смогут понять политику школы. Дать компетентный совет и терпеливо выслушать родителя, возможность высказаться по наболевшему вопросу, определить круг задач и решения проблем. И здесь классному руководителю надо быть и психологом психотерапевтом, юристом, адвокатом, и врачом.
Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты. Это обусловливает отбор содержания, а также форм организации педагогического просвещения.
Посещение семьи — эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д.
Переписка с родителями — письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки — доброжелательный тон, радость общения.
Родительское собрание — форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания.
Лекция — это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор — сам учитель-воспитатель, знающий интересы детей, умеющий проводить анализ воспитательных явлений, ситуаций. Тематика лекций должна быть разнообразной, интересной и актуальной для родителей, например: «Возрастные особенности младших подростков», «Режим дня школьника», «Что такое самовоспитание?», «Индивидуальный подход и учет возрастных особенностей подростков в семейном воспитании», «Ребенок и природа», «Искусство в жизни детей», «Половое воспитание детей в семье» и т.д.
Конференция — форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно- практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференциями матерей, отцов. Конференции проводятся раз в год, они требуют тщательной подготовки и предусматривают активное участи е родителей. К ним обычно готовят выставки работ учащихся, книг для родителей, концерты художественной.
Практикум — это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей. В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и и школы и т. д., объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации.
Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Наиболее часто открытые уроки практикуются в начальной школе.
Организация совместных досуговых мероприятий.
Педагогическая дискуссия (диспут) — одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Успех диспута во многом зависит от его подготовки. Примерно за месяц участники должны познакомиться с темой будущего диспута, основными вопросами, литературой. Самая ответственная часть диспута — ведение спора. Многое определяет здесь поведение ведущего (им может быть педагог или кто-то из родителей). Необходимо заранее установить регламент, выслушивать все выступления, предлагать, аргументировать свою позицию, в конце диспута подвести итоги, сделать выводы. Главный принцип диспута — уважение к позиции и мнению любого участника. Темой диспута может служить любая спорная проблема семейного и школьного воспитания, например: «Частная школа — за и против», «Выбор профессии — чье это дело?».
Ролевые игры — форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из школы», «Семейный совет» и др. Методика ролевой игры предусматривает определение темы, состава участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры. При этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации способ действий.
Индивидуальные тематические консультации. Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пренебрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же — необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика. Обменявшись информацией, обе стороны, возможно, придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия. В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход учителя должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?» Тактичность особенно важна с теми родителями, которые уверены, что их дети не способны на дурные поступки. Не найдя к ним правильного подхода, педагог столкнется с их возмущением и отказом от дальнейшего сотрудничества.
Практикум — это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей. В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и и школы и т. д., объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации.
Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Наиболее часто открытые уроки практикуются в начальной школе. Необходимо хотя бы один-два.
2.В своей работе я осуществляю взаимосвязь с родителями через индивидуальные собеседования, индивидуальные консультации, родительские собрания, классные школьные мероприятия, через актив класса, выход на дом, проверку дневников.
3. Наибольший эффект достигается при собеседовании с родителями и детьми. Одно из запланированных официальных собеседований по графику. Который согласуется за ранее.
Примерный перечень тем: анализ текущей успеваемости, поведения
Вопросы организации досуга,
вопросы питания. Здоровья
Взаимоотношения с классом.
Контроль социального окружения, вредные привычки.
4. Дневники являются своеобразным индикатором контроля со стороны родителей, проверка еженедельно. Важно добиться, чтобы все дневники были подписаны за четверть и за все недели.
5. Родительские собрания: стараюсь всегда использовать интерактивные методы: круглый стол, дискуссии, работа в группах, по возможности с приглашением специалистов, учителей.
Собрания провожу в соответствие с утвержденным графиком и по спланированным темам на учебный год в зависимости от возраста.
В 6 класс роль домашнего задания в самообразовании школьника / Организация свободного времени и семейного досуга.
Анкетирование детей и родителей предварительное
В 7 классе – Актуальные проблемы переходного возраста, в 1 четверти. Роль семьи в воспитании ребенка 2 четверть.
6. Большой объем работы отводится с родителями «группы риска», ребят, которые стоял на внутришкольном контроле или на учете КНД, или родители, которые сами нуждаются в контроле, почти еженедельный беседы, бесконечные звонки, выход на дом с социальным педагогом. Работа в совете профилактике является одним из методов воздействия на родителей.
7.Актальным является вопрос к привлечению родителей к организации интересной внеклассной деятельности.
Из опыта, мероприятия начало учебного года об окончание учебного года. Чествование именинников, помощь родителей, Помощь в организации поездок и экскурсий.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Формы работы классного руководителя с семьей учащегося
Современное общество требует образованных, нравственных, предприимчивых людей, умеющих строить жизнь, достойную человека, основанную на добре, истине, красоте, способных ощутить себя полноценным гражданином своей страны, готовых учиться, работать на благо её и встать на защиту. Современная семья развивается в условиях качественно новой противоречивой общественной ситуации, когда, с одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Эмоциональная, интеллектуальная и педагогическая культура учебно-воспитательного учреждения и есть фундамент нравственных идеалов детей и подростков, гарант их социальной и индивидуальной защищенности. На морально – нравственное формирование личности ребёнка непосредственное влияние оказывает окружающая среда и семья. Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и, прежде всего, опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка. Семья – один из главных аспектов нравственного развития личности.
Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую. Интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми; как следствие, “авторитетом” становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к “выходу” ребенка из-под влияния семьи. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе сотрудничества педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.
Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала. Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогам.
Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагог создаст благоприятные условия для развития ребенка. Деятельность классного руководителя достигает своей цели и даёт наилучший результат при условии, если она проводится в определённой системе. Система работы классного руководителя – это совокупность взаимно связанных между собой воспитательных мероприятий, вытекающих из целей и задач воспитания.
В системе работы классного руководителя можно выделить следующие направления:
Следующий раздел деятельности классного руководителя – работа с родителями учащихся. Каждый учитель поддерживает контакт с родителями учащихся. Более тесная связь школы с семьёй осуществляется через классных руководителей. Они чаще общаются с родителями, информируют их об учебной работе и поведении детей, намечают пути совместной деятельности по их воспитанию. И начинать свою деятельность классному руководителю следует с составления социального паспорта класса и индивидуальной карты работы с семьей, что уже является первичной диагностикой семьи ученика.
Формы взаимодействия педагогов и родителей – это многообразие организации их совместной деятельности и общения.
Формы познавательной деятельности: общественные смотры знаний, творческие отчёты по предметам, дни открытых уроков, праздник знаний и творчества, турниры знатоков. Во всех этих формах осуществляется непосредственная взаимосвязь детей, родителей и педагогов.
Формы трудовой деятельности: оформление кабинета, сбор макулатуры, посадка памятной аллеи в связи со знаменательным событием в жизни детей и родителей и др.
Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, соревнования, конкурсы, КВН, домашние клубы выходного дня, родительские школы по интересам.
Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Наиболее часто открытые уроки практикуются в начальной школе. Необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе.
День открытых уроков проводится в удобное для родителей время, чаще всего в субботу. В этот день педагоги проводят уроки в нетрадиционной форме, стремясь показать свое мастерство, раскрыть способности детей. День завершается коллективным анализом: отмечаются достижения, наиболее интересные формы урока, результаты познавательной деятельности, ставятся проблемы, намечаются перспективы.
Родительское собрание – основная форма работы родителей, где обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллектива. Школой воспитания родителей, формирующей родительское мнение, являются родительские собрания. Это основная форма коллективной работы учителя с семьями учащихся. Как показывает опыт работы, система проведения классных собраний не только вызывает интерес у родителей и положительно оценивается ими, но и помогает совместно решать важные вопросы по воспитанию детей. Большую роль играют памятки для родителей, а также подготовленные к собранию отзывы учителей об учебной деятельности учащихся.
Родительский лекторий знакомит родителей с вопросами воспитания, повышает их педагогическую культуру, помогает вырабатывать единые подходы к воспитанию детей.Вечер вопросов и ответов проводится после опроса родителей или составления по группам проблемных вопросов, возникающих в воспитании детей и взаимоотношениях с ними.
Ролевые игры — форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: “Утро в вашем доме”, “Ребенок пришел из школы”, “Семейный совет” и др. Методика ролевой игры предусматривает определение темы, состава участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры. При этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации способ действий.
Диспут – размышление по проблемам воспитания – одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Проходит в непринуждённой обстановке и позволяет всем включится в обсуждение проблемы.
Посещение семьи — эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д. Посещение семьи как форма работы с родителями, на сегодня в педагогике спорная. С одной стороны, классный руководитель лучше узнает условия, в которых живет ребенок, по возможности может влиять на их улучшение. А с другой стороны, эту форму работы можно рассматривать как вторжение в личную жизнь семьи, что может осложнить взаимоотношение педагога с семьей. Такая форма может использоваться в зависимости от условий, особенностей и специфики ситуации. Переписка с родителями — письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки — доброжелательный тон, радость общения.
Встреча с администрацией, учителями класса должна проводиться ежегодно. Педагоги знакомят родителей со своими требованиями, выслушивают их пожелания.
Особо важной формой является взаимодействие педагогов с родительским коллективом. Вместе они пытаются сформировать советы дел для организации работы с учётом возможностей и интересов родителей. Групповые занятия могут носить исследовательский характер. Также групповые занятия могут быть связанны с обучением родителей занятиям и умениям организации деятельности кружков для детей, клубных форм работы в выходные дни.
Коллективные и групповые формы взаимодействия пронизывают индивидуальные формы. К ним относят беседы, задушевные разговоры, консультацию-размышление, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы, переписку. Индивидуальная работа с родителями требует от педагога гораздо больше усилий и изобретательности, но и эффективность её значительно выше. Именно в индивидуальном общении родители усваивают требования, предъявляемые школой к учащимся, и становятся союзниками классного руководителя.
Родословная воспитания семейных ценностей:
— привлечение семей к осознанию ценностей семейного воспитания;
— пропаганда лучшего опыта семейного воспитания;
— привлечение учащихся к познанию истории родного края, его героического прошлого, истории своей семьи.
От успешного взаимодействия выигрывают все стороны. Положительным результатом сотрудничества для педагогов становится повышение уважения со стороны родителей и общества в целом, улучшение межличностных взаимоотношений с ними, повышение авторитета в глазах детей, родителей и школьной администрации, большая удовлетворённость своей работой, более творческий подход к ней. Для родителей результатом взаимодействия становится лучшее знание детей и школьных программ, уверенность в том, что при обучении учитываются их мнения и пожелания, ощущение своей значимости в школе, укрепление семьи и улучшение общения с детьми
Огромную роль в работе учителя играет диагностика. Некоторые педагоги могут возразить, аргументируя это тем, что в школе работают психологи, им и заниматься диагностикой. Однако речь идет не о психологической диагностике в чистом виде; речь идет о психолого-педагогической диагностике. Без использования психолого-педагогической диагностики невозможно спланировать воспитательную работу в детском коллективе, наладить отношения с коллективом родителей. Любая информация, которую классный руководитель может получить от родителей и детей, может оказать семье и ребенку неоценимую услугу.