как разумно можно потратить карманные деньги
Карманные деньги: как правильно с ними обращаться
И почему важно серьёзно относиться даже к небольшим суммам
Большинство школьников ещё не зарабатывает деньги, но уже тратит. Наличные и электронные средства поступают в виде карманных денег и подарков. Кто-то тратит всё без остатка, кто-то копит, а некоторые осознанно учатся управлять своими деньгами. Уметь распоряжаться личными финансами необходимо каждому, кто хочет жить в достатке и свободно выбирать профессию и досуг. Вместе с экспертом разбираемся в том, что делать уже сейчас для финансового успеха во взрослой жизни.
директором по коммуникациям, «Сравни ру»
Планируйте бюджет вместе с родителями
Многие родители подростков обсуждают с ними бюджет и считают своих детей достаточно грамотными в вопросах финансов. Опрос ВЦИОМ в 2017 году показал, что каждый пятый старшеклассник хотел бы знать больше об управлении деньгами. Обсуждать расходы и доходы семьи — один из лучших способов научиться решать финансовые задачи. Если родители только информируют вас о своих решениях, предложите наделить вас совещательным голосом.
Старшеклассник способен не только обсуждать бюджет, но и находить решения реальных задач. Например, если семье нужно снизить расходы на содержание питомца, школьник может узнать о скидках на корм и более дешёвых, но качественных услугах ветеринара.
Некоторые родители ошибочно считают, что школьнику рано забивать голову «взрослыми проблемами». Научиться пользоваться деньгами с умом нельзя на краткосрочных курсах. Лучше проанализировать первые ошибки в 15 лет, когда родители готовы подстраховать, чем в 25, когда нужно полностью нести ответственность за свою жизнь.
Обсуждение бюджета поможет вам понять, почему родители выделяют именно такую сумму на карманные расходы, и при каких условиях она может увеличиться.
«Тот, кто не научился планировать бюджет, постоянно испытывает нехватку денег. Он нервничает, зависит от работодателя и часто боится уйти с нелюбимой работы и оказаться на мели. В конечном счёте такие люди рискуют прожить жизнь совсем не так, как хотелось бы. Чтобы более свободно выбирать сферу деятельности, формат отдыха и место для жизни, нужно иметь накопления — финансовую «подушку безопасности»».
Возьмите на себя часть расходов
В младших классах ученики покупают сладости, игрушки, а некоторые часть денег откладывают, например, на планшет. В средней и старшей школе подростки платят за телефон, покупают косметику, подарки, канцелярию и кое-что из одежды. Чтобы сделать шаг вперёд и научиться ответственно пользоваться деньгами, нужно взять одну из статей расходов под свой контроль.
Мамам и папам бывает сложно полностью доверить ребёнку покупку школьных принадлежностей или пополнение гардероба, но это полезный опыт для всей семьи. Попросите взрослых посчитать, сколько денег в среднем в месяц уходит, например, на интернет, подарки друзьям или покупку вашей обуви. После этого попросите выдать вам эту сумму и позволить самостоятельно принимать решения. Через 4 недели или раньше, если деньги внезапно закончатся, обсудите результаты эксперимента и решите, на каких условиях продолжать его.
И взрослому, и вам может быть страшно, что вы купите некачественный товар или потеряете деньги, но риск — часть финансового менеджмента. Неношенную обувь после покупки можно вернуть в течение двух недель, а в случае потери денег вам придётся найти решение: заработать, сэкономить или походить ещё сезон в старых кедах. В любом случае полная ответственность за конкретную строчку семейного бюджета поможет «прокачать» финансовую грамотность.
«Если родители не торопятся посвящать школьника в долгосрочные планы, ему следует спросить об этом. Полезно уже в 13-14 лет понимать, в какой форме родители собираются помогать ребёнку в будущем. Например, кто-то готов оплачивать сыну или дочери аренду квартиры в период студенчества, другие надеются, что ребёнок переедет в общежитие, но готовы оплачивать текущие расходы».
Научитесь откладывать деньги
Вести учёт
Управлять можно тем, что удаётся посчитать, поэтому эксперты советуют фиксировать все поступления и траты. Можно вести записи и в бумажном блокноте, можно — в мобильном приложении, где статистика отображаетя автоматически, а данные представлены в форме диаграм.
Если карманных денег мало, ведение учёта может показаться бессмысленным, ведь и так всё ясно: дали 100 рублей на проезд и 40 на булочку — на то они и ушли без остатка. В этом случае статистика доходов и расходов поможет в разговоре с родителями аргументировать, почему вам нужно больше денег. Научиться пользоваться деньгами, когда они полностью уходят на проезд и обед в столовой, затруднительно.
Учёт более щедрых карманных начислений покажет, какие статьи расходов преобладают, и вы сможете оптимизировать их. Например, если телефон и интернет «съедают» больше, чем вам хотелось бы, стоит пересмотреть список платных услуг и покупок в приложениях.
Придерживаться уровня расходов
Даже при регулярных карманных поступлениях школьники иногда получают неожиданные приятные бонусы: выигрыш в лотерею, денежная награда за участие в олимпиаде, подработка, подарок к празднику. Несмотря на внезапный доход следует придерживаться своего привычного уровня трат.
«Главная идея финансового менеджмента — чётко понимать свой бюджет и следить, чтобы доходы не превышали расходы».
Пользоваться финансовыми приёмами
Чтобы выбрать среди известных методов накопления или придумать свой, нужно попробовать разные варианты.
Можно взять за основу идею 4 конвертов: отложить в копилку 10-20% от ежемесячных поступлений, а остальное разделить на количество недель в текущем месяце. Например, в феврале школьник получил 1100 рублей: 100 из них нужно отложить, а 1000 разделить на 4 конверта по 250 рублей и тратить в неделю только эту сумму.
Другой принцип называется «7 кувшинов»: все поступления нужно распределить по видам расходов и так же отложить примерно 10% для накоплений. Количество и названия кувшинов можно определять самостоятельно. Главное — придерживаться запланированного бюджета и не вытаскивать из «кувшина»-копилки деньги на кино и мороженое. Например, старшеклассник получает в месяц 2400 рублей: 10% сразу откладывает в неприкосновенный запас, остаётся 2400-240=2160 рублей. Допустим, 20% ученик помещает в подарочный «кувшин» — это ещё 480 рублей, а остальное 2160-480=1680 тратит.
Некоторые совмещают два метода планирования бюджета: например, откладывают в копилку и на подарки, а остальное делят на 4 конверта — каждый для недельных трат. Так, если у школьника остаётся 1680 рублей, то в каждом конверте окажется 420 рублей для развлечений или сладостей в неделю.
В школьные годы важно получать знания, пробовать себя в разных сферах: ходить на танцы или карате, понимать, что тебе нравится, и в то же время развлекаться. Школа — это удивительное время, когда на молодом человеке ещё не лежит полная ответственность и есть внутренняя свобода, которая с возрастом постепенно исчезает.
Здорово, если у вас есть возможность подрабатывать не во вред учёбе. Летом можно устроиться на стажировку в компанию: за несложную работу помощником юриста или маркетолога школьникам платят небольшую сумму денег. Родители могут помочь найти временную работу через знакомых. При этом в ущерб образованию работать не стоит — больших денег вы не получите, а время для развития будет упущено.
Находить дополнительные источники дохода
Если хочется накопить на крупную покупку, нужно разделить её стоимость на среднюю сумму ежемесячного дохода. Так вы примерно поймёте, сколько времени придётся копить. Чтобы ускорить процесс, стоит сократить некоторые статьи расходов и найти возможность подзаработать.
В школьные годы важно получать знания, пробовать себя в разных сферах: ходить на танцы или карате, понимать, что тебе нравится, и в то же время развлекаться. Школа — это удивительное время, когда на молодом человеке ещё не лежит полная ответственность и есть внутренняя свобода, которая с возрастом постепенно исчезает.
Здорово, если у вас есть возможность подрабатывать не во вред учёбе. Летом можно устроиться на стажировку в компанию: за несложную работу помощником юриста или маркетолога школьникам платят небольшую сумму денег. Родители могут помочь найти временную работу через знакомых. При этом в ущерб образованию работать не стоит — больших денег вы не получите, а время для развития будет упущено.
Начните тратить с умом
Пользоваться списком покупок
Обычно список помогает не забыть купить необходимое, но он также способен удержать вас от ненужных приобретений. Удобно пользоваться списком в приложении: можно синхронизировать его на устройствах всех членов семьи и в режиме реального времени отмечать, что куплено, а чего не хватает.
Расплачиваться наличными
Банковские карты — современный и удобный инструмент. При этом контролировать расходы проще, имея живые деньги в кошельке. Финансовый эксперт и писатель Дэйв Рэмси рассказывает о результатах исследования, в котором при оплате картой посетители кафе тратят на 42-178% больше, чем клиенты с наличкой. Психологически проще расстаться с деньгами на счёте в банке, поскольку их движение незаметно. Лучше хранить деньги на карте, а перед походом в кино, кафе или магазин снимать запланированную сумму.
Выдерживать паузу
Для мелких покупок полезно обдумать решение в течение 10 секунд: «Действительно ли стоит купить сейчас этот батончик/брелок на кассе?». Над крупными приобретениями стоит размышлять в течение месяца.
Углубите знания в области финансов
Мы включили в список проверенные десятилетиями бестселлеры по управлению деньгами и несколько современных пособий, выпущенных издательством «Альпина Паблишер».
📗 Идеи книги «Самый богатый человек в Вавилоне» Джорджа Клейсона легли в основу разных пособий по управлению финансами. На примере ситуаций из жизни древних торговцев автор рассказывает о правилах использования денег.
📘 «Думай и богатей» Наполеона Хилла впервые издана в 1937 году. Более 80 лет книга входит в число бизнес-бестселлеров и рассказывает, как добиться успеха в любом деле.
📗 В книге «Kakebo» отражена японская система ведения семейного бюджета. Она помогает разобраться, почему не хватает денег, и содержит практичный инструмент учёта семейных финансов — «Паспорт kakebo».
📙 Авторы Гэри Бельски и Томас Гилович предлагают читателям ответить на вопросы и найти решения в различных ситуациях, а затем анализируют их. Книга «Психологические ловушки денег» поможет разобраться с шаблонами неэффективного мышления и научиться принимать рациональные решения.
📗 В «Основах финансовой грамотности» инвестор Артём Богдашевский рассказывает, как учитывать расходы и получать пассивный доход с помощью облигаций.
Что запомнить
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Как тратить разумно: 5 лайфхаков от финансового эксперта
Шаг 1. Планировать бюджет на год.
«У вас в голове должно быть четкое представление о своих финансах. Задайте себе несколько главных вопросов: сколько вы зарабатываете, каким будет средний доход в месяц и затем — в год, сколько вы тратите, сходится ли баланс между дебетом и кредитом? Важно, чтобы вам не просто хватало на все нужды, но и удавалось откладывать на будущее.
Сядьте и распишите крупные планируемые траты в будущем году. Идеально это делать как раз перед Новым годом. Пример: 100 тысяч на отпуск, 50 тысяч на КАСКО, 10 тысяч на закупку детской одежды во время распродаж, 15 тысяч на курсы языка и так далее. Благодаря этому нехитрому упражнению вы увидите картину: сколько денег вам надо найти как бы сверх повседневной жизни. Делим получившуюся сумму на количество месяцев и выясняем, сколько надо зарабатывать и откладывать, чтобы хватило на все. Условно: отпуск через пять месяцев, значит, вам надо откладывать по 20 тысяч в месяц. Кстати, помните, что те же авиабилеты выгоднее покупать сильно заранее, попробуйте учесть и это при планировании бюджета на отдых».
Шаг 2. Распределить траты.
«Идеальная формула семейного бюджета — 50-30-20. По ней 50% — это ваши обязательные платежи (кредиты, еда, коммунальные платежи, плановое медицинское обследование и прочее), 30% — «приятные траты» (одежда, обувь, покупка техники, путешествия, маникюр, косметолог, рестораны), 20% — инвестиции (накопления и из этих же средств — благотворительность). Посчитаем в цифрах. Предположим, вы зарабатываете 100 тысяч рублей. Значит, 50 вы должны тратить на основные вещи, без которых не обойтись, 30 — на развлечения и необязательные, но желаемые покупки, 20 — в «заначку». Важно проанализировать свои расходы: действительно ли ваши повседневные траты такие уж обязательные?
Для примера: оплата проезда — обязательная строка расходов. Но если вы ездите на такси — то это уже ваша » приятная трата». Еда — вроде бы еще одна непременная строчка. Но если вы предпочитаете питаться в кафе, покупаете фастфуд, не можете отказаться от дорогих десертов — это снова другая категория трат. Я не призываю отказываться от маникюра, но его нужно запланировать в соответствующую графу расходов».
Шаг 3. Делать покупки с умом.
«Тут есть несколько правил, благодаря которым у вас все получится. Про первое, наверное, знают все. Не ходите в магазин голодными! Иначе в вашей продуктовой корзине непременно окажется все самое вкусное и неполезное, скорее всего, состоящее из быстрых углеводов. Определите заранее, сколько денег вы можете потратить сегодня. Договоритесь с собой, что вы ни за что не выйдете за рамки этой суммы. Самый простой вариант — взять с собой наличные. Но тогда пропадет возможность использования кешбэка или накопления миль, поэтому я не сторонник наличности. Важно: составьте список покупок. В идеале заранее придумайте примерное меню на всю неделю и распишите продукты, исходя из этих планов. Список поможет вам не купить ничего лишнего. И не забыть при этом ничего нужного!
Простой пример: забыли купить яйца, сахар, муку, гречку. В магазине рядом с домом все эти товары дороже, чем в гипермаркете. Если каждая позиция хотя бы плюс 20 рублей, то в чеке будет уже около 100 рублей. Вроде мелочь, но если так «терять память» раз в неделю, то получится минус 5200 рублей в год. Возможно, это ваш новый пуховик, купленный в «черную пятницу».
Помните, что все самые бюджетные товары в магазинах расположены на нижних полках. Самые дорогие — на уровне глаз. А еще скачайте себе на смартфон полезное приложение для покупок. Например, «Едадил» — он аккумулирует скидки и акции во всех близлежащих магазинах (по геолокации). Нет смысла «охотиться» на сметану, которая дешевле на три рубля. А вот покупка впрок подгузников или стирального порошка будет выгодной.
Однажды я читала интервью Джулии Робертс о том, как она тратит деньги. Актриса зарабатывает миллионы долларов и может позволить себе все, что хочет. Но она говорит: «Если я вижу, что в одном магазине молоко стоит пять долларов, а в другом — три, то я пойду туда, где дешевле. Я не вижу смысла переплачивать». Экономить — не значит покупать самое дешевое и думать, что это выгодно. Экономить — это беречь свои деньги. И помнить о том, что они достаются трудом, а не падают с неба. Джулия это знает».
Шаг 4. Копить и откладывать.
«Золотое правило накоплений звучит просто: «Сначала откладываем — потом тратим». Согласно идеальной схеме распределения бюджета (50-30-20) 20% дохода должно уходить в накопления и/или инвестиции. Для многих это очень существенно. Поэтому надо начать хотя бы с 10%. Это обязательное упражнение! Получили зарплату — убираем тут же 10%. Потом распределяем остаток. «Убрать» можно куда угодно. Лучше — на счет в банке, куда сложно добраться (пополняемый депозит). Не надейтесь на схему «буду жить месяц, а потом все «лишнее» отложу». Не останется ничего, скорее всего. Что делать, если доход нестабильный? Логика та же. Получили 1000 рублей — тут же убрали 100. Кажется, мелочь. Но из нее к концу месяца может собраться приличная сумма».
Шаг 5 (самый главный). Мотивировать себя.
«Не стоит браться за контроль финансов, если вы не готовы морально. Это как с правильным питанием. Вы можете срываться. Гораздо лучше идут дела, если есть Цель (да, именно так — с большой буквы). У всех она своя — поскорее выплатить ипотеку, съездить в отпуск, купить автомобиль мечты или сделать ремонт в квартире. Если у вас трудности именно психологического плана («не могу себя заставить», «я такая транжира») — мотивация особенно важна. Поставьте перед собой задачу и идите к ней.
Есть еще одна сложность: иногда до Цели приходится добираться слишком маленькими шагами, это тоже мешает мотивации. Пример: вы хотите свою квартиру, мечтаете хотя бы об ипотеке, но можете позволить себе откладывать только 10 тысяч в месяц. И вам кажется: «Ну вот что такое 10 тысяч в рамках цен на жилье? Капля в море! И сколько я буду копить? Сто лет? Кому это нужно, лучше пойду новые туфли куплю, они меня уже сегодня порадуют». И все — вы еще на месяц отложили мечты о своем жилье.
На самом деле маленький шаг — это все-таки шаг. 10 тысяч в месяц — это 120 тысяч в год (а если прибавить проценты по вкладу, будет больше). Два-три года — и уже можно задумываться об ипотеке в Подмосковье, к примеру. А если Цель не такая глобальная, то дела пойдут еще быстрее.
Важно: не надо отказываться сразу от всего. Урезая » приятные траты», часть все-таки оставьте. Финансовый контроль не должен делать вас несчастным человеком. Наоборот, его цель — сделать вашу жизнь более упорядоченной и спокойной».
Как подростки тратят карманные деньги
Дети получают от родителей небольшие суммы, которые не всегда тратятся по назначению. Подразумевается, что деньги будут потрачены на школьные обеды, безделушки, посиделки в кафе с друзьями. Но что обычно приобретают подростки на полученные карманные деньги?
Статистика разных стран
В каждой стране существуют свои традиции, сколько давать ребенку на карманные расходы. Сумма зависит от того, какой доход в семье, а также род ители сами устанавливают планку финансовых поступлений подростку.
Сколько карманных денег дают детям в разных странах (по результатам статистических данных американской компании TNS ):
Основным источником дохода у подростков являются, конечно же, родители или родственники. Старшеклассники, как правило, стараются найти подработку, чтобы иметь собственный доход.
Подростки из разных стран тратят полученные деньги по-разному. Например, европейских подростков родители учат экономить, поэтому они обычно откладывают часть суммы. Школьники из России, Украины, Беларуси часто тратят все, что получили.
Куда уходят карманные деньги
Современные мальчики и девочки предпочитают тратить деньги в интернет-магазинах. Подростки из разных стран приобретают модную одежду, обувь, аксессуары в интернете. Старшеклассники стараются отложить часть карманных денег, чтобы приобрести новый гаджет: мобильный телефон, планшет, ноутбук. Естественно, собирать приходится долго, поэтому обычно родители добавляют недостающую сумму из семейного бюджета. Девочки тратят карманные деньги на украшения, косметику, бижутерию.
Такое поведение может свидетельствовать о том, что ребенок не ценит труд родителей, не знает цену деньгам, либо суммы уходят на запрещенные препараты (алкоголь, никотин и т.д.). Возможно, вашему сыну нравится девочка, и он покупает ей подарки, чтобы привлечь внимание. В любом случае, нужно поговорить с сыном или дочерью и выяснить, какой мотив движет к неоправданным тратам.
Нужны ли карманные деньги
Если правильно организовать финансовые поступления, они станут не баловством, а инструментом, который научит человека пользоваться деньгами. Этот навык важен для дальнейшей жизни, ведь взрослый человек должен уметь грамотно распределять поступающие суммы.
Родители, которые выступают против финансирования детей, считают, что карманные суммы разбалуют подростков. Дети не будут знать цену деньгам и потратят их на ненужные безделушки или вредный фаст-фуд. А еще подростки быстро привыкают, что родители их финансируют, и могут шантажировать этим, например, будут требовать денежное вознаграждение за хорошие оценки.
Мамы и папы, которые регулярно снабжают сыновей и дочерей карманными суммами, говорят, что собственные деньги научат подростков грамотно ими распоряжаться. Они смогут откладывать часть суммы на серьезную покупку, научатся экономить и не разбрасываться купюрами. Также немаловажно, что подросток, которому не дают карманных денег, будет чувствовать себя неуверенно среди друзей. У подростка может развиться комплекс неполноценности, когда друзья будут совершать покупки, а он будет скромно стоять в стороне.
Родителям нужно обсуждать с детьми финансовые вопросы, учить, как правильно распоряжаться деньгами и, конечно же, подавать пример. Ведь если мама или папа бездумно тратят боль шие суммы на ненужные вещи, подростки наверняка будут копировать их поведение.
Какие цели преследуют родители, выдавая карманные деньги
Еженедельная сумма, которую получает от взрослых подросток – это не награ да за хорошее поведение или учебу. Ребенок сам решает, на что он потратит полученные деньги, и не должен отчитываться перед взрослыми. Не стоит контролировать каждую покупку, иначе смысл еженедельного финансирования пропадает. Подросток получает определенную сумму, и он должен принять решение, на что ее потратить, либо отложить, чтобы накопить на покупку дорогой вещи. Так человек учится распоряжаться финансами, и этот навык пригодится ему в дальнейшей, взрослой, жизни.
Какую сумму выделять на карманные расходы
Родители должны сами решить, сколько денег давать подростку. Многое зависит от семейного дохода, но даже если мама или папа имеют приличный заработок, не нужно выделять крупные суммы де тям. Примерно определите, куда сын или дочь смогут потратить карманные деньги. С подростком можно договориться заранее, что он будет самостоятельно оплачивать школьные обеды, проездной, часть канцелярских принадлежностей для уроков. Ребенок почувствует свою значимость, ведь он непосредственно участвует в распределении семейных финансов.
Что нужно знать родителям
Отношение к деньгам может быть разным, но задача родителей – научить детей грамотно распоряжаться собственными финансами. Это поможет в дальнейшем правильно ра спределять полученные средства и избежать многочисленных финансовых проблем.
Карманные деньги: как научить детей правильно распоряжаться финансами
Современных детей и подростков всё чаще называют поколением потребителей, поскольку «им всё очень просто достаётся». Сменилась система ценностей, по первому требованию всё покупается (не важно – потерял, сломал и т.п.), у детей нет понимания, каким трудом зарабатываются деньги, нет навыков бережливости (мы говорим о среднестатистической российской семье). А в целом и дети, и родители финансово безграмотны, не умеют и не хотят разбираться в элементарных правилах и законах, зачастую поступают нерационально (например, влезают в долги, набирают кредитов и микрозаймов). Экономисты, педагоги и психологи говорят о том, что культуру отношения к деньгам и основы финансовой грамотности надо воспитывать и закладывать с детства. И хорошим инструментом для этого являются так называемые карманные деньги.
Как правильно давать детям деньги, на какие расходы, нужно ли контролировать траты – об этом мы поговорили с кандидатом психологических наук, деканом гуманитарно-правового факультета ТИ МГЭУ Татьяной Попковой.
Для начала советуем пройти небольшой личностный тест, который обозначит основные пункты в том, что вы делаете правильно или ошибочно в вопросе финансового воспитания детей, с точки зрения специалистов.
Формируем правильное монетарное поведение
Если говорить примитивно упрощая, то нынешние дети считают, что деньги родители берут из банкоматов. Но отношение к деньгам складывается не стихийно и не в то время, когда ребенок стал подростком и требует самостоятельности и независимости, а значит и собственных финансов.
— С малых лет ребенок, наблюдая в семье за экономическим поведением родителей (траты, сбережения, пожертвование и др.), вырабатывает это отношение. В каждой семье есть много мифов, историй про деньги, про богатых и не очень, про зарабатывание и расставание с деньгами. Конечно, отношение к деньгам в целом трансформируется на фоне изменения общества. Поэтому и дети сейчас другие, и думают по-другому.
В советские годы в семьях практика давать наличные карманные деньги была не особо распространена. Тогда дети на мороженое, как правило, получали деньги, просто забирая часть сдачи после похода в магазин. Сегодня другие реалии – безналичный расчёт, высокие цены, огромное разнообразие финансовых организаций и банковских услуг, расцвет мошенничества. Всё это требует от нас и наших детей быть финансово грамотными. Поэтому психологи советуют вводить ребенка в круг хозяйственных забот семьи уже с раннего детства.
Очень важно, чтобы ребенок понимал, откуда деньги берутся (папа и мама зарабатывают) и что их количество ограничено. Ребенок должен знать прожиточный минимум семьи, участвовать в ведении домашнего хозяйства. Не нужно скрывать от него семейных финансовых проблем, о них надо говорить вслух, устраивать общие советы по этому поводу. Следует учить детей обращаться с деньгами, а не оберегать их от этого вопроса. Например, подарите копилку, при этом осторожно намекнув, что копить можно не только для себя, но и на подарок маме ко дню рождения.
Отказываясь что-либо купить ребенку, лучше не объяснять это отсутствием денег, особенно если он прекрасно видел у вас в кошельке крупные купюры. Объясните, что на сегодняшний день все покупки у вас распланированы и на желанную для него вещь денег не предусмотрено.
Учите ребенка планировать траты. Например, собираясь в парк, обсудите с ним, сколько денег и на что вы собираетесь потратить. Постарайтесь не выходить за поставленные рамки. Иначе ребенок решит, что ваши планы ничего не значат, достаточно устроить истерику — и он все получит.
Если в семье есть традиции благотворительности, то ребенок тоже должен быть к ним причастен. В данном случае финансовый вопрос тесно переплетается с морально-этическим воспитанием.
— Разумеется, в каждой семье к этому перечню могут быть добавлены какие-то собственные обстоятельства, позволяющие придать «денежному вопросу» воспитательный аспект. Но во всех случаях остается главное: надо научить ребенка относиться к деньгам как к ценности, в которой заключен нелегкий труд его родителей.
Потерял деньги, взял в долг – наказываем?
Приучайте ребенка к тому, что взятые в долг деньги необходимо всегда отдавать и желательно в срок, иначе окружающие перестанут ему доверять. Надо заранее объяснять, что это такое в целом – брать в долг или в кредит, в каких ситуациях можно взять в долг, а в каких не стоит. Рассказать о своих примерах, когда брали взаймы (если были такие) или примерах друзей/знакомых. Пояснить, чем чреваты займы и проценты, а также последствия задолженностей по платежам.
С ребенком, взявшим деньги без спросу, следует серьезно поговорить. Ни в коем случае не следует называть этот поступок воровством или угрожать милицией и тюрьмой. Скажите ему: «Мы привыкли тебе доверять, и нас очень огорчает то, что ты не спросил у нас, прежде чем взять эти деньги. А вдруг они были отложены на что-то важное, например, на твою новую куртку, и нам не хватит именно той суммы, которую ты взял?».
Если ребёнок потерял деньги, не рубим с плеча. Важно выяснить причину потери: невнимательность, украли, пр. Можно сказать о том, что жалко потерянную сумму, что ситуация не приятна. Объяснить, как вести себя, чтобы это больше не повторялось. Можно смоделировать ситуации в форме игры и посмотреть за поведением ребенка, чтобы его скорректировать.
Потребность в карманных деньгах возникает, как правило, со школьного возраста, когда у ребенка появляется в силу объективных причин больше самостоятельности, есть возможность проявить экономическое поведение (например, купить в столовой пирожок в дополнение к завтраку/обеду или какой-нибудь сувенир в поездке с классом). Важно, чтобы к этому моменту ребенок разбирался в деньгах, умел считать, мог соотнести цену товара и количество наличных, не боялся спросить незнакомых людей (продавцов, кассиров) нужную информацию и т.д.
Что такое карманные деньги по сути? Эксперты считают, что финансирование каких-то базовых нужд (перекусы в школе, транспорт, канцтовары) – это необходимость. Безусловно, такие траты тоже учат детей финансовой грамотности и могут помочь дисциплинировать ребёнка. На эти потребности деньги следует давать без всяких условий, объясняя важность данных действий. А вот карманные деньги – это свободные финансы, которые ребёнок тратит по своему усмотрению. И здесь уже всё зависит от возможностей семейного бюджета и установок самих родителей, семейных правил.
Контроль? Нет! Советы…
Траты и потребности можно и нужно обсуждать с ребёнком, чтобы предостеречь от ошибок или помочь разобраться в финансовых операциях и правилах. Можно давать советы, но не требовать и не указывать в авторитарном режиме. Отсюда возникает вопрос о контроле трат карманных денег.
— Лучше изначально сформировать доверительные отношения с ребенком, которому будет просто вам рассказать о тратах. Объяснять, что может быть не совсем правильно в его монетарном поведении, призывать к рациональности. Накопленные или полученные в подарок деньги ребенок имеет право потратить так, как ему хочется.
Откуда ребёнку взять карманные деньги?
Источников получения карманных денег может быть несколько. Во-первых, специалисты советуют выдавать деньги системно, то есть периодически: раз в неделю, подросткам – раз в месяц. Это поможет научить планировать свои расходы. Важно не пополнять кошелёк на основании того, что ребёнок уже всё потратил раньше срока.
Старшим можно предложить подработать, тем более что с 14 лет у ребят есть официальные возможности работать и биржи труда достаточно много уделяют внимания занятости несовершеннолетних.
Иногда деньги в качестве подарка дарят бабушки/дедушки на праздники и дни рождения. Многие дети предпочитают откладывать их в копилку на более крупную покупку, чем шоколадка или комиксы. Кстати, если вы предложили ребенку накопить денег, то дайте ему возможность пополнять копилку. Пусть он, например, оставляет себе сдачу после похода в магазин. Иначе для пополнения своих средств он может найти другой источник, не всегда законный. Однако тут есть свои подводные камни: деньги как средство поощрения и наказания использоваться не должны.
— Я против того, чтобы давать деньги за хорошие оценки, хотя знаю семьи, где это практикуется и родителям нравится. Мы должны помнить, что в учебе важен познавательный мотив. При оплате оценок данный мотив смещается на выгоду. Кроме того, у ребенка должны быть обязанности по дому, которые он выполняет бесплатно. «Оплачивая» детям помощь семье и учебу, мы можем вырастить эгоистов, «потребителей» по жизни, не способных на бескорыстную отдачу.