Как называются инструменты для скульптуры
Инструменты для скульптуры: какими они бывают и как ими работать?
Когда люди заходят в магазин и спрашивают инструменты для лепки, то чаще всего им предлагают стеки для детского творчества. Однако, в скульптуре существуют специальные профессиональные инструменты, некоторые из которых, впрочем, великолепно подходят и для детского творчества. Давайте рассмотрим какими они бывают.
Лепка, ваяние, отливка
Работу скульптора можно поделить на три области: лепка, ваяние, отливка. Лепка подразумевает работу с мягкими материалами (глина, пластилин, полимеры…). Ваяние — это отсекание частей твёрдого материала (камень, гипс, дерево…) Отливка — это когда в созданную форму заливается жидкий материал, который потом затвердевает (гипс, расплавленные металлы, полимерные глины). В соответствии с этими направлениями работы, инструмент скульптора делится на скребковый, режущий, заглаживающий, продавливающий…
Стеки
Стеки — наиболее известный инструмент для лепки. Они бывают самой разной формы, но их суть в том, чтобы снимать или продавливать пластичную массу (глину, пластилин, полимерные материалы).
Стеки-петли
Стеки-петли — представляют собой инструмент с деревянной ручкой, к которой прикрепляется петля из стальной проволоки. При помощи таких стек-петель срезают кусочки глины или пластилина, придавая пластичной массе нужную форму. Петли могут иметь различную форму.
Штихели
Штихели-резцы, используются преимущественно в гравюре, но, также, ими можно работать с не очень твёрдым материалом в скульптуре, например с затвердевшим гипсом. Также существуют штихели для моделирования формы из мягких масс (глина пластилин).
Стек-булька
Стек-булька представляет собой металлический стержень с шариком на конце. Используется для тиснения различных материалов, а также для продавливания глины и создания вогнутой формы в работе над мелкими деталями.
Косарики
Косарики — скребковый металлический инструмент с узкими закруглёнными концами для отделки вогнутых и выпуклых частей рельефа.
Клюкарзы
Клюкарзы — скребковый инструмент, который используют для заравнивания поверхности после обработки деталей.
Цикли
Цикли — скребущие пластины для выравнивания плоскостей.
Правильца
Правильца — скребущие скошенные стальные пластины для выравнивания небольших плоскостей.
Скарпели
Скарпель — стальной стержень с заостренным плоским концом. Его используют по принципу долота для расколотки формы.
Долота
Долото скульптурное — инструмент для долбления твердых материалов (гипс, камень). Бывают различной формы: прямые долота, полукруглые долота…
Царапки
Царапки — скребковый инструмент с гладкими или зазубренными лезвиями для очистки поверхности и для снятия излишка раствора.
В заключении этого перечня, конечно же, хочется назвать главный инструмент скульптора — руки. Когда лепят из глины, руки являются основным «инструментом». Пальцы мастера способны не только придать заготовке нужную форму, но и почувствовать материал. Однако, чтобы проработать мелкие детали без стек не обойтись. Также они незаменимы для снятия лишней глины и заглаживания поверхностей.
Если же работать с твёрдыми материалами, то, конечно же, понадобятся стальные долота, скарпели. Также они будут необходимы когда придают форму застывшему гипсу. В работе с ним потребуется скребковый инструмент.
Кроме объёмной скульптуры существуют различные направления в лепных работах. Например лепнина в архитектурном декоре. Только подумайте, сколько мастеров трудились, например, над декором московского метро! Или над декором дворцов Петербурга! Для выполнения подобных лепных работ потребуется уже большее количество инструментов, чем мы рассмотрели. Здесь используются различные технологии, для которых нужны специальные инструменты и приспособления. Но это уже другая тема.
Хочется процитировать слова Микеланджело, хорошо иллюстрирующие основной принцип скульптуры: «Я беру камень и отсекаю всё лишнее». Действительно, задача скульптора кажется простой — убрать всё лишнее. Но как же это сложно на практике! И без специальных инструментов тут не обойтись.
Детский мир
Лепные изделия – ручная работа. Руками вчерне лепят все изделие, дорабатывают, особенно мелкий рисунок, с помощью инструментов. Для этой цели потребуются следующие инструменты. Ножи для изготовления стеков, шаблонов, обрезания глины, формовки и т.д. Стеки при лепке из глины, воска или пластилина. Они бывают из дерева твёрдых пород: бука клёна, берёзы, дуба, пальмы, сирени, иногда из ели, длиной от десяти до двадцати пяти сантиметров и толщиной в свой наиболее толстой части от одного до трёх сантиметров. Концы стеков делаются самой разнообразной формы: плоской, треугольной, остроугольной, закруглённой, круглой и так далее.
Для срезания лишней глины, вырезки глубоких мест и тому подобного нужны стеки с металлическими наконечниками. При работе с пластилином и воском применяют часто металлические стеки, которые можно нагревать. Их изготовляют из толстой медной, алюминиевой или железной проволоки.
Циркуль для вычерчивания рисунков и измерения моделей.
Циркуль-пантограф для измерения при увеличении и уменьшении размеров лепимых изделий. Циркули-пантографы бывают металлические и деревянные. Они продаются в магазинах.
Мерник – для измерения высоты различных точек модели скульптуры, выступающих над плоскостью фона. При лепке орнамента мерник является незаменимым инструментом, та как орнамент имеет весьма рельефную поверхность.
Линейка и угольник для измерения длины изделий и проведения равных горизонтальных и вертикальных линий. Линейка и угольник должны быть с делениями.
Отвес, состоящий из груза и нитки; служит для установки изделий, уточнения вертикальных линий и так далее. Груз весом не менее пятидесяти граммов укрепляется на прочной нитке, шнурочке или тонком шпагате. Форма груза может быть любая. Грузик можно сделать из кусочка железа или свинца, вставив в него проволочную петельку.
Кисти для обметания с изделий пыли, крошек глины, для промывки изделий, смазывания их смазкой. Желательно иметь кисть диаметром 2-3 сантиметра и 2-3 кисти диаметром 1,5 сантиметра.
Спринцовка для опрыскивания глиняных изделий водой и смывания глины во время формовки; продаётся в аптеках и аптекарских магазинах.
Место для лепки и его оборудование
Лепить можно в любой светлой комнате с равномерным освещением. Конечно, при этом следует соблюдать соответствующую чистоту и каждый раз убирать за собой рабочее место. Летом хорошо лепить на воздухе – в тени под деревом или под временно устроенным навесом. Правда, глина на воздухе высыхает быстрее, её требуется часто увлажнять.
Для хранения материалов, изделий и инструментов желательно иметь кладовую или шкаф.
Лепить нужно на мольберте. Простой мольберт делают из досок на шпонках (чтобы не покоробило), к ним прибивают для упора две рейки. Можно сделать и более сложный мольберт, и станок для лепки объёмных изделий. Для мольберта, прежде всего, делают подставку высотой от 1,5 до 2,5 метра на трёх или четырёх ножках. На подставке сверлят отверстия на расстоянии 10 сантиметров друг от друга. В отверстия вставляют гвозди или деревянные клинья, на которых на нужной высоте устанавливают щит.
1 — подставка; 2 — подставка со щитом.
Станок для лепки делают высотой по грудь работающего скульптора. Он может быть также на трёх или четырёх ножках. Между ножками станка обычно делают полочку, куда кладут инструменты. На крышке станка устанавливают вращающуюся подставку.
1 — станок на трех ножках; 2 — станок на четырех ножках.
Во время работы под ноги целесообразно положить лист картона, газету или мокрую тряпку, чтобы не пачкать пол.
Во время лепки из глины обычно надевают халат или фартук. Одежда не должна стеснять движений рук, чтобы не утомлялись их мышцы.
После работы рабочее место необходимо чисто убрать, то есть смыть все со стола, подмести пол, а если надо, то и вымыть его; глину и изделия закрывают мокрыми тряпками, инструменты очищают и убирают, завернув в сухую тряпку.
В помещении должно быть хорошее освещение, лучше дневное; можно лепить при искусственном свете – электрическом или ламповом, но он не равномерен, слабо освещает работу и утомляет зрение. При искусственном освещении лучше делать только черновую работу.
В следующей статье мы разберем с вами что и как можно лепить.
Чек-лист: инструмент скульптора и 4 направления работы творческой профессии
Профессия скульптор – это творчество, специальность которая появилась очень давно и нашла свое применение в современности. Заказы на работу можно получать и в мире цифровых технологий. Простое описание профессии: это человек который делает скульптуры на заказ. Значительная часть творчества и искусства перешла на цифровое пространство Внимания к классическим формам искусства придается меньше, но они все равно находят свое применение. Инструмент скульптора прост в работе, но каждым из них, нужно уметь работать профессионально, без этого работа не будет смотреться перфектно.
Работа для художника скульптора, можно сказать, так же популярна, как ряд рабочих профессий. Но есть одно существенное отличие – мастер творит. Иногда даже приходится работать как «конвейер», штампуя одинаковые, или однотипные заказы. Художник скульптор на конвейере, все равно найдет себе применение. В России и СНГ зарплата таких специалистов не большая. Художники скульпторы получают от 25 000 руб.
Кто такой скульптор: описание профессии
Это художник, деятель искусства, который придаёт материалу определенную форму. Материалы из которых творит мастер:
Все это многообразие классифицируется по пластичности (твердости) и тяжести. Естественно, к каждому материалу скульптор подбирает свои инструменты. Художник, глядя на исходный материал, уже представляет в своем воображении, как он будет выглядеть после его работы. Формируется некий 3D-макет и на основе своего представления мастер выполняет работу.
Многое будет зависеть от ловкости пальцев, выносливости рук – над одной только скульптурой, порой приходится работать не одну неделю, чтобы получился «идеал». Можно выполнять разные заказы: бюст, постамент, животное, растение, образ из современного искусства, реплика классики.
Работа скульптора – это объединение «творческой усидчивости с пространственным мышлением». Свои наброски можно оставить на бумаге, но конечная цель будет представляться только объемной.
К слову, не всегда готовое изделие будет по своему типу круглым, то есть имеющим такую форму со всех сторон, или рельефным — «получившим» рельеф только на одной плоскости. По своему типу скульптура делится на:
Инструменты, используемые в работе
Профессия связана с определёнными инструментами. Ровно так же, как строитель покупает для себя инструменты – чтобы изменить форму предмета, художник расширяет свой арсенал инструментов. Для своей изделий каждый мастер использует скульптурный станок. Можно увидеть его среди тех, кто делает посуду из глины. Однако, для скульптора куда важнее получить крепкий станок с надежным подшипником, обеспечивающим свободное кручение платформы вокруг своей оси.
Для работы с камнем используется напильник, плоское долото и молоток, который выбирается полегче – массой до одного килограмма, чтобы можно было контролировать силу, с которой он «падает» на другой инструмент. Шпунт – это также инструмент скульптора для обработки камня – получил также название «плоское долото».
Его лучше сразу выбрать с завитком похожим на крючок – так можно будет наносить рисунки и рельефные элементы на материал. Наконец, для камня понадобится наждачная бумага 220 для устранения неровностей или шероховатостей. Фермуар – инструмент скульптора по виду, как долото – используется реже, потому что более сложен в обращении.
Для работы с глиной понадобятся:
Для работы с деревом также используются разные лекала, резцы, ножи-косяки, ножи-резаки, стамески. Резец, который использует скульптор, отличается от строительного тем, что он предназначен для тонкой, детальной, а не для грубой работы.
Личностные качества специалиста
К скульпторам применимы следующие требования:
Плюсы и минусы профессии
К плюсам можно отнести:
Где учиться на скульптора
Отличное начало трудового пути по этой профессии – окончание детско-юношеской художественной школы, где будущему скульптору будет прививаться понятие искусства. Последующее обучение можно продолжить в ВУЗах, выбрав для себя следующие специальности: «Декоративно-прикладное искусство и дизайн», «Художественная обработка камня», «Скульптура», «Монументально-декоративное искусство». Их можно получить в следующих учреждениях высшего образования:
Тип занятости
Занятость зависит от места работы, она может быть установлена графиком 5/2 или 2/2. Нередко мастер слишком увлекается, засиживаясь на допоздна – надо быть готовым к ненормированному рабочему дню. Рабочий график скульптора может быть непостоянной — все зависит от числа заказов, поступающих от клиентов. Спрос на его услуги имеет сезонный характер, поэтому клиентов часто приходится ждать.
Место работы
Можно работать по специальности выбрав из нескольких вариантов:
Известные специалисты работают самостоятельно, открывая частную практику. Хорошим спросом пользуются студии ландшафтного дизайна, которые помогают обустроить частный и муниципальный участок – к ним поступают заказы не только по самому ландшафту, но и по «украшениям», в том числе скульптурам.
Заработная плата
Заработная плата по профессии скульптор по России составляет от 25 000 рублей до 60 000 рублей, в Москве – от 27 000 рублей до 50 000 рублей.
Инструменты скульптора
Оборудование и инструменты
В этой главе мы немного рассмотрим основное оборудование и инструменты, которыми пользуется скульптор. Это не означает, что если у вас чего-то из этого нет, нужно срочно посыпать голову пеплом и отказываться от занятий скульптурой. И в любом случае, прежде чем что-то покупать в салонах для художников (многое из этого стоит недешево), лучше познакомиться со всем оборудованием и инструментами вживую, посетив занятия в мастерской какого-нибудь скульптора, и осознав, что из этого вам действительно необходимо. Тем более, что некоторые принадлежности (например инструменты) иногда проще сделать самому или изготовить на заказ, чем пытаться найти их в продаже. Другие могут продаваться, но не обладать необходимыми вам характеристиками. Третьи могут продаваться набором, а пользоваться вы будете двумя-тремя и т.д.
Позволяет вести работу на удобной высоте и (за счет вращения станка) со всех сторон. Имеет различные варианты исполнения.
Предполагает возможность регулировки по высоте и легкость поворота вокруг оси. Верхняя плоскость (столик) должна быть закреплена перпендикулярно к оси вращения станка.
В магазинах можно приобрести разные варианты станков. Металлические имеют подшипники, обеспечивающие легкость вращения, длинный винт с резьбой, позволяющие как легко менять высоту, так и (затянув один из барашков) вращать станок на одной высоте. Закрепление другого барашка блокирует вращение станка. Кроме того, металлические варианты как правило обладают большим весом, чем деревянные, что обеспечивает устойчивость станка.
Если поверхность столика деревянная, ее желательно защитить от воды, например, обив с загибом на края, листовым металлом.
Основным преимуществом деревянных вариантов станков, продающихся в магазинах товаров для художников, является их стоимость. что неудивительно при предельно простой конструкции.
Внимательно ознакомившись с устройством станка (лучше всего конечно, вживую и поработав на нем), вы вполне можете попросить мастеров, работающих с металлом или деревом, изготовить для вас такой же на заказ. Одной моей знакомой металлический станок изготовленный частным образом обошелся дешевле, чем стоимость деревянного в магазине. Особое внимание как при покупке, так и при заказе станка следует обратить на его ровность, перпендикулярность столика к оси вращения (на ровном полу она должна давать более-менее горизонталь, при условии, конечно, что ноги одинаковой длины).
Как правило, станки имеют по 3 ноги (идеально ровных полов не бывает). Для лепки фигуры и любых других вещей имеющих развитие по вертикали, станок необходимо отрегулировать, чтобы его плоскость (столик) давала ровную горизонталь (ведь поверхности пола как правило, имеют не только кривизну, но и наклон), иначе ваша фигура при поворотах будет наклоняться влево-вправо и работать над ней будет мягко говоря очень неудобно.
Настольные варианты скульптурных станков или столиков удобны для работы над небольшими вещами, как правило сидя. Как правили не регулируются по высоте и могут иметь самый разный внешний вид. Чаще всего в магазинах можно приобрести аналоги большого станка с квадратным столиком и укороченными ногами и так называемые «турнетки» (фото внизу, справа). Встречаются и самодельные артефакты (фото внизу, слева). Кроме того для этих целей иногда используют диск «Здоровье». Удобство настольного станка определяется возможностью работать на удобной высоте и легкостью поворота вокруг оси.
Основными инструментами скульптора для работы с глиной и пластилином, помимо рук, являются стеки, петли и ножи.
Стеки могут иметь самую разную форму, иногда до очень экзотической, но это не означает, что все варианты, которые вы встретите в продаже или какой-либо мастерской, вам жизненно необходимы. Чаще всего довольно простая форма оказывается и самой любимой. Стеки продаются в салонах для художников, их так же не сложно изготовить самим, исходя из своих собственных представлений об удобном инструменте.
Петли как и стеки хорошо иметь разной величины и применять в зависимости от размера скульптуры и стадии работы.
Нож позволяет срезать глину и пластилин, задавая большие соотношения и рисовать кончиком ножа по поверхности пластилина и глины, как карандашом по бумаге, намечая оси, границы планов и т.д.
Кроме того, в работе используются циркуль и линейка.
Для проработки мелких деталей как в мягком материале, так и в гипсе пригодится инструменты продающиеся в магазинах для кукольников. Можно использовать и зубоврачебный инструмент. Опять таки, это не означает, что Вам понадобится весь ассортимент этих «закорючек», а одна-две, с которыми Вы больше всего подружитесь. Не исключено при этом, что Вам захочется что-то дополнительно подточить, подогнуть или «перековать».
Инструменты и материалы лепки
В лепке скульпторами обычно применяются глина и пластилин. Каждый из этих материалов обладает своими особыми качествами, позволяющими пользоваться ими в зависимости от условий и назначения работы.
Практика показала, что наиболее удобным материалом для лепки является размоченная глина из любого местного сорта. Она очень эластична и податлива в работе.
Глина бывает жирная, бывает вязкая (с большим количеством песка) и наоборот. Различают глину и по оттенкам: она встречается красная, серая, серовато-зеленая, коричневая. Лепить можно из глины любого цвета, однако скульпторы предпочитают серовато-зеленоватые сорта, так как нейтральный тон позволяет хорошо воспринимать вылепленную форму и не утомляет глаз.
Глина для лепки приготовляется следующим способом: ее складывают кусками в бочку или ящик и заливают водой до уровня верхнего края глины. Чтобы она размачивалась равномерно, ее протыкают в нескольких местах палкой. Затем глину промешивают руками, очищая от камешков, палочек и других посторонних предметов. Если промешанная глина получилась слишком жидкой, ее необходимо вынуть из бочки и разложить на доске или клеенке для того, чтобы испарилась лишняя влага. Когда глина перестанет прилипать к рукам, можно считать, что она готова для работы.
Глину, предназначенную для лепки, можно держать в той же бочке или ящике, покрывая сверху мокрой тряпкой или клеенкой. Это дает возможность сохранять ее влажной и пригодной для работы. Оставшуюся засохшую глину и ненужную высохшую скульптуру можно вновь использовать: их нужно разбить на мелкие куски и снова замочить.
Скульптура из глины в процессе ее выполнения должна сохранять необходимую влажность, для чего она обрызгивается водой и обертывается сырой тряпкой или мягкой клеенкой. Перед началом сеанса надо каждый раз проверить состояние глины и смочить ее, если она подсыхает. По окончании сеанса работу также следует смочить и вновь завернуть. Для смачивания обычно пользуются садовым опрыскивателем или пульверизатором.
Наиболее распространенным после глины материалом для лепки является пластилин. В продаже имеется пластилин цветной (детский) и одноцветный, применяемый скульпторами. Он достаточно мягок и пластичен, позволяет выполнять работу в любом размере, но чаще применяется для лепки эскизов и небольших этюдов. Пластилин удобен для лепки в домашних условиях, так как не требует специального оборудования для хранения. Он всегда пригоден к употреблению, его, в отличие от глины, не нужно поливать и заворачивать.
Выполненные из глины и пластилина работы трудно сохранять длительное время, и поэтому их обычно переводят в гипс – формуют.
Для устойчивости скульптуры и удобства в лепке часто применяется каркас, который представляет собой как бы остов будущего произведения. При исполнении некрупных работ каркас обычно делается из мягкой проволоки, иногда из дерева. Чтобы сохранить небольшую глиняную скульптуру, ее следует делать без каркаса, так как глина, высыхая, уменьшается в объеме и каркас может разрушить работу изнутри: она сначала растрескивается и затем разваливается на куски.
Для лепки надо иметь необходимый набор инструментов. Это деревянный молоток – киянка, применяемый при работе в больших размерах для набивки глины на каркас, а для рельефа – на доску. Кроме того, необходимы деревянные или металлические стеки и различные по форме и размерам петли. Стеки делаются из кости, дерева (самшита, яблони, груши, рябины) и металла (латуни, меди, нержавеющей стали); петли – из металла и имеют деревянные ручки. Стеки применяются главным образом при окончании работы и для проработки деталей в тех случаях, когда это невозможно сделать рукой. Петлями пользуются для срезания глины. Особенно удобны петли при лепке складок. Эти инструменты можно приобрести в магазинах, но скульпторы предпочитают делать их сами по своему вкусу.
Кроме того, скульптору необходимы кронциркуль, уровень и отвес. Уровнем пользуются для проверки правильности положения станка. Отвес применяется при работе над фигурой – для проверки правильности ее постановки. С помощью кронциркуля уточняют правильность взятых на «глаз» пропорций и размеров.