как объяснить ребенку что нельзя смотреть взрослые сайты
Как спасти ребенка от опасного контента
Такие темы, как преступления в отношении детей и подростковая преступность, не перестают будоражить общественность. Почему такие трагедии происходят и как не дать ребенку совершить роковой шаг в пропасть? Об этом мы побеседовали с психологом Андреем Лаповым.
— Благополучие подростка в этой семье заканчивалось на финансовом уровне — престижная школа, накормлен, хорошо одет. Но о его внутреннем мире никто не задумывался. Его действия не были спонтанными, они были спланированы задолго до того. Причина же кроется в проблемах воспитания. Мальчик в этой семье был глубоко несчастен, очень властная мама, которая все контролировала. И эта трагедия в очередной раз подтвердила то, что давно известно: воспитание должно быть сбалансированным, гармоничным.
Вообще, в современной психологии существуют 6 стилей семейного воспитания:
Каждый из этих стилей оказывает разное влияние на психику и формирование личности ребенка. Самый правильный стиль воспитания — гармоничный.
При этом стиле учитываются способности ребенка и его интересы. Отношения строятся на доверии и уважении, на компромиссах и эмоциональном принятии своего ребенка, при этом родители последовательны в воспитании, требовательны в соблюдении дисциплины. При таком стиле семейного воспитания формируется адаптивная, гармоничная личность. В семье того мальчика имели место и гиперопека, и авторитарный стиль, и эмоциональное отвержение, что и наложило свой негативный отпечаток на жизнь и действия подростка.
— Вам приходилось общаться и с маньяками, и с педофилами. Расцвет подобной преступности пришелся на начало 2000-х. Сейчас их стало меньше?
— Несмотря на огромные усилия, которые прилагают сотрудники правоохранительных органов, педофилов меньше не становится. Сотрудникам профильного подразделения ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, которые занимаются раскрытием подобных преступлений, работы всегда хватает. И хочу отметить, что в этом подразделении работают высочайшие специалисты своего дела, которые не оставят ни одного выявленного педофила безнаказанным.
— Опасен ли в этой связи интернет для ребенка? В чем состоят главные угрозы?
Родителям нужно настроить детский компьютер, планшет или смартфон так, чтобы он просто не давал ребёнку попасть на «плохие» сайты. Часто дети и подростки не доверяют своим родителям, поэтому не приходят к ним за советом в какой-либо затруднительной ситуации, в том числе и связанной с общением в Сети.
Этим и пользуются преступники, внушая в переписке ребенку, что настоящий друг — это он, а родители — это что-то лишнее, мешающее наслаждаться жизнью. Часто и сами родители самоустраняются от контроля за сетевым общением своих детей. А ведь доверительные отношения между родителями и детьми помогут намного больше, чем всевозможные ограничения и запреты.
— Современные подростки более доверчивы?
— Дети по своей сути и так доверчивы, но современные дети значительно доверчивей, чем их сверстники 10 и 20 лет назад. У современных подростков ещё нет жизненного опыта, они легко поддаются уговорам и заманчивым предложениям, а то и согласны последовать за преступником.
— Почему подростки стали проще относиться к обнаженным фотографиям и готовы их высылать незнакомым людям?
— Здесь несколько причин.
Чтобы получить больше просмотров, «лайков» и комментариев, дети и подростки готовы расстаться с самым сокровенным и размещают свои обнажённые фотографии.
Есть «любители», которые уговаривают ребенка за деньги позировать дома обнажённым и делать соответствующие снимки. Для детей сумма 100-200 рублей может быть значительной, вот и отправляют свои фотографии неизвестно кому за вознаграждение. А потом со стороны преступника начинается шантаж: он требует больше фотографий под предлогом, что иначе разместит уже полученные фото среди друзей, знакомых, родственников.
Чтобы избежать криминальных ситуаций, научите ребенка важному правилу: общение с незнакомыми людьми может быть очень опасным. Не нужно поддаваться на уговоры и обещания незнакомцев.
Опасность общения с незнакомцами в интернете реальна. Как я уже сказал, это могут быть просьбы прислать свои обнажённые фотографии, а могут попросить и номер банковской карты родителей с кодом.
— Стоит ли запрещать детям заводить аккаунты в соцсетях?
— Социальные сети мешают детской коммуникации. Современные дети разучились общаться вживую. Но когда вокруг все общаются в различных мессенджерах, трудно удержаться от соблазна. Поэтому каждому родителю стоит решать в индивидуальном порядке, нужен его ребенку доступ в социальные сети или пусть подрастёт. Что касается возраста, то, например, в некоторых социальных сетях стоит ограничение, что нельзя зарегистрировать страницу лицам младше 14 лет. Но дети с лёгкостью обходят этот запрет, выставляя более старший возраст.
Я бы рекомендовал родителям периодически контролировать переписку детей. Не нужно читать все сообщения подряд, но ознакомиться со списком «друзей» и их активностью в Сети желательно.
— Помимо педофилов, теперь в интернете детей подкарауливают так называемые «группы смерти» и группы, где муссируется культ «стрелков» — почему это стало так популярно?
— С одной стороны, популярность этих групп вызвана непроизвольной рекламой, когда все вокруг только и переговариваются об этих группах, а с другой стороны — это незащищённость и одиночество некоторых детей, которые таким образом пытаются заставить окружающих говорить о себе.
— Как предотвратить попадание подростка в такие группы?
— Прежде всего, должны быть доверительные отношения между детьми и родителями. Любые изменения должны насторожить.
Если ребенок стал тревожным, у него появились какие-то тайны, он не высыпается или же стал сонливым, неряшливым, у него изменился аппетит, появилась повышенная возбудимость, возникли новые знакомые — всё это должно вызвать беспокойство у заботливых родителей.
Если подросток оказался вовлеченным в такие группы, то обязательно соблюдайте осторожность, не пытайтесь обвинять ребенка, требовать объяснений, выяснять с ним отношения, запрещать. Это лишь отдалит вас от него еще больше, и ваши действия могут ускорить принятие рокового решения.
— Что нужно делать родителям, чтобы общение в Сети было для их чад максимально безопасным?
— Существует множество разнообразных программ и приложений для родительского контроля. Используя их, можно узнать, какие веб-сайты посещал ребёнок, какой контент он просматривал и какие приложения использовал. Родителям стоит обучить детей правильному поведению в Сети, чтобы исключить возможность возникновения опасных ситуаций.
Обязательно расскажите ребёнку об опасностях, с которыми он может столкнуться в Сети, обсудите с ним различные проблемы. Подростки стремятся быть более независимыми от родителей. Важно, чтобы ребёнок понимал, что родители открыты для разговора, когда речь идет о его безопасности. И если у него появляются проблемы, он должен понимать, что в любой момент может поделиться ими с родителями.
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
Что делать, если ребенок столкнулся с порнографией
Давайте будем откровенны: наши дети практически не защищены от попадания на порноресурсы. Даже если у вас стоит родительский контроль или ребенок не имеет свободного доступа в интернет, увы, он может увидеть подобный контент в школе у знакомых на всевозможных гаджетах. И мы все меньше можем это контролировать: коммерческие стремления владельцев порносайтов берут верх над соображениями этики и морали. Судя по статистике, в среднем уже 10-11-летний ребенок сталкивался с порнопродукцией хотя бы однажды. Что же делать? Хочу предложить родителям, подобно доброй фее из сказки «Спящая красавица», уж если не разрушить проклятие полностью, то попытаться его смягчить.
Почему так трудно поговорить с ребенком на тему порнографии
Две характерные реакции родителей, если они обнаружили, что ребенок смотрел порно: скандал, крики, запреты или игнорирование, «как будто ничего не заметил». Оба варианта — следствие потрясения и беспомощности. Мы понимаем, что произошло что-то совсем неправильное, но как реагировать — неясно.
Порнография — вещь сугубо интимная даже для взрослых. Понятно, что ее не смотрят все поголовно. Это то, что в любом возрасте вызывает неловкость. А тут предстоит говорить с ребенком, скажем, 11 лет! Какие подобрать слова — совершенно неясно.
Это важный и опасный момент для психики ребенка. Родитель рискует утратить тот самый авторитет правильного и мудрого взрослого, за счет обладания которым мы с вами можем влиять и воздействовать, воспитывать и взращивать. Слушая взрослого, ребенок усваивает (с разным успехом, но тем не менее), что надо учиться, нельзя воровать, убивать, надо уважать других, хорошо бы куда-то стремиться и т.д.
Два примера для повышения уровня осознания
Приведу два художественных произведения в качестве иллюстрации. Первый пример — рассказ Мопассана «Кружка пива», рекомендую каждому родителю в качестве прививки от супружеских скандалов в присутствии ребенка. Писатель рассказывает историю пьяницы, одинокого, никому не нужного человека. Ежедневно он приходит в одну и ту же таверну, пьет пиво кружками, ничем не занимается и таким чудовищным способом проматывает свое состояние и, по сути, жизнь. На самом деле этот мужчина происходит из аристократической семьи и вплоть до одного рокового дня был обычным счастливым ребенком. В 13 лет он оказался свидетелем жуткой сцены, внезапно открывшей ему истинный мир родительских отношений. Его благовоспитанный отец, требуя денег, беспощадно бил по лицу мать, посмевшую упрекнуть его в том, что тот промотал свое состояние на распутных девиц. Вот реакция мальчика:
«Я был потрясен, как бывает потрясен человек перед лицом сверхъестественных явлений, страшных катастроф, непоправимых бедствий. Мой детский ум мутился… все было кончено для меня. Я увидел оборотную сторону жизни, ее изнанку, и с того самого дня лучшая ее сторона перестала существовать для меня. Что произошло в моей душе? Какая сила опрокинула все мои представления? Не знаю. Но с тех пор я потерял всякий вкус к жизни, ничего не хочу, никого не люблю, ни к чему не стремлюсь, и нет у меня ни желаний, ни честолюбия, ни надежд».
Второй пример не уступает по яркости — фильм Педро Альмодовара «Дурное воспитание». Сюжет немного иной, но суть происходящего та же. Мальчик, ученик церковной школы-интерната, подвергается сексуальному насилию со стороны падре, преподававшего ему литературу и восторгавшегося его прекрасным пением. Такое вот сочетание духовности и страшного физиологического падения. Итог: выросший ребенок становится трансвеститом и наркоманом, потерявшим какие бы то ни было жизненные ориентиры. Тоже очень яркая цитата:
«В тот момент мой мозг раскололся на две половинки. С тех пор я потерял веру. А без веры для меня нет ни бога, ни ада. А если я не верю в ад, то я больше не боюсь. А без страха я способен на все!»
Хочу отметить: акцент здесь не на утрате религиозности. Мальчик потерял веру в нечто высокое и значимое, что могло бы служить ему компасом, указывающим правильный путь.
Не каждый ребенок, равно как и не каждый взрослый, «залипает» на это дело. Если ребенок из семьи в большей степени пуританской, щепетильно относящейся к правилам морали, где пропагандируется культура, духовное развитие и религиозность, его реакция на столкновение с порнографией может быть одним из двух вариантов. Либо он поморщится, ощутит приступ брезгливости, отвернется и никогда больше не захочет на это смотреть. Либо, наоборот, у него может возникнуть навязчивое желание увидеть это вновь. Потому что сначала ужас от увиденного заставляет нас впадать в ступор, мы как бы ни в силах оторвать взгляд. Однако потом стыд или вина могут привести к идее нарушить запрет, что будет сопровождаться возбуждением, созвучным с сексуальным, поскольку нарушение запрета вызывает страх и удовольствие одновременно. Это надо иметь в виду.
Нельзя оставлять ребенка один на один с увиденным
Как же сохранить в детях уже простроенную модель нормального общества, где взрослые — заботливые, хорошие и достойные люди, с которых надо брать пример и на которых хочется быть похожими?
Во-первых, к этому моменту хорошо бы, чтобы тема секса и половых различий была уже затронута в беседах с ребенком. Тогда вам будет, на что опираться в разговоре. Нужно также, чтобы тема не была табуирована. Ребенок с раннего возраста уже переживал определенные чувства; уже могли сформироваться какие-то романтические предпочтения, понравиться какой-то мальчик или девочка. Хорошо бы, чтобы эти ощущения были названы и тема открыта для обсуждения.
Все это говорите спокойным и благожелательным тоном, не заламывая рук и не делая ужасные глаза. То есть не пугая, а успокаивая, объясняя реальность.
В-третьих, сообщите ребенку, что вы сожалеете, что он это увидел, такого не должно было произойти. Можно сказать так: «Да, некоторые взрослые смотрят подобные вещи, возможно, им это помогает удовлетворить свои физиологические потребности в сексуальных отношениях, про которые я тебе говорила. Кто-то смотрит, кто-то нет, это их право. Но помни, что на этих порталах все устроено так: чем больше людей на них попадает, тем больше денег получают их владельцы. Что не очень хорошо говорит об этих людях, потому что в их ловушки попадают и дети. Как раз такое произошло с тобой. Может быть, не будем добавлять им просмотры?». Так вы даете адекватную и честную оценку происходящему. И ребенок слышит ваши слова, а не фантазирует себе всякое, например, ваше отношение к этому, думая о вас как о возможном участнике, хихикая или ужасаясь. Возникает больше ясности и меньше вопросов без ответов. Кроме того, вместо жестких запретов, всегда вызывающих желание их нарушить, вы просто объясняете, что правильно делать и как правильно воспринимать.
Итак, самая важная задача взрослых — не оставлять ребенка один на один с «непереваренным» ощущением от увиденного. И это единственное, что мы можем сделать, – помочь ребенку как-то уложить это себе в голову! Тогда есть шанс не оказаться в глазах ребенка лицемерами и ханжами. Сохранить свой авторитет и лицо. И если мир взрослых, может, и потеряет некоторую идеальность в детских глазах, ваш личный статус мудрого и заботливого родителя останется на прежнем уровне. Что даст шанс ребенку расти и развиваться под вашим руководством в сторону истинной человечности, а не, так сказать, некотором роде зверинности.
16 правил Интернет-безопасности для детей
В Интернете немало угроз: негатив, агрессия, непристойности, буллинг, опасные незнакомцы… Как защитить ребёнка от всего этого? Расскажем об особенностях детской психики в каждом возрасте и дадим список рекомендаций. Об этом должен знать каждый родитель.
Б ез Интернета трудно представить современную жизнь. Посмотреть мультик, скачать фильм, прочитать статьи, поиграть в игры, найти ответ на любой вопрос – возможности «мировой паутины» безграничны. Но при таком обилии информации возникает вопрос: как обезопасить детей от нежелательного контента?
По данным ресурса security.mosmetod.ru, в 2010 году Интернетом в России пользовались 43,3 млн человек, а к середине 2018 года – уже более 90 млн человек (это 81% населения). Такой большой рост пользователей, считают специалисты, может иметь негативные последствия, а Всемирная организация здравоохранения уже признала интернет-зависимость болезнью.
Самым опасным возрастом считается подростковый период. Согласно статистике, к 2018 году 56% детей постоянно находятся в сети. И если младших дошкольников родители ещё могут контролировать и регулировать их время «сидения» в Интернете (88%), то подростки, в основном, входят в сеть самостоятельно. Лишь 7% из них «зависают» в паутине под присмотром взрослых.
Также, по данным security.mosmetod.ru, больше половины пользователей до 14 лет просматривают сайты с нежелательным содержанием, 19% наблюдают сцены насилия, 16% увлекаются азартными играми.
Среди детей 5-7 лет частые запросы – это мультики и видеоигры. В 8-11 лет к этому добавляется образовательный контент и соцсети (более 80% российских подростов имеют свой профиль). Среди подростков популярны такие ресурсы, как «ВКонтакте», Google, Yandex, YouTube, Instagram, Likee, Tiktok.
Почему «всемирная паутина» столь популярна и чем она опасна? Давайте разбираться.
Какие существуют виды Интернет-угроз
Есть три основных вида опасности, подстерегающие юных пользователей:
Чем опасна «дружба» с телевизором и Интернетом
1. В первую очередь, чрезмерное пользование гаджетами влияет на психику ребёнка. Телевидение быстро информирует о событиях в мире и даёт «вкусную» картинку, вызывая тем самым привыкание. Ребёнок «подсаживается», и ему хочется больше. А Интернет позволяет найти всё, что угодно, не прилагая каких-либо усилий. Легко, быстро и доступно.
2. Длительное нахождение в статичном положении перед голубым экраном может привести к состоянию перевозбуждения. В итоге после завершения просмотра передачи/видеоролика ребёнок не знает, куда направить свою энергию.
3. Дети до 6-7 лет активно формируют картину окружающего мира через призму родителей. Чтение близким человеком сказок, рассказов позволяет малышам применить на себя некую роль, «прожить» ситуацию и сделать выводы в тесном контакте с родителем. Телевизор или смартфон не могут этого себе позволить.
4. После просмотра телевизора ребёнок некоторое время не в состоянии сосредоточиться. А рекламные вставки из-за более активной подачи видеоряда, музыкального сопровождения могут вызвать чувство тревоги.
Кроме того, реклама навязывает стереотипы. Думаю, многие сталкивались с такой ситуацией, когда после какого-либо ролика ребёнок начинает просить рекламируемую вещь. Возможно, у него уже есть такая игрушка, или, скорей всего, она ему не нужна, но кроха убеждён в необходимости этой вещи.
5. Просмотр телевизора/видеороликов не развивает речь. Наоборот, у ребёнка появляется особый стиль разговора – телевизионный. Чтобы речь правильно формировалась, малышу нужно видеть, как работает речевой аппарат при произнесении слов. Гаджеты не предоставляют в полном объёме такую возможность.
Особенности детской психики 0+
Следующая фраза может показаться банальной, но всё действительно начинается с пелёнок. На самом деле мы, взрослые, очень часто сами знакомим детей с Интернетом. Сегодня малыши знакомятся с гаджетами до года. Порой родителям удобно посадить ребёнка перед телевизором, дать смартфон и заняться своими делами. Но что мы имеем? Детская психика находится в стадии развития и обладает повышенной уязвимостью. И та информация, которая взрослому кажется обычной, на ребёнка может оказать негативное воздействие.
У малыша идёт пассивное восприятие окружающей действительности. Кроха развивается именно при тактильном общении с близкими людьми. Он не воспринимает видеоряд как речь, обращённую к нему, хотя может смотреть один и тот же мультик несколько раз. Однако выводов при этом малыш не делает, только копирует жесты и мимику.
У малыша до 6 лет высокий уровень познавательной активности, поэтому важно утолять его жажду знаний не через голубой экран, а через книги и общение с родными. Никакой развивающий мультик не заменит живой диалог.
Семейный психолог Лариса Суркова на своём официальном сайте пишет, что «разговаривать» можно и нужно уже с животом, так у малыша формируется пассивная речь.
– «Говорите с ребёнком с рождения. Пусть вы думаете, что он вас не понимает. Это формирование пассивного словаря. Всё, что вы вложите в него до трёх лет, вы получите после. Ставьте песни, аудиосказки. Общайтесь сами, привлекайте папу и всех приходящих в дом. Говорите, как можно больше!»
____________________
Особенности детской психики 6+
Малыш готовится стать школьником. В этот период происходит формирование индивидуальности ребёнка, он учится отстаивать свои границы. Поэтому в ответ на испорченную вещь одноклассником может поругаться с ним, сказать, что так нельзя.
Но сегодня ребёнок всё чаще после школы (а иногда и на переменах) уходит в виртуальный мир, где ведёт борьбу с врагами, монстрами, зомби. Его убивают, он убивает. Ребёнок теряет границы времени и пространства. Яркие картинки прочно оседают в несозревшем сознании и могут всплывать в самые неподходящие моменты.
Психолог Жанна Алешкович в интервью для сетевого издания Onliner.by поделилась:
– «Ребёнок, играя, учится агрессивному поведению и приобретает опыт – это плохо. У него снижается восприимчивость как зрителя к агрессии и искажается представление о реальном мире».
____________________
Возраст от 6 до 12 лет – это самый чувствительный период для усвоения моральных, культурных норм, духовных ценностей. Ребёнок остро реагирует на конфликты внутри семьи и школы. Поэтому задача родителей – обучить младшего школьника навыкам делового общения, критического мышления, сотрудничества, объяснить, что он – член общества и несёт ответственность за свои поступки.
Особенности детской психики 12+
После 11-12 лет ребёнок пытается осознать своё «Я». В этот период наблюдается всплеск активности в социальных сетях и чатах. Подросток хочет найти себя, и Интернет даёт ему такую возможность: заводить страницы, менять ники и аватарки, а, значит, пробовать что-то новое.
Безусловно, с одной стороны, социальные сети позволяют общаться с большим кругом людей по всему миру, но с другой – юный пользователь незащищён от случайных контактов с незнакомцами. Согласно статистике, которую приводит медийно-сервисная платформа «Афиша», подросток в соцсетях регулярно получает предложения дружбы от незнакомцев (70%), в том числе взрослых (18%).
Специалисты отмечают, что чаще всего злоумышленники стараются завлечь подростка для участия в непристойных сценах. Последствия могут быть плачевными: хищение детей, страх признаться во всём родителям, стыд из-за того, что видео и фото «гуляют» на просторах Интернета.
Особенности детской психики 16+
Кроме того, в Интернете всё чаще встречаются сообщества, которые призывают осуществить этот акт. Подростки, желая острых ощущений, из-за чувства тревоги, на зло родителям (причин много), не понимают до конца, что всё по-настоящему и навсегда. Масла в огонь добавляют и СМИ: зачастую масс-медиа широко освещают подобные происшествия, тем самым придавая им ещё большую популярность.
В мае 2016 года «Новая газета» опубликовала расследование о суицидальных пабликах «Группы смерти». Автор статьи Галина Мурсалиева рассказала историю 12-летней Эли, которая в 2015 году выпрыгнула из окна с 14 этажа.
Журналист связала этот случай с группами во «ВКонтакте», которые организовывали квесты и задания, расшатывающие психику подростков.
Статья вызвала большой резонанс. Многие обвинили автора в излишней эмоциональности и недостаточном количестве фактов. Тем не менее, публичное обсуждение привело к принятию законов: первый – о досудебной блокировке сайтов, опасных для несовершеннолетних; второй – об уголовной ответственности за склонение детей к самоубийству. Одного из предполагаемых администраторов паблика арестовали, а в нескольких регионах России прошли обыски у предполагаемых участников подобных сообществ.
Как обезопасить ребёнка
Институт Исследований Интернета приводит такие данные: 23% родителей используют какие-либо средства обеспечения безопасности в сети, кроме антивирусов. За последние 3 года увеличилось число семей, использующих настройки безопасного (детского) поиска, с 5% до 23%. В 3 раза выросла популярность услуги «Детского Интернета» от провайдера. Причина этих изменений в том, что информационной безопасности стали больше уделять внимания, а также появились «продвинутые» молодые родители.
16 правил Интернет-безопасности для детей
1. Ограничить время провождения в сети.
2. Использовать средства обеспечения безопасности (антивирусная программа, настройки безопасного поиска, безопасный режим в соцсетях, использовать контентные фильтры).
3. Подключить у провайдера услугу «Детский Интернет».
4. «Родительский контроль». С помощью этой функции в системе Windows можно регулировать использование компьютера детьми.
5. Установить бесплатную программу «Интернет Цензор». Она блокирует сайты, на которые вы не хотите, чтобы заходили с вашего компьютера.
6. Следить, чтобы ребёнок смотрел программы/фильмы с соответствующей маркировкой по возрасту (0+, 6+, 12+, 16+, 18+).
7. Объяснять детям, что не всё то, что пишут в Интернете – правда. Рассказать, в чём опасность «всемирной паутины».
8. Донести до ребёнка, что нельзя где-либо при регистрации указывать своё реальное имя и фамилию. Помогите юному пользователю подобрать надёжный логин.
9. Мониторить друзей и подписчиков ребёнка в соцсетях (нет ли среди них взрослых людей, незнакомых ребят с другой школы/города/района).
10. Объяснить, что онлайн-друзья могут отличаться при встрече. И пусть онлайн-дружба такой и остаётся (по крайней мере для младших школьников).
11. Быть внимательными к ребёнку. Убедитесь, что он не жертва интернет-буллинга. Если у ребёнка в подписках нет друзей, то, возможно, он удалил их именно потому, что подвергся издёвкам со стороны.
12. Слушать и поддерживать ребёнка в любой ситуации. Проводите больше совместного времени. Старайтесь вместе читать и рассуждать над прочитанным. Отдавайте предпочтение активным играм, чем нахождению в четырёх стенах.
13. Рассказать, что нельзя скачивать файлы, полученные от незнакомых пользователей.
14. Вводить компьютерные игры следует только после формирования игровой и творческой деятельностью, то есть после 6 лет. До этого времени малыш может вполне обойтись без виртуального мира.
15. Помните, что до 7 лет ребёнку не нужен Интернет. Младшим школьникам достаточно 30 минут в день, по мнению педиатров. В 10-12 лет ребёнок может проводить в Интернете не более 1 часа. Старше 12 – не более 1,5 часа.
15. Кроме того, родители тоже должны с осторожностью использовать свои социальные сети. Очень часто взрослые размещают в своём аккаунте фото и видео своих детей. У каждого для этого свои цели: кто-то хочет поделиться с онлайн друзьями фотографиями своих малышей, кто-то использует их для продвижения своего профиля (вспомним блогеров). В любом случае это большая информационная база для мошенников.
Да, избавить ребёнка полностью от гаджетов сегодня невозможно. Минимум, что может сделать родитель, это тщательно следить за контентом и уметь ставить чёткие рамки пользования Интернетом. При этом, нам, взрослым, самим стоит задуматься над фразой «счастье любит тишину» и как можно меньше «сидеть» на своих страницах и делиться личными фото.
Семейный психолог Людмила Петрановская советует насильно не вытаскивать детей из гаджетов, а предложить им альтернативу:
– «Если они слышат от родителей нелицеприятные вещи, назидания и указы – зачем им выныривать из понятного виртуального мира? Смысла-то нет. Сделайте реальный мир ребёнка таким, чтобы он ему понравился».
____________________