как понять что можно посадить ребенка
Как понять что можно посадить ребенка
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Доктора считают, что если мышечная и костная системы ребенка будут готовы, малыш начнет садиться сам.
Статья:
К шести месяцам ребенок совершает первый шаг в освоении вертикального пространства — он обучается не только сидеть, но и садиться самостоятельно.
Теперь у вашего малыша появится больше возможностей увидеть окружающий мир, а у вас наконец-то будет больше времени. Если посадить ребенка в высокий стульчик или в манеж, малыш будет играть и наблюдать за вами, ну а вы в это время сможете сделать уборку или приготовить ужин. Так как научить ребенка сидеть?
Сроки и нормы
Когда малыш должен начать сидеть? Однозначного ответа нет. Доктора считают, что если мышечная и костная системы ребенка будут готовы, малыш начнет садиться сам. Многие дети начинают эти попытки уже в 5 месяцев, при условии что их помещают на поверхность, приподнятую под небольшим углом, — на колени родителей, в автолюльку, детский гамак.
Более уверенные попытки сесть ребенок предпринимает к 5-6 месяцам, после того как научится переворачиваться и подтягиваться руками. В 6 месяцев ребенок уже совершает настоящие попытки сесть — опирается на руку, через бочок опускается на попу. К 7 месяцам он сидит с прямой спиной. А в 8 месяцев ребенок полностью самостоятелен.
Но это—усредненные показатели. Иногда дети отстают в развитии, иногда—опережают его. Некоторые начинают стоять раньше, чем сидеть. И если грамотного спросить врача: «Во сколько ребенок начинает сидеть?» — то он ответит: «Здоровый ребенок может сесть и в год».
Стоит ли обгонять всех?
Каждая мама гордится новыми достижениями своего чада, а многие не прочь похвастаться перед подругами чем-нибудь таким, что, на их взгляд, выгодно выделяет их ребенка на фоне других, — ранним развитием. «Мой ребенок уже в 5 месяцев сидит», — говорят они, обкладывая ребенка подушками со всех сторон, чтобы не заваливался на бок. А малыш тоже рад: несмотря на то что его мышцы еще слабы и не держат спину, ему приятно находиться в одной плоскости с родителями. Но полезно ли это?
Способность сидеть с достаточно прямой спиной, не опираясь на подушки, зависит от крепости мышц. А она приходит лишь с возрастом — от 6 до 8 месяцев. Однако развитие ребенка очень индивидуально, и даже в 8 месяцев допустимо небольшое запаздывание физического развития.
Как правило, более вялые мышцы у очень крупных и полных малышей, у недоношенных и деток, родившихся с малым весом. Более подробно о недоношенных детях мы писали в статье:
Упражнения по укреплению мышц ребенка
При слабости мышц спины ребенок будет сидеть с круглой спинкой, при слабости брюшного пресса станет падать назад, при слабых боковых мышцах — заваливаться на бок. Ускорить процесс укрепления мышц помогут массаж и гимнастика.
Тонизирующий массаж стимулирует боковые мышцы туловища и брюшного пресса, а также укрепляет руки. Гимнастикой лучше заниматься, когда ребенок выспался и накормлен.
Упражнение №1 Подтягивание за ручки
(упражнение на пресс). Ребенок лежит на спине. Легонько тяните ребенка за одну руку крест-накрест (его правую руку своей правой и наоборот), стимулируя сесть.
Свободной рукой фиксируйте ножки малыша над коленями, прижимая слегка их к поверхности, на которой он лежит. Однако не давайте ребенку сидеть самостоятельно, он к этому еще не готов. Пусть «виснет», подтянувшись на ваших руках.
Упражнение №2 Круговые вращения
(тренируем боковые мышцы живота). Посадив малыша, одной рукой зафиксируйте его ноги, большой палец другой вложите в ладонь крохи, обхватив остальными пальцами кисть ребенка. В таком положении раскачивайте за ручку ребенка вправо-влево, вперед-назад, делая круговые движения.
Упражнение № 3 Поклоны
(тренируем мышцы спины). Поставьте малыша ножками на стол, чтобы он к вам стоял спинкой.
Одной рукой ухватите его ножки, другой поддерживайте под животик. Легонько надавите ему на спинку, побуждая ребенка наклониться вперед. Потом подтолкните рукой под животик, чтобы он выпрямился.
Стимулируйте интерес ребенка к вертикальному положению, устраивая его у себя на коленях (пусть ваш живот и руки поддерживают его спинку). Допустимо сажать малыша в коляске на подушку — но не прямо, а с наклоном 30° с упором на подушку.
Когда костно-мышечный корсет у ребенка готов к нагрузке, малыш садится самостоятельно, поворачиваясь на бок или подтягиваясь за решетку кроватки. Вплоть до 13-14 месяцев дети помогают себе рукой. потом мышцы спины укрепляются настолько, что ребенок может сесть с помощью одних лишь мышц живота, таза и бедер.
Как понять, что уже пора?
Если малыш может легко поднимать грудную клетку, лежа на животе, умеет переворачиваться в обе стороны и пытается подтянуться из положения «лежа на спине», это значит, что его мышцы шеи и груди окрепли для того, чтобы ребенок мог держать самостоятельно тело в вертикальном положении (пока с помощью дополнительной опоры).
Почему нельзя торопиться?
Падения на бок и круглая спинка говорят родителям о том, что мышцы спины еще не готовы. Поэтому таких детей требуется высаживать с поддержкой спины и лишь на наклонную поверхность (к себе на колени, в стульчик с наклоном спинки 30°).
Если пытаться посадить малыша со слабой спиной вертикально, можно получить не раннее развитие, а ранний сколиоз или другие заболевания позвоночника.
Как понять что можно посадить ребенка
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Примерные сроки когда малыш начинает самостоятельно садиться, от чего они зависят и как на них повлиять.
Статья:
Время, когда ребёнок начинает сидеть сам, очень индивидуально. Многим папам и мамам хочется, чтобы их малыш быстро и правильно развивался, а опережающие достижения сверстников начинают вызывать беспокойство, особенно у молодых родителей.
Но не стоит ставить свои желания выше здоровья ребёнка. Есть определённые нормы развития детей, которые подтверждены знаниями специалистов в этой области. А вопрос, с какого времени малыш должен сидеть самостоятельно, очень серьёзный, ведь от этого зависит будущее здоровье ребёнка.
Примерные сроки
Позвоночник родившегося младенца не может находиться в отвесном положении — мышцы его тела ещё не развиты. Поэтому медики не рекомендуют специально усаживать кроху, он должен это сделать сам. Если малыш достаточно развит, то он обязательно сядет самостоятельно.
Постепенно растущий ребёнок развивает мышцы шеи и учится держать голову. С каждой неделей у него появляются новые навыки, вскоре дети учатся переворачиваться на спину. Следующим шагом будет умение садиться.
В среднем, попытки сесть начинаются в 5 месяцев. По поведению малыша понятно, что ему хочется это сделать, ведь когда ты сидишь, можно увидеть гораздо больше предметов! В этом случае, некоторые родители берут кроху за ручонки и тянут на себя, а он пытается сесть. При этом вряд ли он не может сделать это самостоятельно, хотя некоторым детям удаётся сесть из полулежачего положения.
Родители должны помнить, что это приблизительные нормы. Каждый малыш развивается в этом возрасте очень индивидуально, поэтому расхождение с нормой на несколько месяцев не считается нарушением. Замечено, что даже в одной многодетной семье у каждого ребёнка все достижения индивидуальны и могут отличаться на несколько месяцев, будь то мальчик или девочка.
Можно ли сажать ребёнка специально
Каждая мама хочет, чтобы её малыш развивался быстрее, и когда ребёнок начинает садиться, родители получают значительное облегчение.
Большинство детей в 5 месяцев уже могут держать спину если помочь им сесть. Некоторые родители торопятся поскорее обложить кроху подушками, думая, что это поможет закрепить результат. Особенно представители старшего поколения очень любят давать подобные советы. Но нужно проявлять максимум терпения и ждать, когда ваш малыш будет готов.
Специально усаживая малыша раньше того момента, пока он сам начнёт это делать, можно серьёзно навредить его позвоночнику. Если ребёнок не садится самостоятельно, значит спина ещё недостаточно окрепла и не готова к этой нагрузке. Но даже если кроха сел в 5–7 месяцев самостоятельно, нельзя фиксировать его в положении «сидя» подушками!
Как можно понять, что время, когда ребёнок должен самостоятельно сидеть, ещё не наступило? Грудничок падает на бок, его спинка во время сидения округляется. Не следует специально сажать детей раньше семимесячного возраста.
Раннее сидение — большая нагрузка на позвоночник, а он у грудничков ещё мягкий, хрящи могут с лёгкостью сдвинуться с места. Подобная спешка в дальнейшем чревата искривлением позвоночника, деформацией костей таза и другими негативными последствиями.
Роль массажа в сидении малышей
Вроде пришло время, малыш должен удерживаться в вертикальном положении самостоятельно, но никак не может этого сделать. Родители начинают тревожиться и выяснять, во сколько месяцев дети начинают сидеть у друзей, родителей и специалистов.
Даже если грудничку исполнилось полгода, а он не способен выполнить это действие, ничего страшного. Необходимо ждать, когда позвоночник станет крепче.
Ребёнку исполнилось 8 месяцев, но и в этом возрасте нет сдвигов? Пришло время ему помочь и начать делать массаж. Ведь когда малыш малоподвижен, все его мышцы находятся в расслабленном состоянии, поэтому им нужно помочь стать более крепкими. Особенно это относится к детям с дистонией.
Записаться на детский массаж можно в своей поликлинике, можно обратиться к хорошим частным специалистам, или выполнять процедуру самостоятельно. Важно воздействовать на область шеи, локтевые суставы и область спины.
Существуют несколько правил массажа:
Массаж включает поглаживание, разминание и растирание, проводится в течение 20–30 минут. Выглядит техника примерно так (хорошо, если вы найдёте специалиста, который покажет вам технику):
Когда ребенок начинает сидеть, следует понаблюдать за ним: в правильном варианте его голова должна быть слегка наклонена вперёд, а верхняя часть позвоночника и область шеи распрямлена. Руки являются опорой, поясница немного согнута, ноги разведены. Если он садится как-то иначе, значит этот навык ещё не сформирован.
Упражнения для укрепления мышц
Если малыш и в 9 месяцев не может сесть самостоятельно — это не повод для паники, но консультация с врачом не будет лишней. Он определит, нет ли каких-либо проблем со здоровьем.
Кроме этого, каждая мама должна знать несколько упражнений, способных помочь крохе. Например, такие:
Водные процедуры очень полезны — все мышцы малыша хорошо тренируются, а нагрузка на область позвоночника совсем небольшая. В ванной можно выполнять целый комплекс упражнений, а если возможно, то лучше записаться в бассейн.
Хорошо тренирует мышцы малыша катание на большом мяче, на спинке и на животике. Крохе очень понравятся такие упражнения, особенно если с ним постоянно разговаривать.
Если кроха хорошо ползает, а сидеть ещё не умеет, то не следует паниковать даже в 9 месяцев. Многие родители очень волнуются по этому поводу, а нужно просто немного помочь малышу. Главное, чтобы не было проблем с костно-мышечной системой или каких-либо неврологических нарушений. В своё время он сядет без посторонней помощи.
Постепенно учите кроху сидеть на детском стуле. Начать надо с нескольких минут, потом время увеличиваем. Наклон сиденья должен быть не больше 40–45 градусов.
Мальчики и девочки: есть ли разница
Вопрос о том, когда садятся мальчики, а когда девочки, вызывает много споров. В среднем, навык сидения у девочек формируется немного позже. Независимо от пола ребёнка, необходимо подождать, когда он начнёт сидеть сам.
Когда-то врачи считали, что если девочку сажать в четырёхмесячном возрасте, то у неё сформируется изгиб матки. В настоящее время доказано, что подобные нарушения появляются не по этой причине, но торопиться всё равно не следует. Девочку можно начать присаживать в 5 месяцев, а если в возрасте полугода она сама будет делать такие движения, то это нормально.
У мальчиков этот процесс можно начать немного раньше. Мышечный корсет будущего мужчины начинает укрепляться после 4 месяцев. Если малыш делает хорошую опору на руки и пытается сесть, ему следует немного помочь.
В целом, пол не влияет на то, в каком возрасте ребёнок начинает сидеть. Ребёнок садится по достижении определённого физического развития.
Полезные советы
Для облегчения ухода за малышом в наше время существует немало приспособлений. Но родители должны знать, какие предметы помощи в определённом возрасте грудничка могут оказаться вредными.
Все нормальные родители хотят, чтобы их дети были здоровыми и крепкими. Здесь важно помнить, что многое зависит от их отношения к ребёнку. Любые промахи в развитии крохи в самом раннем возрасте могут обернуться впоследствии серьёзными проблемами. Теперь вы знаете во сколько месяцев ребёнок начинает сидеть и чего нельзя делать, чтобы не навредить. Поэтому будьте внимательнее к здоровью своих детей!
Во сколько месяцев можно сажать девочку?
Содержание:
Примерно в возрасте полугода малыши становятся более активными, им уже не нравится просто лежать на спине, они пытаются ухватиться за поручни кроватки или мамины руки и присесть. Но родители обычно пресекают эти попытки, ведь ортопеды не рекомендуют сажать детей раньше времени. Особенно актуальным становится вопрос, когда можно сажать девочку, ведь девочка — это будущая мама и очень важно, чтобы органы малого таза у нее сформировались без отклонений. Попробуем разобраться:когда можно сажать ребенка, особенно девочку, не рискуя причинить вред ее здоровью?
Физиологическая готовность сидеть самостоятельно наступает у малышей в возрасте около шести месяцев. Но каждый ребенок индивидуален, поэтому со скольки месяцев сажают девочек — зависит и от конкретного ребенка. Одна девочка может научиться сидеть самостоятельно уже в пять месяцев, а другая — только в семь-восемь.
Ребенок начинает садиться самостоятельно, когда к этому готовы его костная и мышечная система. Раннее высаживание — это слишком большая нагрузка на позвоночник ребенка, которая может привести к деформации костей. Поэтому спешить с высаживаниями и торопить малыша не стоит, вне зависимости от его пола.
Во сколько можно сажать девочек?
В случае с ранним высаживанием девочек нагрузке подвергается не только позвоночник, но и мочеполовая система — это одна из причин, почему девочек нельзя рано сажать. Из-за раннего высаживания у девочек в будущем могут возникнуть патологии внутренних органов, например загиб шейки матки, поэтому с сидением на коленях у родителей или в стульчике девочкам лучше повременить.Сажать девочку можно, когда она сама, без помощи рук, сможет оторвать корпус от горизонтальной поверхности и сесть.
Почему нельзя сажать девочек, мы уже рассмотрели, а вот что делать, если девочка пытается садиться раньше утвержденных педиатрами сроков, например уже в четыре месяца? Задача родителей в этом случае — не помогать девочке, выкладывать ее в стороне от бортиков кроватки или коляски, лишая возможности ухватиться за них и присесть. Не рекомендуется также подкладывать под спину девочки что-либо, удерживающее ее в сидячем положении.
Но если уж малышка даже при таких условиях научится садиться сама, без помощи бортиков кроватки или рук родителей, ранее шестимесячного возраста, во сколько сажают девочек обычно, препятствовать ребенку уже не стоит.
Когда начинают сажать девочек в ходунки или прыгунки?
Поскольку дети в возрасте четырех-шести месяцев уже достаточно активны и не хотят лежать на месте, родители пытаются обеспечить им двигательную активность, покупая прыгункиили ходунки. На многих подобных приспособлениях написано, что использовать их можно с трех месяцев, но ортопеды и педиатры не рекомендуют рано сажать детей в прыгунки или ходунки. Девочке лучше вообще не пользоваться этими приспособлениями, пока она не научится сидеть самостоятельно.
Но даже если малышка уже умеет сидеть, надолго помещать ее в ходунки или прыгунки не рекомендуется — ходить она быстрее не научится, а вот неоправданные нагрузки на позвоночник и риск получить травму возрастут. Ортопеды рекомендуют пользоваться ходунками или прыгунками не более 15 минут в день.
Как правильно сажать девочек?
Когда в возрасте пяти-шести месяцев ребенку становится скучно просто лежать в кроватке, он плачет и пытается поменять позу. Если ваша малышка еще не умеет сидеть самостоятельно, можно положить ее в шезлонг или специальные детские качели. Некоторые мамы вместо шезлонга используют дома автокресло. В шезлонге или автокресле группы 0+ девочка находится в полулежачем положении — это безопасно для позвоночника и не мешает нормальному развитию органов малого таза. При этом приподнятое положение корпуса не дает ребенку скучать, осматривая все вокруг или наблюдая за мамой, занимающейся домашними делами. Если вам кажется, что ребенок слишком глубоко «проваливается» в шезлонг или кресло, подложите ему под спинку свернутую пеленку, чтобы он не сидел, а именно полулежал.
Период, когда девочка уже хочет сидеть, но еще не может сесть самостоятельно, — очень короткий. Повремените с высаживанием месяц-другой, костная система малышки окрепнет, и она сядет сама. Не стоит торопить события, задаваясь вопросом: в каком возрасте сажают девочек? Лучший способ — просто довериться природе и дождаться, пока ребенок сам сядет, встанет у опоры, а потом и пойдет.
Детский травматолог-ортопед
У молодых родителей всегда много вопросов по поводу развития их ребенка. Мы задали самые часто встречающиеся вопросы травматологу-ортопеду «ЕвроМед клиники» Дмитрию Олеговичу Сагдееву.
— Маленького ребенка рекомендуют довольно часто показывать врачу-ортопеду: в месяц, в три месяца, в шесть месяцев, в год. С чем это связано, что именно оценивает ортопед?
— Ортопед смотрит, как развивается опорно-двигательная система ребенка в периоды его активного развития, чтобы вовремя заметить возможные отклонения в ее развитии и скорректировать их. На раннем сроке – в месяц — делаем УЗИ тазобедренных суставов, чтобы не пропустить какую-либо врожденную патологию. В три-четыре месяца УЗИ повторяем для контроля, чтобы увидеть динамику развития сустава.
По результатам ультразвукового исследования врач может заподозрить нарушения формирования и динамики развития тазобедренного сустава.
Врач ультразвуковой диагностики оценивает формирование сустав по специальной шкале (шкале Графа), и далее уже ортопед определяет, требуются ли коррекция лечебной гимнастикой, нужны ли какие-либо физиопроцедуры и т.д.
Чем раньше будут выявлены отклонения в развитии ребенка, тем эффективнее будет лечение.
Примерно в шесть месяцев ребенок начинает садиться, потом он будет вставать, пойдет, и важно знать, как у него сформирован тазобедренный сустав и, если есть нарушения, успеть исправить их до этого момента.
Дисплазия тазобедренного сустава — это нарушение формирования тазобедренного сустава, которое в тяжелых формах приводит к формированию подвывиха или вывиха головки бедренной кости.
— При обнаружении дисплазии тазобедренного сустава обычно назначают ношение ортопедических конструкций: подушки Фрейка, шины Виленского и т. п. Выглядят они довольно пугающе, и родители боятся, что ребенку будет в них некомфортно.
— Ребенок не будет испытывать дискомфорт. У него еще нет устойчивого понимания, в каком положении должны находиться его нижние конечности поэтому конструкция ему мешать не будет.
При этом, благодаря воздействию этих конструкций ноги ребенка расположены под определенным углом, и в этом положении головка бедренной кости центрируется во впадину, она находится в правильном положении, с нее снимается всякая деформирующая нагрузка, что позволяет суставу правильно развиваться. Если же этого не сделать, то на головку бедренной кости будет оказываться постоянная деформирующая нагрузка, что в конечном итоге повлечет за собой подвывих и вывих бедра. Это будет уже тяжелая степень дисплазии тазобедренного сустава.
— Помимо дисплазии, на УЗИ всегда смотрят формирование ядер окостенения в тазобедренном суставе. Почему нам так важно их правильное развитие?
— Головка бедра состоит из хрящевой ткани. Ядро окостенения находится внутри головки бедра и, постепенно увеличиваясь, оно как бы армирует ее изнутри и придает структуре стабильность при осевой нагрузке. При отсутствии ядра окостенения любая осевая нагрузка на бедро приводит к его деформации, вследствие чего может развиться подвывих и далее — вывих бедра. Соответственно, если ядро окостенения не развивается или развивается с задержкой, строго запрещены любые осевые нагрузки: стоять, а тем более – ходить нельзя.
— С замедленными темпами оссификации (окостенения, формирования костей) сидеть не запрещается, при условии, что нормально сформирована крыша вертлужной впадины, головка бедренной кости центрирована. Это определяется по УЗИ.
— Что влияет на формирование ядер окостенения, каким образом можно стимулировать их развитие?
— В первую очередь – активность. Поэтому мы рекомендуем заниматься с ребенком лечебной гимнастикой сразу с рождения. Маме нужно ежедневно делать с ребенком гимнастику. Причем важно, что это должна быть обычная нагрузка, так называемая статическая – когда ребенок лежит, а мама разводит его ручки и ножки. Категорически не рекомендую набирающую сейчас популярность «динамическую гимнастику» — комплекс упражнений, в котором ребенка крутят, вертят, раскачивают, вращают за руки и ноги и пр. Такие упражнения способствуют перенапряжению формирующегося мышечно-связочного аппарата ребенка, и создают высокий риск травмы: от растяжения до вывиха с разрывом связок сустава.
С 2,5 месяцев ребенку можно и даже нужно посещать бассейн. Индивидуальные занятия с тренером в воде очень полезны для развития опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, тренировки мышц, укрепления иммунитета.
Как вспомогательная процедура полезен массаж.
Также необходим витамин Д, он стимулирует развитие костной ткани. Витамин Д рекомендуется давать практически всем детям до двух лет, а некоторым – и позже. Этот вопрос решается совместно педиатром и ортопедом, врачи подбирают дозировку препарата и длительность его приема. В нашем регионе мало солнечного света, что провоцирует дефицит витамина Д практически у всех детей, что приводит к рахиту. В Сибири у большинства детей, не принимающих витамин Д, присутствуют в той или иной степени проявления рахита.
При наличии показаний врач может назначить физиолечение: магнитотерапию, электрофорез, аппликации с полиминеральными грязевыми салфетками. Это эффективные методики, проверенные временем.
— Врачи говорят, что ребенка нельзя сажать до того, как он сядет сам, ставить, стимулировать на раннее стояние, хождение. С чем это связано?
— Это связано с тем, что у маленького ребенка опорно-двигательная система еще незрелая, и она, и центральная нервная система не готовы к активным осевым нагрузкам. Если мы начинаем ребенка активно вертикализировать, стимулировать его на то, чтобы он сидел, стоял, это может привести к деформации позвоночника, нарушению формирования суставов. На старте они должны развиваться без осевых нагрузок, так заложено природой. Системы, и, в первую очередь, – центральная нервная система, должны созреть, чтобы сигнал от мозга от, так сказать, «центрального компьютера» на периферию доходил неискаженным и ответ, от периферии к центру, тоже был адекватным. Не надо торопиться. Когда эти структуры будут готовы, ребенок сам и сядет, и поползет, и встанет.
— Какие существуют возрастные нормы, когда ребенок садится, встает?
— Определенные нормы, действительно, есть, но не надо слишком акцентировать на них свое внимание. Каждый ребенок развивается по своей индивидуальной программе, не надо подгонять всех под один стандарт. Чтобы оценить его развитие, нужно учитывать множество разных обстоятельств, начиная от особенностей течения беременности и рождения ребенка. Сроки и нормы нужны, я думаю, больше врачам, чтобы адекватно оценить, правильно ли развивается ребенок или нет, и, если есть задержка, вовремя это увидеть и помочь малышу.
Садиться дети начинают примерно в полгода, ползать – в 7-8 месяцев. Классическое развитие: ребенок сначала сел, потом пополз, потом начинает вставать, передвигаться с опорой. Потом, когда почувствовал, что готов, отрывается от опоры и делает первые самостоятельные шаги. Это происходит тогда, когда созрел опорно-двигательный аппарат, адаптировались центральная нервная система, вестибулярный аппарат. И все эти системы научились корректно работать вместе.
Некоторые дети начинают ползать раньше, чем садиться, кто-то – встанет раньше, чем поползет. Бывает, что вообще не ползает ребенок, а сразу встал и пошел. Все это особенности индивидуального развития.
— Чем плохи такие приспособления, как ходунки, позволяющие ребенку «пойти» намного раньше, развлекающие его?
— Ходунки сбивают «программу» правильного взаимодействия между центральной нервной системы, вестибулярным аппаратом и опорно-двигательным аппаратом. В ходунках ребенок занимает неестественное положение, он же не делает в них полноценный шаг, а просто висит, отталкивается носочками и передвигается в пространстве. Его мозг и мышцы запоминают эту некорректную программу вертикального положения и передвижения, и впоследствии, когда ребенок пытается начать ходить уже без ходунков, у него срабатывают эти некорректные установки, включаются не те группы мышц, которые должны его удерживать в вертикальном положении, и ребенок падает. После ходунков ребенку очень сложно удерживать равновесие самостоятельно, впоследствии достаточно трудно это скорректировать.
— Еще одна проблема, связанная с тем, что ребенка начали ставить до того, как он был готов, — плоскостопие. Верно?
— Плоскостопие бывает врожденным и функциональным (приобретенным).
Если ребенка ставят слишком рано, у него может развиться неправильная установка стопы. И нередко в результате врачи ставят диагноз плоско-вальгусной деформации стоп. Эта плоско-вальгусная установка стоп обычно не патологическая. На осмотре доктор определяет, подвижная или ригидная (малоподвижная) стопа, и, если стопа подвижная, легко выводится в положение коррекции, тогда мы не говорим о деформации, это просто неправильная установка, которая корректируется лечебной гимнастикой, правильным распределением нагрузок.
Все эти установки, на которые жалуются мамы: загребание носками, кажущееся искривление конечностей, — это следствие перехода ребенка из горизонтального положения в вертикальное и приспособления его к прямохождению. Во время внутриутробного периода развития плод плотно «упакован» внутри матки: руки прижаты к телу, а ноги сложены довольно неестественным для человека образом – стопы повернуты внутрь, кости голени и бедра тоже скручены внутрь, а бедра в тазобедренных суставах, наоборот, максимально разворачиваются наружу. Когда малыш только учится стоять, неправильное положение стоп незаметно, поскольку, разворот его ножек в тазобедренных суставах и скручивание костей бедер и голеней произошло в противоположных направлениях – то есть они скомпенсировали друг друга, и стопы встают как бы прямо. Потом начинает изменяться соотношение в тазобедренном суставе – головка бедра центрируется, и это происходит немного быстрее, чем изменение ротации костей голеней. И в этот период родители замечают «косолапость» и начинают переживать. Но на самом деле, в большинстве случаев, это абсолютно нормальный этап развития, и паниковать, что ребенок как-то ходит неровно, не так ногу ставит, не нужно. Природа умна, она предусмотрела весь механизм развития нижних конечностей, и вмешиваться в этот процесс не стоит. Разумеется, если вас это беспокоит, то имеет смысл обратиться к врачу, чтобы он определил, эти изменения физиологичные или патологические. Если патология – лечим, если физиология – лечить не нужно.
Для профилактики неправильной установки стопы необходима пассивная лечебная гимнастика, выбор правильного ортопедического режима.
Маленький ребенок еще не может активно выполнять прямые пожелания родителей и заниматься гимнастикой сам, поэтому на этом этапе рекомендуется пассивное воздействие: хождение босиком по неровным поверхностям, по траве, по песку, по камешкам (разумеется, следим, чтобы ребенок не травмировался, чтобы поверхности были безопасные). По мере взросления ребенка (примерно после трех лет) переходим к активным занятиям лечебной физкультурой в игровой форме. Например, умываться бежим на пяточках, завтракать – на носочках, в спальню идем, как пингвинчик, мультики смотреть, как мишка. Старайтесь, чтобы ребенку было интересно этим заниматься, и тогда он привыкнет и с удовольствием будет выполнять упражнения сам.
Важен для правильной установки стопы и подбор обуви. Обувь должна быть легкая, с эластичной подошвой, супинатором — выложенным сводом. Если свод на подошве выложен, никаких дополнительных стелек не надо (если врач не прописал). Высота башмачка – до лодыжки (высокие берцы покупать не надо), чтобы голеностоп свободно работал, и могли правильно развиваться короткие мышцы голени – те самые, которые удерживают поперечный и продольный свод стопы.
Для ребенка, начинающего ходить, оптимально, чтобы в обуви были закрытые пяточка и носок – так защищаются пальцы ног от возможных травм, если ребенок запнется.
— Настоящее плоскостопие лечится иначе?
— Да, «настоящее» плоскостопие гимнастикой не вылечить. Если это врожденное плоскостопие, то оно лечится довольно сложно и многоэтапно. Существует множество хирургических методик, которые врач подбирает в зависимости от тяжести случая и его особенностей. Лечение начинается с этапных гипсовых повязок. Есть малоинвазивные оперативные пособия на сухожильно-связочном аппарате с последующим использованием специальных приспособлений – брейсов. Также есть различные оперативные пособия, связанные с вмешательством на суставах стопы, направленные на коррекцию соотношения костей стопы и устранением плоско-вальгусной деформации.
— Почему надо лечить плоскостопие и косолапость?
— Потому что эти нарушения ведут за собой деформацию всего скелета. Снизу вверх, как снежный ком, идут нарушения. Неправильная опора приводит к неправильной установке бедра, изменяется положение таза, страдают коленные суставы, получающие измененную нагрузку. Чтобы выровнять нагрузку на коленный сустав начинает ротироваться бедро, пытаясь вывести какое-то опорное положение. Бедро развернулось, начало вывихиваться из тазобедренного сустава. Чтобы ему не дать вывихнуться, наклонился таз. Наклонился таз – изменился угол наклона позвоночника. Соответственно, изогнулся позвоночник, чтобы голову оставить ровно. В результате: грубые нарушения походки и всего опорно-двигательного аппарата, сколиотические деформации со стороны позвоночника. Угрозы жизни эти состояния не представляют, но качество жизни у человека с ортопедическими проблемами очень сильно страдает.
— Еще один очень частый диагноз, который ставят новорожденным детям, — кривошея. Насколько это серьезная патология?
— Многим детям ставят диагноз «нейрогенная функциональная кривошея», часто ставят подвывих первого шейного позвонка (С1). Чаще всего, это функциональное нарушение, которое проходит самостоятельно при минимальном нашем вмешательстве, и оно не несет никакой угрозы здоровью ребенку.
Дети с функциональной кривошеей наблюдаются совместно неврологом и ортопедом, обычно корригирующей укладки, ортопедической подушки и мягкого фиксирующего воротничка бывает достаточно для того, чтобы эта ситуация разрешилась без всяких осложнений.
Функциональную кривошею важно отделить от врожденной мышечной кривошеи. При подозрении на последнюю в два месяца проводится УЗИ кивательных мышц шеи, что позволяет нам с большой дозой вероятности поставить правильный диагноз. Если при ультразвуковом исследовании выявлены какие-либо изменения в кивательной мышце, то мы начинаем проводить комплексное лечение, направленное на устранение кривошеи и восстановление функциональной способности кивательной мышцы. В лечение входит фиксация головы ортопедическим воротником, назначается курсами физиолечение, направленное на улучшение питания мышц и на восстановление их структуры. При безуспешном консервативном лечении, если деформация нарастает, то после года проводится оперативное лечение врожденной мышечной кривошеи.
При любых сомнениях, вопросах, волнениях, не бойтесь обращаться к врачу. Детский ортопед, невролог, педиатр – это специалисты, которые всегда готовы ответить на ваши вопросы и помочь вашему малышу расти здоровым.
Дополнительно
Подвывих в локтевом суставе
Очень частая травма у детей — подвывих головки лучевой кости в локтевом суставе. В локтевом суставе соединяются три кости: плечевая, локтевая и лучевая. Чтобы удерживать эти кости, существуют связки. У маленьких детей связки очень эластичные, рыхлые и легко могут соскользнуть по кости. С возрастом связки укрепляются, и подвивих уже не происходит так легко.
Эта травма случается, когда ребенка резко потянули за руку: папа покрутил, просто резко подняли ребенка за запястья (ребенка надо поднимать, поддерживая за подмышки) или даже бывает, что ведет родитель ребенка за руку, малыш поскользнулся, повис на руке – и происходит подвывих.
В момент травмы можно услышать, как щелкнул сустав. Обычно при травме ребенок испытывает кратковременную резкую боль, которая почти сразу проходит. Главным признаком травмы является то, что ребенок перестает сгибать руку в локте – дети держат травмированную руку полностью разогнутой.
Как можно быстрее после травмы ребенка надо показать врачу-травматологу, который вправит подвывих, вернет связку на место.
Когда надо обращаться к травматологу?
Дети часто падают, ударяются, травмируются тем или иным способом. Как определить, когда можно обойтись пластырем и йодом, а когда надо ехать в травмпункт?
Вообще – при любом сомнении лучше перестраховаться и показаться врачу. Травмы у детей – это такой вопрос, когда лучше, как говорится, перебдеть, чем недобдеть. Не надо стесняться, бояться, что вы отвлекаете врачей Скорой помощи или врачей травмпункта по пустякам. Здоровье вашего ребенка – это самое важное!
Осторожно: батут!
Батут – очень популярное у современных детей развлечение. К сожалению, это веселье может привести к серьезным проблемам. Самые частые травмы, которые дети и подростки получают на батутах — компрессионный перелом позвоночника. В последнее время случаев компрессионного перелома позвоночников стало очень много, в том числе — и у тех, кто профессионально занимается батутным спортом.
Безопасного способа нахождения на батутах нет. Ребенок, даже не упав, может сломать позвоночник, так как во время прыжков позвоночник получает очень большие осевые нагрузки. Особенно, конечно, это опасно для детей со слабым мышечным корсетом.